Сад земных наслаждений. 1505—1510 гг.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500—1510. Музей Прадо, Мадрид
“Сад земных наслаждений” — самая известная работа Босха. Ее можно рассматривать часами. Но так ничего и не понять. К чему все эти обнаженные люди? Гигантские ягоды? Причудливые фонтаны? Диковинные монстры?
В двух словах. На левой створке изображён Рай. Бог только что сотворил Адама и Еву. Но босховский рай не такой уж райский. Здесь мы видим и Зло. Кошка тащит в зубах мышь. А рядом птица клюёт лягушку.
Почему? Животным можно совершать зло. Это их способ выживания. А вот для человека это грех.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Фрагмент левой створки триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид
На средней части триптиха множество обнаженных людей ведут праздный образ жизни. Волнуют их лишь земные удовольствия, символами которых являются гигантские ягоды и птицы.
Люди предаются греху сладострастия. Но условно. Мы это понимаем через символы. Вы не найдёте откровенной эротики. Только одна пара выглядит не очень пристойно. Попробуйте ее найти.
Если не получится, увидите ее крупным планом в статье “7 удивительных загадок триптиха “Сад земных наслаждений”.
А знали ли вы, что в Эрмитаже хранится копия центральной части знаменитого триптиха? Создана на 50 лет позже последователем Босха. Позы и жесты те же. Только люди в стиле маньеризма. С прекрасными торсами и томными лицами.
У Босха персонажи более плоские и обескровленные. Как болванки, заготовки людей. А зачем писать настоящих людей, если жизнь их пустая, бесцельная?
Сверху: Последователь Босха. Сад земных наслаждений. Фрагмент. 1556-1568 гг. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Снизу: Иероним Босх. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид
На правой створке мы видим Ад. Здесь те, кто увлекался праздной музыкой или обжорством. Картежники и пьяницы. Гордецы и скупердяи.
Но и тут загадок не меньше. Почему мы здесь встречаем Еву? Она сидит под стулом монстра с птичьей головой. Что за ноты изображены на заду одного из грешников? И почему все-таки бедные музыканты попали в Ад?
Нет, двух слов не хватает. Лучше читайте статью “Путеводитель по Саду земных наслаждений”.
Почему в саду наслаждений так много птиц?
На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Но это значение было актуально в античности, и оно же принято в наше время.
Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Так же, как и потенциальные жертвы совы, люди должны быть настороже, так как зло и смерть высматривают их и угрожают нападением.
Поэтому сова в отверстии фонтана жизни в раю – это скорее предупреждение, что зло не дремлет даже в безгрешном пространстве и лишь ждёт момента, когда вы оступитесь.
Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Поэтому изображение больших птиц – это аллегория Босха о безудержности людей в похоти и разврате.
Среди дроздов, уток и дятлов есть и удод, который ассоциировался у людей средневековья с нечистотами. Ведь удод, имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе.
Похоть – грязное устремление человека по предсталениям религиозных людей средних веков, каким и был Босх. Поэтому не удивительно, что он его здесь изобразил.
Монстр-скат с крысиной мордой
Это ещё один весьма странный демон на передней плане правой створки триптиха. Гибрид ската и крысы, с человеческими конечностями карает азартного игрока.
Мы видим вокруг разбросанные карты и перевёрнутый стол для игры. Как будто игроков только что застали врасплох, поэтому вокруг такой беспорядок.
На ногах у демона надеты патены – средневековые сабо на высокой деревянной подошве. Их одевали поверх кожаных сапог для того, чтобы ходить по грязи и нечистотам городских улиц. Вполне себе подходящая обувь для Ада.
На спине у монстра вогнутый щит. На нем приколотая кинжалом рука с жестом благословения и с игральной костью на кончиках пальцев. Она здесь явно не случайно. Причём она так похожа на руку Бога на левой створке триптиха.
Иероним Босх. Фрагмент левой створки “Рай”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.
Я могу предположить, что здесь Босх изобличает нечистоплотных священнослужителей, которые благословляют игроков. Те в свою очередь приходят к священникам за благословением, чтобы им сопутствовала удача во время игры.
Вот такие они, неведомые и ужасные монстры Босха. Недаром сюрреалисты 20 века называли его главным профессором кошмаров. Заслуженно.
О другом шедевре Босха можно почитать в статье “Искушение святого Антония”. Кстати, именно на этой картине в плане изображения монстров Босх превзошёл сам себя. Поэтому о них отдельная статья:
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Левая часть – рай
Босх неслучайно разделил картину на три панели. В раскрытом виде триптих представляет собой левую часть, центральный фрагмент и завершение сюжета справа. Слева мы видим рай последнего дня сотворения, в центре – грехи человечества, а в правой части художник передал своё видение ада.
Давайте сначала взглянем на левую панель. Это – Эдемский сад. Посреди него – Бог (в облике Иисуса Христа), а рядом с ним – стоящая на коленях Ева и сидящий на земле Адам. Богословы времён Босха считали, что у женщины нет души поскольку об этом ничего не написано в священных текстах.
Именно поэтому народ верил, что женщины – идеальное вместилище для грехов. Слабости и грешные желания Евы отождествляются с ползающими и плавающими существами Эдемского сада. Впрочем, Адам тоже не безгрешен – его тёмные порывы отождествляются с птицами и летучими мышами в небе.
Рай — левая часть триптиха Босха
Концепция Ада
В Средние века и позже отдельные люди задавались странным вопросом: «Существует ли сейчас Ад и Рай?» Ведь, по Писанию, он должен открыться только после Страшного суда, который еще не пришел на нашу грешную землю. Еще не воссел Грозный Судия на трон и не отправил добродетельные и грешные души по назначению. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда?» – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Как воссоединится душа с телом? С его юной оболочкой, или если человек умер древним старцем, то в таком облике он и будет пребывать? «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело?» – и такие вопросы задавали тоже. «Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела?» – это тоже волновало отдельных богословов. «Если же это должно произойти, то как душа найдет именно свое тело в сонмище умерших за прошедшие тысячелетия?» На эти вопросы нет ответа до наших дней. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал, изображая и Рай, и Ад, которые уже действуют. По Писанию они все еще закрыты. Это – кощунственная для церкви мысль.
Искушение святого Антония. 1505—1506 гг.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия. Wikimedia.commons.org
Искушение святого Антония. Ещё один фантастический триптих Босха. Среди вороха монстров и чудищ — четыре сюжета из жизни отшельника.
Сначала святого в небе терзают бесы. Их послал Сатана. Ему не давало покоя, что тот борется с земными искушениями.
Измученного святого бесы бросили на землю. Мы видим, как его, обессиленного, ведут под руки.
На центральной части святой уже стоит на коленях среди загадочных персонажей. Это алхимики пытаются соблазнить его эликсиром вечной жизни. Как мы знаем, ничего у них не вышло.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент центральной части триптиха. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
А на правой створке Сатана предпринял ещё одну попытку сбить святого с его праведного пути. Пришел к нему в образе прекрасной царицы. Дабы его соблазнить. Но и тут святой устоял.
Триптих “Искушение святого Антония” интересен своими монстрами. От такого разнообразия неведомых существ глаза разбегаются.
И чудища с головой овцы и телом ощипанного гуся. И полулюди-полудеревья с рыбьими хвостами. Самый известный монстр Босха тоже обитает здесь. Нелепое создание с воронкой и птичьим клювом.
Иероним Босх. Фрагмент левой створки триптиха “Искушение святого Антония”. 1500 г. Национальный музей старого искусства в Лиссабоне, Португалия
Этими сущностями вы можете в деталях полюбоваться в статье “Самые яркие монстры триптиха “Искушение святого Антония”.
Босх любил изображать святого Антония. В 2016 году ещё одна картина с этим святым была признана работой Босха.
Да, маленькие монстры похожи на босховских. В них нет ничего страшного. Но метафоричности хоть отбавляй. И воронка на ножках. И нос в виде черпака. И рыба ходячая.
Иероним Босх. Искушение святого Антония. 1500-1510 гг. Музей Нельсон-Аткинс, Канзас-Сити, США. Wikimedia.commons.org
Откуда Босх мог видеть экзотических животных?
Босх изображал не только фантастических монстров, но и реально существующих животных из далёкой Африки. Едва ли житель Западной Европы мог увидеть слона или жирафа вживую. Ведь цирков и зоопарков в средние века не было. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно?
Во времена Босха очень редко, но все же встречались путешественники, которые и привозили рисунки неведомых зверей из далеких стран.
Жираф, например, скорее всего был скопирован Босхом с рисунка путешественника Чириако д’Анкона. Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. Сегодня д’Анкона считается отцом современной археологии. Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа.
Закрытая часть картины
На триптих можно смотреть в двух вариантах – закрытом и открытом. Он представляет собой картину с раскрывающимися створками. Что интересно, даже в закрытом варианте работа представляет весьма впечатляющее зрелище, содержащее немало секретов Босха.
На двух закрытых створках триптиха изображён земной шар, выполненный в форме сферы. На нём нет ни растений, ни животных, ни людей. Он напоминает прозрачный шар, что символизирует хрупкость первозданного мира.
Сфера окрашена в серые, белые и чёрные оттенки, из-за чего становится ясно, что речь идёт о тех временах, когда ещё не было солнца или луны, ночи и дня. В верхнем левом углу можно увидеть образ бога с тиарой и Библией на коленях. Рядом с ним указана цитата из Псалма 33. В переводе с латыни она значит:
На двух закрытых створках триптиха изображён земной шар, выполненный в форме сферы
В закрытом виде триптих составляет один фрагмент картины. В библейской символике единица значит совершенство, однако божественным числом является тройка. Неслучайно распахнувшиеся створки «Сада земных наслаждений» открывают нам именно три фрагмента, что составляют полный сюжет мироздания.
Я же хочу обратить внимание на контраст, что происходит с триптихом, когда створки открывают. Вместо сумрачной картины одинокого мира мы видим яркие краски и множество образов
Движение по кругу символизирует, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на праведный путь
Главная загадка картины Босха: почему на ней столько деталей?
Каждого, кто видел картины Босха, поражает то количество деталей, которыми изобилуют его работы. Их так много, что просто глаза разбегаются.
Босх был художником своего времени и естественно поддавался его влиянию. А в его время было принято прорисовывать каждую деталь.
Достаточно открыть любую книгу времён Босха, чтобы убедиться в доминировании такого стиля изображения через прорисовку множества деталей.
Вот лишь две страницы из часослова Анны Бретанской.
Страницы из часослова Анны Бретанской. Художник – Жан Бурдишон. 1503-1505 гг. Национальная библиотека Франции.
Такими же проработанными до мельчийших деталей были и картины средневековья. Мы убеждаемся в этом, рассматривая работы Яна ван Эйка и Роберта Кампена. О картине последнего “Святая Варвара” я писала более подробно в статье “7 картин музея Прадо, которые стоит увидеть”.
Творчество Босха было не таким уж странным и непривычным для его современников. И другие художники его времени использовали в своих работах большое количество деталей, символов и неведомых существ.
Несмотря на то, что Босх многое впитывал от своих современников и переносил это на свои картины, нужно отдать должное его гениальности. Все-таки он – непревзойденный мастер в символике и загадках даже для своего времени.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Что за ноты изображены на заде грешника? Это бессмыслица или конкретная мелодия?
В Аду немало грешников, наказанных за то, что при жизни играли на музыкальных инструментах для увеселения и удовольствия. Во времена Босха правильным считалось исполнять и слушать только церковную музыку.
Среди таких грешников один придавлен огромной лютней. На его заду – ноты. До недавнего времени исследователи не обращали на них особого внимания, рассматривая это лишь как элемент композиции.
Но на самом деле эти ноты складываются в музыку! Замечательный музыкант и педагог Валерия Гляйм наиграла эту мелодию. И вот что получилось:
Мелодия приятная, но не похожая на веселую песенку. Скорее – на церковное песнопение. На картине видно, что грешники хором её исполняют. Видимо их муки заключаются в том, чтобы вечно исполнять один и тот же мотив.
Вот лишь несколько загадок самой фантастической картины средневековья.
На самом деле эта работа вызывает гораздо больше вопросов. Но единого толмута с разгадками вы не найдёте. Вот у Питера Брейгеля старшего, современника Босха, все было гораздо однозначнее, и исследователи давно расшифровали его работы. Ведь он изображал голландские пословицы.
Босх же творил, опираясь на совершенно разные значения одного и того же объекта в зависимости от общего смысла картины. Например, рыба на одной картине могла означать похоть, а на другой – вялость и флегматизм.
Но картина “Сад земных наслаждений” все равно не даёт покоя и так хочется хотя бы частично приблизиться к ее пониманию.
Читайте продолжение в статье:
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.
Почему не все грешники подвергаются мукам в Аду?
Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Он кишит всевозможными монстрами. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.
Но не все души принимают муки
Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины
Внутри полого яйца – таверна, где грешники выпивают, пусть и верхом на ящероподобном существе. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами.
Получается, что их особо не мучают, а дают им выпивку, прогуливаются с ними или дают погрустить в одиночестве. Возможно это те, кто продали души дьяволу и для них было забронировано тёплое местечко без мучений? Только вот никуда не деться от созерцания мучений других.
Об этом демоне-дереве я также подробно писала в статье “Самые главные монстры картины Босха”.
Больная фантазия
Дефицит биографической информации заставляет прибегнуть к более пристальному анализу произведений Босха и попытке представить, мог ли психически нормальный человек нарисовать такие картины? А если нет, то каким психическим заболеванием он должен был страдать?
Творчество Босха во многом не соответствует общим тенденциям развития живописи своего времени. Некоторые элементы стиля художника (особая символика, распад формы, смысловая и композиционная перегруженность) характерны для рисунков больных с бредовыми переживаниями и галлюцинациями. С этими признаками соотносятся и изменения художественных приемов (нарастание декоративности, потеря образности) в его последних работах.
Один из современных исследователей творчества Босха
Донат Баттилотти пишет:
«В нем видели предшественника сюрреализма, этакого опередившего свое время Сальвадора Дали, черпавшего свои образы в сфере бессознательного; видели психопата, страдающего эдиповым комплексом и одержимого сексом; видели адепта еретической секты спиритуалов, или адамитов, считавших, что сексуальная свобода возвращает человека в состояние невинности до грехопадения, или же неумолимого преследователя порока».
«Алтарь св. Антония», триптих, центральная часть: «Искушение св. Антония»
Авторы психиатрических учебников и руководств часто приводили фрагменты его триптиха «Сад земных наслаждений» как пример онейроидных (сновидных) переживаний душевнобольного человека. Эта картина действительно «завораживает, но оставляет ощущение, что вы имеете дело с нездоровой фантазией», патологичность которой усиливается от картины к картине. «В целом есть основание утверждать, что своеобразие Босха как художника обусловлено его психическим заболеванием, а именно – шизофренией».
Некоторые биографы иногда рассматривают гротескные и причудливые образы произведений Босха как результат чрезмерной впечатлительности или психотической навязчивой идеи о грехе и колдовстве, распространенной накануне Реформации, или, напротив, – как результат глубокого знания христианских текстов и проповедей. Но скорее всего, христианское благочестие Босха было поверхностным. Этому предположению посвящено исследование Линды Харрис «Тайная ересь Иеронима Босха» (2014 год).
В Братстве Свободного духа
Культуролог Александр Гарбуз считает, что «на полотнах Босха прекрасно уживаются реальные люди – современники художника – с уродцами, монстрами, фантастическими образами полуптиц-полузверей и т. д. Сходство с искусством ХХ века, в частности с сюрреализмом, здесь действительно есть… Исследователи творчества Босха возводят мотивы многих картин художника к теологическим трактатам, эзотерике и еретическим учениям. Известно, что Босх был членом Братства Богоматери, Братства Свободного Духа, прекрасно знал обрядовые таинства, был знаком с алхимией, астрологией и магией. Множество пугающих, “синтетических” образов напоминают персонажей фольклора, известных по пословицам, поговоркам, сказкам и легендам… Босх, вне сомнений, создавал свои картины в измененном состоянии сознания, при котором активизируется мифологическое мышление, оперирующее образами бессознательного».
Мнения из глубин веков
Примечательно, что многие современники Босха не усматривали в его творчестве болезненности. Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса писал: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы – «основами морализирующей философии».
Портрет Иеронима Босха кисти современника
Интересное наблюдение делает философ и математик Василий Налимов, который обратил внимание на то, «что Босх (XV век) сумел увидеть своим внутренним зрением почти современные самолет, танк и подводную лодку… Все это, конечно, только видения. Но как они могли появиться за много столетий до того, как для этого созрели технические возможности?» И делает сенсационное предположение: «Фантазия своими образами, может быть, не столько опережает реальный научно-технический прогресс, сколько направляет его?» Вот еще одно «крамольное» подтверждение того факта, что шизофреническое расстройство может являться «драйвером» (driver в обширном смысле перевода этого термина) искусства и науки
Искусствоведы XIX века пытались объяснить творчество Босха с помощью психоаналитической теории Зигмунда Фрейда, предполагая, что лишь «высвобождение сверхъестественных сил бессознательного могло породить адские видения нидерландского мастера».
Босх и прима
Техника Босха называется «алла прима». Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и восемь рисунков. Лишь семь творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.
Почему монстры Босха, как “сборная солянка”, состоят из частей разных существ?
Ад Босха кишит монстрами. Чего только стоит самый главный демон с лицом человека, телом из полого яйца и ногами-деревьями. Не менее примечательны и монстры помельче, как, например, существо с птичьей головой, крыльями бабочки и трёхпалыми конечностями (у ног-деревьев демона-яйца).
Фрагменты створки “Ад” картины “Сад земных наслаждений” Иеронима Босха.
Для современников Босха было аксиомой, что все существа созданы по образу и подобию Бога. А все, что имеет страшный и уродливый вид – является порождением Дьявола.
Поэтому, чтобы максимально подчеркнуть дьявольскую природу существа, его изображали максимально уровливым. И этого добивались, приделывая зайцам рыбьи хвосты, а птицам – улитку вместо головы.
Если раскрыть любую книгу средних веков, на её страницах вы найдёте немало странных существ-конструкторов.
Вот лишь несколько примеров:
Леди Доу и Полукролик-полурыба. Рисунки из бревиария Маргарет Бар из Метца (1302-1305 гг.). Хранится в муниципальной библиотеке Вердена, Франция.Птица-улитка и полубык-полурыба. Рисунки из Псалтыря Луттрелла (1325-1340 гг.). Хранится в Британской библиотеке.
Во времена Босха вообще встречается немало изображений монстров и чудовищных созданий. Мне попалась миниатюра из средневекового часослова, созданного ещё до рождения Босха.
На ней мы видим Ад, кишащий демонами. Большинство из них в привычном для нас обличии – черти с рогами и хвостами. Однако есть среди них и монстр вполне в духе Босха.
Слева мы видим демона, прокалывающего трезубцем грешника. Он похож на муху без крыльев, с одним рогом и птичьим клювом.
Возможно, именно такие рисунки и вдохновили Босха на создание собственного “Ада”.
Адский Рот. Миниатюра из часослова Екатерины Клевской. Голландия. 1440 г.
О самых интересных демонах Босха из Сада земных наслаждений читайте в статье “Самые главные монстры картины”.
История триптиха
Современные исследователи затрудняются с определением точной даты создания триптиха «Сад земных наслаждений». Одни причисляют картину к раннему периода творчества Босха, другие считают её более поздним творением.
Анализ дубовых панелей, обрамляющих плотна, позволил установить, что работа была создана приблизительно в 1490-1510 годы. В Прадо под триптихом указана дата из этого периода – 1500-1505 годы.
Автопортрет Босха, около 1550 годМестонахождение: Муниципальная библиотека, Аррас, Франция
Первыми владельцами творения стали представители немецкого рода Нассау, однако вскоре картина возвратилась на родину, в Нидерланды. Тогда во дворце Вильгельма I творение Босха увидел один из первых его биографов, что оставил подробное описание «Сада земных наслаждений».
В период войны во Фландрии картина переходит к герцогу Альба, а в дальнейшем у знатного семейства её приобретает король Испании Филипп II. Ещё много веков назад это творение приобрело репутацию одного из самых загадочных и непостижимых творений человечества.
Трактовку скрытым Босхом символам пытались дать многие исследователи его творчества. Одно из самых подробных описаний с расшифровкой знаков на картине принадлежит испанскому богослову Хосе де Сигуенса.
Примечательно, что настоящее название триптиха так и осталось неизвестным. В записях 1700 года сохранился старый вариант – «Сотворение мира», однако через столетие исследователи называли картину иначе – «Сад земных наслаждений». Как же называл её сам Босх? Это так и останется загадкой.
Иероним Босх «Сад земных наслаждений», 1500-1510 годыМестонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания
Потомственный художник
«Сад земных наслаждений», правая створка: «Ад. Фрагмент»
Иероним Босх (ок. 1450–1516) – нидерландский живописец, один из крупнейших мастеров Северного Возрождения. Он знаменит своими многофигурными, причудливо фантастическими образами и композициями. Босх считается одним из самых загадочных художников в истории западного искусства, «почетным профессором кошмаров», подписью которого почему-то стало сокращенное название его родного города Хертогенбос (Den Bosch).
С наследственной одаренностью у нашего героя все обстоит согласно предложенной «рецептуре». Его дед и брат деда, двое дядей, отец и брат самого Иеронима занимались живописью. Брат Гооссен в 1478 году унаследовал отцовскую мастерскую. Так что Иероним уже с детства мог приобщаться к семейным художественным традициям. Однако никто из его родных не был известен за пределами города. Кроме Иеронима Босха, известность которого перешагнула границы не только его страны, но и континентов.
В 1478 году Босх женился, детей не имел и, как считают, не был особо счастливым человеком. Тем не менее брак принес художнику материальное благополучие, и, еще не став достаточно известным, Босх мог себе позволить рисовать то, что хотел.
Что за люди в Саду наслаждений сидят в землянке?
В правом нижнем углу Сада наслаждений (центральная часть триптиха) мы видим трёх людей, выглядывающих из землянки. Их тела отличаются повышенной волосатостью. Кто же это такие?
Фрагмент центральной части.
Судя по всему, это дикие люди. Дикие люди изображались нагими, чьё тело полностью покрыто волосами, кроме лица и шеи, кистей, ступней, коленей и грудей у женщин.
Тема диких людей была излюбленной в средние века. Их изображения часто встречаются на гобеленах и посуде средневековья.
Для обычных людей они были дикарями, более свободными в плане любви и жизни в целом. Не удивительно, что Босх изобразил их на картине, посвящённой греху сладострастия. Ведь они были символом страсти и телесных утех.
Кстати, изображённый дикий мужчина на картине Босха очень похож на дикаря с миниатюры Жана Бурдишона (1457-1521 гг.), художника-иллюстратора псалтырей и часословов 15-16 веков.
Жан Бурдишон. Фрагмент “Дикая жизнь” миниатюры “4 социальных круга”. Около 1500 г.
Я могу предположить, что рисунок Бурдишона был создан раньше “Сада земных наслаждений” и был взят Босхом за основу для написания своих диких людей.
Центральная часть триптиха. Сад земных наслаждений
Центральная часть триптиха.
Третья часть (центральная часть триптиха). Изображение земной жизни людей, которые массово предаются греху сладострастия. Художник показывает, что грехопадение настолько серьезно, что людям не выбраться на более праведный путь. Эту мысль он доносит до нас с помощью своеобразного шествия по кругу:
Босх. Фрагмент “Сада земных наслаждений”. Хоровод
Люди на разных животных движутся вокруг озера плотских наслаждений, не в силах выбрать другую дорогу. Поэтому их единственный удел после смерти по мнению художника – это Ад, который изображен на правой створке триптиха.
Что за символ стоит на гигантских ножах в Аду?
В аду Босха мы видим несколько гигантских ножей. Во времена художника ножи использовали не только на кухне, но и для наказания воров. Им отрезали уши. Поэтому неудивительно, что ножи присутствуют в Аду с гигантскими ушами впридачу.
Но что за символ в виде то ли буквы “М”, то ли буквы “В” стоит на этих ножах?
Фрагменты створки “Ад” картины Иеронима Босха “Сад земных наслаждений”
В 15-16 веках в родном городе художника Хертонгенбосхе производили ножи, которые продавались в том числе за пределы Голландии. Так, они экспортировались в Испанию и Скандинавию. На этих ножах и ставился фирменный знак.
Поэтому я могу предположить, что это скорее буква “B”, как первая буква сокращённого названия города. Этот знак на ноже встречается и на других работах Босха, например, на картине “Страшный суд”.
Иероним Босх. Страшный суд. Фрагмент. 1504 г. Академия изобразительных искусств, Вена