Основные произведения
Поклонение волхвов, 1488. Дерево, темпера, 285*243 см. Оспедале Инноченти, Флоренция. Фреска написана для главного алтаря приютской церкви. Гармоничность цветовой гаммы, в которой она выполнена, достойна восхищения. Волхвы ничем не выделяются среди других персонажей. Слева перед Иисусом преклоняет колени Иоанн Креститель, позади него изображен сам художник, а справа, в черном одеянии — заказчик Франческо ди Джованни Тезори. На переднем плане изображены двое детей, убитых во время резни в Вифлееме, что было характерным мотивом оформления сиротских домов.
Портрет дедушки и внука, около 1490. Дерево, темпера, 62*46 см. Лувр, Париж. Гирландайо следует традициям нидерландской портретной живописи, которая приобретает в Италии все большее значение. Облик старика ни в коей мере не идеализирован, портрет написан в три четверти оборота. Художественный язык мастера точен и ясен, он передает характерные черты лица и даже наросты на носу старца. Исполненный любви взгляд старика подчеркивает доверительные отношения между ним и мальчиком.
Святой Иероним, 1480. Фреска, 184*119 см. Оньисанти, Флоренция. Отец церкви представлен в образе ученого в своем кабинете. Оторвавшись от чтения, святой Иероним смотрит на зрителя задумчивым взглядом. В произведении просматривается влияние североевропейского искусства, на что указывают некоторые детали, например, ковер, которым накрыт стол. Фреска схожа с написанным ранее Святым Иеронимом Боттичелли.
Поклонение пастухов, 1485. Дерево, темпера, 167*167 см. Капелла Сассетти, Санта Тринита, Флоренция. На часто копировавшейся впоследствии алтарной картине Гирландайо сочетает величественные принципы античного искусства с новаторским реализмом нидерландской школы. Надпись на римском саркофаге, который будет использован в качестве люльки для новорожденного, является пророческой цитатой из Иосифа Флавия: «Саркофаг, в котором будет лежать мой прах, породит Бога». В изображении пастухов в (первый из них имеет портретное сходство с Гриландайо) художник использует живописные приемы, характерные для Алтаря Портинари Гуго ван дер Гуса.
Смерть святой Фины, около 1474. Фреска. Колледжиата, Сан Джиминьяно.
На фреске в часовне святой Фины запечатлен скорбный момент ее жития — отход девочки в мир иной. Она умерла в возрасте пятнадцати лет после продолжительной болезни, и в момент кончины у ее постели выросли цветы. Произведение справедливо считается вершиной творчества Гирландайо. На фреске изображено чудо, произошедшее во время отпевания святой, которое проводилось епископом в присутствии основателя часовни. Парализованная кормилица в центре картины и слепой мальчик, припадающий к ногам усопшей, исцеляются от болезней. Парящий ангел на дальнем плане картины указывает на колокола церкви Сан Джиминьяно, возвестившие о наступлении смертного часа святой Фины.
Утверждение устава монашеского ордена францисканцев, около 1485. Фреска, ширина: 370 см. Капелла Сассети, Санта Тринита, Флоренция.
Фреска изображает одну из шести сцен Жития святого Франциска Ассизского. Художник переносит действие из Рима на площадь делла Синьория во Флоренции, слева виднеется здание дворца Уффици. Гирландайо изобразил на фреске своих знаменитых современников: основателя ордена Франческо Сассети — справа на переднем плане, и Лоренцо Медичи (1449–1492), стоящего позади Франческо среди старцев.
Тайная вечеря, около 1486. Фреска. Трапезная, Сан Марко, Флоренция.
Фреска отличается от первоначального варианта, написанного в 1480 для монастыря Ониссанти во Флоренции. Живописными средствами создается иллюзия глубины пространства, чему способствуют и изображения архитектурных форм. Гирландайо визуально раздвигает границы помещения трапезной монастырского постоялого двора. Наблюдательность и мастерство художника проявляются не только в изображении апостолов, но и в достоверной передаче пищи и напитков, почти осязаемой реальности крон деревьев и полета птиц.
Рождение Девы Марии, около 1488. Фреска. Санта Мария Новелла, Флоренция.
На фреске в капелле семейства Торнабуони интерьер помещения выписан настолько искусно, что создается иллюзия естественного освещения. Очень живо написаны образы служанок, а фигура взволнованной кормилицы носит жанровый характер. На лестнице изображена сцена, предшествующая главному событию фрески — встреча будущих родителей Марии. После поцелуя Иоакима у Золотых Ворот по велению Господа Анна забеременела. На фреске лик святой Анны исполнен надежды. Родители Девы Марии стоят обнявшись на лестнице Нимбы над головой отмечают их фигуры.
О чрезмерной натуралистичности одной картины
Доме́нико Гирланда́йо — один из ведущих флорентийских художников Кватроченто, основатель художественной династии, которую продолжили его брат Давид и сын Ридольфо. Глава художественной мастерской, где подвизался юный Микеланджело.
Во времена, когда в живописи правил реализм, на холсты к мастерам попадали все элементы эпохи, будь то прекрасное или безобразное. Одно из доказательств тому — артрит на руках рубенсовских натурщиков. Другое — ринофима, заболевание носа. Врач Алексей Водовозов делится предположительными діагнозами.
Обычно героями картин становились правители и простолюдины, города и гавани, скалы и море. Но чтобы центральное место на полотне занимала болезнь — такое в истории искусства встречается чрезвычайно редко
Один из самых известных случаев — работа Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком», немалое внимание в которой уделено ринофиме, особому обезображивающему заболеванию носа
Фрески вместо золота
Доменико Гирландайо (настоящее имя — Domenico di Tommaso Curradi di Doffo Bigordi
) родился в 1449 году.
Доменико должен был стать золотых дел мастером, как и его отец, но у мальчика очень рано обнаружился талант живописца, так что он стал родоначальником новой, художественной династии.
Гирландайо расписывал храмы Рима, одно время он руководил фресочной мастерской, где трудился юный Микеланджело Буонаротти. Фрески художника, изображавшие библейские сюжеты, отличались реалистичностью — в качестве натурщиков ему с удовольствием позировали горожане, в том числе и знатные. Его творения отличались совершенной воздушной перспективой, а также потрясающей прорисовкой портретов.
Он расписывал капеллы Сассетти и Торнабуони, работал он и в знаменитой на весь мир Сикстинской капелле.
Против правил
Доменико Гирландайо «Старик с внуком», 1490 год
Эта картина выделяется среди всех работ других мастеров Кватроченто тем, что нарушает целый свод неписанных законов изобразительного искусства того времени.
Во-первых, она слишком натуралистична. Правильные анатомические пропорции изображенных людей, тщательно прописанный пейзаж за окном, а также множество эмоциональных оттенков на лице обоих героев картины.
Во-вторых, на портрете изображен откровенно некрасивый внешне старик, который, тем не менее, просто излучает любовь и нежность. У художников того времени главенствовала концепция единства внутреннего и внешнего мира человека.
В центре внимания
Но самое главное отступление от правил — безусловным акцентом картины стала болезнь, уродующая внешность. Ринофима (от греч. ῥινός — «нос», φῦμα «нарыв» или “нарост”)— хроническое заболевание кожи носа, причина возникновения которого до сих пор не выяснена. Она поражает чаще всего мужчин в возрасте 40-50 лет.
Разрастания могут быть в виде бугров или узлов, очень непривлекательными на вид — мягкой консистенции, с блестящей сальной поверхностью и большим количеством расширенных сосудов и сальных желез, из устьев которых выделяется кожное сало. Цвет узлов варьирует от нормального «кожного» до восковидно-багрового.
Иногда всё это может озлокачествляться.
В наше время ринофиму лечат только хирургически, удаляя разрастания и даже часть здоровых тканей. А в XV веке заболевание обрекало людей на отверженность, клеймо уродства. Тем не менее, Гирландайо своей картиной ясно дал понять: важна не только внешняя красота.
Старик определенно списан с реально существовавшего человека. Не исключено, что художник был с ним очень хорошо знаком — сохранился как минимум еще один рисунок с посмертным изображением этого же персонажа.
Непростая судьба
Что было с портретом в течение 400 лет — неизвестно. Современная история картины начинается с 1880 года: берлинский Музей Боде отказался купить ее, сославшись на непрезентабельное состояние, зато Лувр оказался менее привередливым.
Действительно, доска, на которой написана работа, была вся испещрена глубокими царапинами.
А посмертный рисунок «Голова старика» хранится в Национальном музее Швеции в Стокгольме.
Доменико Гирландайо «Голова старика», около 1488 года
Судя по всему, прототип обоих произведений умер вскоре после того, как Гирландайо написал его портрет с внуком.
______________________________________
Продолжаем изучать медицину в творчестве:
Идиотизм, косоглазие и еще 4медицинских диагноза Моны Лизы
Патология в искусстве: чем болели на картинах Возрождения
Работы Гирландайо
Портреты
Портрет мужчины , возможно, Марсилио Фичино, (ок. 1477 г.) Музей Метрополитен
Портрет старика с внуком , (ок. 1490) Лувр
Портрет Джованны Торнабуони , (1488) Музей Тиссена-Борнемисы , Мадрид
Портрет молодой женщины , музей Галуста Гюльбенкяна
Алтарь
Мадонна с младенцем, которой поклонялись святые Зенобий и Юстус (ок. 1483 г.), Уффици, Флоренция
Поклонение волхвов Innocenti , (1488-89), Ospedale degli Innocenti, Флоренция
Дворец Торнабуони (ок. 1490 г.), Старая пинакотека, Мюнхен
Фрески
Святой Иероним , (1480 г.), Оньиссанти, Флоренция
«Призвание апостолов» (1481), одна из серий « Жизни Христа», заказанная для Сикстинской капеллы.
Тайная вечеря , (1486) Сан-Марко, Флоренция
Подробности
Деталь Святого Иеронима в его кабинете , предметы натюрморта включают шляпу его кардинала, очки, песочные часы и печать.
Деталь пейзажа в Стигматах Святого Франциска
Деталь Тайной вечери в трапезной Сан-Марко, демонстрирующая умение Гирландайо естественным образом изображать фигуры и рисовать такие предметы, как бутылки, вишни и серебряную солонку.
Критическая оценка и наследие
Гирландайо работал в основном фресками, ряд важных работ был выполнен темперой. Вазари заявляет, что Гирландайо был первым, кто в значительной степени отказался от использования позолоты в своих картинах, изображая росписью любые предметы, сделанные из золота. Это не применимо ко всему его творчеству, поскольку детали некоторых картин, например, алтарь Поклонения пастухов (ныне во Флорентийской академии ), были выполнены сусальным золотом.
Рождение Марии , часовня Торнабуони (1485-90), кажется, представляет собой домашнюю сцену из жизни современной флорентийской знати.
По словам Уильяма Майкла Россетти , «схема композиции величественна и благопристойна; его светотень превосходна, и особенно его перспективы, которые он создавал в очень сложной шкале только на глаз; его цвет более открыт для критики, но это замечание гораздо меньше относится к фрескам, чем к темперным рисункам, которые иногда слишком широки и грубо ярки ». По словам Вазари, его чувство перспективы было настолько острым, что он рисовал древнеримские памятники, такие как Колизей, в котором он работал полностью на глаз, которые, как позже выяснилось, имели математически точные пропорции и линейную перспективу при измерении.
Гирландайо считается учителем Микеланджело . Франческо Граначчи — еще один из его учеников. По словам Вазари, этих двоих Гирландайо отправил в Академию Медичи, когда Лоренцо Медичи попросил двух своих лучших учеников. Хотя Микеланджело считал себя прежде всего скульптором, в шестнадцатом веке он должен был следовать за своим мастером в живописи фресок в Сикстинской капелле .
Гирландайо получил высокую оценку Вазари: «, который, благодаря своему таланту, величию и огромному количеству его работ, может быть назван одним из самых важных и самых выдающихся мастеров эпохи …» В девятнадцатом веке века Якоб Буркхардт и другие хвалили его за его композиции, за его технические способности и за реалистичность фигур, которые Арчибальд Джозеф Кроу и Джованни Баттиста Кавальказелле считали такими же новаторскими, как и Джотто . К концу девятнадцатого века признание его работ снизилось, и только в 1994 году, когда исполнилось 500 лет со дня смерти художника, интерес к нему возродился. В это время был проведен симпозиум, а впоследствии были опубликованы подробные монографии о художнике. Розенауэр комментирует полезность картин Гирландайо как живописных записей для историка.
Описание картины Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком». Картина старика
ГлавнаяКартиныКартина старика
Помните свое беззаботное детство? Как же нам сильно хотелось повзрослеть, чтобы появились новые возможности и перспективы, мы все время торопили время… Нам хотелось быстрее закончить садик и школу, поступить в университет и начать взрослую жизнь. И вот мы уже стали взрослыми, и на наших фотографиях часто появляются дети.
Детский портрет зачаровывает своей правдивостью, искренностью и чистотой эмоций, от него невозможно оторвать взгляд. Чаще же на наших снимках можно увидеть лица своих ровесников.
А когда последний раз вы делали фотографии стариков? Сделайте портрет бабушки и дедушки, вглядитесь в их лица… в каждую морщинку… они многое расскажут о их долгой и сложной жизни.
Связано ли это с тем, что мы подсознательно боимся старости? Мы почти никогда не задумываемся над тем, сколько времени нам отведено. В душе мы остаемся молодыми всю жизнь, а вот следы этой самой жизни можно увидеть, если посмотреть фотографии стариков.
Смотришь на эти кадры и начинаешь понимать всю мудрость, справедливость и глубину пословицы “жизнь прожить – не поле прейти”.
Останови мгновение. Я покажу тебе то, что с тобой станет через 20-30-40 лет… Ничего страшного с тобой не случится, но может быть, ты уже сейчас остановишься и посмотришь на свою пролетающую жизнь по-другому…
После фотосессии вам нужно импортировать изображения в Adobe Lightroom, убрать такие дефекты фотографии как дисторсия, виньетирование, хроматические аберрации, цифровой шум, подправить цвет, и можно смело сохранять свою работу, добавив копирайт к изображению.
А теперь идеи для вдохновения.
Фотографии стариков. Портреты пожилых людей
Если вы любите фотографию и хотите зарабатывать на этом – вам нужно знать, что такое микросток, и, конечно же, вам нужно зарегистрироваться во многих микростоках (Dreamstime, Лори, Fotolia, 123rf, Crestock, BigstockPhoto).
К сожалению, фотобанки принимают не все подряд, а только технически качественные работы, а если на фотографии изображены люди или объекты современной архитектуры, то вам нужны модель релизы, а для архитектуры Property realise.
Скачайте книгу “Бесценные советы по основам композиции”
Сделай свои фотографии красивыми — зарегистрируйся на онлайн курс “Adobe Lightroom — это просто, как 1,2,3”
Зарегистрируйся на тренинг и стань успешным “Трамплин к успеху“
lepser.ru
Описание картины Василия Андреевича Тропинина «Нищий старик (1823)»
За эту картину Василий Андреевич Тропинин получил звание академика. Художник был невероятно талантливым портретистом, жившим и работавшим в Москве.
Он писал портреты самых знатных людей столицы, к тому же, он запечатлел героев, принимавших участие в войне, произошедшей в 1812 году.
Творец создал немало полотен, на которых были изображены самые неприметные жители Москвы – обычные солдаты, рядовые жители, бедняки и пожилые люди. В каждом из них он видел неповторимую личность, что было для Тропинина неисчерпаемой темой для работы.
Он предпочитал реально смотреть на мир, что сформировало особенность его работ и получило название критический реализм. Художник предпочитал быть верным натуральности, поэтому обратился к истокам русского искусства.
В портрете нищего старика чувствуется непередаваемый колорит русской души, гармоничность и выразительность, делающая портрет живым и запоминаемым.
Художник тщательно прорисовывает каждую деталь, чтобы придать своим картинам ощущение завершённости. Он был настоящим мастером реалистических и романтических портретов. Все герои, изображённые на его полотнах, так или иначе интересовали Тропинина, и он пытался выразить их внутренний мир максимально остро и глубоко.
opisanie-kartin.com
Краткая биография
Доменико Гирландайо (1449, Флоренция – 1494, Флоренция), полное имя Доменико ди Томмазо Бигорди, наряду со своим современником Сандро Боттичелли является выдающимся мастером фрески эпохи Ренессанса во Флоренции. После обучения ювелирному делу продолжил образование у Алессио Бальдовинетти. Большое влияние на него оказало нидерландское и античное искусство и произведения Андреа дель Кастаньо, Линии и Андреа Верроккьо. Для стиля Гирландайо характерны пластичность и точные контуры
Он мастерски компонует многофигурные сцены, уделяя основное внимание тщательному изображению именитых флорентийских деятелей, а не персонажей библейских событий. В его творчестве просматриваются признаки развившейся впоследствии жанровой живописи
В мастерской Гирландайо учился Микеланджело.
Увековеченная ринофима
?med_history (med_history) wrote,2015-09-13 11:37:00med_historymed_history2015-09-13 11:37:00Оригинал взят у uncle_doc в Увековеченная ринофима
«Не существует более гуманистичной картины периода Кватроченто, будь то внутри или вне Италии»
Бернард Беренсон, историк искусства
Продолжаем разбирать медицину в творчестве. Обычно героями картин становились правители и простолюдины, города и гавани, скалы и море.
Но чтобы центральное место на полотне занимала болезнь – такое в истории искусства встречается чрезвычайно редко.
Один из самых известных случаев – работа Доменико Гирландайо «Портрет старика с внуком», немалое внимание в которой уделено ринофиме, особому обезображивающему заболеванию носа. Фрески вместо золота
Фрески вместо золота
Доменико должен был стать золотых дел мастером, как и его отец, но у мальчика очень рано обнаружился талант живописца, так что он стал родоначальником новой, художественной династии.
Доменико Гирландайо. Предположительный автопортрет, 1488, Кёльн.
Гирландайо расписывал храмы Рима, одно время он руководил фресочной мастерской, где трудился юный Микеланджело Буонаротти. Фрески художника, изображавшие библейские сюжеты, отличались реалистичностью – в качестве натурщиков ему с удовольствием позировали горожане, в том числе и знатные.
Его творения отличались совершенной воздушной перспективой, а также потрясающей прорисовкой портретов.Он расписывал капеллы Сассетти и Торнабуони, работал он и в знаменитой на весь мир Сикстинской капелле.
Против правил
Правильные анатомические пропорции изображенных людей, тщательно прописанный пейзаж за окном, а также множество эмоциональных оттенков на лице обоих героев картины. Во-вторых, на портрете изображен откровенно некрасивый внешне старик, который, тем не менее, просто излучает любовь и нежность.
У художников того времени главенствовала концепция единства внутреннего и внешнего мира человека. Поэтому «на лицо ужасный, добрый внутри» персонаж по тогдашним канонам просто не мог существовать, добродетель могла быть присуща только красивым людям.
В центре внимания
Но самое главное отступление от правил – безусловным акцентом картины стала болезнь, уродующая внешность. Ринофима (от греч. ῥινός — «нос», φῦμα «нарыв» или «нарост»)– хроническое заболевание кожи носа, причина возникновения которого до сих пор не выяснена. Она поражает чаще всего мужчин в возрасте 40-50 лет.
В наше время ринофиму лечат только хирургически, удаляя разрастания и даже часть здоровых тканей. А в XV веке заболевание обрекало людей на отверженность, клеймо уродства. Тем не менее, Гирландайо своей картиной ясно дал понять: важна не только внешняя красота.Портрет привлекает одновременностью различий и схожести старика и ребёнка.
Дед, бережно обнимая, держит на руках внука, смотря на него со сдержанным восхищением и одновременно с некоторой горечью, а тот с не менее трогательным доверием вопросительно смотрит в глаза деду, положив на него руку.Старик определенно списан с реально существовавшего человека.
Не исключено, что художник был с ним очень хорошо знаком – сохранился как минимум еще один рисунок с посмертным изображением этого же персонажа.
Непростая судьба
Биография
Доменико Гирландайо родился в семье искусного ювелира Томазо Бичарди. Сохранились сведения о том, что ювелирные гирлянды, которые он делал для украшения женских головных уборов, были в большой моде; благодаря этому Томазо получил прозвище «гирляндщик» (ghirlandaio), перешедшее к его сыновьям и внукам.
Доменико Гирландайо фотография
Доменико Гирландайо собирался также стать золотых дел мастером, но рано обнаружил в себе замечательные способности живописца. Его учителем был А. Бальдовинетти. К раннему творчеству Гирландайо относятся фрески, выполненные им в Риме. Из этих работ сохранилось только «Призвание к апостольству св. Петра и Андрея» и фреска с изображением блаженного Иеронима в церкви Оньисанте во Флоренции. Всё окружающее блаженного Иеронима представляет картину полнейшего домашнего затишья, выполненную в манере тогдашних нидерландских художников и, наконец, «Тайная Вечерь» в трапезной церкви Оньисанте, отличающаяся индивидуальностью всех персонажей.Реклама: Гирландайо проявил свой талант во фресках часовни Сассетти в церкви Санта-Тринита во Флоренции, изображающих события из жития св. Франциска. Выделяется фреска, изображающая смерть св. Франциска. Торжественное расположение целого, строгость отдельных фигур, мужественное выражение сострадательного участия в лицах, и совершенство технического выполнения, — все эти качества ставят эту картину высоко. В изображениях на дисках своеобразная манера Доменико Гирландайо не так заметна; при том в них неприятно поражает глаз известная пестрота и преобладание ярко-красного цвета. Им не менее, в числе этих картин встречаются весьма замечательные, как, например, «Поклонение волхвов» в церкви флорентийского воспитательного дома (agli Innocenti). Две Мадонны его работы находятся в флорентийской Академии. Одна из картин, помеченная 1485 годом, «Поклонение пастырей» с языческим саркофагом, заменяющим ясли. «Посещение св. Девы» находится в Лувре. «Мадонна» в сиянии с четырьмя святыми, в Берлинском музее.
Доменико Гирландайо довел направление искусства своего времени до особенной степени совершенства: портрет, в обширном смысле этого слова — вот что преимущественно выдается в произведениях Гирландайо, а именно помещение в церковно-исторических изображениях портретов современников для увековечения памяти о них. Просто и спокойно стоят эти лица в качестве зрителей или свидетелей по сторонам священного события. Их отношение к главному предмету можно сравнить с значением, какое имели хоры в греческой трагедии. Гирландайо обыкновенно облекает фигуры зрителей в тогдашний обычный костюм и окружает их богатой флорентийской архитектурой с умно рассчитанной перспективой. Формы всегда прекрасно переданы, особенно природа схвачена с поразительной правдой. Технические приемы в стенописных работах Гирландайо обличают небывалое совершенство. Гирландайо усовершенствовал передачу воздушной перспективы. Кроме того, он считается основателем школы, создавшей Микеланджело Буонаротти.
Отец художника Ридольфо Гирландайо.
литература
- Ян Лаутс: Гирландайо, Верлаг Антон Шролль, Вена, 1943.
- Вольфрам Принц / Макс Зайдель (ред.): Доменико Гирландайо 1449–1494. Atti del Convegno Internazionale Firenze, 16-18 октября 1994 г. Centro Di, Florence 1996, ISBN 978-88-7038-276-1 .
- Андреас Кверманн: Доменико Гирландайо. Könemann Verlag, Кельн, 1998, ISBN 3-8290-0690-X (в серии « Мастера итальянского искусства» ).
- Рональд Г. Кекс: Доменико Гирландайо и живопись флорентийского Возрождения. Deutscher Kunstverlag, Мюнхен 2000, ISBN 3-422-06282-3 (итальянское исследование Института истории искусств во Флоренции, четвертый том, том II).
- Жан К. Кадоган: Доменико Гирландайо. Художник и ремесленник. Издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и др. 2000, ISBN 978-0-300-08720-8 .
- Майкл Рольманн: Ghirlandaios Florence. В: Майкл Рохлманн (ред.): Художественное конструирование идентичности во Флоренции эпохи Возрождения. VDG Weimar, Weimar 2003, ISBN 978-3-89739-371-4 , стр. 9-61.
- Майкл Ролманн: переплетение семейной судьбы и истории спасения в часовне Гирландайос Сассетти. В: Майкл Рохлманн (ред.): Художественное конструирование идентичности во Флоренции эпохи Возрождения. VDG Weimar, Weimar 2003, ISBN 978-3-89739-371-4 , стр. 165–243.
- Андреас Кверманн: Доменико Гирландайо. В: Эберханд Кениг (ред.): Великие художники итальянского Возрождения. Том 1: Триумф рисования. Ullmann Publishing, Königswinter 2007, ISBN 978-3-8331-2564-5 , стр. 426-439, стр. 512-539.
- Джорджо Вазари : Жизнь Доменико Гирландайо и Герардо ди Джованни. Недавно переведена на немецкий язык Викторией Лорини. Ред., Комментарий, представленный Аннетт Хойер. Verlag Klaus Wagenbach , Берлин 2014, ISBN 978-3-8031-5061-5 .
Кем был старик с картины Гирландайо и что у него с носом?
Флорентийский художник Доменико Гирландайо
— автор грандиозных фресковых циклов на библейские сюжеты. Но, пожалуй, самая известная его работа — этот небольшой«Портрет старика с внуком», написанный более 500 лет назад.
Доменико Гирландайо. Старик с внуком. ок. 1490. Доска, темпера. 62.7 × 46.3 см. Лувр, Париж
Увы, о героях этой картины точно не известно ничего. Даже то, что это дедушка и внук — предположение искусствоведов, которым надо как-то называть картину в каталогах.
Что скрывают взгляд и жест мальчика? Он просит у дедушки совета и приготовился слушать? Он делится с ним своими детскими радостями или горестями? Просит рассказать, каким дедушка был в детстве? Спрашивает, станет ли и он сам когда-то таким же старым — без ангельских золотых локонов. но с разросшимся носом? Именно эти неразрешимые вопросы делают картину такой завораживающей, увлекающей.
Нос старика изуродован болезнью под названием ринофима
. И здесь мы снова имеем дело с неизвестными: учёные до сих пор не сошлись во мнении относительно того, что же является причиной этого заболевания. Гипотезы выдвигаются такие: хронический воспалительный процесс (например, угревая болезнь), частый контакт с холодом, хронический алкоголизм.
Едва ли этот старик был алкоголиком. Скорее всего, это состоятельный мужчина, известный и уважаемый в обществе.
Гирландайо также сделал рисованный портрет этого мужчины с больным носом. Тот факт, что мужчина изображён с закрытыми глазами, позволяет трактовать этот портрет как посмертный.
Этот рисунок хранится в Национальной галерее в Стокгольме.
Поскольку точный год создания «Портрета старика с внуком» и этого рисунка установить невозможно, есть две версии того, как всё могло быть.
Возможно, старика и внука Гирландайо написал при жизни дедушки. И дедушка был таким уважаемым человеком, что когда он умер — позвали художника, чтоб запечатлел его напоследок ещё раз.
Но всё могло быть и по-другому. Дедушка (и в этой версии он тоже уважаемый — к простолюдинам Гирландайо бегать бы не стал) умер. Художник набросал его портрет прямо на смертном одре. А уже после смерти — написал портрет покойного с внуком: так, будто дедушка ещё живой.
Кто мог заказать этот портрет во втором случае? Может быть, сын. Может быть, внук (например, внук на самом деле был уже взрослым, но если мёртвого дедушку можно изобразить живым, почему и внука не вернуть в прошлое?). А ещё, конечно, нельзя исключить, что этот мальчик — вовсе не внук, а поздний сын старика.
Посмотрим, какие еще работы создал автор этого портрета Доменико Гирландайо.
Старик и мальчик — не единственный портрет в творчестве Гирландайо:
Но всё же самые масштабные его произведения посвящены религиозным сюжетам:
Доменико Гирландайо основал целую художественную династию (живописцами были его брат и сын). В мастерской Гирландайо первый опыт приобретал юный Микеланджело.
Страшные шедевры: реальные покойники на картинах знаменитых художников