Сюжет картины и мифа
Питер Пауль Рубенс нередко использовал для своих шедевров сюжеты древнегреческих мифов. Об одном из таких нам “рассказывает” и «Похищение дочерей Левкиппа». Основой сюжета стала легенда о Касторе и Поллуксе, сыновьях Зевса и Леды. У героев были двоюродные сёстры – Феба и Гилайра, дочери царя Левкиппа.
При этом девушки приходились невестами другим братьям, Идасу и Линкею. Конечно, сюжет может показаться несколько запутанным, однако Кастор и Поллукс, пленённые красотой юных дев, решили похитить тех у законных женихов.
Питер Пауль Рубенс «Автопортрет», 1623 годМестонахождение: Букингемский дворец, Лондон, Великобритания
От себя хочу отметить, что общественного протеста такие похищения в Древней Греции не вызывали. Молодой человек не просто увозил девушку с собой, а делал её своей женой. Из-за этого похищение невест стало частью древних традиций самых разных народов.
Впрочем, история с похищением дочерей Левкиппа завершилась трагически для Кастора и Поллукса. Обманутые женихи отомстили братьям. Кастор, что изначально был смертным, погиб, а его судьбу должен был разделить и Поллукс, однако Зевс подарил сыну бессмертие, позволив ему проводить время как на Олимпе, так и в мире мёртвых, вместе с Кастором.
Питер Пауль Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа», около 1617 годаМестонахождение: Старая Пинакотека, Мюнхен, Германия
«Два сатира»
Картина Рубенса «Два сатира» продолжает тему мифологических существ. Она была написана в 1619 году и в настоящее время тоже находится в мюнхенской «Старой пинакотеке». В отличие от большинства монументальных работ художника, это полотно обладает сравнительно небольшим форматом — всего 76 х 66 см. В древнегреческой мифологии сатирами называли спутников Диониса — бога виноделия, жизнерадостных лесных демонов с козлиными ногами и рогами. Известно, что сатирам было не лень делать только две вещи — развратничать с нимфами и пить вино. Рубенс изобразил два противоположных типажа сатиров — тот, который находится на заднем плане, явно больше предпочитает алкоголь. Его сухощавое лицо и стекающие по чарке излишки свидетельствуют об этом. На переднем же плане явно изображен сладострастец — похотливые взгляд и ухмылка буквально пронзают зрителя, а нежно сжимаемая в его руке гроздь винограда заставят смутиться даже самого искушенного зрителя.
Функции богини
Диану в Древнем Риме считали не только богиней охоты, но, в первую очередь, покровительницей растений и животных. К ней обращались женщины с просьбой облегчить роды, ведь очаровательная богиня выступала как воплощение женственности и сил плодородия.
Её братом был Феб, что ассоциировался с солнцем, а потому, в противоположность этому богу, Диану называли покровительницей луны. Если присмотреться, на многих изображениях и скульптурах голову богини украшает полумесяц. Родителями богини были Юпитер и Латона.
Что интересно, изначально, во время зарождения культа (а это приблизительно в VI веке до нашей эры), Диана считалась богиней, объединяющей три основные сферы деятельности и функции. Можно даже считать её триединым божеством, образом, что складывался из воплощения луны и её света, богини охоты и повелительницы подземного мира. В дальнейшем Диана стала охотницей, а Прозерпина и Геката унаследовали прочие функции.
Питер Пауль Рубенс «Возвращение Дианы с охоты», 1615 годМестонахождение: Дрезденская галерея старых мастеров, Германия
Искусство
Богиня Диана была очень известна всему миру, а поэтому не раз упоминалась в произведениях искусства. Так в 1-2 веке до нашей эры появилась необычная мраморная статуя, посвященная этому персонажу мифологии. Она называется Диана Версальская. Также иногда её именуют как Диана-охотница. Эта скульптура является воспроизводящей творение одного из раннеэллинистических скульпторов.
Вообще скульптура отображает Артемиду, которая пытается из колчана достать стрелу, а левой рукой удерживает, либо гладит олененка. Сейчас эту статую можно найти в Лувре. Туда она попала в 1798 году.
Так же в культуре сохранились две картины Тициана: «Диана и Актеон», а также «Диана и Каллисто». Первая отображает знаменитую мифологическую историю, которая рассказывает о купаниях Дианы и об охотнике Актеоне, который застал обнаженную богиню, и был наказан.
Вторая картина рассказывает о Каллисто, которая является очень многогранным персонажем. Она была спутницей Дианы и обещала сохранить девственность, но обманом была оплодотворена, чем вызвала гнев Артемиды (Дианы).
Книга: Питер Пауль Рубенс
влияние на него оказало творчество Тициана, а также современных мастеров: братьев Каррачи и Микеланджело да Караваджо. Он понимал: для того, чтобы стать «большим художником», недостаточно изучать одно лишь искусство. Мастер стремился погрузиться в самую жизнь народа, его быт.
В конце 1600 Рубенс поступил на службу в качестве придворного художника к мантуанскому герцогу Винченцо I Гонзаго, одному из крупнейших коллекционеров страны, страстному любителю науки и искусства. По его поручению художник копировал многие работы прославленных мастеров. Помимо прямых обязанностей живописца, Рубенс исполнял и некоторые дипломатические поручения герцога.
Так, например, в 1603–1604 он ездил в Испанию с подарками для короля Филиппа III и премьер-министра герцога Лерма.
Дворец Гонзаго украшала коллекция портретов «красивейших дам в мире: как принцесс, так и женщин не титулованных». Известно, что Рубенс создал ряд портретов этой серии и, возможно, именно поэтому он был послан герцогом в Испанию. К сожалению, «галереи красавиц» не сохранились.
Автопортрет в кругу друзей из Мантуи. Около 1606
Живописец был очень недоволен тем, что Гонзаго использует его талант только для создания копий «чужих» картин. В некоторой степени это обусловлено тем, что метод написания заказных портретов являлся довольно простым: мастер в заранее заготовленную композиционную схему уже с натуры вписывал лицо модели. Рубенса такое положение дел не устраивало.
Он умел к любому, даже неинтересному для себя жанру найти особый, часто неожиданный подход. Так, например, в строгие «каноничные» рамки придворного портрета художник вдохнул новую жизнь, освободив от жесткости письма, застылой композиции и отрешенности модели.
Живописец внес в портрет движение и жизнь, богатство колорита, усилил значение пейзажного фона, сделав его тем самым достойным выражением монументального искусства.
За восемь лет пребывания в Италии Рубенс написал портреты многих аристократов, например, «Автопортрет в кругу друзей из Мантуи» (около 1606, Музей Вальраф-Рихартц, Кельн), «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа» (1606–1607, Национальная галерея, Вашингтон), а так же своего покровителя — герцога Мантуанского. Благодаря превосходно развившейся визуальной памяти, строгой дисциплине и кропотливым тренировкам, в работах художнику удалось добиться такой твердости руки при создании рисунков и набросков, что, по существу, в этом ему не было равных.
В последние годы пребывания в Италии Рубенс получил крупный заказ на исполнение запрестольного образа для главного алтаря Кьеза Нуова. По его собственным словах! столь ответственное поручение было дано ему, «наперекор притязаниям всех лучших римских художников».
В самом конце лета 1608 Рубенс получил тревожное известие о смертельной болезни матери. Но как не спешил художник в Антверпен, ему не удалось застать ее живой. Мария Пейпелинс умерла 19 октября того же года. Живописец очень тяжело переживал ее смерть. В память о ней он установил на могиле «лучшей из матерей» запрестольную скульптуру, которую первоначально исполнял для Новой Церкви в Риме.
Возвращение Дианы С Охоты
Копия картины Питера Рубенса «Возвращение Дианы с охоты.
Описание картины Питера Рубенса «Возвращение Дианы с охоты»
Так же как её брат Аполлон в позднеримской период античности идентифицировался с солнцем, Диана считалась олицетворением луны.
О ты, повелительница моря в своем челне, подобная полумесяцу» (так говорится в гимне из одной легенды, в которой Меламбо (Меламп) побуждает свою мать выпросить для него способность понимать язык змей).
Царица всех волшебниц и темной ночи, звезд и Луны и всех судеб и счастья.
Это обеспечило Д. популярность среди низших классов, составлявших многочисленные коллегии её почитателей из которых особенно известна благодаря сохранившемуся уставу коллегия Д. и Антиноя в Ланувии (CIL XIV 2112). IV 511). В последние годы жизни Рубенс сильно страдал подагрою.
Впоследствии отождествлялась с Немесидой и карфагенской небесной богиней Целестой. Была отождествлена с Артемидой и Гекатой, получив эпитет Тривия «богиня трёх дорог» (её изображение помещалось на перекрёстках), толковавшийся также как знак тройной власти Д.
: на небе, земле и под землёй (Serv.
III 26).
Свежесть и поэтичность импровизации, Из множества учеников Питера Пауля Рубенса самый знаменитый – Неисчерпаемое обилие и живость образов, мощный, виртуозная техника, светлый, цветущий, радостный колорит, склонность к преувеличенности мускулатуры и излишней мясистости особенно женских фигур – главные черты живописи Питера Пауля Рубенса, которые особенно сильно выступают в его многочисленных картинах сюжетами, с взятыми из античной древности, частью из истории богов, частью из истории героев и в особенности из вакхического цикла. Особенно известны святилища Д. на горе Тифате в Кампании (отсюда эпитет Д. Тифатина) и в районе Ариция в роще на озере Неми (VI 136 VII 515). Которая управляет приливом и отливом, о ты, которая ночью появляется на море, ты, свой проливая свет на воды. Из картин этого рода наиболее замечательны: «Похищение Прозерпины», «Персей и Андромеда», «Битва амазонок», «Венера с Адонисом», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Представляется возможным, что Диана продолжает жить как персонаж итальянских народных тайных верований.
Диана (171Возвращение Дианы с охоты187)
Американский исследователь мифов Чарлз Дж. Fast. С 1635 г. Рубенс писал по большей части станковые картины, тщательно их выполняя. Диана.
В римской мифологии богиня растительности (см. Особенно известны святилища Д. на горе Тифате в Кампании (отсюда эпитет Д. Тифатина) и в Ариция районе в роще на озере Неми (VI 136 VII 515).
Место в церкви святого Иакова в Антверпене, где покоится его прах, украшено превосходным произведением его работы – «Мадонной со святыми». В римских провинциях под именем Д.
почитались туземные богини «хозяйки леса», богини-матери, подательницы растительного и животного плодородия. рис. ), родовспомогательница, олицетворение луны.
«Похищение Прозерпины», «Венера с Адонисом», «Битва амазонок», многочисленные Вакханалии, «Сад любви» и аллегорические изображения из жизни Представляется возможным, что Диана продолжает жить как персонаж итальянских народных тайных верований – Из «Персей и Андромеда», картин этого рода наиболее замечательны.
Halic. Если принять точку зрения Диля (Согласно Дилю, состоящие из трех частей символические формы преисподней подразумевают также извращение трех основных «побуждений» человека: сохранения, размножения и духовной эволюции), то Диана подчеркивает внушающий страх характер женской природы.
И с переходом в главенства этом союзе к Риму царём Сервием Туллием был основан на Авентине храм Д., Д. считалась богиней покровительницей Латинского союза, плебеев и рабов годовщина основания храма считалась праздником рабов servorum dies (Liv, ставший излюбленным местом культа для происходивших из переселившихся в Рим или взятых в плен латинян. Verg.
Узнав об этом предсказании, Царь Сервий Туллий, принёс её в и жертву прикрепил её рога в храме, хитростью завладел коровой.
Рубенс Возвращение Дианы с охоты
Леланд (18241903) сообщал о культе «ведьм», которые почитали Диану и взывали к ней как к большой богине: «Диана.
Вот таким образом на некоторых мифологических и эмблематических рисунках она изображена как Геката с тремя головами (Известный «трехвидный» символ, который как трезубец или трехглавый Цербер является инфернальной противоположностью триипостасной формы верхнего мира. ). Aen.
Владельцу которой было предсказано, с храмом Д. на Авентине связано предание о необыкновенной корове, кто принесёт её жертву в Д. в этом храме, что тот, обеспечит своему городу власть над Италией. I 45 Dion.
История создания
Осенью 1608 года Рубенс, обеспокоенный тяжёлой болезнью матери, был вынужден вернуться в Антверпен. Он приехал из Италии, куда он отправился ещё в мае 1600 года и где служил придворным живописцем герцога Мантуя. В 1603 году по его поручению Рубенс ездил в Испанию, чтобы передать подарки герцога королю Филиппу и герцогу Лермскому. После этого он попеременно работал в Риме, Мантуе и Генуе, где создавал величественные алтари и писал портреты
Слава о его мастерстве летела впереди Рубенса и, когда он вернулся в Антверпен, были приложены все усилия, чтобы оставить его здесь навсегда. Город и испанские штатгальтеры эрцгерцог Альбрехт VII и инфанта Изабелла Клара Евгения давали ему заказы, и в сентябре 1609 года он получил должность придворного художника
Но окончательное решение он принял после того, как, влюбившись в 18-летнюю Изабеллу Брант, женился на ней 3 октября 1609 года. Изабелла была дочерью очень почитаемого антверпенского патриция и статс-секретаря Яна Бранта, чей портрет также находится в «Старой пинакотеке». Она родила художнику дочь и двух сыновей. После её скоропостижной кончины 20 июня 1626 года Рубенс писал главному смотрителю королевской библиотеки в Париже Пьеру Дюпе
Я потерял действительно хорошую супругу, которую с полным правом можно, даже нужно было любить, потому что она не обладала теми негативными качествами, обычно присущими женскому полу. Она была невздорной и без обычных женских прихотей, всегда благонравная и жизнерадостная. Из-за этих качеств всеми любима и оплакиваема всеми после смерти |
Для первых зрителей картины она казалась чем-то новым, доселе невиданным в нидерландской живописи, хотя бы прежде всего своим размером. Двойной портрет представляет собой действительно большую картину. Фигуры художника и его жены кажутся такими большими для этой картины, что первоначально даже предполагали, что картина могла быть обрезана по краям. Художник и его супруга изображены в натуральную величину и не позируют отстранённо, как это было принято, а естественно соотнесены и контактируют со зрителем
Автор намеренно придал групповому портрету многозначность смысла и уделил большое внимание её композиции
“Цветочные” мифы о Диане
Приверженцы культа Дианы считали, что у неё было два священных цветка, которыми украшали жертвенники богини. С ними связаны трогательные предания. Один из цветов – гвоздика. Как рассказывает легенда, однажды юный пастух так увлёкся игрой на флейте, что не заметил, как оказался во владениях Дианы.
Богиня как раз вышла поохотиться. Музыка юноши напугала дичь, а потому охота оказалась неудачной. В порыве гнева Диана выстрелила в пастуха из лука, и тот упал замертво. Правда, богиня тут же раскаялась и попросила Юпитера превратить кровь юноши в цветы. Так и появились алые гвоздики.
Луи Мишель ван Лоо «Диана в пейзаже», 1739 годМестонахождение картины: Национальный музей Прадо, Мадрид, Испания
Другой священный цветок богини – ландыши. Если верить преданиям римлян, однажды Диана спасалась бегством от фавнов, преследовавших её. Погоня была столь долгой и утомительной, что на теле Дианы стали появляться капельки пота. Они падали на землю и тут же обращались в прекрасные миниатюрные цветы с волшебным ароматом.