Женский образ кисти ореста кипренского

Описание картины Ореста Кипренского «Молодой садовник»

Описание картины Ореста Кипренского «Молодой садовник»

Орест Адамович Кипренский – дебютант романтических изысканий русской живописи и великий портретист.

Постоянно находящийся в творческом поиске, он мечтал писать масштабные произведения по мотивам исторических и мифических историй.

Его технику и стиль сравнивали с Рубенсом, иногда даже принимая работы самого Кипренского за произведения фламандского художника.

Современники называли его русским Ван Дейком. Наибольший успех ему принесли портреты. Работы в этом жанре рисунка действительно были удивительны и неповторимо прекрасны, принося удовлетворение и успокоение «мятежной душе» и самого художника.

Он первый начинает разрабатывать портретную композицию, в которой социальная принадлежность модели утрачивает исходное значение.

Художник выдвигает на первое место интерес к личности человека, ценности его самого по себе.

Один из знаменитых портретов О. Кипренского – «Молодой садовник» или «Итальянский садовник», написанный им в 1817 году. Создание картины совпало с пребыванием художника в Италии. В то время это была страна вечной красоты, поэзии и гармонии с природой.

Он открыл итальянцам Россию и был удостоен чести получить частный заказ от галереи Уффици.

Прелестный милый мальчик, поза которого полна умиротворенной апатичности. В последнем отражен новый для художника сложный композиционный прием, в основе которого круг. Взгляд садовника устремлён в пространство, рассеян и равнодушен.

Прижатые рукой цветы и маленький ручеек воды, бьющий из камня, привносят безмятежность и покой. Наблюдаются новые колористические эффекты, гравюрная обрисовка, тончайшая «эмалевая» проработка, придающая коже гладкость и сияние.

Образ юного садовника дышит радостью и невинностью.

(No Ratings Yet)← Описание картины Мстислава Добужинского «Человек в очках»Описание картины Яна Вермеера «Бокал вина» →Приам Испрашивающий У Ахиллеса Тело Гектора

Счастливый брак

Графиня Екатерина Петровна Ростопчина, супруга московского генерал-губернатора Фёдора Ростопчина и мать писательницы графини де Сегюр, родилась 30 ноября 1776 года в семье сенатора, генерал-поручика Петра Степановича Протасова. Девочка рано осиротела и вместе с четырьмя сёстрами воспитывалась в доме у тётки, Анны Степановны Протасовой, камер-фрейлины и личного друга императрицы Екатерины II.

Родственница дала своим племянницам блестящее по меркам того времени образование, особое внимание уделялось иностранным языкам, в том числе латыни и греческому, однако же русский язык, отечественная история и религия не оставались в забвении. По просьбе тётки те из племянниц, кто не был замужем к моменту коронации Александра I, получили графское достоинство

В молодости Екатерина, чей образ увековечил Кипренский, была очень хороша собой. Высокая, с правильными и выразительными чертами лица и чёрными глазами, полными живости и огня. Однако при этом она обладала сдержанным и необщительным характером, избегала светских развлечений и появлений в свете.

Тем не менее, в 1791 году эта девушка была пожалована фрейлиной. И в феврале того же года вместе с Великим князем Александром Павловичем открывала бал в Таврическом дворце на известном Потёмкинском празднике. Через три года она вышла замуж за любимца цесаревича Павла Петровича Фёдора Васильевича Ростопчина.

Безумно влюбленный в неё Ростопчин писал: «Я питаю страсть, которая может только сделать меня несчастным: я люблю племянницу госпожи Протасовой. Не могу никак удостовериться, нравлюсь ли я ей, или нет. Брак со мной не представляет ей ничего блестящего и, щадя своё самолюбие, живу в мучительной неизвестности… Теряю голову и надежду, обладать этим божественным созданием».

Их брак был счастливым, пока Екатерина Петровна не перешла в католичество…

Женский образ, но иной…

Сдержанный и замкнутый характер её с годами только усиливался. Графиня жила замкнуто, летом в усадьбе, зимой в старом доме на Басманной, окружённая француженками — компаньонками и воспитанницами и католическими аббатами. Естественно, все они активно использовали её состояние для католической пропаганды. От прежней красавицы не осталось и следа. Вот как о ней написал Дмитрий, сын писателя Михаила Загоскина в 1857 году. Когда читаешь строки, даже не верится, что этот женский образ некогда так восторгал современников.

«Она была высокого роста, крепкого телосложения и отличалась грубыми, неприятными чертами лица и огромными выпуклыми глазами. Она одевалась по моде 1820-х годов, но ходила не иначе, как в чёрном платье и валяных туфлях. Тёмные волосы её, почти без седины, были острижены, всклокочены и щетинисты, а уши огромного размера покрыты ранами, из которых постоянно сочилась кровь, вследствие привычки царапать и чесать их ногтями… Почти не выходя из дома, она в течение дня развлекалась двумя ручными попугаями, которых носила на пальцах, сталкивая их лбами и потешаясь неистовыми их криками. Такой дикой, неприветливой старой дамы я никогда и нигде более не встречал».

Скончалась графиня 16 сентября 1859 года в возрасте 83 лет. Похоронена на Иноверческом кладбище на Введенских горах.

Но всё это будет ещё не скоро… Через полвека после того, как Орест Кипренский, кстати, потом также принявший католичество, создал этот удивительный по своему мастерству женский образ.

О. Кипренский. Портрет графа Фёдора Васильевича Ростопчина. 1809 г. О. Кипренский. Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809 г.

Орест Адамович Кипренский художник биография

Орест Адамович Кипренский художник биография. Художник родился в семье крепостной А. Гавриловой числившейся в имении помещика Дьяконова А. С. 13 марта 1782 году в местечке Копорья, что находилось в окрестностях Ораниенбаума.

По утверждениям историков биографов Дьяконов был отцом Кипренского вне закона, и по тамошним обычаям воспитывался в этом имении в семье дворецкого Адама Швальбе.

Не смотря на то, что мать являлась крепостной крестьянкой, по понятным причинам ее сын в 1788 г уже не являлся крепостным, Дьяконов подсуетившись оформил новую фамилию сына Кипренский и соответственно заботился о нем.

Молодой художник был настроен решительно, много работал и развивал себя пытаясь доказать свои способности руководству академии. И уже в 1804 выставляет в академии портрет Адама Швальбе. как мы помним это был приемный отец у которого он много лет воспитывался.

Портрет получил похвальные отзывы в 1805 году ему улыбается удача его награждают Большой золотой медалью за работу ‘Дмитрий Донской побеждающий хана Мамая’ Но не смотря на эту удачу, поездка за границу была отложена в связи с нехорошей обстановкой в самой Европе, как известно это была эпоха Наполеоновских войн.

Но Кипренский не унывал он работал писал портреты, копировал картины старых европейских мастеров. Как бы там не было можно уверенно сказать художника Кипренского очень привлекало портретное творчество, где конечно он преуспел и был замечен российскими современниками как первоклассный портретист а в последствии и заграничными.

Получает множество заказов на живописные портреты, можно сказать , женщины были просто в восторге от работ Кипренского это портреты Рюминой О. А., Ростопчиной Е.П., Авдулиной Е/ С., Щербатовой С.С.. Хвостовой Д.Н. и другие.

За свои заслуги Кипренскому присваивают почетное звание академика в 1812 году.

Давно желанная поездка за границу осуществилась у художника только в 1816 году он в Италии, там он с упоением изучает творчество Рафаэля и искусство древнего Рима.

Создает ряд работ ‘Аполлон, поражающий Пифона’, ‘Анакреонова гробница’ ‘Молодой садовник’, ‘Девочка в маковом венке’ и другие.

Приютившись на время у Шереметьева Д.Н. оказавший ему теплый прием, пишет его портрет, который представил в академии на выставке в 1824 году вместе с другими своими работами, но как не странно положительных откликов выставка не вызвала.

Находясь в подавленном состоянии художник решает заняться

литографией, но это видно не очень устраивало творческую душу художника и в 1828 году Кипренский снова едет в Италию, где творчество художника ценилось лучше, чем на родине, женился на местной девушке с красивым именем Мариучча, соответственно решает остаться там на долго.

Обосновавшись в городе Неаполь, много работает желая привлечь к себе внимание местной общественности, выставляет на выставках свои работы в 1831 г ‘Девушка с колосьями и корзиною в руке’, ‘Мальчик лаццарони’, ‘Девочка с виноградом’, портрет своего отчима Швальбе А. , Портрет был воспринят итальянскими академиками на уровне мастерства самого Рембранта

Очень примечательно был исполнен художником портрет состоящий из группы людей ‘Читатели газет в Неаполе’

, Портрет был воспринят итальянскими академиками на уровне мастерства самого Рембранта. Очень примечательно был исполнен художником портрет состоящий из группы людей ‘Читатели газет в Неаполе’.

Конечно судьба очень талантливого художника была и счастливой и не совсем удачной, возможно если в России Кипренский получил хорошую поддержку после приезда из за границы, все могло бы быть иначе, но по чьей то не доброй воле вышло то что вышло.

Кипренский за свою историю написал множество прекрасных работ, конечно более всего заметны его замечательные портреты различных выдающихся деятелей того времени баснописца Крылова Ивана Андреевича, портреты поэтов Пушкина Александра Сергеевича, Гнедича Николая Ивановича, Батюшкова Константина Николаевича, Жуковского Василия Андреевича и Вяземского Петра Андреевича портрет скульптора Демут-Малиновского Василия Ивановича, датского скульптора Бертеля Торвальдсена, портрет государственного деятеля, историка, художника и археолога Оленина Алексея Николаевича, портрет художника Басина Петра Васильевича. портрет русского государственного деятеля, министра народного просвещения антиковеда Уварова Сергея Семеновича, Портрет князя Александра Михайловича Голицына и много других.

Отношения супругов испортились

В 1825 году семью постигло несчастье. От туберкулёза скончалась восемнадцатилетняя дочь Елизавета, любимица отца. Если верить рассказам, перед смертью мать вместе с компаньонкой удерживала дочь, «в то время как католический священник насильно вкладывал ей в рот причастие… Последним усилием Лиза вырвалась, выплюнула причастие с потоком крови и упала мёртвой». Отношения супругов Ростопчиных окончательно испортились, и Екатерина Петровна вновь стала вести уединённый и замкнутый образ жизни, редко показываясь в свете.

Смерть дочери сломила графа. «Только два раза ты сделала мне больно», — написал он жене, имея ввиду смену вероисповедания её и дочери. Граф скончался в 1826 году и перед смертью он успел отстранить супругу от воспитания малолетнего сына Андрея и управления завещанным ему состоянием. Более того, она не присутствовала даже на похоронах мужа.

Интересный факт. В год смерти мужа, 1826, графиня Ростопчина в защиту католического учения представила митрополиту Московскому Филарету выписки из славянских книг. Филарет вступил с ней в полемику. Ему даже пришлось провести расследование по поводу дошедших сведений, что живший у Ростопчиной аббат Боржуа входил в священническом облачении в алтарь церкви села Вороново, доставшейся ей в наследство от мужа. Тогда же выяснилось, что у неё на воспитании находилось несколько девочек в возрасте 7-14 лет. Впоследствии в Воронове был устроен и католический храм.

Усердие к вере

После отставки супруга, случившейся в 1801 году, семейство переехало в подмосковное имение Вороново. Всё своё время графиня посвящала хозяйству и воспитанию детей.

В 1806 году под влиянием графа Жозефа де Местра Екатерина Петровна, как и её сёстры, тайно перешла в католичество. Со временем этот факт стал общеизвестным и сильно усложнил положение её мужа. К тому же, в ходе Отечественной войны 1812 года Фёдор Ростопчин был московским генерал-губернатором и главнокомандующим и всячески выказывал усердие к православной вере, а его жена, будучи ревностной католичкой, должна была изображать хозяйку первопрестольной…

После того как в 1814 году Фёдор Ростопчин оставил должность московского главнокомандующего, он уехал лечиться в Карлсбад. Екатерина Петровна с детьми осталась в Петербурге. В октябре 1816 года она приезжала в Москву, о чем одна из её современниц писала:

«Графиня Ростопчина вернулась от вас совсем другим человеком; мы её просто не узнали. Прежде она вечно носила огромный чепец, точно прабабушка, а теперь показывается с непокрытой головой; правда, на ней парик, и прическа её очень оригинальна; в былое время она считала грехом ходить без чепчика. С полчаса мы с ней разговаривали… она только и толкует о балах, да о выездах… Дочери её недурны. Старшая красивая, но вероятно не умна, потому что поминутно смеется без всякого толка. К тому же она жеманится по-петербургски, говорит сквозь зубы. Вторая очень милая, удивительно похожа на отца, у неё гордое выражение лица, держит себя с достоинством, но без всяких ужимок, словом, в ней есть что-то привлекательное».

«Портрет Е. В. Давыдова»

Кратко описание картины

Давыдов изображен Кипренским во весь рост, на фоне пейзажа. Он стоит облокотившись на выступ каменной ограды, левой рукой придерживая саблю и уперев правую в бедро; голова и торс представлены в контрастном движении — лицо Давыдова прямо обращено на зрителя, а плечи повернуты почти в профиль. Но, несмотря на внешнюю эффектность и даже торжественность этой позы, она не производит впечатления нарочитой или манерной. В позе Давыдова есть та романтическая приподнятость и взволнованная патетика, которая служит характеристикой образа. Кипренский не ищет здесь декоративных эффектов, а лишь стремится передать напряженную внутреннюю жизнь изображаемого человека. В намеренном контрасте с воинственной и небрежной позой, как бы подчеркивая многогранность образа, изображено лицо Давыдова с широко раскрытыми задумчивыми и мечтательными глазами. Он кажется одушевленным какой-то глубокой и страстной мыслью — недаром этот портрет так долго считался изображением поэта. Не будет преувеличением сказать, что в образе Давыдова художник воплотил возвышенный идеал человека своей эпохи — воина и мыслителя.
Значительную роль в решении образа играет пейзаж. Человек представлен здесь не на фоне природы, а как бы в ней самой, и напряженная страстность его чувств находит живой отклик в тревожном ритме теней и в почерневшем грозовом небе, по которому бегут облака.
Той же задаче воплощения внутреннего мира изображенного человека подчинен и колористический строй портрета с его смелыми контрастами света и тени и напряженным горением цвета.
В колорите портрета Давыдова еще чувствуются отзвуки больших традиций портретного искусства XVIII века. Подобно своим великим предшественникам — Рокотову, Левицкому и Боровиковскому, — Кипренский с непогрешимым совершенством и острым живописным чутьем передает материальность и цвет одежды Давыдова, его красный с золотом ментик, белые чакчиры и глубокий черный тон ботиков. Но декоративные качества подчинены эмоциональному содержанию; цвет становится носителем характеристики чувства.
Историческое значение портрета Давыдова становится понятным лишь в свете общих проблем, связанных со становлением романтизма в русской живописи.

Замечательные полотна. Л., 1966. С.83

Х

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Портрет Давыдова» КипренскийТакже бесплатно скачивайте «Портрет Е. В. Давыдова» на странице сайта!

Орест Кипренский (1782–1836)

Один из величайших русских художников родился 13 марта 1782 г. на мызе Нежинской Ораниенбаумского уезда Петербургской губернии.

Его отцом был отставной бригадир, помещик Алексей Степанович Дьяконов, матерью — крепостная крестьянка Анна Гаврилова.

Незаконнорожденному ребенку отец дал красивое имя Орест, в честь одного из героев «Илиады», а мать выдал замуж за своего дворового, немца Адама Швальбе, который усыновил мальчика.

В Академии юный художник прошел хорошую школу у маститого живописца Г. И. Угрюмова. Уже первый портрет кисти Кипренского, изображавший его отчима Адама Швальбе (1804), вызвал широкий резонанс у знатоков искусства — многие из них посчитали портрет копией неизвестной работы Рембрандта.

В следующем году большая историческая картина Кипренского «Дмитрий Донской на Куликовом поле» получила Большую Золотую медаль Академии художеств, однако шедевром это полотно, выдержанное в строгой классической традиции, отнюдь не было. Славу Кипренскому принес все-таки «несерьезный» портретный жанр. К слову, сам художник относился к нему без особого энтузиазма, считая портреты лишь средством заработка.

В течение 1807–1816 гг. Кипренским был создан целый ряд классических портретов, открывших собой новую главу в истории русской живописи. Они изображают самых разных людей — это и задумчивый поэт-романтик В. А. Жуковский, и юный А. А. Челищев, и изнеженный денди С. С. Уваров, и лихой гусар Е. В.

Там он провел несколько лет, хорошо зарабатывая портретами и пользуясь заслуженной славой. Знаменитая флорентийская галерея Уффици даже заказала ему автопортрет, который был размещен рядом с изображениями великих европейских мастеров прошлых лет. Кипренский стал первым из четырех русских художников, удостоенных такой чести.

Об одной из картин этого периода, «Молодом итальянце» (1817), пресса писала так: «Молодой садовник, склоня голову на зеленый дерн, в котором разбросаны полевые цветики, отдыхает.

Миловидное лицо его загорело от работы, черные волосы упадают с чела, тихий ветерок обвевает их, наслаждение отдыха так прелестно в чертах его, что эта очаровательная картина кажется написанною по вдохновению грации Рафаэля».

Наоборот, грязные слухи продолжали преследовать Кипренского — якобы он сожительствовал в Италии с девочкой, которую перед отъездом в Россию сдал в приют.

На самом же деле история выглядела совершенно иначе — девочка (ее звали Анна-Мария Фалькуччи, она изображена на картине «Девочка в маковом венке и с гвоздикой в руке») была выкуплена Кипренским у ее распутной матери и помещена в католический монастырь, причем художник оставил средства на ее воспитание.

https://youtube.com/watch?v=TlM-N5AEK_w

Мастер болезненно воспринимал эти сплетни.

Утраченное влияние на публику он попытался было вернуть большим жанровым полотном «Аполлон, поражающий Пифона», но его провал лишь подтвердил правило — зрители видели в Кипренском портретиста и не воспринимали его в другом качестве.

Место в Академии художеств, на которое рассчитывал Кипренский, ему не досталось, это тоже больно ранило. «Академия художеств под спудом. Все там в малом виде», — писал Кипренский в это время.

В 1827 г. художник создал самый знаменитый свой портрет — ему позировал А. С. Пушкин. Об этом романтическом полотне сам поэт сказал так: «Себя как в зеркале я вижу, / Но это зеркало мне льстит». Пушкинский портрет стал последним большим успехом Кипренского на Родине. Разочарованный и опустошенный, художник решил вернуться в Италию, как оказалось — насовсем.

Кипренский был вынужден поселиться в бедном римском квартале, трудиться над недорогими заказами, много ездить по стране в поисках работы. Портреты теперь он писал редко и только для людей, которые были ему дороги.

Последний известный портрет Кипренского был создан в марте 1835 г., он изображает русского поэта князя П. А. Вяземского, только что похоронившего в Риме дочь.

В июле 1836 г. перешедший в католичество Кипренский женился на римлянке Анне-Марии Фалькуччи — той самой девочке, которая когда-то позировала ему. Но семейное счастье русского римлянина оказалось недолгим. 17 октября 1836 г.

Свою дочь Клотильду Кипренский увидеть не успел — она родилась уже после его смерти…

Вскоре после смерти мастера другой великий художник, Александр Иванов, написал о Кипренском: «Он первый вынес имя русское в известность в Европе, а русские его во всю жизнь считали за сумасшедшего, старались искать в его поступках только одну безнравственность, прибавляя к ней, кому что хотелось». Прошедшие годы все расставили по своим местам: сейчас имя Ореста Кипренского по праву входит в пантеон величайших творцов России.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: