Что посмотреть
Музей расположен в одноэтажном доме, в котором когда-то жил Валериан Дмитриевич Дервиз. Экспонаты музея рассказывают об истории усадьбы, ее владельцах и гостях, которые приезжали сюда в конце XIX — начале XX веков. Один из разделов посвящен Валентину Серову, который проводил здесь много времени с момента покупки поместья Дервизом и до самой своей смерти.
В Домотканово удалось сохранить часть парка, прудов и главный дом, в котором расположены экспозиции музея. Сотрудники возрождают атмосферу усадебной жизни, которая здесь велась на протяжении трех десятков лет. На территории усадьбы организуют пленэры, устраивают кукольные представления, празднуют Масленицу. Большую популярность завоевал ежегодный фестиваль «Сиреневое Домотканово». Барский дом, как и много лет назад, окружают кусты сирени. По легенде Владимир фон Дервиз увидел имение во время ее цветения, поэтому сразу принял решение о покупке.
Во время фестиваля проводятся концерты, мастер-классы, тематические экскурсии от сотрудников музея, поэтической марафон и тематические выставки.
Татьяна Иванова
Интересный фактЖена друга и владельца усадьбы Владимира Дмитриевича Дервиза — двоюродная сестра Валентина Серова, Надежда Яковлевна Дервиз (в девичестве Симонович).
Валентин Серов. Деревенские пейзажи в Домотканово
В конце 1890-х – начале 1900-х годов Валентин Серов пишет цикл деревенских пейзажей и называет его «Крестьянский Серов». Мастер хочет показать скромную поэзию русской деревни. Большинство таких картин он нишет в Домотканово.
Для своих картин живописец всегда выбирал то, что ему было ближе всего. На многих полотнах он изображал своих любимых лошадей. Вы помните породистого скакуна на парадном портрете Великого князя Павла Александровича (в прошлой моей публикации)? В небольшой пастели «В деревне.
Баба с лошадью» 1898 года мы видим невзрачную рыженькую лошадку.
Валентин Серов. В деревне. Баба с лошадью. 1898
Подолгу живет Валентин Серов в своем любимом Домотканове с женой Ольгой. Здесь в 1895 году он пишет ее замечательный, светлый и радостный портрет, на фоне играющих на лугу двух детишек — «Летом» (1895).
Валентин Серов. Летом.1895
Валентин Серов. Волы
Валентин Серов. Осенний вечер. Домотканово. 1886
На смену ярким, светоносным пейзажам «Волы» (1885), «Осенний вечер. Домотканово» (1886) появляется ненастный, серенький денек, проникнутый тонкой, щемящей грустью – «Октябрь. Домотканово» (1896).
Пастушок, лошадки, ветхие избы, затерянные посреди бесконечных просторов полей – все воспринимается как часть гармоничного огромного мира, разлитой в нем тишины.
Русская деревня всегда в сердце художника.
Валентин Серов. Октябрь. Доомотканово. 1895
Валентин Серов и «Мир искусства»
В 1898 году С.П.Дягилев организовал Выставку русских и финляндских художников, на которую пригласил Серова. У живописца появляется новый круг общения.
Кроме Бенуа, он сближается и с другими активными членами общества «Мир искусства»: Е.Е.Лансере, М.В.Добужинским, Л.С.Бакстом.
В начале 1900-го года Валентин Серов покидает Товарищество передвижных художественных выставок (ТПХВ) и вступает в объединение «Мир искусства».
Валентин Серов. Стригуны на волопое. Домотканово. 1904
В 1900-1910-е годы витают в воздухе запоминающиеся блоковские образы «фиолетовые сумерки», «степная кобылица», «белый снег», «желтая заря».
В атмосферу тихого зимнего вечера попадаем мы, глядя на изображение скромной деревенской окраины в пастели Валентина Серова «Стригуны на водопое. Домотканово» (1904).
Бенуа считает, что молодые кони на фоне пронзительного лимонно-желтого закатного неба вносят напряженную интонацию, напоминающую эпоху декаданса.
Валентин Серов. Художник К.А.Коровин на берегу реки. 1905
Два друга, Серов и Коровин, страстно увлекались рыбной ловлей. Всю душу вкладывает Валентин Серов, изображая самого близкого друга за любимым занятием.
В отличие от последовательных символистов М.А.Врубеля и В.Э.Борисова-Мусатова, Валентин Серов непоколебимо верен натуре. Как он сам признается, его глаз чутко улавливает в окружающем и светлые прозрения, и тревожные, смутные предчувствия.
Мюнхенская школа
Различные стороны русской и европейской художественной жизни пронизывает сильное желание эксперимента. Стремление к выразительности линии и цвета преобладает и в Мюнхенской школе А.Ашбе. В ней обучались русские художники И.Э.Грабарь, В.В.
Киндинский, а также в Мюнхенском Сецессионе, первым русским членом которого стал Валентин Серов. Новации наглядно проявились на страницах петербургского журнала «Мир искусства», в котором, по словам Рериха, Валентин Серов играл «весомую» роль.