«туалет венеры» веласкес диего картина 1644 г., описание кратко

Слуги и художник

Справа и слева от инфанты находятся её фрейлины. Одна из них протягивает девочке сосуд с напитком. Неподалёку находятся охранник и компаньонка. Особый интерес вызывают два карлика, присутствующие на картине. В те времена они служили в качестве шутов и здесь также, несомненно, должны были развлекать инфанту.

Кстати, присутствие карликов на картине было достаточно редким явлением (тем более, на полотне придворного художника). «Менины» – картина, которая содержит и автопортрет Веласкеса. Да-да, тот самый человек, стоящий у холста с кистью и красками – это художник, написавший полотно, что перед нами.

Достаточно редкое явление – присутствие на картине придворного живописца карликов

И здесь заметна маленькая “слабость” живописца. Он решил изобразить не себя “настоящего”, а несколько идеализированный образ. Но, согласитесь, кому из нас не хочется выглядеть на портретах ярче и интереснее, чем в реальности?

На груди художника можно заметить красный крест – это орден Святого Сантьяго. Что примечательно, в рыцари данного ордена живописец был произведен уже после смерти короля, хотя Филиппа IV мы видим рядом с ним на полотне.

Автопортрет Веласкеса, вписанный в картину Менины

История создания

«Менины» – одна из самых знаменитых картин Диего Веласкеса. В старину менинами называли свиту, сопровождающую наследника престола. Наиболее распространённым этот термин был в Испании и Франции. Как я уже заметила, Веласкес служил при дворе Филиппа IV, а потому сцены из придворной жизни часто появлялись на его полотнах. Впрочем, «Менины» во многом отличаются от других работ живописца.

Созданное в 1656 году творение по праву считается одним из самых изученных полотен европейских художников. К тому времени Веласкес уже имел должность камергера при дворе. Она позволила ему скопить значительное состояние, но дела занимали слишком много времени, которое могло бы пригодиться для создания новых работ.

В ту пору Веласкес писал редко, а потому каждая из картин была поистине особенной. Несмотря на то, что и сегодня учёные продолжают изучать «Менины», творение это хранит массу неразгаданных тайн.

Диего Веласкес «Автопортрет», 1645 годМестонахождение: Галерея Уффици, Флоренция, Италия

Картина Венера перед зеркалом (1647—1651)

Диего Веласкес(1599—1660)

«Венера перед зеркалом» (исп. La Venus del espejo) — картина испанского художника Диего Веласкеса, изображающая полулежащую обнажённую Венеру. Она смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур. Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции ее фигуры далеки от античной «правильности».

Точная дата написания картины неизвестна. Считается, что она была закончена около 1647—1651 гг. Предположительно, Веласкес написал «Венеру с зеркалом» во время своего визита в Италию, так как инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Также влиянием целомудренного испанского мировоззрения считается то, что Венера изображена, в отличие от итальянских «Венер», лежащей спиной к зрителю.

Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. Похожие картины можно встретить у Джорджоне («Спящая Венера») и Тициана («Венера Урбинская»). В своей работе Веласкес объединил две устоявшиеся позы, в которых изображалась Венера — полулежащая и с зеркалом.

«Венера с зеркалом» — единственное сохранившееся изображение обнажённого женского тела кисти Веласкеса. До 1813 года картина хранилась в частных коллекциях в Испании, потом была перевезена в Йоркшир. В 1906 году она была куплена Фондом национальных коллекций (The National Art Collections Fund) для Лондонской Национальной галереи. В 1914 году картина была повреждена суфражисткой Мэри Ричардсон, но полностью реставрирована и возвращена в галерею, где находится и по сей день.

Во времена Веласкеса обнаженная женская натура была очень редким гостем в испанской живописи. Объясняется это просто — подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. Создать ее Веласкес мог как сразу после возвращения из Италии, так и во время своей второй поездки туда. В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества
Тициана). Вместе с тем собственно «божественного» в героине полотна мало. «Картина изображает обнаженную женщину, — описывал свое приобретение первый ее владелец, — лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку, и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок». В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. Свои названия — « Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» — эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир. После того, как её приобрела лондонская Национальная галерея, в обиход вошло еще одно название этого шедевра — «Венера из Рокеби».

Красота цвета картины

Телесные тона кожи Купидона, контрастирующие с его крыльями и перевязью, темнее тонов кожи Венеры.

Красная драпировка на заднем плане, сбалансированная с холодными тонами остальной части композиции, значительно «утепляет» цветовую гамму картины.

Шелковые простыни, на которых лежит богиня, во взаимодействии с телесными тонами бархатистой кожи богини, тоже создают прекрасный цветовой контраст.

Черная рама зеркала четко выделяется на окружающем фоне.
Первоначально, когда сама картина была вставлена в черную раму, «эффект рамы» как бы удваивался.

Рамки для медалей

Багетное оформление орденов и медалей

Багетное оформление коллекционных предметов.
Профессиональное оформление орденов, медалей, значков.
При оформлении в багет орденов и медалей большое значение имеет правильное размещению орденов и медалей.
Ордена размещаются в виде композиции с определённой иерархией с учётом их внешнего вида и значимости.
В качестве фона используется зеленый бархат (сукно) для военных наград и синий – для спортивных.
Багетные рамки а3 для орденов и медалей.
Традиция памятных медалей, не несущих никакой наградной функции,
принадлежит великому российскому реформатору Петру I.
При его правлении монетный двор изготавливал памятные знаки в честь каких-либо
славных событий русской истории.
Тираж их был невелик, однако мастерство изготовления было почти ювелирным.
Рамки для коллекции памятных монет.
Медалью «В память 850-летия Москвы» награждаются:
участники обороны Москвы, награжденные медалью «За оборону Москвы»;
труженики тыла, работавшие в период Великой Отечественной войны 1941—1945 годов в
Москве и награжденные государственными наградами;
граждане, награжденные медалью «В память 800-летия Москвы» ;
граждане, внесшие значительный вклад в развитие Москвы.
Золотая медаль «За стабильное качество продукции и
высокое мастерство»
Памятные монеты, золотые и серебряные.

Судьба художника

Диего Веласкес родился в 1599 году в Севилье. Он был из дворян, но обедневших, возможно, португальского происхождения. В габсбургской Испании дворянину не приличествовало работать за деньги — только служить королю. Но поскольку Веласкес был старшим сыном в многодетной семье, ему приходилось искать обходные пути. С 11 лет мальчик учился живописи у Франсиско Пачеко, одного из лучших художников в Севилье в то время. В 18 лет Веласкес открыл мастерскую, но уже через несколько лет вместе с супругой (женился юноша на дочери своего учителя живописи) переехал в Мадрид.


«Иисус в доме Марты и Марии», 1618. (nationalgallery.org.uk)


«Продавец воды в Севилье», 1619−1622. (wikipedia.org)

Филипп проникся еще большей любовью к Веласкесу после личного знакомства. Художник был человеком замкнутым, спокойным, больше слушал, чем говорил, был прекрасно образован. Поэтому когда скончался один из придворных художников, его место сразу же занял Веласкес. У Филиппа был ключ от его мастерской. Король любил прийти, сесть в свое кресло и наблюдать за работой художника.


Филипп IV в коричневом костюме, расшитом серебром, 1631−1632. (nationalgallery.org.uk)

И хотя Филипп не особенно терзал художника своими пожеланиями, Веласкесу приходилось писать многочисленные копии портретов монарха и членов его семьи. Против нового фаворита Филиппа объединились старожилы двора — другие художники, которым было не по нраву соседство с новоиспеченным гением. Один из недоброжелателей обвинил Веласкеса в умении писать только портреты. Тогда король объявил конкурс на создание крупного батального полотна на тему изгнания морисков. И победил Веласкес. Окончание конкурса совпало по времени с кончиной главного придворного живописца — его место занял Веласкес.


«Сдача Бреды», 1635. (museodelprado.es)

Диего Веласкес в Испании был главным художников, но за пределами родины оставался практически неизвестным. Виной тому — закрытость испанского двора, инквизиционая цензура и консервативность испанцев XVII века

Во время второго визита в Италию Веласкес, чтобы привлечь внимание и расположить к себе знать и папский двор, быстро написал портрет сопровождавшего слуги и велел везде брать полотно с собой. Сплетни о невероятном таланте быстро распространились, Папа Римский Иннокентий Х пожелал портрет кисти Веласкеса

Когда понтифик увидел картину, то некоторое время сохранял молчание, а затем изрек: «Слишком верно». Но работу принял, и сегодня портрет считается одним из лучших из когда-либо написанных.


«Портрет папы Иннокентия X», 1650. (wikipedia.org)

Кисти Веласкеса принадлежит и один из самых известных портретов королевской семьи — «Менины». С ним связана одна из многочисленных загадок. Художник изображен как рыцарь Ордена Сантьяго (с красным крестом на груди), при этом картина была завершена до того, как Веласкес был удостоен награды. Считается, что красный крест дописал позднее сам Филипп IV — был же у него и ключ от мастерской, и навык работы с маслом.


«Менины», 1656. (wikipedia.org)

Орден Сантьяго был идеей фикс Веласкеса. Будучи дворянином не особенно знатным, он не имел права на данную награду. Но король упросил Папу сделать исключение. Правда, через два года после награждения Веласкес скончался, будучи еще довольно активным человеком — в 61 год. Подкосила его болезнь, которую он подхватил во время поездки в испанский павильон на границе с Францией — готовилась свадьба инфанты Марии Терезии и французского короля Людовика XIV, Веласкесу же была поручена организация празднества. Через несколько дней после возвращения в Мадрид художник скончался. Похороны прошли с невероятной помпой — король прощался с любимым художником. Вскоре, правда, он был забыт, и сегодня неизвестно, где находится его могила.

Зеркало Венеры и Копье Марса

Зеркало Венеры и Копье Марса — общепринятые символы женского и мужского пола, а также планет Венера и Марс
Знаки пола ведут свою историю со времен Древнего Рима.

Зеркало венеры

Символ планеты Венеры. Также используется для обозначения женского пола двуполых животных.

Зеркало Венеры (+) — используется как обозначение:

  • женского пола
  • римской богини Венеры или греческой богини Афродиты
  • химического элемента медь
  • планеты Венера.

Первоначально Зеркало Венеры изображалось без перекладины, которая была добавлена позже, чтобы не придать символу языческий вид, и предположительно изображал зеркало или бусы. По другой версии Зеркало Венеры — трансформированный древнеегипетский символ жизни, Анкх. Алхимики обозначали этим знаком медь, из которого когда-то делали зеркала.

У алхимиков этот знак обозначал медь и пятницу («День Венеры»).
В биологии этим знаком обозначается женский пол (знак введен Карлом Линнеем, 18 век)

Копьё Марса

Символ планеты представляют щит и копье Марса.
Так же этот символ вторника (английское слово Tuesday произошло от имени тевтонского бога Тиу, которого отождествляли с Марсом: в латинском этот день называли dies Martis, «день Марса».) Знак соответствует также железу, металлу, в наибольшей степени ассоциирующемуся с этим богом.
С середины 18 века этим символом в биологии обозначают мужской пол.

***

С началом Первой мировой войны суфражистки приостановили свои радикальные акции и перешли к мирной борьбе — к этому моменту движение было явно в тупике. В 1918 году, когда Великая война закончилась, женщины Великобритании старше 30 лет наконец получили право голоса.

В это время Ричардсон было 36. Через год она вступила в Лейбористскую партию и четырежды баллотировалась в парламент: в 1922, 1926, 1931 и 1934 годах, но безуспешно.

Сотрудничество с умеренными социалистами не привело ее политическую карьеру к взлету. Вероятно, поэтому Ричардсон в конце 1933 года примкнула к Британскому союзу фашистов (БСФ). «Я уверена, что женщины сыграют большую роль в установлении фашизма в этой стране», — с гордостью заявила Ричардсон.

Fotobank / Getty Images

Освальд Мосли знакомится с женщинами-фашистками

Сначала она была одной из помощниц в женской секции, которую создала супруга главного британского фашиста сэра Освальда Мосли, леди Синтия, известная как Симми. Она была дочерью лорда Джорджа Керзона, поддерживавшего борьбу женщин за избирательные права.

Вскоре Ричардсон стала руководителем «Женской секции» БСФ. «Бывшая суфражистка с сильным характером. Она была пылким оратором, особенно на уличных митингах», — о ней одна из участниц БСФ.

Лидер британских фашистов Мосли говорил: «Мое движение отчасти построено на женском фанатизме — они с огромной страстью следуют своим идеалам. Без женщин я бы не прошел и четверти пути». Газета движения Blackshirt («Чернаярубашка») писала: «Женщины получили право голосовать, но не получили права влиять на политику. Только тогда, когда женщины будут представлять женщин, они смогут получить это влияние».

В это время у БСФ была солидная поддержка в СМИ: на их стороне были Daily Mail и Sunday Dispatch. Владелец газет лорд Ротермир в январе 1934 года статью «Ура чернорубашечникам»: «Выживание Великобритании как великой державы будет зависеть от существования хорошо организованной партии правых, готовой взять на себя ответственность за национальные дела с той же прямой целью и энергичными методами, которые показали Муссолини и Гитлер».

Fotobank / Getty Images

Вдохновленные поддержкой влиятельных газет, фашисты организовали митинг в зале «Олимпия» — 7 июня 1934 года там собралось 12 тысяч человек. Во время выступления Мосли в зале произошла массовая драка между сторонниками БСФ и коммунистами, которые пришли сорвать мероприятие. После этого Daily Mail отвернулась от взлелеянных ею фашистов.

Британцы тоже стали выступать против чернорубашечников. Одна из наиболее массовых акций прошла уже через три месяца после событий в «Олимпии». Около 100 тысяч человек пришли в лондонский Гайд-парк, чтобы выразить протест против митинга БСФ.

Дела так лихо стартовавшего БСФ быстро испортились. Через год из союза вышла и Ричардсон. В своей автобиографии 1953 года экс-суфражистка даже не упоминает об этой странице прошлого. Но ее помнила мать Мосли — Катарина Эдвардс-Хиткоуп, которая характеризовала ушедшую суфражистку как «нечестную и неэффективную».

Fotobank / Getty Images

В 1935 году издание Welwyn Times цитировало выступление Ричардсон, в котором та признавалась, что ожидала от БСФ протеста против классовых различий и защиты прав женщин, но была разочарована. Активистку исключили из организации, когда она попыталась устроить в ее рядах раскол.

7 ноября 1961 года Мэри Ричардсон умерла в своей квартире в Гастингсе от сердечной недостаточности и бронхита, ей было 78 лет. Ее помнили как женщину, которая 47 лет назад напала на «Венеру». Большинство газет, которые сообщали о ее смерти, называли Ричардсон прозвищем 1914 года — «Убийца Мэри».

Тайна Венеры Веласкеса

На известном полотне мы видим обнаженную фигуру женщины, написанную в невероятно эротичном и в то же время скрытом ракурсе. Показывая всю прелесть своей фигуры, ее лицо обращено к художнику Диего через зеркало, которое держит купидон. Однако черты лица смазаны, и образ модели виден не отчетливо. Разумный и очень расчетливый живописный прием, который исключал любые подозрения на конкретную личность.

Нельзя не заметить, что художник остался верен и своей манере игры на контрасте. Светлая, местами почти белая кожа модели кажется еще светлее на фоне черной шелковой простыни. А красная портьера на заднем плане, символ папской церкви, остается зримой, но никак не влияющей на совершенство божественной красоты.

Некоторые историки живописи предполагают, что возможно смысловым является не столько сама богиня, сколько одна деталь, через которую она является миру. То самое зеркало, которое художник изобразил в качестве предмета для созерцания, является в аллегорическом смысле им самим. Благодаря таланту, служащему этой красоте, художник показывает ее нам в невероятно привлекательном и соблазнительном виде. Нам, зрителям и почитателям его гениального таланта, прошедшего сквозь века в совершенно иную, но не лишенную чувства прекрасного, цивилизацию.

Тайны картины

Уж если речь зашла о монархах, то спешу отметить ещё одну необычную деталь картины. Как правило, члены правящего семейства находились в центре полотна (как в случае с инфантой). По этой логике король и королева должны были стоять рядом с маленькой принцессой.

Но их можно увидеть в зеркале, что висит на стене на заднем плане. Поразительно, но Веласкес предпочёл сделать центральными фигурами прислугу и карликов, а не монархов. И в этом – ещё одна новаторская “изюминка” живописца.

Сопровождать инфанту могли только фрейлины из самых аристократических семей

Но, конечно, самой таинственной личностью остаётся человек в дверях, виднеющийся в дальней части помещения. Кто это? Исследователи так и не смогли точно определить, с кого был написан этот образ. Быть может, это друг или родственник художника (а может, и королевского семейства), что часто захаживал в мастерскую Веласкеса. Существует предположение, что это гофмейстер королевы Хосе Ньето Веласкес, который, по всей видимости, был родственником художника.

Не менее загадочной деталью кажется и взгляд персонажей картины. При первом знакомстве с полотном может показаться, что они смотрят на зрителя, но это не так. На самом деле взоры персонажей обращены к зеркалу, то есть они смотрят на короля и королеву.

В зеркале видно отражение короля Филиппа и его супруги Марианны

В своей картине «Менины» Веласкес создал поистине новаторский вариант живописи. В первую очередь, им были использованы необычные приёмы и варианты отображения, что прежде никем не применялись. Он сохранил загадочность и некую недосказанность, однако подчеркнул, что главными людьми в придворной жизни являются вовсе не монархи. Веласкес выделил тех, кто ежедневно трудится на благо двора, создаёт атмосферу и постоянно суетится – именно такими людьми и являлись менины.

Кто изображён на картине?

Одной из главных загадок картины является изображённый на ней образ. Существует несколько разных версий, кого на самом деле написал художник и представил в виде прекрасной Венеры.

На картине женщина изображена спиной к зрителям. Её лицо отражается в зеркале, в которое она смотрит. Но разглядеть чёткие черты лица невозможно из-за того, что эта часть работы довольно мутная, затемнённая и передаёт лишь общие штрихи. Можно расценить, что Веласкес хотел таким образом предоставить зрителю возможность самостоятельно дополнить образ, придав ему чёткие черты, исходя из индивидуальных представлений об идеале красоты.

Размытое лицо не позволяет точно определить, кого изобразил художник. Но это лишь породило множество версий по данному поводу. Основными являются две из них:

1. Картина была заказной и писалась для одного маркиза. В образе Венеры предстала его фаворитка и по совместимости танцовщицу Анну Дамину. Живописец специально размыл черты лица, чтобы зрители не смогли её узнать.

2. Вторая версия предполагает, что на полотне была возлюбленная самого Веласкеса. Художник провёл в Италии 4 года. На родине у него остались жена и ребёнок. Но существует версия, что во время этих итальянских путешествий живописец увлёкся своей коллегой, Фламинией Тривио. Именно её он и запечатлел на картине. Некоторые утверждали, что от этой связи у Веласкеса остался ребёнок.

Точно выяснить ту самую музу, что решил изобразить творец на полотне, не получится. Ответить на это мог только сам Веласкес. Но указанные версии являются основными из существующих.

Контекст

Полотно написано во время второй поездки Веласкеса в Италию. Первый визит был в целях повышения уровня мастерства — художник копировал старых мастеров, смотрел на работы современников. Второй визит был исполнением воли испанского короля Филиппа IV, который поручил Веласкесу закупить итальянские «новинки» для своей коллекции живописи и мрамора. Вторая поездка оказалась продолжительнее, чем планировалось. По всей видимости, Веласкес задержался из-за женщины, с которой познакомился в Риме (хотя дома его ждала жена, да и король писал, что скучает). Не исключено, что моделью для Венеры была именно эта возлюбленная.


«Вилла Медичи в Риме. Конец дня», 1630. (museodelprado.es)

В Мадриде Веласкес сумел убедить короля, что в изображении обнаженной античной богини нет ничего предосудительного. Поскольку кроме семьи и друзей монарха полотно никто не видел, то картину сохранили.

В 1914 году суфражистка, будущий лидер женского подразделения Британского союза фашистов Мэри Ричардсон, вооруженная садовой тяпкой, атаковала картину. По словам Мэри, гнусные мужчины смотрели на шедевр Веласкеса, истекая сладострастными слюнями. Английские реставраторы, сумевшие восстановить полотно, совершили чудо. Кстати, Ричардсон, будучи одной из самых воинственных суфражисток, регулярно организовывала поджоги и взрывы, била окна в ведомствах. Её арестовывали 9 раз.

Юная инфанта на полотне

Но давайте скорее перейдём к самому полотну и постараемся разобраться, что же так поражает зрителя. Сразу можно отметить, что на картине изображены 11 человек и одна собака. Практически все персонажи имеют реальных прототипов, причём искусствоведы определили всех, кроме одного человека на заднем плане.

Но прежде чем “познакомиться” с ними, я хочу обратить внимание на фон. Все действующие лица находятся в мастерской художника

Доказательства этому – картины на стенах, холст, расположенный внизу, да и человек с кисточкой и красками.

Диего Веласкес «Менины», 1656 годМестонахождение: Музей Прадо, Мадрид, Испания

В самом центре картины «Менины» находится престолонаследница – инфанта Маргарита. Ей на момент написания работы было 4-5 лет. Её можно по праву назвать любимицей Веласкеса.

Девочка появляется на 5 его картинах. Увы, судьба принцессы оказалась печальной. Выйдя замуж за Леопольда I, она стала императрицей Священной Римской империи, однако в этом статусе пробыла совсем недолго. Маргарита умерла в 22-летнем возрасте от осложнений, связанных с родами.

Веласкес сумел так изобразить девочку, что даже человек, далёкий от истории, сразу поймёт: перед нами – юная принцесса. У Маргариты уже заметна лёгкая величавость в осанке, да и сам наряд выделяет её среди окружения.

Главная героиня картины – маленькая принцесса Маргарита

Картина уходит из семьи, и начинает приносить несчастья

Когда герцогиня скончалась, наследники решили продать всю коллекцию, включая и картину с Венерой. Покупателем стал Мануэль Годой, который по совместительству был фаворитом Королевы Испании.

Первый покупатель, тот самый королевский фаворит, имел огромное состояние, пока не стал обладателем картины Веласкеса. Положение его настолько ухудшилось, что он бежал из страны во время войны 1812 г., оставив своё имущество.

«Венера перед зеркалом» начала переходить от одних ценителей искусства к другим, разоряя своих владельцев.

Затем картина была куплена для национальной галереи в Лондоне. Её смогли увидеть все желающие посетители. Вместе с этим начали появляться слухи, что полотно так сильно влияет на психику людей. А некоторых буквально доводит до безумия.

Инцидент в галерее

Известен случай, когда одна особа хотела уничтожить работу и напала на неё с тесаком. Женщина смогла нанести полотну несколько порезов, прежде чем удалось её схватить. На допросе дама объяснила, что мотивом её поступка стало желание провести таким образом акцию протеста.

После этого случая полотно пришлось восстанавливать. Были проведены реставрационные работы, и оно вернулось в галерею. И до настоящего момента продолжает находиться там, доступное для просмотра всем посетителям.

Больше не было официально зафиксировано случаев, когда Венера оказывала какое-то мистическое, сильное влияние на психику людей.

Знаменитое полотно долгое время переезжало от одного владельца к другому, постоянно разоряя каждого из них. Возможно, банкротство этих семей является совпадением, но дурная слава плотно закрепилась за данным шедевром.

Жанна Любарская

история

Впервые картина упоминается в 1651 году, когда она принадлежала Гаспару Мендесу де Аро (1629–1687). Он был задуман как двойник венецианской картины, изображающей лежащую нимфу . Она смотрит на зрителя, ее диван находится под открытым небом, это переворот изображения Венеры. В 1800 году Венера стала собственностью Мануэля де Годоя , первого министра Карла IV в Испании. Он был в состоянии повесить его между произведениями Гойи «Обнаженная маха» и «Мая в одежде» (вероятно, выбранных им самим) .

В 1813 году картина попала в Англию и была куплена депутатом парламента Джоном Морриттом , который повесил ее в своем загородном доме в Рокби- холле в Йоркшире , что дало Венере ее второе имя. В 1906 году его пришлось продать под давлением налогов на наследство. Национальная галерея попыталась купить его на средства из недавно созданного Фонда национальных коллекций произведений искусства . Не удалось сразу собрать запрашиваемую сумму в 45 000 фунтов стерлингов за счет пожертвований населения, но король Эдуард VII пожертвовал 8 000 фунтов стерлингов, что вызвало новую волну пожертвований со стороны англичан. Вскоре сумма была достигнута, и король стал покровителем Национального фонда коллекций произведений искусства .

Сюжет

Обнаженная Венера застигнута зрителями в момент туалета. Сын богини Купидон держит зеркало. Если бы не запрет на изображение голых женщин, без Купидона можно было бы и обойтись. Но Веласкес прекрасно знал, чем могла обернуться инквизиционная цензура, потому атрибутика античной богини сохранена.


«Венера с зеркалом», 1647−1651. (nationalgallery.org.uk)

В зеркале мы видим отражение лица, но не можем разобрать черты. Богиня становится олицетворением некоей абсолютной красоты, женственности, любви. В ней соединены черты всех женщин мира, а потому она так притягательна для каждого смотрящего.

Холодные краски ткани — насыщенные серо-синий, алый, белый — оттеняют цвет кожи и заставляют ее выглядеть бархатистой, нежной. Кажется, протяни руку, коснись — и почувствуешь тепло тела. Но нет, богиня остается недоступной на своем Олимпе совершенства.

описание

Веласкес изображает Венеру, лежащую на кровати спиной к зрителю без каких-либо дополнительных атрибутов, она смотрит в зеркало, которое держит крылатое существо, Купидон . Здесь становится узнаваемой божественная связь; лицо, показываемое зрителю в зеркале, только размыто. Цветовая композиция существенно ограничена оттенками красного на фоне различных оттенков серого.

Возможные образцы для подражания

(мраморная скульптура с виллы Боргезе , сегодня в Лувре — длядревней фигуры, раскопаннойоколо 1610 года возле ванн Диоклетиана , Бернини построил базу в1620 году по поручению Боргезе )

Изображение Веласкеса Венеры от задней с отражением взора от около 1650 относится к Rubens » Венера перед зеркалом (прибл. 1615), но значительно отличается в особенностях и позы тела изображены так же , как с точки зрения декоративные украшения, темнокожая служанка и четкое изображение, отраженное там Купидоном. Тициан, с другой стороны, не изображает Венеру с зеркалом (ок. 1555) сзади, а его бодрствующая Венера из Урбино (ок. 1540) и Спящая Венера Джорджоне (ок. 1510), вероятно, изображают обнаженных женщин в лежачее положение, но их тела также не должны быть видны сзади, а лицо обращено к зрителю. Есть также сходство с мраморной скульптурой, изображающей спящего гермафродита, которую некоторые авторы считают возможной моделью.

Детальное рассмотрение

Взгляд зрителя, переходящий от центра картины по изогнутой спине к голове лежащей женщины, ловится, следуя за поворотом ее головы и принятием направления взгляда, в зеркале, которое показывает ее лицо, смотрящее на него. Но размытие черт лица позволяет взгляду зрителя вернуться к центральному мотиву — телу Венеры. Изображение лица Венеры долгое время было предметом дискуссий: технически довольно небрежно выполненное, скорее обозначенное, чем проработанное, оно кажется размытым или отчужденным по сравнению с остальной картиной. Удивительно, но в зеркале он кажется больше, чем можно было бы ожидать. Если перспектива правильная, зритель может ее вообще не увидеть — Амур держит зеркало таким образом, что, судя по ходу луча, должна отражаться не красная щека Венеры, а ее стыд. там.

Предположение о том, что Веласкес изначально нарисовал четко узнаваемое лицо, а затем закрасил его, с тех пор опровергается рентгеновскими снимками из Национальной галереи: в области зеркала есть только один слой краски. Геометрическое положение зеркала также было смоделировано в эксперименте, чтобы показать, что лицо не видно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: