«портрет великой княгини елены павловны с дочерью марией»

Творчество

Жанровая, историческая, портретная живопись

К.П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833 г. (ГРМ)

жанровых композиций

Для исторических картин Брюллова характерен поиск «большой темы», которую он видел в подлинных исторических событиях.

Полотно «Последний день Помпеи» (1833, ГРМ), принесшее мастеру европейскую известность, написано по заказу А. Н. Демидова. Источниками для воплощения сюжета стали изучение руин Помпей, свидетельства современников события (Плиния Младшего, Тацита), исследования археологов. Брюллов соединил классицистический принцип построения композиции, цветового решения, трактовки формы (фигуры людей напоминают статуи) с романтической эмоциональностью.

К.П. Брюллов. Всадница. 1832 г. (ГТГ)

Незаконченной осталась начатая в году монументальная картина на сюжет из русской истории «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (ГТГ).

Портретное наследие Брюллова можно разделить на две группы — парадные и камерные.

В отличие от парадного портрета XVIII века Брюллов создавал портреты-картины, на которых запечатлен эмоционально-восторженный момент в жизни человека, внутренний мир модели в таких работах не раскрывается. В картине «Всадница» (1832, ГТГ) изображение Джованины и Амацилии Пачини передает гармоничные и эмоционально утонченные образы воспитанниц графини Ю. П. Самойловой.

Идеально возвышен образ Самойловой в работе «Ю. П. Самойлова с воспитанницей и арапчонком» (1832, Музей искусства Сан-Диего. Калифорния). Легкость и грация присущи «Портрету великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» (1830, ГРМ).

В творчестве Брюллова есть и романтические по образному решению картины, например, «Портрет Н. В. Кукольника» (1836, ГТГ).

В 30-х гг. XIX в. Брюллов написал цикл портретов деятелей культуры: скульптора И.П. Витали (1837, ГТГ), баснописца И.А. Крылова (1839, ГТГ), певицы П. Виардо (1844, ГРМ), в которых он стремился раскрыть внутренний мир, психологию человека. Среди лучших произведений этого жанра выделяются «Автопортрет» (1848) и портрет итальянского археолога М. Ланчи (1851, оба в ГТГ).

Религиозная живопись

К.П. Брюллов. Взятие Божией Матери на небо. Не позднее 1842 г. (ГРМ)

В Троицком соборе Троице-Сергиевой пустыни на горнем месте до 1917 года стоял образ Пресвятой Троицы, написанный академиком в 1840 году.

Для Преображенской церкви на Аптекарском острове Брюлловым были написаны «на золотом фоне» иконы для трехъярусного иконостаса — «Спаситель» и «Божия Матерь с предвечным Младенцем», он же — автор фигур евангелистов в парусах храма.

Славянофил Ф.В. Чижов замечал:

«В самом деле, неужели кто-нибудь может принять за образ картину Брюллова — Вознесения Божией Матери, празднуемого нашею Православною Церковию под именем и значением Успения Божией Матери… Пред образом мы молимся лику Владычицы… пред Вознесением Брюллова, простите, но согласитесь, что истинно думаем о полной, прекрасной женщине и … тем, что должно бы призывать к молитве, уничтожаем святую молитву» .

К.П. Брюллов. Распятие. 1838 г. (ГРМ)

Игнатием (Брянчаниновым)

«Воспитанники русской Академии художеств получили образование по образцам западным и наполнили храмы иконами, вполне недостойными имени икон. Если б эти иконы, пред которыми опускаются долу взоры целомудренные, не стояли в храме, то никто и не подумал бы, что им приписывается достоинство икон. Светский человек, насмотревшийся на всё и имеющий обширную опытность, не может себе представить того действия, которое такие изображения оказывают на девственную природу» .

Святитель писал художнику в году:

«Давно видел я, что душа ваша в земном хаосе искала красоты. Ваши картины — это выражения сильно жаждущей души. Картина, которая бы решительно удовлетворила вас, должна бы быть картиной из вечности. Всякая красота, и видимая и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления; она (красота) помогает удовлетворить человека, водимого истинным вдохновением. Ему надо, чтобы красота отзывалась жизнию, вечной жизнию. Когда ж из красоты дышит смерть, он отвращает от такой красоты свои взоры«.

Портрет Вел.Кн.Елены Павловны с дочерью

1830г, холст, масло, 265 х 185 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Блистательно мастерство Брюллова-монументалиста развернулось в большом портрете вел. кн. Елены Павловны с маленькой дочерью. Портрет был написан Брюлловым в 1830 году, но ему предшествовала длительная и упорная работа в течение более двух лет.

В 1828 году вел. кн. Елена Павловна, считавшая себя любительницей искусств и покровительницей художников, отправилась в сопровождении своей свиты в путешествие по Италии.

Результаты знакомства Брюллова с великой княгиней не замедлили сказаться. «Во время пребывания своего в Риме, государыня великая княгиня Елена Павловна благоволила заказать мне свой портрет в рост и несколько копий с него» «, — писал К. Брюллов.

Многочисленные наброски сепией и карандашом, сделанные в рабочих альбомах, свидетельствовали об упорной работе художника над выполнением своeгo замысла. Бесконечное число раз менял он позу Елены Павловны и ее дочери, обстановку, детали. Пытливо искал композиционное решение, изображая великую княгиню то опирающейся о балюстраду, то сидящей или гуляющей с дочерью по парку.

В окончательном решении Брюллов пришел к изображению вел. княгини в движении. Отныне в больших портретах он стал пользоваться этим приемом. Мастерски показал Брюллов материальность деталей: блеск плотного шелка платья великой княгини, кружево его отделки, прозрачность разноцветного шарфа.

Четко и выпукло лепит он форму, послушно заставляя мазок передавать мельчайшие особенности фактуры. Чтобы ярче оттенить фигуру Елены Павловны, облаченной в светлое платье, он помещает сзади нее красный занавес, а румянец маленькой дочери в розовом умеряет холодными отсветами ее синего раскрытого зонтика. Богатство и звучность колорита усилили зрелищность изображения великой княгини.(Э.Ацаркина))

Дочь Вюртембергского принца Павла, до перехода в православие- Фредерика-Шарлотта-Мария.

В 1824 г. вступила в брак с великим князем Михаилом Павловичем, при крещении приняла русское имя. Была блестяще образована. Под ее покровительством возникло Русское музыкальное общество. Вечера, которые она устраивала в Михайловском дворце, славились на весь Петербург. Известна широкой благотворительной деятельностью.

Во время Крымской кампании (1854-1856) Н.И.Пирогов еще в сентябре 1854 г., когда в Севастополе раненые гибли тысячами, подал прошение направить его на театр военных действий. Просьба эта оставалась без ответа несколько недель, как вдруг он получил приглашение к великой княгине Елене Павловне.

Это было «… в ту незабываемую пору, — писал Пирогов, — когда каждое сердце в Петербурге билось сильнее и тревожнее, ожидая результатов битвы при Инкермане … К большой моей радости, она мне тотчас объявила, что взяла на свою ответственность разрешить мою просьбу. Тут она мне объяснила ее гигантский план — основать организованную женскую помощь больным и раненым на поле битвы и предложила мне самому избрать медицинский персонал и взять управление всего дела».

К вечеру того же дня вопрос был решен. Великая княгиня тотчас обратилась с воззванием к российским женщинам, желающим «принять на себя высокие и трудные обязанности сестер милосердия» в перевязочных пунктах и подвижных лазаретах на Крымском театре военных действий, и 6 ноября (25 октября) 1854г., на следующий же день после битвы при Инкермане, основала на свои средства «Крестовоздвиженскую общину сестер попечения о раненых и больных воинах».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector