История картины
Великан , также называемый Колоссом (без номера, 1814-1818 гг.). Полированная акватинта офорта Франсиско де Гойи, нижняя часть гравюры, где должно было быть вставлено название, обрезана.
Картина стала частью коллекции Музея Прадо в 1931 году, когда она была подарена имением Педро Фернандеса Дурана. Первое задокументированное приписывание картины Гойе датируется 1946 годом, когда Франсиско Хавьер Санчес Кантон опубликовал описи поместья Хосефы Байеу, жены Гойи, после ее смерти в 1812 году. В описи описана картина с изображением «гиганта» с такими же размерами. как Колосс , который был отождествлен с X (Ксавье Гойя) и числом 18.
Картина была передана в собственность Мигелю Фернандесу Дурану Фернандесу де Пинедо и Бисаррону, маркизу Пералесу, так как он оставил ее своему правнуку Педро Фернандесу Дурану после его смерти в 1833 году. Картина занесена в нотариально заверенное поместье Паулы. Бернальдо де Кирос (маркиза Пералеса и Толосы и мать Педро Фернандеса Дурана) после ее смерти в 1877 году. В это время картина была описана как «Пророческая аллегория несчастий, произошедших во время войны за независимость, оригинал Гойи, размером 1,15 на 1. 3 (глобальные единицы измерения) (имеющий стоимость одна тысяча пятьсот песет «.
Совсем недавно поднятые вопросы относительно авторства Колосса и его отсутствия на выставке Прадо Гойя в военное время привлекли внимание, среди прочего, к офорту Гойи на ту же тему, который был включен в ту же выставку (каталог выставки № 28 ). В статье под названием «Художественная техника как метод исследования, относящаяся к« Колоссу » Гойи » (в журнале Goya № 324) Хесуса Вега установил связь между офортом, известным как «Гигант» (второй экземпляр которого имеется на испанском языке)
Национальная библиотека в Мадриде) и «Колосс» в следующих словах: «гигант переходит от сопротивления / защиты, гордого и возвышенного, к упавшей меланхолии, отражая настроение многих испанцев, коллективное чувство, разделяемое его создателем». Если приписывается, что картина написана между 1808 годом — началом войны на полуострове — и 1812 годом — когда картина записана как находящаяся в числе товаров, разделенных между Гойей и его сыном Хавьером, — тогда гравюра должна быть датирована как возникшая после окончания войны. войны за счет техники и материалов, использованных в серии офортов «Катастрофы войны» .
Рисунок с названием Gran Coloso dormido (Большой спящий великан), написанный почерком Гойи. Литографический карандаш, Альбом G-3 или Первый альбом Бурдео (1824–1828), бывшее собрание Герстенберга, Берлин и Эрмитаж ( Санкт-Петербург ).
Жизнь Гойи в первые годы XIX века (1799—1808)
Для монархов же выход «Капричос» остался незамеченным. В сентябре 1799 года королева заказала Гойе портрет, изображающий её в мантилье. А уже через месяц она позировала и для конного портрета. 31 октября 1799 года Гойю назначили первым придворным художником с жалованием в 50 000 реалов в год. В том же году он написал портреты актрисы «Ла Тираны» и поэта Леандро де Моратина. В компании с последним Гойя в январе 1800 года искал себе новые апартаменты, так как его дом приобрёл Годой для своей любовницы Пепиты Тудо. В апреле Гойя написал портрет супруги Годоя, графиню де Чинчон, дочь дона Луиса. В июне 1800 года Гойя купил за 234 000 реалов дом на углу улиц Вальверде и Десэнганьо. В ноябре того же года в апартаментах дворца Годоя замечена «Маха обнажённая». К июню 1801 года Гойя закончил знаменитый «Портрет семьи Карла IV» (где изобразил с психологической достоверностью всех членов семьи короля), портреты короля и королевы в полный рост и «Конный портрет Карла IV», менее удачный, нежели портрет Марии Луисы. В мае 1801 года Гойя написал также портрет Годоя в вальяжной позе, на тот момент — сомнительного триумфатора «Апельсиновой войны». В 1801—1803 годах Франсиско написал 4 тондо и для собственного дома. В 1802 году появилась и «Маха одетая», на которой изображена всё та же модель и в той же позе, что и в «Махе обнажённой». В июле 1802 года умерла покровительница Гойи герцогиня Альба, сохранился рисунок Гойи с проектом гробницы для герцогини. В июле 1803 года Гойя предложил королю для его гравировальной мастерской медные доски «Капричос» и непроданные офорты. С этого времени, до 1808 года, Гойя перестал получать заказы от двора, но сохранял жалованье. Его финансовое состояние позволило купить ещё один дом на улице де лос Рейес. В том же 1803 году умер Сапатер, с которым Гойя не переписывался с 1799 года. С 1803 до 1808 года Гойя создавал почти исключительно только портреты: молодого графа де Фернана Нуньеса (сына близкого друга Карла III), маркиза де Сан Адриана (типичного испанского гранда и мачо, друга Кабарруса), маркизы де Вильяфранка (член семьи Альба), дамы Исабель де Лобо-и-Порсель и портрет дочери герцога Осуна. В 1805 году Гойя устроил свадьбу своего 21-летнего сына Хавьера с Гумерсиндой Гойкоэчеа, родственницей крупных баскских финансистов. Гойя исполнил ряд рисунков молодожёнов и подарил им свой дом на улице де лос Рейес. В это время заказчиками на портреты стала зарождающаяся в Испании крупная буржуазия: Порсель, Фелис де Асара (натуралист), Тереса Суреда (жена управляющего фарфоровой мануфактуры Буэн-Ретиро), Сабаса Гарсия, Педро Мокарте и другие. В 1806 году произошёл арест бандита Марагато, вызвавший в народе резонанс. Гойя по этому поводу создал 6 полотен.
Колосс Гойи
Ведущий испанский живописец конца 18-го, начала 19-го века, Франциско де Гойя отличился при травлении, гравировке, создании гобеленов и картин, став ведущим художником королевского двора Карла IV. Несмотря на покровительство Карла, Гойя никогда не был убежденным монархистом. Часто говорят, что Эль Греко был художником церкви, Веласкес художником королевского двора, а Гойя живописцем народа. Более того, его авангардные мотивы делают мастера одним из первых современных художников Европы, вдохновившем множество модернистов, а также знаменитых мастеров, в частности Моне и Пикассо. Написанные портреты помогли Гойе добиться самого высокого положения, доступного для придворного художника.
В 1793 паранойя и другие проблемы со здоровьем делают художника глухим и склонным к упадническим настроениям, что выливается в создание серий работ, полных темного романтизма.
Анализ картины
Колосс (с испанского можно перевести как «Гигант»), один из величайших шедевров не только Гойи, но и всей истории живописи, а также один из прекрасных примеров романтического воображения мастера. На фоне неба, обращенный голой спиной к зрителю, стоит огромный человек. Он темный, бородатый и физически развитый, а его кулаки подняты в угрожающей манере. Кажется, человек уходит прочь. Холмы, расположенные на уровне бедер, дают представление о том, насколько массивна изображенная фигура. Для этой цели также изображены облака, которые лишь обвивают таз. Прикрытые глаза гиганта, вероятнее всего, символизируют идею слепого насилия.
Между зрителем и колоссом лежит широкая долина, которая является местом массового панического бегства. Люди с наполненными телегами и запряженным скотом удаляются от огромной фигуры на горизонте. Дополнительную напряженность на переднем плане создает бегущее стадо быков. Стоит отметить растерянного седого мула, стоящего левее от них. Некоторые эксперты считают, что животное символизирует непонимание ужасов войны.
Странно, но нет никаких обоснований полагать, что гигант причинил вред кому-либо. Однако, зрителю не нужно этого знать, чтобы оправдать бегство испуганных людей.
Техника
Техника, используемая Гойей в «Колоссе» подобна той, которая использовалась им в серии фресок на стенах своего дома («черных картин»), однако, историки искусства опровергли предположение того, что работа является частью серии, несмотря на преобладание характерных цветов и своеобразно построенному освещению.
Основным источником вдохновения послужила поэма «Пиренейское пророчество», Хуана Баутиста Арриаза. Стихотворения изображают испанский народ как гиганта, вышедшего из Пиренеев, чтобы дать отпор Наполеону. Кроме того, тщательный анализ образа гиганта показал, что эта фигура схожа с Геркулесом, нарисованным Франсиско де Сурбарано.
Одна из иллюстраций к подвигам Геркулеса. Сурбарано.
Авторство
В июне 2008 года года у главы музея Прадо (Мадрид) возникло мнение о том, что «Колосс» — работа не руки Гойи. Длительные споры и разбирательства опровергли это предположение.
История картины [ править ]
Великан , также называемый Колоссом (без номера, 1814-1818 гг.). Полированная акватинта офорта Франсиско де Гойя, нижняя часть гравюры, где должно было быть вставлено название, обрезана.
Картина стала частью коллекции Музея Прадо в 1931 году, когда она была подарена имением Педро Фернандеса Дурана. Первое задокументированное приписывание картины Гойе датируется 1946 годом, когда Франсиско Хавьер Санчес Кантон опубликовал описи поместья Хосефы Байеу, жены Гойи, после ее смерти в 1812 году. В описи описана картина с изображением «гиганта» с такими же размерами. как Колосс , который был отождествлен с X (Ксавье Гойя) и числом 18.
Картина была передана в собственность Мигель Фернандес Дюран Фернандес де Пинедо у Bizarrón, маркиза Perales, как он оставил его своему правнука, Педро Фернандес Дюран после его смерти в 1833 году разъяснение необходимости картина перечисленных в нотариальное поместье Пол Берналдо де Квирос (маркизы Perales и Толосы и матери Педро Фернандес Дюран) после ее смерти в 1877. разъяснении необходимости в это время картина была описана как «вещими аллегории несчастий , которые имели место во время Война за независимость, оригинал Гойи, размер 1,15 на 1 3 (глобальные единицы измерения) (имеющий стоимость одна тысяча пятьсот песет «.
Совсем недавно поднятые вопросы относительно авторства Колосса и его отсутствия на выставке Прадо Гойя в военное время привлекли внимание, среди прочего, к офорту Гойи на ту же тему, который был включен в ту же выставку (каталог выставки № 28 ). В статье под названием «Художественная техника как метод исследования, относящаяся к« Колоссу » Гойи » (в журнале Goya № 324) Хесуса Вега установил связь между офортом, известным как «Гигант» (второй экземпляр которого имеется на испанском языке)
Национальная библиотека в Мадриде) и Колосс.Этими словами: «гигант переходит от сопротивления / защиты, гордого и возвышенного, к упавшей меланхолии, отражая настроение многих испанцев, коллективное чувство, разделяемое его создателем». Если считается, что картина написана в период между 1808 годом — началом войны на полуострове — и 1812 годом — когда картина записывается как находящаяся в числе товаров, разделенных между Гойей и его сыном Хавьером, то гравюра должна быть датирована как происхождение после окончания войны за счет техники и материалов, использованных в серии офортов «Катастрофы войны» .
Рисунок с названием Gran Coloso dormido (Большой спящий великан), написанный почерком Гойи. Литографический карандаш, Альбом G-3 или Первый альбом Бурдео (1824–1828), бывшее собрание Герстенберга, Берлин и Эрмитаж ( Санкт-Петербург ).
Капричос 52. Чего не сделает портной!
Франсиско Гойя. Капричос. Что не сделает портной! 1799 г. Музей Прадо, Мадрид
Люди преклонились перед грозным монахом-проповедником. Но этот образ мнимый. На самом деле перед ними умело сшитый портным балахон монаха. А под ним ничего, кроме… трухлявого дерева.
Так Гойя обличает людскую наивность. Насколько легко люди “клюют” на внешние атрибуты. Не видя настоящей сути.
Так люди следуют за лже-пророками. Так попадают в лапы бесчисленных мошенников. В общем, идут на поводу своей собственной глупости.
Так если в Испании была цензура, как же гравюры Гойи сохранились? Почему их не сожгли прилюдно на костре? Более того, все непроданные альбомы были выкуплены королём Испании Карлом IV.
Может быть несколько причин. Обычный обыватель не понял. А значит не увидел опасности. Мог и авторитет Гойи сыграть свою роль. К тому моменту он уже был очень уважаемым придворным художником. Самое главное, что его труд дошёл до нас.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Ссылки
Гойя, Франсиско в Викицитатнике Гойя, Франсиско на Викискладе
- Творчество Франциско Гойя — О художнике, о его драматическом жизненном пути и небывалом по форме творчестве.
- Francisco de Goya — Zoomable Paintings
- Francisco de Goya’s Paintings
- Картины Гойя
- О выставке «Сны разума». Франсиско Гойя и Сальвадор Дали
- Франсиско Гойя (1746—1828) ОФОРТЫ ИЗ СЕРИИ «БЕДСТВИЯ ВОЙНЫ»
- Франциско Хосе де Гойя. Биография
- Гойя Франсиско Хосе де — статья из Большой советской энциклопедии.
- Гойя-и-Лусьентес. Картинная галерея. Биография.
- Офорты Сальвадора Дали: переработанные иллюстрации «Капричос» Гойи
Тематические сайты Discogs MusicBrainz Internet Speculative Fiction Database RKDartists WikiTreeСловари и энциклопедииБольшая каталонская Большая российская Britannica (онлайн) Britannica (онлайн) Notable Names DatabaseНормативный контрольBAV: ADV10200750, ADV11570825, ADV11570828, ADV11570829 BIBSYS: 90104836 BNC: a10460500 BNE: XX947939 BNF: 11905615r CONOR: 15245155 GND: 118541064 ISNI: 0000 0001 2280 1608 LCCN: n79003363 NDL: 00441444 NKC: jn19990002799 NLA: 36545788 NLG: 72497 NLR: RUNLRAUTH778136 NTA: 068321201 NUKAT: n95402289 PTBNP: 16379 LIBRIS: 188508 SUDOC: 027323765 VIAF: 54343141 ULAN: 500118936 WorldCat Identities (via VIAF): 54343141 [Романтизм Категории:
- Родившиеся 30 марта
- Родившиеся в 1746 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в провинции Сарагоса
- Умершие 16 апреля
- Умершие в 1828 году
- Умершие в Бордо
- Художники по алфавиту
- Глухие художники
- Художники Испании XVIII века
- Графики Испании
- Художники романтизма
- Франсиско Гойя
- Художники Испании XIX века
Отрывок, характеризующий Молочница из Бордо
Караффа стоял, сосредоточившись, впившись изучающим взором в моё лицо, будто стараясь понять, что же по-настоящему творилось в моей искалеченной страданием душе… Его умное, тонкое лицо, к моему величайшему удивлению, выражало искреннее волнение (!), которое, тем не менее, показывать мне он явно не собирался… Видя, что я очнулась, Караффа мгновенно «надел» свою обычную, безразличную маску, и уже во всю улыбаясь, «ласково» произнёс: – Ну, что же Вы, Изидора! Зачем же всех пугать? Вот уж никогда не думал, что Вы можете быть столь слабонервной!.. – а потом, не выдержав, добавил: – Как же Вы красивы, мадонна!!!.. Даже когда находитесь в таком глубоком обмороке… Я лишь смотрела на него, не в состоянии ничего ответить, а в моём раненом сердце скреблась когтями дикая тревога… Где был отец? Что Караффа успел сотворить с ним?! Был ли он всё ещё живым?.. Я не могла посмотреть это сама, так как эмоции застилали реальность, и видение от меня ускользало. Но Караффу спрашивать не хотелось, так как я не желала доставлять ему даже малейшего лишнего удовольствия. Всё равно ведь, что бы не случилось – изменить ничего было уже нельзя. Ну, а о том, что ещё должно было произойти, я была уверенна, Караффа не откажет себе в удовольствии немедля мне об этом сообщить. Поэтому я предпочитала ждать. А он уже снова был самим собой – уверенным и «колючим»… От его недавней «восторженности» и «участия» не осталось даже следа. Думаю, он был самым странным, самым непредсказуемым человеком на свете. Его настроения кардинально менялись в течение нескольких секунд, и за самым приятным комплиментом мог последовать самый короткий путь в руки палача. Караффа был уникален в своей непредсказуемости и, опять же, прекрасно это знал… – Мадонна Изидора, разве Вы разучились говорить? Помилуйте, Ведьмы Вашего «полёта» обязаны быть посильнее! Во всяком случае, я всегда был в этом уверен. Насколько я понял, Вы среди них – Воин? Как же, в таком случае, Вы могли так легко пойматься на простейшие «человеческие» эмоции?.. Ваше сердце владеет разумом, Изидора, а это недопустимо для столь сильной Ведьмы, как Вы!.. Разве не у Вас, одарённых, говорят: «Будь всегда одинок и холоден, если идёт война. Не пускай своё сердце на “поле боя” – оно погубит тебя». Разве это не Ваши заповеди, Изидора? – Вы совершенно правы, святейшество. Но это ещё не значит, что я полностью с ними согласна. Иногда любовь к человеку или человечеству может сотворить чудеса на «поле боя», Вы не находите?.. Хотя, простите мою наивность, я совершенно выпустила из виду, что эти чувства вряд ли знакомы вам… Но, как же хорошо Вы помните наши заповеди, Ваше святейшество! Неужели Вы ещё надеетесь когда-нибудь вернуться в Мэтэору?.. Ведь того, кто дал Вам свой «подарок», давно уже нет там. Мэтэора выгнала его так же, как выгнала и Вас… Не так ли, святейшество?