Картины в музее Прадо в Мадриде
Стоит отметить, что изначально коллекцию картин собирали короли и представители придворной знати. Сначала коллекция музея насчитывала 311 картин, сейчас — более 8 000. Музей Прадо по праву считается сокровищницей испанской, фламандской и итальянской живописи.
Первые экспонаты музея — произведения Тициана, Веронезе, Веласкеса и других мастеров. Именно в музее Прадо хранятся наиболее полные собрания картин Гойи, Босха, Эль Греко, Мурильо, Сурбарана.
Испанское искусство
В музее Прадо собрана богатейшая коллекция средневековых фресок, произведений Ренессанса и полотен XIX века. Например, картины Гойи вы можете увидеть сразу на трех этажах музея, здесь представлены такие шедевры, как «Портрет семьи Карла IV», «Махна обнаженная», «Махна одетая», «Сатурн, пожирающий своего сына», «Колосс», «Молочница из Бордо» и другие.
На 1-ом этаже посетители могут насладиться красотой полотен Эль Греко: «Христос, несущий крест», «Поклонение пастухов», «Распятие», «Воскресение Христово», «Вид Толедо» и другие.
Также на первом этаже вы можете увидеть «Менины», «Портрет короляФилиппа IV» Веласкеса, «Непорочное зачатие», «Аврора», «Святая Мария Египетская» Риберы, «Дети с раковиной», «Благовещение», «Рождение Иоанна Крестителя» Мурильо, «Оборона Кадиса», «Подвиг Геркулеса» Сурбарана и другие.
Фламандское искусство
На цокольном и 1-ом этаже музея Прадо представлены работы фламандских художников (современные Бельгия, Люксембург, Нидерланды). Там представлены следующие полотна: «Снятие с креста» и «Оплакивание» Вейдена, «Воз сена» и «Сад земных наслаждений» Босха, «Святой Георгий, поражающий дракона», «Три грации» Рубенса, «Взятие под стражу» Дейка, «Триумф смерти» Брейгеля и другие.
Триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений», Елизавета Антонова
Итальянское искусство
Что касается итальянских живописцев, то в музее Прадо можно увидеть «Вакханалию», «Поклонение Венере» Тициана (всего в музее хранится 40 работ этого мастера), «Царицу Савскую перед Соломоном», «Похищение Елены» Тинторетто, «Брак в Кане Галилейской», «Венеру и Адониса» Веронезе, «Святое семейство под дубом», «Агостино Беаццано» Рафаэля, «Мадонну с младенцем и Святого Иоанна» Корреджо и другие.
Кроме трех выделенных выше направлений в музее представлены картины английских, немецких, французских живописцев. Например, «Роберт Батчер» Гейнсборо, «Вакханалия» Пуссена, «Автопортрет» Дюрера и другие.
Также посетители могут увидеть различные скульптуры, драгоценные украшения, столы и другие экспонаты, некогда принадлежавшие правителям Испании.
В музее периодически проходят тематические выставки. Например, посвященные творчеству Тициана, Босха, Пикассо и других мастеров. Музей Прадо зачастую является участником подобных выставок и в других странах. Еще в музее организуют лекции, семинары, где исследователи, искусствоведы рассказывают о творчестве прославленных живописцев прошлого, а также о современном искусстве.
Сергей Архипкин
Убиение змия
Нельзя не упомянуть и о славном чуде убиения змия, совершенном святым великомучеником Георгием в Финикии. Около города Бейрута близ Ливанских гор находилось большое озеро, в котором жил змий, огромный и страшный. Выходя из озера, змий похищал людей и пожирал их. Много раз народ, вооружившись, выступал против него, но каждый раз змий, приблизившись к стенам города, наполнял воздух своим смертоносным дыханием, от которого многие заболевали и умирали. По этой причине в городе постоянно были скорбь, печаль, вопль и плач. В этом городе жили язычники, здесь же жил и сам их царь.
Однажды жители города, собравшись вместе, отправились к своему царю и сказали ему:
– Что нам делать, вот – мы погибаем от змия?
Он же ответил им:
– Я вам сообщу то, что мне откроют боги.
Содома Св. Георгий Италия. 1518 г.
Дерево, масло. 137,8 х 97,6 см
Национальная галерея, Вашингтон
Затем царь, по научению живущих в идолах бесов, губителей душ человеческих, возвестил им такое решение: если они не хотят погибать все, то пусть дают в пищу змию каждый день по жребию своих детей, сыновей или дочерей. При этом царь прибавил:
– Когда дойдет очередь до меня, то и я, хотя и имею одну единственную дочь, отдам ее.
Жители города приняли царский совет или, лучше сказать, бесовский и давали все, как важные, так и неважные граждане, каждый день на съедение змию одного из сыновей и дочерей своих, и весьма сожалели и плакали о них. Жертву змию ставили на берегу озера, нарядив в лучшие одежды; змий же, выходя из озера, забирал ее и съедал.
Питер Пауль Рубенс Святой Георгий, побеждающий дракона 1607–1610 гг.
Холст, масло. 304 х 256 см
Музей Прадо, Мадрид
Когда очередь обошла всех людей того города, горожане пришли к самому царю и сказали:
– Вот, царь, по твоему совету и постановлению отдавали мы детей своих змию. Очередь уже обошла всех. Что же теперь ты нам повелишь делать?
Царь ответил им на это:
– Отдам и я дочь свою, хотя она у меня и единственная. Потом я вам сообщу, что нам откроют боги.
Позвав к себе свою дочь, царь велел ей украсить себя как можно лучше; он очень жалел ее и плакал об ней со всем домом своим, но не мог нарушить того постановления, как бы божественного, сообщенного бесами. Приготовив дочь и отправив ее на съедение змию, царь смотрел на нее с высоты своего дворца и со слезами на глазах провожал ее взором своим.
Девица, между тем, была поставлена на обычном месте, на берегу озера. Ожидая смертного часа, она горько рыдала.
По промышлению Бога, желающего спасти всех, благоизволившего спасти и город тот от погибели душевной и телесной, в это время к тому месту подъехал на коне святой великомученик Георгий, воин Царя небесного, с копьем в руке.
Увидев девицу, стоявшую у озера и горько плакавшую, он спросил ее:
– Для чего ты здесь стоишь и о чем плачешь?
Она же ответила ему:
– Добрый юноша! Беги скорее отсюда, чтобы не погибнуть вместе со мною.
Святой сказал ей:
– Не бойся, девица, но скажи мне, чего ты ждешь в присутствии всего народа, смотрящего на тебя?
Девица рассказала ему все по порядку, и про змия, и про себя.
Святой Георгий сказал ей:
– Не бойся, девица, потому что я именем Господа моего, Бога истинного, спасу тебя от змия.
Витторе Карпаччо Святой Георгий, поражающий дракона 1516 г.
Капелла собора
Сан Джорджио Маджоре, Венеция
Вдруг из озера появился страшный змий и направился к своей жертве. Святой Георгий, осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», – устремился на коне своем на змия, потрясая копьем, и, ударив змия с силой
в гортань, поразил его и прижал к земле; конь же святого попирал змия ногами. Затем святой Георгий приказал девице, чтобы она, связав змия своим поясом, повела его в город, смиренного, как пса; народ же, с удивлением взирая на змия, влекомого девицею, обратился от страха в бегство.
– Не бойтесь, – говорил народу святой Георгий, – только уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам для того, чтобы спасти вас от змия.
Святой Георгий убил змия мечом и сделался невидимым.
После всего случившегося царь и народ, живший в городе, уверовали в Господа Иисуса Христа и приняли святое крещение: крестившихся было 25 000 человек, не считая женщин и детей. На том месте впоследствии была построена церковь, большая и красивая, во имя Пречистой Девы Марии и в честь святого Победоносца Георгия. Случилось здесь также и новое чудо. Когда церковь была освящена, тогда в знамение изливаемой здесь благодати Божественной из алтаря этой церкви истек источник воды живой, исцеляющий всякую болезнь всех с верою притекающих во славу Отца и Сына и Святого Духа, хвалимого во святых Своих вовеки. Аминь.
Любой из портретов можно отнести или к психологическому портрету, илик портрету-характеру, или к портрету-биографии.
Искусство помогает познать
человека. Не только увидеть его внешний об-лик, но и понять его сущность,
характер, настроение и др. Портрет почтивсегда реалистичен. Ведь его
главная цель — узнаваемость изображенного
на нем человека. Однако обычно
задачей художника является не точное
копирование внешних черт модели, не
подражание природе, а «живописное пересоздание» образа человека. Не случайно
возникает желание не
просто узнать в портрете себя, а
может быть, даже открыть что-то новое
в себе.Зрителю невольно передается
отношение художника к модели. Важнымявляется все то, что выражает
эмоции, отношение к жизни, к людям: мимикаизображенного лица, выражение
глаз, линия губ, поворот головы, осанка,жест.Нередко мы толкуем произведение с
позиции человека сегодняшнегодня, приписываем персонажу черты,
совершенно не свойственные его времени, т. е
стремимся понять неизвестное
через известное.Очень важно также показать
социальное положение портретируемого, создать типический образ представителя
определенной эпохи.
Как жанр портрет появился несколько тысячелетий назад в античном
искусстве. Среди фресок знаменитого Кносского дворца, найденных археологами при
раскопках на острове Крит, есть целый ряд живописных женских изображений,
относящихся к XVI веку до н.э. Хотя исследователи назвали эти образы
“придворными дамами”, нам неведомо, кого пытались показать критские мастера —
богинь, жриц или знатных дам, одетых в нарядные платья. “Парижанка”. Фреска из Кносского дворца, XVI век до
н.э.
Наибольшую известность получил портрет молодой женщины, названный
учеными “Парижанка”. Мы видим перед собой профильное (по традициям искусства
того времени) изображение молодой женщины, весьма кокетливой и не
пренебрегавшей косметикой, о чем свидетельствуют ее глаза, обведенные темным
контуром, и ярко накрашенные губы.Художники, создававшие фресковые портреты своих современников, не
углублялись в характеристику моделей, да и внешнее сходство в этих изображениях
весьма относительно.Религиозные представления в Древнем
Египте, связанные с культоммертвых, определили стремление к
передаче портретного сходства в скульптурном изображении человека: душа умершего
должна была найти свое вместилище.
«Маха обнажённая» и «Маха одетая»
Картины «Маха одетая» и «Маха обнажённая» Франсиско Гойи были выполнены в 1797-1800 годах. Они одинаковые по размеру и изображают одну и ту же знатную испанскую женщину — «маху», отличающуюся только наличием одежды.
Считается, что Гойя выполнял заказ могущественного первого министра Испании Мануэля Годоя и запечатлел его любовницу Пепиту Тудо. «Маха обнажённая» — это одно из первых живописных произведений не на мифологическую тему, на котором изображена полностью обнажённая женщина.
Согласно оригинальному замыслу, «Маха одетая» висела перед «Махой обнажённой» и женщину «раздевал» специальный механизм. Сейчас же картины разделены, хоть и висят на одной стене в музее Прадо.
Как можно заметить, коллекция музея Прадо не ограничивается только искусством Испании и Фландрии, входившей в состав испанских Нидерландов. Здесь также представлены шедевры итальянского Возрождения, немецкой живописи и французского классицизма
Стоит обратить внимание на следующие картины:
Отрывок, характеризующий Рыцарь с рукой на груди
Человек в зеркале искусства: жанр портрета
Портрет
(франц.
portrait) — изображение определенного человека или группы людей. Жанр портрета
получил распространение в глубокой древности в скульптуре, а затем в живописи и
графике. Но внешнее сходство это не единственное, что должен передать художник.
Гораздо важнее, когда мастер переносит на полотно внутреннюю сущность человека
и передает атмосферу времени. Различают
парадный
и
камерный
портреты. Бывают портреты
парные
и
групповые.
Они предназначаются
и для украшения парадных зал, и для восхваления определенных персон, и для
сохранения памяти о людях, объединенных профессиональными, духовными, семейными
узами. Особую категорию
составляет
автопортрет
,
на
котором художник изображает самого себя.
Светлана Обухова
Портрет кавалера с рукой на груди. Эль Греко |
О жизни критянина Доменико Теотокопули, художника, покорившего испанский Толедо под именем Эль Греко, то есть Грек, почти не осталось свидетельств. «Сумасбродства» его характера и странная живописная манера поражали многих и заставляли браться за перо — но сохранилось лишь несколько писем. В одном из них есть такие строки: «…погода была прекрасной, нежно светило весеннее солнце. Оно всему дарило радость, и город выглядел празднично. Каково же было мое удивление, когда я вошел в мастерскую Эль Греко и увидел, что ставни на окнах закрыты, и поэтому было трудно разглядеть, что находилось вокруг. Сам Эль Греко сидел на табуретке, ничем не занимаясь, но бодрствуя. Он не захотел выйти со мной, поскольку, по его словам, солнечный свет мешал его внутреннему свету…»
О Доменико-человеке почти не осталось свидетельств, только отголоски: что жил на широкую ногу, держал богатейшую библиотеку, читал многих философов и еще судился с заказчиками (его любили, а чаще не понимали), умер почти в нищете, — словно тонкие лучи дневного света пробиваются сквозь щели в «закрытых ставнях» его жизни. Но не отвлекают от главного — от внутреннего света, которым наполнены картины художника Эль Греко. Особенно портреты.
В них нет пейзажей, открывающихся за спиной портретируемого, нет обилия деталей, которые притягивают любопытный глаз. Даже имя героя часто остается «за скобками». Потому что все это помешало бы увидеть лицо. И глаза, глубокие, темные, смотрящие прямо на тебя. От них трудно оторваться, а если и заставишь себя, то чтобы увидеть жест — и снова остановиться в раздумье.
Таков «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577-1579), написанный мастером вскоре после его переезда в Толедо. Этот портрет признают одним из лучших в испанской живописи XVI века. Чужестранец Эль Греко создал «яркие изображения испанской жизни и истории», в которых запечатлены «подлинные живые существа, соединяющие в себе все, чем надлежит восхищаться в нашем народе, все героическое и неукротимое, с теми противоположными свойствами, которые не могут не быть отражены, не разрушив саму его сущность» (А. Сеговия). Аристократы из древних фамилий Толедо стали подлинными героями Эль Греко, он увидел их внутренний свет — их благородство и достоинство, верность долгу, ум, изысканность манер, мужество, внешнюю сдержанность и внутренний порыв, силу сердца, которое знает, ради чего живет и умирает…
День за днем останавливаются напротив неизвестного идальго посетители галереи Прадо, удивленные, со словами: «Как живой…» Кто он, этот рыцарь? Почему с такой искренностью открывает свое сердце? Почему так притягивают его глаза? И этот жест клятвы? И рукоять шпаги?.. Может быть, из этих вопросов родилась легенда, что изображенный на портрете — другой великий испанец: Мигель де Сервантес. Воин и писатель, поведавший миру историю рыцаря печального образа, которому был дан тот же божественный дар, что Эль Греко, — видеть людей такими, какими они должны быть, видеть их внутренний свет…
Обсудить статью в сообществе читателей журнала «Человек без границ»
Подписаться на журнал «Человек без границ»
«Менины»
«Менины» принадлежат перу Диего Веласкеса, камергера и придворного живописца испанского короля Филиппа IV. Картина была закончена в 1656 году. Она известна во всём мире благодаря своей необычной перспективе: здесь реальность переплетается с иллюзией.
Действие происходит в мастерской Веласкеса — сам художник выглядывает из-за мольберта в левой части картины. Он трудится над портретом Филиппа IV с женой Марианной, которые присутствуют словно «за кадром» — их отражения можно увидеть в зеркале на заднем плане.
Центром картины является дочь Филиппа и Марианны — инфанта Маргарита. Маленькая девочка окружена фрейлинами — менинами, отсюда и название произведения. Композицию завершает мужчина в дверном проёме, один из личных придворных королевы.