Описание картины «Плот Медузы»
- 1. История создания
- 2. Стиль написания
- 3. Сюжет
Плот «Медузы» — картина, написанная в 1819 году художником Теодором Жерико.
Работа отражала актуальный ответ на недавнее событие, которое вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Люди до конца не могли понять, что именно произошло в тот момент времени.
Так что, решив выделиться из толпы, автор за шесть месяцев создает свое полотно. Чтобы после показать его миру.
История создания
Картина писалась только для того, чтобы изобразить основную идею, взятую за основу в творческом плане. Контекст был не так важен, как сама финальная подача. Такой подход был нужен для выноса за скобки личности молодого художника, и отделения его имени от предоставленной на обозрение работы. Нужно было сдвинуть рамки, чтобы зрители увидели именно заложенный в картину смысл.
После представления работы на парижском салоне, она перешла в руки частного коллекционера. Мужчина с радостью приобрел данный шедевр изобразительного искусство, вручив художнику его первый серьезный гонорар. После этого, все дальнейшие попытки вернуть автора в лоно академии были проиграны. Теодор Жерико начал самостоятельно путь, стараясь быть голосом времени.
Именно данная картина стала первым шагом на данном пути. Юноша понял, что люди готовы видеть трагичную, но существующую правду. И не стоит вылизывать свою работы, чтобы они в той или иной мере понравились публике. Нужно быть голосом поколения, который может возразить ему, в случае ошибочности суждений.
Стиль написания
Картина писалась всего в два этапа, но важно понимать, каких именно. Изначально требовалось написать фигуры на плоту, а их тут не так мало
И так как повышенная детализация тел была необходима для изображения, реализации конечной концепции, остается только наблюдать за тем, как именно страдает картина от данного решения.
Первым этапом стала большая центральная фигура, которая занимает почти все место на холсте. На плоту в разных позах представлены выжившие, что стараются не погибнуть от морских волн.
При этом, все тела находятся в праведной агонии, которая выглядит как продуманное построение тел. В этой композиции все находится на своих местах, и по этой причине критики и не могли поверить в реальность происходящего.
Интересно смотреть именно на форму тел, и то, как они вписаны в существующие размеры выбранного холста. Картина изображает, как и абсолютную наготу, так и едва прикрытые части тела.
Некоторые люди смотрят вдаль, некоторые просто страдают от морской болезни. Решение изобразить их без одежды связано с явным желанием придать картине вид библейского мифа.
Тема бога и его влияние на общество была редким гостем в работах Теодора Жерико.
Вторым этапом стало ощущение того, как именно может существовать природа вокруг этого плота. Видно, лишь море, и маленький кусок неба над ним. И передний план, и задний, полностью заняты именно плотом.
Только он находится в центре картины, и остальные объекты нужны для банального заполнения места. Уже после, перерисовав работу для личной коллекции, художник уменьшил размер плота.
Но эта копия оригинала не дошла до наших дней, так как была утеряна.
Сюжет
На картине изображены выжившие пассажиры судна «Медуза», что по ошибке капитана погибло во время шторма. Но обломках корабля люди стараются пережить хаос, постепенно принимая участь. Если их не спасут в ближайшее время, морские волны заберут их тела на дно. Все они умрут в жестокой неизвестности.
Из жизни теадора жерико
Он был погребен как самый бедный человек во Франции, непризнанный и забытый. Ему было всего тридцать два года. За неделю до смерти художника посетил Александр Дюма. Жерико только что пришел в себя после тяжелой операции позвоночника, перенесенной им накануне. Он лежал подобно мумии, страшный своей худобой, и рисовал.
Дюма был потрясен.
Плот “Медузы”
ГЕНЕТИКА
Отец Теодора Жерико был довольно известный, но крайне скучный и обыденный человек. Он отличался большой порядочностью и исключительной честностью. Однако устремлений своего сына, росшего сорвиголовой, он не понимал и не одобрял. Знакомые про него говорили: – Это – курица, высидевшая орла!
Раненый кирасир, покидающий поле боя
ЧЕГО НЕ СДЕЛАЕШЬ РАДИ КРАСОТЫ!
Жерико с детства безгранично восхищался кавалеристами. Самой главной чертой этих героев он считал их выгнутые в разные стороны ноги. Чтобы походить на своих любимцев, он даже придумал особое устройство для собственных ног, чтобы они стали такие же кривые, как у опытных наездников.
Офицер конных егерей, идущий в атаку
ПАРАДОКСЫ
– Что вы рисуете, молодой человек? – как-то с неудовольствием сказал Жерико его наставник, художник Герен. – Ваш колорит неправдоподобен. Все эти контрасты и светотени заставляют меня думать, что вы писали свой этюд не иначе, как при лунном свете. Что же до ваших академических штудий – они похожи на натуру не больше, чем похож на скрипку ее футляр! – А то, что пишете вы, сударь, – пробурчал дерзкий молодой человек в спину своему учителю-классицисту, – похоже на скрипку, отлитую из гипса и тщательно раскрашенную под настоящую. Глядеть на нее можно, но уж ни одной ноты на ней не взять, это точно!
Сумасшедший
ЗА ЭТО НЕ ВОЛНУЙТЕСЬ…
– Хочу уехать на Восток, в Иерусалим, в далекое путешествие! – сказал как-то юный Жерико барону Жерару – превосходному французскому художнику-баталисту. – Не понимаю. Вы богаты от рождения, одарены талантом, – удивился Жерар, – что еще вы хотите найти, путешествуя в далеких краях? Чего вам не достает здесь? – Я слышал, что нельзя стать настоящим художником, не пострадав! – Ах, дорогой мой, – усмехнулся Жерар, – чего-чего, а уж несчастья искать – лишнее. За это не волнуйтесь: как только вы станете художником, они сами вас найдут!
Скачки в Эпсоме
ПОМЕРЯЛИСЬ СИЛАМИ
– Одна моя лошадь съест семь его лошадей! – говаривал он.
Художник с тонкой кожей
Живописец погрузился в работу так, что думал только о реальных несчастных с плота и о чувствах, которые им пришлось испытать. Теодор Жерико плотом «Медузы» буквально заболел: силой мысли он оказывался в страшных обстоятельствах, вдруг сбрил наголо волосы – так острее чувствовалось. Обдумывая сюжет картины, художник сделал десятки набросков. Пришёл к выводу, что в этой страшной истории наивысшее напряжение имеет минута перед спасением оставшихся и сцена каннибализма. Наконец, решил остановиться на первой. Всё-таки в ней есть надежда для оставшихся и доля оптимизма, к сожалению, для большинства слишком запоздалая.
Пробы натурщиков не удовлетворили требовательного художника, их плоть была недостаточно красноречива. За искомыми лицами и телами Теодор ходил в сумасшедший дом, морг, изучал влияние жажды и голода на разум и тело человека. Исключительным рвением он впечатлил некоторых своих друзей, и те позировали на построенной уменьшенной модели плота «Медузы», Теодор же восемь месяцев почти не выходил за пределы огромной мастерской. Здесь суждено было родиться значительной по размеру, одновременно скандальной по неприглядной откровенности и великой по силе воздействия, картине «Плот Медузы».
История создания
Картина была написана по заказу отставного офицера, ветерана наполеоновских войн. Мужчина начинал молодым солдатом, и вместе с французской армией прошел не одно сражение. Только после фактического поражения императора, решил вернуться домой, где принял на себя жизнь простого аристократа. Чтобы поставить логичную точку в личной войне, было решено приобрести у мастера картину. Написанную лично с него.
Работа писалась два года, где только шесть месяцев сам заказчик позировал художник. Требовалось передать структуру тела, так, чтобы конечный рост совпадал с ростом самого нанимателя. Плюс передать особенности лица – рисовать данную часть картины было тяжело в любом веке. Особенно без натурщика, так как именно образ закладывался на данном этапе. После создания, картина перешла в личную коллекцию заказчика. И не выставлялась до самой его смерти.
Сама картина вызвала неоднозначную реакцию в обществе. Публика считала, что не стоит показывать с плохой стороны лучшие годы Франции. Войны, что вел Наполеон, позволили расширить владения. И наладить экономику, пускай она работала и на военных рельсах. Но когда после поражения диктатора, часть завоеванных земель пришлось вернуть, никто не стал противиться желанию общества поменять основную парадигму мышления.
Личная жизнь
О любовных увлечениях художника известно немного. Он так и не женился, а из детей у него был только внебрачный сын, плод кратковременной связи с женой дяди, Александриной Модест Карюэль. Роман не принес Жерико счастья, напротив, породил только чувство глубокого стыда и раскаяния.
Вероятный портрет Александрины Модест Карюэль
Родившегося ребенка пришлось отдать в приют, его мать спешно покинула Париж, а художник в знак скорби обрил голову и заперся в мастерской. Когда у Теодора появился шанс уехать в Италию, он устремился туда в поисках душевного покоя, но личную драму переживал до конца дней.
Стиль написания
И, хотя работа является портретом, писался он все равно в три этапа. Работать над картиной по-другому было невозможно. Сразу же после стадии срисовывания характерных особенностей тела, пришлось перебираться в мастерскую. По памяти восстанавливая потерянные части образа.
Первым этапом стало создание фигуры кирасира с лошадью. Мужчина боится, что враги буду преследовать его. Он крепко держит боевое животное за уздечку, выводя ее с поля битвы. Идет контраст, так как образ мужчины сделан яркими цветами, когда как сама лошадь выглядит блекло. Это еще раз говорит о том, что в центре стоит именно человек, и картина работает на него. Отблеск света на кирасе создан благодаря белому оттенку, что постепенно был разбавлен серым цветом. Такой подход лишний раз доказывает, что Теодор Жерико использовал инновационные методы обрисовки своих картин. Таким приемам не учили в академии живописи.
Второй этап – создание ряды гор сзади кирасира. Нужен он для того, чтобы продемонстрировать уже проделанный путь. Ясно, что после определенного отрезка пройденного пути, воин оглядывается назад. Чтобы проверить, нет ли за ним погони.
И третий этап – небо над головой. Небо темное, так как отражает внутренние переживания мужчины. Обрисовка выполнена двойной системой сгибов кисточки, дабы цвет равномерно распределялся по холсту. Уже поверх он редактировался шпателем, чтобы масло не лежало большими кусками.
Внешние ссылки
- Ресурсы изобразительного искусства :
Работает | Атакующий егерь (1812 г.) · Раненый кирасир (1814 г.) · Голова белой лошади (1815 г.) · Свободные скаковые лошади: Мосса (1817 г.) · Плот Медузы (1817-1819 гг.) · Мономан зависти (1819-1820 гг.) ) · Мономан игры (1820 г.) · Лошадь в шторме (1820-1821 гг.) · Дерби в Эпсоме (1821 г.) · Гипсовая печь (1821-1822 гг.)) · Мономан воровства (1822 г.) · Мономан воровства кража детей (1822-1823) · Мономан военного командования (1822-1823) · Обнаженный мужчина · Серо-белая арабская лошадь · Две почтовые лошади у ворот конюшни |
---|
- Портал живописи
- Портал Франции в XIX — го века
- Портал музея Лувр
Сюжет полотна
Как ни странно, но для произведения в стиле романтизма основа была взята из реально произошедшего события. В 1816 году у берегов Африки (Сенегал) произошло кораблекрушение, из-за которого фрегат «Медуза» оказался на мели. Чтобы спасти команду, планировалось использовать шлюпки, но их вместимость не позволяла вывезти всю команду, поэтому было решено создать плот. Его должны были отбуксировать при помощи шлюпок, но ситуация вышла из-под контроля. Когда стало ясно, что лодка не может вытянуть плот, поскольку он слишком тяжелый, было решено обрезать трос и оставить команду на произвол судьбы. Все, кто был на лодках, спаслись, а оставшиеся на плоту разделились на два противоборствующих лагеря: офицеры объединились с пассажирами, а моряки — с солдатами.
В первые же дни было убито около 20 человек. Затем количество жертв только росло. В итоге спаслись немногие. Общественность была в шоке от случившегося. В этой катастрофе было обвинено правительство, которое всячески стремилось снизить резонанс и не допустить дальнейшего конфликта.
Вклад в культуру
Значение этого полотна для искусства и культуры того времени сложно переоценить, ведь благодаря нему появилось целое направление — романтизм в живописи XIX века. Разумеется, не только это полотно повлияло на формирование стиля, но оно, безусловно, является одним из самых выдающихся в нем. Недаром именно оно ассоциируется с художником и приходит первым на ум, когда речь заходит о Жерико. Многие последующие художники-романисты черпали свое вдохновение из этой картины. Одно-единственное полотно стало символом целой эпохи в живописи Франции и всей Европы. Сегодня эта картина хранится в Лувре и по праву считается достоянием нации и всего человечества. Миллионы посетителей музея и туристов приходят сюда, чтобы воочию увидеть это культовое произведение искусства.
Детство и юность
Жан Луи Андре Теодор Жерико родился в 1791 году в Руане, в семье зажиточных буржуа, но большую часть жизнь провел в Париже. Отец принадлежал к нормандской знати и владел табачными плантациями в южной части страны, а мать происходила из уважаемого купеческого рода. Она рано умерла, и Жоржу-Никола Жерико пришлось полностью взять на себя воспитание сына. Юные годы будущего художника пришлись на период Великой Французской революции, однако бурные события тех лет обошли его родителей стороной.
Портрет Теодора Жерико
Как отпрыск знатного семейства Теодор должен был получить достойное образование и пройти военную службу. Он учился в пансионе и окончил Императорский лицей. Мальчик много общался с дядей. Жан-Батист Каруэль собирал картины голландских и фламандских мастеров, часто брал Теодора в музей и поощрял его увлечение живописью. Он оказал сильное влияние на формирование вкусов и предпочтений художника – в течение всей карьеры Жерико считал работы фламандцев эталонными и тяготел к батальному жанру.
Иконография раненого кирасира, выходящего из огня
Раненый кирасир, выходящий из огня, является копией по размеру и тематике, которую Жерико предпочитает выставлять лицом к лицу своему офицеру конной охоты Имперской гвардии, атакующему с 1812 года на Салон 1814 года. Размеры (3,49 × 2, 66 м ), точно. идентичны двум работам, относятся к темам истории и предмету (наполеоновский всадник), взятым у Жака-Луи Давида и Антуана-Жана Гро , мастеров Жерико, соответственно идеологического и школьного.
Если Жюль Мишле продвигал интерпретацию этих двух картин как символ «падения Франции», то офицер Имперской гвардии, обвиняемый в «грустном взгляде», Раненый кирасир, оставляющий огонь для своей раны, та же идея, что и XX — го века в наследство, желая видеть офицер егерских императорской гвардии зарядной похоронный портрет, несмотря на то , что картина, которая стояла в салоне 1812 года, была завершена в сентябре, и что солдат умер на поле боя Ноябрь, на самом деле Офицер Охотников за лошадьми Имперской Гвардии, являющийся бесспорным иконографическим изображением военной победы, из Emblem Free , конь, топчущий вражеское оружие, поза с чистой саблей и добровольным лицом, являющийся прямым воспроизведением перехода Бонапарта через Великую Св. . Бернард от Давида , его связь самого художника в Салоне 1814 с сотрудником охотников на лошадях в г Имперская зарядка обязывает нас читать ее в соответствии с этой объективной близостью.
Эскизы к картине Le Cuirassier woundé, покидающей le feu (солдат, сидящий на скале), являются возрождением классической иконографии покоящегося Марса , в то время как, как подтверждается обширным иконографическим каталогом Библиотеки декоративного искусства , финальная версия (лошадь в узде) представляет собой изображение изолированного мотива (найденного, например, в «Капитуляции Бреды » Веласкеса ) мира, приобретенного оружием, что логично для художника Давида, такого как Жерико .
Крушение плота «Медузы»
Грандиозное полотно «Крушение плота «Медузы» (около 7-ми метров в длину и 5-ти в высоту) – самая знаменитая работа французского художника-романтика Теодора Жерико. Представленная на Салоне 1819 года, она стала сенсацией и скандалом, но не принесла автору ни признания, ни денег. Наоборот, Жерико подвергся травле в роялистских и академических кругах. Пять лет спустя он умер в бедности, перед этим безуспешно пытаясь продать Лувру свою лучшую картину – «Крушение плота «Медузы». Она основана на совсем недавних реальных событиях. Они и через 2 года, когда Жерико завершил работу, всё еще оставались во Франции на слуху. Неопытный и нерешительный мореплаватель, эмигрант Гюг Дюруа граф де Шомаре, пользуясь коррупцией среди французских чиновников, купил себе место капитана королевского фрегата «Медуза». 18 июня 1816 года судно отправилось к берегам Западной Африки, но из-за непрофессионализма капитана село на камни неподалёку от островов Зелёного мыса. Когда стало ясно, что сдвинуть корабль с места не удастся, а запасы воды и еды на исходе, для капитана, губернатора и других высокопоставленных лиц выделили шлюпки, а для 149 оставшихся пассажиров был наспех сооружён плот, на котором они и отправились в непредсказуемый дрейф.
Предполагалось, что шлюпки помогут его буксировать. Но они предательски и трусливо скрылись из виду, оставив переполненный плот один на один с водной стихией. Очень скоро люди начали терять человеческий облик. Борясь за безопасные места у мачты и последние капли воды, они дрались, убивая друг друга и сталкивая в воду. Лишь через 13 дней несчастные увидели на горизонте спасительный корабль «Аргус» – именно этот момент запечатлел Жерико.
Команде «Аргуса» открылось жуткое зрелище: из 149-ти в живых осталось 15 (пятеро из них скончалось почти сразу после спасения). Окоченевшие трупы на плоту перемежались с полуживыми. Оставшиеся в живых вялили на мачте мясо погибших.
Работая над «Плотом «Медузы», Жерико почти год прожил отшельником в своей мастерской. Чтобы ничего не отвлекало его от дела, он даже обрил голову наголо. Мучительно добивался, чтобы ракурсы и позы изображаемых им людей были правдивы. Для этого он лепил восковые фигурки, комбинируя их в различных положениях на игрушечном плоту. Жерико не удовлетворяла работа натурщиков – он пришёл к выводу, что позирование никогда не выглядит естественно. Тогда он стал посещать больницы, где наблюдал и зарисовывал умирающих, а потом и морги. Его устрашающие этюды с отрезанными головами и сваленными в кучу людскими конечностями – оттуда.
Главным достижением Жерико в «Крушении плота «Медузы» стала сложнейшая композиция. Осознав ограниченность фронтальной расстановки фигур, Жерико разворачивает композицию вглубь. Пространство картины становится не просто трёхмерным – оно затягивает зрителя
Обратите внимание на труп у нижнего края картины – создаётся впечатление, что его погружённая под воду голова уходит как раз под раму и, значит, оказывается в нашем, реальном, пространстве
Многим картина Жерико представлялась метафорой государственного упадка, аллегорией постнаполеоновской Франции. И хотя Жерико решал не социальные, а чисто художественные задачи, в ней видели обвинение существующего строя, вот почему на родине столь выдающаяся работа сначала не получила одобрения. К счастью, Жерико всё-таки успел насладиться признанием своего главного труда: кто-то посоветовал ему везти картину в Лондон, где в это время была бурная художественная жизнь. В английской столице к «Плоту «Медузы» выстроились очереди. Всего за месяц её посмотрело более 50 тысяч человек. С этого начался триумфальный дрейф «Крушения «Плота Медузы» в историю европейского искусства.