Архитектура и оформление
Здание театра вечером, 2020 год Строительство здания театра шло с 1934 по 1940 год на Суворовской площади, которая в то время носила название площадь Коммуны. Архитекторами здания выступили Каро Алабян и Василий Симбирцев при участии Бориса Бархина. Это первое театральное здание, спроектированное и возведённое в Москве после революции. В основу плана легла эмблема советской армии — пятиконечная звезда. На Суворовской площади рядом с театром находятся и другие армейские учреждения: Центральный дом Российской армии и Центральный музей Вооружённых Сил.
По первоначальной задумке здание должно было представлять собой постамент, на самом верху которого планировалось установить фигуру красноармейца. Однако эта идея так и не была реализована. Внешняя и внутренняя организация подчинены форме строения. В двух передних лучах расположены парадные зрительские лестницы, в трёх других — лестницы для артистов и пандус для подъёма декораций. Здание занимает десять надземных и десять подземных этажей. Внутренние помещения театра просторны и объёмны. При их отделке использовались натуральный камень и дерево. В оформлении интерьеров приняли участие советские художники-монументалисты. Объём театра вмещает два зала — Большой, рассчитанный на 1520 человек, и Малый на 400 зрителей. Театр оборудован самой большой в Европе сценической площадкой, которая позволяет инсценировать сражения с танками и кавалерией. Над механикой главной сцены работал инженер Иван Мальцин. Росписи акустического потолка были выполнены Львом Бруни, парадные лестницы украсили живописные панно Павла Соколова-Скаля и Александра Герасимова, плафоны в амфитеатре были сделаны Александром Дейнекой и Ильёй Фейнбергом.
Здание является примером архитектуры сталинского ампира. Внешний образ театра и его интерьеры отражают особенности архитектурной направленности второй половины 1930-х годов, периода отхода советской архитектуры от рационализма и увлечения классическим наследием русской и мировой архитектуры. Свидетельством этого являются осевая пирамидальная композиция здания, колоннады и скульптурное оформление. Здание обрамляют 96 колонн высотой 18 метров. По легенде, во время Великой Отечественной войны немецкая авиация использовала пятиконечную форму здания как ориентир. Концы звезды указывали на крупные транспортные узлы — Белорусский, Савёловский и Рижский вокзалы, Комсомольскую площадь, а пятый — на центр столицы.
В 1982 году перед зданием театра установили памятник полководцу Александру Суворову работы скульптора Олега Комова.
Труппа
Ниже представлены актёры, работавшие в театре в разное время (указан рабочий период):
- Валерий Абрамов (с 1972 года)
- Николай Абрашин (умер в 2004)
- Елена Анисимова
- Валентина Асланова (с 1973 года)
- Нина Белобородова (1954—1995)
- Алиса Богарт (с 1993 года)
- Ольга Богданова (с 1973 года)
- Александр Бурдонский (1972—2017)
- Анастасия Бусыгина
- Георгий Васильев (1941—1949)
- Пётр Вишняков (1956—1988)
- Валентина Воилкова (1979—1991)
- Анна Воропаева (с 2020 года)
- Виктор Гаврилов (1950—2007)
- Анна Глазкова
- Лариса Голубкина (с 1964 года)
- Алексей Горячёв (с 1979 года)
- Андрей Данилюк (1979—2013)
- Ирина Дёмина (1971—2011)
- Ольга Дзисько (1966—2011)
- Александр Дик
- Константин Днепровский
- Любовь Добржанская (1934—1980)
- Пётр Должанов (1951—1962)
- Александр Домогаров (1985—1995)
- Вячеслав Персиянов-Дубров (с 1974 года)
- Андрей Егоров (с 1993 года)
- Михаил Еремеев (1964—2007)
- Тимур Еремеев
- Алексей Захаров (с 1994 года)
- Владимир Зельдин (с 1945 года, умер в 2020 году)
- Алексей Инжеватов (1967—2010)
- Ольга Кабо (1994—2002)
- Людмила Касаткина (1947—2012)
- Александр Катин
- Анна Киреева
- Ирина Киреева (2003—2009)
- Мария Киреева
- Кирилл Кириличев
- Екатерина Климова (с 1999 года)
- Галина Кожакина (1957—2011)
- Николай Козак (с 2006 года)
- Сергей Колесников (1991—2003, с 2007 года)
- Юрий Комиссаров (1954—2016)
- Александр Кондрашов (1979—1999)
- Константин Корнеев (с 2004 года)
- Геннадий Крынкин (1963—2008)
- Алексей Крыченков (с 1965 года)
- Леон Кукулян (с 1956 года)
- Наталья Курсевич (с 1996 года)
- Денис Кутузов (с 2011 года)
- Николай Лазарев (с 1991 года)
- Александр Леонтьев (с 1983 года)
- Игорь Марченко (с 1994 года)
- Дмитрий Мирон (1999—2002)
- Александр Михайлушкин (с 1975 года)
- Татьяна Михина (2000—2013)
- Антон Морозов (2003—2009)
- Татьяна Морозова (с 2003 года)
- Дмитрий Назаров (1995—2003)
- Ольга Никитина (с 1999 года)
- Виталий Ованесов (с 1969 года, умер в 2013)
- Мария Пастухова (1945—2003)
- Николай Пастухов (1958—2014)
- Александр Петров (с 1952 года)
- Андрей Петров (1939—1990)
- Борис Плотников (1988—2001)
- Нинель Подгорная (1954—2011)
- Вадим Пожарский (с 2001 года)
- Андрей Пойдышев (с 2005 года)
- Алина Покровская (с 1962 года)
- Роман Радов (с 1994 года)
- Александр Разин (с 1872 года)
- Анатолий Руденко (с 2006 года)
- Нина Сазонова (1938—2004)
- Юрий Сазонов (с 1999 года)
- Валентина Савельева (с 1961 года)
- Светлана Садковская (с 1980 года)
- Елена Сванидзе
- Сергей Смирнов (с 2003 года)
- Ираида (Ирина) Солдатова (1940—1942, 1946—2001)
- Владимир Сошальский (1951—2007)
- Евгений Стеблов (1967—1968)
- Виталий Стремовский (с 1972 года)
- Ксения Таран (Мичкова) (с 2003 года)
- Сергей Таратута (1980—1998)
- Людмила Татарова (с 1993 года)
- Владимир Тихонов (1971—1973)
- Татьяна Фёдорова (1971—1990)
- Сергей Федюшкин (с 2004 года)
- Людмила Фетисова (1947—1962)
- Ксения Хаирова (с 1993 года)
- Павел Цитринель (1963—1990)
- Фёдор Чеханков (1961—2012)
- Людмила Чурсина (с 1984 года)
- Александр Чутко (с 1974 года)
- Мария Шмаевич (с 1999 года)
Литература
- Александров Ю. Н. Мы наш, мы новый мир построим // Москва: диалог путеводителей. — 2-е, переработанное и дополненное изд.. — М.: Московский рабочий, 1985. — С. 85. — 494 с. — 80 000 экз.
- Анисимов А. В. Театры Москвы. Время и архитектура. — М.: Московский рабочий, 1984.
- Большая российская энциклопедия. Т. 1 / С. Л. Кравец. — 2-е, переработанное и дополненное изд.. — М., 2005. — 766 с.
- Дмитриевский В. Н. Театр и зрители. Отечественный театр в системе отношений сцены и публики. Советский театр 1917 – 1991. — М.: Канон, 2013. — 696 с. — ISBN 978-5-88373-337-5.
- Раневская Ф., Щеглов А. «Судьба-шлюха», или Прогулка по жизни (сборник). — АСТ, 2020. — ISBN 9785040801596.
Местонахождение театра
Стремясь увидеть легендарные спектакли, москвичи и гости посещают бывший театр Советской армии, адрес которого известен абсолютно всем. На одной из известнейших площадей Москвы, находящейся в Центральном округе столицы, площади им. Суворова, легендарного полководца, расположены и здание театра армии, и здание дома армии, разместившегося в старинной усадьбе Салтыковых, которая является памятником архитектуры XVIII века. В нем и проходили спектакли до 1934 года. Еще одно здание, расположенное на этой площади – гостиница «Славянка». Все здесь напоминает о воинской славе России. Имея представление о том, где находится легендарный Театр Советской армии, как добраться до него, узнать не составит труда. Ближайшая станция метро, имеющая выход на Суворовскую площадь — «Достоевская».
Спектакли
Спектакль «Давным-давно», 2020 год Мюзикл «Человек из Ламанчи», 2015 год Ниже представлены спектакли театра по официальному сайту и архиву ЦАТРА.
Основная сцена
- «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, постановка Александра Бурдонского
- «Деревья умирают стоя» Александро Касона, постановка Александра Бурдонского
- «Изобретательная влюбленная» Лопе де Вега, постановка Андрея Бадулина
- «Много шума из ничего» Шекспира, постановка Бориса Морозова
- «На бойком месте» Александра Островского, постановка Леонида Хейфеца, музыка Геннадия Гладкова, стихи Д. Сухарева
- «На дне» Максима Горького, постановка Бориса Морозова
- «Севастопольский марш» по мотивам произведений Льва Толстого, постановка Бориса Морозова, музыка А. Петрова
- «Сердце не камень» Александра Островского, постановка Бориса Морозова
- «Скупой» Мольера, постановка Бориса Морозова
Малый зал
- «Арфа приветствия» Михаила Богомольного, постановка Александра Бурдонского
- «Ваша сестра и пленница…» Людмилы Разумовской, постановка Александра Бурдонского
- «Вишневый садик» Алексея Слаповского, постановка Ильдара Гилязева
- «Дуэт для солистки» Тома Кемпински, постановка Александра Бурдонского
- «Загнанная лошадь» Фансуазы Саган, постановка Николая Пинигина
- «Любовь Дона Перлимплина» Федерико Горсии Лорки, постановка С. Усман-аль-Бажа (Сирия)
- «Любовь — книга золотая» Алексея Толстого, постановка Андрея Бадулина
- «Поздняя любовь» Александра Островского, постановка Ансара Халилуллина
- «Приглашение в замок Ж. Ануй», постановка Александра Бурдонского
- «Старый холостяк, или Распутники» Уильяма Конгрива, постановка Виталия Стремовского
- «Странная миссис Сэвидж» Джона Патрика, постановка Сергея Колосова
- «Шарады Бродвея» М. Орра и Р. Дэнема, постановка Александра Бурдонского
Спектакли для детей
- «Доктор Айболит, или Путешествие в Страну обезьян» — зоологическая оратория Андрея Бадулина по произведениям Корнея Чуковского и Вадима Коростылёва
- «Приключения Чиполлино» Джанни Родари, постановка Андрея Бадулина
- «Удивительный волшебник страны Оз» — мюзикл для детей и взрослых в двух действиях по сказкам Лаймена Баума, постановка Андрея Бадулина
- «Похищение принцессы фей» — мюзикл для детей и взрослых в двух действиях по мотивам современных сказок, постановка Андрея Бадулина