Музей имени н. г. рубинштейна

Изменения

На протяжении всей своей недолгой истории Музей Глинки переживал и времена подъема, и тяжелые этапы, когда он, пребывая в полном забвении, был на грани закрытия. Почти три десятка лет он исполнял роль служебного отдела при столичной консерватории. Это были функции некоей учебной библиотеки, поскольку сотрудники занимались в основном только хранением и в очень малой степени — приобретением новых экспонатов. В конце тридцатых годов прошлого столетия, в преддверии празднования 75-летия Московской консерватории, характер деятельности музея резко изменился. Быстрыми темпами стала увеличиваться его коллекция, заметно активизировалось выставочное направление работы, популяризировалась исследовательская сторона фондов.

В 1941-м на базе консерваторского подразделения по решению Сталина был создан Центральный музей музкультуры. А уже в 1943-м ему был присвоен статус госучреждения. С этого момента ГЦММК стал не только завоевывать большую популярность, но и получил свое особенное место.

Именно тогда, в середине сороковых, имя Рубинштейна почему-то исчезло из официального наименования музея. А уже в 1954-м, в годовщину юбилея М.И. Глинки, ему было присвоено имя великого композитора.

Филиалы музея

Музей представляет собой комплекс из основного помещения и нескольких филиалов, выполняющих функции хранилищ ценных экспонатов и научно-исследовательского и просветительского учреждения по музыкальной культуре.

  • Музей-квартира Александра Гольденвейзера (Тверская улица д. 17, кв. 110), самый первый филиал музея, существует с 1959 года.
  • Музей-квартира Николая Голованова (Брюсов переулок д. 7, кв. 10), открылся в 1974 году.
  • Дом-музей Ф. И. Шаляпина (Новинский бульвар, д. 25-27), открылся 23 сентября 1988 года.
  • Музей С. С. Прокофьева (Камергерский переулок, 6/5), существует c 2008 года.
  • Музей «Петр Чайковский и Москва» (Кудринская площадь д. 46/54), открылся 18 мая 2007 года.
  • Дом-музей Сергея Танеева (Малый Власьевский переулок д. 2/18 стр. 3), в стадии создания.

Музей-квартира Гольденвейзера

Александр Борисович Гольденвейзер – российский и советский пианист. Он занимался преподавательской деятельностью, писал музыку, участвовал в общественной жизни. Один из друзей Л. Н. Толстого (в основу дружеских отношения легла игра в шахматы), который присутствовал при его смерти и на его похоронах.

В создании музея участвовал лично: предоставил свои архивы, библиотеку, а его квартира стала после 1955 года «Музеем истории фортепианного искусства».

Современная музей-квартира Гольденвейзера делится на две части: «мемориальную» – здесь посетитель знакомится с историей музыканта и того времени, а в отдельном салоне проводятся концерты, которые носят название «Музыкальные вечера в доме Гольденвейзера».

В «музыкальной» комнате находятся уникальные экспонаты: рояли, на которых играли А. Скрябин, С. Прокофьев, Н. Метнер, А. Гедике и С. Рахманинов.

Сам дом интересен тем, что был построен специально для творческих работников СССР в 1940 году по проекту архитектора А. Мордвинова. И уже в 1941 году пианист Гольденвейзер получил здесь квартиру.

Как доехать

Находится в непосредственной близости от метро «Пушкинская».

При поездках на личном транспорте стоит учесть, что стоимость парковочного места в этом районе – от 50 до 380 рублей.

Есть автостоянки на Малом Палашевском и Сытнинском переулках, Страстном бульваре.

Режим работы:

  • понедельник – не работает
  • вторник – 11:00–18:00
  • среда – 11:00–18:00
  • четверг – 12:00–21:00
  • пятница – 12:00–21:00
  • суббота – 11:00–18:00
  • воскресенье – не работает.

Кассы работают по следующему графику:

В понедельник, вторник, среду, субботу и воскресенье начало работы – в 11 часов.

В четверг и пятницу – с 12 часов.

Продажа билетов прекращается за 30 минут до закрытия выставок.

Старинные европейские музыкальные инструменты

Насколько правилен такой выбор принципа демонстрации музыкальных инструментов – разбираться профессионалам, но различия по способу извлечения звука кажутся более принципиальными и наглядными, нежели национальные и государственные. Ведь форма трубы, сколь ни велики отличия, все равно узнаваема.

Ни с чем иным не спутаешь барабан или другие ударные инструменты. А выяснение сведений о месте происхождения экспоната, отнесении его к определенному типу музыкальных инструментов и другие подробности все равно большинством посетителей проводится по пояснительным надписям.

Русские народные музыкальные инструменты собраны в музее Глинки в большом ассортименте и видовом разнообразии. Здесь же инструменты других народов, населяющих национальные республики в составе РФ. Широко представлены ударные инструменты – ведь в них применяется самый простой, но разнообразный по исполнению метод извлечения звуков, от простых соударений предметов, для чего используются даже деревянные ложки, до трещоток разного устройства и исполнения.

Естественно, были у наших предков рожки из коровьих рогов и трубы из древесины. Могли умельцы извлекать звуки даже из полотна пилы и лезвия косы, но это уже скорее из области музыкальной эксцентрики. Главный струнный инструмент русских людей – гусли, используемые на Руси с незапамятных времен. Также к струнным щипковым относится балалайка, при всей простоте устройства виртуозы исполняют на них любые мелодии. Наконец, русская гармонь – главный народный инструмент на протяжении длительного времени

Струнные инструменты разных народов визуально схожи, но прародитель всех струнных – скифская арфа от остальных сородичей отличается. Она еще не имеет резонирующего корпуса и грифа, а общим признаком является способ извлечения звуков при помощи перебора струн пальцами.

Щипковые струнные инструменты развивались от древней лиры и арфы до лютни, домры, мандолины, балалайки и гитары, сохранившей наибольшую популярность до настоящего времени. Клавесины, фортепиано и рояль тоже родственны щипковым струнным инструментам ударного действия на струны, для чего придумали клавиши с приводной системой.

В обновленной экспозиции европейский раздел пополнен инструментами белорусов и украинцев, молдаван и прибалтийских народов. Как и прежде, широко представлены инструменты стран Средиземноморья и Скандинавии, Центральной и Восточной Европы. Струнные инструменты выставлены как щипковые, так и смычковые, с разными формами резонирующего корпуса и устройством смычка. Простейшие ксилофоны представляют группу ударных инструментов.

В нескольких модификациях представлены волынки, которые обычно считают шотландскими и ирландскими традиционными инструментами. Это действительно так, но аналогичное устройство с воздушным мехом и трубками с язычковым образованием звуков использовали и другие народы. Таковы французский мюзетт, португальская гайта, дуда и дудейзак стран Восточной Европы.

Музей Музыки

Музей был открыт в 1912 году при Московской консерватории. В фондах музея хранится более 900 редких музыкальных инструментов, личные архивы композиторов и исполнителей, коллекции фотографий и документов и богатая коллекция живописи. В 1912 году в здании Московской консерватории открылся Мемориальный музей имени Николая Рубинштейна — дирижера и основателя консерватории. Деньги на его открытие дал московский домовладелец и любитель музыки Дмитрий Беляев. Среди немногочисленных экспонатов были, например, письменный стол Петра Чайковского, портреты композитора Антона Рубинштейна и мецената Дмитрия Беляева, коллекция среднеазиатских инструментов и итальянская лира-гитара 1656 года.

Фонды пополнялись постепенно. Так, Модест Чайковский, брат композитора, подарил гипсовую посмертную маску Петра Ильича, а почитатель Николая Римского-Корсакова Сергей Белановский выслал перочинный ножик композитора, который, правда, был украден в 1925 году. В начале 1930-х годов музей оказался на грани закрытия. Тогда наступили тяжелые времена для всей консерватории. Но музей не закрыли, а в 1938 году на должность заведующей была назначена Екатерина Алексеева. С ее приходом музей начал постепенно восстанавливаться. В 1943 году, в разгар войны, он получил статус государственного, а в конце 1940-х годов имя Рубинштейна окончательно исчезло из его названия.

Музыкальный музей вышел за рамки мемориальной комнаты при консерватории и стал независимым институтом. В 1954 году в связи со 150-летием со дня рождения Михаила Глинки ему присвоили имя великого композитора. В 1982 году музей переехал в новый, специально для него построенный дом на улице Фадеева. Музей вел и ведет работу по пополнению своих фондов. Еще в 1943 году директор Екатерина Алексеева вступила в переписку с Сергеем Рахманиновым, проживавшим тогда в США. Композитор откликнулся на просьбу выслать для музея некоторые его личные вещи и музыкальные записи. Два раза Екатерина Алексеева ездила в США и из второй своей поездки в 1970 году вместе с исследовательницей творчества Рахманинова Заруи Апетян привезла 20 ящиков экспонатов для музея.

В последующие годы музей получал в дар множество предметов, связанных с мировой музыкальной культурой. Например, принадлежавший балерине Анне Павловой рукописный клавир (переложенную партитуру вокально-оркестрового произведения для фортепиано) балета или скрипку Страдивари, завещанную Давиду Ойстраху королевой Бельгии Елизаветой.

Основная экспозиция музея называется «Музыкальные инструменты народов мира». В пяти залах выставлено более 900 экспонатов. В отделе русских инструментов представлены девятиструнные гусли XIII века, найденные при раскопках в Новгороде, балалайки XIX века, старые рояли из Санкт-Петербурга 1830–1870-х годов, пастушьи рожки и, конечно, гармоники, получившие распространение только в 1830-х годах. Любопытны башкирская флейта курай, чувашская волынка шыбр с мешком из бычьего пузыря, карельский струнный инструмент кантеле, похожий на гусли и упоминающийся в эпосе «Калевала». Экспозиция среднеазиатских инструментов состоит в основном из предметов коллекции Августа Эйхгорна, служившего капельмейстером русских военных оркестров в Туркестанском военном округе с 1870 по 1883 год.

В 2011 году Музей музыкальной культуры был переименован во Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им. М. И. Глинки. Теперь в его составе еще пять мемориальных музеев: Музей-усадьба Ф. И. Шаляпина на Новинском бульваре, музей «П. И. Чайковский и Москва» на Кудринской площади, Музей-квартира композитора и директора консерватории А. Б. Гольденвейзера, Музей С. С. Прокофьева в Камергерском переулке и Музей-квартира дирижера и композитора Н. С. Голованова в Брюсовом переулке.

Музыкальные инструменты восточных стран

Страны Востока первыми изобрели смычки для извлечения звуков из натянутых струн, историки считают первопроходцами музыкантов, проживавших на территории нынешнего Узбекистана. Отсюда смычки пришли в Китай и Индию, в арабские страны и от них на Пиренеи. Пастушеская скрипка из трех струн – рабель, а также виола с большим числом струн. Последние позже были вытеснены скрипками и их более крупными родственниками. Восточные струнные инструменты часто отличаются более длинными грифами, хотя есть конструкции и с короткими.

Большим разнообразием отличаются духовые и ударные инструменты восточных народов. Для духовых часто использовались бамбуковые стволы, другие полые стебли растений. Ударные инструменты также делали из стволов деревьев, выдалбливая сердцевину. Использовались и выделанные шкуры животных, натягиваемые на каркасы из различных материалов. Кроме стационарных барабанов, пользовались популярностью ручные ударники типа бубнов, иногда дополняемые бубенчиками.

Японское своеобразие национальной одежды гораздо разительнее, нежели отличия японских музыкальных инструментов от всех прочих. Ударные инструменты японцев обыкновенно располагались на фигурных подставках, для корпусов использовались разные материалы, даже фарфор и другая керамика. Близкие к традиционным для других народов формы имеют струнные и духовые инструменты, да и сложно изобрести в этих областях что-то отличное.

Восточные страны использовали для изготовления музыкальных инструментов различные материалы, от камня, дерева и металла до шелка, кожи и даже выдолбленных тыквенных оболочек

Особое внимание здешние мастера уделяли внешнему оформлению своих изделий, их декоративной привлекательности

Роспись и резьба, традиционные для каждого народа, украшали и музыкальные инструменты, именно по этим элементам легче всего отождествить ксилофоны, барабаны и иные инструменты от принадлежащих культуре других стран.

Архитектура

Еще в 1712 году фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву Петр I пожаловал участок на берегу реки под строительство. Тогда река называлась Безымянный Ерик, теперь она известна как Фонтанка. Вдоль ее берега в середине 1750-х годов был возведен двухэтажный с мезонином каменный дворец, получивший название Фонтанного дома. Автором проекта стал архитектор Савва Чевакинский в сотрудничестве с Федором Аргуновым. Это был нетипичный для Санкт-Петербурга вид усадебного строения в стиле барокко.

Здание обращено фасадом к Фонтанке и разместилось в глубине усадебного двора. Фронтон дворца украсил герб Шереметевых. Уже в конце 1830-х годов со стороны набережной были установлены ворота с графским гербом владельцев и ограда с чугунным узором по проекту Доменико Квадри.

С тех пор во дворце сменилось несколько поколений графской семьи. За два столетия внутренние интерьеры дворца и усадебные постройки несколько раз перестраивались трудами известных архитекторов Андрея Воронихина, Джакомо Кваренги, Иеронима Корсини, Николая Бенуа и других.

Здесь появились флигели:

  • Фонтанный
  • Певческий
  • Больничный
  • Летний дом
  • Садовый павильон
  • Каретные сараи

Многие усадебные постройки были утрачены в самом начале 20-го столетия, это Эрмитаж, оранжерея, многие другие уникальные постройки.

Музей Глинки

Главное здание возводилось специально для музыкального музея. Учитывалось и то, что в состав экспозиции входили не только документы, нотные записи, личные вещи, но и инструменты знаменитых российских музыкантов, для хранения которых требуются особые условия.

Общее количество экспонатов – не менее одного миллиона единиц, – и все они относятся к истории творчества отечественных деятелей искусств. Есть коллекция первых российских виниловых пластинок – их здесь около 60 тысяч единиц.

Рукописи нот знаменитых композиторов также доступны для посетителей: оригинальные документы, написанные собственноручно Глинкой, Рахманиновым, Глазуновым, Шостаковичем, можно увидеть лично.

В здании есть собственная студия звукозаписи и концертные площадки – Прокофьевский зал и клуб-гостиная, где часто дают концерты.

Как доехать

Адрес музея Глинки: улица Фадеева дом 4.

Ближайшее метро – «Маяковская». Если идти пешком, то нужно проследовать по Оружейному переулку и свернуть на соответствующую улицу (общий путь – 700-800 метров, займет несколько минут).

При поездке на личном автомобиле следует учитывать, что парковка в центре города обойдется примерно в 60 рублей/час (два места на улице Фадеева и одно – на Тверской-Ямской).

Основная деятельность:

  • выставки личных вещей деятелей искусств, музыкальных инструментов, фотографий
  • концерты, лекции и творческие вечера, посвященные музыкальному творчеству в прошлом и настоящем
  • уникальные проекты, например, «Звучат инструменты..», в котором слушатели могут познакомиться с голосами старинных скрипок и виолончелей
  • «Ночь искусств» – специальная программа для любителей музыки
  • новогодние «елки» для детей.

Часы работы главного здания музыкального музея:

  • понедельник – не работает
  • вторник – 11:00–19:00
  • среда – 11:00–19:00
  • четверг – 12:00–21:00
  • пятница – 12:00–21:00
  • суббота – 11:00–19:00
  • воскресенье – 11:00–18:00.

Стоимость разового билета:

  • полная – 300 рублей
  • для льготников – 250 рублей.

Музей-квартира Голованова

Мастера отличали виртуозность управления симфоническим оркестром, особая музыкальная одаренность, позволившая ему создать неповторимые интерпретации классических произведений: оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского и «Садко» Н. Римского-Корсакова. Голованов – один из немногих музыкальных деятелей, получивших несколько (четыре) сталинских премий за вклад в искусство.

В музее, где сливаются в одно целое музыка и время, присутствует и коллекция Голованова: скульптуры, картины, а также личный архив музыканта.

Всего музей-квартира Голованова насчитывает 4 комнаты, в которых воссоздана обстановка того времени: сохранились личные вещи, мебель, фотокарточки.

Как доехать

Ближайшее метро – «Охотный ряд» (выход на Тверскую улицу). Если до музея нужно добраться пешком, следует двигаться по Тверской улице, через 500 метров свернуть на Брюсов переулок, по которому придется пройти еще около 370 метров.

Для автомобилистов: средняя стоимость места на парковке – около 400 рублей. Стоянки есть на Брюсовом переулке.

График работы:

  • понедельник – не работает
  • вторник – 11:00 — 18:00
  • среда – 11:00–18:00
  • четверг – 12:00–21:00
  • пятница – 12:00–21:00
  • суббота – 11:00–18:00
  • воскресенье – не работает.

Основные экспозиции

Музей Глинки располагает уникальной коллекцией инструментов, треть из которой демонстрируется в экспозициях. Пять его залов, отделанных в индивидуальных цветовых решениях, представляют вниманию посетителей более девятисот традиционных и профессиональных экспонатов. Здесь собраны инструменты как народов России, так и практически всех стран Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии.

В первом зале посетители могут увидеть русские народные инструменты. Здесь можно полюбоваться на уникальные гусли, изготовленные предположительно в тринадцатом и четырнадцатом веках. Они были найдены при археологических раскопках в древнем Новгороде. После воссоздания их утраченных фрагментов эти уникальные находки заняли свое почетное место. Здесь же представлены и копии с сопелей и гудков: их фрагменты тоже были обнаружены на раскопках.

В витрине другого зала, в котором представлены инструменты сопредельных нашей стране государств, находится старейшее собрание, которым по праву гордится Музыкальный музей им. Глинки. Это коллекция из тридцати шести музыкальных инструментов, на которых играли народы Средней Азии. Ее собрал Август Эйхгорн — капельмейстер Туркестанского военного округа.

Другой удивительный экспонат – это китайский маленький губной орган «шэн», который был создан, по мнению исследователей, еще во втором тысячелетии до нашего летоисчисления. Другие инструменты — вьетнамский монохорд, украшенный филигранной перламутровой инкрустацией, а также ирландская арфа девятнадцатого века – всегда вызывают повышенный интерес у посетителей. Здесь же можно увидеть шотландскую волынку и японский струнный «кото», играть на котором должны были уметь девушки из аристократических родов, индийскую «вину», а также африканские там-тамы, мембраны которых сделаны из шкур животных.

От шарманки до синтезатора

Последний зал музея Глинки представляет несколько инструментов, не входящих в обойму ансамблей и оркестров, старинные средства воспроизведения записанных звуков. Здесь представлены уникальные экспонаты, достаточно редкие в коллекциях музеев и частных лиц. Среди них выделяется шарманка, о которой многие наслышаны, но видели далеко не все посетители.

Инструмент по устройству является малым органом, нагнетание воздуха и работа звукового механизма обеспечивается вращением рукоятки на корпусе. Шарманки использовались бродячими музыкантами, их звуки сопровождали выступления балаганных цирковых артистов.

Создание первых звукозаписывающих и воспроизводящих устройств имеет конкретного первопроходца, им был знаменитый изобретатель Эдисон. Сконструированный им в 1877 году фонограф обеспечивал запись и воспроизведение звуков острой иглой на валике, обернутом оловянной фольгой либо покрытой воском бумагой.

Запись на плоскую круглую пластинку изобретена Берлинером, воспроизводили звук устройствами с внешним рупором – граммофоном. Аппараты со скрытым в корпусе рупором выпустила фирма Пате, отсюда название патефона. Дальнейший прогресс звукозаписи шел быстро: магнитные ленты, лазерные диски, цифровая звукозапись высокого качества.

Редкий фотоэлектронный звуковой синтезатор АНС, названный по инициалам великого композитора Скрябина, изобрел россиянин Мурзин еще в конце 30-х годов прошлого века, а изготовлен только в 1963 году. Необычные звуки этого прибора могут помнить зрители фантастических фильмов Тарковского и Бриллиантовой руки Гайдая.

Еще одним приметным экспонатом музея Глинки стала гигантская ударная установка музыканта и композитора, неутомимого экспериментатора Р. Шафи. Ручное управление подобным сложным комплексом барабанов и барабанчиков явно невозможно,

Шафи изобрел уникальную педаль управления Змей Горыныч, которая из-за количества обслуживаемых инструментов попала в Книгу Гиннесса. Есть в этом разделе и другие любопытные экспонаты, в том числе личные инструменты знаменитых музыкантов.

Посещение музея Глинки может показаться необязательным после рассказа о нем, но такое впечатление крайне ошибочно. Здесь много интересного, что трудно описать в беглом обзоре, имеются новые интересные формы работы с посетителями. Побывать здесь познавательно и интересно людям с любым уровнем интереса и понимания музыки, после посещения этот интерес однозначно повысится. Метки: искусствоМосквамузыкаотдых с детьмиРоссияшкольные экскурсии

Музей «Чайковский и Москва»

Сотрудники музея проводят мероприятия для детей и взрослых, в ходе которых можно познакомиться с историей создания балета «Лебединое озеро». Также, посетителям расскажут об особенностях жизни дворян XIX века, о тонкостях организации балов в те времена.

В музее часто проводят спектакли и концерты, включая кукольные представления для самых маленьких – детей от 3 лет.

Как доехать

Ближайшая станция метро – «Баррикадная». Пешком следует пройти от выхода по Баррикадной улице в сторону Старо-Кудринской – 350 метров. После пересечения Садового кольца нужно свернуть направо и пройти еще 50 метров, пройдя мимо небольшого сквера.

Ближайшая автостоянка – Кудринский переулок (380 рублей за место). На Малой Никитской улице машину можно оставить за 50 рублей/в час.

Как работает:

  • понедельник – не работает
  • вторник – не работает
  • среда – 11:00–19:00
  • четверг – 12:00– 21:00
  • пятница – 12:00–21:00
  • суббота – 11:00–19:00
  • воскресенье – 11:00–18:00.

Формирование коллекции

Фортепиано «Орфика» XVII века, коллекция музея Коллекция музыкальных инструментов складывалась из ряда более мелких собраний. Ведущим направлением в первое десятилетие стало этнографическое. В этом проявилось влияние и продолжение традиций коллекционирования, развивавшегося на основе научных экспедиций в разные страны мира. Прежде всего речь о коллекции Эйхгорна. Также этнографическую ценность имеют инструменты, поступившие из Московской консерватории и Всесоюзного Дома народного творчества

. В дальнейшем, в условиях многонациональной культуры СССР, каждое десятилетие музей пополнялся традиционными инструментами народов России и союзных республик — из Московской филармонии, музеев Кремля, Музея культуры народов Востока, Музея имени Андрея Рублева и других.

Одним из приоритетных направлений комплектования в Музее музыки как музея широкого общемузыкального профиля стало приобретение мемориальных инструментов, таких как гитары «цыганки Тани», Андремя Сихры, Ивана Ром-Лебедева, Федора Шаляпина, фисгармонии Сергея Рахманинова и Сергея Танеева, рояли Николая Метнера, Сергея Прокофьева, скрипка работы Страдивари, принадлежавшая Давиду Ойстраху и других.

В фонды поступали памятные, дарственные музыкальные инструменты, в том числе обширное собрание даров Иосифу Сталину, Союзу композиторов, коллекция серебряных труб — боевых наград русской армии, дары по случаю культурных контактов музея с официальными представителями зарубежных стран.

Большинство экспонатов отбирались по одной из наиболее ранних принципов коллекционирования — художественно-эстетическому. К этому направлению относятся два спинета XVI века, цистры и гитары французской работы XVIII века, пианино и рояль (Санкт-Петербург, 1830—1870-е годы), корпус которых украшен художественной инкрустацией ценными породами дерева, вертикальное фортепиано типа «жираф» (Вена, первая треть XIX века), украшенный росписью рояль (Париж, вторая половина XIX века), хрустальные флейты мастера К. Лорана (Париж, 1810—1820-е годы), неаполитанские мандолины, пошетты, виолы и итальянские скрипки XVI—XVIII веков.

В 1970-е добавилось ещё одно направление коллекционирования — приобретение копий исторических инструментов, оригиналы которых купить проблематично. Среди них эоловы арфы, копии лютни и корнета XVI века, а также гудков и гуслей XI—XIV веков, найденных при археологических раскопках.

Музейная деятельность

Реставрационная

Большое внимание в музее уделяется реставрации. Сохранен и отреставрирован самый большой «экспонат» ВМОМК им

Глинки — Дом-музей Ф. И. Шаляпина. В основе музея, существующего с 1988 года, огромный архив певца. Особыми достижениями в области реставрации также являются возрождение полуразрушенного старейшего в России органа работы Фридриха Ладегаста (нем.)русск. (1818—1905) и отреставрированный клавесин работы мастера Бурката Шуди (1702—1773). Также музей восстановил старинную рукописную копию теоретического трактата XVII века «Мусикийская грамматики» Николая Дилецкого.

Научная

Научные сотрудники ведут более 20 абонементных циклов концертов, лекций-концертов, образовательных лекций для посетителей самых разных возрастов и уровней музыкальных знаний. Отдельно существует программа для музыкального развития детей: циклы лекций с музыкальными вставками, демонстрация музыкальных инструментов, рассказ об их возникновении и истории. Разрабатывается цикл концертных программ под общим названием «Для всей семьи».

Просветительская

В музее регулярно организовываются прослушивания записей фонотеки, проводятся музыкальные концерты, проходят выставки, экспозиции, читаются лекции, с 2007 года существует Московский оперный клуб, который поначалу открылся в ноябре 1989 года в Музее кино, затем переместился в Театральный музей им А. А. Бахрушина, а с 2007 года обосновался в Музее имени Глинки. Программы Оперного клуба посвящены определённой теме: биографии композитора или певца, музыкальному направлению или оперной школе. В рамках Оперного клуба также проходят семинары с участием зарубежных исполнителей, музыкантов и музыковедов.

Концертная

Скрипка XVIII века, коллекция музея В рамках Международного конкурса имени Чайковского в музее раз в четыре года проходят Международные конкурсы скрипичных мастеров.

Игра на музейных музыкальных инструментах является визитной карточкой музея. На протяжении многих лет подлинники инструментов звучат на концертах, лекциях и экскурсиях. В экскурсиях также демонстрируется звучание, например, внеевропейских ударных инструментов. До середины 1980-х годов концертная деятельность была неотъемлемой частью музея. Концерты часто исполнялись на мемориальных фортепиано, так как других не было. В течение последних 30 лет в музее произошли кардинальные изменения. Появилось большое число чисто концертных инструментов: рояли «Стейнвейн и сыновья», орган , электроорган , клавесин и клавесин мастера Ю. Аммера (копия Паскаля Таскена XVIII века), немецкая шарманка с перфолентой и электронной программой . Это освободило фонды от постоянной игры на оригиналах.

Музей имеет студию звукозаписи, оснащенную современной аппаратурой и использующуюся музыкантами различных направлений. Например, музеем были выпущены компакт-диски со звучанием клавесина работы Б. Шуди и органа мастера Ф. Ладегаста.

За последние несколько лет сотрудники музея выпустили два каталога музыкальных инструментов: «Струнные щипковые инструменты из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки. Гитары, цистры, мандолины, банджо, цитры, арфы» (2013) и «Струнные смычковые инструменты и смычки профессиональной европейской традиции (семейство виол и скрипок) из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки» (2016).

Рукопись с Сонетом (Керенскому) Сергея Прокофьева


Сергей Прокофьев. Сонет (Керенскому). Российский национальный музей музыки, Москва

Сонет композитора Сергея Прокофьева посвящен военному министру Александру Керенскому. В 1917 году молодой Прокофьев был уже известен в России и за рубежом как автор Классической симфонии и Скифской сюиты, нескольких сонат и концертов, фортепианных и вокально-инструментальных пьес. При этом он числился санитаром Красного Креста при Главном управлении в Зимнем дворце. Когда вышел приказ Керенского о дополнительной мобилизации (шла Первая мировая война), Сергей Прокофьев обратился к Александру Бенуа с просьбой оформить отсрочку призыва. Художник подключил к делу Максима Горького, который написал министру письмо. Прокофьев должен был лично его передать его министру, но не успел: застал Александра Керенского уже на выходе из Адмиралтейства.

Через адъютанта Керенского Сергей Прокофьев все же получил отсрочку. Он сочинил ироничное стихотворение-сонет, которое отправил своей подруге, арфистке Элеоноре Дамской, знакомой с министром. В сонете Прокофьев намекает на ее восторженное отношение к Керенскому.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector