Кустодиев «купчиха и домовой» описание картины, анализ, сочинение

Кустодиев Борис Михайлович — русский художник

27 февраля 1917 года

Автопортрет. 1904

Балаганы

Берендеевка. Эскиз декорации к спектаклю А.Н.Островского «Снегурочка».

Булочник. Из серии «Русь. Русские типы».

В низовьях Волги

Вербный торг у Спасских ворот

Весна

Волга. Радуга

Голубой домик

Гроза

Групповой портрет художников «Мира Искусства». Набросок.

Гуляние на Волге

Деревенский праздник. Фрагмент

Жатва

Женщина с чашкой

Земская школа в Московской Руси

Зима

Извозчик-лихач. Из серии «Русь. Русские типы».

Карусель. Из серии «Русь. Русские типы».

Красавица

Красная башня Троице-Сергиевой лавры

Крестный ход

Крещенское водосвятие

Купанье 1

Купанье

Купец в шубе. Из серии «Русь. Русские типы»

Купец-сундучник

Купец. (Старик с деньгами).

Купец. Из серии «Русь. Русские типы»

Купчеха с покупками. Фрагмент

Купчиха 1

Купчиха за чаем

Купчиха и домовой

Купчиха с зеркалом.

Купчиха с покупками. Фрагмент

Купчиха с покупками

Купчиха, пьющая чай

Купчиха. Из серии «Русь. Русские типы».

Купчиха. Фрагмент

Купчиха

Купчихи в Кинешме

Лежащая натурщица

Летний праздник.

Лето

Масленица. Фрагмент 1

Масленица. Фрагмент

Масленица.

Масленица

Масленница фрагмент

Матрос и милая. Из серии «Русь. Русские типы».

Монахиня 1

Монахиня

Морозный день

Московский трактир

Натюрморт с фазанами

Ночной праздник на Неве.

Пасхальный обряд (Христосованик)

Площадь на выезде из города. Эскиз декораций к спектаклю А.Н.Островского «Горячее сердце».

Под звуки гитары

Под сводами старинной церкви. Эскиз декорации к спектаклю А.Н.Островского «Гроза»,

Половой. Из серии «Русь. Русские типы».

Портрет А.Н.Протасовой

Портрет Александра Ивановича Анисимова

Портрет Василия Васильевича Матэ

Портрет И.Б.Кустодиевой, дочери художника

Портрет Ивана Билибина

Портрет Ивана Ершова, в роли Зигфрида, 1908г

Портрет Игоря Эммануиловича Грабаря

Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой

Портрет Н.И.Зеленской

Портрет Н.К. фон Мекка

Портрет Николая Константиновича Рериха

Портрет Ренэ Ивановны Нотгафт

Портрет С.А.Никольского

Портрет Шаляпина

Портрет Юлии Евстафьевны Кустодиевой

Портрет артистки Т.В.Чижовой

Портрет великого певца Ивана Васильевича Ершова, 1922г

Портрет женщины в голубом

Портрет писательницы А.В.Шварц

После грозы

Праздник на площади Урицкого в честь открытия II Конгресса Коминтерна. Фрагмент

Прогулка верхом

Продавец ковров (Татарин). Из серии «Русь. Русские типы».

Русская Венера

Сельский праздник

Сенокос. Фрагмент.

Сенокос

Степан Разин

Странник. Из серии «Русь. Русские типы».

Торговка овощами. Из серии «Русь. Русские типы».

Трактирщик. Из серии «Русь. Русские типы».

Троицын день

Утро

Яблоневый сад.

Ярмарка

Картина Бориса Кустодиева «Купчиха и домовой»

Кустодиев любил изображать на своих картинах провинциальную Россию. Особенно привлекали его те села, которые находились на верхней волге.

Именно здесь зарождались те образы купеческого и мещанского быта, которые становились темами его творений. Исходный мотив ярмарки и масленицы постоянно варьировался художником.

Эффект был всегда максимально пестрый, красочный и обязательно мажорный. В этом особая близость творчества живописца к народному искусству.

Постепенно начало иронически-театральное нарастает в композиции картин. Все крепче становится ощущение идиллии, ирреальности, наполненной ностальгией и печалью.

Мы видим купчиху и стоящего перед ней домового. Горнило печи открыто. Огонь ночью создает особое впечатление. Он издает характерное потрескивание, отбрасывает причудливые тени. Такие звуки могут не только умиротворить, возможно появление безотчетной тревоги. Перед открытой створкой печи лежит ковер. Такая ситуация крайне опасна, так как искры могут случайно попасть на него.

Купчиха у Кустодиева абсолютно беззащитна. Она спит в совершенно открытой позе. Ее ложе – сундук с одеялом из пуха и перинами. Перины аллегорически связаны с облаками рая. По официальной религии домовой принадлежит именно к темному миру. Но раньше он считался настоящим хозяином дома, который оберегал его от всего злого. Присутствие домового считалось нормой.

Домовой изображен тьмой и отсветом. Фонарь рядом с ним светит назад. Возникает вопрос, для чего пришел этот персонаж? Скорее всего, он предвещает что-то плохое. Отсвета огня, пылающего в печи, является настоящей квинтэссенцией тревоги, опасности глобального масштаба. Интенсивность цвета говорит о ее большой силе.

Картина вызывает у зрителей все нарастающее чувство тревоги.

• Загадка самой известной картины Кустодиева: кем на самом деле была «Купчиха за чаем»

Знаменитый русский художник Борис Кустодиев в своем творчестве часто обращался к образам купчих, самой известной среди этих работ является «Купчиха за чаем». С картиной связано немало любопытных фактов: на самом деле художнику позировала совсем не купчиха, к тому же написанное в 1918 г. полотно до сих пор вызывает множество споров: относился ли Кустодиев к своей модели с иронией или искренне ею восхищался?

Б. Кустодиев. В старом Суздале, 1914

Тема размеренной купеческой провинциальной жизни была для художника связана с воспоминаниями о счастливом детстве и юности. Хотя материальные условия жизни его семьи были очень стесненными – отец рано умер, и заботы о четверых детях легли на плечи матери – все же в доме царила атмосфера любви и счастья. 25-летняя вдова старалась прививать детям любовь к живописи, театру, музыке и литературе. С купеческим бытом Борис Кустодиев был хорошо знаком с самого детства – семья арендовала флигель в купеческом доме в Астрахани. Впоследствии художник будет неоднократно возвращаться к своим детским воспоминаниям о неспешной счастливой жизни в провинциальном городе.

Б. Кустодиев. Яблоневый сад, 1918

Б. Кустодиев. Купчиха, пьющая чай, 1923

«Купчиху за чаем» Кустодиев написал в 1918 г., в 40-летнем возрасте. Годы счастливой юности давно остались позади, а с приходом большевиков к власти эта жизнь была утрачена безвозвратно. Купеческие усадьбы и дородные купчихи за уставленными снедью столами теперь жили только в памяти художника. Времена были голодные и страшные, о чем он писал режиссеру В

Лужскому: «Живем мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости»

Б. Кустодиев. Провинция, 1919

К тому же в это время у художника были серьезные проблемы со здоровьем – еще в 1911 г. ему поставили диагноз «костный туберкулез», позже в позвоночнике образовалась опухоль, болезнь прогрессировала, и к моменту написания «Купчихи за чаем» Кустодиев уже три года был прикован к инвалидному креслу. С тех пор, по словам художника, его миром стала его комната. Но тем живее работало воображение. «Картины в моей голове сменяются, как кино», – говорил Кустодиев. Чем хуже становилось его физическое состояние, тем ярче и жизнерадостнее были его работы. В этом он находил свое спасение. Поэтому утверждения о том, что в своих картинах он намеревался изобличить дореволюционный мещанский быт, иронизируя над умиротворенными купчихами, вряд ли имеют под собой реальные основания.

Б. Кустодиев. Троицын день, 1920

На самом деле «Купчиха за чаем» была вовсе не купчихой, а настоящей баронессой. Очень часто моделями для купчих Кустодиеву служили представительницы интеллигентной среды. На этот раз художнику позировала его соседка по дому в Астрахани Галина Владимировна Адеркас – баронесса из древнего рода, ведущего свою историю с XIII в. На тот момент девушка была студенткой-первокурсницей медицинского факультета, хотя на картине она выглядит гораздо старше и внушительней, чем была в действительности. Однако автор и не преследовал цели портретного сходства – это скорее собирательный образ, который становится олицетворением всего уездного городка.

Б. Кустодиев. Купчиха за чаем, 1918. Эскиз

О дальнейшей судьбе Галины Адеркас известно очень мало: по некоторым сведениям, она оставила занятия хирургией и занялась пением. В советское время пела в составе русского хора в Управлении музыкального радиовещания Всесоюзного радиокомитета, участвовала в озвучивании фильмов. Следы теряются в 1930-1940-х гг. – предположительно, она вышла замуж и выступала в цирке.

Б. Кустодиев. Купчиха и домовой, 1922

Кустодиев еще не один раз возвращался к излюбленной теме и писал купчих. До сих пор длятся споры о том, было ли это иронической стилизацией мещанского быта или ностальгией по безвозвратно утраченному прошлому. Судя по особенной теплоте, с которой художник относится к своим купчихам, эти картины стали для него бесконечным прощанием со счастливой юностью и милым сердцу миром.

Нравится? Жми:

• Разделы: картины, художники

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: