Русский музей

Вопрос №26

В Москву этот замечательный врач немецкого происхождения, известный как «святой доктор», переехал по приглашению князя Репнина-Волконского. Во время Отечественной войны 1812 года служил в качестве хирурга в русской армии. Боролся с эпидемиями типа, холеры, трахомы. Основал больницу неотложной помощи и изобрел метод анамнеза, который сейчас используется всеми врачами-клиницистами. Сделал очень многое для облегчения участи заключенных и ссыльных. Назовите его имя.

  • а. Фёдор Петрович Гааз.
  • б. Фёдор Андреевич Гильтебрандт.
  • в. Иоганн Герман Лесток.
  • г. Карл Федорович Фукс.

Правильный ответ: а

Федор Петрович Гааз, урожденный Фридрих Йозеф Гааз, обрел в России вторую родину. После окончания в 1810 году его договора с князем Репниным, у которого он работал домашним доктором, доктор Гааз остался в Москве. Имея к тому времени обширную частную практику, он занимался лечением бедных, регулярно работая в Староекатерининской и Преображенской больницах. По распоряжению императрицы Марии Фёдоровны он был награжден орденом св. Владимира. Доктор Гааз также занимался научной работой, исследовал кавказские минеральные источники и стал основателем курортологии в России. В 1829 г. Федор Петрович по приглашению князя Д.В. Голицына вошел в состав попечительского совета о тюрьмах, а затем был назначен главным врачом над всеми московскими тюрьмами. После того, как он поближе познакомился с ужасающими условиями содержания заключенных в российских тюрьмах, Гааз распродал свое имущество и посвятил жизнь облегчению их участи, за что и получил прозвище «святой доктор». Гигиена и санитария в тюрьмах при Гаазе поднялись на очень высокий уровень. Он полностью перестроил и реформировал главную московскую тюрьму на Бутырке. «Святой доктор» Фёдор Петрович Гааз // Академия медицинского образования.

Деревянные скульптуры, игрушки и орудия

Дерево издавна было главным материалом для многих изделий, из него строили жилища и делали орудия труда. Развлечения маленьких детей и украшения для дома тоже часто изготавливали из древесины. Наиболее известные игрушки для детей, которые могли служить и декоративными элементами жилища, изготавливали богородские и нижегородские мастера.

Богородская резьба по дереву произошла от древнего ремесла в Троице-Сергиевом монастыре, центром ее развития была деревня Богородское. Эта резьба отличалась тонкой проработкой деталей, сохранение поверхности дерева без каких-либо покрытий.

Нижегородские изделия отличались тщательной шлифовкой поверхностей и покрытием бесцветными лаками.

Игрушки для детей из дерева изготавливали и в других регионах России, и в каждой местности они чем-либо отличались от собратьев. Четкая проработка деталей могла уступать место упрощенному, даже схематичному изображению исходных предметов.

Менялись цвета, которыми раскрашивались игрушки, вырезание отдельных элементов заменялось их графическим изображением. Различными были орнаменты и узоры на народных изделиях. Все это разнообразие демонстрирует экспозиция музея декоративно-прикладного и народного искусства, посвященная деревянной скульптуре и игрушкам.

Есть в экспозиции и детский уголок, в котором показаны предметы, используемые при уходе за ребенком, а также для детских развлечений и досуга. Деревянный комод нужен для хранения детских вещей, на материнском стуле – прялка, позволяющая совмещать домашнюю работу с уходом за ребенком. Главный предмет уголка – детская люлька для укачивания малыша. Добротно сделанные расписные санки пригодятся для зимнего катания со снежных горок, есть и игрушки для домашнего использования.

Элементы художественного оформления жилища и необходимые в хозяйстве предметы выставлены в экспозиции деревянных изделий. Здесь представлено несколько вариантов наружного оформления оконных проемов – красочные наличники и ставни, украшенные резьбой по дереву.

В центре – расписные сани для зимней езды на запряженной лошади, одна из деталей упряжи, хомуты, висят на стене. Из хозяйственной утвари для демонстрации выбран сундук, украшенный народной росписью, здесь же детские санки для зимних развлечений.

Следующая экспозиция начинается с отдельно выставленного образца древнерусского сосуда – братины, изготовленной из цельного древесного ствола. Это пример художественной росписи деревянных изделий, выполненной в известной хохломской технике.

В соседней витрине выставлены предметы домашней утвари – кухонные разделочные доски и вертикальные части ручных прялок (лопати). Такие прялки были простейшими приспособлениями для получения из отдельных волокон путем скручивания непрерывных нитей. Кроме разных вариантов росписи, для их украшения применена глухая резьба по дереву с изображением различных орнаментов.

Ткани и костюмы

Первый экспонат, раскрывающий тему следующей экспозиции – ткацкий станок, который по признаку материала изготовления мог бы относиться и к предыдущей теме. Устройство полностью выполнено из деревянных деталей, это простейший механизм для получения полотна из непрерывных нитей.

Ткачество было одним из древнейших ремесел, которыми владели люди, этот процесс образовался из сочетания простейшего плетения из лозы и способа получения непрерывных нитей.

Здесь же представлены красочно разрисованные ручные прялки, которые и служили для получения нитей из отдельных волокон.

Освоение процесса получения тканого полотна породило появление еще одного вида ремесел – швейного, или портняжного. Портные и швеи древности обходились нитями и иглой – одним из главных человеческих изобретений. Перенос отверстия для нити к острию иглы и еще ряд технических решений привели к созданию швейных машинок, и создание предметов одежды стало набирать обороты, превращаясь в фундаментальную отрасль промышленности.

Коллекция женских нарядов музея декоративно-прикладного и народного искусства отражает возросший уровень сложности швейных изделий, их разнообразия и эстетической привлекательности. Использованы ткани различной плотности и цвета, из волокон различного происхождения.

Подборка женской народной одежды демонстрирует разнообразие покроев бытовых и праздничных нарядов россиянок. Широко используются контрастные черные и белые детали костюма, а также цветные элементы с разнообразными орнаментами и узорами. Представлены и различные дополнительные аксессуары – платки и накидки, иногда используются широкие пояса.

В этой подборке нашлось место и для ручных прялок, рисунки на которых перекликаются с цветными частями образцов одежды.

Экспозицию раздела завершают образцы ажурных кружевных полотен. Плетение  кружев является одним из видов народных промыслов, имеющих древнее происхождение и долговременно сохраняющих отличительные признаки места происхождения. Свои отличия имеют кружевные изделия из Вологды и Торжка, Ельца и Галича.

Кружева широко используются для отделки одежды и белья, традиция эта заложена еще Петром Первым с его пристрастием к европейским костюмам. Применяются кружевных изделия для скатертей и покрывал, реже для создания кружевных блузок и платьев.

Мебель из собрания музея декоративно-прикладного и народного искусства

Коллекция крестьянской мебели включает несколько широко употребляемых предметов обстановки. Простые напольные шкафы, дополнительный застекленный шкафчик и массивный стол служили, очевидно, семейству сельских жителей российской глубинки. Всем изделиям присуща прямоугольность очертаний, использованы схожие по окраске и сюжетам элементы декора дверок шкафов и ящичков.

Несколько керамических сосудов соседствуют в экспозиции с красочно расписанными деревянными изделиями. Дополняет мебельный комплект солидных размеров сундук, подобные хранилища для вещей в России были традиционными для жилищ всех слоев населения.

Следующая группа предметов мебели – не гарнитур, а отдельные изделия. Представлены по несколько экземпляров кресел и небольших столиков. Кресла, помимо расцветки обивочной ткани, различаются формой подлокотников, которые выполнены из нескольких деталей либо изгибанием цельного элемента. Особо выделяется кресло на переднем плане, в котором поручни поддерживаются живописными фарфоровыми фигурками.

Образцы столиков, которые предназначены для использования в качестве рукодельных или туалетных, снабжены боковыми ящичками для принадлежностей, соответствующих назначению. Формы столешниц разнообразны, от прямоугольной и полукруглой до фигурной. Поверхность столешниц как однотонная, так и выполненная с использованием инкрустаций из древесины более светлых пород.

Привлекательность группе вещей придает настенный ковер с рисунком восточного сюжета в спокойных цветовых тонах.

Другая мебельная группа – отчасти единый комплект в составе дивана со сплошной деревянной спинкой и стола со скошенными углами на массивной резной ножке, дополненных парой стульев. Приставленный с краю третий стул отличается формой подлокотников и конструкцией спинки. Причудливой формы предмет на заднем плане – то ли многоуровневый столик, то ли своеобразная этажерка, изделие очень своеобразное и привлекательное. Гарнитур же украшен искусной шкатулкой-часами с копией памятника Минину и Пожарскому на Красной площади.

Заключительный комплект мебели для гостиной – полноценный гарнитур для семейного или дружеского времяпровождения. Небольшой аккуратный сервант, на котором выделяется узорное стекло дверцы, сочетается с круглым столиком. Пара стульев и кресло, выполненные в едином оформлении, дополнены необычным диваном двойного назначения.

Боковины и верх спинки выполнены в виде шкафчиков и закрытой полки, составляющих с диваном единое целое. Стекла в дверцах шкафчиков аналогичны стеклу в серванте, что подчеркивает цельность ансамбля. Изделие украшено двумя фигурками в образованной отделкой рамке. Бронзовые часы на серванте, кубок на полке дивана и предмет из фарфора на столике представляют удачные примеры украшения интерьера.

Стекло, фаянс и фарфор

Стекло и фарфор применяются как для изготовления посуды каждодневного использования, так и для парадных сервизов, праздничных бокалов и чисто декоративных предметов украшения интерьера. Сочетание стекла и позолоченных металлических деталей, либо золотые ободки на сосудах выглядят шикарно и несомненно украшают гостиную.

Практикуется также использование цветного стекла, преимущественно окрашенного в разные оттенки синего или красного, хотя можно встретить и другие цвета. Витрины музея декоративно-прикладного и народного искусства представляют множество стеклянных изделий различного назначения.

Фарфор и фаянс каждый человек, как правило, держит в руках по нескольку раз ежедневно. Тарелки и кружки изготовлены преимущественно из этих материалов, производители стараются сделать красивой и повседневную посуду. Многие же музейные экспонаты выполнены специально для украшения человеческих жилищ. Хороший пример такого изделия – фарфоровый львенок, изображенный в необычной позе, с повернутой назад головой, причем неестественность такого поворота совсем фигурку не портит.

Фаянс и фарфор первыми произвели китайцы, обжигая глиняные изделия при высоких температурах. Фаянс имеет пористое на изломе строение, фарфор же пор не имеет, его производят при более высокой температуре. Европейцы самостоятельно получили фаянс на 10 веков позже китайцев, в XV веке, название произошло от итальянского города Фаэнца.

Из российских глин фарфор получил первым Д. Виноградов в середине того же столетия. Мировая известность  фарфора  фабрик Кузнецова говорит о высоком качестве и нашего фарфора. В этом можно убедиться при осмотре экспозиции музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Фарфоровое производство самых знаменитых европейских марок основано в начале XVIII века  и ассоциируется с немецким городом Мейсен и французским Севром. В России бывшая частная мануфактура, где три года колдовал над рецептом фарфора ученый Виноградов, стала Императорским фарфоровым заводом. Традицией стало изготовление именных сервизов с портретами членов царствующей семьи.

После октябрьского переворота 1917 года фарфор стал средством агитации и пропаганды, сменив прежние сюжеты на революционные лозунги и плакаты. Следует признать, что качество советского фарфора ни в чем не уступало императорскому.

Лаковая роспись

В современном стиле оформлена экспозиция лаковой росписи, хотя этот вид народного творчества имеет давнее происхождение и богатые традиции. Представлены разнообразные емкости в виде шкатулок и ларцов, табакерок и коробочек для чая. Блюда и подносы также имеются в обширной коллекции музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Оригинальные подставки контрастной окраски оттеняют разнообразие расцветок и рисунков на выставленных изделиях

Умело организовано и освещение экспонатов, что немаловажно для адекватного восприятия

В разных регионах нашей страны сложились собственные традиции и школы художественной росписи. По большей части исполнители этого вида народного прикладного творчества воспитывались на иконописных традициях соответствующих регионов, развивая и дополняя заложенные культовой живописью традиции.

Большинству региональных школ присущи четкость линий рисунков, яркие и насыщенные тона росписей. Сюжеты используются самые разнообразные, в основном изображающие движущиеся повозки, танцующих или просто движущихся людей.

Если растительные орнаменты хохломской и городецкой росписи деревянной посуды и других изделий четко воспринимаются даже с некоторого расстояния, то филигранные сюжетные миниатюры Палеха или Федоскино нужно рассматривать вблизи, что вполне выполнимо в просторном выставочном помещении.

За рамками данного обзора остались костяные изделия северных народностей России, роспись металлических подносов подмосковного Жостово и уральского Нижнего Тагила. Можно было бы рассказать о таком жанре, как вышивка, более подробно описать гжельскую и дымковскую технику керамики.

Следует заметить, что никакое описание не заменит личного посещения и осмотра богатого собрания Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, который всегда открыт для любознательных посетителей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: