Контекст создания полотна
Во второй половине 1860-х генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии К. П. Кауфман пригласил художника к себе на службу — тот должен был состоять при генерале в чине прапорщика. Василий Верещагин согласился и отправился в Ташкент, затем в Самарканд, где он участвовал в обороне осаждённого города.
Критики называли Верещагина ташкентско-бомбейским величеством
Дважды художник отправлялся в Среднюю Азию и провёл там немало времени. Он неизменно оказывался в гуще событий, переживал лично всё происходящее, чтобы затем писать честные каратины об истинном характере войны.
Над Туркестанской серией Верещагин работал два года в Мюнхене. В предисловии к каталогу, составленному им самим, Верещагин говорил: «Варварство среднеазиатского населения так громадно, а экономическое и социальное положение в таком упадке, что чем скорее проникнет туда с того или другого конца европейская цивилизация, тем лучше. Если мои верные очерки помогут уничтожению недоверчивости английской публики к их естественным друзьям и соседям в Средней Азии, тягость путешествия и труд устройства выставки будут более чем вознаграждены».
В Европе работы Верещагина встретили тепло. Настал черёд везти полотна на родину. Первым был Петербург. Вокруг верещагинской выставки разгорались страсти. Военные были недовольны. Верещагину пришлось пережить резкие нападки за якобы клевету на русскую армию. Даже генерал Кауфман был оскорблён увиденным: по воспоминаниям художника, главный начальник Туркестана имел слабость рассердиться на некоторые из туркестанских картин. «Он некоторым образом шельмовал меня перед всем своим штабом на приёме, доказывая мне, что я во многом «налгал»: отряд де его никогда не оставлял на поле боя убитых и т. п. Статский генерал С*** окончательно вывел меня из терпения, рассказывая о своих впечатлениях перед моею «клеветою» на солдат. Я пожёг те картины, что им кололи глаза», — указал в дневниках художник. Речь идёт о картинах «Забытый», «Окружили — преследуют» и «Вошли».
Верещагин во время русско-турецкой войны. (wikimedia.org)
Москва получила первые сведения о картинах Верещагина из петербургских газет и из собственных источников. Например, корреспондент «Московских ведомостей» так охарактеризовал полотна Верещагина: «Это эпопея туркестанской войны, изображённая с туркменской точки зрения… Герои — туркмены, побеждающие русских и торжествующие свою победу. Поэт-художник воспевает их подвиги и венчает их апофеозой из пирамиды человеческих черепов».
Когда же выставка доехала до Москвы, все полотна купил за 92 тыс. рублей Павел Третьяков и предложил в подарок училищу живописи и ваяния, но с условием, чтобы учебное заведение сделало пристройку с верхним освещением, где бы и могла помещаться вся коллекция. В училище посчитали, во сколько обойдётся стройка, попытались получить от Третьякова ещё 15 тыс. рублей, в ответ на что услышали, что коллекционер изменил решение и намерен передать работы Верещагина Обществу любителей художества. Последнее от подарка отказалось под предлогом отсутствия площадей для хранения. Тогда Третьяков построил новые залы при своей галерее и оставить коллекцию себе.
Несмотря на критику, Верещагин всё же произвёл фурор. Академия художеств даже вознамерилась присвоить ему звание профессора, на что Василий Васильевич ответил следующее (и текст этот был опубликован в прессе): «Известясь о том, что императорская Академия художеств произвела меня в профессора, я, считая все чины и отличия в искусстве безусловно вредными, начисто отказываюсь от этого звания». В ответ на это началась травля.
Н. Л. Тютрюмов, давно уже добивавшийся профессорского звания, решил воспользоваться моментом. Он напечатал в «Русском мире» статью под заглавием: «Несколько слов касательно отречения г. Верещагина от звания профессора живописи». Автор текста утверждал, что картины написаны не самим Василием Васильевичем, а «компанейским способом», в Мюнхене. Ведь, по мнению Тютрюмова, совершенно невероятно, чтобы один человек в столь короткий срок создал такую массу полотен.
Дело в том, что Верещагин действительно пригласил архитектора для помощи в выполнении некоторых технических деталей, но эта подсобная работа ни в какой мере не может подвергать сомнению авторство самого художника.
В защиту Верещагина выступили Репин, Крамской, Стасов, Ге, Шишкин, Якоби и многие другие. Они организовали экспертизу, результаты которой были всенародно оглашены. Честь Верещагина была восстановлена.
Личная жизнь
В личной жизни художника, насыщенной путешествиями и военными экспедициями, нашлось место любовным отношениям. Живописец дважды состоял в браке. Любопытно, что обе супруги так или иначе были соратницами его творчества. Первая жена – Элизабет Фишер, знакомство с которой состоялось в Мюнхене, помогала писать книги.
Лидия Андреевская в образе медсестры на картине Василия Верещагина «Письмо»
Свадьбу сыграли в 1871-м, а в 1889-м, во время поездки в США, Василий Васильевич увлекся пианисткой Лидией Андреевской, занимавшейся музыкальным сопровождением его выставок. В 1894 году пара связала себя узами брака.
https://youtube.com/watch?v=UuifeITEZ0M
Документальный фильм о Василии Верещагине «Летописец войны»
В союзах у художника родились пятеро детей. Событиям в жизни Верещагина от детских воспоминаний до смерти в хмурых волнах Порт-Артура посвящен документальный фильм «Летописец войны» телеканала «Культура».
Детство и юность
Биография Василия Васильевича с детства была связана с военным делом. Мальчик родился в дворянской семье Череповца 14 октября 1842 года. Отец занимал видный государственный пост и со всей серьезностью относился к воспитанию потомков. Василий стал третьим из четырех сыновей. Все они были отправлены в военно-учебные заведения.
Портрет Василия Верещагина
Двое младших, Сергей и Александр, связали свою жизнь с военным искусством, а двое старших, Василий и Николай, избрали иной путь, чем заслужили гнев отца. Николай впоследствии стал общественным деятелем и организатором новой отрасли в хозяйстве – маслоделия и сыроварения.
Василий же связал свою жизнь с театром военных действий, но отнюдь не так, как предполагал отец. Мальчик поступил в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга. Помимо выдающихся военных деятелей, заведение могло похвастаться выпускниками, добившимися высот в иных областях: мореплаватель и первооткрыватель Фаддей Беллинсгаузен, маринист Алексей Боголюбов, авантюрист Федор Толстой. Будущий мастер жанра батальной живописи Верещагин дополнил этот список.
Василий Верещагин в детстве
По свидетельствам современников, характер у юноши был своевольный. Он рос высокомерным, грубоватым, вспыльчивым, склонным к демонстративному поведению, но в то же время хватким, одаренным, волевым.
Педагогов восхищал талант мальчика по памяти делать зарисовки увиденного. В будущем этот дар сыграет немалую роль в становлении Верещагина-творца. Параллельно с учебой в военном заведении ему разрешили посещать уроки в Рисовальной школе Общества поощрения художников.
Василий Верещагин — студент Академии художеств
Пройдя путь от кадета до гардемарина, он отчетливо решил не продолжать военную карьеру. Отбыв непродолжительный срок в ранге мичмана, подал в отставку и уже в 1860-м поступил в Императорскую Академию художеств, где и проучился с перерывами до 1866-го.
Отлучки случались на Кавказ, где писал с натуры, и во Францию, где Василий брал уроки у живописца Жан-Леона Жерома и посещал классы Парижской академии изящных искусств. По возвращении в Петербург окончил Академию художеств и практически сразу отправился в первый творческий поход.
Биография Василия Верещагина
Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию.
В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).
Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.
Много путешествовал, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.
Работы художника
- Туркестанская серия
- Наполеон в России (Верещагин)
- серия «Варвары»: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют…» (1872) «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872).
- «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше» (1865)
- «Улица в деревне Ходжагенте» (1868)
- «Бывшее укрепление Кош-Тигермень» (1868)
- «Ход в зиндан (подземная тюрьма) в Самарканде» (1868)
- «Въезд в город Катта-Курган» (1868)
- «После неудачи (Побеждённые)», 1868, ГРМ
- «Развалины театра в Чугучаке» (1869)
- «Киргизские кибитки на реке Чу» (1869)
- «Нищие в Самарканде» (1870)
- «Политики в опиумной лавочке. Ташкент» (1870)
- «Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент» (1870)
- «Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент» (1870)
- «Апофеоз войны» (1871), ГТГ
- «Двери Тимура (Тамерлана)» (1871—1872), ГТГ
- «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874—1876), ГТГ
- «Жемчужная мечеть в Агре» (1874—1876), ГТГ
- «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878—1879) ГТГ
- «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881), ГТГ
- «В турецкой покойницкой» (1881)
- «Подавление индийского восстания англичанами» (ок. 1884)
- Цветная гравюра «Наполеон в Кремле» (хранится в Музее-квартире А. М. Горького (Нижний Новгород)
Творчество Верещагина
В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.
Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски — пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато — коричневым, воистину «пустынным» колоритом.
«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига.
Особенно впечатляет полотно «Побежденные. Панихида» (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия «Наполеон в России» (1887–1900).
Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги «На войне в Азии и Европе. Воспоминания» (1894); большой интерес представляют также «Избранные письма» художника Верещагина (переизданы в 1981).
Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.