История картины “Портрет старушки”
В Петербург картина попала еще в царствование Екатерины II. Одним из посредников царицы она была куплена вместе с другими в Дрездене на распродаже коллекции графа Брюля. В эрмитажных каталогах она стала называться по-разному: иногда ее именовали просто «Портрет старушки», потом кому-то из хранителей пришло а голову, что это мать Рембрандта, еще позднее ее стали подписывать «Жена брата художника».
Были приведены доказательства, что портрет этот парный к другому — портрету старика в берете, в котором узнавали родного брата Рембрандта — сапожника Адриана. В настоящее время подвергнуты серьезному сомнению все существовавшие версии. Мы не знаем, кто эта женщина со скорбным лицом, написанная мастером в один из самых высоких моментов его творчества. Да и хотел ли сам художник, чтобы это было известно?..
Факты из жизни художника
1654 год. Рембрандт живет в собственном доме в Амстердаме. В последнее время, особенно после смерти Саскии — любимой жены художника,— за домом утвердилась недобрая слава. Может быть, потому, что не только среди соседей, но и среди тех, кто именовал себя другом, коллегой или учеником, не было никого, кто мог бы понять его странности, объяснить сумасбродства, кто мог бы проникнуть в мир его творений. А ведь там, в этом мире, художник выражал себя с поражающей нас теперь откровенностью и непосредственностью.
Иногда Рембрандта не видели в городе месяцами. Потом он вдруг поязлялся на распродаже картин и неожиданным своим участием невероятно взбивал цены. Можно было подумать, что деньги у него не знают переводу. Встречали его и в лавках менял и торговцев древностями. Забывшись, он часами перебирал восточные драгоценности, ткани, различные диновинки. Вечером мальчишка, навьюченный тюками с покупками, еле поспевал за ним к дому. Рассказывали, что и дом свой он превратил в нечто похожее на лавку древностей. В его кабинете рядом с подлинным Рафаэлем и мраморными античными головами стояли индийские сосуды, фарфоровые китайские фигурки, морские раковины, а в мастерской на стенах были развешаны луки и стрелы, пращи, индейские боевые дубинки, старинные панцири, шлемы. А шкафы — с причудливыми нарядами, драгоценностями…
Мало кто знал, что в это время долги Рембрандта достигли невиданной суммы и через два года — в 1656 году — дом пошел с молотка, а автор «Ночного дозора», «Данаи», прославивших его в Европе офортов, оказался выброшенным на улицу. Но пока этот «нищий искатель богатств», «угрюмый гений» сумасбродствовал и работал, ощущая необычайный прилив энергии.
Особенности портретов в творчестве Рембрандта
1654 годом помечены пять портретов Рембрандта, по счастливой случайности оказавшихся в собраниях Эрмитажа и Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина. Все это портреты стариков с лицами мудрыми и отрешенными, в простом и даже бедном платье. По силе духовного выражения трудно найти им равные, с точки зрения правдивости они поражают искренностью интонации.
Этим же годом помечен портрет, находящийся в Амстердаме, портрет бургомистра, мецената, якобы друга Рембрандта — Яна Сикса. Нас поражает одна подробность. Сиксу в это время было тридцать шесть лет. На портрете же перед нами человек с немолодым обрюзгшим лицом и усталым сосредоточенным взглядом. Случай весьма удивительный для портретиста, пишущего на заказ: он состарил свою модель по крайней мере лет на десять.
По-видимому, к творчеству Рембрандта-портретиста нельзя подходить с теми мерками, с теми представлениями, которые сложились у нас о художнике-портретисте вообще. Передать внешнее сходство, характер, индивидуальные особенности, оставить времени и потомкам живой образ современника — эта задача не была для него самодовлеющей. Он был художником с необузданной фантазией, сумасбродом и в жизни, и в искусстве, и только со временем в его творческом методе открыли поразительную логику, и тогда его дар окрестили «пророческим».
…Намеренно состарил Сикса, с увлечением и страстью работал над образами стариков. Преследовали ли художника мысли о собственной старости? Ему было в это время 48 лет…
В «Дневниках» Льва Толстого есть такая запись: «В старости отмирают способности, внешние чувства, которыми общаешься с миром: зрение, слух, вкус, но зато нарождаются новые, не внешние, а внутренние чувства для общения с духовным миром — и вознаграждение с особым излишком». Не сама по себе старость, не состояние перехода человека в этот возраст, а «нарождение внутренних чувств для общения с духовным миром» — вот что притягивало гений Рембрандта, вот куда были направлены его поиски в 1654 году.
У всех портретов Рембрандта этого времени особенный взгляд
Он не обращен на зрителя в суетном желании остановить его, забрать его внимание целиком. Он обращен внутрь, в себя, «в уединенье душ»
Из мерцающей тьмы, обволакивающей фигуры и лица, потайной фонарик художника как бы выхватывает, реализует мир высшей духовности. Доброты, прошедшей испытание временем и страданием, мудрого всепонимания, нерастраченного запаса человечности. Недаром очень остро чувствующему Рембрандта Ван-Гогу чудилось в его портретах что-то «светоносное и утешающее».
Премьеры-2006: «Портрет женщины в белом чепце» Рембрандта
История «второго рождения» этой работы Рембрандта началась в 2002 году, когда супруги Уолш пригласили Джоржа Уочтера, вице-председателя Департамента творчества старинных мастеров аукционного дома Sotheby’s, взглянуть на картину «Портрет пожилой женщины в белом чепце», которую они 32 года назад приобрели в Newhouse Galleries в Нью-Йорке.
Уочтеру хватило одного взгляда на картину, чтобы узнать рембрандтовскую манеру письма. Однако, по его собственному признанию, поверить в удачу он смог далеко не сразу, ведь такого рода находки случаются крайне редко. За последнее десятилетие экспертами Sotheby’s было обнаружено лишь две неизвестных ранее работы старых мастеров. Первая-«Автопортрет» того же Рембрандта, «прятавшийся» под обработкой одного из учеников художника (подтверждение авторства потребовало 8 лет тщательнейшего анализа, картина продана в 2003 году за $11 346 290). Вторая-«Женщина за клавесином» легендарного Вермeeра (в 2004 г., после десятилетних исследований, картина ушла с аукциона за $30 006 650). В этот раз установление авторства заняло два года-довольно быстро для работы подобного уровня. Все проводимые учёными исследования давали положительный результат. Например, дендохронологический анализ показал, что древесина тонкой дубовой доски, на которой выполнена работа, идентична дереву, использовавшемуся для других картин Рембрандта и учеников его студии. Однако самое удивительное открытие ожидало учёных впереди.
После удаления верхнего красочного слоя, добавленного предположительно в конце ХVII века, выяснилось: сначала художник написал свою «Пожилую женщину» в несколько ином ключе. В первой версии лицо модели оставлено в тени-в контраст шапочке, «залитой» ярким светом. Это навело исследователей на мысль, что Рембрандт, вероятно, вовсе и не стремился создать портрет конкретного человека, а просто изучал игру светотени и экспериментировал в этой области. Таким образом, исследование не только подтвердило авторство, но и позволило существенно расширить представление о технике и методах живописи великого голландца.
«Женщина в белом чепце» была торжественно представлена широкой общественности 22 сентября этого года в Museum Het Rembrandthuis (Дом Рембрандта) в Амстердаме. Однако долго наслаждаться вновь обретённым творением Рембрандта публике не придётся: картина, оценочная стоимость которой составляет $3—4 миллиона, будет выставлена на торги Sotheby’s в Нью-Йорке 26 января 2006 года.
www.sothebys.com