Академическая карьера и баронетство
Милле был избран членом-корреспондентом Королевской академии художеств в 1853 году и вскоре был избран действительным членом Академии, в которой он был видным и активным участником. В июле 1885 года королева Виктория назначила его баронетом у Дворцовых ворот в приходе Святой Марии Эббот , Кенсингтон , в графстве Мидлсекс , и в Сент-Уэн , на острове Джерси , что сделало его первым художником, удостоенным чести. с наследственным титулом . После смерти лорда Лейтона в 1896 году Милле был избран президентом Королевской академии. Позднее в том же году он умер от рака горла . Похоронен в склепе собора Святого Павла . Кроме того, между 1881 и 1882 годами Милле был избран президентом Королевского Бирмингемского общества художников .
Кощунство или рождение нового искусства?
Картина была одним из экспонатов Выставки Королевской академии художеств, став на долгое время самым обсуждаемым ее произведением. Милле изобразил Святое семейство в обстановке обычной плотницкой мастерской. Зрители наблюдают момент, когда юный Христос, повредивший руку, вероятно, гвоздем, подходит к Богородице и указывает на рану, из которой капает кровь. Дева Мария стоит на коленях, о Иоанн Креститель подносит чашу с водой. Среди других персонажей картины – Святая Анна, выдергивающая из стола гвоздь, который стал, по-видимому, причиной раны, Святой Иосиф, выполняющий свою плотницкую работу вместе с помощником.
Картина была выставлена без названия, но сопровождалась цитатой из Библии: «Ему скажут: отчего же на руках у тебя рубцы? И он ответит: оттого, что меня били в доме любящих меня» (Зах., 13:6). В произведении, несмотря на непривычный для того времени реализм, было много символических отсылок к Священному Писанию. Рана на ладони и капля крови на ступне указывали грядущее Распятие, как и лестница на стене мастерской, которая фигурирует в Библии при описании снятия с креста. Плотницкий треугольник, висящий рядом, символизирует Троицу, а голубь – Святой Дух. За открытой дверью видны овцы, вызывающие ассоциации с невинной жертвой.
Большое количество библейских символов, как и сам по себе сюжет, казалось, вступали в противоречие с манерой, в которой картина была написана: с не свойственным тому времени реализмом, отказом от идеализации фигур святых, нарушением традиционных представлений о внешнем облике персонажей. Так, например, Богородицу на протяжении столетий со времен Возрождения изображали как молодую женщину, блондинку.
Верный правилу писать картину с натуры, Милле пригласил позировать ему для образа матери Христа свою невестку Мэри Ходжкинсон. Фигуру Иисуса он написал с сына одного из друзей, Иоанна Крестителя – с кузена, а для головы Иосифа натурщиком стал Милле-старший, отец художника. Фигуру же плотника, с его жилистыми руками, хранящими следы многолетнего труда, Милле писал с настоящего ремесленника, да и сама обстановка на картине повторяет тот интерьер, в котором она создавалась – плотницкой мастерской на Оксфорд-стрит.
«Христос в родительском доме» вызвал у почтенной лондонской публики бурю негодования, в «Таймс» картина была названа «возмутительной», а Чарльз Диккенс отозвался о ней как о «низкой, гнусной, омерзительной и отталкивающей». Особенно оскорблял чувства зрителей внешний облик Иисуса, изображенного рыжеволосым еврейским мальчиком в нарушение всех привычных канонов. Картина, несмотря на то, что была наполнена светом, производила впечатление слишком приземленное, святые стали частью обыденности, все персонажи казались угловатыми. Скандал был настолько громким, что вынудил вмешаться королеву Викторию, которая, как сообщается, запросила картину в Букингемский дворец для личного ознакомления.
По-видимому, ничего крамольного королева в произведении не обнаружила, однако Милле все же изменил название произведения, которое теперь называлось «Плотницкая мастерская», с переменой названия утратив свой первоначальный смысл.
Предмет
На картине изображен молодой Иисус, помогающий Иосифу в его мастерской. Иосиф делает дверь, которая положена на его плотницкий рабочий стол. Иисус порезал руку о незащищенный гвоздь, символизируя стигматы и предвещая распятие Иисуса . Часть крови упала ему на ногу. Когда бабушка Иисуса, Анна , удаляет ноготь клешнями, его обеспокоенная мать, Мэри , предлагает ей щеку для поцелуя. Иосиф осматривает раненую руку Иисуса. Мальчик, который позже будет известен как Иоанн Креститель , приносит воду, чтобы промыть рану, что является прообразом своего более позднего крещения Христа. За этими событиями наблюдает помощник Иосифа, который представляет будущих Апостолов Иисуса .
На заднем плане картины используются различные предметы, чтобы еще больше символизировать богословское значение предмета. Лестница, относящаяся к Лестнице Иакова , прислонена к задней стене, и голубь, который представляет Святого Духа, покоится на ней. Остальные столярные изделия относятся к Святой Троице . Милле, вероятно, использовал гравюру Альбрехта Дюрера « Меланхолия I» в качестве источника для этого изображения, наряду с работами в стиле кватроченто . Овцы в загоне, видимые через дверь, олицетворяют будущее христианское стадо.
Высказывались предположения, что на Милле оказала влияние картина Джона Роджерса Герберта « Наш Спаситель, подчиняющийся его родителям в Назарете» . Он также мог рисовать на картине, изображающей Иисуса, помогающего Иосифу в его мастерской, которую в то время приписывали Аннибале Карраччи .
Таинственная монограмма
В 1849 году английской публике были представлены три полотна, резко отличавшиеся от привычных «академических» произведений своими яркими свежими красками, нестандартной композицией, множеством символических деталей. Это были картины «Риенци» (иллюстрация к модному тогда роману Бульвер-Литтона), «Изабелла» (картина представляла эпизод поэмы Джона Китса) и «Юность Девы Марии». Все три картины объединяла подпись — английские буквы «PRB». Почтенная публика терялась в догадках…
Тайна монограммы, однако, просуществовала недолго: вскоре все узнали о существовании нового творческого объединения художников — «Братства прерафаэлитов» (от лат. рrае — перед, впереди и имени «Рафаэль»). Этим названием живописцы, основавшие «Братство», — Уильям Холмен Хант (1827–1910), Данте Габриэль Россетти (1828–1882) и Джон Эверетт Миллес (1829–1896) — хотели подчеркнуть, что считают себя наследниками искусства художников раннего Возрождения, творивших до Рафаэля: Перуджино, Фра Анджелико, Джованни Беллини.
Уильям Холмен Хант «Козел отпущения» (1854). Хант писал картину с натуры, привязав козла на берегу Мертвого моря
Джон Эверетт Миллес «Христос в родительском доме» (1850). В такой трактовке религиозного сюжета в середине XIX века усматривали явную вольность
Джон Эверетт Миллес «Офелия» (1852). Об этой картине говорили: «Запечатленный миг между жизнью и небытием»
Данте Габриэль Россетти «Beata Beatrix» (ок. 1870). В образе Блаженной Беатрисы художник представил свою покойную супругу
Критика. Признание. Распад
Сначала публика отнеслась к творчеству молодых реформаторов с интересом, но позже их начали упрекать за слишком вольные трактовки религиозных сюжетов. Полотно Миллеса «Христос в родительском доме» (1850), например, превратилось в «Плотницкую мастерскую» только из-за того, что Святое Семейство изображено на нем в образе обычных людей. Королева Виктория потребовала доставить ей картину, чтобы убедиться, нет ли там богохульства, и хотя ничего крамольного в сюжете усмотреть не удалось, художник на всякий случай решил переименовать картину.
История прерафаэлитов еще раз подтвердила, что признания рядовых зрителей для славы недостаточно.
Неизвестно, как сложилась бы судьба «Братства», если бы на их сторону неожиданно не стал известный историк искусства Джон Рёскин. В своих статьях, написанных для популярной британской газеты «Таймс», Рёскин высоко оценил живопись прерафаэлитов и даже заявил, что их работы могут «лечь в основу художественной школы, более величественной, чем все, что знал мир предыдущие 300 лет». После этого молодым художникам открылся путь на престижные выставки, а их картины вошли в моду.
«Братство прерафаэлитов» распалось в 1853 году, но это не помешало каждому его члену стать самостоятельным и самобытным художником. Оценивая творчество прерафаэлитов в исторической перспективе, искусствоведы по сию пору спорят о том, насколько глубоко революционным его можно считать и не было ли оно слишком элитарным для своего времени. Так или иначе, почетное место в истории живописи прерафаэлиты занимают заслуженно. Их даже считают предшественниками символистов.
Поделиться ссылкой
Наследие
Портрет Эффи Милле (1873 г.), Пертский музей и художественная галерея
Когда Милле умер в 1896 году, принц Уэльский (впоследствии ставший королем Эдуардом VII ) возглавил мемориальный комитет, который заказал статую художника. Статуя Томаса Брока была установлена перед Национальной галереей британского искусства (ныне Тейт Британия) в саду на восточной стороне в 1905 году. 23 ноября того же года газета Pall Mall Gazette назвала ее «свежей статуей». , представляя человека в характерном отношении, в котором мы все его знали ». В 1953 году директор галереи Тейт Норман Рид попытался заменить ее на « Иоанна Крестителя» Огюста Родена , а в 1962 году снова предложил убрать ее, назвав ее присутствие «безусловно вредным». Его усилия были сорваны владельцем статуи, Министерством труда . Право собственности было передано от Министерства английскому наследию в 1996 году, а им, в свою очередь, — галерее Тейт. В 2000 году под руководством Стивена Деучара статуя была перенесена в сторону здания, чтобы приветствовать посетителей отремонтированного входа на Мэнтон-роуд. В 2007 году художник стал предметом масштабной ретроспективы в лондонской галерее Tate Britain, которую посетило 151 000 человек. Затем выставка побывала в Музее Ван Гога в Амстердаме, а затем в Фукуоке и Токио, Япония, и ее в общей сложности увидели более 660 000 посетителей.
Отношения Милле с Раскином и Эффи были предметом нескольких драм, начиная с немого фильма «Любовь Джона Раскина» 1912 года. Были также постановки, радиоспектакли и опера. В фильме 2014 года « Эффи Грей» по сценарию Эммы Томпсон Том Старридж сыграл Милле. Прерафаэлиты были героями двух драм BBC . Первый, названный «Школа любви» , был показан в 1975 году с Питером Иганом в роли Милле в главной роли. Второй — « Отчаянные романтики» , в котором Милле играет Сэмюэл Барнетт . Впервые он был показан на BBC 2 во вторник, 21 июля 2009 года.
Пейзажи 1870–1892 гг.
Милле позже в своей карьере.
Его многочисленные пейзажи этого периода обычно изображают сложную или опасную местность. Первый из них, « Холодный октябрь» (1870 г.), был написан в Перте , недалеко от дома его жены. Холодный октябрь (Собрание Эндрю Ллойда Уэббера ) был первым из крупномасштабных шотландских пейзажей, которые Милле периодически писал на протяжении всей своей дальнейшей карьеры. Обычно осенние и часто безрадостные, они вызывают настроение меланхолии и чувства быстротечности, которое напоминает его цикл картин с природой поздних 1850-х годов, особенно « Осенние листья» ( Манчестерская художественная галерея ) и «Долина покоя» (Тейт Британ), хотя с небольшим или отсутствующим прямым символизмом или человеческой деятельностью, указывающей на их значение.
В 1870 году Милле вернулся к полноценным пейзажным картинам и в течение следующих двадцати лет нарисовал несколько сцен Пертшира, где он ежегодно с августа до поздней осени ежегодно появлялся на охоте и рыбалке. Большинство этих ландшафтов приходится на осенний или ранний зимний период и показывают унылые, сырые, окаймленные водой болота или вересковые пустоши, озера и берега реки. Милле никогда не возвращался ни к пейзажной живописи «лезвие за лезвием» , ни к яркой зелени своей собственной уличной работы в начале пятидесятых, хотя уверенное владение его более широким, более свободным более поздним стилем в равной степени достигается при его внимательном наблюдении за пейзажем. Многие из них были написаны в другом месте в Пертшире , недалеко от Данкельда и Бирнама , где Милле каждую осень снимал большие дома, чтобы охотиться и ловить рыбу. Сочельник , его первая полная снежная пейзажная сцена, написанная в 1887 году, представляла собой вид на замок Мертли.
Иллюстрации
Милле был также очень успешным иллюстратором книг, особенно для произведений Энтони Троллопа и стихов Теннисона . Его сложные иллюстрации к притчам Иисуса были опубликованы в 1864. Его тесть заказанных витражей на их основе для Kinnoull приходской церкви , Перта . Он также обеспечивал иллюстрации для таких журналов, как Good Words . В молодости Милле часто совершал зарисовки экспедиций в Кестон и Хейс. Находясь там, он нарисовал вывеску гостиницы, в которой он раньше останавливался, недалеко от церкви Хейса (цитируется в Chums Annual, 1896, стр. 213).
Сюжет и образ
Члены «Братства» не избегали евангельских сюжетов, однако больше внимания уделяли не исторической точности, а философским подтекстам и ассоциациям. Их картины отличаются множеством смыслов, обилием значимых деталей, которые открываются зрителю постепенно. Так, собака напоминает о верности, плакучая ива — символ отвергнутой любви, плющ — знак бессмертия и вечного возрождения.
Одним из любимых жанров прерафаэлитов стали женские портреты, возвышенные, таинственные идеализированные. Темой картины часто становилось страдание от предательства или неразделенной любви.
«Золотоволосая муза» прерафаэлитов Элизабет Сиддал была простой продавщицей шляп, когда художник Уолтер Деверелл заметил ее утонченную красоту и пригласил девушку в качестве натурщицы. Миллес писал Элизабет в образе «Офелии», для чего заставил ее лежать в холодной ванне. Замуж, однако, Элизабет вышла за Россетти. Но их брак не был счастливым, а в 1862 году Сиддал умерла, приняв слишком большую дозу лауданума, прописанного ей врачами.
В память о жене Россетти изобразил ее в образе Беатриче из поэмы «Новая жизнь» Данте Алигьери.
дальнейшее чтение
Внешнее видео |
---|
- Аноним (1873 г.). Мультяшные портреты и биографические зарисовки людей дня . Иллюстрировано Вадди, Фредериком . Лондон: братья Тинсли. С. 8–9 . Проверено 28 декабря 2010 года .
- Болдри, А. Л. (Лондон, G. Bell & Sons, 1908).
- Барлоу, Пол Время Настоящее и Время Прошлое: Искусство Джона Эверетта Милле , Ashgate 2005.
- Беннет, Мэри. Сноски к выставке Милле ( Художественная галерея Уокера (Ливерпульский бюллетень, № 12, 1967).
- Беннет, Мэри (каталог) ( Художественная галерея Уокера и каталог Королевской академии 1967 г.).
- Эггелинг, доктор Джо. Милле и Данкельд Рассказ о пейзажах Милле (1985).
- Гольдман, Пол. Помимо украшения: иллюстрации Джона Эверетта Милле . Пиннер, Миддлсекс: Ассоциация частных библиотек , 2005 г.
- Лютиенс (ред.). Милле и Раскинцы 1967.
- Лютьенс, М. Письма Джона Эверетта Милле, Барта PRA и Уильяма Холмана Ханта. OM (Общество Уолпола , 1972–4).
- Манкофф, Д. Н. (ред.). Джон Эверетт Милле вне Братства прерафаэлитов (Лондон и Нью-Хейвен, 2001).
- Каталог Национальной портретной галереи , 1999.
- Розенфельд, Джейсон и Элисон Смит ( каталог Tate Britain , 2007).
- Розенфельд, Джейсон. Джон Эверетт Милле. Phaidon Press Ltd., 2012.
- Рейнольдс, Мэтью (24 октября 2007 г.). « Высокая драма Милле и низкие замыслы ». The Times . Лондон.
- Шпильманн, Марион. Заметки о выставке Millais RA 1898.
- Ф. Г. Стивенс. Гросвенор 1886 Выставка произведений Джона Эверетта Милле, Британская Колумбия (Примечания из каталога, 1886)
- Уорнер, Малькольм. Рисунки Джона Эверетта Милле ( каталог Arts Council , 1979).
- Уильямсон, Одри (1976). . ISBN 978-0-7153-7262-3.
Красота как истина
С категоричностью, свойственной юности, прерафаэлиты утверждали, что английскому изобразительному искусству приходит конец, что академическое художественное образование на корню губит новые таланты, а вкусы публики безнадежно испорчены скучными и однообразными произведениями заслуженных «старичков». Возродить английскую живопись, по их мнению, могло только одно — возвращение к простоте, свежести и искренности раннего Ренессанса.
Интересно, что самого Рафаэля молодые бунтари причисляли к «академикам» и равняться на него не желали.
Прерафаэлиты полностью отвергли все привычные методы работы. Они писали только с натуры, в качестве моделей часто выбирали друзей и родственников или приглашали людей в буквальном смысле с улицы. Например, на картине «Юность Девы Марии» изображены мать и сестра художника Данте Россетти, а для знаменитой «Леди Лилит» ему позировала малограмотная Фанни Корнфорт.
В искусстве Средневековья и Раннего Возрождения молодых художников привлекало то, чего, по их мнению, не хватало современной английской живописи, — простота, искренность и подлинное религиозное чувство.
Члены «Братства» буквально жили в мире своих образов и вполне могли бы согласиться со словами поэта Джона Китса: «Красота есть единственная истина».
Эпатаж – ступенька к славе
Эта работа Милле, как и другие произведения прерафаэлитов, возможно, так и не нашли бы признания, если бы молодых художников не поддержал авторитетный в то время критик и теоретик искусства Джон Рёскин.
Он считал, что новое направление может лечь в основу английской художественной школы, и сам покупал картины прерафаэлитов. В своих статьях критик сформулировал не высказанные до того времени принципы, на которых строили свою философию художники, отозвался об их творчестве как о живописи «с чистым сердцем, ни на что не ориентируясь, ничего не выбирая, ничем не пренебрегая».
Евангельские сюжеты некоторое время были главной темой работ прерафаэлитов, но позже они стали уступать место социальной тематике, историческим событиям, а также произведениям по мотивам произведений классической литературы.
Другая знаменитая картина Джона Милле – «Офелия» — отличается не менее драматичной историей. На холсте изображена знаменитая натурщица Элизабет Сиддал, которая нередко появлялась на произведениях прерафаэлитов и стала женой Данте Габриэлю Россетти. Офелию Милле писал зимой, а поскольку он добивался полной честности в своей работе, настаивал на том, чтобы писать натурщицу в воде. Несмотря на то, что воду в ванне, где лежала Элизабет, подогревали лампами, девушка все же сильно простудилась. Ей был прописан для лечения лауданум, от передозировки которого Сиддал спустя несколько лет скончалась.
Рёскин и его жена Эффи поддерживали дружеские отношения с Милле, совершали совместные поездки. Но в 1854 году семья критика распалась, и бывшая миссис Рёскин стала супругой художника Джона Милле. В семье один за другим рождались дети, которых не было у Эффи в предыдущем браке, и увлечение идеями прерафаэлитов отошло в прошлое: необходимо было писать быстро и лишь то, что принесло бы гарантированный доход. Милле стал одним из самых богатых художников своего времени, получил титул баронета, а в 1896 году был избран на пост президента Академии художеств.
Несмотря на то, что основатели братства прерафаэлитов отошли от своих принципов, направление существовало – в нем работали все новые художники, а вслед за живописью философию возврата к идеалам Раннего Возрождения стали воплощать в жизнь и иллюстраторы книг, и поэты, и архитекторы, и декораторы.
«Христос в родительском доме» — далеко не единственная и, возможно, не самая гениальная из картин Джона Милле, несмотря на выдающееся с точки зрения техники исполнение. У художника были блестящие перспективы благодаря его таланту и способности сохранять самобытность в искусстве, при этом развиваясь и находя новые пути для совершенствования своего мастерства. Тем не менее, именно со скандального полотна выставки 1850 года Милле обрел настоящую славу.
В истории одной картины отразилось многое – и изобразительные традиции середины XIX века, и английский консерватизм в вопросах веры, и смелость, с которой англичане пробовали новые пути в искусстве.