Архивы
АрхивыВыберите месяц Ноябрь 2021 (6) Октябрь 2021 (9) Сентябрь 2021 (5) Август 2021 (1) Июль 2021 (1) Июнь 2021 (8) Май 2021 (2) Апрель 2021 (8) Март 2021 (6) Февраль 2021 (6) Декабрь 2020 (8) Ноябрь 2020 (2) Октябрь 2020 (3) Август 2020 (2) Июнь 2020 (3) Май 2020 (5) Апрель 2020 (1) Март 2020 (5) Февраль 2020 (3) Январь 2020 (1) Декабрь 2019 (4) Ноябрь 2019 (8) Октябрь 2019 (4) Сентябрь 2019 (2) Июль 2019 (1) Июнь 2019 (3) Май 2019 (5) Апрель 2019 (3) Март 2019 (4) Февраль 2019 (3) Январь 2019 (1) Декабрь 2018 (4) Ноябрь 2018 (5) Октябрь 2018 (5) Сентябрь 2018 (2) Август 2018 (2) Июль 2018 (1) Май 2018 (3) Апрель 2018 (10) Март 2018 (2) Февраль 2018 (3) Январь 2018 (3) Декабрь 2017 (6) Ноябрь 2017 (7) Октябрь 2017 (9) Сентябрь 2017 (2) Август 2017 (3) Июль 2017 (3) Июнь 2017 (3) Май 2017 (1) Апрель 2017 (2) Март 2017 (4) Февраль 2017 (2) Январь 2017 (2) Декабрь 2016 (3) Сентябрь 2016 (1) Август 2016 (2) Июль 2016 (2) Июнь 2016 (6) Май 2016 (3) Март 2016 (6) Февраль 2016 (3) Январь 2016 (2) Декабрь 2015 (9) Ноябрь 2015 (4) Октябрь 2015 (9) Сентябрь 2015 (4) Август 2015 (1) Июль 2015 (2) Июнь 2015 (6) Май 2015 (9) Апрель 2015 (4) Март 2015 (4) Февраль 2015 (16) Декабрь 2014 (2) Ноябрь 2014 (4) Октябрь 2014 (9) Сентябрь 2014 (3) Август 2014 (1) Июль 2014 (3) Май 2014 (1) Апрель 2014 (2) Март 2014 (4) Февраль 2014 (2) Декабрь 2013 (3) Октябрь 2013 (2) Сентябрь 2013 (3) Август 2013 (1) Июль 2013 (1) Июнь 2013 (4) Май 2013 (3) Апрель 2013 (5) Март 2013 (7) Февраль 2013 (1) Декабрь 2012 (3) Февраль 2012 (1)
Церковный учет (метрикация) и церковный суд
В сферу деятельности духовной консистории входило ведение метрических книг и церковное судопроизводство.
Эти аспекты являются наименее разработанными в изучении деятельности духовного ведомства Русской православной церкви и не получили достаточного отражения в отечественной исторической литературе.
Ситуация начала меняться в последние десятилетия с появлением работ, посвященных истории православия, старообрядчества, католичества и других конфессии.
Зарубежные ученые уделили значительное внимание приходским регистрам — зарубежным аналогам метрических книг. Начав с публикации подборок статей о церковных архивах разных стран и конфессии, Международный Совет архивов провел анкетирование по регистрам и актам гражданского состояния, результаты которого были опубликованы в зарубежной прессе в 1958 — 1959 гг
Большое количество докладов и сообщений на международных конференциях было посвящено источниковому изучению приходских регистров . К началу 80-х гг. завершился определенный этап широкомасштабного международного изучения приходских регистров, и произошла интернационализация знаний об информационном потенциале этого источника.
Россия с её богатейшим массивом метрических книг осталась в стороне от данного процесса. Решающее значение имел идеологический фактор в силу того, что метрические книги относили, прежде всего, к документам по истории религии и даже в государственных архивах были определены к фондам менее исторически ценной категории. Метрики имели низкий правовой статус как исторический источник.
Следует, однако, заметить, что российские историки с конца прошлого века начали работу по изучению исторического потенциала метрик. В научный оборот были введены данные по различным конфессиям, составлены некрополи336. Впервые проблема слабой изученности метрических книг была поставлена В.М.Кабузаном .Вопросы изучения метрик стали предметом рассмотрения в статье А.В.Елпатьевского, в которой автор отмечает общественно — правовое значение метрик и прослеживает развитие их формуляра . В настоящее время наиболее полное комплексное исследование метрик представлено в работах тульских архивистов Антоновых339. Ими рассмотрен информационный потенциал источника, представлена его классификация и терминология, названы его функции, установлены способы защиты от утрат и фальсификаций, поднята проблема фондирования и архивной эвристики метрических книг. Работа по описанию метрических книг проводится и в сибирских архивах340.
В современной России разрабатываются международные проекты, предусматривающие изучение метрических книг, идет работа по копированию этих документов в ряде центральных и областных архивов. Сам факт затрат больших средств на копирование регистров — ещё одно доказательство их значимости.
Метрические книги церквей Якутской епархии остаются пока не востребованными. Их использование и возвращение из забытья происходит только на уровне составления отдельными исследователями своих родословных и генеалогических таблиц.
Между тем спектр возможного использования метрик необычайно широк. Их исследование может способствовать развитию целого комплекса научных знаний. По данным метрик можно проследить прирост населения, возраст, количество вступлений в брак, продолжительность жизни, причины смерти. Эти сведения наряду с ревизскими сказками использовали представители дореволюционной демографической статистики Российской империи. Метрические книги представляют интерес и для истории медицины Якутии: по их данным можно получить сведения о распространении болезней (как в отдельных местностях, так и на территории всей области), о детской смертности, эпидемиях.
Исторические науки и археология
- , доктор наук, доцент, профессор
- Алтайский государственный педагогический университет
- СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
- ИСТОРИЯ
- СТАТИСТИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ
В статье рассматривается вклад первого секретаря областного статистического комитета Е. П. Михаэлиса в изучение региона, который определял основные направления деятельности как в части статистических работ так и социокультурного изучения края. В начале 80-х гг. XIX в. Е. П. Михаэлисом была разработана программа изучения геологии и гидрологии области, по его инициативе и при его непосредственном участии были учреждены общественная библиотека и музей, деятельность которых предусматривала работы по изучению края.
ЯКУТСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ЗЕМСТВО и В.В. НИКИФОРОВ, 1918-1919 гг.
В июле 1918 г. в Якутске была установлена советская власть. Однако она не пользовалась поддержкой населения и в августе 1918 г. советская власть была ликвидирована. Якутия оказалась под властью Временного Сибирского правительства.
22 февраля 1918 года в Якутске был образован областной совет во главе с правым эсером В. В. Поповым. В марте 1918 года были арестованы члены Совета рабочих депутатов. В начале лета в Иркутске был сформирован военный отряд для отправки в Якутск, целью которого был захват власти.
В Якутске в срочном порядке стали организовывать оборону города, создав военный отряд во главе с капитаном П.А. Бондалетовым. Но спешно созданный отряд не смог противостоять хорошо вооруженному и численно превосходящему отряду красных в ночном бою. 1 июля 1918 года в Якутске установилась советская власть. Якутский совет рабочих депутатов объявил военное положение в городе Якутске и ввел контрибуцию с имущей части жителей города. Новая власть стала активно проводить политику расслоения населения. Представители советской власти, захватившие власть военной силой, опирались, в основном, на беднейшие слои населения. Поэтому она не имела поддержки среди населения Якутии. 21 августа 1918 года под Якутском отряд красноармейцев попал в плен белогвардейскому отряду поручика Гордеева. В Якутии распространилась власть Временного Сибирского правительства.
Финансовое и материальное обеспечение духовенства Якутской епархии и его хозяйственно-экономическая деятельность
Изучение финансового обеспечения и хозяйственно-экономической жизни духовенства Якутской епархии представляет достаточно трудную задачу, прежде всего, в связи с запутанностью состояния епархиальной статистики. К сожалению, в архивах не удалось найти обобщающие статистические сведения, которые позволили бы составить точное представление о хозяйственно-экономическом состоянии епархии. Но выявленные данные дают возможность составить целостное представление о материальном положении епархии в целом.
Одним из наиболее изученных аспектов деятельности православной церкви является история землевладения и землепользования в Российском государстве, которая всегда была актуальной темой для отечественных историков.
История земельных отношений в Якутии стала объектом исследования крупнейших историков этой республики Ф.Г.Сафронова, Г.П.Башарина214. Главное достижение исследователей, особенно Сафронова, состоит в разработке вопроса о распространении русской земледельческой культуры в Якутии . Башарин в результату тщательного анализа и обобщения разнообразных источников написал фундаментальное исследование по истории распространения и развития русскими крестьянами земледельческой культуры на всей территории Якутской области за период с XVII в. до 1917 г. Но, в его работах имеются лишь отдельные упоминания о церковном землевладении. В частности он отмечает, что трудно систематически проследить динамику церковных посевов, так как»… в статистике земледелия данные о священниках приводятся вместе с данными о других сословиях. Сведения о посеве и урожае зерновых на земле духовенства давались отдельно лишь в редких случаях»217. Но Башарин также писал, что все церкви и часовни имели земельные участки .
Этот же факт отмечался историками церкви ещё в досоветский период. В частности и Преображенский утверждал, что «абсолютно точных статистических сведений о состоянии отечественной церкви ни за отдельные годы, ни тем за более целые периоды нигде не имеется» . Другой историк церковного хозяйства В.Кильческий писал, что «в церковных приходно-расходных книгах правды никогда не бывает ни одного слова» 20.
Хозяйственно- экономическая деятельность русского духовенства рассматривается в трудах по истории русского православия Н.М.Никольским и
А.И.Клибановым . Однако, эти авторы изучают деятельность духовенства России в целом, лишь упоминая Якутскую епархию.
Якутскими историками практически не рассматривались вопросы обеспечения епархиального духовенства. Е.С.Шишигин приводит лишь краткие сведения о том, что якутское духовенство находилось на содержании государства со времени появления в Якутском крае первых священников222.
В целом, проблема финансового обеспечения духовенства и церковного землевладения Якутии не выделилась в тему отдельного исследования и изучалась достаточно фрагментарно.
С момента принятия христианства на Руси церковь находилась на самообеспечении, получая свой изначальный капитал в виде пожертвований от власть имущих. Руководствовуясь практическими интересами и побуждениями, направленными к увеличению своих богатств и усилению влияния, она выступала в качестве надежного союзника верховной власти. В свою очередь духовенство нуждалось в поддержке со стороны государственной власти.
Список литературы
- Бейсенбаева С. Друг поэта – Евгений Михаэлис // Казахстанская правда. 1994. 8 сент.
- Михаэлис Евгений Петрович. 1841-1913. Краеведы Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск, 2007. 88 с.
- Скопа В. А. Вклад секретарей статистических комитетов Западной Сибири в изучение региона во второй половине XIX – начале XX вв. // Известия Алтайского государственного университета. – Барнаул, 2014 — № 4 (84) – С. 202-205.
- Скопа В. А. Вклад секретаря семипалатинского статистического комитета Н. Я. Коншина в изучение региона// Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 2. № 8. С. 20-22.
- Скопа В. А. История статистических учреждений Западной Сибири и Степного края в XIX – начале XX века: монография. – Барнаул: АлтГПУ, 2015. – 412 с.
- Федорова Р. С. Исследователь нашего края: (К 130-летию со дня рождения Е. П. Михаэлиса) // Рудный Алтай. 1971. 25 сент.
- Черных С. Е. Друг Абая: (О Е. П. Михаэлисе) // С берегов Иртыша. Алма-Ата, 1981. С. 27–73.
- Черных С. Е. Его же. Друг Абая // Простор. 1977. № 5. С. 92–98.
- Центральный государственный архив Республики Казахстан Ф. 460. Оп. 1. Д. 59. Л. 43.
- Скопа В. А. К проблеме инструкционного руководства по заполнению переписных форм (по материалам статистических обследований Томской губернии в конце XIX – начале XX вв.) // Документ как социокультурный феномен. – Томск, 2010. – С.274-277.
- Скопа В. А. История организации и деятельности региональной сети статистических служб Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX вв. // Вестник ТГПУ. Вып.9 (99) — Томск, 2010 – С.33-39.
- Скопа В. А. Инструктивно-методическое обеспечение статистических кампаний по материалам Западной Сибири и Степного края второй половины XIX – начала XX вв. // Современные проблемы науки и образования. – 2014 — №6. (http://www.science-education.ru/120-16124)
- Исследователь Степного края. Избранные труды Н. Я. Коншина. Семей, 2009. С. 124–126.
- Отчет секретаря Семипалатинского областного статистического комитета за 1899. – С. 6-8.
Учреждение и деятельность Якутской духовной консистории
История православия в Якутском крае неразрывно связана с присоединением Якутии к Российскому государству. Первопроходцы, в большинстве своём православные, имели в своих отрядах священников, которые исполняли церковные службы и обряды, обращали коренное население в христианство. Русские землепроходцы, пришедшие в Сибирь, будучи по вере христианами не могли обходиться без храмов и церковных служб.
Первая церковь в Восточной Сибири была возведена в Якутске в 30 — е гг. XVII в. В 1662 г. началось строительство Якутского Спасского монастыря . Таким образом, Якутии принадлежат первые церковные постройки на территории Восточной Сибири.
В XVII- начале XVIII в. церкви и монастыри Восточной Сибири входили в состав образованной в 1620 г. Сибирской епархии (с 1668 г. — митрополии) с кафедрой в г.Тобольске, общая площадь которой превышала 10,5 кв.км. В административном отношении для удобства управления Сибирская митрополия была разделена на три разряда, охватывающие её западную часть -Тобольский, Верхотурский и Енисейский. В восточной части епархии были образованы отдельные церковные благочиния (десятины), подчиненные непосредственно митрополиту. К началу XVIII в. их было шесть — Даурское, Илимское, Иркутское, Киренское, Селенгийское и Якутское . Во главе каждого благочиния (десятины) стоял благочинный (десятник), в обязанности которого входил контроль за поведением духовенства и прихожан. Якутская десятина была самой большой по площади.
В 1731 г., по ходатайству Иркутского епископа Иннокентия (Кульчицкого), Якутская десятина была включена в состав образованной в 1725 г., Иркутской епархии на правах отдельного Якутского заказа69. Во второй половине XVIII в. было образовано Якутское заказное духовное правление, подчиненное
Иркутской духовной консистории .
По решению Синода в 1852 г. Якутская область вошла в состав образованной в 1840 г., Камчатской епархии . В 1853 г. архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий (Вениаминов) перенес в г. Якутск архиепископскую кафедру, избрав местом жительства Якутский Спасский монастырь. По предложению архиепископа Иннокентия, в 1858 г., Указом Синода в составе Камчатской епархии были образованы два викариатства: Новоархангельское на Аляске с центром в Ситхе и Якутское. В связи с этим кафедра архиепископа была перенесена в г.Благовещенск. С этого времени духовной главой области становится викарный епископ. История Якутского викариатства насчитывает трех викарных епископов — Павел ( П. Попов) -1859 — 1867 гг., Петр (Екатерининский) — 1867 г. и ученик И.Вениаминова протоирей Дионисий (Д.Хитров) -1867-1870 гг .
Учреждение викариатства, значительно расширившего и укрепившего самостоятельность якутского духовенства, стало заключительным этапом на пути к основанию самостоятельной епархии на территории Якутского края. Её образованию способствовало выделение Якутии в отдельную административную единицу в составе Иркутского генерал-губернаторства -Якутскую область.
Образование Якутской епархии неразрывно связано с именем И.Вениаминова (1797-1879 гг.) — известного миссионера Сибири, Дальнего Востока и Аляски, члена Синода, ученого — лингвиста и этнолога, Почетного члена Императорского Русского Географического общества. Благодаря его просьбам и рекомендациям в 1840 г. была основана Камчатская епархия. Семь лет с 1853 г. по 1860 гг. Вениаминов проживал в Якутске и именно в эти годы его ходатайства перед Синодом о необходимости открытия новой отдельной епархии в Якутской области получают законченный и обоснованный характер.