литература
О Вазари
- Герд Блюм : Джорджо Вазари. Изобретатель эпохи Возрождения. CH Beck, Мюнхен 2011, ISBN 978-3-406-61455-2 .
- Жорж Диди-Хуберман : Искусство как новое рождение и бессмертие идеального человека. В: Жорж Диди-Хуберман: Перед картиной. Hanser Verlag, Мюнхен и другие 2000, ISBN 3-446-16589-4 , стр 61-92.
- Фабиан Йониц, Алессандро Нова (ред.): Вазари как парадигма. Прием, критика, перспективы — парадигма Вазари. Прием, критика, перспективы (= Институт истории искусств Коллана дель во Флоренции — Институт Макса Планка. Том 20). Файлы конференции, 14.-16. Февраль 2014, Флоренция, Институт истории искусств, Институт Макса Планка. Марсилио, Венеция, 2016 г., ISBN 978-88-317-2661-0 .
- Алессандро Нова , Катя Бурзер, Чарльз Дэвис, Сабина Фезер (ред.): Le Vite del Vasari. Genesi, topoi, riszione. = Vite Vasaris. Происхождение, топосы, прием (= Collana del Kunsthistorisches Institut во Флоренции, Институт Макса Планка. Том 14). Atti del congno, 13–17 февраля 2008 г., Фиренце, Институт истории искусств, Институт Макса Планка. Марсилио, Венеция 2010, ISBN 978-88-317-0829-6 .
- Эрвин Панофски : Первый лист из Libro Giorgio Vasaris. Исследование оценки готики в итальянском Возрождении. (1930). В: Эрвин Панофски: смысл и интерпретация в изобразительном искусстве. = (Значение в изобразительном искусстве) (= карманные книжки DuMont 33). DuMont Schauberg, Кельн, 1975, ISBN 3-7701-0801-9 , стр. 192-273.
- Вольфрам Принц: коллекция портретов художников Вазари. С критическим списком 144 жизненных портретов во втором издании биографий 1568 года. L’Impronta, Florence 1966.
- Эйнар Руд: Джорджио Вазари. Отец европейской истории искусства (= Городские книги. Том 77). Кольхаммер, Штутгарт 1964, .
- Юлиус фон Шлоссер : Художественная литература. Справочник по источниковедению по истории современного искусства. Schroll, Вена, 1924 г. (Переиздание без изменений. Там же, 1985 г., ISBN 3-7031-0604-2 ).
- Карло Мария Симонетти: La vita delle ‘Vite’ vasariane. Profilo storico di due edizioni. Ольшки, Флоренция, 2005.
- Андреас Камп: От палеолита к постмодернизму — Генезис нашей системы эпох , Том I: От истоков до конца 17 века , Амстердам / Филадельфия, 2010, стр. 77-89 (по новаторскому историческому порядку Вазари)
Цифровые источники Vite
- Даниэль Куппер (ред.) Джорджио Вазари: Жизнь самых выдающихся художников, скульпторов и строителей от Чимабуэ до 1567 года , Directmedia Publishing , Берлин 2007, ISBN 978-3-89853-621-9 . Издатель закрыл свой веб-сайт (по состоянию на 2018 год) и удалил свой адрес электронной почты.
Автор книги: Джорджо Вазари
Перевод и примечания А. Эфроса
Небесным произволением на человеческие существа воочию проливаются величайшие дары, зачастую естественным порядком, а порой и сверхъестественным; тогда в одном существе дивно соединяются красота, изящество и обаяние, так что к чему бы ни обратился подобный человек, каждое его действие носит печать божественности, и, оставляя позади себя всех прочих людей, он обнаруживает то, что в нем действительно есть, то есть дар божий, а не достижения искусства человеческого именно это и видели люди в Леонардо да Винчи, в котором сверх телесной красоты, не получившей сколько-нибудь достаточной похвалы, была еще более чем безграничная прелесть в любом поступке; а дарование его было так велико, что в любых трудных предметах, к которым обращалась его пытливость, он быстро и совершенно находил решения, силы в нем было много, и соединялась она с легкостью; его помыслы и поведение были всегда царственны и великодушны, а слава его имени разлилась так далеко, что не только у своего времени было оно в чести, но еще сильнее возросло в потомстве после его смерти.
И в самом деле, дивным и божественным был Леонардо, сын Пьеро из Винчи 1; и он достиг бы великих итогов в науках и письменности, не будь он таким многосторонним и непостоянным. Потому что он принимался за изучение многих предметов, но, приступив, затем бросал их. Так, например, в математике за немногие месяцы, что он ею занимался, он достиг таких успехов, что непрерывными сомнениями и сложностями не раз ставил в тупик учителя, у которого обучался 2
Он уделил некоторое внимание и музыке, но вскоре решил в совершенстве изучить лишь игру на лире, как это и подобало человеку, наделенному от природы возвышенным и изящным духом, причем он божественно импровизировал песни. Все же, несмотря на все эти разнообразные увлечения, он никогда не бросал рисования и лепки, ибо это были вещи, которые больше всего другого привлекали его воображение
Приметив это и приняв во внимание возвышенность его характера, сер Пьеро, захватив с собой однажды несколько рисунков, отнес их Андреа Верроккьо, бывшему большим его приятелем, и убедительно просил его сказать, достигнет ли Леонардо, отдавшись рисованию, каких-либо успехов. Андреа пришел в такое изумление, увидев, насколько замечательны первые опыты Леонардо, что посоветовал Пьеро дать ему возможность посвятить себя этому. Тогда Пьеро принял решение отдать Леонардо в мастерскую Андреа 3. Леонардо же исполнил это с отменной охотой и стал упражняться не только в одной этой области, но и во всех тех, которые были связаны с рисованием. Его божественный и дивный ум был таков, что наряду с превосходнейшим знанием геометрии он в то же время сделал опыты не только в скульптуре 4, где он вылепил из глины несколько смеющихся женских голов, которые позднее были отлиты из гипса, равно как и детские головы, казавшиеся вышедшими из рук великого художника, но и исполнил ряд рисунков архитектурных, а именно чертежей и изображений различных зданий, при этом опять-таки именно он был тем самым, кто еще юнцом поставил вопрос о том, как использовать реку Арно, чтобы соединить каналом Пизу и Флоренцию. Он делал рисунки мельниц, сукновальных машин и приборов, которые можно было приводить в движение силой воды; но так как главным своим занятием он избрал живопись, то особенно упражнялся он над рисованием натуры; а при случае занялся он также изготовлением фигур из глины, одевая их мягкими, пропитанными гипсом тряпками и затем, терпеливо срисовывая их на куски тончайших тканей из полотна или старого, бывшего в употреблении, холста и, обрабатывая их кончиком и в черный и белый цвет, придавал им изумительный вид; об этом свидетельствуют несколько вышедших из-под его руки и имеющихся в моей книге рисунков 5. Кроме того, рисовал он и на бумаге с такой тщательностью и так прекрасно, что не было еще никого, кто мог бы с ним сравняться в тонкости: такова, например, принадлежащая мне и исполненная в карандаше светотенью голова, совершенно божественная. И так много дарования и страшной силы его проявления, соединенных с разумением и послушной памятью, было отпущено Богом этому гению и так прекрасно умел он передать рисунком от руки свои замыслы, что побеждая доводами и смущал доказательствами любое самонадеянное дарование.
Биография
Джорджо Вазари был уроженцем Ареццо (Arezzo), одного из старейших городов Тосканы. Он родился в 1511 году, в большой семье простого ремесленника, занимающегося гончарным делом. Еще в раннем возрасте проявлял склонность к творчеству, и уже 12-летним подростком обучался декоративному искусству у французского художника Гильома де Марсилья (Guillaume de Marcillat), приехавшего в Ареццо для росписи фресок и витражей кафедрального собора.
В 1524 году Вазари оказался во Флоренции, где познакомился со своим будущим учителем, живописцем Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto). Там же он встретил Микеланджело (Michelangelo), ставшим ему впоследствии не только наставником, но и другом. Находясь в столице флорентийской республики, юный художник получил покровительство представителей влиятельного клана Медичи. Вскоре, из-за изменившейся политической обстановки, Вазари был вынужден вернуться в родной город, где ему, после смерти отца пришлось содержать братьев и сестер.
Несмотря на юный возраст, он получал заказы, обучаясь одновременно ювелирному делу, которое, в те времена приравнивалось к рангу искусства.
Ему была присуща исключительная трудоспособность, он много путешествовал, в поисках работы переезжал из одного города в другой. Вместе с тем Вазари отличался везеньем, он умел расположить к себе влиятельных особ и снискать их благосклонность, что во многом способствовало профессиональному росту. Очень скоро, молодой художник и архитектор завоевал большую популярность среди современников и стал получать многочисленные приглашения. Он жил и непрестанно творил в Пизе, Риме, Флоренции и Болонье.
Джорджо Вазари сумел разбогатеть, достичь высокого социального положения и уважения соотечественников, и получил звание дворянина. Многое было сделано им и в области художественного образования: уже умудренный опытом мастер долгие годы занимался преподавательской деятельностью, а в 1561 году, при финансовой поддержке великого герцога Тосканы Козимо I Медичи (Cosimo I de Medici) стал одним из основателей флорентийской Академии изящных искусств (Accademia di belle arti di Firenze).
Джорджо Вазари умер в 1574 году, во Флоренции, в возрасте 62 лет. Похоронен на родине в Ареццо в церкви Успения Пресвятой Девы Марии (Santa Maria della Pieve di Arezzo).
Советую скачать книгу «Коллекционер жизней. Джорджо Вазари и изобретение искусства», авторов Ноя Чарни, Ингрида Роланда.
Внешние ссылки [ править ]
В Wikiquote есть цитаты, связанные с: |
Викискладе есть медиафайлы по теме . |
- в Project Gutenberg
- в Internet Archive
- в LibriVox (аудиокниги в общественном достоянии)
- в Открытой библиотеке
- Петри Люкконен. . Книги и писатели
- — Первый историк искусства
Копии Вазари Жизнеописания художников онлайн:
- Сайт создан Адриенн ДеАнджелис. Сейчас в основном завершена публикация Жизней , которая должна быть переведена на английский язык без сокращений.
- , 1550 Полный, оригинальный итальянский.
- , перевод Э. Л. Сили, 1908 г. Сокращение, на английском языке.
vтеДом Медичи | ||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Люди |
|
Фестина Ленте | ||||||||||||||||||
Здания |
|
|||||||||||||||||||
Покровительство |
|
|||||||||||||||||||
Геральдика |
|
|||||||||||||||||||
Учреждения | ||||||||||||||||||||
Изобразительное искусство |
|
|||||||||||||||||||
Связанный |
|
Авторитетный контроль |
|
---|
Автор книги: Джорджо Вазари
Европейская старинная литература
сообщить о нарушении
В том же году, когда кардинал Фарнезе решил расписать залу канцелярии во дворце Сан Джорджо, монсиньор Джовио, которому хотелось, чтобы это было выполнено моею рукою, заказал мне много рисунков с различными замыслами, каковые, однако, осуществлены не были. Как бы то ни было, но кардинал в конце концов остановился на том, чтобы росписи эти были выполнены фреской и притом как можно скорей, к определенному, твердо намеченному сроку. Зала эта имеет в длину несколько больше ста пальм, в ширину – пятьдесят и столько же в высоту. На каждой из торцовых стен, имевших, таким образом, пятьдесят пальм в ширину, была написана одна большая история, а на одной из продольных стен – две, на другой же, где мешали окна, никаких историй написать было нельзя, и потому я написал там нечто подобное изображенному на торцовых стенах. А для того чтобы не повторять такого же цоколя, какой до того художники, как правило, подводили под все истории, делая его вышиной от земли по крайней мере в девять пальм, я ради разнообразия и новизны изобразил возникающую из земли лестницу под каждой из историй и притом каждый раз по-разному. И далее я изобразил, как по этим лестницам постепенно начинают подниматься фигуры в соответствии с данным сюжетом, пока они не доходят до того уровня, где, собственно, и начинается самая история. Было бы слишком долго и, пожалуй, слишком скучно перечислять все особенности и все подробности этих историй, и потому я вкратце коснусь лишь самого главного.
XXVII. Итак, во всех историях – деяния папы Павла III, а в каждой – его портрет с натуры. В первой, где изображена, так сказать, внешняя деятельность римского двора, мы видим на берегу Тибра представителей разных наций и разные посольства, в том числе множество написанных с натуры портретов лиц, явившихся к папе, испрашивая его милости и принеся ему разного рода дани. А кроме того, в огромных нишах над дверями по обе стороны от этой истории – две большие фигуры, из которых одна олицетворяет Красноречие, над которым две Победы держат бюст Юлия Цезаря, а другая – Правосудие с двумя другими Победами, держащими бюст Александра Великого, наверху же посредине – герб папы, поддерживаемый фигурами Щедрости и Воздаяния. На большой стене – тот же папа, награждающий Добродетель, раздавая земельные участки, рыцарские звания, бенефиции, пенсии, епископства и кардинальские шляпы, а среди награждаемых Садолето, Поло, Бембо, Контарино, Джовио, Буонарроти и другие мастера своего дела – все написанные с натуры. В этой истории также в огромной нише изображена Милость с рогом изобилия, полным всяких должностей, которые она высыпает на землю, Победы же над ней держат, по образцу предыдущих, бюст, но на этот раз императора Траяна. В другой нише, там же, есть и фигура Зависти, пожирающая гадюк и словно лопающаяся от яда, а наверху всю эту историю венчает герб кардинала Фарнезе, поддерживаемый Славой и Доблестью. В другой истории изображен папа Павел, но весь поглощенный строительством, и в частности строительством собора Св. Петра на Ватиканском холме. И потому здесь перед папой склонили колени фигуры, олицетворяющие Живопись, Скульптуру и Архитектуру, которые, развернув перед ним рисунок плана этого собора, принимают от него распоряжения по исполнению и завершению этого сооружения. Помимо этих фигур есть там и Смелость, которая, рассекши себе грудь, показывает свое сердце, и рядом с ней Заботливость и Богатство, в нише же – Изобилие с двумя Победами, держащими изображение Веспасиана. В высокой нише, отделяющей одну историю от другой, – Христианская религия, над которой две Победы держат бюст Нумы Помпилия, герб же над этой историей – это герб кардинала Сан Джорджо, некогда построившего этот дворец. В другой истории, что насупротив той, где изображена внешняя деятельность двора, показан вселенский мир, наступивший между христианами по воле того же папы Павла III, в особенности же мир между императором Карлом V и королем Франции Франциском, портреты которых там и изображены. И потому мы видим там, как Мир сжигает оружие, как закрывается храм Януса и как заковывают в цепи фигуру Ярости. В одной из двух ниш, написанных по обе стороны от этой истории, изображено Согласие, над которым две Победы держат бюст императора Тита, а в другой – Любовь, окруженная сонмом путтов, и над ней две Победы с бюстом Августа. Всю историю в целом венчает герб Карла V, поддерживаемый фигурами Победы и Ликования.
Архитектор
Не все архитектурные творения Вазари можно назвать успешными. Так, в частности, в работе над монументальными объектами мастеру не всегда удавалось сохранить единство стиля и форм, но в декорировании зданий чувствовался большой талант и неповторимый почерк.
https://www.youtube.com/watch?v=_dFdk7Up_YQVideo can’t be loaded because JavaScript is disabled: «Джорджо Вазари — архитектор». Лекция искусствоведа Марины Лопуховой | Часть 2 | ВАЗАРИ 2016 (https://www.youtube.com/watch?v=_dFdk7Up_YQ)
Сохранилось несколько архитектурных работ, выполненных по замыслу Вазари, отличающихся особой красотой и оригинальностью. К числу самых значимых относятся:
Вилла Джулия
Вилла Джулия (Villa Giulia) – архитектурный комплекс, возведенный в Риме для Папы Юлия III. Строительство началось в 1550, и завершилось спустя пять лет.
Грандиозный проект, выполненный в соавторстве с такими знаменитыми мастерами, как Джакомо да Виньола (Vignola), Бартоломео Амманати (Bartolomeo Ammannati) и Микеланджело, представлял собой великолепный дворец, состоящий из трех ансамблей.
Рыцарская площадь
Рыцарская площадь (Piazza dei Cavalieri) в Пизе и дворец рыцарского ордена святого Стефана, перестроенный из комплекса нескольких зданий. Работа осуществлялась в 1558 году по заказу герцога Тосканского Козимо I Медичи.
Фасад украшен в традиционной для средневековья технике граффито (graffito) с витиеватыми рельефными узорами, аллегорическими фигурами, зодиакальными знаками, надписями, а также установленными позже мраморными бюстами знатных граждан и фамильными гербами. Дворец носит название Палаццо делла Карована (Palazzo della Carovana), в наши дни в стенах великолепного здания размещена учебная и административная база итальянского государственного центра высшего образования и научных исследований (Scuola Normale Superiore).
Галерея Уффици
Галерея Уффици (Palazzo degli Uffizi) во Флоренции, сооружение которой началось в 1560 году и закончилось спустя 20 лет, уже после смерти Вазари.
Первоначально здание должно было играть роль главного административного центра, вмещающего в себя основные органы городского управления, канцелярию, архив и библиотеку. Первый проект, предложенный архитектором, был существенно изменен. В итоге дворец приобрел вид сооружения, состоящего из двух корпусов, соединенных между собой большой аркадой.
Оригинальное оформление фасада, наполненное легкостью и изяществом, признано истинным архитектурным шедевром Вазари.
Практически сразу после окончания строительства, с 1581 года в здании Уффици разместилась выставка искусств с уникальными экспонатами, коллекция которых постоянно пополнялась. Вот уже несколько веков старинный музей остается самой популярной туристической достопримечательностью не только Флоренции, но и всей Европы.
Последствия и влияние
В 1991 году американский историк искусства Пол Барольски взглянул на Вите с новой точки зрения. Согласно его диссертации, Вазари написал не исторический источник с множеством «ошибок», а собрание романов, основанных на узнаваемых образцах Боккаччо и Франко Саккетти , со множеством перекрестных ссылок на писателей от Данте Алигьери и Франческо Петрарки до его современников. Vite это сознательно литературное произведение , в котором Вазари взял свободно придуманные эпизоды из Декамерона или новелл Sacchetti, которую иногда перемещение их в свое время и приписывать их художник. Сам Вазари изобрел другой анекдотический материал и собрал из него захватывающие биографии.
Он также использовал Vite для автопортрета , чтобы адекватно изобразить его художественный ранг и важность для Медичи.
Он даже изобрел целые личности живописцев, таких как Морто да Фельтро (Лоренцо Луццо), которого история искусства долгое время пыталась идентифицировать без — как предполагает один Барольски — единственной приписываемой или подписанной работы и без какого-либо надежного источника. По словам Барольски, большинство графических эпизодов в Vite не имели источника, но были мастерски связаны в правдоподобные резюме и использовались в качестве достоверного исторического источника в течение четырехсот лет. Vite был бы настолько наводящий , что Уффици бы даже приписывали автопортрет к Morto да Фельтро без единого справочника, основываясь исключительно на истории Вазари.
Кристин Таубер написала рецензию на Барольского в Frankfurter Allgemeine Zeitung , в которой, среди прочего, написала: отмечает отказ автора цитировать свои источники и затем приходит к выводу: «Теперь хочется снова обратиться к самому Вазари и забыть о его экзегетах».
Archivio Vasariano
Архив Вазари, включающий 17 автографов Микеланджело Буонарроти и три автографа его сонетов, является бесценным источником искусства XVI века.
Когда умер последний наследник, граф Распони Спинелли, как душеприказчик, сохранил архив в качестве залога; он был вновь открыт более двухсот лет спустя, в 1908 году, во флорентийском Палаццо Распони Спинелли. Сегодня архив снова находится в Ареццо и принадлежит наследникам, четырем братьям Томмазо, Франческо, Леонардо и Антонио Фестари. В марте 2017 года вы завершили оцифровку документов, которые теперь общедоступны в этой форме.
Еще в году Джованни Фестари хотел продать архив художника российскому олигарху Василию Степанову за сумму, эквивалентную 150 миллионам евро, но, по слухам, цена так и не была уплачена. Во Флоренции ходят слухи, что астрономическая цена была указана для увеличения суммы компенсации за запланированную экспроприацию (государство предложило эквивалент 1,5 миллиона евро, суд увеличил оценку вдвое). Архив ограничен законом Рончи, и ему не разрешается покидать Италию ни при каких обстоятельствах.
В 2017 году архив был объявлен национально важным культурным достоянием, что стало подготовительным шагом к экспроприации. Наследники обжаловали это. Об экспроприации было объявлено указом от 25 апреля 2018 года, но она еще не имеет юридической силы. Судебный спор между Государственным архивом и братьями Фестари, в том числе о размере компенсации, а также уголовные дела против Государственного архива еще не завершены. Учитывая состояние итальянской судебной системы, конфликт может длиться годами.
Жизни выдающихся художников, скульпторов и архитекторов
Обложка Жизней
Часто называют «первым искусствовед», Вазари изобрел жанр энциклопедии художественных биографий с его Le Vite де»più eccellenti Pittori, scultori, изд architettori ( Жизнеописания наиболее выдающихся художников, скульпторов и архитекторов ), впервые опубликованный в 1550 г. и посвящен великому герцогу Козимо I Медичи . Он был первым, кто использовал термин « Rinascita » («возрождение» по-итальянски) в печати — хотя осознание продолжающегося «возрождения» искусства витало в воздухе со времен Альберти . Термин Вазари, примененный к смене художественных стилей с работами Джотто, в конечном итоге стал французским термином Ренессанс (возрождение) для последующей эпохи. Вазари также отвечал за современное использование термина « готическое искусство» , хотя он использовал слово « гот» только в связи с немецким стилем, предшествовавшим возрождению, которое он определил как «варварский».
В Lives также включена новый трактат о технических приемах , используемых в искусстве. Книга была частично переписана и дополнена в 1568 году с добавлением ксилографических портретов художников (некоторые предположительные).
Работа имеет последовательный и пресловутый уклон в пользу флорентийцев и склонен приписывать им все достижения искусства эпохи Возрождения — например, изобретение гравюры . В частности, венецианское искусство (наряду с искусством из других частей Европы) систематически игнорируется в первом издании. Между своим первым и вторым изданиями Вазари посетил Венецию, и, хотя во втором издании больше внимания уделялось венецианскому искусству (включая, наконец, Тициана ), это было сделано без достижения нейтральной точки зрения.
В его жизнях существует много неточностей . Например, Вазари пишет, что Андреа дель Кастаньо убил Доменико Венециано , что неверно, Андреа умер за несколько лет до Доменико. В другом примере биография Вазари Джованни Антонио Бацци, которого он называет «Il Soddoma», опубликованная только во втором издании « Жизней» (1568 г.) после смерти Бацци, осуждает художника как аморального, зверского и тщеславного. Вазари также отвергает работу Бацци как ленивую и оскорбительную, несмотря на то, что художник был назван C avaliere di Cristo Папой Львом X и получил важные заказы для Виллы Фарнезе и других объектов.
Биографии Вазари перемежаются забавными сплетнями. Многие из его анекдотов звучат правдоподобно, в то время как другие являются выдумками или вымыслами общего характера, например, рассказ о юном Джотто, рисующем муху на поверхности картины Чимабуэ, которую, предположительно, старший мастер неоднократно пытался отмахнуться, — жанр. Сказка, которая перекликается с анекдотами, рассказанными о греческом художнике Апеллесе. Он не исследовал архивы на предмет точных дат, как это делают современные историки искусства, и, естественно, его биографии наиболее надежны для художников его собственного поколения и для художников недавнего прошлого. Современная критика — с новыми материалами, открытыми исследованиями — исправила многие из его традиционных дат и атрибуций. Тем не менее, работы Вазари остаются важным ресурсом по истории искусства, который доступен сегодня.
Вазари включает очерк своей биографии в конце Жизней и добавляет дополнительные сведения о нем и его семье в его жизнях Лаззаро Вазари и Франческо Сальвиати .
По словам историка Ричарда Голдтуэйта, Вазари был одним из первых авторов, которые использовали термин «конкуренция» (или «concorrenza» по-итальянски) в его экономическом смысле. Он использовал его неоднократно и подчеркивал эту концепцию в своем введении к жизни Пьетро Перуджино , объясняя причины флорентийского художественного превосходства. По мнению Вазари, флорентийские художники преуспели, потому что были голодны, и они были голодны, потому что их поддерживала жесткая конкуренция между собой за заказы. По его словам, конкуренция — это «одна из поддерживающих их подпиток».