Сочинение по картине ивана константиновича айвазовского «черное море»

Картина «Девятый вал» Айвазовского – ода морской стихии :: SYL.ru

Картина «Девятый вал» Айвазовского является одним из самых знаменитых шедевров не только русской марины, но и русской живописи в целом.

Любимая стихия художника – море — способна внушать трепет и благоговейный страх, поражать своей мощью и величием.

Все это, благодаря эмоциональной насыщенности картины, ее сюжету и невероятной палитре оттенков, делает «Девятый вал» одним из величайших творений Айвазовского, несмотря на то, что картина была написана в ранний период его творчества.

Предыстория

За несколько лет до начала работы над «Девятым валом», в 1844 г., Айвазовскому было присвоено звание академика Петербургской академии художеств. В то же самое время его полотнами стал интересоваться знаменитый меценат Третьяков, убежденный в том, что никому не удается передать волшебство водной стихии так живо и естественно, как Ивану Айвазовскому.

В 1845 г., завершив трудоемкую работу над видами нескольких портов и приморских городов по заказу Главного морского штаба, Айвазовский переехал в свой родной город – Феодосию.

Картина Айвазовского словно впитала бушующий характер Черного моря, его непредсказуемость и непобедимую силу.

История создания

Сложно сказать с абсолютной уверенностью, когда именно была написана картина «Девятый вал» Айвазовского. Некоторые источники указывают 1850 г., однако принято считать, что картина была начата немногим ранее – в 1848 г., поэтому правильным вариантом даты создания полотна считается 1948-1850 гг.

Полотна, написанные до этого шедевра, — в основном умиротворяющие пейзажи приморских городов и виды бухт и кораблей. Спокойное море, пронизанное лучами солнца или отражающее свет полной Луны, – вот среднестатистическое описание картины Айвазовского. «Девятый вал» стал переломным моментом в творчестве художника. Здесь проявилась вся сила его кисти.

Считается, что картина Ивана Айвазовского «Девятый вал» воссоздана по собственным воспоминаниям художника, пережившего бурю и крушение корабля в Бискайском заливе в 1844 г. Однако сюжет картины не совпадает с воспоминаниями Айвазовского и других выживших.

Анализ сюжета

Общепринятое описание картины Айвазовского «Девятый вал» говорит о восходящем Солнце, несущем надежду на выживание морякам, потерпевшим крушение. Однако море может быть жестоким, и пережить ночной шторм не значит победить стихию.

Изображение моря на картине говорит о прошедшей ночной буре, которая разрушила корабль, сокрушив мачту, за обломки которой из последних сил цепляются люди в борьбе за жизнь. Ночной шторм прошел, и обессиленные мореплаватели ждут, что принесет им новый день.

  • Яркими оттенками восходящего Солнца картина рисует надежду на чудо; освещенные первыми лучами светло-зеленые гребни волн переходят в темно-фиолетовые тона морской пучины, не позволяя зрителям забывать о мощи штормового моря.
  • Картина «Девятый вал» Айвазовского — это одновременно ода непобедимой и непредсказуемой водной стихии и несокрушимому человеческому духу.

Символизм картины

Основной характеристикой картины является ее двойственность. Сюжет можно интерпретировать с долей оптимизма и надежды на положительный исход либо воспринимать его как торжество стихии над человеком. Возможно, к этому и стремился Айвазовский, добавляя в картину ряд противоречивых символов, среди которых:

  • яркие оттенки Солнца и темная пучина волн, противоречащие друг другу и возбуждающие одновременно надежду и страх;
  • обломок мачты, напоминающий крест, что может интерпретироваться как символ спасения либо символ распятия;
  • красный платок, которым размахивает один из выживших моряков, может символизировать новую кровь или, в качестве антитезы белому флагу, нежелание людей сдаваться.

Название полотна – «Девятый вал» — само по себе символично: по преданиям мореходов, девятый вал – самый сильный. Волна, идущая в шторм девятой, способна сокрушить корабли и поглотить все в пучину.

Судя по названию, именно эта сокрушительная сила и является сюжетом картины.

И в то же время, несмотря на грядущий девятый вал, несколько выживших людей все еще держатся за обломки мачты, помогая друг другу в надежде пережить шторм.

Картина «Девятый вал» Айвазовского никого не оставит равнодушным. Девятый вал – символ обреченности, стремление выжить – символ надежды, они создают в картине больше чем просто противостояние, они задают вопрос, ответить на который предстоит зрителю.

Среди волн. 1898 г.


Иван Айвазовский. Среди волн. 1898 г. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского, г. Феодосия, Крым. izi.travel “Среди волн” – самая большая картина Айвазовского. 285 на 429 см. Как вы думаете, сколько писал ее художник? Несколько лет? Долгие месяцы?

10 дней! И это в свои 80 лет! Правда за эту работу Айвазовский чуть не поплатился своим здоровьем.

Чтобы написать верхнюю часть, он поднимался на деревянный помост. Но однажды забылся и начал двигаться спиной назад, чтобы оценить написанное. Он полетел вниз… К счастью его успел подхватить слуга. А иначе травмы было бы не избежать.

“Среди волн” очень реалистичная картина. Здесь нет слишком яркой луны. Лишь широкий луч. Нет и эффектно накренившихся кораблей… Хотя нет.. Одна лодка все-таки была.

Когда Айвазовский показал своё творение близким, высказался один из его зятьев, корабельный инженер. Он удивился, как эта хрупкая лодка-скорлупка держится на волнах.

Айвазовский вышел рассерженный. На следующий день шлюпка на картине исчезла. Художник безжалостно ее закрасил.

Есть у него ещё одна похожая работа. Чёрное море. Лишь тёмные волны. Небольшой шторм. Здесь есть и парусник. Вы его видите? (Картина кликабельна).


Иван Айвазовский. Чёрное море. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. wikipedia.org

Атлантический океан


Наполеон на острове Святой Елены. 1897. Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского

Свое имя океан получил в античности, в честь мифического титана Атланта, державшего на своих плечах небесный свод где-то у Гибралтара.

«…Время, употребляемое в последнее время парусными судами по различным указанным направлениям, выражается следующими числами: из Па-де-Кале в Нью-Йорк 25–40 дней; обратно 15–23; в Вест-Индию 27–30, до экватора 27–33 дня; из Нью-Йорка к экватору 20–22, летом 25–31 день; из Ла-Манша в Бахию 40, в Рио-де-Жанейро 45, к мысу Горну 66, в Капштадт 60, в Гвинейский залив 51 день. Конечно, продолжительность переправы меняется в зависимости от погоды; более подробные указания можно найти в «Passage tables», публикуемых лондонским «Board of Trade». Менее зависимы от погоды пароходы, в особенности почтовые, снабженные всеми усовершенствованиями новейшего времени и пересекающие теперь Атлантический океан по всем направлениям…» (1890).

Роль картины в творчестве

Картина Айвазовского «Черное море», история создания которой уходит в далекий 1881 год, стала символом проявления мастерства художника. В ней прослеживается фирменный стиль Айвазовского, который присущ только ему. Только этот мастер может так досконально, несколькими мазками и слоями изобразить красоту и прозрачность водной глади, показать ее волнения.

Стоит отметить, что картина стала пушечным выстрелом по мнениям критиков, которые сообщали, что стиль работ Айвазовского уже устарел, и творения не популярны и не интересны. Но как показало время, картины Айвазовского остаются востребованными и сегодня, поражая своей эмоциональной глубиной и современных посетителей галереи, где выставляются полотна.

Картина Айвазовского «Черное море» оказывает достаточно сильное психологическое и эмоциональное воздействие на каждого, кто на нее смотрит. Она, по мнению многих, это результат осмысления особенностей водной стихии. Художник чувствовал не только внутреннюю и внешнюю красоту морских просторов, но и восхищался потенциальной мощью моря. Это не единственная картина Айвазовского, которая восхищает и поражает могуществом водной стихии, а также умением автора передавать настроение каждой волны морского пространства.

Жанр и история создания

Иван Константинович Айвазовский — известный русский художник-маринист. Где бы ни находился живописец, он всегда делал наброски и писал морские пейзажи. Особую любовь он испытывал к Черному морю. Его семья долгое время проживала на черноморском побережье, и у автора знаменитых картин была возможность наблюдать за водной стихией в разную погоду.

Работу над полотном художник завершил в 1881 году, когда его творческая карьера практически закончилась. В это время он переосмыслил жизненный путь и творческие позиции. Полотно, написанное в жанре марина, произвело грандиозное впечатление на ценителей искусства. Критики отмечали, что оно позволяет взглянуть на водную стихию с другой стороны.

Сочинение по картине Айвазовского «Буря на море ночью»

План

  1. О художнике.
  2. Общее впечатление.
  3. Море на картине.
  4. Корабль.
  5. Моё впечатление от полотна.

Я очень люблю пейзажи, поэтому с удовольствием взялся за описание картины «Буря на море ночью». Это морской пейзаж, его автор — знаменитейший русский художник-маринист И.К.Айвазовский, создатель многих красивых полотен, изображающих море. Самое известное из них — «Девятый вал» — тоже посвящено шторму. Наверное, художника восхищала игра природы, ее буйство и ярость.

Картина «Буря на море ночью» передает изумительную картину грозовой ночи. Небо заполнено клочками туч, немилосердно разорванных шквальным ветром. Почти в центре ярко светит полная луна, ее прекрасно видно в разрывы туч. Это сияющее пятно кажется нереальным в наполненном мглою небе.

Луна отбрасывает сверкающие блики на море, рисует на нем сверкающую дорожку. Море, покрытое беспорядочно мечущимися волнами, все сверкает и переливается в этом лунном сиянии. Это тоже создает какое-то непередаваемое фантастическое впечатление, напоминая причудливую балладу. Кажется, в морских волнах скрываются русалки или еще какие-то прекрасные и безжалостные духи моря.

Корабль, как щепка, мечется по волнам. Он почти лег на борт, но все равно борется со стихией. Жажда жизни заставляет людей бросать вызов буре и побеждать ее.

Сила человеческого духа вдохновляет моряков на борьбу, даже если она кажется бессмысленной. Но в картине Айвазовского нет ничего рокового.

Свет, пусть даже лунный, вселяет в нас уверенность, что корабль спасется, буре не справиться с ним.

Картина мне очень понравилась. Не только потому, что я люблю пейзажи, но и потому, что она дает зрителю мощный эмоциональный заряд. Ты словно слышишь могучий шум волн, ощущаешь запах морской воды. Глядя на картину, ты чувствуешь, как сердце наполняется мужеством, желанием бороться и побеждать.

Картина «Буря на море ночью», была написана в 1849-ом году, известным живописцем Иваном Константиновичем Айвазовским.

Художник, относится к маринистам, так как все свое творчество посвятил созданию картин, изображающие море во всех его проявлениях.

Общее настроение картины, очень правдиво передает состояние ночного бушующего моря, которое играет с парусником, как с маленькой щепкой. Как мне кажется, такого эффекта художник добился, благодаря точному выбору цвета и мастерскому исполнению.

На заднем плане картины, я вижу грозное ночное небо. Сквозь летящие тучи и обрывки облаков, выглянула полная луна. Сумев, лишь на несколько мгновений, пробиться через плотную пелену, она освещает обреченный корабль. Я думаю, что этот свет, хоть и холодный, все же дает надежду морякам на спасение.

Весь передний план картины занимает бушующее море. Я вижу могучие волны, которые идут одна за другой. Художник, очень реалистично изобразил разбушевавшуюся стихию. Глядя на картину, у меня создается стойкое ощущение того, что все усилия команды корабля, напрасны.

Огромные перекаты, бурлящая пена на гребне волн, выглядят устрашающе. В тех местах, где луна освещает волны, я осознаю пугающую глубину моря. Я считаю, такое настроение вызвано тем, что известный маринист очень хорошо использовал игру света и тени, когда писал картину.

Рассматривая картину гениального художника, я слышу крики обреченных моряков и треск деревянных мачт. Эти ощущения, возникают у меня благодаря хорошо прописанным деталям корабля.

Обрывки парусов и тросов, которые так жизненно изобразил И. К. Айвазовский, дополняют общее состояние картины.

Изобразительные средства

Широкий простор и непокорность моря всегда вызывали восхищение у художника. Фигуры людей, прибрежная растительность, здания и корабли служили только дополнением для изображения морского пейзажа и передачи эмоционального состояния.

Анализ произведения дает возможность понять, что тщательно подобранная палитра красок позволила Айвазовскому точно передать состояние моря перед началом шторма. Используя темные оттенки, он рисует картину разбушевавшейся воды. На полотне нет ярких красок или теплых оттенков. Чтобы придать движущимся волнам живость, он использует только полутона. Чтобы передать дикий необузданный характер Черного моря, автор мастерски использует оттенки:

  • зеленовато-синий;
  • бирюзовый;
  • серый;
  • молочный;
  • розоватый;
  • гранитный;
  • серый.

Черное море на других полотнах Айвазовского

Черное море было вечной темой Айвазовского и никогда надолго не покидало холсты, над которыми работал великий маринист. Работы художника воспевают красоту, изменчивость и природную силу водной стихии, поэтому не удивительно, что близкое Айвазовскому Черное море показано на его картинах во всем своем разнообразии и непостоянстве.

Спокойное и безмятежное Черное море можно увидеть на картинах «Вход в Севастопольскую бухту» и «Гурзуф», а его воды, пронизанные лучами закатного солнца, запечатлены на полотнах «Вид моря с гор Крыма» и «Закат солнца у крымских берегов». Описание картины Айвазовского «Буря на Черном море» усложняется тем, что в наследии мариниста есть три картины с таким названием.

Айвазовский изображал Черное море в первых лучах восходящего солнца («Восход солнца в Феодосии») и в штормовой ветер («Вид Одессы с моря»). На картинах художника морские волны поглощены туманом («Туманное утро») или освещены яркой луной («Феодосия. Лунная ночь»). Каждое изображение Черного моря говорит о том, что художник-маринист Иван Айвазовский бережно хранил его в памяти всю свою жизнь и даже в Италии не переставал писать виды родных берегов.

Постановка учебной задачи -Сегодня мы будем писать сочинение по картине великого художника И.К. Айвазовского «Чёрное море». Наша задача : 1)передать. — презентация

1

2 1. Постановка учебной задачи -Сегодня мы будем писать сочинение по картине великого художника И.К. Айвазовского «Чёрное море». Наша задача : 1)передать чувства и мысли художника 2) описать своё отношение к картине 3) определить её главную мысль

3 2. Рассматривание картины — Внимательно рассмотрим картину. Какое чувство у вас возникает?

4 Имя Ивана Константиновича Айвазовского, живописца моря, настоящего поэта морской стихии, уже много десятилетий пользуется заслуженной любовью нашего народа. Произведения художника широко известны во всем мире.

5 Картины И.К. Айвазовского Вид Одессы с моря

  • 6 Корабль у берега
  • 7 Вид Феодосии
  • 8 Берег моря
  • 9 Море
  • 10 Девятый вал
  • 11 Утро на берегу залива «Ялта»

12 Айвазовский был маринистом — морским живописцем. Он всю жизнь писал море. Айвазовский рано прославился. Его морскими пейзажами восхищались Пушкин, Глинка, Брюллов. Европейские художники старались ему подражать.

Даже строгий Иванов признавал, что никто так хорошо не пишет воду, как Айвазовский. В Петербурге Айвазовскому предлагали важные должности, засыпали его заказами. Но он не хотел жить в столице.

«Чуть повеет весной, и на меня нападает тоска по родине — меня тянет в Крым, к Черному морю»,- говорил он. В своем родном городе Феодосии художник построил красивый дом на берегу моря и навсегда поселился в нем.

В его мастерской с выкрашенными в темно-красный цвет стенами каждые несколько дней появлялась новая картина. Работал Айвазовский очень быстро. Он написал больше шести тысяч картин.

13 Картина Айвазовского «Черное море», наверно, самая простая картина в Третьяковской галерее. На большом холсте — вода и над ней небо. Но зрители подолгу, не отрываясь смотрят на эту воду и на это небо.

Крамской писал про картину: «На ней нет ничего, кроме неба и воды, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечное.

Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю».

14 3. Анализ картины — Что вы знаете о художнике? — Что изображено на картине «Чёрное море»? — Какая погода на море? — Что можно сказать о размерах и глубине моря? — Опишите волны на море.

Чем отличаются волны на море от волн на реке? — Как море выглядит в разную погоду? — Как изменяются при этом волны? — Видны ли противоположные берега моря? — Вы когда-нибудь слышали шум моря? — Какие чувства вызвала у вас картина? — Какими красками написана картина?

16 5. Лексико-орфографическая подготовка

17 — Объясните значение выражения и слова: стихия, безбрежное пространство, штормит. — Какие слова и выражения можно использовать при описании моря? безбрежное пространство разыгралась буря необузданная мощь своенравный характер переменчивая красота раздраженное взбесившееся

18 Примерный текст сочинения Иван Константинович Айвазовский – прославленный русский маринист. Всю жизнь он писал только море. Картина «Чёрное море» является одной из лучших его работ. Пасмурный серый день. Небо затянуто темными, тяжелыми тучами. На горизонте они словно совсем прижимаются к воде.

Свирепый ветер, гуляя по огромному безбрежному пространству, всё сильнее и сильнее гонит волны. Их верхушки уже покрылись белой пеной. Море штормит, волнуется. Начинает разыгрываться буря. За мрачной зелено-синей массой воды ощущается страшная глубина и скрытая необузданная мощь.

Влюблённому в морскую стихию художнику никогда не надоедало наблюдать её переменчивую красоту и своенравный характер. Айвазовский изображал море то тихим, сияющим («Утро на берегу залива «Ялта»), то раздражённым, взбесившимся, когда оно в ярости обрушивается на берег («Девятый вал»).

И всегда художник умел убедительно и верно передать водную стихию и романтику моря. За долгую жизнь И.К. Айвазовский написал около 6000 картин, и почти все они посвящены морю.

Описание и особенности картины

Оригинальные габариты «На Черном море начинает разыгрываться буря» – составляют 149*208 см. Однако, эта картина является не самой масштабной из произведений Айвазовского. Картина написана в стиле романтизма, который был так присущ живописцу.

На картине маринист изобразил Чёрное море в момент начала бури, очередной раз продемонстрировав свой талант очень реалистично рисовать морской пейзаж. При рассмотрении «Черного моря» невозможно остаться равнодушным.
Картина производит необычайное впечатление на своего зрителя.
Композиция условно разделена на две части:

  1.  Морские волны, набирающие скорость;
  2. Серое небо, нависшее над водой.

Считается, что «Черное море» Айвазовский нарисовал после переосмысления своей жизни и значения морской стихии. Автор очень тонко чувствовал особенность Чёрного моря, и часто рисовал картины с морской тематикой.

Цветовая палитра

На картине «Черное море» отсутствуют яркие цвета, однако при этом, гамма получилась очень насыщенной. Композиция написана в зелено-серых и свинцово-серых тонах. Для изображения волн, Айвазовский использовал полутона, которые сделали их живыми. Картине присущи в большей степени темные тона. Однако, на гребнях волн виднеется белая морская пена. Небо написано в стилистике Черного моря, кажется, что сейчас из туч польется сильный дождь и небо с морскими волнами станут одним целым. В светлой гамме изображена белая полоса горизонта и белые облака вдалеке. Как надежда, что после урагана будет хорошая погода.

Сюжет картины

«Чёрное море» имеет простой сюжет. Не ней изображены небо и морская бездна, две стихии, которые Айвазовский рисовал чаще всего. И по мнению критиков, никто из других художников не мог так реалистично изображать морскую тематику.

Посмотрев на картину, бросается в глаза белая линия горизонта, которая делит его пополам и даёт веру в то, что погода изменится. Вдали виднеется судно, которое маринист нарисовал легким взмахом кисти. Айвазовский показывает зрителю, что на первом плане стихия воды, а все остальное нужно для того, чтобы до конца передать свои мысли.

Черное море и небо изображены в пасмурную погоду и взглянув на изображение, становится ясно, почему Чёрное море названо именно так. В обычный день – тёплое и спокойное, а в непогоду буйное и леденящее, готовое уничтожить все живое на своём пути.

Контекст

Изображая «Черное море» – Айвазовский хотел передать настроение морской стихии в ненастный день. Небольшие волны свинцового цвета начинают набирать силу за счёт ветра и урагана. Хмурое сере небо покрытое тучами нависает над морем. Состояние воды – неспокойное. В этом и заключен талант Айвазовского, смотря на картину, ощущения как будто сам находишься на Черном море в момент шторма и чувствуешь приближающуюся стихию.

Возникает чувства, как будто морские волны накатываются и вот вот накроют с головой. Парусник вдали, заставший непогоду кажется одиноким и беззащитным. Люди которые находятся на нем, вернутся ли они домой? Увидят ли свои семьи? Однако белые проблески на небе дают надежду на то, что в скором времени погода наладится и судно благополучно вернётся к берегу.

Сакральный смысл «Черного моря» заключён ещё и в том, что человек не может противостоять стихиям природы, а может только им подчиняться.

Описание картины

Сюжет картины отображает любимую художником тему — море и небо. Описанию этих стихий посвящена значительная часть работ Айвазовского. Полотно ошеломляет своим величием и могуществом. Зритель невольно ощущает буйство водной стихии. Художник дает почувствовать прикосновение ветра и услышать грохот разбушевавшихся волн.

Живописцу удалось изобразить начало бури на Черном море. Это момент, когда волны зарождаются далеко от берега и постепенно накатываются, вырастая до огромных размеров. Беспокойное состояние ощущается задолго до начало шторма. Вода приобретает темный свинцовый оттенок. Небо темнеет. Ярок солнечный свет, но он едва пробивается сквозь тучи. Художник дает почувствовать волнение и качку. Каждое движение воды и воздуха на картине передает нарастающую тревогу и чувство опасности.

Композиция полотна состоит из двух равных частей:

  • беспокойная черная вода;
  • нависающее над поверхностью воды хмурое темное небо.

Множество цветов и эмоций сочетает в себе море. Сочинение-описание должно точно передать, как оно воздействует на настроение. Состояние поверхности Черного моря полностью соответствует названию. Перед зрителем предстает темная стихия, лишь в некоторых местах покрытая небольшими шапками белой пены. Ажурные гребни на волнах подчеркивают устрашающую темную глубину моря. На их поверхностью отражаются лучи солнца, которые совсем скоро скроются за тучами.

Картина создает эффект присутствия: волны накатываются от горизонта в сторону зрителя. Такая особенность письма позволила создать реалистичный пейзаж. Описание картины Айвазовского «Море» позволяет увидеть, как художник наделил морскую стихию дыханием и ритмом, словно это живой организм.

Виднеется едва заметный силуэт парусника, застигнутого непогодой в открытом море. Парус подчеркивает масштабность стихии. Он кажется одиноким и беззащитным. Неслучайно художник лишь обозначает его легким мазком кисти. Белый парус для живописца является символом надежды и готовности борьбы с непредсказуемым бушующим морем.

Айвазовский. Чёрное море. Описание картины

Айвазовский Черное море писал всю жизнь. Его марины – прекрасные образцы романтического направления в русской живописи. Практически на всех морских картинах люди – лишь способ подчеркнуть мощь стихии. Это роднит Айвазовского с Тёрнером, для которого главными героями всегда были море, небо, стихия.

До конца дней своих – а он прожил долгую жизнь, 82 года, – Айвазовский не выпускал кисть из рук, живо откликался на все события, происходившие с флотом, написал тысячи видов моря и умудрялся оставаться актуальным, каждый раз удивляя критиков, которые вот только разразились очередным текстом на тему «Айвазовский устарел».

А текстов таких хватало… В конце века на первый план вышло реалистическое направление в живописи. Айвазовскому в вину ставили чрезмерную театральность, романтический надрыв его картин. Он парировал эти обвинения отнюдь не ответными речами.

Отвечал он картинами, после которых обвинителям оставалось лишь развести руками и признать, что списать Айвазовского со счетов им снова не светит.

Желаете реализм? Буйство красок сменяет практически монохром. Но стихийность, бездна чувств, скрытая за этой реалистичностью, – остается.

«Дух Божий, носящийся над бездною», – выдохнул скупой на похвалы идеолог передвижничества Иван Крамской, наконец обретя дар речи у этой картины. Крамский был так потрясен, что поместил «Черное море» на свое полотно «Неутешное горе».

«На ней ничего нет, кроме неба и воды, но вода – это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо, если возможно, еще бесконечнее. Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю», – восхищался Крамской. Собственно, вот и описан «сюжет картины».

Художник, ранее так умело заливающий солнечным светом небесную гладь, любовно изображающий многоцветие вод, представил практически 50 оттенков серого, но сколько же в них скрыто! Если всмотреться в эти оттенки, то богатство палитры поражает: здесь и изумрудные, и серебристые, и прозрачно-серые, и зеленые тона, и синева, почти переходящая в черноту.

Темное, сумрачное небо, тяжелые тучи, предвещающие скорую бурю. В просвет пробивается солнечный луч, отблески которого видны на воде. Это вообще особенность марин Айвазовского – в любом шторме при любой непогоде можно отыскать проблеск солнца. Не обнаружим мы его лишь в том случае, если изображена ночь, но тогда скорее всего будет лунный луч.

На первом плане – так называемая «волна Айвазовского». Так современники называли волны с гребешками пены на его картинах, которые он изображал так виртуозно, что, глядя на них, кажется, ощущаешь соленый вкус на губах.

Линия горизонта разделяет две стихии и одновременно объединяет изображение в единое целое. Единственный знак присутствия человека на этой картине – виднеющийся на линии горизонта парусник.

Иногда это трактуют так: автор показывает «превосходство стихии над человеком». Хотя это спорный вопрос – не в том смысле, что автор показывает противоположное. Гораздо вероятнее, что он вообще не ставит так вопрос. Почему? Достаточно посмотреть на этот затерявшийся кораблик, чтобы понять, почему.

Человек и стихии – вообще несопоставимы для Айвазовского. Этот подход роднит его с великим британским маринистом Джозефом Мэллордом Уильямом Тёрнером. Но у Тёрнера это противоборство все же показывается.

Кто побеждает? Чтобы вопросов не осталось, достаточно посмотреть на картину «Переход Ганнибала через Альпы». Там вдалеке виден хобот слона, так на нем как раз величайший полководец и восседает…

В 2015-м году в Третьяковской галерее побывал современный художник Аниш Капур.

Директор галереи Зельфира Трегулова, сопровождавшая его в экскурсии по галерее, рассказывает о том, какое впечатление произвело на него “Черное море”: “По дороге в зал иконописи — а он хотел посмотреть именно иконы — Капур остановился около «Черного моря» Айвазовского. Почти беспредметная картина, между прочим.

А на обратном пути просто встал как вкопанный, хотя уже опаздывал на собственное открытие в Еврейский музей. И когда я спросила: «Что вам в Айвазовском?» — он ответил: «Как же! Это абсолютная метафизика! Это то, что я делаю сегодня»».

А на следующий день Капур снова пришел в Третьяковку – уже на свидание с “Черным квадратом”. Похоже, он не сомневается, что между этими двумя картинами – Айвазовского и Малевича – кровная связь.

Тонущий корабль

Среди самых известны картин Айвазовского, «Тонущий корабль» – одна из самых трагических работ, ведь показывает погибель парусного судна, которое не может сдержать всю мощь морской стихии. Кораблекрушение передано настолько подробно, что заставляет любого зрителя переживать за экипаж несчастного корабля. Небольшой корабль не в силах устоять перед такими большими и могущественными волнами

Айвазовский при написании особенное внимание уделял деталям. Чтобы их увидеть, следует разглядывать картину часами и только тогда можно прочувствовать всю боль судна и моряков, сражающихся со смертью

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: