Отрывок, характеризующий Амур и Психея (ван Дейк)
Отец был несказанно грустным, но всё ещё стойким и гордым, и только в его ласковых серых глазах гнездилась глубокая, невысказанная тоска… Повязанный тяжёлыми цепями, он не в силах был даже обнять меня на прощание. Но просить об этом у Караффы не было смысла – он наверняка не позволил бы. Ему незнакомы были чувства родства и любви… Ни даже чистейшего человеколюбия. Он их просто не признавал. – Уходи, доченька! Уходи, родная… Ты не убьёшь эту нелюдь. Только погибнешь напрасно. Уходи, сердце моё… Я буду ждать тебя там, в другой жизни. Север о тебе позаботится. Уходи доченька!.. – Я так люблю тебя, отец!.. Так сильно люблю тебя!.. Слёзы душили меня, но сердце молчало. Надо было держаться – и я держалась. Казалось, весь мир превратился в жернова боли. Но она почему-то не касалась меня, будто я уже и так была мертва… – Прости, отец, но я останусь. Я буду пробовать, пока жива. И даже мёртвой я его не оставлю, пока не заберу с собой… Ты уж прости меня. Караффа встал. Он не мог слышать нашего разговора, но прекрасно понимал, что между мною и отцом что-то происходит. Эта связь не подчинялась его контролю, и Папу бесило, что он невольно оставался в стороне… – На рассвете ваш отец взойдёт на костёр, Изидора. Это Вы убиваете его. Так что – решайте! Моё сердце стукнуло и остановилось… Мир рушился… и я не могла ничего с этим поделать, ни что-либо изменить. Но надо было отвечать – и я отвечала… – Мне нечего вам сказать, святейшество, кроме того, что Вы самый страшный преступник, когда-либо живший на этой Земле. Папа минуту смотрел на меня, не скрывая своего удивления, а потом кивнул, ждавшему там, старому священнику и удалился, не говоря больше ни слова. Как только он исчез за дверью, я кинулась к старому человеку, и судорожно схватив его за сухие, старческие руки, взмолилась: – Пожалуйста, прошу вас, святой отец, разрешите мне обнять его на прощание!.. Я не смогу этого сделать уже никогда более… Вы же слышали, что сказал Папа – завтра на рассвете мой отец умрёт… Сжальтесь, прошу вас!.. Никто об этом никогда не узнает, клянусь вам! Умоляю, помогите мне! Господь не забудет вас!.. Старый священник внимательно посмотрел мне в глаза и, ничего не сказав, потянул за рычаг… Цепи со скрежетом опустились, достаточно лишь для того, чтобы мы могли сказать последнее «прощай»… Я подошла вплотную и, зарывшись лицом в широкую грудь отца, дала волю наконец-то хлынувшим наружу горьким слезам… Даже сейчас, весь в крови, скованный по рукам и ногам ржавым железом, отец излучал чудесное тепло и покой, и рядом с ним я чувствовала себя всё так же уютно и защищённо!.. Он был моим счастливым утерянным миром, который на рассвете должен был уйти от меня навсегда… Мысли проносились одна другой печальнее, принося яркие, дорогие образы нашей «прошедшей» жизни, которая с каждой минутой ускользала всё дальше и дальше, и я не могла её ни спасти, ни остановить… – Крепись, родная моя. Ты должна быть сильной. Ты должна защитить от него Анну. И должна защитить себя. Я ухожу за вас. Возможно, это даст тебе какое-то время… чтобы уничтожить Караффу. – тихо шептал отец. Я судорожно цеплялась за него руками, никак не желая отпускать. И снова, как когда-то очень давно, чувствовала себя маленькой девочкой, искавшей утешения на его широкой груди… – Простите меня, мадонна, но я должен вас отвести в ваши покои, иначе меня могут казнить за непослушание. Вы уж простите меня… – хриплым голосом произнёс старый священник. Я ещё раз крепко обняла отца, последний раз впитывая его чудесное тепло… И не оборачиваясь, ничего не видя вокруг от застилавших глаза слёз, выскочила из пыточной комнаты. Стены подвала «шатались», и мне приходилось останавливаться, хватаясь за каменные выступы, чтобы не упасть. Ослепшая от невыносимой боли, я потерянно брела, не понимая, где нахожусь и не соображая, куда иду… Источник — «»
Категории:
- Картины по алфавиту
- Картины Антониса ван Дейка
- Картины в стиле барокко
- Картины по сюжетам древнегреческой мифологии
Скрытые категории:
- Страницы с ошибками скриптов
- Статьи со ссылками на отсутствующие файлы
- Википедия:Статьи с переопределением значения из Викиданных
Сюжет картины
Сюжетом картины послужил рассказ из романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел». Психея была третей дочерью в семье смертных людей. Амур влюбился в Психею и решил взять ее в жены. Этому воспротивилась его мать Венера и Амур отправился с Психеей в замок, где появлялся перед ней только ночью и не разрешал на себя смотреть при свете. Сестры подговорили девушку тайно взглянуть на него и она, воспользовавшись свечей, осветила его лицо. Амур был разбужен пролившимся на него горячим воском и будучи рассерженным — оставляет ее одну в замке. После долгих поисков путей примирения, Психея пришла просить помощи у Венеры и последняя приняла решение загубить девушку разными сложными заданиями. Смертельным из которых стало требование принести стеклянную шкатулку из подземного царства. Прозерпина, богиня подземного царства, сжалилась над девушкой и отдала ей требуемое, но строго запретила открывать сундук. На обратном пути Психея не сдержала любопытства и, открыв его, моментально уснула вечным сном. Амур, который выздоровел к тому времени, отправился на поиски девушки. Обнаружив ее без сознания, он целует ее, чем и пробуждает от вечного сна.
Великобритания
Лондон
Жан Оноре Фрагонар – Психея показывает своим сестрам дары Купидона. 1753
Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Амур и Психея. Уильям Хогарт. Графика, 1723
Национальная галерея, Лондон, Великобритания
Фредерик Лейтон – Купание Психеи. ок1890. 1
Галерея Тейт Лондон, Великобритания
Легро, Альфонс — Купидон и Психея
Галерея Тейт Лондон, Великобритания
Джордж Фредерик Уоттс. Живопись, 1880
Галерея Тейт Лондон, Великобритания
Купидон и Психея. Психея за столом
Уильям Моррис, Гравюра, 1868,
Галерея Уильяма Морриса, Лондон, Великобритания
Бирмингем
Гюстав Курбе – Этюд Венеры (Венера и Психея. 1865
Музей и художественная галерея, Бирмингем, Великобритания
Жан-Батист Мари Пьер (Приписывается) – Психея, спасённая Наядами. 1750
Музей и художественная галерея, Бирмингем, Великобритания
сэр Эдвард Крейн – Амур и Психея. 1881. Дворцовые зеленые фрески — Психея получает ларец от Прозерпины
Музей и художественная галерея, Бирмингем, Великобритания
сэр Эдвард Крейн – Амур и Психея — Зелёные фрески во дворце — Психея даёт монету паромщику из Стикса. 1881
Музей и художественная галерея, Бирмингем, Великобритания
сэр Эдвард Крейн – Амур и Психея — Дворцовые зеленые фрески — Психея в святилищах Юноны и Цереры. 1881
Музей и художественная галерея, Бирмингем, Великобритания
сэр Эдвард Крейн – Амур и Психея — Дворцовые зеленые фрески — Амур находит Психею спящей у фонтана, 1881
Музей и художественная галерея, Бирмингем, Великобритания
Купидон и Психея. Энни (Робинсон) Суиннертон. Живопись, 1891
Галерея Олдхэм, Манчестер, Великобритания
Анни Луиза Свиннертон – Амур и Психея. 1890
Галерея Олдем, Олдем, Великобритания
Россия
Москва
Чиголи (Лодовико Карди)
Эскиз декорации плафона «История Психеи». Около 1611 г.
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва, Россия
Санкт-Петербург
Полидоро да Караваджо (Полидоро Кальдара) (?). 1499/1500-1543
Амур и Психея
первая половина XVI в.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Полидоро да Караваджо (Полидоро Кальдара) (?). 1499/1500-1543
Психея и ее сестры
Италия, 1520-1530е гг. (?)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Корви, Доменико. 1721-1803
Амур и Психея. Италия, 1784 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Амур и Психея. Лимборх, Хендрик ван, приписывается. 1681-1759
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Амур и Психея
Нидерланды, 1660 г
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Зичи, Михаил Александрович. 1827-1906
Психея
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Вуэ, Симон, копия. 1590-1649
Амур и Психея (копия)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Дени, Морис. 1870-1943
Панно третье. Психея обнаруживает, что ее таинственный возлюбленный — Амур
Франция, 1908 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Дени, Морис. 1870-1943
Панно четвертое. Психея, открыв шкатулку со сновидениями подземного царства, погружается в сон
Франция, 1908 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Джентилески, Орацио (Орацио Ломи) (?). 1563-1639
Амур и Психея
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Перрье, Франсуа, ок. 1594-1649
Свадьба Амура и Психеи
1639 г.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия
Италия
Рим
Рафаэль Санти – Свадьба Купидона и Психеи (мастерская). 1518
Вилла Фарнезина, Рим, Италия
Якопо Дзукки – Амур и Психея. 1589
Галерея Боргезе, Рим, Италия
Ламберт ван Норт – Психея
Галерея Боргезе, Рим, Италия
Падованино – Амур и Психея. 1630-40
Галерея Боргезе, Рим, Италия
Неаполь
Настенная роспись экседры или триклиния y, нижняя часть южной стены.
Фреска IV стиля из Помпей (Дом Бронзы, VII, 4, 59).
50—79 гг.
Художник Винченцо Лория (1850—1939).
1886 г.
Неаполь, Национальный археологический музей. Италия
Амуры и Психея, совершающие жертвоприношение.
Фреска IV стиля из Помпей (Дом Бронзы, VII, 4, 59).
Неаполь, Национальный археологический музей. Италия
Помпеи
Эроты и Психея, плетущие и продающие гирлянды.
Фреска из Помпей.
I в. н. э.
Рисунок XIX века.
Помпеи, Археологический парк, Мацеллум. Италия
Описание скульптуры
Статуй с таким названием две, и обе они принадлежат авторству Кановы. Обе они выполнены из мрамора. Первая (главное фото) показывает, как Амур оживляет Психею своим поцелуем. Влюбленные нежно обнимают друг друга, соединившись в поцелуе. Амур изображен с большими крыльями, в то время как у девушки их нет (хотя в мифологии она часто описывалась как девушка с крыльями бабочки). Высота — 145 сантиметров, изготовлена скульптура была по заказу ценителя искусства, коллекционера барона Каудора.
Вторая скульптура изображает их стоя, они рассматривают бабочку, символизирующую невинность. Здесь крыльев нет ни у Амура, ни у Психеи, стоят они на постаменте цилиндрической формы. Эта работа является копией статуи античного мастера, найденной на Авентине.
США
Моризо, Берта (1841-1895) — Трюмо (Психея), 1876
Национальный музей женщин в искусстве, Вашингтон, США
Никколо дель Абате – Эрос и Психея
Институт искусств, Детройт, США
Жак-Луи Давид – Купидон и Психея. 1817.
Музей искусств Кливленда, Кливленд, США
Лос-Анджелес
Эроты и Психея, изготавливающие духи.
Фрагмент фрески IV стиля.. 50—79 гг. н. э.
Лос-Анджелес, Музей Джона Пола Гетти, Вилла Гетти в Малибу. США
Франсуа Буше – Купидон, поражающий стрелой Психею. 1741
Окружной музей, Лос-Анджелес, США
Шарль-Жозеф Натуар – Психея получает от Прозерпины эликсир красоты
ок 1735
Окружной музей, Лос-Анджелес, США
Примечания
- ↑
- Елена Матвеева. Фламандская живопись XVII века. — М.: Белый город, 2008. — С. 90. — 130 с. — ISBN 9785040095292.
- Kevin Sharpe. Reading Authority and Representing Rule in Early Modern England. — A&C Black, 2013. — С. 147. — 352 с. — ISBN 9781441145581.
- Brandon Henderson. Sir Peter Lely (1618-1680): Dutch Classicist, English Portraitist, and Collector. — Florida: Universal-Publishers, 2008. — С. 59. — 175 с. — ISBN 1599426889.
- Анна Бену. Символизм сказок и мифов народов мира. Человек – это миф, сказка – это ты. — М.: Литрес, 2014. — 3879 с. — ISBN 9785457514010.
- Наталья Будур. Сказочная энциклопедия. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2005. — С. 19. — 606 с. — ISBN 9785224048182.