Человеческие пороки, скрытые в деталях картины иеронима босха «фокусник»

Почему грешница в Аду так похожа на Еву в Раю?

Я обратила внимание, что одна и та же женщина встречается на всех трёх створках триптиха. Ева в Раю очень похожа на женщину в Саду наслаждений и на одну из грешниц в Аду

Фрагменты картины “Сад земных наслаждений” Иеронима Босха.

Босх был религиозным человеком, поэтому вполне возможно, что он решил показать “путь от рая до ада” самой первой грешницы на Земле.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Створка “Рай”. Фрагмент. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Как мы знаем из Библии, Ева вкусила яблоко с запретного дерева, чтобы стать как Бог, познав добро и зло. Она ослушалась своего Творца, поддавшись первому человеческому греху – гордыне.

Ева раскаялась, но было поздно. Изгнание из Рая было неминуемо. Бог повелел прожить Еве и Адаму земную жизнь и попасть в Ад, где они проведут более 5000 лет до Пришествия.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть. Фрагмент. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

В Саду наслаждений Ева не участвует в происходящем. Она смиренно опустила глаза, так как раскаялась в своём грехе. На её голову одет прозрачный цветок. Возможно, это знак отрешенности и нежелания говорить что-либо, как и полагается смиренному человеку.

Фрагмент правой створка “Ад”. 

Но наказание неминуемо, и Ева попадает в Ад. Здесь она несёт наказание за свою гордыню. Поэтому ей очень долго придётся смотреться на своё отражение, чтобы её смирению не было конца. На груди у нее жаба, которая в средние века также была символом чванства и необоснованного тщеславия.

В Аду у Евы пожалуй самое смиренное и даже спокойное лицо. Ведь в отличие от других она знала, что сюда попадёт.

6.


Лягушки и жабы означали одинаково положительные и отрицательные качества. Фигура с головой лягушки почиталась в Древнем Египте как богиня возрождающейся жизни. Также лягушка имеет глубокую связь со злом в средневековой культуре и грехом в Библии. Лягушки используются в описании ада Босха, где они ползают над грешниками и кусают их. Для некоторых европейских отцов церкви лягушка и жаба были отвратительными существами: квакающий зов животных и место обитания грязи и прудов они связывали с дьяволами и еретиками.

Таким образом, Иерониму Босху в своей загадочной картине «Фокусник» удалось создать комичный сюжет и мастерски продемонстрировать пороки общества того времени: невежество, глупость, фальшивое духовенство и лживость.

Интересности
15 апреля, 2020
540 просмотров

Корабль дураков. 1495—1500 гг.

Иероним Босх. Корабль дураков. 1495-1500 гг. Лувр, Париж. Wikimedia.commons.org

Картина “Корабль дураков”. Почему корабль? Распространённая метафора во времена Босха. Так говорили о Церкви. Она должна “везти” своих прихожан через мирскую суету к духовной чистоте.

Но с кораблём Босха что-то не так. Его пассажиры предаются пустому веселью. Они горланят, пьют. И монахи, и миряне. Они даже не замечают, что их корабль уже никуда не плывёт. Причём так давно, что через днище проросло дерево.

Обратите внимание на шута. Дурак по профессии ведёт себя серьёзнее остальных

Он отвернулся от веселящихся и пьёт свой компот. Без него и так хватает глупцов на этом корабле.

“Корабль дураков” — это верхняя часть правой створки триптиха. Нижняя хранится в другой стране. На ней мы видим берег. Купальщики побросали одежду и окружили бочку с вином.

Двое из них подплыли к кораблю дураков. Посмотрите, у одного из них такая же миска, что и у купальщика рядом с бочкой.

Иероним Босх. Аллегория чревоугодия и любострастия. 1500 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен, США.

Символы картины Босха

Почему же на картине такое множество персонажей и символов?

Мне очень нравится на этот счёт теория Ханса Бельтинга, выдвинутая в 2002 году. Исходя из его исследования, Босх создавал эту картину не для церкви, а для частной коллекции. Якобы у художника была договоренность с покупателем, что он намеренно создаст картину-ребус. Будущий владелец намеревался развлекать своих гостей, которые бы угадывали смысл той или иной сценки на картине.

Точно также и мы сейчас можем разгадывать фрагменты картины. Однако без понимания символов, принятых во времена Босха, сделать нам это очень трудно. Давайте разберемся хотя бы с частью из них, чтобы было интереснее “читать” картину.

Вкушение “сладострастных” ягод и плодов – один из главных символов похоти. Поэтому их так много в Саду земных наслаждений.

Люди находятся в стеклянных сферах или под стеклянным куполом. Есть нидерландская пословица, гласящая, что любовь также недолговечна и хрупка, как и стекло. Изображенные сферы как раз покрыты трещинами. Возможно, художник видит в этой хрупкости также путь к грехопадению, так как после короткого периода любви неизбежны прелюбодеяния.

Триптихи

Изображение Подробности
Поклонение волхвов
c.  1491–1498
Масло по дереву
138 × 144 см
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Внешние панели образуют единое изображение мессы Святого Григория , выполненное в гризайле.
Месса Святого Григория
c.  1491–1498
Масло по дереву
138 × 144 см
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Внешние панели образуют единое изображение мессы Святого Григория , выполненное в гризайле.
Сад земных наслаждений
c.  1495–1505
Масло по дереву
220 × 389 см
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Сотворение мира
c.  1495–1505
Масло по дереву
220 × 389 см
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Внешние панели Сада земных наслаждений образуют единое изображение Сотворение мира , выполненное в гризайле.
Святые отшельники Триптих
c.  1495–1505
Масло по дереву
86 × 100 см
Галерея Академии, Венеция
Страшный суд
c.  1495–1505
Масло по дереву
99,5 × 117,5 см
Groeningemuseum , Брюгге, Бельгия
Приписывается Босху и / или его мастерской. Внешние панели образуют единое изображение Христа в терновом венце .
Внешние панели «Страшного суда»
c.  1495–1505
Масло по дереву
99,5 × 117,5 см
Groeningemuseum , Брюгге, Бельгия
Внешние панели образуют единое изображение Христа в терновом венце.
Мученичество святой Юлии
c.  1495–1505
Масло по дереву
104 × 119 см
Палаццо Дукале, Венеция, Италия
Мученичество святой Юлии
c.  1495–1505
Масло по дереву
104 × 119 см
Палаццо Дукале, Венеция, Италия
Рентгеновские снимки Мученичества Святой Юлии, показывающие донаров слева и справа
Искушение святого Антония (левая, центральная и правая панели)
c.  1500–1510
Масло по дереву
131,5 × 225 см
Национальный музей искусства Антига , Лиссабон, Португалия
Искушение святого Антония (обратная сторона внешних панелей)
c.  1500–1510
Масло по дереву
131,5 × 225 см
Национальный музей искусства Антига, Лиссабон, Португалия
На внешних панелях показаны два изображения: Арест Христа и Христос, несущий крест , оба выполнены в гризайле.
Страшный суд
c.  1500–1505
Масло по дереву
163,7 × 127 см (центральная панель)
167,7 × 60 см (левое крыло)
167 × 60 см (правое крыло)
Academie für Bildenden Künste , Вена, Австрия
На внешних панелях показаны два изображения: Святой Иаков Великий и Святой Бавон , оба выполнены в гризайле.
Внешние панели Страшного суда
c.  1500–1505
Масло по дереву
167,7 × 60 см (левое крыло)
167 × 60 см (правое крыло)
Academie für Bildenden Künste , Вена, Австрия
На внешних панелях показаны два изображения: Святой Иаков Великий и Святой Бавон , оба выполнены в гризайле.
 
Сено
1510–1516
Масло по дереву
147 × 232 см (версия Эскориала)
135 х 190 см (версия Prado)
Эль-Эскориал, Испания (версия 1)
Музей Прадо, Мадрид, Испания (версия 2)
Внешние панели образуют единое изображение, обычно именуемое «Путь жизни» .
Внешние панели триптиха «Сеновал» »
1510–1516
Масло по дереву
135 х 190 см (версия Prado)
Музей Прадо, Мадрид, Испания (версия 2)
Внешние панели образуют единое изображение, обычно называемое «Путь жизни» или «Разносчик» .
Страсть Триптих
c.  1530
По заказу Менсиа де Мендоса (1508–1554) для ее погребальной часовни (Часовня Богоявления) в монастыре Санто-Доминго, Валенсия.
Масло на панели
163 × 382 см
Museu de Belles Arts de València , Валенсия , Испания
Вероятно, не работа Босха, а фламандского последователя.

Несение креста

Наряду с «Садом земных наслаждений», гентское «Несение креста» долго считалось наиболее узнаваемой вещью Иеронима Босха, воспринималось как босховский творческий манифест, программная картина и «символ веры». Уж слишком впечатляющей была эта адская мозаика, сложенная из крепко пригнанных друг к другу дегенеративных лиц, – настолько отвратительных, что даже и завораживающих. Произведение расценивалось как безусловно великое и новаторское. «Несение креста» из Гента считалось в каком-то смысле визитной карточкой Босха, работой, которую невозможно приписать никому другому. Эрудированный испанский монах Хосе де Сигуэнса когда-то проницательно написал о Босхе и его отличии от прочих живописцев: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватило мужества изображать их такими, какими они являются изнутри».

Не раз картина Босха становилась поводом для художественных рефлексий. У поэта Павла Антокольского есть стихитворение о том, будто бы Босх привёл его в харчевню, где за соседним столом пировали палачи, которых художник изобразит в «Несении креста»:

Он сел в углу, прищурился и начал: Носы приплюснул, уши увеличил, Перекалечил каждого и скрючил, Их низость обозначил навсегда. А пир в харчевне был меж тем в разгаре. Мерзавцы, хохоча и балагуря, Не знали, что сулит им срам и горе Сей живописи Страшного суда.

«Несение креста» — имитация?

Узнаваемость картины была столь велика, что заключение голландских ученых, сделанное в 2016-м году по результатам проводившихся с 2010-го года масштабных исследований, стало настоящей сенсацией. Эксперты утверждали: это не Босх! Генсткое «Несение креста», действительно, создано в эпоху Босха и, вероятнее всего, даже вышло из его мастерской, но непосредственно Босху оно не принадлежит. Скорее всего, это не подлинник, а подражание (подробнее читайте здесь).

Отличие гентского «Несения креста» от венского

В Вене хранится еще одна картина Босха с тем же названием, авторство которой не ставится под сомнение. На ней можно видеть вполне традиционно решённое изображение крестного пути Христа на Голгофу: Спаситель идет, согнувшись под тяжестью креста, вдалеке виден традиционный для Босха брабантский пейзаж, а окружающие Христа имеют вполне человеческий облик, хотя среди них есть и Его мучители.

Более позднее, гентское, «Несение креста» отличается от венского кардинально. В первую очередь, изменяется колорит: звучные и яркие краски уступают место темным и холодным оттенкам серого и коричневого с тревожным металлическим блеском. Меняется и композиция: вместо ростовых фигур появляется калейдоскоп лиц, занимающих всё пространство почти квадратной доски. Всё это порождает ощущение тесноты, давки, кромешного ужаса – и вместе с тем потрясающий эстетический эффект. Перебитые носы, толстые губы, выбитые зубы, выступающие подбородки и глаза, горящие нездоровым азартом, – художник изображает не людей, а живое воплощение человеческих пороков и страстей. На их фоне выделяются спокойные лица Христа и святой Вероники (апокрифического персонажа, не упомянутого в Евангелиях) с закрытыми глазами. Вероника держит в руках плат с изображение лика Христа.

Каких ещё персонажей «Несения креста» можно идентифицировать?

Поначалу может показаться, что все эти уродливые личины, где всё порочное в человеке гипертрофируется, а доброе – нивелируется, сливаются в единую неразличимую массу, на которую и смотреть-то грех (не даром у Христа и Вероники закрыты глаза). Но на самом деле кое-кто из персонажей подлежит идентификации. Человека, уцепившегося руками за крест, одни исследователи называют римским солдатом, который повис на кресте, чтобы Иисусу было еще труднее его нести. Другие полагают, что это Симон из Кирены, который, наоборот, помогает Христу нести крест (Лк.23:26). Кроме того, на картине изображены и оба разбойника, которых должны казнить вместе с Христом. В правом нижнем углу – нераскаявшийся, который и на кресте будет оскорблять Христа и кричать: «Разве ты не Помазанник? Тогда спаси себя и нас!», а в правом верхнем – разбойник, который раскаялся и просил: «Вспомни обо мне, когда придёшь Царём». На картине его поучает монах: нет единого мнения, доминиканец это или францисканец, но написан он с обычным для творчества Босха антиклерикализмом (см., например, «Корабль дураков»).

Директор Музея изящных искусств в Генте справедливо заметил: если и вправду «Несение креста» не принадлежит кисти Босха, создать подобную вещь мог только гений, еще более крупный, нежели Босх.

Что за символ стоит на гигантских ножах в Аду?

В аду Босха мы видим несколько гигантских ножей. Во времена художника ножи использовали не только на кухне, но и для наказания воров. Им отрезали уши. Поэтому неудивительно, что ножи присутствуют в Аду с гигантскими ушами впридачу.

Но что за символ в виде то ли буквы “М”, то ли буквы “В” стоит на этих ножах?

Фрагменты створки “Ад” картины Иеронима Босха “Сад земных наслаждений”

В 15-16 веках в родном городе художника Хертонгенбосхе производили ножи, которые продавались в том числе за пределы Голландии. Так, они экспортировались в Испанию и Скандинавию. На этих ножах и ставился фирменный знак.

Поэтому я могу предположить, что это скорее буква “B”, как первая буква сокращённого названия города. Этот знак на ноже встречается и на других работах Босха, например, на картине “Страшный суд”.

Иероним Босх. Страшный суд. Фрагмент. 1504 г. Академия изобразительных искусств, Вена

Грехи Средневековья

Современному человеку также сложно интерпретировать изображенные муки грешников (на правой створке триптиха). Дело в том, что в нашем сознании увлечение праздной музыкой или скупость (экономность) не воспринимаются как нечто плохое, в отличие от того, как это воспринимали люди в Средневековье.

Фрагмент музыкального ада

Часть грешников испытывают муки от тех инструментов, играя на которых при жизни, они получали греховное удовольствие.

На данном фрагменте мы видим муки трех грешников. Скупец вынужден вечно испражняться монетами, обжора – испытывать вечную рвоту, а горделивая особа – терпеть приставания демона с ослиной головой и бесконечно смотреться в зеркало на теле другого представителя нечистой силы.

Центральная часть триптиха. Сад земных наслаждений

Центральная часть триптиха. 

Третья часть (центральная часть триптиха). Изображение земной жизни людей, которые массово предаются греху сладострастия. Художник показывает, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на более праведный путь. Эту мысль он доносит до нас с помощью своеобразного шествия по кругу:

Босх. Фрагмент “Сада земных наслаждений”. Хоровод

Люди на разных животных движутся вокруг озера плотских наслаждений, не в силах выбрать другую дорогу. Поэтому их единственный удел после смерти по мнению художника – это Ад, который изображен на правой створке триптиха.

Диптихи и полиптихи

Изображение Подробности
 ;
Диптих ( Ад и Всемирный потоп   )
  • Человечество, окруженное дьяволами (панель слева, за рамками фильма «Падение мятежных ангелов» )
  • Падение мятежных ангелов
  • Ноев ковчег на горе Арарат
  • Человечество, окруженное дьяволами (панель справа от Ноева ковчега на горе Арарат )
Масло по дереву
69,5 × 35 см (каждая панель)
34,5 см (диаметр картин на оборотной стороне)
Museum Boijmans Van Beuningen, Роттердам, Нидерланды
Полиптих ( Видения загробной жизни )
  • Падение Проклятых
  • Ад
  • Земной рай
  • Восхождение Благословенных
1505–15
Масло по дереву
86,5 × 39,5 (каждый)
Палаццо Гримани, Венеция, Италия
Также известен как алтарь кардинала Гримани . Вероятно, часть более крупного (еще четыре картины) запрестольного образа, ныне утерянного.

Почему монстры Босха, как “сборная солянка”, состоят из частей разных существ?

Ад Босха кишит монстрами. Чего только стоит самый главный демон с лицом человека, телом из полого яйца и ногами-деревьями. Не менее примечательны и монстры помельче, как, например, существо с птичьей головой, крыльями бабочки и трёхпалыми конечностями (у ног-деревьев демона-яйца).

Фрагменты створки “Ад” картины “Сад земных наслаждений” Иеронима Босха.

Для современников Босха было аксиомой, что все существа созданы по образу и подобию Бога. А все, что имеет страшный и уродливый вид – является порождением Дьявола.

Поэтому, чтобы максимально подчеркнуть дьявольскую природу существа, его изображали максимально уровливым. И этого добивались, приделывая зайцам рыбьи хвосты, а птицам – улитку вместо головы.

Если раскрыть любую книгу средних веков, на её страницах вы найдёте немало странных существ-конструкторов.

Вот лишь несколько примеров:

Леди Доу и Полукролик-полурыба. Рисунки из бревиария Маргарет Бар из Метца (1302-1305 гг.). Хранится в муниципальной библиотеке Вердена, Франция.Птица-улитка и полубык-полурыба. Рисунки из Псалтыря Луттрелла (1325-1340 гг.). Хранится в Британской библиотеке.

Во времена Босха вообще встречается немало изображений монстров и чудовищных созданий. Мне попалась миниатюра из средневекового часослова, созданного ещё до рождения Босха.

На ней мы видим Ад, кишащий демонами. Большинство из них в привычном для нас обличии – черти с рогами и хвостами. Однако есть среди них и монстр вполне в духе Босха.

Слева мы видим демона, прокалывающего трезубцем грешника. Он похож на муху без крыльев, с одним рогом и птичьим клювом.

Возможно, именно такие рисунки и вдохновили Босха на создание собственного “Ада”.

Адский Рот. Миниатюра из часослова Екатерины Клевской. Голландия. 1440 г.

О самых интересных демонах Босха из Сада земных наслаждений читайте в статье “Самые главные монстры картины”.

Главная загадка картины Босха: почему на ней столько деталей?

Каждого, кто видел картины Босха, поражает то количество деталей, которыми изобилуют его работы. Их так много, что просто глаза разбегаются.

Босх был художником своего времени и естественно поддавался его влиянию. А в его время было принято прорисовывать каждую деталь.

Достаточно открыть любую книгу времён Босха, чтобы убедиться в доминировании такого стиля изображения через прорисовку множества деталей.

Вот лишь две страницы из часослова Анны Бретанской.

Страницы из часослова Анны Бретанской. Художник – Жан Бурдишон. 1503-1505 гг. Национальная библиотека Франции.

Такими же проработанными до мельчийших деталей были и картины средневековья. Мы убеждаемся в этом, рассматривая работы Яна ван Эйка и Роберта Кампена. О картине последнего “Святая Варвара” я писала более подробно в статье “7 картин музея Прадо, которые стоит увидеть”.

Творчество Босха было не таким уж странным и непривычным для его современников. И другие художники его времени использовали в своих работах большое количество деталей, символов и неведомых существ.

Несмотря на то, что Босх многое впитывал от своих современников и переносил это на свои картины, нужно отдать должное его гениальности. Все-таки он – непревзойденный мастер в символике и загадках даже для своего времени.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Что за люди в Саду наслаждений сидят в землянке?

В правом нижнем углу Сада наслаждений (центральная часть триптиха) мы видим трёх людей, выглядывающих из землянки. Их тела отличаются повышенной волосатостью. Кто же это такие?

Фрагмент центральной части. 

Судя по всему, это дикие люди. Дикие люди изображались нагими, чьё тело полностью покрыто волосами, кроме лица и шеи, кистей, ступней, коленей и грудей у женщин.

Тема диких людей была излюбленной в средние века. Их изображения часто встречаются на гобеленах и посуде  средневековья.

Для обычных людей они были дикарями, более свободными в плане любви и жизни в целом. Не удивительно, что Босх изобразил их на картине, посвящённой греху сладострастия. Ведь они были символом страсти и телесных утех.

Кстати, изображённый дикий мужчина на картине Босха очень похож на дикаря с миниатюры Жана Бурдишона (1457-1521 гг.), художника-иллюстратора псалтырей и часословов 15-16 веков.

Жан Бурдишон. Фрагмент “Дикая жизнь” миниатюры “4 социальных круга”. Около 1500 г.

Я могу предположить, что рисунок Бурдишона был создан раньше “Сада земных наслаждений” и был взят Босхом за основу для написания своих диких людей.

Сад земных наслаждений. 1505—1510 гг.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500—1510. Музей Прадо, Мадрид

“Сад земных наслаждений” — самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды? Причудливые фонтаны? Диковинные монстры?

В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.

Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия, символами которых являются гигантские ягоды и птицы.

Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.

Если не получится, увидите ее крупным планом в статье “7 удивительных загадок триптиха “Сад земных наслаждений”.

А знали ли вы, что в Эрмитаже хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создана на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.

У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная?

Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид

На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.

Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты попали в Ад?

Нет, двух слов не хватает. Лучше читайте статью “Путеводитель по Саду земных наслаждений”.

2.

Сад земных наслаждений
На внешних створках зритель видит созданный Богом мир. Босх никогда не датировал свои картины за исключением всего нескольких. На сегодняшний день насчитывается 25 работ, точно принадлежащих кисти Босха. Имя Иеронима Босха сегодня неразрывно связано с изображением демонов и летучих рыб, паукообразных гремлинов и ужасных животных. А вот фигуры на этой картине кажутся даже позитивно-смешными это «Фокусник».

«Фокусник»
Оригинальная картина «Фокусник» фламандского художника Иеронима Босха, к сожалению, не сохранилась. Существует пять версий этой работы и одна гравюра. Самая близкая к оригиналу картина является частью коллекции Муниципального музея в Сен-Жермен-ан-Лайе, которая хранится в сейфе и выставляется на исключительно ограниченной основе. 1 декабря 1978 года эта картина была похищена из музея и возвращена 2 февраля 1979 года. Дата написания оригинала также неизвестна, приблизительные годы 1475-1480 это ранний период творчества Босха. Композиция картины простая: посередине стол с чашками, шарами и волшебной палочкой. Также лягушка, которая, кажется, выпрыгнула изо рта героя, согнувшегося над столом. Вторая лягушка готова вот-вот выпрыгнуть из героя. В левой части находится группа людей зрителей. Справа фокусник со своими прирученными животными.

Блудный сын. 1500 г.

Иероним Босх. Блудный сын. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды. Wikimedia.commons.org

На картине “Блудный сын” вместо огромного количества персонажей — один главный герой. Путник.

Он изрядно потрепан жизнью. Но у него есть надежда. Покидая мир разврата и греха, он хочет вернуться домой, к отцу. В мир праведной жизни и духовной благодати.

Он оглядывается на дом, который является аллегорией распутного образа жизни. Таверна или постоялый двор. Временный приют, полный примитивных увеселений.

Крыша прохудилась. Ставня перекошена. Посетитель справляет нужду прямо за углом. А двое милуются в дверном проеме. Все это символизирует духовную деградацию.

Иероним Босх. Блудный сын. Фрагмент. 1500 г. Музей Бойманса – Ван-Бенингена, Роттердам, Нидерланды

Но наш путник уже очнулся. Он понял, что нужно уходить. Из окна на него смотрит женщина. Она не понимает его поступка. Или завидует. У неё нет сил и возможности покинуть этот “прохудившийся”, жалкий мир.

Блудный сын похож на другого путника, который изображён на закрытых створках триптиха “Воз Сена”.

Иероним Босх. Странник. Закрытые створки триптиха “Воз Сена”. 1516 г. Музей Прадо, Мадрид

Смысл здесь похожий. Мы — путники. На нашем пути есть чему порадоваться. Но и много опасностей. Куда мы идём? И придём ли мы куда-нибудь? Или будем так скитаться, пока смерть не настигнет нас на дороге?

1.

«Сад земных наслаждений»
Богатый и образный символизм его работ раскрывает знание Босхом алхимии, магии и мистических сюжетов. Популярные сцены искушения святых, библейские эпизоды и божественные суждения были его любимым предметом в живописи, редко затрагивающей традиционные религиозные темы. Фантастические существа, чудовищные демоны, смешанные породы и странные изобретения наполняют его полотна

Каждая деталь представлена с большим вниманием к композиции и цвету. Любой лежащий в основе морализм и глубокий смысл работ Босха смягчается дружественной и юмористической атмосферой

Творчество
Самой известной работой Иеронима Босха является триптих «Сад земных наслаждений». Эта картина изображает рай с Адамом и Евой и множеством чудесных животных на левой панели, земные сюжеты с многочисленными обнаженными фигурами и потрясающими фруктами и птицами на средней панели, и также ад с изображениями фантастических наказаний грешников на левой панели.

3.

Сюжет картины
Картина является примером вечной сатиры, напоминающей о том, как слепая вера и глупость уничтожают людей. Заклинатель, в частности, символизирует собой ересь и результаты человеческого невежества. Он, очевидно, обладает гипнотическими способностями и выполняет заклинательные действия с чашками и шарами, а также заставляет свою маленькую собаку прыгать через обруч. В то время как фокусник отвлекает толпу, карманник-слепой крадет у зрителя с лягушкой во рту кошелек. Тем временем ребенок наблюдает, как лягушки выходят изо рта жертвы с любопытным, почти довольным выражением лица. Как будто он понимает, что происходит, и смеется над доверчивым взрослым. Не сразу можно разглядеть у левого края стола лягушку, над которой, в изумлении, наклонился один из зрителей. Ребенок увлечен всей этой ситуацией, а мужчина с лягушкой во рту служит примером фламандской пословицы: «Тот, кто позволяет себя одурачить фокусами, теряет свои деньги и становится посмешищем для детей». Маг только что убедил его и остальную публику, что она волшебным образом выпрыгнула прямо изо рта мужчины

Таким образом, полностью завладев вниманием толпы, шарлатан дает возможность своему сообщнику опустошить карманы зрителей

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector