Шагал и библия
В 1930 году торговец произведениями искусства и друг Шагала Амбруаз Воллар поручил ему создать серию иллюстраций к Библии . Тот, кто описывает священный текст как «величайший источник поэзии всех времен», затем выполняет около сорока гуашей , прежде чем начать серию офортов, которые вставлены в Женевскую Библию : 105 гравюр изображают различные ключевые сцены из Ветхого Завета . Вручную Шагал их все усиливает небольшим количеством гуаши. Его любимые сюжеты — пророки , патриархи , воины и цари. Прежде всего, он устанавливает связи между прошлым и настоящим, между преследованием Иисуса и тем, что евреи перенесли в Европе в 1940-х годах.
Это монументальное произведение лежит в основе Библейского послания, которое предлагает декоративный цикл, рассказывающий о библейской истории, завершенный в 1966 году. Шагал жертвует его французскому государству, которое, к великому счастью Шагала, выставляет его в Лувре перед открытием музея. Национальный музей библейского послания в Ницце в 1973 году , в присутствии Андре Мальро .
Он спит
Он не спит
Вдруг он рисует
Он берет церковь и рисует церковью
Он берет корову и рисует корову
С сардиной Головами
, руками, ножами …
— Блез Сандрар , 19 эластичных стихотворений , Портрет Шагала 1919
Жизнь в Париже и гражданский брак
После смерти Беллы, Ида позаботилась о своем отце и нашла в Париже англичанку, которая помогала ему по хозяйству. Это была образованная дочь дипломата — Вирджиния Хаггард Макнил. У них завязался роман, который длился семь лет. В 1946 году пара родила сына Дэвида МакНила и поселилась в тихом городке Хай-Фоллс.
С появлением Вирджинии в творчество гения вернулись яркие цвета и светлые мотивы. Он участвовал в нескольких крупных проектах, самые запоминающиеся из которых — динамичные декорации и костюмы для балета Игоря Стравинского «Жар-птица». Используя блестящие ткани и замысловатую вышивку, он разработал более 80 костюмов, которые изображали существ, похожих на птиц
«The Firebird» стал важной вехой в карьере Шагала. Его костюм и декорации оставались в репертуаре двадцать лет
Разработанные версии используются и сегодня.
Завершив работу над «Жар-птицей», Шагал вскоре вернулся в Европу с Вирджинией, сыном и дочерью от первого брака. Работы Шагала отмечены на ретроспективных выставках в Париже, Амстердаме, Лондоне и Цюрихе. В то время как Шагал пользовался всемирным признанием, Вирджиния становилась все более несчастной. В 1948 году женщина познакомилась с бельгийским фотографом и у них завязался роман. После 3 лет тайных встреч, она ушла к возлюбленному и перебралась с сыном в Бельгию. Спустя годы Вирджиния Хаггард описала этот роман в своей короткой книге «Моя жизнь с Шагалом».
Еврейские образы в творчества Шагала
Марк Шагал, автор известной картины «Белое распятие» является известнейшим российским и французским художником-авангардистом двадцатого столетия.
Кроме живописи Шагал писал стихи на идише и занимался сценографией. Еврейские корни художника стали определяющим для его творчества. Непрерывные гонения еврейского народа нашли активное отражение в картинах Шагала.
Будучи учеником Юделя Пэна, видного деятеля в сфере живописи, Марк Захарович перенял от него представление о том, что такое национальный художник. Шагал активно визуализирует еврейский фольклор и поговорки на идиш. Даже в христианских сюжетах видны черты еврейской интерпретации. Речь идет о таких картинах как «Святое семейство», «Посвящение Христу» и другие.
Марк Захарович Шагал — Над городом: Описание произведения
«Над городом» — одна из самых знаменитых картин Марка Шагала
На ней художник изобразил всё, что у него было важного в жизни на тот момент: самого себя, любимую жену Беллу и Витебск. Отбросив земное притяжение, счастливые влюбленные летят над городом, обнявшись
Под ними расчерченный и опоясанный бесконечными заборами Витбеск – в этом же году Шагал в недолгий период очарования новой властью устроит на этих заборах уникальное граффити, разрисовав их к годовщине Октябрьской революции.
Люди часто летают на картинах Шагала. Особенно ему нравилось отправлять в полет влюбленных.
В таких случаях мы видим буквальное воплощение метафоры «летать от счастья».
В книге воспоминаний Беллы Шагал «Горящие огни» есть описание того, как Марк Шагал отправляет их двоих в полет: «Ты бросаешься к полотну, дрожащему под твоей рукой. Обмакиваешь кисти. Хлещет красный, синий, белый, черный. Втягиваешь меня в водоворот красок. И внезапно ты отрываешься от земли и тянешь меня за собой».
Однако летают у Шагала не только от счастья. Полет на его картинах – это даже не преодоление земного притяжения, а простое и естественное состояние человека.
Идет ли речь о счастливых влюбленных, цирковых акробатах, обнаженной женщине или еврее, пролетающем над Витебском.
Такова особенность картин Шагала – в них безудержен полет фантазии, но при этом фантастическое абсолютно реально и достоверно.
Особый эффект картины «Над городом» создается трогательным сочетанием бытовых моментов и выхода за пределы быта. Пикантная деталь – присмотритесь к нижнему левому углу. Что происходит под витебским забором? Совершенно верно, кто-то, стянув штаны, справляет нужду.
Вот так сюрприз, одна из самых романтичных картин Шагала! В том и романтизм его, в том и прелесть, что всё – едино. И полет, и голый зад, и изящный наряд Беллы, которая ведь тоже представлена отнюдь не как абстрактная идея прекрасной возвышенной дамы.
Она более чем реальна – кружевные оборки на платье, в подробностях тщательно прорисованные туфельки… Впоследствии искусствоведы не раз удивятся тому, как можно было создать бесконечную симфонию любви, посвятив ее реальной женщине, с которой живешь рядом многие годы. Вероятно, для этого нужен тот особый взгляд, позволяющий видеть в любимой одновременно и в деталях кружевную оборку платья и полет ее души.
Алена Эсаулова
Примечания[ | ]
- White Crucifixion, 1938, Art Institute of Chicago (англ.)
- Алек Д. Эпштейн. Возвращая Иисуса в иудейский мир: «Распятия» Марка Шагала и Оскара Рабина // Ассоциация еврейских организаций и общин (Ваад) Украины : Газета. — Вып. №12 декабрь 2012. — № 188.
- ↑ 12 Раиса Мартинен «Шагал, или Чарующая буря», 1948 (рус.)
- За что Папа Франциск любит Марка Шагала? (рус.) (07 Май 2013). Проверено 3 мая 2014.
- Esplora il significato del termine: Tango e battesimo, fidanzata e vangelo l’alfabeto misto di Papa FrancescoTango e battesimo, fidanzata e vangelo l’alfabeto misto di Papa Francesco (итал.) (14 марта 2013). Проверено 3 мая 2014.
- Harry Alsop. Pope Francis: 20 things you didn’t know. — London Telegraph интернет-издание.
История создания
«Белое распятие» было написано в 1938 году. Созданию картины предшествовала так называемая «Хрустальная ночь», также известная как «Ночь разбитых витрин». В ночь с девятое на десятое ноября молодые нацисты организовали череду погромов среди евреев, проживавших на территории Центральной и Восточной Европы. Всего за одну ночь были убиты более девяноста евреев, сотни человек покалечены и тысячи подверглись многочисленным оскорблениям и унижениям. Синагоги, а также все принадлежавшие иудеям предприятия безжалостно громили или поджигали. Школы и больницы грабили, а здания разрушали кувалдами. Кроме того, тридцать тысяч евреев было арестовано и отправлено в концентрационные лагеря. Часть из них скончались от жестоких избиений в течение нескольких недель. Оставшихся в живых позднее выпустили на свободу с условием, что они в ближайшее время уедут из Германии. Однако данных о том, сколько человек сумело вырваться из страны нет.
Нанесенный немцами ущерб насчитывал порядка 25 миллионов рейхсмарок. Из них пять миллионов пришлось на уничтоженные витрины, откуда и пошло второе название ночи — «Ночь разбитых витрин».
Позднее советские газеты массово напечатали сообщения о протестах против «Ночи разбитых витрин» во всем мире. На собрании, состоявшемся 15 ноября в Московской консерватории, приняли резолюцию с осуждением антисемитских позиций. Протест поддержали США, Франция и Британия.
Будучи евреем по национальности, Шагал остро реагировал на политические события, происходящие в Европе. Через какое-то время он сам едва не станет узником концлагеря, поэтому многие его работы того времени несут на себе печать ужасной действительности.
«Белое распятие» не единственная картина, написанная на данную тему. В конце тридцатых и начале сороковых годов Марк Шагал создает целую серию полотен, в которых страдания иудеев тесно переплетены со страданиями Иисуса. Впоследствии все картины были выставлены в отдельном зале на парижской выставке в Люксембургском саду.
«Библейское послание»
«Библейское послание» — это серия гравюр и рисунков на библейские темы, которые Шагал начал делать еще в 1930-х гг., когда известный парижский издатель заказал художнику иллюстрации к Священному Писанию.
К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже отправился в Израиль, чтобы самому пройти по местам, описанным в Книге книг. Работа не была закончена, началась война, но, захваченный этой грандиозной темой, художник вернулся к ней в 1950-е гг. Он значительно расширил библейскую серию. Если сначала она включала черно-белые гравюры и офорты, то в послевоенное время художник стремился создавать цветные листы.
Моисей со Скрижалями Завета. Марк Шагал. 1956
Затем стал изображать библейских персонажей в стенописи, на витражах, в керамике. Наконец в 1955 г. издание Библии, иллюстрированной Шагалом, увидело свет. А в 1956 и 1960 годах работы художника на библейские темы были выставлены в Париже. Они произвели огромное впечатление на публику. В 1973 году в Ницце торжественно был открыт музей работ Марка Шагала, который получил название «Библейское послание».
Можно сказать, что все творчество Шагала было библейским посланием миру, художник верил, что должен рассказать людям о величии Творца и красоте мира, о любви и смерти, о небе и земле, созданных Богом на радость людям.
Сон Якова. Марк Шагал. 1954-67
Марк Шагал был удивительным художником, ни на кого не похожим, мудрым, как древние пророки, и сохранившим до старости детский восторг перед жизнью.
Его стиль до сих пор является предметом изучения и споров, одни считают его дерзким модернистом, другие, напротив, отмечают его глубокую связь с традицией, в частности с традицией народной живописи.
Ноев Ковчег (эскиз). Марк Шагал. 1963
Искусствоведы будут еще долго искать истоки своеобразия шагаловского искусства, но сам художник был твердо уверен, что Бог поручил ему воспевать созданный Им мир, и он никогда не изменял этому призванию, он рано нашел свой язык и оставался верен себе всю свою жизнь.
Выставки
Монреальский музей изящных искусств, выставка Шагала в 2017 году.
- «Ретроспектива Шагала», Музей декоративного искусства в Париже , .
- « Работы на бумаге », Центр Помпиду , от30 июня в 8 Октябрь 1984 г..
- «Шагал в новом свете», ретроспектива в музее Фридера-Бурда , Баден-Баден . 2006 г.
- «Марк Шагал — Poesie und Traum» («Марк Шагал. Поэзия и мечты»), Kunsthalle Messmer , Riegel am Kaiserstuhl ( Германия ), .
- «Марк Шагал, впечатления», Дворец Люмьер в Эвиан-ле-Бен , с субботы28 июня в воскресенье 2 ноября 2014 г..
- «Ретроспектива Шагала», Королевский музей изящных искусств Бельгии , от28 февраля в 28 июня 2015 г..
- «Марк Шагал. Торжество музыки », выставка в Парижской филармонии во вторник.13 октября 2015 г. в воскресенье 31 января 2016 г..
- «Шагал. Мечты о летней ночи », мультимедийная выставка Carrières de Lumières в Бо-де-Прованс, от4 марта 2016 г. в 8 января 2017 г..
- «Шагал от поэзии к живописи», Фонд культуры Элен и Эдуара Леклерков в Ландерно , от26 июня в 30 октября 2016 г..
- «Шагал: цвет и музыка», Монреальский музей изящных искусств , от28 января в 11 июня 2017 г..
- «Шагал, Лисицкий , Малевич . Русский авангард в Витебске (1918-1922) », Центр Помпиду , 2018.
- «Шагал, от петуха до осла», Le Doyenné de Brioude (Верхняя Луара), из 21 июля в 7 октября 2018 г..
- «Шагал: от черного и белого к цветному», Отель де Комон (Экс-ан-Прованс),1 — й ноября 2018 в 24 марта 2019 г.,.
Сюжет картины
В картине «Белое распятие» нет реальных сцен гонений или преследований. С помощью рисунков и символов Марк Шагал создаёт аллегорию прошедших трагических событий.
Образ распятого на кресте Иисуса — это символ всего еврейского народа, вынужденного терпеть смертные муки. Голову Христа венчает не знакомый терновый венец, а талес — предмет одежды иудеев, используемый во время молитвы. У ног Иисуса стоит зажженный семирожковый светильник менора, который также относится к древнейшим религиозным еврейским атрибутам.
Большое значение имеет белый луч, который идет сверху и будто бы рассекает картину на две части. Луч освещает Иисуса и олицетворяет собой уничтожение смерти и победу над ней. Глядя на спасителя кажется, будто он не умер, а просто спит. Художник мастерски передаёт ощущение спокойствия и надежды, которую ничто не способно уничтожить.
В нижней части картины изображены бесчинства молодых гитлеровцев — захват домов и евреев, сжигание синагоги. В верхней части фигуры из Ветхого Завета растерянно наблюдают за тем, как рушится привычный мир, как бегут несчастные люди, как рушатся их жилища и святыни. Праматерь Рахель, а также праотцы Исаак, Иаков и Авраам не скрывают слез при виде происходящих бесчинств.
В каждом персонаже «Белого распятия» глубокий смысл, а некоторые персонажи известны публике по другим картинам. Например, это странник в зелёной одежде с мешком на плече. Он воплощает собой пророка Илью или любого еврейского путешественника. Ещё одним символом является переполненная лодка, которая наводит на мысль о ковчеге Ноя. А это, в свою очередь, рождает ассоциации с надеждой на спасение от бесчинствующих нацистов. Впрочем, лодка изображена маленькой, а пассажиры изможденные, что в очередной раз дает зрителю понять, что надежда на спасение призрачная.
Также к символичным элементам можно отнести и красные коммунистические флаги. Становится ясно, что преследование еврейского народа велось не только в нацистской Германии, но и в других странах.
На груди старика в левом нижнем углу белая табличка. Изначально на ней было написано: «Я еврей». Впоследствии художник закрасил надпись, подобным образом он поступил и со свастикой на рукаве нациста, поджигающего синагогу.
В правой верхней части немецкий поджигатель забирает из ящика свиток Торы — рукописный свиток для еженедельного чтения в синагоге. Подсвечники и прочие ритуальные атрибуты выброшены на снег, стена синагоги охвачена пламенем. Пророк Моисей в зелёном одеянии как будто бы стремится «выбежать» за пределы картины.Мужчина в черных одеждах в левом углу в атмосфере жуткого погрома пытается сохранить священные свитки Торы.
В самом низу картины прямо на зрителя смотрит женщина с ребенком на руках. Обездоленная еврейка словно спрашивает — что теперь делать, куда идти и где спрятаться?
Еврейские образы в творчества Шагала
Марк Шагал, автор известной картины «Белое распятие» является известнейшим российским и французским художником-авангардистом двадцатого столетия.
Кроме живописи Шагал писал стихи на идише и занимался сценографией. Еврейские корни художника стали определяющим для его творчества. Непрерывные гонения еврейского народа нашли активное отражение в картинах Шагала.
Будучи учеником Юделя Пэна, видного деятеля в сфере живописи, Марк Захарович перенял от него представление о том, что такое национальный художник. Шагал активно визуализирует еврейский фольклор и поговорки на идиш. Даже в христианских сюжетах видны черты еврейской интерпретации. Речь идет о таких картинах как «Святое семейство», «Посвящение Христу» и другие.
Символ распятия в творчестве Шагала
Марк Шагал использует распятие сразу в нескольких картинах, поэтому важно понимать, что вкладывает художник в этот образ. В иудейской религии крест не используется как символ
Главной эмблемой иудаизма считается звезда Давида — шестиконечная звезда, в которой два треугольника наложены друг на друга. Несмотря на это Марк Шагал пишет в своих полотнах распятого Иисуса, который страдал и мучился за всё человечество, невзирая на религию. Распятие в данном случае — это символ прощения, веры и бесконечных страданий
В иудейской религии крест не используется как символ. Главной эмблемой иудаизма считается звезда Давида — шестиконечная звезда, в которой два треугольника наложены друг на друга. Несмотря на это Марк Шагал пишет в своих полотнах распятого Иисуса, который страдал и мучился за всё человечество, невзирая на религию. Распятие в данном случае — это символ прощения, веры и бесконечных страданий.
Образ Христа художник несет зрителю в картинах «Белое распятие», «Исход», «Желтое распятие» и других. При этом трактовка спасителя в данных полотнах не совпадает с евангельской. Здесь это не вочеловечевшийся Бог, который приносит себя в жертву. Иисус у Шагала образ собирательный — это целый еврейский народ, обреченный на страдания. Это становится логичным исходя из сюжета картин — везде изображены еврейские погромы и гонения.
Отрывок, характеризующий Белое распятие
Когда он приехал домой, уже смеркалось. Человек восемь разных людей побывало у него в этот вечер. Секретарь комитета, полковник его батальона, управляющий, дворецкий и разные просители. У всех были дела до Пьера, которые он должен был разрешить. Пьер ничего не понимал, не интересовался этими делами и давал на все вопросы только такие ответы, которые бы освободили его от этих людей. Наконец, оставшись один, он распечатал и прочел письмо жены. «Они – солдаты на батарее, князь Андрей убит… старик… Простота есть покорность богу. Страдать надо… значение всего… сопрягать надо… жена идет замуж… Забыть и понять надо…» И он, подойдя к постели, не раздеваясь повалился на нее и тотчас же заснул. Когда он проснулся на другой день утром, дворецкий пришел доложить, что от графа Растопчина пришел нарочно посланный полицейский чиновник – узнать, уехал ли или уезжает ли граф Безухов. Человек десять разных людей, имеющих дело до Пьера, ждали его в гостиной. Пьер поспешно оделся, и, вместо того чтобы идти к тем, которые ожидали его, он пошел на заднее крыльцо и оттуда вышел в ворота. С тех пор и до конца московского разорения никто из домашних Безуховых, несмотря на все поиски, не видал больше Пьера и не знал, где он находился. Ростовы до 1 го сентября, то есть до кануна вступления неприятеля в Москву, оставались в городе. После поступления Пети в полк казаков Оболенского и отъезда его в Белую Церковь, где формировался этот полк, на графиню нашел страх. Мысль о том, что оба ее сына находятся на войне, что оба они ушли из под ее крыла, что нынче или завтра каждый из них, а может быть, и оба вместе, как три сына одной ее знакомой, могут быть убиты, в первый раз теперь, в это лето, с жестокой ясностью пришла ей в голову. Она пыталась вытребовать к себе Николая, хотела сама ехать к Пете, определить его куда нибудь в Петербурге, но и то и другое оказывалось невозможным. Петя не мог быть возвращен иначе, как вместе с полком или посредством перевода в другой действующий полк. Николай находился где то в армии и после своего последнего письма, в котором подробно описывал свою встречу с княжной Марьей, не давал о себе слуха. Графиня не спала ночей и, когда засыпала, видела во сне убитых сыновей. После многих советов и переговоров граф придумал наконец средство для успокоения графини. Он перевел Петю из полка Оболенского в полк Безухова, который формировался под Москвою. Хотя Петя и оставался в военной службе, но при этом переводе графиня имела утешенье видеть хотя одного сына у себя под крылышком и надеялась устроить своего Петю так, чтобы больше не выпускать его и записывать всегда в такие места службы, где бы он никак не мог попасть в сражение. Пока один Nicolas был в опасности, графине казалось (и она даже каялась в этом), что она любит старшего больше всех остальных детей; но когда меньшой, шалун, дурно учившийся, все ломавший в доме и всем надоевший Петя, этот курносый Петя, с своими веселыми черными глазами, свежим румянцем и чуть пробивающимся пушком на щеках, попал туда, к этим большим, страшным, жестоким мужчинам, которые там что то сражаются и что то в этом находят радостного, – тогда матери показалось, что его то она любила больше, гораздо больше всех своих детей. Чем ближе подходило то время, когда должен был вернуться в Москву ожидаемый Петя, тем более увеличивалось беспокойство графини. Она думала уже, что никогда не дождется этого счастия. Присутствие не только Сони, но и любимой Наташи, даже мужа, раздражало графиню. «Что мне за дело до них, мне никого не нужно, кроме Пети!» – думала она. В последних числах августа Ростовы получили второе письмо от Николая. Он писал из Воронежской губернии, куда он был послан за лошадьми. Письмо это не успокоило графиню. Зная одного сына вне опасности, она еще сильнее стала тревожиться за Петю. Несмотря на то, что уже с 20 го числа августа почти все знакомые Ростовых повыехали из Москвы, несмотря на то, что все уговаривали графиню уезжать как можно скорее, она ничего не хотела слышать об отъезде до тех пор, пока не вернется ее сокровище, обожаемый Петя. 28 августа приехал Петя. Болезненно страстная нежность, с которою мать встретила его, не понравилась шестнадцатилетнему офицеру. Несмотря на то, что мать скрыла от него свое намеренье не выпускать его теперь из под своего крылышка, Петя понял ее замыслы и, инстинктивно боясь того, чтобы с матерью не разнежничаться, не обабиться (так он думал сам с собой), он холодно обошелся с ней, избегал ее и во время своего пребывания в Москве исключительно держался общества Наташи, к которой он всегда имел особенную, почти влюбленную братскую нежность.
Личная жизнь знаменитого живописца
Марк и Белла Розенфельд познакомились в 1909 году, когда ей было всего 14 лет. Она была слишком молода для серьезных отношений, а у юного художника не было денег. Влюбленные были помолвлены, но ждали свадьбы до 1915 года. В следующем году у них родилась дочь Ида. Белла вдохновила художника на создание шедевра — «День рождения» (1915).
Белла Розенфельд была не единственной женщиной, которую Шагал любил и рисовал. Будучи студентом, он был очарован Теей Брахманн, которая позировала для картины «Сидящая красная обнаженная» (1909). Портрет Теи, залитый темными линиями, тяжелыми слоями красного и розового, смел и чувственен. Напротив, картины Шагала с изображением Беллы беззаботны, образны и романтичны.
Более тридцати лет Белла появлялась снова и снова как символ переполняющих эмоций, неистовой любви и женской чистоты. Помимо «Дня рождения», к самым популярным картинам Шагала изображением Беллы относятся «Над городом» (1913), «Набережная» (1917), «Три свечи» (1938), и «Обрученные и Эйфелева башня» (1939).
Марк и Белла Шагал хотели поселиться в Париже после свадьбы, но череда войн сделала поездку невозможной. Первая мировая война принесла бедность, хлебные бунты и нехватку топлива. Россия кипела от жестоких революций, кульминацией которых стала Октябрьская революция 1917 года, гражданская война между повстанческими армиями и большевистским правительством. Хотя он написал несколько картин в России, Шагал чувствовал, что революция прервала его карьеру. Белле было всего за сорок, когда она умерла от инфекции в 1944 году.
Двадцать лет спустя творец начал работу над фильмом «Революция» (1937-1968), в котором восстание в России изображено как цирковое событие. Ленин комично пожимает руку на столе, а хаотичная толпа бродит по периферии. Слева толпа размахивает оружием и красными флагами. Справа музыканты играют в ореоле желтого света. В нижнем углу плывет свадебная пара. Кажется, Шагал говорит, что любовь и музыка сохраняются даже в жестокости войны.
Сюжеты «Революции» отражены в триптихе Шагала «Сопротивление, воскресение, освобождение» (1943).