«Больной муж» В. Максимов (1881)
Художник в детстве пережил безвременную смерть отца, и в 1881 году он перенёс свои горькие детские воспоминания на небольшое полотно «Больной муж». На нём мастерски отражена атмосфера глубокого отчаяния из-за болезни отца семейства. В то время потеря кормильца — это самое страшное, что могло случиться с семьёй. Даже потеря ребёнка была не так ужасна.
Действие происходит в простой крестьянской избе. В ней ютится бедность и крайняя нужда. И без того семья жила впроголодь, перебивалась небольшими заработками мужа от ловли рыбы. На убогой кровати, покрытой простой соломой, лежит тяжелобольной мужчина. Его жена стоит на коленях и горячо молится о его выздоровлении. Художник сочувствует происходящему и передаёт зрителю все свои эмоции. Это полотно — настоящий шедевр, получивший наивысшие оценки критиков.
6
Залы 1−7. Живопись и скульптура XVIII века
Экспозиция начинается с работ художников и скульпторов XVIII столетия. Здесь вы можете увидеть произведения Ивана Никитина, Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Федота Шубина, Ивана Мартоса и других знаменитых мастеров. В основном это портретная живопись, но в коллекцию входят также пейзажи и сюжетные полотна по мотивам греческих мифов. В этих залах работники музея часто не разрешают подходить близко к картинам и фотографировать их — даже без вспышки и на камеру смартфона.
Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной. Между 1709 и 1715. Государственная Третьяковская галерея, Москва
На портрете неизвестного автора изображена жена московского губернатора Кирилла Нарышкина — Анастасия Нарышкина, урожденная княжна Мышецкая. Картина была создана в самом начале XVIII столетия — между 1709 и 1715 годом. В то время портретная живопись еще во многом опиралась на русские иконописные каноны, именно поэтому художник изобразил фигуры подчеркнуто статичными и двухмерными. Дети же выглядят уменьшенными копиями взрослых: в ту эпоху художники не подчеркивали на портретах особенности детской мимики и анатомии, даже их наряды в точности повторяли обычную взрослую одежду.
Интересен головной убор Анастасии Нарышкиной на этой картине: она одета в высокий чепец-фонтанж по французской моде. Согласно указу Петра I о ношении европейского платья, жены губернаторов, комендантов и других высокопоставленных лиц обязаны были безукоризненно следовать модным веяниям. Анастасия Нарышкина стала одной из первых дам, которые появились на публике в фонтанже.
Антон Лосенко. Прощание Гектора с Андромахой. 1773. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Художник Антон Лосенко написал картину «Прощание Гектора с Андромахой» в 1773 году по заказу Екатерины II. Сюжет он взял из поэмы Гомера «Илиада»: троянский военачальник Гектор отправляется на битву с греками, прощается со своей женой Андромахой и маленьким сыном Астианактом. Лосенко запечатлел героя в момент обращения к богам:
Зевс и бессмертные боги! о, сотворите, да будет
Сей мой возлюбленный сын, как и я, знаменит среди граждан;
Так же и силою крепок, и в Трое да царствует мощно.
Пусть о нем некогда скажут, из боя идущего видя:
Он и отца превосходит! И пусть он с кровавой корыстью
Входит, врагов сокрушитель, и радует матери сердце!
Лосенко не успел завершить картину. Например, был не вполне закончен образ Андромахи: художник прописал ее лицо, но лишь наметил складки одежды, не проработав их детально. Несмотря на это, полотно «Прощание Гектора с Андромахой» более 50 лет считалось эталоном русской исторической живописи в духе классицизма.
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Лопухиной. 1797. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Портрет Марии Лопухиной — одна из самых известных работ Владимира Боровиковского. Художник создал полотно по заказу егермейстера Лопухина: тот хотел запечатлеть свою юную супругу, дочь генерала Ивана Толстого.
Боровиковский написал портрет в духе сентиментализма, который был популярен в конце XVIII столетия. Мария Лопухина изображена на фоне традиционного русского пейзажа: за ее спиной виднеются березы, колосья ржи и цветущие васильки. Эти детали перекликаются с нарядом самой героини: белое платье сочетается с березовыми стволами, голубой пояс к нему — с васильками, а золотой браслет на запястье — с золотистой рожью на заднем плане. На картине Мария Лопухина одета по последней моде того времени: платье в стиле ампир подпоясано широким цветным поясом, а глубокий вырез, который был уместен только на балах, прикрыт специальным съемным воротником. В похожих нарядах Боровиковский писал и других своих героинь.
В 1803 году Мария Лопухина умерла от чахотки. Почти век спустя поэт Яков Полонский посвятил ее портрету такие строки:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
«Княжна Тараканова», К. Д. Флавицкий
Картина написана в 1864 году, Третьяков купил ее для своей галереи уже после смерти художника.
Сюжетом произведения стало предание о гибели молодой женщины. Княжна Тараканова – самозванка, авантюристка, которая выдавала себя за наследницу русского престола (дочь Елизаветы Петровны).
На картине изображена девушка, которая стоит на кровати в тюремной камере. Комнату заполняет вода. У ее ног крысы, которые заползают на кровать. Они надеются на спасение, а княжна Тараканова понимает, что ей никто уже не поможет.
Девушка закрыла глаза и подняла лицо к небу. Картина основана на контрастах, благодаря мелким деталям ему удалось передать трагичность происходящего события. Царская семья была очень недовольна произведением Флавицкого.
Флавицкий решил написать картину на основании известного предания. Благодаря художнику, люди стали думать, что княжна действительно погибла от наводнения.
Основатель музея
Павел Третьяков родился в 1832 году в семье московского купца. Он был старшим из 12 детей и воспитывался вместе с младшим братом Сергеем. Став взрослыми, братья основали несколько бумагопрядильных фабрик и сумели заработать большое состояние, которое оценивалось в огромную по тем временам сумму в 3,8 млн рублей.
Мало кому известно, но вначале Третьяков увлекся коллекционированием полотен западноевропейских мастеров. Он не имел опыта, совершал случайные приобретения и за несколько лет скупил несколько картин и графических работ голландских художников. Начинающий коллекционер сразу же столкнулся с проблемой определения подлинности старых картин. Он быстро понял, как много подделок существует на рынке живописи и принял решение покупать работы у самих художников. Этому правилу основатель галереи следовал до самой смерти.
Зал № 9 — «Всадница» — 1832 (Карл Брюллов)
В середине XIX века Павел увлекся собиранием картин русских живописцев. Первыми купленными полотнами были работы художников Шильдера и Худякова. В 1851 году он стал владельцем просторного дома, приобретенного специально для растущего музея.
Через 16 лет братья Третьяковы открыли частное собрание картин для московской публики. К этому времени в галерее насчитывалось более 1200 живописных полотен, 471 графических работ, несколько скульптур и множество икон. Кроме того, здесь было выставлено свыше 80 произведений зарубежных художников.
Зал № 26 — «Богатыри» — 1881 — 1898 (Виктор Васнецов)
В конце лета 1892 года, после того, как умер его брат, Павел обратился в городскую думу Москвы и передал коллекцию городу. Его наградили званием почетного жителя и назначили пожизненным попечителем музея.
Третьяков много помогал русским живописцам. Он заказывал талантливым художникам полотна на исторические темы и портреты выдающихся россиян. Иногда меценат оплачивал живописцам дорогу до нужного места. Третьяков умер в возрасте 65 лет, в 1898 году.
Зал № 28 — «Боярыня Морозова» — 1884 — 1887 (В. И. Суриков)
Музейный комплекс
Кроме главного здания в Лаврушенском переулке, Третьяковской галерее принадлежит большой выставочный комплекс на Крымском Валу, 10. В нем экспонируются произведения известных художников XX-XXI веков. Третьяковка также курирует несколько мемориальных музеев художников и скульпторов в городе.
Зал № 17 — «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду») — 1866 (Василий Перов)
Музейный комплекс работает и принимает москвичей и туристов круглый год. Галерея – это не только большие и маленькие залы с картинами. Здесь проводят лекции, показы кинофильмов, концерты, спектакли и творческие встречи с художниками.
Двери галереи открыты для гостей во вторник, среду и воскресенье с 10:00 до 18:00, а по четвергам, пятницам и субботам с 10:00 до 21:00. Следует иметь в виду, что музейные кассы прекращают продавать билеты за час до закрытия. Посетителей до 18 лет в галерею пускают бесплатно. Билеты на выставки действительны в течение месяца, но пройти по ним можно в порядке живой очереди.
Зал № 3 — «Портрет Петра III» — 1762 (Антропов А.П.)
Экспозиции осматривают самостоятельно или в составе экскурсионных групп. Для удобства посетители могут воспользоваться бесплатными мобильными аудиогидами.
Профессиональные экскурсоводы проводят по залам обзорные и тематические экскурсии. Во время них туристам рассказывают об истории создания отдельных картин, знакомят с древнерусским искусством, шедеврами живописи XVIII и XIX веков, творчеством художников-передвижников и русским авангардом.
Зал № 26 — «После побоища Игоря Святославича с половцами» — 1880 (Валентин Байгильдин)
Пятая галерея в наши дни
В
апреле 1995 года в главном здании в Лаврушинском переулке для посетителей была
открыта обновленная выставка классического русского искусства. Выставочная
площадь увеличилась. В реконструированном главном здании Третьяковской галереи
удалось значительно расширить экспозицию древнерусского искусства, создать залы
для скульптуры XVIII — первой половины XIX века.
Графика,
требующая специального светового режима, сейчас экспонируется в специально
оборудованных залах, есть «камера сокровищ», где можно увидеть
произведения прикладного древнерусского искусства, миниатюры, иконы в драгоценных
шкатулках.
Развитие
дворов позволило создать новые залы для картин величайших мастеров живописи XIX
века — К.П. Брюллова, А.А. Иванова, И.А. Крамского, А.И. Куинджи. Самая большая
из них была специально разработана для огромного декоративного панно «Мечта
принцессы» М.А. Врубеля (1896).
Еще в
1953 году из Большого дворца Московского Кремля в Третьяковскую галерею было
перенесено пятиметровое полотно И.Е. Репина «Прием вольных сержантов
Александра III во дворце Петровского дворца в Москве». (1886), созданный
по «высшему» порядку. Она также была включена в новую экспозицию.
Для
того, чтобы показать искусство 20 века с возможной полнотой, соответствующей
объему и уровню музейной коллекции, было принято решение разделить экспозицию
на два здания и провести общую выставку искусства 20 века в здании галереи,
которое находится на Крымском валу.
16
декабря 1998 года, к 100-летию со дня смерти П.М. Третьякова, на Крымском валу
открылась первая постоянная экспозиция искусства ХХ века, основанная на
историческом, хронологическом и монографическом принципах. Впервые появилась
возможность увидеть в полном объеме работы величайших художников, которые не
взрывались до 1917 года и после. В юбилейном 2006-2007 году зрителям была
предложена новая версия экспозиции.
В настоящее
время основное внимание уделяется разнообразию стилей в живописи первой
половины ХХ века. Объективность и неоклассицизм 1910-х годов, монументализм и
камерная лирика 1920-х, соцреализм и поставангардная живопись 1930-х годов
образуют выразительный контраст и обогащают идею художественного процесса и
развития мастеров в советский период
Впервые работы советских художников
1930-1950-х годов будут показаны наряду с работами художников из других стран
России. В дополнение к традиционным экспонатам, новая выставка также включает в
себя реконструкцию. Посетители могут увидеть знаменитые контррельефы В.Е.
Татлина, «пространственные объекты» конструктивистов, которые не
сохранились до наших дней; картина 1920-х годов дополнена фотографиями А. Родченко.
Выставочная
деятельность галереи становится все более разнообразной и интересной. Ежегодно
организуются выставки, которые вызывают большой интерес общественности, в том
числе выставки «Сокровища эпохи Возрождения России» (1995), «К
150-летию со дня рождения И.Е.Цветкова» (1995), «Сокровища музеев
Московской области» (1996), «Незабываемая Россия». Россия и
Россия глазами британских художников. XVIII — первая половина XIX века»
(1997), «М.Ларионов — Н.Гончарова. Шедевры парижского наследия.
Живопись» (1999), «К.П.Брюллов. К 200-летию» (2000),
«Западноевропейское искусство XVI-XVIII веков. Столетия из собрания
Тульского художественного музея». (2000), «Вернемся в музей
Грозного» (2002), работы Н.Н.Сапунова (2003), «Пророк и мечтатель».
М.А.Врубель, В.Е.Борисов-Мусатов. Графика» (2005).
Работы
из коллекции галереи регулярно демонстрируются на международных и национальных
выставках в разных городах.
С
середины 1990-х годов в Третьяковской галерее ведутся серьезные исследования по
подготовке и изданию сводного каталога коллекции. Это научное и наиболее полное
многотомное издание, представляющее всю коллекцию Галереи.
Третьяковская
галерея проводит обширную издательскую и популяризаторскую работу: Публикуются
книги, альбомы и другая печатная продукция. В 2004 году был создан
инновационный отдел мультимедийных и интернет-проектов для создания
современного сайта Третьяковской галереи и издания электронных каталогов
выставок.
Коллекция
Третьяковской галереи на сегодняшний день насчитывает более 170 тысяч
произведений.
Первая картина Архипа Куинджи, купленная Третьяковской галереей 145 лет тому назад, тоже экспонируется на выставке
Картины лучше увидеть на выставке. Каждая из них особенная по-своему. Экскурсоводы останавливаются у полотна «На острове Валааме». Это первая картина Куинджи, которую П. Третьяков купил в 1873 году. Север так пленил художника, что Архип Иванович повез свою молодую супругу в свадебное путешествие не на юг и не за границу, а на Валаам. Брак был счастливым и отличался взаимопониманием.
«Лунная ночь на Днепре» и сегодня поражает сочетанием света и теней, хотя краски от времени несколько блекнут. Известна история с выставкой одной картины, устроенной в 1889 году. В отдельном зале Общества поощрения художников на Большой Морской в Санкт-Петербурге была показана именно «Лунная ночь на Днепре». Посетители так были впечатлены, что проверяли, нет ли за полотном электрической лампочки, настолько реально светятся лунные лучи и отражаются в фосфоресцирующих водах реки.
Умер художник на руках у своих учеников в 1910 году. Похоронен был на Смоленском кладбище. Через четыре десятилетия прах перенесен в Некрополь мастеров искусств в Александро-Невской Лавре.
Специалисты сегодня находят в творчестве Куинджи, особенно периода «затворничества» и более позднего, черты преображенного романтизма, нового реализма, импрессионизма, рождавшегося на рубеже 19 и 20 веков символизма. Картины, графика, наброски, этюды представлены в разделах «Притяжение земли», «Тайна ночи», «В просторах вечности», «Опережая время» из фондов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, некоторых других музеев и частных коллекций. Выставка открыта до 17 ноября.
«Богатый киргизский охотник с соколом» В. В. Верещагин (1871)
В конце 19 века Российская империя стала разрастаться за счёт экспансии в Средней Азии. Молодой художник попал в экспедицию по Туркестану, где плодотворно работал и гостил у своего друга Байтика Канаева — киргизского батыра, представителя высшей знати племени соло. С ним он познакомился и подружился ещё в столице на приёме у императора Александра II.
Байтик Канаев увлёкся творчеством Верещагина и с удовольствием позировал ему в национальной одежде со своим пернатым охотником. Содержать такую хищную птицу мог только знатный представитель племени. Сокол на руке подчёркивает статус Байтика Канаева.
Самые известные картины Верещагина.
4
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894.
Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым.
«Над вечным покоем» — один из самых русских и философских пейзажей Левитана. Вселенский масштаб речного простора противопоставлен хрупкой человеческой жизни. Символом ее является еле заметный огонёк, горящий в церквушке.
Сам Левитан считал эту картину очень важной, видя в ней отражение своего характера и души. Но при этом она его страшила
Ему казалось, что от неё веет холодом вечности, которая «поглотила немало поколений и ещё больше поглотит».
Левитан был человеком меланхоличным, склонным к мрачным мыслям и поступкам. Так, через год после написания этой картины он совершил демонстративную попытку самоубийства. Будучи в удрученном состоянии из-за перипетий личной жизни. В то время в него влюбились сразу две женщины: мать и дочь.
А вообще эта картина — катализатор вашего мироощущения. Если вы человек оптимистичный, то, скорее, почувствуете воодушевление от созерцания простора. Если вы пессимист, то ждите иных эмоций. Вам наверняка станет не по себе от всепоглощающего пространства.
«Явление Мессии», А. А. Иванов
У этой картины удивительная история. Александр Андреевич начал свою работу над ней в 1837 году. У него была мечта – изобразить явление Христа народу на большом полотне. На реализацию этого замысла ушло 20 лет, но Иванов так и не успел завершить начатое. Он скончался.
За основу сюжета взята первая глава Евангелия от Иоанна. Художник написал более 600 этюдов с натуры. Павел Третьяков купил эти эскизы для своей галереи.
Оригинал приобрел император Александр II. Он подарил «Явление Месси» Румянцевскому музею. В 1925 году музей расформировали, картину отдали в Третьяковскую галерею. Для нее даже построили специальное помещение.
«Завтрак аристократа» П. А. Федотов (1847)
Небольшая картина 51×42 см, выполненная художником Федотовым П.А., светится озорством и юмором. Комната обставлена дорогой мебелью, стены увешаны картинами, хозяйский пудель подстрижен по последней моде. На фоне этого видимого благополучия молодой франт в дорогой шелковой домашней одежде завтракает обычным куском чёрного хлеба. Нежданный гость прервал его трапезу. Аристократ в растерянности пытается скрыть кусок хлеба под развёрнутой книгой. Во рту за щекой застыл непережёванный кусок.
Художник остро высмеивает новоявленных безденежных аристократов, готовых месяц есть один хлеб ради покупки модных дорогих штанов. Главная цель героя картины — создать видимость своего благополучия. А если вдруг застать такого аристократа врасплох? Картина актуальна и в наше время, когда многие стремятся пустить пыль в глаза любыми средствами, не имея за душой ни гроша.
2
«Богатыри», В. М. Васнецов
В 1898 году Третьяков купил знаменитую картину у Васнецова. Художник работал над ней около двух десятков лет. Это изображение трех богатырей, легендарных Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича.
Картина символизирует дух русского народа. Каждый богатырь наделен определенными качествами, которые так характерны для русского человека. Илья Муромец спокоен и уверен в себе, это сила и могущество. Добрыня Никитич – представительный и величавый, он умен и обладает глубокими знаниями. Алеша Попович – смелый, но молодой и веселый.
Пейзажи: хмурые дни, бесконечные равнины, переходные состояния природы, открытие пленэра
До передвижников русский пейзаж редко бывал вполне русским: в нем преобладали чужие (чаще всего итальянские) мотивы и романтический набор красот: лунные ночи, закаты и рассветы, морские шторма и прочее. А в 1870-е годы, когда художники этой генерации впервые заинтересовались пейзажем, в фокусе, напротив, оказалось отечественное как нарочито бедное: размытые дождем дороги, неосвоенный простор, серое небо (особняком здесь стоит Шишкин с его любовью к изобильным хвойным лесам и прочему ландшафтному богатырству). Преобладающее время года — совсем ранняя, еще почти зимняя весна или пасмурная осень — плохая погода, впрочем, давала возможность применить пленэрные навыки. Преобладающая композиция — горизонтальный разворот поля, болота или чахлого перелеска. Но уже в 1880-е годы у Саврасова, Левитана, Поленова и их учеников видовой и метеорологический ассортимент пейзажей в значительной степени расширится.
«Дебри» И. И. Шишкин (1881)
Картина знаменитого русского пейзажиста «Дебри» — фотографически точное изображение глухой тайги. Размер полотна 144×95 см. Труднопроходимый лес, вросший корнями в каменистую почву, прописан до мельчайших подробностей. Тонкие стволы сосен с чешуйчатой корой освещены тёплым вечерним светом и смотрятся контрастно на тёмном фоне.
Следует учесть, что полотна такого размера Шишкин писал в студии по небольшим этюдам. Мастерство и уникальная память художника позволяли создавать за короткое время потрясающие по сложности пейзажи.
Советуем посмотреть: Самые знаменитые картины Шишкина.
9
«Воспитанница» Н. В. Неврев (1867)
Мастер бытового жанра Неверев Н.В. (автор знаменитого «Торга») один из первых открыто показал обществу всю мерзость и жестокость крепостничества. В картине «Воспитанница» он продолжил тему торговли людьми уже после отмены крепостного права.
Действие происходит в доме богатой дамы, которая проявляет «заботу» о девушке-сироте. Быть может, это бывшая крепостная, которую воспитали соответствующим образом или бедная родственница-бесприданница. В гостиной хозяйки собрались гости: молодой офицер, мелкий служащий и поп. Дама представляет господам свою юную воспитанницу.
Атмосфера в гостиной напряжённая и отталкивающая, ведь девушку предлагают в качестве содержанки за определённую мзду. Идёт скрытая торговля, кто больше даст за неё хозяйке. Молодой офицер отвернулся, пытаясь изобразить непричастность к происходящему. Мадам настойчиво рекомендует воспитаннице служителя церкви, так как он более состоятелен, чем остальные присутствующие.
3
«Неравный брак», В. В. Пукирев
За это произведение искусства художника наградили званием профессора. Он написал ее в 1863, в 1871 году ее выкупил Третьяков.
Название картины говорит само за себя. Венчаются молодая девушка-бесприданница и пожилой чиновник.
Есть несколько версий возникновения замысла картины. По одной версии, это личная драма художника, по другой – его близкого друга.
Эта картина привлекает внимание, потому что здесь присутствуют личные переживания, страдания. Если не обращать внимания на детали, картина воспринимается просто как красивое полотно
Это настоящий шедевр, Пукиреву больше не удалось создать что-либо подобное, его даже называли художником одной картины.
«Иван Грозный убивает своего сына», И. Е. Репин
Первая картина, которая подверглась цензуре. Император Александр III не оценил замысел художника и запретил показывать картину на выставках.
Репин создал это произведение искусства в 1885 году, на нем изображен эпизод из жизни великого царя. Иван Грозный ударил своего сына, удар оказался смертельным.
Самое главное здесь – это эмоции. Иван Грозный испытывает сильное раскаяние, теперь он не царь, а обезумевший от горя отец. Царевич прощает своего убийцу, на лице его спокойствие и кротость. Через три месяца запрет на показ был снят.
В 2018 году снова произошло нападение. Мужчина схватил металлическую стойку и нанес несколько ударов по картине. Ее до сих реставрируют.
«Заморские гости» Н. К. Рерих (1901)
Это роскошное по красоте полотно словно продолжает сюжет предыдущей картины и напоминает иллюстрацию к сказке о царе Салтане, где сказочные гости едут к острову Буяну на своих диво-ладьях. На самом деле, Рерих изобразил историческое прибытие варягов на Русь.
Стиль модерн успешно соединяет живопись и декоративно-прикладное искусство. Это единение позволяет художнику передать красоту ладьи, которая вырывается из рамок картины и стремительно движется на зрителя. Это ощущение возникает из-за изгиба ярких парусов, их отражения в волнах реки и белоснежных чаек, кружащих над волнами.
Как создавалась Третьяковская галерея
Третьяковская галерея собиралась с чистого листа, и все картины, которые Павел Михайлович для нее выбирал, отображали именно его предпочтения в творчестве. До 1872 года все картины Третьяков собирал у себя в доме на Лаврушинском переулке, но потом места оказалось недостаточно.
Было начато двухлетнее строительство двух залов для музейных экспозиций, которые пристраивались прямо к жилой части дома. Их строительство завершилось в 1874 году, а музей открылся в 1875. В 80-е годы XIX века коллекция Третьякова солидно увеличилась, поэтому было принято решение о том, чтобы построить еще шесть залов. Но собрание картин продолжало пополняться, и в 1885 году потребовалось пристроить дополнительные семь залов, а в 1892 – еще шесть.
В 1892 году Третьяковская галерея переходит в собственность города Москвы. На тот момент собрание Третьякова насчитывало около 1300 картин. Но даже после передачи музея Москве Павел Михайлович не прекращает о ней заботиться и продолжает приобретать картины в подарок музею.
В конце 1898 года Павел Михайлович занемог и скончался. Однако и после смерти мецената Третьяковская галерея продолжает получать новые полотна: к концу 20-х годов XX века собрание живописи составляло более 4000 работ. К концу 70-х годов Государственная Третьяковская галерея обладала более 55 тысячами картин, и впоследствии эта цифра только росла.
Основное здание музея так и осталось в Лаврушинском переулке, но с расширением коллекции в XX веке пришлось строить дополнительные корпуса. Так отдельным зданием обзавелась Третьяковская галерея на Крымском Валу, где сегодня размещено собрание работ прошлого столетия.
Работа Третьяковской галереи проходит по следующему режиму: постоянные экспозиции можно смотреть с 10 часов утра и до 21 часа в четверг, пятницу и субботу, либо до 18 часов во вторник, среду и воскресенье. Последний запуск в залы – за час до конца работы галереи. Понедельник – выходной день. В праздничные дни режим работы лучше уточнять дополнительно.