Анализ картины ‘нидерландские пословицы’ питера брейгеля-старшего

Описание картины

«Падение Икара» обладает довольно оригинальной композицией. Персонажи второстепенного характера изображаются художником на первом плане. Пахарь, который идет за плугом — первое, что бросается в глаза. Но он отнюдь не главная фигура картины. Самый важный персонаж работы Брейгеля – это Икар. Но зрителю удается его заметить далеко не сразу. Лишь во время пристального изучения картины можно узреть ноги Икара, которые виднеются из воды, и перья, кружащиеся над морской гладью. Художник не изобразил и Дедала. Но можно подметить пастуха, пристальный взгляд которого устремлен вверх, а именно в том направлении, где скрылся изобретательный Дедал. На картине пастух смотрит ввысь, пахарь опустил свой взгляд, рыбак сосредоточен на удочке. Никто из них не замечает падения Икара. Корабль, изображенный в работе Брейгеля, проходит мимо главного персонажа. Матросы на палубе не видят Икара и смотрят совсем в другую сторону. Таким образом, никого из людей не интересует судьба тонущего.

Глаза, брови и нос адской пасти

Museum Mayer van den Bergh Antwerp (Музей Майера ван ден Берга, Антверпен), после реставрации, photo: KIK-IRPA Brussels

Над пастью — глаза, а над глазами — брови, но брови состоят из кувшинчиков с вином — очередная издевка Брейгеля. Роль век или ресниц выполняют деревянные полочки, на которых сидят птицы; и если кувшинчики можно объяснить морализаторским намеком на пьянство, то птичьи жердочки не объяснишь никак, это просто безумная деталь для увеселения публики. Волосы из носа — это веточки, а сова сидит в адской ноздре, как в дупле. Вообще, современники, по свидетельству, например, того же Карела ван Мандера, из-за подобных неожиданных деталей считали Брейгеля очень смешным художником (и Босха тоже).

P. S.

Несмотря на кажущуюся сюрреалистичность картины, многие ее сообщения можно раскодировать. Почти все расшифрованные смыслы оказываются морально-назидательными: демоны и женщины сражаются, но никто не является положительным персонажем; весь мир пронизан пороками, но, как бы это ни было сложно, греху надо сопротивляться.

Однако даже после всех успешных интерпретаций нельзя сказать, что каждая отдельная деталь встраивается в общую цельную картину или что все найденные смыслы непротиворечивы и гармонично уживаются друг с другом

Вероятно, это и не было целью Брейгеля; скорее всего, удовольствие зрителя от маленькой смешной сценки для него было не менее важно, чем общая дидактическая стройность; можно рассматривать как картину целиком, так и какой-то отдельный ее угол

Питер Брейгель Старший. Триумф смерти. 1562–1563 годы

Это тем более приходит на ум, если принять гипотезу, что «Безумная Грета» была не сама по себе, а входила в серию — вместе с картинами «Триумф смерти» (музей Прадо) и «Падение мятежных ангелов» (Брюссельские Королевские музеи изящных искусств). Все они примерно одинакового размера (117 × 162 сантиметра) и были написаны примерно в одно время (1561–1563 го­ды), на всех происходит битва: живых — с мертвыми, светлых ангелов — с темными, женщин — с силами ада. 

Питер Брейгель Старший. Падение мятежных ангелов. 1562 год  Royal Museums of Fine Arts of Belgium, Brussels (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) / photo: Grafisch Buro Lefevre, Heule 

Тем не менее, какой общий смысл могла иметь эта серия, тоже не вполне ясно; особенно если учитывать, что заказчики Брейгеля (а у этих работ они неиз­вестны), даже если могли принадлежать к Церкви, заказывали эти картины не для храма или часовни, а для себя, для своего дома. Хотя эти картины опи­раются на религиозные смыслы, это все же не иконы; они не для поклонения — они для разглядывания. На этих картинах есть демоны или падшие ангелы, но нет Бога Отца, Христа или Распятия (что, если подумать, делает их еще пессимистичнее по настрою); зато на них есть, например, безумная Грета, которая для зрителей Брейгеля была вполне злободневным, возможно, даже домашним персонажем.

другие разборы

«Снятие с креста» Рубенса

Почему на героинях библейского сюжета современные одежды?

«Мадонна каноника ван дер Пале» Яна ван Эйка

Что на картине означают попугай и гениталии Христа?

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Нон-фикшн дня

Как The Beatles уничтожили рок-н-роллПушкин дня

Пушкин-русофилМонета дня

Сребреник

Архив

Упоминания в других СМИ

Картина показана в фильме Николаса Роуга « Человек, который упал на Землю» (1976), где персонаж открывает книгу картин перед его изображением. В описании на последней странице указано, что сцена остается спокойной, а падение практически не замечено. Картина также фигурирует в романе Уолтера Тевиса, на котором основан фильм. Персонажи Ньютона и Брайса обсуждают картину ближе к концу четвертой главы.

Эрик Стил, чей фильм Мост (2006) документов самоубийства два десятка людей , которые прыгали от мира , наиболее популярного сайта самоубийства — The Golden Gate Bridge — в течение 2004 года, по сравнению изображений , снятых в документальном к таковым из Брейгеля Пейзажа с Падение Икара , потому что роковые прыжки проходят практически незаметно для прохожих.

Камерная работа композитора Брайана Фернейхау La Chute d’Icare в 1988 году была вдохновлена ​​картиной:

Колтрейн Гилман и Майкл Гнат * перед картиной Брейгеля. Фрэнк Керуцци «Вращал колесо »; Режиссер Джанет Бентли. Фестиваль Broadway Bound 2019. Фото: Эмили Хьюитт. (* Любезно предоставлено Actors ‘Equity Association.)

Картина занимает видное место в антиутопической пьесе Фрэнка Черуцци, « Вокруг зашла в колесо» (2019), где дети берут под свой контроль мир и используют картину и миф об Икаре как способ научить взрослое население высокомерию и опасностям технологий.

Картина была включена в сериал 1980 года « 100 великих картин» .

Картина упоминается У.Х. Оденом в его стихотворении 1938 года «Musée des Beaux Arts», в котором падение Икара воспринимается пахаря как «незначительный провал».

Картина также является предметом песни Тита Андроника «При просмотре пейзажа Брейгеля с падением Икара»:

БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА

Питер Брейгель родился предположительно между 1525 и 1530 годами (точная дата неизвестна). Местом его рождения чаще всего называют город Бреда (в современной нидерландской провинции Северный Брабант) или деревушку Брёгел около этого города.

Свою творческую биографию он начал как график. К середине 1540-х годов он попал в Антверпен, где обучался в мастерской у Питера Кука ван Альста, придворного художника императора Карла V. В мастерской Ван Альста Брейгель работал до самой смерти своего учителя в 1550 году.

В 1551 году Брейгель был принят в антверпенскую гильдию живописцев и поступил на работу в мастерскую к Иерониму Коку, печатавшему и продававшему гравюры. В мастерской Кока художник увидел эстампы с картин Босха, которые произвели на него такое впечатление, что он нарисовал собственные вариации на темы великого художника.

В 1552—1553 годах по предложению Кока Брейгель совершил путешествие во Францию, Италию, Швейцарию, чтобы сделать серию рисунков итальянских пейзажей, предназначенных для репродукции в гравюре. Был потрясён древними памятниками Рима и шедеврами Возрождения, морскими стихиями и живописными гаванями Средиземноморья. Предположительно в Риме он работал с миниатюристом Джулио Кловио.

В 1563 году Брейгель женился на дочери своего учителя Ван Альста, Марии (Майкен).

В 1556 году Брейгель работал в Антверпене для печатной мастерской «Четыре ветра», принадлежавшей нидерландскому издателю Иерониму Коку. По рисункам Брейгеля здесь были изготовлены гравюры «Большие рыбы поедают малых» и «Осёл в школе». Желая угодить вкусам богатых заказчиков, Кок даже не гнушался подделывать подписи на гравюрах. Так, гравюра «Большие рыбы поедают малых» была продана с подписью знаменитого нидерландского художника Иеронима Босха.

В 1557 году Брейгель написал цикл гравюр, иллюстрирующий семь смертных грехов.

В 1563 году переселился с семьёй в Брюссель.

В 1565 году была написана серия «Картины месяцев или времён года», от которой сохранилось всего пять произведений. В позднесредневековых иллюстрированных молитвенниках для знати религиозным текстам часто предшествовал календарь, где на каждый месяц приходилось по страничке. Смена сезонов изображалась чаще всего через призму занятий, соответствующих каждому месяцу. Но у Брейгеля в смене времён года основную роль играет природа, а люди, так же как и леса, горы, вода, животные, становятся лишь частью необозримого ландшафта.

«Возвращение стад. Осень», «Охотники на снегу. Зима» и «Сенокос» — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Две другие — «Жатва. Лето» и «Сумрачный день. Весна». Карел ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог и так и не выкупил их.

Питеру Брейгелю было около сорока, когда армия испанского герцога Альбы с приказом уничтожить еретиков в Нидерландах вошла в Брюссель. В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Об одной из последних работ Брейгеля, «Сорока на виселице», ван Мандер пишет, что: «он завещал жене картину с сорокой на виселице. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными». Виселицы ассоциировались с испанским правлением, когда власти начали приговаривать к позорной смерти через повешение предикантов, а сам террор Альбы держался почти исключительно на слухах и доносах.

Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода; этот человек очень похож на Альбу; значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом.

Художник умер 5 сентября 1569 года в Брюсселе. Похоронен в брюссельской церкви Нотр-Дам де ла Шапель.

Из всех сохранившихся картин Брейгеля около трети находятся в Музее истории искусства в Вене. В России произведений Брейгеля нет.

Битая плитка

Колин де Котер. Поклонение волхвов. Около 1500 года 88,4 × 72,5 см

Многие художники XV–XVI веков изображали хлев, в котором родился Иисус, в виде полуразрушенного монументального сооружения. Это связано с тем, что, по преданию, хлев стоял на том же самом месте, где когда-то находился дворец царя Давида. Один из приемов, с помощью которых Колин де Котер добивается такого сочетания монументальности и ветхости, сразу бросается в глаза: это богато расшитая ткань, которую два ангела держат за сидящей Богородицей. В сочетании с небольшим возвышением, на котором она сидит, ткань кажется спинкой царского трона.

MSK Gent (Музей изящных искусств, Гент), www.artinflanders.be, photo: Hugo Maertens

Пол под ногами Богоматери и волхвов вымощен плиткой. Нарядная или простая плитка часто встречается на картинах фламандских мастеров XV века, однако никто до Клотера не додумался изобразить ее битой. Такой прием позволяет художнику еще раз подчеркнуть двойственность пространства: возвысить хлев до дворца (хотя бы в прошлом!) и в то же время напомнить зрителям о том, что человечество находилось в падшем состоянии до прихода Спасителя и именно он своим воплощением и искуплением греха начал возвращение мира к задуманному Богом совершенству.

 
Фламандская живопись в 6 вопросах
Как нидерландские художники XV века изменили представление о живописи и как определить, что имел в виду автор

Крестьяне покупают сувениры

Питер Брейгель Младший. Кермесса  Кермесса — деревенская ярмарка в честь церковного праздника. с театральным представлением и процессией. Первая половина XVII века 161 × 290 см

Эта картина целиком состоит из мелких деталей, и можно провести полдня, разглядывая и изумляясь им. Собственно, в этом и заключалась задумка автора: сделать картину привлекательной и развлекательной для заказчика. Картины из быта крестьян первым стал писать Питер Брейгель Старший. Конечно, и до того крестьяне изображались художниками, но никогда раньше они не были главными героями — только забавными персонажами на полях или фигурками, иллюстрирующими труды разных месяцев в календарях. Для современников отца и сыновей Брейгелей эти работы были прежде всего юмористическими. Быт и нравы крестьян вызывали смех своей простотой и грубостью — подобные картины покупали очень зажиточные буржуа или аристократы, находившие, очевидно, удовольствие в рассматривании деталей столь далекого для них образа жизни и сравнивавшие свою утонченность и деликат­ность манер и одежд с вульгарными занятиями обычных людей.

KIK-IRPA, Brussels (Частное собрание ING Bank Belgium, Брюссель)

За театральной сценой, у церковной ограды, устроены ларьки для продажи сувениров, перед которыми толпятся крестьяне. Разложенных товаров не разглядеть, однако по другим подобным картинам мы знаем, что в таких ларьках продавались как религиозные сувениры (значки с изображениями святых, четки, благочестивые картинки), так и детские игрушки (деревянные лошадки, рожки, маленькие ветряные мельницы).

KIK-IRPA, Brussels (Частное собрание ING Bank Belgium, Брюссель)

Видны только игрушечные арбалеты и барабаны, которые подняты над навесом ларьков. Среди взрослых покупателей затесался и ребенок, который с криком тянет руку к понравив­шейся ему игрушке.

Другие детали: праздничная процессия и арбалетчики

«Падение мятежных ангелов» Брейгеля: Королевский музей изящных искусств Бельгии исследует тайны и парадоксы шедевра

Научный сотрудник музея изящных искусств Бельгии (Musées Royaux des Beaux-Arts de Belgique) Тайн Меганк (Tine Meganck) описывает некоторые секреты, долгое время скрытые от внимания публики, и проводит неожиданные параллели между искусством, знаниями и политикой времён Брейгеля.

«Падение мятежных ангелов» Питера Брейгеля Старшего (Fall of the Rebel Angels, Pieter Bruegel the Elder) — абсолютный шедевр, иллюстрирующий битву ангелов и Апокалипсис. В центре святой Михаил в золотых доспехах и сине-бирюзовом плаще повергает семиглавого дракона.

Этот монстр частично спрятан за бесконечным водоворотом фантастических созданий и загадочных объектов

Теперь им уделено пристальное внимание

Оказывается, падшие ангелы — не абстрактные монстры. Они изображены в виде устрашающих гибридов, тщательно составленных в строгом соблюдении «натуралии» (природные конструкты) и «артификалии» (вещи, сделанные человеком). Из-за этого картина создаёт впечатление ошеломляющей кунсткамеры.

Среди прочего на полотне можно обнаружить редких и экзотических животных вроде броненосца или скалозуба, американских индейцев, украшенных разноцветными перьями, османский шлем.

Еще один из моментов исследования: Тайн Меганк также пришла к выводу, что Брейгель предпринял оригинальную попытку превзойти Иеронима Босха (Hieronymus Bosch), творчеством которого вдохновился в юности. Он трансформировал традиционный морализаторский рассказ о грехе гордыни в инновационный комментарий в духе своего времени.

«Падение мятежных ангелов» стала иллюстрацией потенциальной опасности, которая подстерегает людей в их стремлении к искусству, знаниям и политике, универсальной темой, актуальной и по сей день

Акцентируя внимание на том, что картина создавалась в 1562 году, Тайн Меганк раскрывает увлекательную информацию о формировании общества глобальных знаний и роли искусства в местной политике накануне Нидерландской революции.Испания как монстрИменно в 1562-м в Нидерландах окончательно сформировалась протестантская оппозиция против власти испанской короны (жестокости похода Герцога Альбы и уничтожение еретиков — в ее чуть более позднем арсенале). Тучи сгущались

А спустя десятилетие началась Восьмидесятилетняя война, приведшая к независимости Семи Соединённых Провинций (Голландия, Зеландия, Утрехт, Гронинген, Гельдерн, Оверэйсел, Фрисландия) и Генеральных земель.Городские легендыОсновываясь на комплексном анализе данных, Тайн Меганк создала новые связи между Брейгелем и Брюсселем — городом, королевским двором, камерами риторов и местным производством гобеленов.

Научные исследования изданы в виде прекрасно иллюстрированной книги, публикацию которой профинансировала межвузовская программа «Город и общество в Нидерландах».

Ну, а мы также обращаем внимание публики на разницу в изображениях картины: цветопередача — еще один аргумент ловить любую возможность составить личное впечатление о работах Брейгеля

  • Фотография картины (деталь) передает истинные цвета в нынешнем состоянии
  • Так, возможно, выглядела работа изанчально (оцифрованная версия)

Питер Брейгель Старший — один из самых известных художников эпохи Возрождения. Сохранилось около сорока картин, которые живописец создал за свою короткую жизнь (он умер в 1569 году в возрасте примерно сорока лет). В Королевском музее изящных искусств Бельгии содержится уникальная коллекция его работ, вторая по величине после собрания Музея истории искусств (Kunsthistorisches Museum) в Вене.В Брюсселе хранятся, в частности, «Падение мятежных ангелов», «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» (1565) и «Перепись в Вифлееме» (1566), а также эскиз к «Благоразумию» (1558). Три картины выставлены для публики в Музее старых мастеров (Musée OldMasters Museum), который является частью Королевского музея изящных искусств.Текст подготовил Влад Маслов

Лодка

Слева: ксилография из «Корабля дураков» Себастьяна Бранта. 1494 год

У Брейгеля у аналогичной фигуры лодка не на ногах, а на плечах. Что это значит, конечно, тоже загадка; есть версия, что это корабль дураков, популяр­ный мотив в средневековом искусстве и литературе, который был и у Босха, но главное — у писателя Себастьяна Бранта. Его бестселлер «Корабль дураков» переводился на фламандский, и Брейгель мог его читать; там же есть сравне­ние дураков с атлантами, которые держат всю тяжесть мира на своих плечах и потому глупы, ведь они пытаются сделать то, что не под силу чело­веку. На ксилографии  Ксилография — вид печатной графики, когда изображение создается на поверхности деревянной доски с помощью ножей и других инструментов, покрывается краской, а затем отпечатывается на бумаге. 1494 года, иллюстрирующей страсбургское издание книги Бранта, изображен такой глупец.

Образ корабля, на котором плывут и которым управляют глупые люди, часто использовался на карнавальных процессиях — и в Антверпене, и в Брюсселе, и в городах Германии. Это не только потешание над дураками, но и осуждение. Для средневекового человека глупость — не просто недостаток, но еще и грех, и ее надо избегать: глупец себя не контролирует, его глупость ведет к другим порокам и грехам. 

Подпись в нижнем левом углу

Museum Mayer van den Bergh Antwerp (Музей Майера ван ден Берга, Антверпен), после реставрации, photo: KIK-IRPA Brussels

В левом нижнем углу картины после реставрации 2017–2018 годов была обнаружена подпись художника и год написания «Безумной Греты»: 1563-й. Для Питера Брейгеля, которому тогда было за тридцать или под сорок (точной даты рождения мы не знаем), это очень важный год: он женится на дочери своего учителя Кука ван Альста и меняет окружение, переезжая из торгового Антверпена в аристократический Брюссель, где тогда был двор Маргариты Пармской — наместницы Нидерландов, поставленной испанским королем Филиппом II.

Таким образом, «Безумная Грета» — либо одна из последних картин, написанных на старом месте для прежних заказчиков, либо, наоборот, одна из первых работ, написанных в Брюсселе для новых клиентов.

Падение Икара — Питер Брейгель


«Падение Икара» — одна из самых известных картин нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего. Это единственная картина, написанная Брейгелем на мифологический сюжет. Принадлежность картины кисти Брейгеля оспаривается специалистами — скорее всего, речь идет о более поздней копии с утраченного оригинала.

Композиция картины весьма оригинальна: на первом плане изображены второстепенные фигуры, в то время как главный персонаж — Икар — даже не сразу бросается в глаза. Лишь внимательно вглядевшись, можно заметить торчащие из воды ноги и несколько кружащихся над поверхностью моря перьев. Отсутствует на картине и Дедал: лишь пристальный взгляд пастуха, устремленный в небо, позволяет предположить, в каком направлении он скрылся. Падение Икара проходит незамеченным: ни пастух, смотрящий ввысь, ни пахарь, опустивший глаза к земле, ни рыбак, слишком сосредоточенный на своей удочке, не видят его. Мимо проходит корабль, но лица матросов обращены в противоположную сторону; впрочем, если кто-то из них и заметил тонущего, то едва ли огромный корабль замедлит свой ход ради его спасения.

Однако есть на картине одно малозаметное существо, которому судьба Икара должна быть небезразлична. Это существо — серая куропатка, сидящая на ветке на краю утеса. И в этой детали Брейгель следует мифу в изложении Овидия: в «Метаморфозах» говорится, что отец Икара Дедал был вынужден бежать на Крит после того, как убил своего юного племянника Пердикса. Пердикс был учеником Дедала и обнаружил столь блестящие способности, что Дедал стал опасаться соперничества с его стороны. Он столкнул Пердикса с Афинского акрополя, но Афина сжалилась над мальчиком и превратила его в куропатку. Так что у маленькой куропатки есть все основания злорадствовать, наблюдая, как гибнет сын ее обидчика: для нее гибель Икара — не трагическая случайность, а справедливое возмездие, настигшее Дедала.

Несмотря на столь пристальное внимание к мельчайшим подробностям сюжета, картина Брейгеля — не только иллюстрация античного мифа, но также и великолепный пейзаж. Брейгель продолжает здесь живописные традиции первого пейзажиста Нидерландов — Иоахима Патинира

В пейзажах этого художника люди нередко изображались маленькими, еле заметными, а основную роль в композиции играл ландшафт. Влияние Патинира прослеживается и в цветовом решении картины: так, для его пейзажей характерно изображение переднего плана в коричневых тонах, среднего — в зеленых, дальнего — в голубых.

Особое место в композиции картины занимает солнце. Бледное, полупрозрачное, садящееся за горизонт, оно, тем не менее, приковывает к себе взгляд. И это не случайно: ведь солнце — полноправный «герой» картины: именно его лучи стали причиной гибели Икара. Весь пейзаж предстает перед нами в его призрачном свете, а композиция выстраивается вокруг трех ключевых точек: фигуры крестьянина на переднем плане, тонущего Икара и солнечного диска на горизонте. Вместе с тем, специалисты отмечают, что золотистые отблески солнца на воде, придающие пейзажу особое очарование — всего лишь эффект старения лака. Изначально картина имела более холодный колорит.

Тайна, мраком покрытая

О жизни Питера Брейгеля Старшего сохранилось ничтожно мало сведений: биография на пару страниц, написанная Карелом ван Мандером в 1604 году, да несколько документов. И хотя ван Мандер мог опираться на свидетельства современников — тех, кто знал художника, — всё же полностью полагаться на его труд не стоит. Дело в том, что в тексте факты соседствуют с анекдотами, которые, скорее всего, были выдуманы самим ван Мандером под впечатлением от брейгелевских полотен. Так, например, автор пишет, что Брейгель и его друг Ганс Франкерт, ювелир из Антверпена, переодевались в крестьянское платье и посещали деревенские праздники и свадьбы, где выдавали себя за родственников молодых. Вполне вероятно, что Брейгель действительно дружил с Франкертом, но всё остальное представляется чистой воды выдумкой.

Предполагаемый портрет Брейгеля. Выполнен после его смерти. (wikipedia.org)

Не известны ни дата, ни точное место рождения художника. Самый ранний документ в биографии Брейгеля, — свидетельство от 1551 года о принятии его в гильдию художников Антверпена. Предположительно, на тот момент ему было между 21 и 25 годами (типичный возраст для процедуры регистрации), исходя из этого исследователи пришли к выводу, что Брейгель мог родиться между 1525 и 1530 годами.
Ещё больше споров вызывает место рождения художника. Не исключено, что он мог появиться на свет в местечке, название которого созвучно с его фамилией. Ван Мандер писал, что художник происходит из деревни Bruegel, расположенной недалеко от Бреды.
Не так много известно и том, где учился Брейгель. Ван Мандер указывает на мастерскую Питера Кука ван Альста в Брюсселе.

Предполагаемый портрет Питера Брейгеля, ок. 1565−1568 гг. (wikipedia.org)

Вскоре после вступления в гильдию Брейгель отправился в поездку по Франции и Италии. Там он, безусловно, познакомился с титанами Возрождения. По возвращении в Нидерланды предположительно в 1554 году Брейгель обосновался в Антверпене, где начал работать в мастерской Иеронима Кока, печатавшего и продававшего гравюры на самые разные темы, от притч до пейзажей. В течение следующих 7 лет Брейгель создал более 40 рисунков для гравюр, используя высокий спрос на изображения в стиле Иеронима Босха.
Примерно с 1562 года у Брейгеля всё чаще заказывают живописные полотна. В 1563 году он переехал в Брюссель и женился на Майкен, дочери Питера Кука ван Алста. В браке у них родились трое детей: сыновья Питер и Ян, продолжившие дело отца, и дочь Мария, о судьбе которой нам ничего не известно.
До наших дней сохранилось около 40 живописных полотен Брейгеля Старшего. Большая часть была выполнена в последние 7 лет жизни художника. Тайной остаётся полный список заказчиков (с уверенностью можно назвать ближайшего советника испанского короля Филиппа II Антуана Перрено де Гранвеля и богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка). Что можно сказать наверняка, так это то, что труд Брейгеля очень хорошо оплачивался. Художник не брался за алтарные картины и почти не писал откровенно заказных портретов, что было нетипичного для середины 16-го века.
Существенное влияние на выбор сюжетов в последние два года жизни Брейгеля оказали политические события в Нидерландах. В 1567 году герцог Альба прибыл в Брюссель. Начались гонения и репрессии. Полотна Брейгеля приобретают звучание тоски и печали. Тем не менее невозможно однозначно сказать, что происходило в душе художника, как он чувствовал себя в то время и о чём думал.

«Мизантроп», 1568. (wikipedia.org)

Брейгель умер в Брюсселе в 1569 году. Перед смертью он наказал своей жене сжечь немало из его работ, вероятно, опасаясь гонений, которые могли обрушиться на семью. Майкен пережила мужа на 9 лет.
Сыновья Брейгеля Питер и Ян, которым на момент смерти отца было пять лет и год соответственно, стали впоследствии художниками. Видимо, произошло это под влиянием их бабушки Майкен Верхюлст, которая была художницей-миниатюристкой. И Ян, и Питер прославятся за счёт многочисленных копий шедевров отца.

Второе толкование

Есть и другое значение работы под названием «Падение Икара». Картина Брейгеля заинтересовала многих ученых и критиков своим двузначным смыслом. В то время, когда художник работал над своим произведением, происходили важные открытия в области географии. Весь мир для человечества изменился и стал похож на неизведанный бескрайний космос. После этого все великие героические деяния прошлых времен превратились в нечто ничтожное, лишенное всякого смысла. Полет Икара стал забавной шуткой для большинства людей. По одной из версий, Брейгель решил отобразить такое изменение парадигмы в своей картине «Падение Икара».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: