Микеланджело буонарроти

Примечания

  1. Мифологический словарь — Л.: Учпедгиз, 1959, 228 с.
  2. Спафарий Николай. Книга о сивиллах, сколько их было и каковы их имена и о предсказаниях их — //в кн.: Николай Спафарий. Эстетические трактаты — Ленинград: 1978, 160 с.
  3. Лактионов А., Королев К. «Можно ждать, чего угодно, можно веровать всему»: семейная и государственная мифология античности // Античная мифология. Энциклопедия. — M.: Эксмо, 2004.
  4. .
  5. Публий Овидий Назон. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии (перевод С. В. Шервинского) — М.: Художественная литература, 1983
  6. Петроний Арбитр. Сатирикон — М.: Вся Москва, 1990, 236 с. ISBN 5-7110-0082-9
  7. .
  8. Павсаний, 10.12.8; Лактанций, 1.6.10.
Комментарии
  1. Эретрейская сивилла, происходившая либо из малоазийской Эретреи, напротив острова Хиос, либо, скорее всего, из Эретреи на острове Эвбея, была знаменита среди греков. Сивилла из Додоны — прорицательница при храме Зевса — была популярна на Востоке, возможно, со второго тысячелетия до н. э. (по свидетельству Геродота)
  2. Коллегия из 15 магистров существовала специально для консультирования квиндецемвиров, которые по требованию Сената толковали по книгам являвшиеся предзнаменования и необходимость угодных богам жертв
  3. Перевод С. В. Шервинского.

Внешность и интересные факты

Сохранилось несколько необычных фактов о жизни и творчестве Микеланджело:

  1. До него художники не имели права иметь гербы и носить настоящие фамилии. Обычно их называли в честь отцов, городов или профессии: например, Леонардо да Винчи — Леонардо из города Винчи.
  2. Во время пребывания во дворе Медичи Пьетро Торриджано в ходе ссоры последний ударом в лицо сломал Буанарроти нос, из-за чего на нем появилась горбинка.
  3. Сам Микеланджело был набожным человеком, однако один поступок мучил его до конца жизни. После завершения работы над «Пьетрой» для собора Святого Петра авторство было по ошибке приписано скульптору Кристофоро Солари. Возмущенный Микеланджело не стал терпеть это и высек на поясе Мадонны свою подпись: «Это сделал флорентиец М. Буонарроти». После он глубоко сожалел о вспышке гордыни и больше не подписывал работ, из-за чего его рисунки, живопись и скульптуры находят до сих пор.
  4. Скульптор всю жизнь жаловался на нехватку средств и жил крайне экономно: с минимумом мебели, почти без украшений. Однако после его смерти выяснилось, что Микеланджело скопил огромное состояние, в пересчете на современные деньги — около 10 миллионов долларов.
  5. Моисей в скульптуре Микеланджело изображен с рогами. Исследователи считают, что это произошло из-за путаницы в переводе Библии: когда Моисей со скрижалями Завета спустился с горы, людям было трудно смотреть на него. Причина обозначена ивритским словом, которое переводится как «лучи» или «рога». Из контекста ясно, что лицо Моисея сияло, то есть испускало лучи, но Буонарроти перевел слово иначе и изобразил неверное толкование.
  6. После того как Папа Римский доверил Микеланджело работы над архитектурой собора Святого Петра, Буонарроти пожелал, чтобы в указе было отмечено, что он не берет плату и трудится во имя святой любви к Господу. Так он хотел показать, что высоко оценил высказанное Папой доверие.
  7. Завещание Буонарроти было довольно кратко: «Отдаю душу Богу, тело — земле, имущество — родным».

https://youtube.com/watch?v=yfU3U-FIDvg

Помимо скульптур, творчество Микеланджело Буонарротио включает в себя стихи и сонеты:

«Страшный суд»

Шесть лет (с 1534 по 1541) мастер вновь трудился в Сикстинской капелле. «Страшный суд», картина Микеланджело, — самая большая фреска эпохи Возрождения.

Центральная фигура — Христос, который творит суд и восстанавливает справедливость. Он в центре вихревого движения. Он больше не посланец мира, милосердный и мирный. Он стал Верховным Судьей, грозным и устрашающим. Правую руку Христос поднял в грозном жесте, вынося окончательный приговор, который разделит воскресших на праведников и грешников. Эта воздетая рука становится динамическим центром всей композиции. Кажется, что она приводит в бурное движение тела праведников и грешников.

Если душа каждого человека в движении, то фигура Иисуса Христа недвижна и устойчива. Его жесты олицетворяют силу, возмездие и мощь. Мадонна не в силах смотреть на страдания людей, поэтому она отворачивается. А вверху картины ангелы несут атрибуты Страстей Христовых.

Среди Апостолов стоит Адам, первый в роде человеческом. Также здесь находится и святой Петр — основатель христианства. Во взглядах апостолов читается грозное требование возмездия в отношении грешников. В руки их вложил орудия пыток Микеланджело.

Картины фрески изображают святых мучеников вокруг Христа: Святой Лаврентий, Святой Себастьян и Святой Варфоломей, который демонстрирует содранную кожу.

Здесь много и других святых. Они стараются быть ближе ко Христу. Толпа со святыми ликует и радуется предстоящему блаженству, которыми наградил их Господь.

Семь ангелов трубят. Все смотрящие на них испытывают ужас. Те, кого Господь спасает, сразу же восходят и воскресают. Из могил восстают умершие, поднимаются скелеты. Какой-то мужчина от ужаса закрывает глаза руками. За ним пришел сам дьявол, который тащит его вниз.

Учеба и творчество

В итоге отце сдался, и обучение Микеланджело пошло в соответствии с его наклонностями:

  1. В 1488 году Лодовико отправил 13-летнего сына в мастерскую Доменико Гирландайо, одного из ведущих флорентийских художников. Там мальчик познакомился с основными техниками и материалами, в это же время он сделал первые карандашные копии произведений художников, в которых проявляется его скульптурное видение. Считается, что в это время он написал картину «Мучение святого Антония».
  2. Через год Микеланджело переходит в школу скульптора Джаванни, патроном которого являлся Лоренцо Медичи (крайне влиятельный человек во Флоренции). Последний решил оказать покровительство молодому гению и пригласил к себе.
  3. В 1490—1492 годах Микеланджело находился при дворе Медичи. Скорее всего, в это время он создал барельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров», а в следующие годы «Геркулеса», ныне утраченного.

https://youtube.com/watch?v=X3xx640uFOU

«Персидская сивилла»

Персидская сивилла проживала на Востоке. Ее имя было Самбета. Также ее называли Вавилонской прорицательницей. Упоминается она в источниках XIII века до н.э. 1248 год стал годом пророчеств, которые сивилла черпала в своих 24 книгах. Утверждают, что ее предсказания касались жизни Иисуса Христа. Кроме того, она упоминала Александра Великого и многих других легендарных личностей. Предсказания выражены стихами, имеющими двойной смысл. От этого их сложно однозначно трактовать.

Современники Персидской сивиллы пишут, что она была облачена в золотые одежды. У нее был располагающий моложавый вид. Микеланджело, картины которого всегда имеют более глубокий смысл, представил ее в пожилом возрасте

Сивилла почти отвернулась от зрителя, все ее внимание обращено к книге. В изображении преобладают насыщенные и яркие тона

Они подчеркивают богатство, добротность и великолепное качество одеяний.

Образ в искусстве

Микеланджело Кумская сивиллаФреска из Сикстинской капеллы

Микеланджело Дельфийская сивиллаФрагмент фрески

В связи с популярностью пророчицу часто изображали художники разных стран.

Кумская сивилла является одной из четырёх сивилл, изображённых Рафаэлем в Санта-Мария-делла-Паче. Она также была написана Андреа дель Кастаньо для церкви Санта Аполлония во Флоренции, а на потолке Сикстинской капеллы работы Микеланджело впечатление от её изображения затмевает присутствие других пророчиц, даже более молодой и красивой Дельфийской сивиллы. Вазари, рассказывая о Сикстинской капелле, упоминал об этой фреске, написанной художником рядом с фигурой библейского пророка Исайи:

Писали её и другие художники — итальянцы Тициан, Джованни Черрини, нидерландец Ян ван Эйк, французы — Клод Желле, Ноэль Куапель, англичане — Эдвард Бёрн-Джонс, Джозеф Тернер.

Икона с образом Кумской сивиллы написана в 1673 г. Богданом Салтановым, придворным живописцем царя Алексея Михайловича.

Кумская сивилла известна под разными именами: Герофила у Павсания и Лактанция, Деифоба, дочь Главка в «Энеиде» Вергилия, Амальтея, Дафна, Манто, Фемоноя — в других источниках.

«Сотворение Адама»

Картина Микеланджело «Сотворение Адама» — безусловно, один из самых известных фрагментов потолка Сикстинской капеллы.

Множество людей, которые имеют разное отношение к искусству, в один голос утверждают, что между властной дланью Саваофа и безвольной, трепещущей кистью Адама можно практически увидеть поток живительной силы. Эти почти соприкоснувшиеся руки представляют собой единство материального и духовного, земного и небесного.

Эта картина Микеланджело, руки на которой столь символичны, целиком пронизана энергией. А как только пальцы соприкоснутся, акт сотворения завершится.

Последние годы жизни

Но все же наиболее значимые заказы Буонарроти получил во второй половине жизни:

  1. Он закончил 3 этаж фасада и карниз Палаццо Фарнезе для Папы Римского Павла III. Этот римский дворец в стиле Ренессанс был построен в городе Понте. Изначально над зданием работал архитектор Антонио да Сангалло Младший. После его смерти в 1546 году Микеланджело возглавил строительство и внес ряд изменений.
  2. Было спроектировано новое убранство Капитолия.
  3. В 1547 Буонарроти был назначен главным архитектором собора Святого Петра, что стало для него самым великим достижением в жизни. Над зданием поочередно трудились практически все крупные архитекторы Италии. В 1506 строительство было начато под руководством Донато Браманте, затем перешло к Рафаэлю Санти, после — к Бальдассере Перуцци и Антонио де Сангало Младшему. После их смерти строительство возглавил Микеланджело, заканчивали же работу Джакомо делла Порта и Джакомо Виньола.

https://youtube.com/watch?v=7DaK0UzEAGE

Статьи по Теме

  • Микеланджело
  • Список произведений Микеланджело
  • Высокое Возрождение
  • Потолок Сикстинской капеллы
  • Римский ренессанс

Микеланджело (1475-1564)

Болонья и Сиена Ангел  · Святой Петроний  · Святой Прокула  · Святой Павел  · Святой Петр  · Святой Пий
Мужские персонажи Вакх  · Давид  · Моисей  · Кристо делла Минерва  · Аполлон  · Мальчик, сидящий  на корточках · Гений победы  · Брут
Рабская серия Мятежный раб  · Умирающий раб  · Молодой раб  · Бородатый раб  · Атласский раб  · Пробуждение раба
Части времени Рассвет  · Сумерки  · День  · Ночь
Женские персонажи Рахиль  · Леа  · Мадонна Брюгге  · Мадонна Медичи
Пьета Пьета Святого Петра в Риме  · Пьета Бандини  · Палестрина Пьета  · Пьета Ронданини
Фрески Потолок Сикстинской капеллы  • Дельфийская сивилла  • Сивилла Кума  • Ливийская сивилла  • Персидская сивилла  • Игнуди  • Сотворение звезд и растений  • Сотворение Адама  • Опьянение Ноя  • Ионас  • Последний суд  • Обращение святого Павел  • Мученичество святого Петра
Таблицы и рисунки Муки святого Антония  • Мадонна Манчестерская  • Погребение  • Тондо Дони  • Эпифания  • Пьета с двумя путти
Архитектура Сагрестия Нуова  • Библиотека Лаврентия  • Капитолий Рима  • Палаццо Фарнезе  • Собор Святого Петра в Риме  • Сан-Джованни-деи-Фьорентини  • Санта-Мария-дельи-Анджели  • Порта Пиа
Спонсоры Лоран Медичи  • Юлий II  • Климент VII  • Павел III  • Пий IV
Антураж Бертольдо ди Джованни  • Доменико Гирландайо  • Себастьяно дель Пьомбо  • Бастиано да Сангалло  • Виттория Колонна  • Томмазо деи Кавальери  • Гаспар Бесерра  • Асканио Кондиви
Авторы ( XX — го и XXI — го  века) Даниэль Арассе  • Джулио Карло Арган  • Марсель Брион  • Антонио Форчеллино  • Поль Жоаннидес  • Жиль Нере  • Шарль Сала  • Джон Спайк  • Шарль де Толне  • Алессандро Веццози  • Франк Зёлльнер
  • Портал живописи
  • Портал искусств
  • Портал эпохи Возрождения
  • Портал Ватикана

«Потоп»

В начале работы не был уверен в своих силах Микеланджело Буонарроти. Картины, фрески капеллы были созданы после того, как мастер написал «Потоп».

Боясь приступить к работе, Микеланджело задействовал искусных мастеров фрески из Флоренции. Но через некоторое время отправил их обратно, так как не был удовлетворен их работой.

«Потоп», как и многие другие картины Микеланджело (с названиями, как можем заметить, у гения проблем не возникало — они как нельзя лучше передают суть каждого полотна и фрагмента), был местом исследования природы человека, его поступков под влиянием бедствий, несчастий, катастроф, его реакции на все. И несколько фрагментов сложились в одну фреску, на которой разворачивается трагедия.

На переднем плане представлена группа людей, пытающаяся спастись на пока еще существующем клочке суши. Они похожи на стадо испуганных овец.

Какой-то мужчина надеется отсрочить гибель — свою и своей возлюбленной. Маленький мальчик прячется за мать, которая, похоже, отдалась Судьбе. Юноша надеется избежать смерти на дереве. Другая группа укрывается куском холста, надеясь спрятаться от потока дождя.

Беспокойные волны пока еще удерживают лодку, в которой люди борются за место. На заднем плане виднеется Ковчег. Несколько человек колотят в стены, надеясь, что их спасут.

По-разному изобразил персонажей Микеланджело. Картины, составляющие одну фреску, демонстрируют разные эмоции людей. Одни пытаются поймать последний шанс. Другие стремятся помочь близким. Кто-то готов принести в жертву соседа, лишь бы спастись самому. Но каждого волнует один вопрос: «За что я должен погибнуть?» Но Бог уже молчит…

Архитектура

Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников эпохи Возрождения успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.

Базилика Святого Лаврентия

В «Базилике Святого Лаврентия» («Basilica di San Lorenzo») Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту Филиппо Брунелле́ски (Filippo Brunelleschi).

Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.

Ворота Пиа

«Порта Пиа» («Porta Pia») – ворота на северо-востоке стены Аврелиана (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana). Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.

Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.

Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири

Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской площади Республики (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов. Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.

Описание картины «Ливийская сивилла»

Ливийская сивилла является воплощением красоты, вечного движения живого и мудрости. На первый взгляд кажется, что фигуры сивиллы мощная, но Микеланджело наделил ее особенной пластикой и грацией. Кажется, что она сейчас повернется к зрителю и покажет фолиант. Безусловно, в книге — Слово Божие.

Изначально сивилла была странствующей прорицательницей. Она предсказывала недалекое будущее, судьбу всем желающим.

Несмотря на свой образ жизни, Ливийская сивилла довольно категорично относилась к идолам. Она призывала отказаться от служения языческим богам.

Древние первоисточники указывают, что прорицательница была родом из Ливии. Кожа ее была черна, рост — средний. В руке девушка всегда держала ветвь масленичного дерева.

«Отделение Света от Тьмы»

Картины Микеланджело Буонарроти с названиями поражают воображение. Невозможно представить, что чувствовал гений, когда создавал подобный шедевр.

Создавая фреску «Отделение Света от Тьмы», Микеланджело хотел, чтобы от нее исходила мощная энергия. Центром сюжета является Саваоф, который и есть эта невероятная энергия. Бог создал небесные светила, Свет и Тьму. Затем он решил отделить их друг от друга.

Саваоф парит в пустом пространстве и наделяет его космическими телами. Облекает их в материи и сущности. Все это он творит при помощи своей божественной энергии и, безусловно, высшей и великой любви.

Буонаротти неслучайно представляет Высший Разум в облике человека. Возможно, мастер утверждает, что люди также способны отделить в себе свет от тьмы, создав таким образом духовную Вселенную, которая наполнена миром, любовью и пониманием.

Изучая картины Микеланджело, фото которых сейчас всем доступны, человек начинает осознавать истинный масштаб творчества этого мастера.

Начало работы над Сикстинской капеллой

Папа Юлий II задумал создать для себя грандиозную гробницу. Поручил он эту работу Микеланджело. 1605 год был нелегким для них обоих. Скульптор уже начал работу, но позже узнал, что папа отказывается оплачивать счета. Это задело мастера, поэтому он самовольно покинул Рим и вернулся во Флоренцию. Долгие переговоры завершились прощением Микеланджело. И в 1608 году началась роспись потолка Сикстинской капеллы.

Работать над росписью было большим подвигом. 600 квадратных метров были оформлены за четыре года. Грандиознейший цикл композиций на темы Ветхого Завета родился из-под руки Микеланджело. Картины, изображения на стенах поражают идейной, образной стороной и пластической выразительностью форм. Обнаженное человеческое тело имеет особое значение. Через разнообразные позы, движения, положения выражается невероятное количество идей и чувств, которые обуревали художника.

Древнеримские пророчества Кумской сивиллы

История приобретения Сивиллиных книг римским царём Луцием Тарквинием Гордым или Тарквинием Приском является одним из самых известных мифических событий римской истории. Марк Теренций Варрон писал в I в. до н. э., что за столетия до того, в период 50-й олимпиады, Кумская сивилла, под видом старухи, «которая не была жительницей страны», тайно прибыла в Рим. Она предложила девять книг-пророчеств царю Тарквинию. Когда царь отказался от покупки из-за непомерной цены, она сожгла три книги, а оставшиеся шесть вновь предложила Тарквинию за ту же цену. Он снова отказался, после чего она сожгла ещё три и повторила предложение. Только тогда по совету авгуров Тарквиний согласился уплатить требуемую цену, после чего старуха скрылась в толпе.

Книги впоследствии хранились в храме Юпитера на Капитолийском холме в Риме, и обращались к ним за указаниями только в чрезвычайных ситуациях (например, во время эпидемии 293 г. до н. э., после поражений на начальном этапе Второй Пунической войны). Храм сгорел в 80-х годах до н. э. вместе с книгами, что потребовало повторного сбора пророчеств Сивиллы по всей империи. Они тщательно сортировались и те, что были признаны подлинными, оставлены на сохранение в восстановленном храме. Император Август перевёз их в храм Аполлона на Палатине, где они оставались в течение большей части императорского периода в истории Рима.

Книги были сожжены в 405 году полководцем Флавием Стилихоном, который был христианином и считал книги языческими и, следовательно, «злыми». Во время вторжения вестготов пять лет спустя, в 410 году нашей эры, некоторые язычники (в том числе поэт Намациан) оплакивали потерю книг, утверждая, что вторжение в город было свидетельством гнева богов и наказанием за уничтожение пророчеств.

О работе:

Вдоль каждой стороны расписанного Микеланджело свода Сикстинской капеллы расположены гигантские фигуры ветхозаветных пророков, чередующиеся с такими же по размеру фигурами прорицательниц (многие из языческих сивилл предсказывали пришествие Христа). Дельфийская сивилла была первой и самой удавшейся из них. Её поза, с торжественно поднятой рукой, напоминает фигуру Девы Марии с тондо Дони.

В своей книге, посвящённой живописным работам Микеланджело и опубликованной в 1965 году, искусствовед Фредерик Хартт так описывает героиню этой работы: «Одним величественным движением дельфийка поворачивается к нам… Её волосы и плащ развеваются от того, что можно назвать дуновением Духа… Грандиозная левая рука сивиллы и прекрасно вылепленная спина её спутника производят едва ли не самое сильное впечатление среди всех фигур фрески». После недавней реставрации свода Сикстинской капеллы великолепие картины ещё более подчёркнуто восстановленными в первоначальной свежести цветами росписи.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ

Особое место среди друзей и знакомых Микеланджело занимал римский дворянин Томмазо Кавальери. «Всех больше, писал Вазари, — любил он, несомненно, молодого римского дворянина Томмазо Кавальери, страстно преданного искусству. Микеланджело сделал на картоне его портрет в натуральную величину — свой единственный портрет с натуры, ибо он отвергал натурную живопись, разве что речь шла о людях выдающейся красоты».

Благородство и красота Кавальери покорили сердце Микеланджело. Он забрасывает юношу восторженными письмами, посвящает ему любовные сонеты. Кавальери никогда не злоупотреблял страстью своего друга, принимая знаки его внимания с достоинством и почтительностью. Он сохранил преданность Микеланджело до конца его дней, помогал ему в делах, после смерти художника был его душеприказчиком. Кавальери много сделал для того, чтобы сохранить его бумаги, планы и эскизы для застройки Капиталийского холма, проследил за тем, чтобы начатые работы были продолжены в соответствии с замыслом мастера. Никто, кроме Аретино — итальянского писателя Позднего Ренессанса, сатирика, публициста и драматурга, не осквернил их дружбы грязными подозрениями. Бенедетто Варки — итальянский гуманист и писатель XVI века, когда приезжал в Рим, встречался с Кавальери в мастерской Микеланджело, и тот произвел на него самое лучшее впечатление. Позднее он писал: «Когда я встретился с мессером Томмазо Кавальери, он поразил меня не только своей несравненной красотой, но также и приятностью обхождения, тонким умом и редким душевным благородством; такой человек вполне заслужил любви и лишь вырастал в глазах при более близком знакомстве».

В 1536 году в Рим приехала Виттория Колонна, маркиза Пескара. Здесь эта 47-летняя вдовая поэтесса заслужила глубокую дружбу 61-летнего Микеланджело. Виттория стала единственной женщиной, имя которой прочно связывают с Микеланджело. Исследователь Нортон утверждал, что «его стихи к ней… подчас трудно отличить от сонетов к юноше Томмазо Кавальери, к тому же известно, что Микеланджело сам подчас заменял обращение „синьор“ на „синьора“ перед тем, как пустить свои стихи в народ». В будущем его стихи были подвергнуты цензуре внучатым племянником перед опубликованием.

Её отъезд в Орвьето и Витербо в 1541 году по причине восстания её брата Асканио Колонна против Павла III не вызвал изменения в её отношениях с художником, и они продолжали посещать друг друга и переписываться, как прежде. Она возвратилась в Рим в 1544 году.

Биографы знаменитого художника отмечали, что «переписка этих двух замечательных людей представляет не только высокий биографический интерес, но и является прекрасным памятником исторической эпохи и редким примером живого обмена мыслей, полных ума, тонкой наблюдательности и иронии».

Исследователи писали по поводу сонетов Микеланджело, посвящённых Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы, игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector