Великий безумец сальвадор дали

Париж – творчество, любовь, разрыв с родными

Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом 1934 г.

Здесь живописец попадает в пучину авангардного искусства, знакомится с французом Андре Бретоном, поэтом-сюрреалистом, своими соотечественниками Пабло Пикассо и Хуаном Миро – они старше Сальвадора и уже имеют авторитет. Под их влиянием в поисках собственного стиля живописи Сальвадор Дали пишет картины, сюрреализм которых демонстрирует парижскому обществу, что у этого художника великое будущее.

В 1929 году Дали принимают в общество сюрреалистов, группу единомышленников, организованную Бретоном. Здесь Сальвадор знакомится с женщиной, ставшей его музой на всю жизнь. Это Елена Дмитриевна Дьяконова (в богемных кругах Гала, с ударением на последний слог, от французского слова «праздник»), она старше на 10 лет и не свободна – её мужем был поэт Поль Элюар. Она, уже имея дочь, заводила романы с другими мужчинами, но муж был уверен, что никуда она не денется и смотрел на поведение супруги сквозь пальцы, да и подобное поведение в творческой среде было нормой. Встреча с безукоризненно выглядящим и необычным Дали, в котором Гала женским чутьём угадала гения, изменила всё. Влюблённые быстро съехались, повергнув в шок родных Сальвадора, которые устали ждать, когда же он повзрослеет и остепенится. Но капризный малыш превратился в экспрессивного молодого человека, приводящего в изумление своими выходками. Последней каплей для отца стало оскорбление памяти матери Сальвадора – тот вдруг сопроводил одну из картин некрасивой и кощунственной фразой («плюю на портрет моей матери»). Эта провокация была одной из многих – так Дали вызывал в себе бурю чувств, толкающую его на новые всплески в творчестве.

Отец рассорился с сыном, а тот, не считаясь с мнением семьи, в 1934 году женился на Гала, которая стала для художника музой, опекуншей и арт-директором. Он мог больше ни о чём не думать, только творить.

 В этот период написаны одни из самых известных картин Сальвадора Дали:

  • «Великий мастурбатор» (1929);
  • «Загадка желания» (1929);
  • «Постоянство памяти» (1931);
  • «Призрак Вермера Делфтского, способный послужить и столом» (1934);
  • «Лицо Мэй Уэст» (1935);
  • «Телефон-омар» (1936);
  • «Метаморфозы Нарцисса» (1937);
  • «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937).

Знаменитые картины Дали – это иррациональные описания внутреннего мира художника, его желания и подсознание, освобождённые от условностей и правил. Гала стала спусковым крючком для полной свободы сюрреалиста Дали.

Дом-музей Сальвадора Дали в Кадакесе: история возникновения

Художник из Фигераса был постоянным гостем в Кадакесе. Здесь произошла его судьбоносная встреча с Гала, женщиной, которая изменила всю его жизнь. Именно в этой идиллической рыбацкой деревушке Гала решила бросить своего мужа, поэта-сюрреалиста Поля Элюара, ради неизвестного каталонского художника.

Дали решил поселиться с Гала в этом живописном уголке Портльигата в 1930 году. Сначала он купил небольшой барак на берегу залива и сделал его своим домом.

Постепенно он стал приобретать соседние домики и земельные участки. Таким образом он превратил свой дом в причудливый лабиринт.

Дом менялся с годами, пока не превратился в лабиринтный с уникальными пространствами на различной высоте. Сюрреалистический дом, а иначе и не могло быть.

Дом-музей Сальвадора Дали в Кадакесе-один из самых необычных музеев в мире.

В доме-музее вы не найдете выставку работ Дали.  Для этого лучше посетить теарт-музей Сальвадора Дали в Фигересе.

Дом-музей Дали в Порт-Льигат раскрывает секреты повседневной жизни одной из самых эксцентричных пар XX века.

Сюрреалистический храм, состоящий из семи старых рыбацких хижин, соединенных лабиринтными ходами.

Из дома открывается вид на небольшую бухту, где качаются на волнах лодки, создавая идиллическую атмосферу.

В доме посетители открывают для себя не только всевозможные сюрреалистические объекты и необычный дизайн интерьера, но и повседневную жизнь человека, который будоражил умы миллионов.

Гала незримо присутствует в каждой части дома. Нет такого уголка, в котором не было бы что-нибудь вдохновленное ею, сделанное ею или для нее.

Любимыми цветами Гала были бессмертники, они присутствуют во многих уголках дома. В настоящее время фонд, отвечающий за содержание дома-музея, обновляет их каждую весну. Цветы придают дому особый шарм.

Дали в США

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Пресса и сторонники пуританского общества серьезно раскритиковали эту книгу. Но с помощью нее, в частности, Дали удалось нажить свое состояние в Америке.

Лицо войны (1940)

Геополитический младенец (1943)

Дизайнер, иллюстратор, ювелир, фоторепортер, декоратор, портретист, оформитель витрин — всё это список профессий Дали во время пребывания в Америке. Незаурядная работоспособность.

Он сотрудничает с Уолтом Диснеем. Предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino (“Судьба”) был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была заморожена 58 лет. Мультфильм Destino был выпущен в прокат только в 2003 году.

Под влиянием взрыва над Хиросимой в августе 1945 года выходит серия картин, посвященных атому. Наиболее популярная — «Расщепление атома» (1947):

Ностальгия по родине не покидала его и в 1948 году Сальвадор Дали возвращается в Испанию.

Возвращение в Испанию

В 1948 г супруги Дали вернулись в родную Испанию, где прожили до конца своих дней.

В 1958 году они официально обвенчались.

Сальвадор Дали снимается в фильмах, делает эпатажные фотографии. Он стал первым известным художником, снявшимся в телевизионной рекламе. Телезрители надолго запомнили Дали с шоколадом.

Художник стал автором сохранившегося до сих пор дизайна упаковки конфеток Чупа-чупс.

В 60-е годы отношения супругов все больше усложняются. Художник всегда безумно ревновал Галу к ее многочисленным любовникам. Часто выяснение их отношений заканчивались драками, взаимными оскорблениями. И когда они стали просто невыносимыми, Сальвадор Дали решил купить Гале в подарок замок во Франции, который был построен еще в 12 веке. После этого она уехала от Дали (в 1968 году) и уже в дали от него продолжила вести свой свободный образ жизни. Художник мог ее посещать только после ее письменного разрешения.

В 1965 году Сальвадор Дали встречает Аманду Лир. Он считал ее своим идеалом, часто звонил ей, проводил с ней время. Но Гала продолжала быть опекуном и «матерью» художнику. А Аманда, наоборот, стала той женщиной, которая позволила Дали ухаживать за ней. Сначала Гала была в бешенстве, что у нее появилась соперница, но потом она сменили гнев на милость и даже разрешила Аманде выйти замуж за Сальвадора Дали, когда она умрет. Этому не удалось сбыться. Аманда Лир стала единственной женщиной, которой он разрешил жить вместе с ним после смерти Галы.

В то время, когда Гала жила во Франции со своими возлюбленными, Дали и Аманда прекрасно проводили время. Согласно воспоминаниям метрдотеля, они устраивали в центре Парижа в номере «люкс» отеля «Мёрис» безумные вечеринки с дикими козами, оплачивали сотрудникам отеля, чтобы они бегали по отелю и ловили мух.

Дали часто путешествовал в Кадамес (Испания), ходил там по ресторанам. Но по воспоминаниям очевидцев, работающих там, он никогда не платил по своим счетам, он вообще не знал и не хотел знать, что такое деньги. Все оплаты за него производил его помощник, который кстати прослужил ему более 40 лет.

Театр-музей Сальвадора Дали г.Фигерас, Испания

В 1974 году Дали открыл театр-музей имени себя в родном в городе Фигерас. Сейчас он входит в ТОП-10 самых посещаемых достопримечательностей Европы. Дали считал не только свои картины произведением искусства, но и самого себя. Он хотел создать не музей в классическом виде, а «лабиринт сюрреализма», чтобы получалось театральное представление «Жизнь божественного Сальвадора Дали». Художник принимал активное участие в создании музея-театра. А с 1984 года жил здесь.

1930-е и коммунизм

«Коммунизм привлекал сюрреалистов — они считали, что сюрреализм и коммунизм должны идти рука об руку и вместе свергнуть буржуазию. Дали тоже были близки коммунистические идеи, но он не хотел связывать искусство и политику — второе его не очень интересовало», — говорит Монсе Агер. Образы коммунизма — Ленина, например — Дали пишет с помощью параноидально критического метода*, ассоциируя его с фигурой своего отца — авторитарного, но уважаемого для художника человека.

*, изобретенный Дали, для создания картин и других произведений искусства, в основном связанных с оптическими иллюзиями и множественными изображениями. Считается, что техника заключается в том, что художник сначала должен вызвать у себя параноидальное состояние, а потом уже приступать к созданию произведения.

Другая работа на тему была написана Дали уже в 1962 году — под длинным названием «Эскиз для 50 абстрактных картин, которые с 2 ярдов превращаются в три лица Ленина, а с 6 ярдов превращаются в голову бенгальского тигра». В оптическую иллюзию художник вписал несколько портретов вождя — с одной стороны, издеваясь над ним как над политической фигурой, с другой — отдавая дань уважения.

Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019

50 Abstract Paintings that from Two Metres Change into Three Lenins Disguised as a Chinese and from Six Metres Form the Head of a Royal Tiger

Интерпретация Дали

Сам Дали мало комментировал свой шедевр. Только рассказал, что на образ плавящихся часов его вдохновил растекающийся на солнце сыр. А при написании картины он думал об учении Гераклита.

Этот античный мыслитель говорил о том, что все в мире изменчиво и имеет двойственную природу. Что ж, двойственности в «Постоянстве времени» хоть отбавляй.

Но почему именно так художник назвал свою картину? Может, потому что верил в постоянство памяти. В то, что, только память о каких-то событиях и людях может сохраняться, несмотря на течение времени.

Но точного ответа мы не знаем. Вся прелесть шедевра именно в этом. Вы можете сколь угодно долго биться над загадками картины, но так и не найти всех ответов.

1921 год — смерть матери

Сальвадор Дали очень любил свою мать и был опустошен потерей близкого человека. Все детство художник провел в окружении любящих его женщин — матери, тети, сестры и бабушки, тогда как отец проводил время на работе. Возможно, поэтому во взрослой жизни Дали искал в спутнице такую силу любви, которую давали ему его близкие в детстве, и ту безусловную любовь, которую испытывают матери к детям. Позже все это он нашел в Гале — гармонию, свой идеал, заботу и любовь.

Своей матери Дали посвятил картину «Загадка желания: Мою мать, мою мать, мою мать» (The Enigma of My Desire or My Mother, My Mother, My Mother).

1929 год — перемены

Важный год для биографии Сальвадора Дали. Во‑первых, он снова отправился в Париж, где познакомился с группой сюрреалистов, в том числе с французским писателем и поэтом Андре Бретоном. Во‑вторых, вместе с Луи Бунюэлем работает над фильмом «Андалузский пес» и показывает его публике. В-третьих, в этом году в гости к Дали в Кадакес приехало много прекрасных гостей из мира искусства, одним из которых была Елена Ивановна Дьяконова (Гала) — на тот момент жена поэта Поля Элюара. В будущем она станет постоянной спутницей, музой, героиней работ, дилером, другом, идеалом художника. В тот же год состоялась первая персональная выставка Дали в галерее Goetmans в Париже, и в это же время он принял участие в групповой выставке Abstrakte und surrealistische Malerei und Plastik в Цюрихе.

Collection Christophel/Legion Media

Знаменитая скандальная сцена с разрезанием глаза из «Андалузского пса»

Все эти чрезвычайно важные события того года породили такие картины, как «Портрет Поля Элюара» (Portrait of Paul Éluard) — как реакция на знакомство с поэтом, чья супруга впоследствии станет спутницей Дали на всю жизнь. Также примечательна работа Homme d’une complexion malsaine écoutant le bruit de la mer (A Man of Unhealthy Complexion Listening to the Sound of the Sea) — воспоминания о проведенном времени вместе с друзьями на берегу моря.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРАГМАТИЗМ

Некоторых соратников Дали по сюрреализму раздражали его выходки, которые, по их мнению, отталкивали от этого течения левые политические силы. В юности Дали разделял анархические убеждения своего отца, но впоследствии стал симпатизировать правым. Он, в частности, наотрез отказался выступить против генерала Франко, стремившегося к установлению фашистской диктатуры.

В 1934 году Дали пригласили на парижскую квартиру Бретона, где художника обвинили в «антиреволюционной деятельности». Тогда ему удалось отговориться. Но ненадолго — в 1939 году Бретон окончательно изгнал Дали из рядов сюрреалистов. Впрочем, и без этого стиль Дали к тому времени изменился. В 1937 году художник впервые побывал в Италии, где очаровался работами мастеров Возрождения. Следствием этого была очевидная «традиционализация» стиля, хотя сюжеты его картин по-прежнему оставались наполненными сюрреалистическими фантазиями.

Подобно многим художникам, Дали покинул Европу во время Второй мировой войны, обосновавшись в США. Там (в основном в Нью-Йорке) он жил с 1940 по 1948 годы. В США художник был хорошо известен и быстро добился успеха. В 1941 году для его персональной выставки распахнул свои двери Музей современного искусства, после чего она была показана в других крупнейших городах страны. В 1942 году вышла в свет его автобиография «Моя тайная жизнь» и мгновенно разошлась. В 1946 году Дали успешно сотрудничал с Альфредом Хичкоком. Всё это дало повод Андре Бретону обнародовать едкую анаграмму его имени: «Salvador Dali — Avida Dollars» («Гребущий доллары»).

После возвращения в Европу в 1948 году Дали обосновался в Порт-Льигате, делая оттуда частые вылазки в Париж и Нью-Йорк.

Его карьера продолжала идти в гору. Огромные деньги Дали приносила, помимо картин, работа в смежных областях; он занимался буквально всем — от гобеленов до почтовых марок. Неплохим источником дохода были и его регулярные выступления по французскому телевидению. Особенно запомнилось зрителям одно его появление на экране, когда художник выкатил глаза и закричал в камеру: «Я сошёл с ума… полностью сошёл с ума… от шоколадок Ланвин!» Одну за другой он организовывал свои выставки, пользовавшиеся сумасшедшим успехом. Среди них можно выделить грандиозную выставку в Токио в 1964-65 годах, и ещё одну — в парижском Центре Помпиду в 1979 году. В 1980-м эту выставку перевезли в лондонскую галерею Тейт, где на ней побывало рекордное для галереи количество зрителей — свыше четверти миллиона человек. Среди картин позднего периода популярностью пользовались работы Дали, связанные с религией (с годами он стал набожным католиком).

Сюрреализм — это я!

В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.

Мрачная игра (1929)

В это же время происходит разрыв с отцом. Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома.

В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.

Постоянство памяти (1931)

После прихода к власти Каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет:

Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря (1938)

Человекообразный комод (1936)

В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма. Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями. Позднее Дали (в лучших традициях своего самомнения и эпатажности) приписывает себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает своё собственное имя («Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель»).

Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения (1944)

Все это время Дали не перестает удивлять публику своими чудачествами. Так, приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.

7 декабря 1959 года в Париже состоялась презентация овосипеда, устройства, которое придумал Сальвадор Дали и воплотил в жизнь инженер Лапарра. Это был прозрачный шар с закрепленным внутри сиденьем для одного человека.

Автопортрет Дали

Конечно, в глаза ещё бросается странное существо. Оно, как и часы, текучее и бесформенное. Это автопортрет Дали.

Сальвадор Дали. Постоянство памяти (деталь с автопортретом). 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Ru.wikipedia.org.

Мы видим закрытый глаз с огромными ресницами. Высунутый длинный и толстый язык. Он явно без чувств или плохо себя чувствует. Ещё бы, на такой жаре, когда даже металл плавится.

Это метафора упущенного времени? Или человеческая оболочка, которая бессмысленно прожила свою жизнь?

Лично у меня эта голова ассоциируется с автопортретом Микеланджело с фрески «Страшный суд». Мастер Эпохи Возрождения изобразил себя своеобразно. В виде спущенной кожи.

Взять похожий образ – вполне в духе Дали. Ведь его творчество отличалось откровенностью, желанием показать все свои страхи и желания. Образ человека с содранной кожей вполне ему подходил.

Микеланджело. Страшный суд. Фрагмент. 1537-1541 гг. Сикстинская капелла, Ватикан. Ru.wikipedia.org.

А вообще такой автопортрет – частое явление на картинах Дали. Крупным планом мы видим его на полотне «Великий мастурбатор».

Сальвадор Дали. Великий мастурбатор. 1929 г. Центр искусств королевы Софии, Мадрид. Muzei-mira.com.

И вот можно уже сделать вывод ещё об одном секрете успеха картины. Все приведённые для сравнения картины имеют одну особенность. Как и многие другие работы Дали.

Аманда Лир

В жизни Дали кроме аудиенций с собственной женой и творчества были и особенные визуальные наслаждения – красота и молодость притягивали и вдохновляли художника. Так, он обожал любоваться, как его подруга фотомодель Аманда Лир, обнажённая, плавала в бассейне. Связанная с ней биографическая страница жизни Сальвадора Дали характерна для него, человека-скандала. Дружба-роман с этой девушкой, близкой художнику по духу и поддерживающей все его авантюры, началась в 1965-м и продолжалась до конца дней великого мастера. Он с ней ходил по гостям, путешествовал, наряжая спутницу в немыслимые костюмы – эпатаж нравился обоим. Учитывая факт, что Дали предлагал Аманде духовный брак, навряд ли они были любовниками. Гала, поначалу взбешённая присутствием в жизни её знаменитого мужа другой женщины, да ещё такой молоденькой (хотя сама заводила интрижки с молодыми мужчинами), потом смирилась и даже радовалась, что есть кому позаботиться о Сальвадоре.

Любовь

В 1926 художник впервые встречает свою будущую жену Галу́ (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара. Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала.

Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет:

В 1934 г. неофициально вступает в брак с Гало́́й (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона)…Дали, обожавший все нетрадиционное, все “наоборот”, женился на удивительной женщине, которая вполне была ему под стать. Гала в переводе с французского означает “праздник”. На самом деле так и было: для Дали Гала стала праздником вдохновения, главной моделью. Они не расставались 53 года.

Брак Дали и Галы был довольно странным, скорее это был творческий союз. Дали не мог жить без своей “половины”: в быту он был довольно непрактичным, закомплексованным человеком, боялся всего: и езды в лифте, и заключения договоров. Гала говорила: “Утром Сальвадор совершает ошибки, а во второй половине дня я их исправляю, разрывая легкомысленно подписанные им договоры”. Они представляли собой вечную пару — лед и пламень.

В то же время его отшошения с Галой были достаточно сложны.. В 1968 году Дали покупает для Галы замок в деревне Пу́боль, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. В 1982 году Гала умирает.

Последние годы

В зрелые годы Дали отдаёт всё-таки дань отцу, поняв его любовь и долготерпение (в книге «Дневник одного гения», 1963). Но все сознательные годы между Сальвадором и его семьёй была непреодолимая пропасть.

Здоровье всё чаще подводит обоих супругов. В 1982 году не стало Гала, но она осталась в сердце художника до последних его дней. Переехав в опустевший Пуболь, он не смог там остаться надолго. Башня Галатея, часть театра-музея Дали в Фигерасе, стала последним пристанищем художника.

Работать полноценно не давала болезнь Паркинсона – закорючки вместо задуманных линий выводили художника из себя. Он умер 23 января 1989 года. Его последняя воля была так же неординарна, как и вся жизнь – тело замуровали в пол зала театра-музея Дали, и прямо над ним теперь раздаются шаги посетителей, приходящих окунуться в мир его неудержимых фантазий.

Период войны

С приходом в Европу войны Дали и Гала недолго думая оставляют Старый Свет и отбывают в Новый – США стали их домом на восемь лет.

Знаменитые картины Дали американского периода жизни:

  • «Лицо войны» (1940);
  • «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1940);
  • «Мягкий автопортрет с жареным беконом» (1941);
  • «Геополитический ребёнок, наблюдающий рождение нового человека» (1943);
  • «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» (1944);

Однако преданность родине звала назад. В 1948 году Дали и Гала вернулись в Испанию. Здесь художник будет жить все оставшиеся годы.

«Постоянство памяти» – есть над чем подумать

У Сальвадора Дали многие работы неповторимы. За счет необычного сочетания деталей. Это подталкивает зрителя задавать вопросы. К чему это все? Что художник хотел сказать?

«Постоянство памяти» – не исключение. Она сразу же провоцирует человека на размышления. Потому что образ текущих часов очень цепляющий.

Но не только часы заставляют задуматься. Вся картина пропитана множеством противоречий.

Начнём с цвета. На картине много коричневых оттенков. Они горячие, что усиливает ощущение пустынности.

Но это жаркое пространство разбавлено холодным голубым цветом. Таковы циферблаты часов, море и поверхность огромного зеркала.

Изогнутость циферблатов и веток сухого дерева находятся в явном контрасте с прямыми линиями стола и зеркала.

Видим мы и противопоставление реальных и нереальных вещей. Сухое дерево реально, а вот плавящиеся на нем часы – нет. Море вдали реально. А вот зеркало с него размером в нашем мире вряд ли встретишь.

Такое смешение всего и вся наводит на разные мысли. Думается и про изменчивость мира. И про то, что время не приходит, а уходит. И про соседство реальности и сна в нашей жизни.

Каждый задумается, даже если ничего не знает о творчестве Дали.

Юные годы

Родился Сальвадор Дали 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, Испания, в семье богатого нотариуса. Родители мальчика очень любили и относились к нему, как к божеству. Он рано понял, как ими можно манипулировать. В возрасте 8 лет он мог специально помочиться в кровать или сходить в туалет в комнате в присутствии большого количества посторонних людей. Или устраивать приступы безумного кашля, которые отца очень расстраивали.

С одной стороны, у него была мания величия (он любил одеваться в мантию и носить корону- это ему подарили в 5 лет), а с другой стороны, он был очень застенчивым, со множеством комплексов. У Сальвадора было очень много фобий, пожалуй, больше всего он боялся кузнечиков.

Дали рос умным и талантливым ребенком, но ужастно капризным; робким, но умел манипулировать людьми; замкнутым и одиноким, но требовал особое внимание со стороны родителей и окружающих. Сальвадор Дали в детстве

Сальвадор Дали в детстве

Когда Дали всей семьей переехали в новый дом, у юного художника появилась своя мастерская в мансарде. С 6 лет Сальвадор проявлял большой интерес к рисованию. Только это его успокаивало. Картины он рисовал, сидя в ванной, наполненной водой. Из стула, поставленного в ванну, и стиральной доски он соорудил мольберт. Юный художник часто говорил, что свои картины он создавал под диктовку потусторонних сил, они были ему, как озарение свыше.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: