Питер Брейгель. Избиение младенцев. | Волшебная сила искусства
Избиение младенцев — эпизод новозаветной истории, описанный только в Евангелии от Матфея. Вифлеемское избиение младенцев — событие, находящееся в связи с рождением Иисуса Христа.
Это событие — проявление кровавого деспотизма царя Великого Ирода. Согласно православному преданию в кровавой бойне было убито 14 тысяч младенцев, в других конфессиях это число достигает сорока шести тысяч.
В картине Брейгеля «Избиении младенцев» изображено нападение на фламандскую деревню испанских солдат. Деревня оцеплена, бежать некуда. Солдаты вламываются в дома, вырывают детей из рук матерей. Брейгель не только знал о расправах, чинимых испанскими войсками в селениях, объявленных еретическими, но и, возможно, бывал свидетелем происходившего.
Поэтому неслучайно в этой картине солдаты Ирода одеты в испанскую форму, а Вифлеем ассоциируется с нидерландской деревней. Недаром в первых описях, где упоминается это произведение, оно прямо называется «Нападение на деревню».
В своей книге о жизни знаменитых нидерландских художников Карель ван Мандер на рубеже XVI–XVII веков так написал об этой картине: «На ней показано, как крестьянская семья молит о пощаде кровожадного солдата, готового убить вырванного у них ребёнка, или как мать лишается чувств от отчаяния, и другие такие же очень живо воспроизведённые сцены».
Факт создания, быть может, первых исторических и одновременно бытовых картин на современный сюжет и появление не только жизненно-конкретных и бытовых, но и общественных, социальных моментов объясняется историческими событиями тех лет: время создания названных работ — время начала нидерландской революции, начала активной борьбы нидерландцев против испанского феодализма и католицизма. Начиная с 1566 года, творчество Брейгеля развивается в самой прямой связи с этими событиями.
ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ КАРТИНУ В ДЕТАЛЯХ.
На картине «Избиение младенцев» ничто не напоминает о евангельской истории. Действие происходит в хорошо знакомой Брейгелю фламандской деревне, на которую напали солдаты герцога Альбы. Народ на полотне представлен беззащитной, безликой массой, не способной оказать сопротивление вооруженным пиками чужеземным солдатам.
На заднем плане по мосту идет ещё один всадник, видимо, со своим оруженосцем. Повсеместно на всех планах мы видим самое страшное, что может случиться — вооруженные люди вламываются в дома жителей и отбирают младенцев.
Кто-то совещается, кто-то подглядывает в дверную щель
У кого-то воин уже забрал дитя
А вот рыцарь стоит и спокойно мочится на стену дома — для него убийство невинных детей не представляет собой ничего особенного, ежедневная рутина…
Горе в глазах родителей, но никто не вмешивается…
Здесь мать буквально в предобморочном состоянии,
она пытается убежать, но за ней уже мчится всадник с собакой и воин с мечом
Мать горюет над убитым ребенком…
Вот эта сцена очень спорная, но мне почему-то кажется, что по позе более взрослого ребенка (девочки?), умоляющему взгляду отца и его указательному жесту, он предлагает обменять младенца-мальчика на неё (она же отпирается), но воин не поддаётся уговорам — им ведь нужны только мальчики, а мать не понимает, почему?
- Здесь, как мне кажется, селянин просит местную знать, вернувшуюся с охоты, заступиться за простолюдинов
- На этой сцене друзья удерживают отца, убитого горем, от схватки с воиномРодителей запугивают собакойПо указке рыцарей люди выламывают двери и лезут в окна.
- Здесь, мужчина подсказывает женщине с младенцем, что именно сейчас можно бежать, так как воина на улице нет — он как раз только что вошел в дом.
Жестокая сцена закалывания ребенка прям в руках материЦентральная схема, показывающая место, куда приносят детей и где рыцари копьями их закалывают За всем за этим наблюдает мужчина с длинной бородой, облачённый в полностью чёрные одежды — Ирод. Он окружён рыцарями-копьеносцами
Тут тоже важна одна особенность — обратите внимание на флаг. Это герб крестоносцев, крест ордена Гроба Господня..Этот человек очень похож на Альбу, короля Филиппа II, которого Брейгель сравнивает с Иродом.
У Брейгеля есть два варианта картины: один – со страшными сценами убийства младенцев испанцами, вторая – с грабежом в деревни, где младенцы заменены на домашних птиц. Но как ни старался художник замаскировать, в угоду заказчику, кровавые сцены убийств, из-под домашних птиц видны ручки убитых.
Источники.
http://opisanie-kartin.com/opisanie-kartiny-pitera-brejgelya-izbienie-mladencev/
http://cheger.livejournal.com/512017.html
http://smallbay.ru/article/bruegel13.html
http://www.ikleiner.ru/lib/brueghel/brueghel-0024.shtml
Сенокос (картина Брейгеля)
Питер Брейгель Старший |
Сенокос . 1565 |
нидерл. De Hooioogst |
Холст, масло. 117 × 161 см |
Лобковицкий дворец, Прага |
Медиафайлы на Викискладе |
«Сенокос»
— картина Питера Брейгеля Старшего, написанная в 1565 году по заказу антверпенского купца Николаса Йонгелинка. Некогда украшение столовой в доме Йонгелинка, картина ныне является самым ценным образцом североевропейской живописи в коллекции богемского рода Лобковицы и хранится в их фамильном дворце в Пражском Граде. Предполагается, что «Сенокос» входит в цикл из шести картин «Времена года» (или «Двенадцать месяцев»), одна из которых утрачена, и представляет в нём два месяца — июнь с июлем, так как в северной Европе времён Брейгеля год делился не на четыре, а на шесть сезонов: раннюю весну, весну, раннее лето, лето, осень и зиму.
Как и на большинстве ранних картин Брейгеля, сцена показана со средней высоты. На переднем плане преобладают красно-землистые оттенки, на среднем — жёлтые и зелёные, на дальнем — голубые. Контраст между тёплыми тонами переднего плана и прохладными дальнего позволяет усилить пространственную глубину сцены. Слева на крутой скале виден монастырь, в центре на среднем плане — деревушка с церковью и ветряной мельницей за ней, вдали — пейзаж с конусообразной горой, рекой и голубым облачным небом. В правом нижнем углу везут товары на продажу, в противоположном направлении идут три сборщицы урожая, самая молодая из которых смотрит на зрителя. В левом нижнем углу человек точит косу, хотя видимой необходимости в ней нет, так как луга уже скошены и уборщики заняты стогованием, однако этот персонаж нужен для контраста с динамикой переднего плана. Человеческие фигуры кажутся неотъемлемой частью природы, доминируя в ней со спокойствием, без карикатурной деформации и хаотичной сутолоки, иногда свойственной картинам Брейгеля. Кажется, что художник в изображении летней жары стремился передать радость и удовлетворение от работы.
В 1594 году Антверпен передал весь цикл «Времена года» в дар эрцгерцогу Эрнсту Австрийскому, штатгальтеру испанских Нидерландов, умершему год спустя. Считается, что при разделе его имущества весь цикл перешёл в собственность короля Рудольфа II. В венской описи имущества эрцгерцога Леопольда Вильгельма Австрийского 1659 года упоминается уже только пять картин цикла. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах «Сенокос» был приобретён родом Лобковицей, и впервые картина упоминается в их собственности только в 1870 году.
Очень рождественское искусство: Избиение младенцев
Разбавим праздничную ленту, полную ёлочек, зайчиков, снежинок и прочей милоты поистине Высоким Искусством — Брейгелем всяким, Рубенсом, Кранахом, Арчимбольдо. Вот подробности одной из хрестоматийных рождественских историй, где кровища и отрубленные конечности в изобилии, это ж рубрика «омерзительное искусствоведение».
Рассказываю все строго по канону (в изначальном понимании этого слова, а не фандомном; а впрочем…).Итак, историю эту мы знаем из одного из четырех Евангелий — от Матфея. Как-то, в одном далеком-далеком государстве три мудрых адепта светлой стороны Силы, иначе говоря — волхвы, взглянули в небо и увидели, что галактика вращается.
Также они увидели некое удивительное астрономическое явление, то ли комету, то ли сверхновую, аналогичную сверхновой Тихо Браге, то ли соединение Юпитера и Сатурна в знаке Рыб. Толкователи не уверены точно, что волхвы тогда углядели, так что будем именовать сие событие для простоты «вифлеемской звездой», как нас учит великая Википедия.
Рогир ван дер Вейден, «Бладелинский триптих», правая створка. 1450-е
Волхвы эти получили отличное астрологическое образование в своей академии, поэтому сразу же поняли, что возвещает сей знак. Они надели крепкие сапоги, набили рюкзаки подарками и отправились в путешествие в далекую землю. Вместо компаса или навигатора у них была та самая звезда, которая указывала им дорогу — судя по некоторым картинам, вися над землею подобно шаровой молнии.
Сассетта. «Путешествие волхвов», 1430-е
Волхвы прибыли в Святую Землю, которая тогда не была еще «святою» и, поскольку астрологические знаки предвещали рождение нового Мессии-Царя, пошли в царский дворец, руководствуясь понятной логикой. Во дворце о никаком мессии не слышали, царь Ирод очень расстроился своей неосведомленностью. Накормил волхвов, напоил, в баньку сводил, выведал, что на самом деле их путь лежит в городок Вифлеем, где, собственно, и должен быть тот Младенец. Волхвы обещали на обратном пути отчитаться ему об успехе своей миссии, удалось ли найти, повидать. Они действительно нашли в хлеву Марию с Младенцем, подарили ему подарки. Но поскольку посланный Богом ангел им сказал тихим голосом: «не ходите больше к Ироду, не надо», к себе домой они пошли обходной дорогой, не заглядывая в столицу, где Ирод их ждал с новостями в высокой башне, считая дни.
Джеймс Тиссо. «Волхвы в доме Ирода», 1880-е
Он ждал-ждал, ждал-ждал, ронял слёзки.Потом понял, что волхвы его кинули, и очень опечалился. Тут назревал еще политический кризис: как предусмотрительный правитель, Ирод не мог позволить, чтобы всякие там конкуренты рождались без присмотра. Он даже родных сыновей своих того, прирезал, чтобы избежать ненужной конкуренции, а тут какие-то посторонние мальчики в Вифлееме.Но других вводных, кроме географических данных и примерно возраста, у Ирода не было. И поэтому он решил действовать по методу зондеркоммандо, путем массовой зачистки.
Немецкая миниатюра, ок. 1340. Если название «Избиение младенцев», то дальше его не подписываю в иллюстрациях.
И приказал убить всех мальчиков возрастом до двух лет в означенной географической локации.
Николя Пуссен, 17 век
Питер Брейгель-старший: картины
Фламандский художник Питер Брейгель Старший прожил недолгую жизнь, чуть более сорока лет. Впрочем, в ХVI веке в северных странах средняя продолжительность жизни составляла те самые 40 лет.
В отличие от многих других нидерландских мастеров, включая знаменитого Иеронима Босха, он не расписывал алтари в церквях.
Брейгель писал картины, которые зачастую попадали к знающим толк в живописи коллекционерам.
«Падение Икара»
Одна из ранних работ художника – «Падение Икара» (1558). Действие античного мифа Брейгель перенес в современные ему Нидерланды, создав на его основе притчу о человеческом равнодушии.
Здесь каждый занят своим делом: пахарь возделывает землю, рыбак забрасывает сети, пастух пасет стадо овец. Никто не обращает внимания на тонущего неподалеку от берега Икара.
Недаром говорят в Нидерландах: «Ни один плуг не остановится, когда кто-то умирает».
«Времена года»
В европейской живописи долгое время не было пейзажного жанра. Считалось, что изображение природы в отсутствии человека не будет интересно зрителю. Именно Брейгелю принадлежит заслуга создания жанра.
В 1565 году он написал цикл из шести картин под общим названием «Времена года». Каждая из этих работ отражает состояние природы в течение двух месяцев. Правда, одна из них утрачена.
Судя по всему, она была посвящена весенним месяцам.
https://youtube.com/watch?v=Go1wKR2l_L8
Пейзажи Питера Брейгеля населены людьми, тем не менее, центральным образом в них является природа. Лучшей картиной цикла считаются «Охотники на снегу». Здесь изображен заснеженный зимний пейзаж, скованная льдом река и охотники, бредущие по снегу со своими собаками.
Конец зимы – начало весны художник показал в картине «Сумрачный день». Поэтическому изображению летнего сельского труда посвящены пейзажи «Жатва» и «Сенокос».
Завершает цикл картина «Возвращение стада», где показана поздняя осень, когда, в преддверии ненастья, погонщики спешат загнать стадо в теплый хлев.
«Слепые» и «Торжество правды»
Страшная, поистине душераздирающая сцена изображена в картине Брейгеля «Слепые» (1568). Слепые с пугающими пустыми глазницами цепочкой движутся за слепым поводырем и – один за другим – падают в реку.
Сюжет о том, как люди готовы слепо повиноваться вождям, ведущим их в никуда, оказался настолько актуален, что в конце ХIХ века бельгийский драматург Морис Метерлинк, под впечатлением от произведения Брейгеля, создал пьесу под тем же названием – такую же философскую и трагически безысходную.
Рассказывают, что в конце своей недолгой жизни живописец работал над картиной, обещавшей стать непревзойденным шедевром. Однако не сохранилось не только эскизов и набросков, но даже упоминаний о том, что было на ней изображено.
Ведь кто как не Брейгель, так правдиво рассказавший в своих картинах-притчах о человеческой природе, должен был прекрасно понимать, что торжество правды на земле изобразить практически невозможно.
Питер Брейгель Старший
08 10 2014 гид 1 комментарий
Питер Брейгель. Автопортрет(?)
Питер Брейгель был главным художником нидерландской живописи XV-XVI веков, когда в искусстве важно было показать мир и роль человека в мире. Брейгель делал это по-особому
И вся жизнь его была особенной.
Он женился на дочери художника. Дети, когда выросли, тоже стали живописцами, поэтому его называют Питер Брейгель Старший, как главу семьи. Он часто изображал крестьянский быт, самих крестьян, их работу, отдых, потому ему дали прозвище «Мужицкий». Основные темы картин – пейзаж и жанровая живопись, то есть сцены из жизни.
Питер Брейгель известен всему миру, но о его жизни совсем ничего не известно. Родился в крестьянской семье. Кто-то называет 1525 год рождения, кто-то – 1530-ый, а кто-то устанавливает дату между этими двумя. Из документов известно только, что официально стал художником в 1551 году (его приняли в Гильдию живописцев города Антверпен в Нидерландах), женился в 1563 году и умер в 1569.
Сенокос
Жатва
Возвращение стада
Охотники на снегу
Как выглядели в действительности его жена, дети, даже он сам, никто не знает. Портреты Брейгеля так не похожи друг на друга и на его автопортрет, что удивительно: как знаменитый художник смог оставаться таким загадочным? И почему? Брейгель на это ничего не говорил.
На картине Брейгеля предположительно он сам
Художник Эжен Лампсониус. Портрет Питера Брейгеля
Мизантроп
В то время нельзя было говорить то, что думаешь, потому что инквизиция (церковь) уничтожала правдивых людей.
И художник стал свои мысли зашифровывать в картины, как другой художник, Арчимбольдо, зашифровывал в портреты натюрморты… Обладая огромным интеллектом, широким кругозором и тонким чувством юмора, Питер Брейгель сумел заинтересовать своими картинами-ребусами не только современников, но и нас, живущих на столетия позднее
Безумная Грета
Игры детей
Фламандские пословицы
В XVI веке учились на образцах античных художников и классиков эпохи Возрождения. Брейгель уезжает в Италию, там много работает, читает мудрые книги, думает. Вернувшись, становится графиком и делает рисунки для издательства гравюр.
Большая рыба поедает малых рыб
Алхимик
Чревоугодие
Гордыня
Питеру Брейгелю очень нравились работы художника Босха. Он даже подражал своему учителю, и это заметно в картинах.
Другая особенность художника – соединение в одном полотне панорамной живописи и миниатюры. Питер Брейгель как будто стоит на высокой горе и видит каждого человечка, каждый кустик у подножия ее. И картины нужно рассматривать долго, в деталях. Тогда они много расскажут.
Вавилонская башня (один из трех вариантов этого сюжета Питера Брейгеля)
Во всех картинах Брейгеля есть пейзаж, в котором легко узнаются те места, где он жил: красивые морские просторы, высокие горы и, словно живые, лесные чащи. Всюду среди этой красоты – люди. Они мелкие, но они везде, как часть природы.
Люди несовершенны, поэтому Брейгель никогда не писал красивых лиц, чаще они страшные, уродливые. Лишь к концу жизни художник стал изображать людей крупным планом, однако все равно был разочарован в них и верил только в гармонию природы.
Страна Лентяев
«Триумф смерти» (около 1562)
На дальнем плане — выжженная земля, полыхают огни пожаров. Все застилает едкий дым. Смерть размножилась, ее костлявые скелеты мелькают везде. Кажется, что Апокалипсис уже наступил. В самом отдалении человека приготовили к колесованию. Поодаль стоят виселицы с повешенными. Осужденных утопить уже одели в белые саваны и спускают на воду. Многим отрубают головы. Смерть с косой уничтожает все на своем пути. Ее подруга в верхнем левом углу бьет в колокола, вещая, что миру пришел конец. В нижнем правом углы картины кавалер играет даме на лютне, предпочитая не замечать стоящую рядом смерть, забирающую их соседку по пиршественному столу. Напротив них, в левом углу, приходит конец королю с короной, в доспехах, в алом плаще, подбитом горностаем. Скелет, стоящий рядом, показывает на песочных часах, как время его жизни утекает. Простой народ и аристократы – все равны перед смертью.