Российская монета «Творения Тинторетто (Якопо Робусти)» серии «Сокровищница мировой культуры» 25 рублей серебро 155,5 гр
Серебряные монеты номиналом 25 рублей (масса драгоценного металла в чистоте — 155,5г, проба сплава — 925) имеют форму круга диаметром соответственно 60,0 мм.
С лицевой и оборотной сторон монет по окружности имеется выступающий кант.
На лицевой стороне монет расположено рельефное изображение Государственного герба Российской Федерации, имеются надписи: «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ», «БАНК РОССИИ», номинал монет — «25 РУБЛЕЙ», дата − «2018 г.», обозначение металла по Периодической системе элементов Д.И. Менделеева, проба сплава, товарный знак Санкт-Петербургского монетного двора и масса драгоценного металла в чистоте
— монеты номиналом 25 рублей «Творения Тинторетто (Якопо Робусти)» (каталожный № 5115-0143) расположен фрагмент картины «Рождение Иоанна Крестителя», с выполненными в цвете центральными фигурами; в верхней части монеты — изображение автопортрета художника и надпись «ТИНТОРЕТТО».
Боковая поверхность монеты рифленая.
Монета изготовлена качеством «пруф».
Тираж монеты — 1,0 тыс. штук.
Якопо Робусти, более известный как Тинторетто (итал. Jacopo Robusti, Jacopo Comin, Tintoretto; 1518 или 1519—1594) — живописец венецианской школы позднего Ренессанса.
Достоверно известно, что родился он в Венеции и наречен был Якопо Робусти, прозвище же Тинторетто, что в переводе значит «маленький красильщик», досталось ему от отца, красильщика шелка.
А вот дата его появления на свет остается загадкой: церковные записи говорят одно, биографы – другое, посему принято считать, что случилось это радостное событие в 1518 году.
Наиболее полным источником информации о жизни художника остается книга Карло Ридольфи, который и сам большинство сведений получил у сына Тинторетто, Доменико. К тому же не исключено, что некоторые моменты биографии были подвергнуты правке ввиду неравнодушия Ридольфи к творчеству венецианца.
О детстве Якопо известно очень мало, биограф ограничился заметкой о любви Тинторетто к рисованию и наблюдениям за работой отца. Уже подростком он решил обучаться живописи у Тициана, но был изгнан из мастерской спустя всего 10 дней.
Бытует мнение, что причиной стала творческая ревность мастера, увидевшего талант юного художника, однако более вероятно, что произошел так называемый конфликт характеров.
Период юности и становления Тинторетто в профессии практически не исследован, только в документах 1539 года на него ссылаются как на «мастера Якопо, живописца».
В 50-х годах XVI века Тинторетто вступает в брак с Фаустиной де Вескови, подарившей ему восемь детей. Ридольфи описывает жену художника особой прагматичной и в чем-то даже жесткой, но, видимо, он сумела стать доброй спутницей жизни и хорошей матерью.
С самим Тинторетто смерть случилась в 1594 году, 31 мая, и до последнего дня он не прекращал творить. Отдать последние почести пришли его товарищи по цеху, представители городской знати и просто близкие люди.
Марка», 1548, Галерея Академии, Венеция).В 50-60-х гг. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто.
Изображая массовые сцены, он передаёт разнообразную реакцию людей на события, прибегает к смелым пространственным построениям, асимметрической композиции с прорывами в глубину, использует мощные светотеневые эффекты.
Чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Тинторетто, постепенно утрачивают былую мягкость и теплоту, обретая большую эмоциональную напряжённость, переливы холодных изысканных оттенков (картины на темы легенды о св. Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера).
Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен.
Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто («Битва при Заре», около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами «Тайная вечеря» в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто.
https://youtube.com/watch?v=iplelk3I6_E
Лучшие портреты Тинторетто. (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта.
«Тайная вечеря»: описание первой версии
На этот популярный у художников сюжет Тинторетто создал два полотна в разные периоды развития своего мастерства: в начале пути и ближе к его концу. Между их написанием прошло 45 лет. Есть и промежуточный вариант, датированный 1579-1581 годами, то есть через 34 года после первой и за 11 лет до последней. Сравнение этих картин дает возможность увидеть процесс становления творческого почерка художника.
Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения. Место, в котором разворачивается сюжет преломления хлеба Иисусом Христом в присутствии 12 апостолов, не похоже на дворец, как у многих живописцев, да и вообще мало просматривается. С трудом на заднем плане мы можем различить окна выше роста человека, начинающиеся от пола и образующие аркаду полуциркульных арок за спиной Иисуса. По центру небогатого помещения, пол которого вымощен квадратными каменными плитами, стоит прямоугольный недлинный стол, накрытый белоснежной скатертью. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Иисус повернут к зрителю лицом. Большинство апостолов — в профиль. Трое повернуты к нам затылком, причем один из них одет в черные одежды и отделен от прочих пустыми табуретами. Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. С обеих сторон картины на переднем плане расположились молодые женщины, одетые в белоснежные одежды. Одна из них — в сопровождении пухленьких маленьких детей и черной собаки, спокойно сидящей на полу. Сценка могла бы вполне соответствовать бытовому сюжету, только неярко светящиеся нимбы вокруг голов Иисуса и апостолов напоминают об истинном событии. Все персонажи находятся в зоне освещенности. Иисус Христос еще не преломил хлеб, и даже не взял его — перед ним пока стоит полная тарелка. Он ведет беседу со своими учениками.
История
Доисторический и римский периоды
Город был основан во II веке до нашей эры римлянином Бассианом, отсюда и название, как сельскохозяйственное поместье. Однако древний бронзовый меч (называемый «spada di Riccardo»), найденный в 2009 году и датируемый 7 веком до нашей эры, возможно, между 18 и 15 веками до нашей эры, предполагает, что область Бассано уже была заселена не только в ранние годы. -Римский период, но, возможно, даже в до-венетский период, что подтверждается некоторыми артефактами, найденными в некрополе, расположенном в окрестностях Сан-Джорджо-ди- Ангарано .
От средневековья до Венеции
Площадь со Львом Святого Марка
Первые известия о существовании средневекового города датируются 998 годом, а замок впервые упоминается в 1150 году. В 1175 году Бассано был завоеван Виченцей , но город сохранял полуавтономный статус свободной коммуны и в 13 веке. когда он был домом для семьи Эззелини , которая впервые объединила различные территории Венето .
В 1278 году, по словам Джованни да Ноно , Маттео из семьи Кортузи из Падуи был избран подестой . В 1281 году город перешел под контроль Падуана. В 1368 году Бассано был приобретен Висконти из Милана и получил статус «отдельной земли» ( terra separata ).
В 1404 году Бассано стал частью Стато-да-Тера, «материкового государства» Венецианской республики , что предоставило округу Бассанес статус автономного подестерия , «свободного и отдельного от любого города и от юрисдикции какого-либо города» ( sit ipsa terra excumque civitatis ) и подчиняется только Венеции. Автономный округ включен Бассано правильно и виллы Cartigliano , Cismon и Primolano, Россано , Сан Назарио , Pove , Соланья плюс Cassola (на землях , ранее принадлежащих к Pove и Соланья) и Tezze и РОСА (на землях , ранее часть Бассано). В дополнение к этому, Вальстанья и Campese (то принадлежность к Виченце и семи коммун) и Романо и Mussolente (тогда принадлежащего Treviso) были сильные коммерческие и политические связи с района , как они были расположены очень близко к Бассано и его порт на река Брента связана с Венецией. В 1760 году дож Франческо Лоредан пожаловал Бассано титул города, впоследствии сохраненный за Австрией и Италией. Серениссима не изменила магистратуры города, ограничившись назначением капитана, избранного венецианским сенатом. Город стал домом для процветающей промышленности по производству шерсти, шелка, железа и меди, в основном керамики; в 18-м стал особенно известен во всей Европе наличием принтерной компании Remondini it: Remondini .
От падения Венеции до наших дней
Во время французских революционных войн город был местом битвы при Бассано . В 1815 году он был включен в Королевство Ломбардия-Венеция , а в 1866 году стал частью единого Королевства Италии. Наполеон Бонапарт оставался в Бассано-дель-Граппа в течение многих месяцев.
Первоначальное название города было Бассано Венето. После ужасных сражений на горе Граппа в Первой мировой войне, когда тысячи солдат погибли, было принято решение изменить название города. В 1928 году название было изменено на Бассано дель Граппа, что означает Бассано на горе Граппа, как памятник погибшим солдатам.
Эрнест Хемингуэй, работая водителем скорой помощи на войне, провел много дней в Бассано и в конце концов поселился там в рамках проекта «Прощай, оружие» . Также во время Первой мировой войны другие американские писатели провели несколько дней в Бассано, такие как Скотт Фицджеральд и Дос Пассос .
Ponte Vecchio
Во время Первой мировой войны Бассано находился на передовой, и вся промышленная деятельность была остановлена.
В последние дни Второй мировой войны Бассано-дель-Граппа бомбили B-24 и B-17 ВВС США.
Символом города является крытый мост Понте Веккьо , спроектированный архитектором Андреа Палладио в 1569 году. Деревянный понтонный мост многократно разрушался, последний раз во время Второй мировой войны. Альпийские солдаты, или Альпини , всегда почитали деревянный мост и Бассано-дель-Граппа. После разрушения моста они перешли в частную коллекцию и полностью перестроили мост. Часто солдаты стекаются к мосту, чтобы вспомнить и спеть песни о своих временах, когда они были альпинистами. Магазин граппы винокурни Nardini расположен на мосту, известном как Понте дельи Альпини.
Бассано-дель-Граппа также является старинным городом-резиденцией Ренцо Россо , основателя и президента компании Diesel . С тех пор, как Diesel начала расширяться в середине 1980-х годов, компания стала важным источником бизнеса для города и его окрестностей. В качестве благодарности за поддержку, которую Россо получил на местном уровне, он лично инвестировал в профессиональную футбольную команду города Bassano Virtus 55 ST .
Анализ произведения
В произведении «Тайная вечеря» отчетливо читается новое увлечение Бассано маньеризмом, стилем изобразительного искусства, получившим большую популярность среди художников Италии. В работе живописца ощущается также его восхищение картинами Рафаэля и гравюрами Альбрехта Дюрера. Влияние этих мастеров на произведение Бассано выражено в крайне напряженном эмоциональном состоянии героев, динамизме, источаемом фигурами, выразительности их жестов и поз.
Если внимательно рассматривать образы учеников Христа, то можно заметить, что два апостола в верхнем левом углу картины изображены беседующими друг с другом, при этом один из них, тот, что ближе к краю холста, облачен в рубаху радужно-розового оттенка, а второй – в изумрудно-зеленое одеяние. Эти цвета были одними из самых часто используемых в палитре Бассанно. Расположенные там же, слева, фигуры двух других учеников Иисуса никак не связаны друг с другом.
В нижней части холста апостол, одетый в розовое платье, разговаривает с последователем Христа, сидящим на противоположной стороне стола. Его взгляд сосредоточен, а жесты рук выражают некоторую озадаченность, – такое настроение характерно, впрочем, для большинства героев, запечатленных на картине.
Там же, в левой части произведения, над апостолом в розовом одеянии склоняется фигура еще одного ученика Христа, облаченного в черную рубаху. Он пьет вино из стеклянного стакана, и боясь встретиться взглядом с присутствующими, смотрит потупившись на стол, покрытый скатертью. Нет никаких сомнений, что человек в черном – это никто иной, как предатель, Иуда Искариот. Старик, облаченный в коричневую одежду, композиционно связан со стоящими по левую сторону апостолами, он находится рядом, и в то же время его фигура выделяется из общей группы из-за странного положения тела и ножа, который он сжимает в руке.
Если рассматривать картину слева направо, то взгляд зрителя останавливается на следующих двух героях: Иисусе Христе и рыжеволосом апостоле, обе фигуры расположены в центре холста. В этой части картины нет ничего общего с тем, как современники Якопо Бассано обычно представляли Спасителя во время его последней трапезы с учениками. Показывая свое видение Тайной вечери, художник изобразил ноги Христа и саму его фигуру несколько отодвинутыми на задний план, в то же время нет ощущения будто образ Сына Божьего перестает быть самым важным и центральным в картине.
С правой стороны предстают фигуры трех других апостолов, они выглядят значительно старше. Ближе к краю холста изображены еще двое учеников Спасителя, кажется, будто они не произносят ни слова. Их молчаливые образы исполнены глубокой задумчивости: один из апостолов потупил взгляд, второй смотрит на зрителя, а в глазах его читается глубокая грусть. Две фигуры на переднем плане, справа запечатлены в одинаковых позах, с головами, развернутыми в профиль. В самом центре картины, на столе стоит сосуд с красным вином, тень от которого падает на скатерть. Это напоминание о крови Христа, которая на следующий день будет сочиться из ран распятого тела.
Borghese Gallery in Rome,
Стиль Бассано
Якопо Бассано (около 1517, Бассано – 1592, Бассано), настоящее имя Джакомо да Понте, — выдающийся художник эпохи позднего Возрождения. Родился в семье художника Франческо Бассано Старшего. Живописи учился у своего отца, позже в Венеции — у Бонифации Веронезе. В 1540 вернулся в родной город. Там у него была большая мастерская, а в 1549 он был назначен консулом. Под влиянием Тициана, Лоренцо Лотто, Тинторетто и художников-маньеристов Бассано удалось выработать свой стиль, для которого характерны точность в воспроизведении реальности, жанровая трактовка религиозных композиций, в которые он включал сцены крестьянской жизни. Его произведения отличают необычное освещение, которое словно исходит от полотен, высокая точность передачи деталей, а также естественность живописного повествования.
Описание
Наибольший вклад Мартоса Мартос Иван Петрович Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…. в развитие синтеза искусств скульптуры и архитектуры сделав им при сооружении Казанского собора.
В числе работ, исполненных Мартосом Мартос Иван Петрович Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…. для Казанского собораКазанский собор. 1801—1811, прежде всего следует отметить монументальный горельеф «Источение Моисеем воды в пустыне».
Как и парный к нему горельеф Прокофьева («Медный змий»), рельеф Мартоса Мартос Иван Петрович Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…. посвящен библейской теме. Скульптор изобразил страдания людей, гибнущих в пустыне от мучительной жажды и находящих живительную влагу, источенную Моисеем из камня. Оба горельефа выполняют в ансамбле очень ответственную роль. Помимо тематического, смыслового значения эти рельефы должны способствовать более ясному ощущению зрителем плоскости стен, обращенных в сторону улицы — Невского проспекта. Это достигается, в основном, большой протяженностью многофигурной композиции рельефов, а также мерным ритмом повторяющихся движений фигур, которые как бы улавливают движение идущих мимо собора людей. Каждый из барельефов Мартоса Мартос Иван Петрович Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…. и Прокофьева насчитывает до полусотни фигур — мужских, женских, детских.
Композиционно-архитектонические задачи, выполняемые рельефами Казанского собора, не ведут к снижению их выразительности. Рассматривая рельеф Мартоса Мартос Иван Петрович Крупнейший русский скульптор XIX столетия, наиболее видный представитель русского классицизма в скульптуре. Наиболее значительное произведение Мартоса — памятник в Москве…., мы верим, что именно так должны тянуться к источнику руки измученных жаждой людей, именно так, рядом, друг возле друга, должны они припасть к воде и именно таким образом, наконец, должны располагаться группы обессиленных, умирающих людей по краям рельефа. Как большой, опытный мастер, Мартос отнюдь не стремится к педантически точной акцентировке центра композиции: вертикальная ось рельефа проходит здесь не через стоящие фигуры и Моисея, а через дерево и камень, касаясь группы припавших к воде людей. Это не нарушает равновесия композиции и вместе с тем позволяет избежать той геометрической суховатости, которая могла бы получиться при помещении строго в центре двух стоящих фигур.
Работает в коллекциях
Христос открывается паломникам Эммауса . Кафедральный собор Цитадели, недалеко от Бассано. v. 1538. Холст / масло, 235 × 250 см .
Тайная вечеря , c. 1546. Холст / масло, 168 × 270 см . Галерея Боргезе
Восхождение на Голгофу , около 1550-51 гг. Масло / холст, 94 × 114 см . Будапештский музей изобразительных искусств
Голгофа , c. 1575. Сланец, масло. 49 × 29 см . Национальный художественный музей Каталонии .
- Снятие с креста (1532 г.), церковь Сан-Лука-ди-Кросара, недалеко от Бассано
- Благовещение пастухам (ок. 1533) холст, масло, 116 × 94 см , Замок Бельвуар (ин) , Лестершир, Англия
- Восхождение на Голгофу , 1535-1538 гг. Масло / холст, 96; 5 × 122 см . Фонд Бемберга Тулузы .
- Христос открывается паломникам Эммауса (1536-1537), собор Читтаделла близ Бассано
- Святое бдение во славе со святыми Иеронимом и Иоанном Крестителем (1537 г.), Церковь Сан-Виджилио, Пове-дель-Граппа . (Рука его брата Джамбаттисты?)
- Мадонна с младенцем и Иоанном Крестителем (1537 г.), Церковь Санта-Мария, Борсо-дель-Граппа
- Восхождение на Голгофу (1538 г.), Фонд Бемберга , Тулуза
- Богородица, Младенец и Маленький Святой Иоанн (1545), холст, масло, 79 × 60 см , Павильон Меридианы, Дворец Питти , Флоренция . Аналогичная картина, выполненная ранее и хранящаяся в Бергамо.
- Поклонение пастырей (1545-1547), холст, 95 × 140 см , Gallerie dell’Accademia de Venise
- Noli me tangere (1546), церковь Сан-Бьяджо, Онара-ди-Томболо
- Две охотничьи собаки, привязанные к пню (ок. 1548 г.), холст, 61 × 80 см , Лувр , Париж
- Портрет бородатого мужчины (1550), холст, масло, Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес
- Сошествие Святого Духа (1551), холст, Церковь Сан-Джакомо, Лузиана
- Две собаки (1555), холст, масло, 85 × 126 см , Галерея Уффици , Флоренция
- Поклонение волхвов (~ 1560) с Франческо, Государственный Эрмитаж , Санкт-Петербург
- Святая Юстина на троне между святым Рохом, святым Себастьяном и аббатом святого Антония (ок. 1560 г.), церковь Санта-Джустина, Энего
- Святой Иероним в медитации или Святой Иероним в пустыне (ок. 1560), холст, 119 × 154 см , Galleria dell’Accademia во Флоренции
- Добрый самаритянин (1562-1563), Национальная галерея , Лондон
- Поклонение пастырей , ок. 1562-1563, холст, масло, 72 × 112 см , Alana Collection (приобретение 2014 г.), Ньюарк (Делавэр) , США
- Поклонение волхвов (1565) холст, 92 × 117 см , Художественно-исторический музей , Вена . Этот холст использовался для иллюстрации марки 2006 года в размере 0,60 евро в Италии.
- Святые Фабиан, Святые Себастьян и Святые Рох (1565-1568), Эрмитаж , Санкт-Петербург
- Иисус изгоняет торговцев из храма (1570), цветные рисунки мелом, Музей Дж. Пола Гетти , Лос-Анджелес
- Святой Марк во славе между Святым Иоанном и Святым Варфоломеем (1573 г.), Церковь Сан-Марко, Кассола
- Проповедь святого Павла (1574 г.) при участии его сына Франческо, церковь Сан-Антонио, Маростика .
- Возвращение Иакова в семью или Путешествие Иакова (1580), холст, масло, 150 × 205 см , Дворец дожей , Венеция . Происходит из дворца Контарини в Сан-Самуэле.
- Крестная композиция (1582-1584 гг.), Эрмитаж , Санкт-Петербург
- Рождество Христово (1590-1591), холст, 421 × 219 см , Базилика Сан-Джорджо Маджоре в Венеции
- Без даты
- Объявление пастухам , Музей изящных искусств Шамбери
- Несколько картин в Музее изящных искусств Нима
- Строительство Ноева ковчега , Марсельский музей изобразительных искусств.
- Мадонна с младенцем , Детройтский институт искусств
- Станции Креста , Святой Иероним в пустыне и подготовительный рисунок в Музее Фицуильяма , Кембриджский университет
- Бичевание , этюды, Метрополитен-музей , Нью-Йорк
- Иисус изгоняет торговцев из храма , музей Прадо , Мадрид
- Тайная вечеря , Рождество , Галерея Боргезе , Рим
- Отдых на пути в Египет , Библиотека Амброзиана , Милан
- Возвращение блудного сына , холст, масло, 100 × 122,6 см , Музей изящных искусств , Либурн
- Стрижка овец , холст, масло, 79 × 123,5 см , Музей изящных искусств , Руан
- Вход животных в арку , масло на дереве, 141 × 106 см , Лувр , Париж
- Отъезд в Ханаан , масло, дерево, 132 × 85 см , Национальная галерея , Лондон
- Поклонение пастухов , Национальная галерея античного искусства , Палаццо Корсини, Рим
- Мученичество Святого Себастьяна , Музей изящных искусств Дижона
- Бегство в Египет , холст, масло, 119 × 198 см , Музей Нортона Саймона
- Христос в безобразии , холст, масло, 122 × 182 см , Брестский музей изобразительных искусств
Копии
- Благовещение пастухам , XVII — го века, холст, масло, 86 × 115 см . Музей Эвре
- Коммерческие птицеводческие и охотники (частичное копирование), XVII — го века, холст , масло, 25,9 х 34,5 см , Музей эвринского
Историческая справка
Художники XVI века, особенно из числа тех, кто принадлежал к венецианской школе живописи, часто изображали библейскую сцену Тайной вечери не выстраивая ось композиции по горизонтали, как это было сделано в творении Леонардо да Винчи. Герои представали более живыми и очеловеченными, они наделялись чертами современного для того времени представителя рабочего класса, нередко с босыми ногами. Бассано одним из первых стал следовать этой иконографии.
В документальных источниках, сохранившихся до наших дней, говорится о знатном венецианце Баттиста Эриццо, который в 1546 году поручил Якопо Бассано написать картину, и выплатил художнику часть гонорара в начале 1548 года. Искусствоведы предполагают, что речь шла именно о произведении «Тайная вечеря».
Некоторые эксперты выдвигали также версию о том, Якопо Бассано писал свою картину «Тайная вечеря» с одноименной работы, выполненной Тинторетто в августе 1547 года. Она предназначалась для украшения внутреннего убранства церкви Сан-Маркуола в Венеции. Однако, документальные источники, подтверждающие дату написания картины и выплаты гонорара художнику, говорят об обратном. Скорее всего произведение Якопо Бассана появилось раньше, и Тинторетто был настолько вдохновлен увиденным, что создал очень схожую по композиции и стилистике работу.
Литература[ | ]
- Alberton Vinco Da Sesso, Livia. Jacopo Bassano, i Dal Ponte: una dinastia di pittori : . — Bassano del Grappa : Ghedina & Tassotti, 1992. — 125 p. — ISBN 978-8-87-691101-9.
- Sennato, Marina. Dizionario Larousse della pittura italiana: dalle origini ai nostri giorni : . — Roma : Gremese Editore, 1998. — P. 41 – 44. — 554 p.
- Nuova enciclopedia popolare : . — Torino : Giuseppe Pomba e compania, 1844. — P. 792 – 793. — 1380 p.
- Галерея Боргезе. — Директ-Медиа, 2014. — (Великие музеи мира (Том 18)). — ISBN 9785871072578.
- Иванова, Е. В. Иллюстрированная энциклопедия мировой живописи. — М. : ОЛМА Медиа Групп, 2008. — ISBN 9785373008242.
- Булгакова, А. Произведения семейства Бассано в Большом собрании изящных искусств ASG // Мир искусств: вестник международного института антиквариата. — 2013. — Т. 2, № 2.