Шпалеры и гобелены: удивительная история безворсовых ковров

Описание и предыстория

Элегантная молодая женщина, одетая в ярко-синюю и желтую одежду из блестящего атласа или шелка, сидит в траве рядом с темной стеной с серыми облаками слева направо. За ней стоит юноша, который дает ей тень зеленым зонтом. В правой руке она кокетливо держит закрытый веер , смотрит на зрителя большими темными глазами, а на коленях у нее лежит маленькая черная собачка. По словам специалиста по творчеству Гойи Мануэлы Б. Мена Маркеса, этой картиной художник выходит «из фольклора и описывает вечную игру женского обольщения». Перспектива взгляда направлена ​​немного снизу вверх. Угол обзора говорит о том, что гобелен по этому шаблону предназначался для украшения высокого окна. Образцами этих двух фигур были божества Вольтумна и Помона , которых часто изображали влюбленными в искусство. Гойя был знаком с картиной Vertumne и др Pomone по Жан Ранк ( Musée Fabre , Монпелье), который показывает подобное расположение фигур, но с обратными ролями. В период творчества до болезни он находился под сильным влиянием классической итальянской живописи с ее часто пирамидальной композицией фигуры на переднем плане, которая напоминает картины итальянского Возрождения . Эта работа показывает мастерство Гойи в обращении с цветом, светом и тенью. Сквозь прозрачность экрана фильтрованный свет падает сверху на лицо женщины, но он также освещается снизу за счет отражения желтого платья.

Линии предназначены для иллюстрации пирамидального изображения молодой женщины на переднем плане в итальянской манере.

Итальянский художник Лоренцо Бальдиссера Тьеполо (1736–1776) ввел композиционное сочетание махи и мажо , то есть красивых девушек и юношей из простых людей, в испанскую живопись своей пастелью для испанского двора . Две фигуры в El quitasol также могут быть отнесены к этой картине. Картина принадлежит к серии декораций, созданных Гойей, наряду с девятью другими мотивами из сельской жизни. Изначально зонтик предназначался для столовой Real Sitio de San Lorenzo de El Escorial , но позже, как и другие работы, попал в Мадрид во дворце Эль Пардо Карла IV и его жены Марии Луизы де Парма . Так называемый картон , который использовался в качестве шаблона для гобелена согласно этой картине , был доставлен на королевскую фабрику гобеленов ( исп. Real Fábrica de Tapices de Santa Bárbara ) в Мадриде 12 августа 1777 года . В 1856 и 1857 годах картина находилась в подвале королевского дворца. 15 февраля 1870 года он стал собственностью Прадо.

Сам Гойя описал свою работу, а также назвал свою цену:

В 1958 году Испанское почтовое отделение выпустило почтовую марку номиналом 15 сантимов с изображением коричневого оттенка.

Гравюра 50. Хомячки

Франсиско Гойя. Капричос. Хомячки. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид

Гойя показывает людей, готовых жить чужим умом. Они – марионетки. Они физически и ментально зависят от чужой воли.

Потому что не хотят ничего слышать. Их уши под замком. Они не хотят ничего делать. Их руки безвольно висят. Они не хотят видеть правду. Их глаза закрыты. Они лишь рты открыли. Чтобы в них вложили то, что угодно властьдержащим.

Эту гравюру Гойя назвал “Шиншиллы”. Но принято переводить ее “Хомячки”. Так как именно так называют подобных людей в наши дни.

Кстати, никого вам этот гойевский образ не напоминает? Конечно, Франкенштейна. И неспроста. Именно эти “хомячки” когда-то и стали прообразом знаменитого монстра в фильме 1931 года.

Ранние годы (1746–1771)

Дом, в котором родился Франсиско Гойя, Фуэндетодос, Сарагоса

Франсиско Гойя родился в Фуэндетодосе , Арагон , Испания, 30 марта 1746 года в семье Хосе Бенито де Гойя-и-Франке и Грасии де Люсьентес-и-Сальвадор. Семья переехала в том году из города Сарагоса , но неизвестно, почему; вероятно, Хосе был нанят для работы там. Они принадлежали к низшему среднему классу. Хосе был сыном нотариуса и баскского происхождения, его предки будучи от Zerain , зарабатывая на жизнь в качестве позолотчика , специализирующиеся на религиозном и декоративных ремесленном. Он наблюдал за позолотой и большей частью орнамента во время восстановления Базилики Богоматери Колонны ( Санта-Мария-дель-Пилар ), главного собора Сарагосы. Франциско был их четвертым ребенком после своей сестры Риты (род. 1737), брата Томаса (р. 1739) (который должен был следовать в ремесле своего отца) и второй сестры Хасинты (р. 1743). Было два младших сына, Мариано (род. 1750) и Камило (р. 1753).

Семья его матери претендовала на благородство, и дом, скромный кирпичный коттедж, принадлежал ее семье и, возможно, как ни странно, носил их герб . Около 1749 года Хосе и Грасиа купили дом в Сарагосе и смогли вернуться в город. Хотя сохранившихся записей нет, считается, что Гойя, возможно, посещал Escuelas Pías de San Antón, который предлагал бесплатное обучение. Его образование, кажется, было адекватным, но не поучительным; у него были навыки чтения, письма и счета, а также некоторые знания классической литературы. По словам Роберта Хьюза, художник «похоже, интересовался философскими или теологическими вопросами не больше, чем плотник, и его взгляды на живопись … были очень приземленными: Гойя не был теоретиком». В школе он подружился на всю жизнь с однокурсником Мартином Сапатером ; 131 письмо, которое Гойя написал ему с 1775 года до смерти Сапатера в 1803 году, дает ценную информацию о ранних годах Гойи при дворе в Мадриде.

Болезнь и творчество

Болезнь Гойи сказалась на его творчестве. Именно с болезнью искусствоведы связывают изменение в стиле его живописи и загадочный, пугающий дух картин мастера. Меняется палитра, в которой начинают преобладать коричневый, серый и черный тона.

Символично, что уже с первыми приступами болезни в творчестве Гойи появляется медицинская тема. Он пишет картину «Врач», как будто предчувствуя свой рок. Картины Гойи часто обращают нас к теме человеческих страданий и болезни. Показательны его работы «Госпиталь умалишенных» и «Госпиталь зачумленных». В своих картинах Гойя отображает трагедию человеческой жизни в экономически отсталой и несвободной стране.

Одно из самых впечатляющих творений – «Гойя и его врач Аррьета» – связано с последним тяжелым проявлением болезни в 1819 году. Врача, который спас художника, находящегося между жизнью и смертью, Франсиско Гойя отблагодарил, запечатлев на холсте.

Тема смерти становится постоянной в творчестве Гойи. Католическое мировоззрение и смерть переплетаются в работе «Святой Франциск Борджиа у гроба умирающего грешника».

Гравюра 14. Какая жертва!

Франсиско Гойя. Капричос. Какая жертва! 1797-1799 гг. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Эта история стара, как мир. Миловидную девушку выдают замуж за уродливого горбача. Она бедна, но красива. Он богат, но уродлив. Она товар. Он покупатель. Свобода девушки отдаётся за благополучие ее семьи.

Ее родители выглядят довольными (кстати, отец девушки тоже лицом страшен, а мать миловидна). Расстроена только пожилая женщина. Скорее всего, няня или крестная девушки.

Только она понимает, что девушка обречена на несчастье. А как же иначе. Взгляните, насколько уродлив и похотлив ее суженый.

Гравюра 43. Сон разума рождает чудовищ

Франсиско Гойя. Капричос. Сон разума порождает чудовищ. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Это самая известная гравюра из Капричос Гойи. Вот как мастер сам прокомментировал ее: “Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес”.

Эту гравюру Гойя задумывал поместить в самом начале альбома. Но по каким-то причинам передумал.

На самом деле, гравюра показывает, в чем корень всех бед человека. И она логично бы смотрелась в самом начале. Отключая свой разум, нами начинает управлять наша глупость. Наши эмоции. Наши страхи. А от этого происходят все несчастья и пороки человеческие.

Индивидуальные доказательства

  1. Мануэла Б. Мена Маркиз в: Питер-Клаус Шустер, Вильфрид Зайпель: Гойя: Пророк современности. DuMont-Literatur-und Kunst-Verlag, Cologne 2005, ISBN 3-8321-7563-6 (каталог выставки). С. 82.
  2. Веб-сайт музея Прадо (на английском языке).
  3. Хосе Мануэль Arnaiz: Франсиско де Гойя, Cartones и tapices. Мадрид, 1987, с. 80 (испанский).
  4. Петер-Клаус Шустер, Вильфрид Зайпель: Гойя: Пророк современности . DuMont-Literatur-und Kunst-Verlag, Кельн 2005, ISBN 3-8321-7563-6 (каталог выставки).
  5. Мануэла Б. Мена Маркес, Гудрун Маурер и др.: Гойя в Мадриде: картонные коробки с парапланом 1775–1794 . Музей Прадо, Мадрид, 2014 г., ISBN 978-84-8480-302-7 .

Трудные годы

Когда в 1808 Карл IV, которого ненавидел народ страны, отрекся от власти и передал престол сыну Фердинанду VII, тот недолго, всего несколько недель, управлял страной. Его хитростью завлекли во Францию. Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. Пять лет его брат Жозеф занимал королевский трон, а Гойя сохранял положение придворного художника. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Так он вызвал ненависть Жозефа. После того как французов разбили в 1813 году португальцы, испанцы и британцы под командованием герцога Веллингтона, Фердинанд VII вернулся на родину в 1814 году. Он считал, что живописец сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.

Последняя страсть мастера

Уже будучи в зрелом возрасте, имея жену, Гойя вновь влюбляется. Встретив на балу Каэтану, герцогиню Альбу, Гойя не переставал думать о ней. Их встречи наполняли его счастьем. После одной из них он вскричал «Теперь я знаю, что значит жить!».

Маха одетая

Художник оставил нам много портретов герцогини. Наиболее известными стали две из них: «Маха одетая» и «Маха обнаженная».

Маха обнаженная

Интересный факт! Рисунки с изображением обнаженной натуры были в те времена под запретом. Поэтому в кабинете у знатного вельможи, который купил обеих «Мах» у художника, одетая Маха закрывала собой обнаженную. По желанию владельца одетый вариант обольстительницы отъезжал в сторону, открывая взору сластолюбца свой нагой вариант.

Гравюра 24. Тут ничего нельзя поделать

Франсиско Гойя. Капричос. Тут ничего нельзя поделать. 1799 г. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

Гойя жил, когда Инквизиция ещё процветала. В Испании ведьм сжигали редко. Но могли неугодной женщине сильно попортить жизнь. Заточить на много лет в тюрьму. Или провести полуголую по улицам. Что собственно и показано на данной гравюре.

На несчастной позорный колпак. На шее хомут. Грудь огалена. Посмотрите на лица в толпе. Люди злорадствуют.

Хотя сейчас ведьм уже не сжигают и даже в колпаке по улицам не возят, эта сцена актуальна. “Публичные порки” любили во все времена. Осуждение других – частое явление. Потому что людям хочется видеть того, кто якобы хуже. Очерняя других, мы якобы обеляем себя.

Влияние Гойи на современных художников и писателей

  • В начале 20 века испанские мастера Пабло Пикассо и Сальвадор Дали черпали вдохновение из « Лос-капричос» и « Черных картин Гойи».
  • В XXI веке американские художники-постмодернисты, такие как Майкл Зански и Брэдли Рубинштейн, черпают вдохновение в «Сне разума рождают монстров» (1796–98) и « Черных картинах» Гойи . В крупномасштабных картинах и резьбе по дереву Занкси «Гиганты и гномы» (1990–2002) используются образы Гойи.
  • Роман испанского писателя Фернандо Аррабала « Похороны сардины» был вдохновлен живописью Гойи.
  • « Я — Гойя» русского поэта Андрея Вознесенского был вдохновлен антивоенными картинами Гойи.

Болезнь Франсиско Гойи

1770-е годы – время обретения богатства и славы. Художник работает по заказам от высшей знати, создает свои самые известные произведения, среди которых выделяется картина «Зонтик».

Именно в этот период впервые дала о себе знать болезнь Гойи, ставшая одной из главных загадок и трагедий его жизни. Первые приступы болезни проявились в 1777–1778 году. Тогда болезнь отступила, так как художник был еще молод.

Всерьез болезнь овладела художником в 1792 году, когда он находился в Кадисе. Над Гойей впервые повис демон смерти.

Болезнь Гойи долгое время не могли диагностировать. Существовало предположение, что первые симптомы 1770-х связаны с перенесенным сифилисом, подхваченным во время эпидемии. Выдвигались и другие версии происхождения болезни. Впоследствии ставились различные диагнозы, но ни один из них не был подтвержден. Недавно появилась версия, что художник стал жертвой синдрома Сусака, редчайшего заболевания, которое стало известно медицине лишь в 1979 году, через двести лет после того как симптомы появились у Гойи.

Проявления болезни были воистину ужасны. Художник оглох и испытывал серьезные проблемы с координацией движений, часто не мог стоять на ногах. Кроме того, он почти потерял зрение, часто терял сознание, в конце концов его разбил частичный паралич.

Болезнь Гойи то отступала, то вновь вступала в свои права. Живописец испытывал жуткие боли, был на грани встречи со смертью, но продолжал творить. Это воистину являет пример сильного духа в больном теле.

Взлеты и падения Гойи

Гойя происходил из семьи обедневших дворян-идальго. Он родился неподалеку от Сарагосы в 1746 году. Его происхождение и материальное положение семьи служили иллюстрацией бытия той Испании, где художнику довелось жить и творить. Дворяне в Испании не имели права работать, и отцу семейства пришлось отказаться от дворянского образа жизни; переехав в Сарагосу, он занялся ремеслом.

Уже ранние годы художника были пронизаны трагизмом и чередой неудач. Хорошего образования он не получил: его первый учитель священник Хоакин отдавал предпочтение слову божьему, а не обучению грамоте, поэтому до конца жизни художник писал с ошибками.

Талант Гойи как художника раскрывается относительно поздно, во время обучения в иезуитском колледже в Сарагосе. Здесь у него появились первые заказы и первые покровители. Поверивший в свое призвание Гойя в возрасте семнадцати лет оправляется в Мадрид, где принимает участие в конкурсе, пытаясь попасть в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо, однако терпит провал.

Франсиско Гойя не мог похвастаться привлекательной внешностью, но при этом пользовался успехом у женщин. Возможно, причиной тому был его страстная натура и мятежный дух творца. Демон страсти овладел им еще в молодости и не отпускал до конца жизни. Художник известен множеством любовных интриг. Однако они не принесли ему счастья. Однажды за свою любвеобильность Гойя был сильно избит, после чего он принял решение бежать в Италию.

Этот период его биографии покрыт тайной, однако именно с путешествия в Рим карьера художника пошла в гору. Потерпев неудачу на конкурсе в Мадриде, он вновь становится конкурсантом – на этот раз Пармской академии, представив свою работу «Ганнибал, взирающий с высоты Альп на поля Италии», и получает вторую премию.

Из Италии художник возвращается в Сарагосу, город, сыгравший важную роль в его судьбе. Он участвует в росписи главного храма города – собора Мадонны Пилар. Сегодня на главной площади Сарагосы, недалеко от собора, красуется памятник Гойе. Его фрески покорили заказчика и принесли мастеру признание. Он переезжает в Мадрид и начинает получать многочисленные заказы, позже став придворным живописцем.

Казалось бы, наладилась и личная жизнь. Гойя женился на сестре одного из своих учителей Хосефине. Художник влюбился в нее еще до отъезда в Италию. Однако семейную жизнь художника вряд ли можно назвать счастливой. Супруга отличалась тяжелым нравом. Гибель жены и детей стали большой трагедией для художника. Из пятерых детей четверо умерли в младенчестве.

Гравюра 41. Точь-в-точь

Франсиско Гойя. Капричос. Точь-в-точь. Музей Прадо, Мадрид. Wikipedia.org

На нескольких гравюрах Гойи главным героем является осел. В 18-19 веках это животное также олицетворяло глупость. Так что мастер лишь подчёркивает, что тщеславие – от глупости нашей. Лесть же хороша лишь для ушей глупого.

Осел так тщеславен, что хочет увековечить себя. Мартышка же готова льстит за хорошую плату. Подчёркивая образ заказчика благородным париком.

Удивительно, что Гойя по сути высмеивает свой же труд и труд своих коллег. Портретистов. Он сам был придворным художником и создал немало портретов.

Правда льстецом его назвать нельзя. Он не преукрашивал внешность даже короля с королевой. Об этом читайте в статье о семейном портрете короля Карла IV  “Женщина без лица”.

литература

  • Жаннин Батикл: Франсиско де Гойя — Придворные и мятежники , Майер, Равенсбург, 1992, ISBN 3-473-51024-6 .
  • Вернер Буш: Гойя , Мюнхен: Beck 2018 (CH Beck Wissen; 2520), ISBN 978-3-406-72755-9 .
  • Пьер Гассье, Джульетта Уилсон: Гойя: Лебен унд Верк , Фрибург (Швейцария) 1971 Немецкий язык: Бенедикт-Ташен-Верлаг, Кельн, 1994, ISBN 3-8228-9125-8 .
  • Хосе Гудиол: Гойя , Бонжерс, Реклингхаузен 1991, ISBN 3-7647-0417-9 .
  • Ютта Хелд : Гойя , Ровольт, Рейнбек, 8-е издание 2005 г., ISBN 978-3-499-50284-2 .
  • Урсула Хеннигфельд (ред.): Гойя в диалоге СМИ, культур и дисциплин , Ромбах, Фрайбург 2013, ISBN 978-3-7930-9737-2 .
  • Бернхард Хойкен: Франческо Гойя: Лас Пинтурас Неграс , первая диссертация на получение докторской степени на философском факультете Рейнского университета имени Фридриха Вильгельма в Бонне, 1974 год.
  • Вернер Хофманн : Гойя. С небес через весь мир в ад , CH Beck, Мюнхен 2003, ISBN 3-406-54177-1 ; Обзор Йорга Трэгера в: Zeitschrift für Kunstgeschichte Volume 70, 2007, pp. 131–138.
  • Роберт Хьюз: Гойя: художник и его время , Благословение, Мюнхен 2004, ISBN 3-89667-205-3 .
  • Гельмут К. Джейкобс: Сон разума. Goyas Capricho 43 в Bildkunst, Literatur und Musik , Schwabe, Basel 2006, ISBN 3796522610 .
  • Гельмут К. Джейкобс: прием и интерпретация работы Гойи в поэзии. Издание международных живописных стихов. В сотрудничестве с Соней Бадер, Марком Клингенбергером и Петером Петровски , Königshausen & Neumann, Würzburg 2015 (= шедевры испанского искусства в контексте своего времени, 2), ISBN 978-3-8260-5802-8 .
  • Хельмут К. Джейкобс, Марк Клингенбергер, Нина Прейер: Рукописные комментарии к Капричо Гойи. Издание, перевод, интерпретация , Königshausen & Neumann, Würzburg 2017 (= шедевры испанского искусства в контексте своего времени, 4), ISBN 978-3-8260-6199-8 .
  • Хельмут К. Якобс, Нина Прейер: Гойас Капричос в раскрашенных вручную офортах XIX века. Издание, анализ, интерпретация , Кенигсхаузен и Нойман, Вюрцбург 2019 (= шедевры испанского искусства в контексте своего времени, 6), ISBN 978-3-8260-6656-6 .
  • Хельмут К. Якобс, Нина Прейер: Гойя для всех — Введение в Caprichos , Königshausen & Neumann, Würzburg 2019 (= шедевры испанского искусства в контексте своего времени, 8), ISBN 978-3-8260-6845-4 .
  • Франц Мацеевский: Безумие Франсиско Гойи — стихи в прозе Несравненным . Хельмут К. Якобс: Goyas Disparates — введение , Königshausen & Neumann, Würzburg 2019 (= шедевры испанского искусства в контексте своего времени, 5), ISBN 978-3-8260-6682-5 .
  • Мигель Ороско, . Academia.edu. Сан-Франциско, Калифорния, 2021 г.
  • Сигрун Паас-Зейдлер: Гойя — офорты . Hatje, Штутгарт 1978, ISBN 3-7632-2331-2 .
  • Вильгельм Зальбер : абсурд. Черные картинки Гойи . Кельн 1994, ISBN 978-3-88375-201-3 .
  • Йорг Трэгер : Гойя. Искусство свободы . Бек, Мюнхен, 2000 г., ISBN 3-406-46672-9 .
  • Герлинде Волланд: мужская сила и женская жертва. Сексуальность и насилие в Гойе. Реймер, Берлин 1993, ISBN 3-496-01105-X .
  • Ороско, Мигель: Academia.edu, Сан-Франциско, Калифорния, 2021 г.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: