Обращение к образу венеры в творчестве джорджоне, тициана и веласкеса

Женщины в жизни Тициана

Для художника, а в особенности портретиста, важны натурщики. Даже чтобы написать нечто мифическое или религиозное, живописцу требуется образ – чья-то натура. Например, картины «Венера перед зеркалом», «Мадонна с младенцем», «Любовь земная и любовь небесная» и многие другие, где изображены женщины, требовали своих натурщиц.

Многие картины Вечеллио посвящены женской красоте. Для некоторых полотен позировали мастеру простые жительницы Венеции, а для других и довольно знатные особы, ведь быть образом для такого художника считалось почетным.

Тициан Вечеллио «Венера перед зеркалом», 1555 годМестонахождение: Национальная художественная галерея, Вашингтон, США

Множество историй, где женщина становилась натурщицей живописца, продолжались романтическими отношениями. Не был исключением и Тициан. Он любил женщин, а они его, поэтому в жизни художника было достаточно романтики и взаимной любви. Особенно выделял Вечеллио женщин статных, имеющих пышные формы и рыже-золотистый цвет волос. Самого же художника современники описывали так:

Тициан Вечеллио «Женщина с зеркалом», около 1515 годаМестонахождение: Лувр, Париж, Франция

Это можно заметить на его автопортретах. Живописец был любвеобилен, но со временем выбрал одну женщину, которую и взял в жены. Чечиллия Сольдано поначалу служила экономкой у Тициана. Она была привезена художником с его малой родины из северных областей Италии.

Дети у этой пары появились намного раньше того, как они обвенчались. В семейной жизни Тициан нажил четверых детей – двоих сыновей и двоих дочерей. К сожалению, во время четвертых родов супруга художника скончалась.

Жизнь в Венеции

В этот чудесный город с тысячей каналов Тициан попал в 13 лет. Вдохновившись и очаровавшись Венецией, художник останется в ней до конца своих дней. Уже в возрасте 30 лет Тициана объявят главным художником Венеции. Художник был очень трудолюбив и работоспособен, ему приписывают фразу:

Картины живописца из Пьеве-ди-Кадоре были насыщены всевозможными красками. Тициан экспериментировал не только с палитрой, но и с нанесением краски на холст. Он пробовал рисовать не только кистью, но использовал ещё шпатель и свои собственные пальцы при нанесении мазков.

Тициан Вечеллио «Мадонна с младенцем» («Цыганская мадонна»), около 1511-1512 годовМестонахождение: Музей истории искусств, Вена, Австрия

Тициан стал прославленным живописцем не только благодаря своему таланту, но и новаторству, применяемому им в художественной технике. В Венеции из-за повышенной влажности рисовали в основном на досках, то есть делали гравюры, и создавали фрески, расписывая своды и стены храмов и церквей.

Придя в венецианский мир живописи, Тициан открыл мастерство рисования именно на холсте. Вечеллио стал использовать грунтованный холст и писать на нем масляными красками, что делало картины более долговечными в особенных климатических условиях Венеции.

Тициан прослыл мастером психологического портрета, он умел запечатлеть на холсте не только физические нюансы человека, но и аспекты самой личности. То есть художнику с поразительной точностью удавалось передать всю суть позировавшего ему для портрета человека. Тициан мог отобразить на полотне всё разнообразие человеческих характеров, будь то лицемерие или достоинство, уверенность в себе или страдание. Не зря современники называли живописца «Король живописцев и живописец королей».

Тициан Вечеллио «Портрет Графа Антонио ди Порчиа»,1540 годМестонахождение: Пинакотека Брера, Милан, Италия

Тициан, действительно, писал портреты высокопоставленных особ того времени. Были среди них монархи, римские папы, кардиналы, именитые дворяне и другие влиятельные деятели. Короли Испании и Франции звали Тициана к своему двору, но художник выполнял заказ и возвращался в любимый город на воде. Есть исторические свидетельства, что при написании портрета императора Карла V, который правил Священной Римской империей, Тициан обронил художественную кисть, а властелин огромной части суши поднял её и подал мастеру со словами:

Такие слова от императора, бесспорно, говорят о большом почете и уважении к живописцу. Вообще, в эпоху Тициана модно и престижно было стать запечатленным им, а портреты, написанные художником, ценились очень дорого. Эти портреты смотрелись, словно отражение в зеркале, настолько у Тициана были развиты качество и техника рисования.

Тициан Вечеллио «Конный портрет императора Карла V», 1548 годМестонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

Всё начинается с детства

Над точной датой рождения Тициана ученые-историки думают до сих пор. На сегодняшний день существует несколько вариантов. Не говоря уже о месяце и числе, год рождения художника варьируется от 1473 по 1490 год. Соответственно, кто-то считает, что он прожил 88 лет, а кто-то – что и все 96.

Например, сохранилось письмо Тициана к Филиппу II – королю Испании, в котором живописец, будучи уже в пожилом возрасте, называет годом своего рождения 1474. Последние исследования в этой области склоняют к версии 1490 года, а вот сотрудники Метрополитен – музея и Исследовательского института Гетти настаивают на 1488 году.

Что удивительно, хотя историки не определили точной даты появления на свет самого живописца, им хорошо известна его семья и место рождения. Увидел свет Тициан в итальянском городе Пьеве-ди-Кадоре. Отцом мальчика был государственный деятель Грегорио Вечеллио.

Тициан Вечеллио «Любовь небесная и любовь земная», 1514 годМестонахождение: Галерея Боргезе, Рим, Италия

Затем, до десятилетнего возраста, биография художника вновь теряется. Примерно в это время семья Вечеллио перебирается жить в Венецию. Там мальчик начинает учебу в художественных мастерских, сначала Себастьяно Цуккато, потом Джентиле Беллини и Джованни Беллини.

Пока юноша учился в Венеции, он приобрел множество интересных знакомств. Тициан обрел друзей в художественной среде, например, он познакомился с Джорджо Барбарелли. В книге «Вечеллио Тициан» из серии «Великие художники мира» (составитель Н.А. Моисеева) приводится такой факт про художника:

Как показывают исторические исследования, талант к живописи проявился у мальчика ещё до десятилетнего возраста и переезда в Венецию. В городе на воде молодой живописец в полной мере проявил свои таланты и способности. Вначале он занимался фресками, которые первое время выполнял вместе со своим близким другом Джорджо Барбарелли, современники звали его просто Джорджоне. Одной из первых значимых работ Тициана считаются фрески, выполненные им вместе с Джорджоне для дворца Фондако-деи-Тедески.

Автопортрет Джорджо Барбарелли, более известного как Джорджоне, вместе с которым работал Тициан, около 1508 годаМестонахождение: Музей Герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, Германия

Творческий путь гения

По происхождению Тициана никто не предполагал, что он станет художником, да притом выдающимся. Дело в том, что город рождения живописца – это самый настоящий город – крепость, в котором живут далекие от искусства люди. Пьеве-ди-Кадоре находится на севере Италии, это горная местность, жители её были в те времена суровы и молчаливы, среди них до Тициана ещё не появлялось художников. Были среди этих горцев искусные кузнецы, лесорубы и ткачи, но живописцев этот суровый край до рождения Вечеллио не давал миру.

Можно считать поразительным стечением обстоятельств то, что родители Тициана позволили ему развивать свой талант, а не принудили к труду, свойственному для местности. В Пьеве-ди-Кадоре детей с раннего детства приобщали к работе. Поначалу они помогали взрослым, а потом начинали работать самостоятельно. Мальчики, например, помогали в кузницах и лесорубам, а девочки занимались сбором полезных трав и ягод. В городе ещё было развито красильное дело, поэтому во многих домах хранились красящие вещества, с ними-то и связана одна из легенд про Тициана.

Считается, что его талант впервые проявился в рисунке на стене дома, а было это так. Семья Вечеллио посещала церковь по воскресным дням, это была традиция. Естественно, в храмах тогда уже существовали роспись и иконы. Маленький Тициан, насмотревшись на церковные художества, решил воспроизвести нечто подобное. Мальчик взял красители, какие были дома, и на белой домашней стене попытался изобразить Деву Марию. Как говорят современники, образ очень напоминал внешне мать Тициана.

Тициан Вечеллио «Благовещение», 1519-1520 годыМестонахождение: Кафедральный собор, Тревизо, Италия

Отец, будучи человеком серьезным, состоящим на государственной службе, не хотел видеть сына в роли живописца, но мать всё же настояла на том, чтобы дать мальчику художественное образование. Так юный Тициан и попал в Венецию для обучения живописи.

Получилось, что рисунок на стене, если всё это было в действительности, сыграл решающую роль в жизни художника. Значит, и рисунок этот был столь хорош, что мальчика решили отдать на обучение именно живописи. Уже не впервые в истории мы видим, что талант проявляется у человека в детстве, и талант очень явный и даровитый.

Тициан Вечеллио «Красавица», 1536 годМестонахождение: Палаццо Питти, Флоренция, Италия

Биография

Будущий живописец появился на свет в Пьеве-ди-Кадоре (Pieve di Cadore) – небольшом городке, в провинции Беллуно (Provincia di Belluno), недалеко от Венеции (Venezia). Точная информация о дате его рождения отсутствует, ориентировочно ею считаются 80-90 годы XV века.

Семья была среднего достатка, отец занимался политикой и военным делом. Сохранилось также мало сведений об образовании Тициана, известно лишь, что он не владел латынью и другими древними языками, знание которых в те времена считалось признаком высокой просвещённости. С ранних лет юноша проявлял склонность к рисованию, его талант был замечен родителями, в результате чего в возрасте 10-12 лет отпрыска отправили в Венецию, где вместе со своим родным братом он должен был обучаться искусству.

https://youtube.com/watch?v=K4g6z1VX40w

Юный Тициан работал подмастерьем у нескольких именитых живописцев и скульпторов. В их число входили Джентиле Беллини (Gentile Bellini), а позже его брат Джованни Беллини (Giovanni Bellini). Молодой художник познакомился в Венеции с Джорджоне (Giorgione), ставшим ему впоследствии близким другом и учителем, Лоренцо Лотто (Lorenzo Lotto) и другими титанами Высокого Возрождения, оказавшими большое влияние на его творческий путь.

Узнавая от своих наставников секреты мастерства художественного искусства, законы перспективы, особенности создания композиции, градации перехода светотени и цвета, Тициан, обладавший незаурядным талантом, развивал мастерство, и со временем приобрёл собственный, непревзойдённый стиль.

Уже в ранний период творчества молодому живописцу поступали многочисленные заказы от частных лиц и различных религиозных братств, тогда же были созданы десятки великолепных полотен с изображением Мадонны и женских образов. Популярность и признание Тициана стремительно росли: примерно в 30-летнем возрасте он получил официальное звание первого художника Венецианской республики (Serenissima Repubblica di Venezia).

В 30-х годах XVI века живописец был представлен во дворе императора Священной Римской империи Карла V. Тициан творил в Испании и других странах Европы: ему позировали самые влиятельные персоны той эпохи: герцоги, кардиналы, папы, монаршие особы и их приближённые. Великому живописцу были пожалованы графский и рыцарский титулы, – знак величайшего признания, которого ранее не удостаивался ни один художник.

Тициан Вечеллио был счастлив в браке, и имел детей (супруга, Чечилия Сольдано (Cecilia Soldano), скончалась во время родов в 1530 году). Он прошёл долгий, насыщенный и яркий путь, отличался крепким здоровьем, позволявшим многие десятилетия посвящать себя живописи. По утверждениям историков, Тициан дожил до глубокой старости (примерно 90-99 лет), оставаясь в здравом уме, и не прекращая заниматься любимым делом. Он умер с кистью в руке, в собственной мастерской, в Венеции от чумы, охватившей в очередной раз город.

https://youtube.com/watch?v=LKblpHhyTQQ

Тело художника, вопреки существовавшим тогда законам, продиктованным страшной эпидемией, было погребено по христианским обычаям, а не предано огню. Могила непревзойдённого гения находится в соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari) – одном из самых значимых храмов города. Там же, спустя два столетия, по указанию австрийского императора Фердинанда I, был установлен мраморный памятник живописцу, выполненный в стиле барокко.

Обращение к образу Венеры в творчестве Джорджоне

Картиной, в которой Джорджоне обращается к образу Венеры, является «Спящая Венера». Написана в 1508-1510х годах и находится сейчас в картинной галерее Дрездена.

Удивительно целомудренная, несмотря на свою наготу, «Спящая Венера» является в полном смысле аллегорией, символическим образом Природы. Погруженная в спокойную дрему нагая Венера изображена на фоне сельского пейзажа, спокойный пологий ритм холмов которого так гармонирует с ее образом. Облачная атмосфера смягчает все контуры и сохраняет вместе с тем пластическую выразительность форм. Как и иные творения Высокого Возрождения, джорджоневская Венера замкнута в своей совершенной красоте и как бы отчуждена и от зрителя и от окружающей ее природы. Не случайно она погружена в безмятежный сон. Закинутая за голову правая рука создает единую ритмическую кривую, охватывающую тело и замыкающую все формы в единый плавный контур. Светлый лоб, спокойно изогнутые брови, мягко опущенные веки и прекрасный строгий рот создают образ прозрачной чистоты.

В «Спящей Венере» Джорджоне впервые в мировом искусстве раскрылся живописный идеал соразмерности пропорций и невозмутимого покоя, свободы и полной завершенности, идеал высшего единства физической и духовной красоты женщины.

2. Тициан Вечеллио

Тициан Вечеллио да Кадоре (1488/1490-1576) — один из величайших художников всех времен и народов, являющийся — наряду с Леонардо (1452-1519), Рафаэлем (1483-1520) и Микеланджело (1475-1564) — одним из четырех титанов итальянского Возрождения.

По месту рождения (Пьеве-ди-Кадоре в провинции Беллуно, Венецианская республика) его иногда называют да Кадоре; известен также как Тициан Божественный.

Ему делали заказы короли и римские папы, кардиналы, герцоги и князья. Тициану не было и тридцати лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. «Королем живописцев и живописцем королей» называли Тициана еще при жизни. Открытия Тициана в области живописи — цветовая лепка формы, нюансировка краски, изумительное богатство колорита — оказали огромное воздействие на мастеров последующего времени.

Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран — это и Рубенс (1577-1640) , и Ван-Дейк (1599-1641), и Рембрандт (1606-1669), и Веласкес, и Дали (1904-1989) , французские импрессионисты, многие русские художники XIX века. Его работы копировались тысячи и тысячи раз, но никому не удавалось повторить того внеземного сияния, что исходит от красок с полотен Тициана. Помимо колористических завоеваний, не менее важным оказался опыт Тициана в развитии мифологического жанра, пейзажа и портрета. Тициан был крупнейшим портретистом своего времени, а его портреты на многие века стали эталоном для подражаний и восхищений. Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана — значило обрести бессмертие.

Из произведений, принадлежащих Тициану, особенно известны:

· «Мадонна с младенцем» (1507 год), Академия Каррара, Бергамо

· «Крещение Христа» (1512 год), капитолийская Пинакотека

· «Флора» (1515 год), Галерея Уффици, Флоренция

· La Bella/ «Красавица» (1536 год), Галерея Палатино Палаццо Питти, Флоренция

· «Портрет Джулио Романо» (1536 год), Museo Civico di Palazzo Te, Палаццо де Те

· «Портрет Антонио Порчия» (1535-1540 годы), Пинакотека Брера

· «Даная» (1544-1546 годы); Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). Первая версия, сейчас принадлежит Национальному музею Каподимонте в Неаполе. Еще одна из них находится в музее Прадо, вторая в Эрмитаже, третья в Венском художественно-историческом музее.

· «Распятие» (1558 год), церковь Сан-Доменико, Анкона

· «Благовещение» (1564 год), церковь Сан-Сальвадор, Венеция

· «Венера, завязывающая глаза Амуру» (1565 год), Галерея Боргезе, Рим

Обращение к образу Венеры в творчестве Веласкеса

Как и все выше перечисленные художники, Веласкес также обращался к образу Венеры.

И таким произведением является картина «Венера с зеркалом». Написана в 1649-1651х годах и находится сейчас Национальной галерее Лондона.

Мифологическая картина Веласкеса известна и под другим названием — «Венера Рокебю». В ноябре 1648 года Веласкес во второй раз отправился в Италию и пробыл там до июня 1651 года. Большую часть времени своего путешествия Веласкес провел в Риме, где создал несколько портретов — в том числе, известнейший портрет папы Иннокентия X (1574-1655). К этому же периоду, по-видимому, относится шедевр Веласкеса «Венера с зеркалом», редчайшее в истории испанской живописи изображение обнаженного женского тела. Испанская инквизиция под страхом отлучения от церкви запрещала изображение обнаженной натуры, но эта картина Веласкеса была снисходительно одобрена королем Филиппом IV. Может быть потому, что художник с целью некоего сарказма или иронии изобразил в зеркале богини красоты Венеры одутловатое лицо уже немолодой женщины.

Молодое тело, отражение зрелой женщины, маленький сын — Купидон. Куда смотрит женщина? По одной теории Веласкес, таким образом, показывает связь между старостью и молодостью.

По другой же теории, зеркало являет собой разграничитель на мир реальный (отражение) и мир фантазий (красота). Более того, лицо в зеркале отражено не так, как должно быть на самом деле. Конечно, это специальный приём художника.

Заключение

Таким образом, я считаю, цель работы — изучить и сравнить трактовки образа Венеры в картинах таких художников как Джорджо Барбарелли, Тициана Вечеллио и Диего Веласкеса — достигнута.

Я изучила картины выше упомянутых деятелей искусств и в заключение хотелось бы сказать, что Венера — древнеримская богиня любви и красоты, послужила для художников ярким примером того, какой должна быть идеальная женщина. Для Джорджоне она — идеал естественной красоты, свободы и полной завершенности, для Тициана — дева из мифологии светского очарования, для Веласкеса — символ загадочности. Но главной особенностью, является изображение прежде всего чувствительного, тонкого, гармоничного женского начала.?

Список литературы

1. Браун Д. Код да Винчи / Издательство: АСТ; серия: Величайший интеллектуальный триллер, 2013. — 544 с.

2. Рассел Д. Венера (мифология) / Издательство: Книга по Требованию, 2012. — 62 с.

3. Захер-Мазох фон Л. Венера в мехах / Издательство: БММ; серия: Экранизированная классика, 2014. — 240 с.

4. Мифы Древней Греции и Рима, Афродита (Венера) / http://www.legendami.ru/bod/greece/greece25.htm

5. Венера, богиня / http://ru.wikisource.org/wiki/%D0% AD % D0% A1% D0% 91% D0% 95/%D0% 92% D0% B5% D0% BD % D0% B5% D1% 80% D0% B0,_%D0% B1% D0% BE % D0% B3% D0% B8% D0% BD % D1% 8F

6. Джорджо Барбарелли да Кастельфранко / https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4% E6% EE % F0% E4% E6% EE % ED % E5

7. DaLia Спящая Венера. Джорджоне /

http://worldartdalia.blogspot.ru/2013/10/blog-post_6474.html

8. Тициан Вечеллио да Кадоре / https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2% E8% F6% E8% E0% ED

9. Венера, завязывающая глаза Амуру, Тициан Вечеллио / http://muzei-mira.com/kartini_italia/625-venera-zavyazyvayuschaya-glaza-amuru-tician-vechellio.html

10. Венера Урбинская / http://smallbay.ru/artreness/tiziano01.html

11. Венера и Адонис — Тициан / http://muzei-mira.com/kartini_italia/874-venera-i-adonis-tician.html

12. Венера перед зеркалом, Тициан Вечеллио / http://muzei-mira.com/kartini_italia/1070-venera-pered-zerkalom-tician-vechellio.html

13. Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес / https://ru.wikipedia.org/wiki/%C2% E5% EB % E0% F1% EA % E5% F1,_%C4% E8% E5% E3% EE

Краткие сведения об авторе

Тициано Вечеллио – известный художник Италии, родившийся в 1488/1490 году в Беллуно и умерший в 1576 году в Венеции. Творец был представителем венецианской школы того времени. Имя Тициана Вечеллио располагается на одном ряду вместе с Микеланджело, Рафаэлем и Леонардо да Винчи.

Стиль написания работ был выработан Тициано Вечеллио на основе полотен Рафаэля и Микеланджело. В этот момент мастер особенно был внимателен к монументальным работам, которые были выполнены с неким пафосом и динамикой. Тициан Вечеллио создавал образы, которые были проникнуты красочными силами, все композиции выстраивались по диагональной линии и пронизывались стремительными движениями.

История написания «Венера перед зеркалом»

«Венера перед зеркалом» представляет собой полотно, обладающее следующими характеристиками:

  • Работа принадлежит кисти Тициана Вечеллио.
  • Год написания работы – 1555.
  • Работа написана на холсте масляными красками.
  • Жанр картины мифологический.
  • Сегодня полотно «Венера перед зеркалом» располагается в Национальной галерее искусства на территории Вашингтона.

Картина писалась Тицианом Вечеллио в поздний период его творчества. На тот момент художнику было уже 60 лет. Мастер особенно высоко оценивал полотно и не желал его продавать. Именно поэтому «Венера перед зеркалом» располагалась в его доме до последнего вздоха.

Когда творец умер, картина досталась сыну мастера, однако тот, спустя 5 лет продал творение с остальными картинами Кристофоро Барбариго. Так, на протяжении трех следующих веков полотно располагалось в имении Барбариго. Однако уже в середине XIX века, картины были переданы Николаю I для размещения в Эрмитаже.

Во времена Советского Союза картина была продана Эндрю Меллону – коллекционеру из Америки, после смерти которого «Венера перед зеркалом» попала в Национальную галерею искусства, где и находится по сей день.

Церковная цензура и необычный сюжет знаменитого шедевра

Картина «Венера с зеркалом» уникальна, поскольку это единственное творение Диего Веласкеса в таком стиле, сохранившееся до наших времен. Нарисовать придворному художнику обнаженную женскую натуру в то время было не менее опасней, чем попробовать посягнуть на престол или папский авторитет. Посему церковь крайне четко определяла правила написания подобных картин.

С оригинала разрешалось срисовывать только лицо и руки, остальное нужно было воспроизводить по гравюрам древних немецких мастеров. Посягнувший на эти правила отлучался от церкви, и даже мог лишиться головы. Сложности добавляло и то, что испанские вельможи весьма охотно доносили друг на друга.

Художники из других стран особо не стремились в то время попасть в Испанию. Но Веласкес родился и вырос в своей стране, и могучая смесь творческого таланта с горячей испанской кровью не желала мириться с этими ограничениями. Его решение показать миру свое творение «Венера с зеркалом», проявить себя именно с этой стороны в живописи, было явно продиктовано не простыми обстоятельствами и большим риском. Что двигало им в тот период и какие события предшествовали этой работе?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: