Василий кандинский

2015

#1. Антон Айнутдинов, Екатеринбург

03 маяДеталь на любой картине связана с объектами живописного изображения, опредмеченными нашим сознанием. В ряде случаев, если отделить от всей картины детализированную часть, то мы можем получить отдельное произведение со своим семантическим полем. Применительно к абстрактной живописи В.Кандинского мы не можем сказать, что узнавание предмета предшествует осмыслению его художественного значения. Скорее наоборот, контекстуальный фон художественного произведения как бы «подсказывает» нам содержательную сторону отдельного «фрагмента», имеющего в отличие от самостоятельной «детали» зависимость от других единиц изображения. Чтобы понять, о чем конкретно идет речь, обратимся к картине 1932 года «Решительный розовый».
На желтоватом фоне художник изображает преимущественно черные и темно-фиолетовые геометрические фигуры разнообразных форм в виде треугольников, трапеций, кругов, дугообразных и вертикальных линий, среди которых в левой части холста выделяется розовый прямоугольник крупного размера. Его пересекают отдельные элементы изображения таким образом, что создается ощущение его восхождения из глубины желтого фона на поверхность картины. Любопытно, что изображенный поверх прямоугольника треугольник вызывает своей черно-белой внутренней структурой ассоциацию со ступеньками лестницы, обрывающимися фигурой маленького черного треугольника, указывающего своей вершиной в свою очередь на другой предмет, аналогичного вида и цвета. Если вспомнить взгляды художника о философии внутреннего звучания линий различной формы, то между ними и содержанием картины возникает аналогия с восхождением в высоту розового прямоугольника (треугольник как бы иллюстрирует это стремление), являющейся по своей сути «кратчайшим способом теплой возможности движения». Отсюда и семантика словосочетания «решительный розовый», объясняющая на вербальном уровне главную идею холста, имеющую отношение к живописной передаче напряжения между двумя частями картины, о которых мы сейчас скажем.
Говоря на языке фигуративной живописи, фигура розового прямоугольника является деталью изображения, именем которой названо целое произведение. В.Кандинский, давая такое название холсту, точно бы подчеркивал «смелость» этой фигуры в том, чтобы быть именно такой, какая она есть на фоне остальных элементов изображения. Это, действительно, так. В то время как другие фигуры, повторяясь по цвету и размерам (прямоугольник превосходит их по этому качеству) похожи, этот предмет уникален. Ни одна геометрическая фигура на изображении не имеет прямоугольной формы за исключением нескольких маленьких квадратов, находящихся в пределах пространства «решительного розового» и «энергетического поля» рядом с ним. Таким образом, художник изображает два центра композиции: левый с прямоугольником розового цвета и правый, который включает в себя не только то, что правее левой части, но и все остальное пространство полотна. Противопоставление частей друг другу – сознательный живописный прием В.Кандинского, осуществленный при помощи фрагментарной организации пространства холста. Левый и правый фрагменты обеспечивают единство изобразительной формы композиции и одновременно раскрывают содержание картины, которое может быть сведено к передаче напряжения от противоречия между левой и правой стороной произведения. Однако необходимо понимать, что каждый в отдельности фрагмент является тем, чем он есть для всей картины в семантическом плане, только в соотношении с противостоящим ему другим фрагментом, создавая при этом целостную композицию.
Антон Айнутдинов
vk.com/anton_ainutdinov

Контрастирующая действительность. Сочинение по картине Кандинского

В.В. Кандинский «Красная церковь», 1908 год.

Василий Васильевич Кандинский – один из самых ярких художников-новаторов двадцатого столетия. Он вдохновил множество живописцев и художников-графиков последующих лет и своим примером показал, что изображать то, что видишь, можно не только в рамках реализма.

В его картинах читается абсолютная убеждённость в том, что если есть собственное видение изображаемого предмета, то стоит сделать попытку передать это на холсте, пусть даже непонятным, неординарным способом. Не зря Кандинский считается одним из основоположников русского абстракционизма — этого поистине необычного, для большинства непостижимого стиля в изобразительном искусстве.

Композиция «Красная церковь» по сравнению с другими произведениями художника ярко выделяется благодаря тому, что в ней нет абстракции как таковой: это реальный пейзаж со специфическим набором красок, несоблюдением законов «светотеней» и изобилием ярких контрастов. Кандинский не стремится изобразить мельчайшие подробности – траву, листву, блики на воде – он изображает всё, что видит, но без детализации и «лишних» оттенков.

Красная церковь

Тем не менее картина не вызывает недоумения и не кажется нам неорганичной и ограниченной: мы смотрим на неё и можем различить конкретные объекты, представить и оживить их с помощью собственного воображения.

Несмотря на довольно очевидную стилизованность, картина не лишена разнообразия красок: преобладают яркие, насыщенные, даже кричащие цвета.

Вместе с тем мы видим холодное, голубо-синее небо и глубокие, почти всегда чёрные тени.

Центральным элементом картины является церковь ярко красного, кирпичного цвета. Художник не соблюдает точности при изображении вышеупомянутого сооружения, рисунок церкви выполнен достаточно схематично и не отличается абсолютной достоверностью.

Деревья, обрамлённые тёмной краской, выглядят довольно плоско и нереалистично, создаётся впечатление, что они искусственно вырезаны и вставлены в картину. Луг лишён изобилия оттенков, как, впрочем, и вода, при обычных условиях богатая всевозможными бликами.

Здесь перспектива не играет ощутимой роли: несмотря на её соблюдение, нас не покидает чувство ограниченности пространства. Пейзаж не приглашает зрителя стать частью его самого, а даже отталкивает и отторгает малейшее постороннее вмешательство.

Наличие пейзажей у художников-абстракционистов – это, надо сказать, уникальное явление, которое не так уж и редко встречается в работах Кандинского. Художник умел взглянуть на действительность по-новому и внести в неё свой смысл, преобразовать реальность в ту форму, которая казалась ему более естественной.

Автор сочинения: Анна Дорофеева

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: