Фрески и украшения, фото росписей
Если посмотреть на здание с высоты птичьего полета, то по виду оно напомнит простую и незатейливую шкатулку. Но какие в этой шкатулке драгоценности!
Когда посетители попадают внутрь, то моментально забывают о неприметном внешнем виде. Кто же так искусно расписал потолки и своды Сикстинской капеллы в Ватикане?
Внутри здание представляет собой по форме простой прямоугольник. Посередине капелла разделена мраморной перегородкой (авторы – Андреа Бреньо и Джованни Далмата). Стены разделены горизонтальными рамами на несколько секций. Средняя секция – это фрески со сценами библейской жизни, а верхняя секция вместила портреты первых тридцати понтификов Римской католической церкви.
После окончания возведения капеллы, в 1481 году, Сикст Четвертый по согласованию с флорентийским правительством пригласил в Ватикан самых известных художников того времени – Пьетро Перуджино, Сандро Боттичелли, Козимо Росселли, Лука Синьорелли и других мастеров. Перед художниками стояла задача – расписать стены капеллы.
Мастерами было создано 16 величайших фресок, изображающих сцены из Ветхого и Нового завета. Каждая из росписей содержала около 100 персонажей, прописанных до мельчайших деталей. Основная тематика – житие Моисея («Поход через Красное море», «Избиение младенцев») и жизнь Иисуса Христа («Нагорная проповедь», «Тайная вечеря» и др.).
К сожалению, до наших дней уцелело лишь 12 фресок из 16.
Цокольная часть здания украшена гобеленами, которые выполняли не только эстетическую функцию – гобелены скрывали вход в тайные или служебные помещения. На старинных гобеленах, выполненных по рисункам Рафаэля Санти, были изображены сцены из жизни апостолов.
До наших дней уцелели лишь 7 гобеленов, остальные уже не подлежали реставрации. Уцелевшие гобелены хранятся сегодня в музее, а капеллу украшают искусно выполненные копии.
Потолок по изначальной задумке папы Сикста IV должен был изображать звездное небо (автор проекта Пьер-Маттео ди Амелия). Но в 1504 году отсыревшая штукатурка рухнула прямо на головы понтифика и его кардиналов во время одной из встреч.
Папа Римский Юлий Второй повелел укрепить стены часовни и переделать потолочные перекрытия. От фрески со звездным небом ничего не осталось, кроме грубого слоя штукатурки. Тогда понтифик пожелал, чтобы свод был расписан заново. Для этого был приглашен мастер, считавшийся гением своего времени – Микеланджело.
Схема росписи свода потолка Сикстинской капеллы выглядит так, чуть ниже ее фото.
Где находится Сикстинская капелла
Адрес: 00120 Città del Vaticano
Автор статьи: 39rim.ru
Рим: что посмотреть и чем заняться
- Музеи (46)
- Дворцы и виллы (12)
- Церкви и базилики (27)
- Сады и парки (6)
- Археологические памятники (29)
- Районы и кварталы (11)
- Улицы (9)
- Площади (8)
- Фонтаны (11)
- Памятники и обелиски (8)
Полезные подборки:
По следам Великих — важные исторические личности, влиятельные династии, произвeдения искусства и многое другое.
Поездки за город: идеи для коротких путешествий из Рима.
Транспорт и обзор отелей в Риме для помощи в организации путешествия.
Музеи Ватикана — как посетить, где и как купить билеты, на что обратить внимание во время посещения
Что такое «капелла»? Сикстинская капелла в Риме
Католическая капелла – религиозное сооружение, не предназначенное для публичных богослужений. На русский язык этот термин переводят как «часовня» либо «домовая церковь».
Великая капелла, на месте которой была позже сооружена знаменитая Сикстинская капелла, служила местом собрания кардиналов римской церкви со времен возвращения Пап в Ватикан из «Авиньонского пленения» в конце XIV века.
К концу XV столетия положение папского государства было неоднозначным: с одной стороны, огромная власть и богатства, с другой – постоянная угроза военного вторжения светских владык, желавших иметь влияние на католическую церковь либо поживиться частью ее имущества. Эту двоякость отражает возведенная в 80-х годах XV века Сикстинская капелла: крепость снаружи – музей внутри.
История
История Сикстинской капеллы берет начало в XV веке. На месте нынешнего церковного здания в маленьком государстве стояла так называемая Великая капелла, где для обсуждения важных вопросов собирался весь папский двор – на подобные встречи собиралось около 200 кардиналов, которые представляли различные религиозные ордены.
Но папа Сикст Четвертый полагал, что строение недостаточно безопасно для подобных мероприятий. На то были веские основания – в то время существовала прямая угроза со стороны турецкого султана Мехмеда «Завоевателя», да и отношения с флорентийской династией Медичи вряд ли можно было назвать дружественными. Поэтому Папа велел снести Великую капеллу и на ее месте выстроить новую, более надежную.
Работы по строительству нового церковного сооружения, автором проекта которого стал архитектор Баччо Понтелли, начались в 1473 году, а строительство возглавил архитектор Джорджи де Дольчи. Возведение часовни завершилось в 1481 году, а спустя два года – в 1483 году – было проведено торжественное освящение капеллы, получившей имя папы Сикста.
Освящение приурочили к празднику Вознесения Богоматери. К открытию было также приурочено создание специального мужского хора. Право петь в этом хоре получал далеко не каждый – туда принимались только мужчины, и только католической веры.
Первоначально хор состоял из 24 человек, сегодня он (официально получивший название «Cappella musicale pontificia Sistina») состоит из 49 человек.
Своими размерами церковь в точности повторяла размеры ветхозаветного Храма Соломона – 40,9 метров в длину, 13,4 м. шириной, а высота здания достигала 21 метра.
Здание имеет три этажа, три яруса. Нижний, самый мощный и наиболее укрепленный, служил опорой всему зданию и одновременно убежищем в случае военной атаки. Второй ярус – основной, именно здесь были расположены помещения для совещаний. Третий ярус выполнял функции дозора: здесь были расположены караульни и галерея для обхода всего здания.
По первоначальному замыслу верхний ярус задумывался как открытый, но во время дождей воды заливали второй ярус, от этого фрески портились, поэтому со временем над галереей решено было возвести крышу.
Сегодня часть здания отведена под музей, но по особо торжественным праздникам в Сикстинской капелле и сегодня совершаются богослужения. Кроме того, здесь собирается Конклав, когда возникает необходимость в процедуре выбора нового Папы Римского.
Многочисленные прихожане и гости города могут узнавать о результатах выборов незамедлительно: если выборы состоялись, об этом извещает белый дым из печной трубы на крыше капеллы. Если же результаты выборов неудовлетворительны, то дым будет черного цвета.
«Давид»
История скульптуры началась с того, что в середине XV века в Карраре была добыта огромная глыба мрамора, которая лежала во дворе собора Санта-Мария-дель-Фьоре. Она предназначалась для колоссальной статуи библейского героя Давида.
Глыба имела девять футов высоты. К началу XVI века заброшенный мрамор представлял собой жалкое зрелище. С каждым десятилетием мраморный блок неумолимо таял в размерах из-за губительного воздействия осадков. Наконец кураторы собора, проконсультировавшись со знатоками скульптуры, признали камень годным к доделке. После некоторых колебаний завершение «Давида» было поручено известному своей амбициозностью 26-летнему скульптору Микеланджело Буонарроти. 16 августа 1501 года был заключен договор. Микеланджело выговорил два года, считая от 1 сентября, и 13 сентября в понедельник, рано утром, начал работу. Скульптор подготовил более сотни набросков будущей статуи, изготовил небольшую глиняную модель, которую заливал в емкости молоком, с помощью чего определял последовательность работы над мраморным блоком. Из-за грубых повреждений камня необходимо было предельно точно, до сантиметра, производить разметку будущей статуи. Сначала мастер вырезал левую руку Давида. Одну руку гигантской фигуры нужно было изобразить согнутой в локте из-за выбоин в мраморном блоке.
Борьба Микеланджело за извлечение из бесформенной глыбы идеального человеческого тела продолжалась два года. В 1504 году работа была закончена. Говорят, что закончив статую, Микеланджело украсил ее венцом из листовой меди.
25 января была созвана комиссия экспертов, на которой обсуждался вопрос, где поставить статую. По желанию автора ее решили разместить у входа на площади Синьории, здесь она и простояла в течение трех веков.
Транспортировка колоссальной статуи к стенам палаццо Веккьо заняла три дня. Открытие «Давида» состоялось 8 сентября. Флорентийцы были потрясены — мраморная статуя принесла Микеланджело славу и упрочила за ним репутацию первого скульптора Италии.
Техника «освобождения» и философия неоплатонизма
Микеланджело искал средства выразительности во всех направлениях. Он учился у Донателло, в Болонье изучал Якопо делла Куэрча и Никколо делль Арка. Он копировал фрески Джотто и Мазаччо, смотрел на великих пизанских скульпторов XIII века. Микеланджело, конечно же, был знаком со своими современниками — Верроккио, Синьорелли, но больше всего его завораживали работы Леонардо.
Говоря о его философских убеждениях, известно, что Микеланджело рос в окружении лучших интеллектуальных умов своего времени, и что он был знаком с двумя величайшими представителями неоплатонической доктрины, Пико делла Мирандола и Марсилио Фичино, которые оказали влияние на его художественное мышление.
Техника «освобождения», которую использовал Микеланджело, прекрасно обобщает неоплатоническую мысль, то есть слияние платонических убеждений с христианской доктриной. По словам Мастера, в ядре материи скрыт предмет, заключенный в оковы, как узник в темницу. Задачей художника является высвободить его из материи, раскрыв суть, спрятанную в нём идею. Такое объяснение — это явный отсыл к платоновским «Идеям». Согласно убеждениям древнегреческого философа идея вещи есть нечто идеальное. Её можно отделить от испорченной формы материи.
Так, мрамор для Микеланджело — это материя, из которой он высвобождает Идею, спрятанную внутри. Это также напоминает о необходимости для человеческой души «оторваться» от материи, бренной плоти, и возвыситься над несовершенным миром, всеми силами стремясь приблизить себя к высшему, духовному состоянию, близкому Истине, близкому к Богу.
«Пробуждающийся раб» Микеланджело — лучшее воплощение представлений художника о неоплатонизме. На примере этой скульптуры хорошо понятна его техника «освобождения». Из мрамора возникает идея человека, «заключенного» в материю, который пытается освободиться от мрамора как от оков. Образ раба передаёт состояние измученной души, которая борется за то, чтобы избавиться от физической боли и подняться в мир духовный. Но «Рабу» не суждено освободиться, потому что скульптура эта незаконченная, и он обречён на вечные страдания.
Фрески плафона капеллы
Потолок Сикстинской капеллы вместе с прилегающими люнетами имеет площадь около 600 м2. Огромная работа для одного человека! Роспись длилась с 1508 по 1512 года. Что же изобразил мастер?
В центре свода три группы фресок: «Сотворение мира», «Сотворение человека», «Всемирный потоп». В каждой из них по три картины. К серии «Сотворение мира» относятся «Отделение света от тьмы», «Создание солнца и звезд» и «Отделение воды от суши». Во вторую группу входят «Сотворение Адама» (пожалуй, самый известный фрагмент фрески), «Сотворение Евы», «Изгнание Адама и Евы из Эдема». К третьей группе относят фрагменты «Опьянение Ноя», «Великий потоп» и «Жертвоприношение Ноя».
Окружают эти фрески изображения ветхозаветных пророков и сивилл (прорицательниц). Еще ниже видим многочисленные портреты предков Христа. Кроме того, в скругленных углах потолка изображены четыре масштабные картины на темы сюжетов из Ветхого Завета.
Роспись свода Сикстинской капеллы
В 1508 году Юлий II поручил Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы — церкви римских понтификов, в которой проводились выборы пап.
Церковь была построена в 1470-е годы дядей Юлия, папой Сикстом IV, по имени которого и получила свое название. Сикстинская капелла представляет собой обширное помещение в 40,1 м длины, 14 м ширины и 20 м высоты. В начале 1480-х годов алтарная и боковые стены были украшены фресками на евангельские сюжеты и сценами из жизни Моисея, в создании которых участвовали Перуджино, Боттичелли, Гирландайо и Росселли. Над ними находились портреты пап, а свод оставался пустым.
Микеланджело, обладавший минимальным опытом живописца, начал эту работу 10 мая 1508 года и закончил 5 сентября 1512 года. Более четырех лет труда, требовавшего почти сверхчеловеческого духовного и физического напряжения. Наглядное представление об этом дают такие саркастические стихи скульптора:
Я получил за труд лишь зоб, хворобу
(Так пучит кошек мутная вода
В Ломбардии — нередких мест беда!)
Да подбородком вклинился в утробу;
Грудь как у гарпий; череп мне на злобу
Полез к горбу; и дыбом борода;
А с кисти на лицо течет бурда,
Рядя меня в парчу, подобно гробу;
Сместились бедра начисто в живот;
А зад, в противовес, раздулся в бочку;
Ступни с землею сходятся не вдруг;
Свисает кожа коробом вперед,
А сзади складкой выточена в строчку,
И весь я выгнут, как сирийский лук.
Стоя на лесах, запрокинув голову далеко назад, Микеланджело писал все сам, боясь что-либо доверить помощникам. «Я не забочусь, — сообщал он в одном из своих писем, — ни о здоровье, ни о земных почестях, живу в величайших трудах и с тысячью подозрений». А в другом письме (брату) заявлял с полным правом: «Я тружусь через силу, больше, чем любой человек, когда-либо существовавший».
Юлий торопил мастера, но Микеланджело не допускал грозного заказчика в капеллу во время работы, а когда тот все же проникал под ее своды, сбрасывал с лесов, якобы нечаянно, доски, обращая в бегство разъяренного понтифика.
Но результат, несомненно, стоил таких усилий. «Не повидав Сикстинской капеллы, — писал Гете, — трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек».
Жизнь Микеланджело
Оттавио Ваннини — Микеланджело представляет скульптуру фауна Лоренцо Великолепному, (1635), Флоренция, Дворец Питти
Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, возле Ареццо, и вырос во Флоренции. Когда ему было 12 лет он пошёл учиться в мастерскую художника Доменико Гирландайо. Свои первые шаги как скульптор он сделал во Флоренции в саду Святого Марко. Там у него была так же возможность изучить античную скульптуру из коллекции Лоренцо Великолепного, при дворе которого он жил. Находясь у Медичи, Микеланджело общался в кругах лучших представителей интеллектуалов и художников, посвятившим его в культ классицизма и неоплатонизма.
В 1494 году, после изгнания Медичи из Флоренции, Микеланджело уезжает из города и останавливается в Болонье, где он выполнит некоторые скульптуры для Арки святого Доменико в одноименной церкви. Спустя год, Микеланджело возвращается в уже республиканскую Флоренцию, а ещё через год едет в Рим, где создаёт свои первые знаменитые шедевры — «Бахус» для кардинала Рафаеля Риарио и «Пьета» для Ватикана. Карьера Буонарроти резко пошла вверх, развиваясь между двумя главными центрами Итальянского Возрождения — Римом и Флоренцией.
В 1501 году Микеланджело снова возвращается во Флоренцию, где к тому времени уже находились два других гения — Леонардо и Рафаель. Это год создания его самой популярной мраморной скульптуры — «Давида», эмблемы идеалов гуманизма. Художник так же работает над множеством частных заказов — создаёт «Тондо Дони», единственную в своём творчестве картину, для Аньоло и Магдалены Дони, совместный проект с Леонардо для фресок в Зал Советов «Битва в Кашине» и «Битва в Ангари», который однако, никогда не был реализован.
Самой масштабной его работой стала роспись потолка Сикстинской Капеллы по заказу понтифика Джулио II, на которую у Микеланджело ушло 4 года тяжёлой работы в полном одиночестве. Фреска представляет из себя сложную последовательность сцен из историй Старого Завета с участием главных лиц библейской и языческой античности. Одновременно, тот же папа заказал художнику создать для него надгробный памятник, но к его смерти в 1513 году работа еще не была завершена. Окончательный его вариант, был готов лишь к 1545 году, состоящий из скульптуры «Моисея», исключивший, однако, изначально задуманные для надгробного комплекса статуи «Рабов» (Париж, Лувр) и «Узников»(Флоренция, Галерея Академии).
С 1515 года, во время понтификата Леона X и Клемента VII Медичи, Микеланджело опять работал во Флоренции над комплексом Сан Лоренцо, никогда не реализованном, надгробными памятниками Медичи и лауренцианской библиотекой. В годы последней республики (1527-1530) Микеланджело был ответственным за строительство оборонительных стен города, а в 1534 году он навсегда покинул Флоренцию, переехав окончательно в Рим.
По заказу Паоло III он полностью посвящает себя созданию своей самой скандальной работы — «Страшный суд» на задней стене Сикстинской Капеллы (1536-1541). В комплексной иконографии фрески отображаются философские идеи художника, обсуждаемые в те времена в кругах, где он бывал в сопровождении Виттории Колонны, поэтессы, аристократки, музы-вдохновительницы и близким другом Микеланджело.
Последние годы жизни Буонарроти посвятил крупным архитектурным и урбанистическим проектам. Среди самых значимых таких проектов было устройство площади Кампидольо (piazza Campidoglio), проект Порты Пия (Porta Pia), церковь Сан Джованни Фиорентини (San Giovanni Fiorentini). Он так же стал ответственным за строительство собора Святого Петра, спроектировав купол и приступив к его возведению.
В конце жизни Микеланджело вернулся к теме Пьеты, создав, полные боли, свои последние скульптуры Пьета Бальдини и Пьета Ронданини, в которых отображаются его размышления о человеческой слабости и о смерти.
После смерти Микеланджело, 18 февраля 1564 года, его любимый племянник, Леонардо Буонарроти, в тайне от папы римского, перевёз тело своего дяди во Флоренцию. Герцог Козимо I Медичи попросил художников Академии искусств, основанной годом раньше до этого в честь Микеланджело, организовать в память о нём торжественную церемонию в церкви Святого Лоренцо.