Ужин. 1902
Бакст Л.С.Холст, масло150 x 100
Русский музей
Аннотация
Впервые зрители увидели „Ужин“ или „Даму в ресторане“, как называл картину сам Бакст, на Пятой выставке „Мира искусства“ в 1903 году. Вероятно, на создание этого произведения художника вдохновила Анна Карловна Бенуа, очаровательная и кокетливая супруга А. Н. Бенуа. На одном из вечеров в дружеском кругу Бакст сделал набросок ее экстравагантного туалета, позднее использованный им при создании пленительного и загадочного образа ресторанной незнакомки.
Биография автора
Бакст Лев Самойлович (Розенберг Лейб-Хаим Израилевич) (1866, Гродно – 1924, Париж)
Живописец, график, театральный художник.
Академик Императорской Академии художеств (с 1914).
Учился в Академии художеств у К.Б. Венига (1883-1887, курс не окончил) и в Париже у А. Эдельфельта (1893-1896). Занимался акварелью под руководством Альб.Н. Бенуа. В 1890-е сблизился с А.Н. Бенуа, К.А. Сомовым и другими художниками, впоследствии создавшими объединение «Мир искусства». В 1890-е работал в Германии, Италии, Испании, Франции, Северной Африке.
С 1902 работал для театров Петербурга. В 1906-1910 руководил художественной школой Е.Н. Званцевой в Петербурге. С 1910 жил в Европе. Художественный директор антрепризы С.П. Дягилева в Париже (с 1911), затем художник Парижских театров.
Автор многочисленных живописных и графических портретов, сюжетных картин, пейзажей и декоративных панно. Благодаря «Русским сезонам» завоевал громкую славу как художник-декоратор. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.
«Мадонна со святым Джованнино»: следы НЛО
«Мадонна со святым Джованнино» кисти Доменико Гирландайо имеет интересную деталь: над левым плечом Марии в небе парит капля странной формы.
В этом месте картины отчётливо виден доскообразный объект, возможно, блестящий — этот объект художник изобразил до мельчайших деталей, постаравшись поместить его в своё произведение так, чтобы тот бросался в глаза. Кроме того, в правой части картины мы видим человека, поднёсшего правую руку к глазам, показывая, насколько ярким является этот объект, а в верхнем левом углу мы видим предмет, похожий на солнце.
«Мадонна со святым Джованнино» — лишь одна из многочисленных средневековых картин, где изображены странные, тревожные неопознанные летающие объекты, парящие в небесах.
Что ещё необходимо знать?
Если вы зарегистрируетесь на «ужин в белом», то участие становится обязательным независимо от погодных условий и каких-то личных обстоятельств. Те, кто не придёт, навсегда будут включены в чёрный список, и другой возможности попасть на ужин уже не будет.
Все гости должны одеться в белое с головы до пят. Даже бежевый и цвет слоновой кости запрещены. Костюм может быть оригинальным, но креативить нужно в меру. Образ должен оставаться элегантным и стильным.
Одна регистрация рассчитана на двоих, чтобы каждый мог прийти с другом или подругой. С собой нужно взять квадратный складной столик и два белых стула, белую корзинку для пикника с едой на двоих, белую скатерть, салфетки, посуду и приборы, а также мешок для мусора.
«Пророк Захария»: власть религии
Напряжённость в отношениях между папой Юлием II и Микеланджело описана в исторических документах. Историки отмечают, что Микеланджело изобразил папу на одной из своих картин в образе пророка Захарии, и один из ангелов позади него показывает крайне непристойный жест.
Фигура, в которую сложены пальцы прелестного маленького ребёнка, называется «фига», но его значение вовсе не такое сладкое, как название: держа большой палец между указательным и средним пальцами, он показывает жест старого мира, который сохранил своё значение до наших дней. На Западе жест не так распространён, но в России его значение хорошо известно.
«Фламандские пословицы»: в картине содержится 112 нидерландских идиом
«Фламандские пословицы» — это написанная маслом на дубовой панели картина кисти Питера Брейгеля-старшего, она наполнена символами, относящимися к нидерландским пословицам того времени.
Всего в картине найдено и расшифровано 112 идиом: некоторые из них до сих пор используются, например, «плыть против течения», «большая рыба ест маленькую рыбу», «стучаться головой о стену» и «вооружиться до зубов».
Другие пословицы указывают на человеческую глупость. Некоторые символы, кажется, отображают смысл более чем одной фигуры речи, например, человек, стригущий овец, левее центра в нижней части картины сидит рядом с человеком, режущим свинью, и эта сцена символизирует выражение «Кто-то стрижёт овец, а кто-то — свиней», что означает, что у одного человека есть преимущество над другими. Также сцена может означать и «Стриги, но шкуры не снимай», то есть предупреждает не заходить слишком далеко при использовании своих возможностей.
История создания картины
Полотно «Ужин» было создано в 1903 г. Смешение различных техник, сочетание резких темных и полупрозрачных светлых оттенков – все это говорит о картине, как о типичном произведении модернизма первых годов XX в. В качестве натурщицы для композиции «Ужин» Леон Бакст пригласил жену своего друга и наставника Александра Бенуа. Само полотно имеет несколько названий – автор предпочитал именовать его «Дама в ресторане», подчеркивая тот факт, что работа изображает именно женщину «нового типа», декадентку.
«Ужин» был впервые продемонстрирован широкой публике в конце зимы 1903 г. На пятой выставке сообщества живописцев «Мир искусства» (куда входил Леон Бакст) картина вызвала настоящий скандал. Неискушенные зрители возмущались скабрезностью композиции, критики искусства упрекали «Ужин» в злой насмешке, а Леон Бакст был обвинен в издевательстве над романтическим сюжетом «Незнакомки». Свою роль в восприятии картины сыграл и тот факт, что она была размещена в галерее рядом с «Тремя бабами» Малявина – произведения с такой же вызывающей композицией и чувственным настроением. Сегодня картина «Ужин» хранится в Русском музее, в городе Санкт-Петербург.
Интересные факты
Полотно «Ужин» произвело неизгладимое впечатление на современников и сыграло знаковую роль в развитии модернистского стиля в живописи. Несколько любопытных фактов об этой картине:
- Одно из названий полотна – «Дама с апельсинами». Некоторые исследователи считают, что Леон Бакст выбрал подобную композицию для своей работы в пику реалистичной «Девочке с персиками» Серова.
- Существует версия, что идея картины появилась, когда Леон Бакст с Серовым увидели Анну Бенуа, сидящей в одиночестве в ресторане.
- Первый эскиз будущего произведения был зарисован автором на салфетке.
- Знаменитый критик Стасов в своем разгромном отзыве на «Ужин» сравнил изображенную даму с кошкой и заявил, что сама картина «невыносимая вещь».
- За свое провокационное произведение Леон Бакст получил выговор от великого князя Владимира Александровича, отметившего излишнюю игривость и даже скабрезность работы.
Единственным критиком искусства, положительно отозвавшимся о композиции «Ужин», был В. Розанов, отметивший точность образа декадентки о отметивший уникальный стиль картины.
“Ужин” Бакста: почему художника обвинили в непристойности
В наши дни картину «Ужин» называют одной из самых лучших работ Леона Бакста, а в момент своего появления она вызвала волну возмущенных отзывов и спровоцировала скандал в обществе.
На первый взгляд, в этой картине нет ничего, что могло бы стать причиной смущения или гнева, по крайней мере, для современного зрителя. Но в начале ХХ в.
«Даму с апельсинами» (как тогда называли эту работу) обвинили в излишней игривости, непристойности и колористической бездарности.
Публика впервые увидела «Ужин» Бакста на Пятой выставке «Мира искусства» в 1903 г
Эта работа сразу же приковала внимание и заставила о себе говорить. Возмущенных отзывов было куда больше, чем одобрительных
Сам художник не мог понять причин такой бурной реакции: «С моей «дамой» вышел просто скандал.
Всех, публику, прямо скандализирует эта дама. Что в ней такого?»
Сейчас сложно понять, что же так смутило зрителей. Но в начале ХХ в. уже тот факт, что дама изображена за столом в кафе в одиночестве, сам по себе считался неприличным. Рыжеволосую женщину, в черном облегающем платье с очень глубоким декольте, кокетливо улыбающуюся зрителю, тогда ассоциировали с дамой полусвета.
https://youtube.com/watch?v=6Jk9wTkIP3s
На самом деле художнику позировала жена Александра Бенуа Анна. Сохранился карандашный набросок Анны Бенуа в том же туалете, выполненный Бакстом. Видимо, для своей картины художник планировал использовать лишь костюм женщины. В пользу этой версии свидетельствует и тот факт, что он начал писать не с лица, а с фигуры, и лишь перед выставкой прописал его карандашом поверх масляной подготовки.
Очевидно, цель портретного сходства художник изначально не преследовал, о чем можно судить и по другим сохранившимся портретам Анны Бенуа.
Работа выполнена в жанре, близком популярному в то время «портрету незнакомки», однако значительно отличается от традиционных салонных портретов.
Известный критик В.
Стасов презрительно писал об этой работе: «Сидит у стола кошка в дамском платье; ее мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия ее, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бердслея. Невыносимая вещь!».
Произведенный на зрителя эффект усиливался еще и благодаря расположению картины на выставке: ее разместили рядом с работой Ф. Малявина «Три бабы». В.
Розанов так описывал свои впечатления от увиденного: «И пришло же на ум распределителям картин поместить рядом «Ужин» г. Бакста.
В противовес реализму «Девочки с персиками» Серова картину Бакста, соединяющую реальность и условность в свойственной модерну технике, зрители прозвали «Дама с апельсинами».
Художника обвиняли в колористической бездарности и «забеленности» этой работы: «Все как белая скатерть… никаких красок». Но эти упреки были несправедливы: Бакст сознательно играет на контрастах светлых и темных тонов, оживляя композицию ярко-оранжевыми пятнами апельсинов.
Такой лаконизм соответствовал моде того времени и стилистике рекламных плакатов, афиш и книжной графики.
Леон Бакст: биография, творчество, картины художника и дизайнера
Первыми «взрослыми» работами Леона Бакста стали иллюстрации для детских книг. Позже он стал известным портретистом и революционным театральным декоратором, художником, «опьянившим Париж», и дизайнером, одна лекция которого стоила в Америке 1920-х годов две тысячи долларов.
Учитель рисования в императорской семье
Леон Бакст родился в 1866 году в Гродно в еврейской семье. При рождении его назвали Лейб-Хаим Розенберг.
Когда семья переехала в столицу, мальчик часто гостил у своего деда, модного портного — в старинной изысканной квартире в самом центре Петербурга. Леон Бакст много читал, ставил детские кукольные постановки и слушал рассказы родителей и деда о театре.
С детства Бакст увлекался и рисованием. Отец показал его рисунки скульптору Марку Антокольскому, и тот посоветовал мальчику учиться живописи.
В 1893 году Бакст уехал в Париж. Здесь он продолжал учиться живописи, а картины стали единственным источником дохода молодого художника. В письме к другу Бакст писал: «Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды».
Во время одного из приездов в Петербург Леон Бакст стал бывать в кружке Александра Бенуа.
В него входили художники, писатели и любители искусства, которые позже образовали художественное объединение «Мир искусства».
Когда мирискусники стали выпускать свой журнал, Бакст возглавил художественный отдел. Вскоре его пригласил к себе великий князь Владимир Александрович — давать уроки рисования детям.
Леон Бакст создал ряд пейзажей и детских портретов, мистические полотна «Древний ужас» и «Элизиум». О знаменитой картине «Ужин» Василий Розанов писал: «Стильная декадентка конца века, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а-ля Джоконда кушает апельсины».
«Париж подлинно пьян Бакстом»
В 1903 году Леон Бакст впервые создал декорации для спектакля и эскизы театральных костюмов.
Братья-балетмейстеры Николай и Сергей Легаты из Петербургской Императорской труппы попросили художника оформить их балет «Фея кукол».
Александр Бенуа позже вспоминал об этом событии: «С первых шагов Бакст занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».
Леон Бакст отправился в Грецию — вместе с художником Валентином Серовым. Он сделал там этюды средиземноморских пейзажей и зарисовки, которые позже стали фрагментами новых театральных декораций.
С 1910 года Леон Бакст вновь поселился в Париже. В эти годы он заслужил настоящую мировую славу своими театральными декорациями — объемными, многослойными и сказочными. Он оформлял балеты Дягилева для его парижских Русских сезонов — «Клеопатру», «Шехеразаду», «Карнавал» и «Нарцисс».
По его эскизам шили костюмы для артистов Императорских театров — Вацлава и Брониславы Нижинских, Тамары Карсавиной, Веры Фокиной. Также Бакст сотрудничал с новаторской театральной труппой Иды Рубинштейн.
Художественный критик Мстислав Добужинский писал: «его признал и «короновал» сам изысканный и капризный Париж», а Андрей Левинсон — «Париж подлинно пьян Бакстом».
Модный дизайнер, известный всему миру
Столицу Франции охватила мода на все восточное и русское, и это были отголоски Русских сезонов. В магазинах появились тюрбаны и парики, шали и платья, напоминавшие костюмы актеров.
Леон Бакст разрабатывал дизайн интерьеров и аксессуаров, мебели и посуды, ювелирных изделий и даже автомобилей. В эти годы он стал одним из самых популярных дизайнеров Парижа.
В Париже вышла книга о творчестве Бакста, а правительство Франции наградило его орденом Почетного легиона. Художник публиковал свои статьи о современном искусстве, много фотографировал, написал автобиографический роман и выступал с лекциями о современном искусстве в России, Америке и Европе.
Леон Бакст разрабатывал и дизайн тканей. После Русских сезонов в дорогих французских магазинах стали продавать ткани «Одалиска» и «Шахерезада».
Для парижского кутюрье Поля Пуаре Бакст создавал оригинальные орнаменты и утонченные узоры. Ткани Бакста были популярны не только в Европе, но и в Америке.
Одним из последних творческих проектов всемирно известного художника стала сотня эскизов тканей для массового производства.
«Давид и Голиаф»: мистические знаки Каббалы
Анализируя расположение фигур на потолке Сикстинской капеллы, площадь которого составляет 1300 км², учёные обнаружили формы, похожие на буквы иврита: например, фигуры Давида и Голиафа образуют букву «гимель», символизирующую «силу» в мистической традиции Каббалы.
Исследователи полагают, что Микеланджело познакомился с иудаизмом во время пребывания при дворе Лоренцо Медичи во Флоренции, а вся Сикстинская капелла, возможно, построенная с соблюдением тех же пропорций, что и Святой Храм в Иерусалиме, является «потерянным мистическим посланием о всеобщей любви», предназначенной для расшифровки.
Фрески Сикстинской капеллы: на некоторых из них видны части человеческого мозга
Как и в случае с «Сотворением Адама», среди фресок Сикстинской капеллы есть и другая роспись с фигурой Бога, содержащая секретное послание.
Эксперты заметили, что грудь и шея Бога имеют анатомические нарушения, которых нет больше ни у одной человеческой фигуры на росписях. Кроме того, в то время как большинство фигур освещены по диагонали от левого нижнего края, на шею Бога солнечные лучи падают под прямым углом — исследователи пришли к выводу, что подобную неточность гений допустил намеренно.
Если наложить изображение странной шеи Бога на фотографию человеческого мозга, то становится заметно, что контуры обоих изображений почти полностью совпадают, а странный прямоугольник ткани, простирающийся до центра Божьего одеяния, может символизировать спинной мозг.
Микеланджело также изображал другие анатомические особенности в некоторых местах на потолке, в частности почку, которая представляла для Микеланджело особый интерес, поскольку художник страдал от камней в почках.
Лев Бакст. «Портрет Зинаиды Гиппиус» (1906)
Автопортрет
Леон Николаевич Бакст (настоящее имя — Лейб-Хаим Израилевич, или Лев Самойлович Розенберг; 1866-1924) — российский художник, сценограф, книжный иллюстратор, мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.
Биография Бакста
После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств, подрабатывая иллюстрацией книг. В 1889 г. художник впервые экспонировал свои работы, приняв псевдоним — сокращенную фамилию бабушки по материнской линии (Бакстер). 1893-99 гг. он провел в Париже, часто наезжая в Петербург, и упорно работал в поисках собственного стиля. Сблизившись с А.
Н. Бенуа
, К. А. Сомовым и С. П. Дягилевым, Бакст стал одним из инициаторов создания объединения «Мир искусства» (1898). Известность Баксту принесли его графические работы для журнала «Мир искусства». В оформлении журнала сформировался характерный стиль Бакста: изысканно-графичный, полный острого чувства ирреальности окружающего бытия.
Органичней всего талант Бакста проявился в сценографии. С 1902 он работал для Эрмитажного и Александринского театров.). Но по-настоящему талант Бакста развернулся в балетных спектаклях«Русских сезонов» Дягилева.
«Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Видение розы» и «Нарцисс» (1911), «Синий бог», «Дафнис и Хлоя» и «Послеполуденный отдых фавна» (1912), «Игры» (1913) поражали пресыщенную западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета , а разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии.
Как декоратор Русских сезонов Бакст стилизовал античные и восточные мотивы, создавая утонченно-декоративное фантастическое зрелище.
С 1907 года Бакст жил в основном в Париже и работал над театральными декорациями. В 1914 году Бакст был избран членом Академии художеств, но Первая мировая война окончательно отрезала его от родины.
Он продолжал сотрудничать с дягилевской труппой, однако между ним и С. П. Дягилевым постепенно нарастали противоречия, и в 1918 г. Бакст покинул труппу.
27 декабря 1924 года Бакст умер в Париже от отёка лёгких.
Талант Бакста чрезвычайно разносторонен.
У Бакста есть хорошие итальянские и английские пейзажи, виды Лидо, Версаля, Финляндии: в книжной иллюстрации он достиг виртуозной техники, его обложки и виньетки в журналах: «Мир Искусства», «Золотое Руно», «Аполлон» и в других изданиях по художественной форме и благородству линий являются образцами современной графики; Бакст не чужд и сатиры: он дает меткие и остроумные карикатуры в журналах«Жупел», «Адская почта» и «Сатирикон». Написал много разнообразных по технике и богатых внутренним содержанием портретов: Вел. кн. Елены Владимировны и Вел. кн. Кирилла, Бориса и Андрея Владимировичей, И. Левитана, Александра Бенуа, графини Келлер, В. Розанова, Андрея Белого, г-жи Коровиной, С.П. Дягилева, Зинаиды Гиппиус, К. Сомова, Е.И. Набоковой и автопортрет. Прелестны его акварели-миниатюры, иллюстрирующие русский быт начала XIX века. Выдаются также его «Императрица Елизавета Петровна на охоте» (1903), «Коппелиус» (1909), очень интересно написанный «Ужин» (1903) и два панно: «Осень» (1906) и «Элизиум», эскиз занавеса (1906). Но всё-таки ярче всего выразился талант Бакста в его театральных постановках; по словам Александра Бенуа, они поражают богатством и силой колористической фантазии, разнообразием и изысканностью костюмов; он обдумывает каждую деталь и руководит всем ensemble»ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы.
Декорации к балету «Шехерезада» 1910
Жар-птица «. 1910. 25 x 18 см. Акварель.
- К балету «Садко»
- Декорации к балету «Дафнис и Хлоя» 1902
- Балет «Шехерезада»
- Костюм к балету «Шехерезада»
- Костюм к балету «Шехерезада»
- Эскиз к балету «Елена Спартанская»
- Декорации «Дафнис и Хлоя»
- Декорации «Дафнис и Хлоя»
Иллюстрация к повести Н.В.Гоголя «Нос»