Ход ЭКСКУРСИИ
(педагог подводит детей к памятнику)
Педагог: Дети, как называется место, куда мы с вами пришли? (ответы детей)
Педагог: Расскажите, зачем был создан этот мемориальный комплекс? (дети высказывают свои мнения)
Педагог: Правильно, в память о тех воинах героях, которые погибли при освобождении нашей Родины, был создан этот мемориальный комплекс – место памяти погибших граждан нашего города. Ребята, посмотрите, что находится на Мемориальном комплексе славы?
Ответы детей: Огонь, танк, плиты с именами героев, много цветов, елочки… (педагог обращает внимание детей на танк)
Педагог: Кто из вас знает, почему стоит здесь этот танк и другим военные машины?Дети: именно эта военная техника использовалась нашими солдатами, чтобы защитить нашу Родину. (дети осматривают военные машины, делятся своими впечатлениями)
Педагог: Ребята, давайте подойдем к вечному огню. Он выполнен в форме пятиконечной звезды. Такой огонь горит в каждом городе, в каждом селе в честь тех, кто погиб, защищая Родину. Вечный огонь – это знак вечной памяти о погибших. Самый большой Вечный огонь находится в Москве у памятника Неизвестному Солдату. Имена погибших высечены на гранитных плитах, которые жили в нашем города. (педагог читает отрывок из реквиема (Поэмы) Рождественского)
Вечная слава героям!
Вечная слава! Вечная слава!
Вечная слава героям!
Слава героям! Слава!.
Но зачем она им, эта слава,— мертвым?
Для чего она им, эта слава,— павшим?
Все живое — спасшим.
Себя — не спасшим.
Для чего она им, эта слава,— мертвым?.
Если молнии в тучах заплещутся жарко,
И огромное небо от грома оглохнет,
Если крикнут все люди земного шара,—
Ни один из погибших даже не вздрогнет.
Знаю: солнце в пустые глазницы не брызнет!
Знаю: песня тяжелых могил не откроет!
Но от имени сердца, от имени жизни, повторяю!
Вечная Слава Героям.
И бессмертные гимны, прощальные гимны
Над бессонной планетой плывут величаво.
Пусть не все герои,— те, кто погибли,—
Павшим вечная слава! Вечная слава!
Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно — не мертвым! Это надо — живым!
Вспомним гордо и прямо погибших в борьбе.
Есть великое право: забывать о себе!
Есть высокое право: пожелать и посметь.
Стала вечною славой мгновенная смерть!
Педагог: Я вам зачитала отрывок из произведения, которое написал Роберт Рождественский в память о ВОВ и погибших героях на этой войне. Ребята, посмотрите сколько здесь деревьев, Они не просто так здесь растут. Они являются символом, как будто матери и сестры склонились над невернувшимися с войны братьями и сыновьями. (дети подходят к Вечному огню)
Педагог: В дни великих праздников люди приходят сюда, чтобы почтить память героям, возложить цветы. Особенно много здесь людей в День Победы – 9 мая. Давайте и мы возложим цветы у вечного огня. (дети возлагают цветы, педагог читает стихотворение М. Исаковского):
«Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты — рыбак, шахтер,
Ученый иль пастух,
— Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучший друг.
И для тебя и для меня
Он сделал все,что мог:
Себя в бою не пожалел,
А родину сберег. «
Педагог:Очень много произведений написано в память о ВОВ, о тех героях, которые не пожалели своей жизни. А сделали они это для того, чтобы мы с вами жили в мирное время и не знали, что такое война. И чтобы страшной войны больше не повторилось, все люди Земли борются за мир. У людей есть традиция – чтить память героев минутой молчания. Давайте и мы с вами тихонько постоим и помолчим. (минута молчания)
Беседа после экскурсии: – Ребята, куда мы с вами ходили на экскурсию?
– Как называется место в нашем городе?
– Кому посвящен этот Мемориальный комплекс?
– Что есть на Мемориальном комплексе?
– Как мы должны почитать память погибших героев?