«Волжские лагуны», 1870 год
Картина «Волжские лагуны» привлекла большой интерес на посмертной выставке картин Фёдора Васильева. Фото: Public Domain
В 1870 году 20-летний Федор Васильев отправился в путешествие по Волге вместе со своими художниками Ильей Репиным и Евгением Макаровым. Годы спустя Илья Ефимович в своей книге «Далекое близкое» писал, что молодой человек поразил спутников своей манерой работы и стал для старших товарищей «превосходным учителем»: «Не прошло и недели, как мы взапуски, рабски под-ражали Васильеву и до обожания верили ему. Этот живой блестя-щий пример исключал всякие спо-ры и не допускал рассуждений; он был для всех нас превосходным учителем».
По его словам, «его тон-ко заостренный карандаш с быст-ротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листику его карманного альбомчика и обрисо-вывал верно и впечатлительно це-лую картину крутого берега с по-кривившимися над кручей доми-ками, заборчиками, чахлыми де-ревцами и остроконечными коло-кольнями вдали…»
Этюды, сделанные во время поездки, в дальнейшем послужили основой для нескольких картин, в том числе «Волжские лагуны».
В будущем полотно попало в собрание Павла Третьякова. Он забрал ее после посмертной выставки картин художника в 1874 году в счёт долга, который Васильев не смог выплатить меценату из-за своей болезни и смерти.
Новости
«Оттепель» в искусстве. Из Петербурга в Москву прибыла необычная выставка. В Новом Манеже разместились курсовые и дипломные работы выпускников института живописи имени Репина середины прошлого века. Экспозиция под названием «Советский неореализм» охватывает промежуток с 1953-го по 1968-й годы. Время надежд, свободы и вдохновения – в картинах, которые не имели ничего общего с официальной идеологией тех лет. Рассказывают «Новости культуры».
«Меня поразило, что здесь нет ни одной улыбки, это очень сосредоточенное состояние задумчивости, – говорит арт-директор музейно-выставочного объединения «Столица» Марина Лошак. – Это невозможно, такое состояние невозможно!»
Поначалу экспозицию можно принять за альтернативную историю советского искусства. Сами кураторы выставки еще до конца не разобрались, чего в этих картинах больше: печали или надежды.
В действительности все гораздо проще. На выставке представлены работы студентов ленинградского института живописи имени Репина, того самого, который когда-то именовался Императорской Академией живописи, и там действительно учился Репин и не только он. Все эти картины написаны в период между 53-м – смертью Сталина, и 68-м – пражской весной.
«Никому не приходило в голову делать из этих работ какую-то выставку, – рассказывает ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Е.И.Репина Семен Михайловский. – Это учебный рабочий материал, зачем его экспонировать. А я так посмотрел: а я хочу выставку, я хочу это показать, потому что мы этим гордимся».
Для выставки специально выбрали именно 60-е – самое романтическое время советского искусства. Железный занавес рухнул, правда, не до конца. Даже в работах, написанных в стиле соцрелизма, вроде этой, видно, что студент скорее учится выписывать линии человеческого тела, чем реально пытается соответствовать линии партии.
Картины советских студентов больше всего напоминают фильмы французской новой волны или итальянского неореализма. Героини с каким-то явно очень богатым внутренним миром. Но в действительности все они не настоящие. Это всего лишь натурщицы и позировали они студентам исключительно для заработка. В академии художеств эта профессия называлась демонстраторы пластических поз.
Эти полотна никогда не предназначались для показа на публике. Ими защищали дипломы, за них студенты получали оценки в зачетки. Но оказалось, что сегодня студенческие работы гораздо правдивее отражают эпоху, чем официальное искусство тех лет.
Новости культуры
живопись, искусство, оттепель, изобразительное искусство, социалистический реализм, Новости культуры, Новый Манеж, Марина Лошак
«Вид на Волге. Барки», 1870 год
В настоящее время полотно экспонируется в Петербурге в Русском музее. Фото: Public Domain
Эта картина также была написана после путешествия по Волге.
Через год после смерти художника ее выставили на всеобщее обозрение, где на нее обратил внимание Третьяков. Сохранилось его письмо Ивану Крамскому, в котором он писал, что должен иметь ее своей коллекции
«Я решил, что для известной уже Вам моей цели, мне непременно нужно иметь Васильева пейзаж с барками, так как этот экземпляр дает понятие, какой бы он также был замечательный маринист; и вот я вчера послал Вам телеграмму; я уверен, что Вы сочувствуете моей такой усиленной любви к произведениям Васильева…», — писал он.
Однако его планам не суждено было сбыться. В настоящее время полотно экспонируется в Петербурге в Русском музее.
Примечания[ | ]
- ↑ 12 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 160.
- ↑ 12 Васильев Федор Александрович — Оттепель, 1871(неопр.) (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Проверено 6 июня 2020. Архивировано 18 мая 2013 года.
- ↑ 123 Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 61.
- Е. А. Матвеева, 2009, с. 32.
- Г. С. Чурак, 2000, с. 30.
- ↑ 12 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 162—163.
- ↑ 12 А. А. Фёдоров-Давыдов, 1986, с. 158.
- А. А. Фёдоров-Давыдов, 1937, с. 16.
- Ф. С. Мальцева, 1984, с. 153.
- ↑ 12 Ф. С. Мальцева, 1999, с. 29.
- В. М. Скляренко. Жизнь и творчество Федора Васильева, часть 2(неопр.) (HTML). tphv.ru. Проверено 6 июня 2020. Архивировано 18 мая 2013 года.
- Ф. С. Мальцева, 1999, с. 31.
- ↑ 12 Ю. Ф. Дюженко, 1973, с. 33.
- ↑ 123 Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 62.
- ↑ 12 А. П. Боткина, 1993, с. 124.
- Ф. А. Васильев (1850—1873) — Оттепель (неопр.) (HTML). nearyou.ru. Проверено 6 июня 2020. Архивировано 18 мая 2013 года.
- ↑ 12 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 151.
- Каталог ГРМ, 1980, с. 70, № 960.
- Васильев Ф. А. Оттепель. 1871 (неопр.) (HTML). Русский музей — виртуальный филиал — yawww.virtualrm.spb.ru. Проверено 6 июня 2020. Архивировано 18 мая 2013 года.
- Ф. С. Мальцева, 1984, с. 164—165.
- Ф. С. Мальцева, 1984, с. 171.
- Е. А. Матвеева, 2009, с. 31.
- В. С. Манин, 2001, с. 202.
- Ф. С. Мальцева, 1984, с. 160.
- М. И. Ткач, 2002, с. 60—61.
- ↑ 12 Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 158.
- Н. Н. Новоуспенский, 1991, с. 153, № 92.
- Васильев Федор Александрович — Зима, 1871 (неопр.) (HTML). www.art-catalog.ru. Проверено 2 июня 2020.
- Ф. А. Васильев — Оттепель. Этюд (неопр.) (HTML). www.rmuseum.ru. Проверено 2 июня 2020.
- Ф. С. Мальцева, 1984, с. 153—154.
- Пермская государственная художественная галерея / В. А. Кулаков. — Москва: Изобразительное искусство, 1976. — 184 с.
- Каталог ГТГ, т. 4, кн. 1, 2001, с. 101, № 159.
- И. Н. Крамской, 1988, с. 146.
- ↑ 12 Ф. С. Мальцева, 1984, с. 162.
- А. А. Фёдоров-Давыдов, 1937, с. 41.
- А. А. Фёдоров-Давыдов, 1986, с. 41.
- Б. В. Асафьев, 1966.
История[ | ]
Подготовительная работа над сюжетом и композицией будущей картины «Оттепель» была начата Фёдором Васильевым в 1870 году (в частности, один из этюдов к этой картине был датирован этим годом). Летние месяцы этого года художник провёл на Волге, написав по результатам поездки ряд полотен, включая «Вид на Волге. Барки» (ГРМ) и «Волжские лагуны» (ГТГ), а также картину «Берег Волги после грозы» (ГТГ), работа над которой растянулась до апреля 1871 года. По словам искусствоведа , «можно с уверенностью утверждать, что рождение „Оттепели“ было подготовлено поездкой на Волгу», поскольку, с одной стороны, жизнь среди крестьян обогатила художника впечатлениями, связанными с социальными вопросами, а с другой — работа над изображением приволжских ландшафтов открыла ему «своеобразие пейзажа с необозримыми далями».
Фёдор Васильев написал окончательный вариант картины «Оттепель» в начале 1871 года, в течение одного месяца. Весной 1871 года картина участвовала в конкурсной выставке Общества поощрения художников и получила там первую премию, причём соперничала она с полотном Алексея Саврасова «Печерский монастырь близ Нижнего Новгорода», которое в результате удостоилось второй премии. Картина «Оттепель» была приобретена Павлом Третьяковым ещё до начала выставки.
Великий князь Александр Александрович (будущий император Всероссийский Александр III) заказал Васильеву авторское повторение картины «Оттепель», работа над которым заняла у художника немногим более месяца. В письме от 5 апреля 1871 года Фёдор Васильев, извинившись перед Павлом Третьяковым за долгое молчание, сообщал ему: «Вы писали мне, что Вам неизвестно, начал ли я повторение картины, купленной Вами… Теперь же я могу Вас уведомить, что конкурс кончился 2 апреля и я взял картину. Надеюсь окончить ее повторение к последним числам апреля». В мае 1871 года работа над авторским повторением была завершена, и тогда же Васильев передал свой первый вариант картины Третьякову.
В том же 1871 году картина экспонировалась на выставке Московского общества любителей художеств (МОЛХ). В рецензии, опубликованной в номере «Московских ведомостей» за 28 октября 1871 года, особого внимания критика Владимира Чуйко (печатавшегося под псевдонимом В. В.
) удостоились два представленных на этой выставке пейзажа — «Оттепель» Фёдора Васильева и «Грачи прилетели» Алексея Саврасова.Оттепель (авторское повторение, 1871, холст, масло, 55,5 × 108,5 см, ГРМ)
После того как авторское повторение картины «Оттепель» было передано заказчику — Александру Александровичу, оно было помещено в Аничков дворец. В 1872 году эта авторская копия была послана на , где она была отмечена премией, а также получила хорошие отзывы в английской прессе. В частности, автор статьи, опубликованной 6 мая 1872 года в газете
, выражал желание, чтобы Васильев приехал в Лондон и написал «лондонские улицы во время быстрой оттепели», поскольку «никто бы не написал их так, как он». Далее он писал: «Взгляните на его отличную картину „Оттепель“, на мокрую грязь, на серый, грязный и коричневый снег; заметьте колеи, текущую воду и общую слякоть и скажите, не он ли настоящий артист для этой задачи». В настоящее время второй авторский вариант картины «Оттепель» находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (инв. Ж-4105), куда он поступил из Аничкова дворца в 1928 году.
Весной 1871 года у Фёдора Васильева случилась вспышка туберкулёза, и врачи настаивали на том, чтобы он уехал на лечение на юг. Вскоре после окончания работы над авторским повторением картины «Оттепель», 22 мая 1871 года, художник выехал из Петербурга в Харьковскую губернию, где остановился в имении Хотень, принадлежавшем Павлу Сергеевичу Строганову и его жене Анне Дмитриевне. 18 июля Фёдор Васильев выехал из Хотени в Крым, в Ялту, где и провёл последние два года своей жизни. Таким образом, картину «Оттепель» можно рассматривать в качестве рубежа, отделяющего петербургский период творчества художника от крымского.
«В Крымских горах», 1873 год
«Настоящая картина — ни на что уже не похожа, никому не подражает — ни малейшего, даже отдаленного сходства ни с одним художником, ни с какой школой, это что-то до такой степени самобытное и изолированное от всяких влияний, стоящее вне всего теперешнего движения искусства, что я могу сказать только одно: это еще не хорошо, даже местами плохо, но это — гениально», — такую восторженную характеристику дал полотну Иван Крамской.
По его мнению, глядя на татарскую повозку, запряженную волами, зритель невольно попадает внутрь этой истории: «покорно стоит под соснами, слушает какой-то шум в вышине над головою».
Эта картина стала одной из последних работ Васильева. Известно, что изначально он планировал использовать широкое полотно, но потом передумал, выбрав вертикаль. Тем самым, считают искусствоведы, он хотел подчеркнуть высоту гор и устремленность вверх.
Картина Федора Васильева «Оттепель» была написана в 1871 году. Но славу и всеобщее признание она получила лишь через десятки лет после смерти художника. Она продолжает основные традиции русской живописи.
На переднем плане полотна изображена проселочная дорога. Не смотря на то, что весь пейзаж выполнен в темных тонах, угадывается время года – ранняя весна. Птицы сбиваются в стайки и летят к дороге в поисках пищи, которая могла остаться под слоем тающего снега. В центре пейзажа девочка завет пойти пожилого крестьянина к стайке пугливых птиц. Сапоги двух путников вязнут в оттаявшей дорожной грязи.
Задний фон картины представлен участками деревьев, голые ветви которых начинают избавляться от снежного покрывала. Одинокая избушка кажется ветхой и пустой. Но можно заметить, что из трубы ее стелется жидкий дымок, а значит в ней теплится жизнь. Пожухлая трава робко выглядывает на свет из-под рыхлого снега. Начинают оттаивать прошлогодние ветки, одиноко лежащие в центре полотна.
Особенным предстает небо на полотне. Оно представлено оттенками от белого до темно фиолетового цветов. Лучи солнца все еще не могут пробиться через толстое покрывало серых туч. Но время весны уже наступило и это чувствуется не только по тающему снегу. Все полотно дышит пробуждением природы от долгого сна. Суровая зима уже позади, она уступила дорогу более теплому времени году.
Картина «Оттепель» позволяет зрителю переместится в день молодой весны, почувствовать отступление холодов и насладится красивым пейзажем весенней природы. По особенному печально и торжественно в такие дни, воздух все еще свеж, но за щеки уже не кусает мороз.
Ф.Васильев – русский художник конца 19 века. Он внес свой неотъемлемый вклад в развитие живописи. Полотна художника не выделяются яркостью красок, но природа, изображенная на них, дышит и живет. Каждое его полотно позволяет окунуться в волнительный и прекрасный мир.
Сочинение-описание Оттепель Васильева
В начяле 1871 года на свет появилась картина под авторством молодого русского художника Федора Васильева, произведение было сразу оценена множеством критиков не только в России, но и в Лондоне, где получила высокие оценки известных деятелей искусства.
Полотно действительно отличается от других произведений того периода, в ней заключена особая смысловая композиция, которая с помощью тонких изобразительных приемов передает наблюдающему смысл и благодаря которым, мы можем прочувствовать те или иные переживания созданные художником. Поэтому на картине передается унылое настроение и безысходностью, и даже во всей этой серой пелене нельзя найти намека, на что то теплое и весеннее.
Самым главным элементом в этом произведение, является дорога, из-за чего полотно картины получилось немного растянутым, на картине, мы конечно-же видим, наступление оттепели, но пока еще не весны о чем нам говорит изморозь на деревьях и довольно глубокий снег. Так же мы видим несколько следов от телег на дороге, и двух уставших путников, которые стоят темным пятном на мокрой и грязной колее, впереди них талая вода преградила путь и тем самым разделила картину на две части.
С правой стороны различимы, покосившиеся изба и крыши других домов, а с левой стороны просторное поле и далекие деревья. И сразу улавливается кроющийся смысл в этом сюжете, в нем заключен жизненный путь бедных людей, и эта линиям талой воды всего лишь граница между жизнью и смертью.
На заднем плане выделяется ряды деревьев, покрытых инеем, и тяжелое давящее небо, которое как грязное одеяло укрыло все небесное пространство. Чуть ниже большая лужа коричневой воды, а с левой стороны видны множество кустов, и поросли высокой травы.
В целом полотно Федора Васильева, передает смысл жизненного пути человека, всех тягот и лишения крестьянской жизни, вся жизнь русского села запечатлена в одном изображение, где мы можем увидеть, всю угрюмость и сырость нищего существования. Но все же впереди возможно в другом мире ждет, что то светлое и свободное.
Эссе на тему : Хрущевская оттепель реальность или фикция
Хрущёвская оттепель; оттепель — неофициальное обозначение периода в истории СССР после смерти И. В. Сталина (середина 1950-х — начало 1960-х годов). Характеризовался во внутриполитической жизни СССР некоторой либерализацией режима, ослаблением тоталитарной власти, появлением некоторой свободы слова, относительной демократизацией политической и общественной жизни, открытостью миру, большей свободой творческой деятельности. Название связано с пребыванием на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева (1953—1964).
Начальной точкой «хрущёвской оттепели» послужила смерть Сталина в 1953 году. К «оттепели» относят также недолгий период, когда у руководства страны находился Георгий Маленков и были закрыты крупные уголовные дела («Ленинградское дело», «Дело врачей»), прошла амнистия осуждённых за незначительные преступления. В эти годы в системе ГУЛАГа вспыхивают восстания заключённых под антисталинскими лозунгами: Норильское восстание, Воркутинское восстание, Кенгирское восстание и др.
С укреплением у власти Хрущёва «оттепель» стала ассоциироваться с осуждением культа личности Сталина. Вместе с тем, в 1953-55 годах Сталин ещё продолжал официально почитаться в СССР как великий лидер; в тот период на портретах они часто изображались вдвоём с Лениным. На XX съезде КПСС в 1956 году Н. С. Хрущёв произнёс речь, в которой были подвергнуты критике культ личности Сталина и сталинские репрессии, а во внешней политике СССР был провозглашён курс на «мирное сосуществование» с капиталистическим миром. Хрущёв также начал сближение с Югославией, отношения с которой были разорваны при Сталине.
Многие политические заключённые в СССР и странах социалистического лагеря были выпущены на свободу и реабилитированы. С 1953 года были образованы комиссии по проверке дел и реабилитации. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 1930-е — 1940-е гг. На родину были отправлены десятки тысяч немецких и японских военнопленных. В некоторых странах к власти пришли относительно либеральные руководители, такие как Имре Надь в Венгрии. Была достигнута договорённость о государственном нейтралитете Австрии и выводе из нее всех оккупационных войск. В 1955 г. Хрущёв встретился в Женеве с президентом США Дуайтом Эйзенхауэром и главами правительств Великобритании и Франции. В 1957 году Президиум Верховного Совета СССР запретил присвоение городам и заводам имён партийных деятелей при их жизни. Окончательным завершением «оттепели» считается отстранение Хрущёва и приход к руководству Леонида Брежнева в 1964 году. Десталинизация была остановлена, а в связи с празднованием 20-й годовщины победы в Великой Отечественной войне начался процесс возвеличивания роли Сталина как организатора и вдохновителя победы советского народа в войне. Массовые политические репрессии, однако, не были возобновлены, а лишённый власти Хрущёв ушёл на пенсию и даже оставался членом партии. Незадолго перед этим сам Хрущев раскритиковал понятие «оттепель» и даже назвал придумавшего его Эренбурга «жуликом».
Описание[ | ]
Монета Банка России к 150-летию со дня рождения Ф. А. Васильева с изображением фрагмента картины «Оттепель», 2 рубля, реверс На картине изображён холодный, унылый пейзаж с размытой от растаявшего снега просёлочной дорогой, которую пересекает тёмная полоса талой воды. Оживляют пейзаж лишь птицы, изображённые в левой части картины, да фигурки путника и ребёнка, которые стоят у проталины на дороге. Унылость картины дополняют написанные на заднем плане обледенелые деревья и покосившаяся изба, крыша которой покрыта снегом. Ощущение безнадёжности, вызываемое видом этой распутицы, подчёркивается растянутым вширь форматом холста. Состояние переменчивой погоды и всеобщего уныния выражены «чутким мазком», который мастерски передаёт фактуру снега, следы полозьев и застилающую дали снежную пелену.
Чётко намеченную диагональ в композиции картины образует дорога, которая служит «центральным элементом пейзажного мотива» и в значительной степени определяет его смысловое содержание. Растянутый по горизонтали формат картины усиливает эффект, подчёркивающий протяжённость этой дороги. То, что рядом с путником находится ребёнок, не только не смягчает ощущение людского одиночества среди снежных просторов, а наоборот, дополняет его пониманием того, насколько тяжёл дальний путь по заснеженной равнине для маленького человека.
При написании картины Васильев отклонился от классической трёхплановой схемы, используемой в романтических пейзажах: на заднем плане отсутствует единая замыкающая плоскость (есть разрыв между тёмными группами деревьев), а пространство зрительно углублено с помощью объёмного изображения нависшей над равниной тучи.
Примечанияправить
- ↑ 12 Каталог ГТГ, т 4, кн 1, 2001, с 101, № 160
- ↑ 12 Васильев Федор Александрович — Оттепель, 1871 HTML Государственная Третьяковская галерея — wwwtretyakovgalleryru Проверено 6 июня 2020 Архивировано из первоисточника 18 мая 2013
- ↑ 123 Н Н Новоуспенский, 1991, с 61
- ↑ Е А Матвеева, 2009, с 32
- ↑ Г С Чурак, 2000, с 30
- ↑ 12 Ф С Мальцева, 1984, с 162—163
- ↑ 12 А А Фёдоров-Давыдов, 1986, с 158
- ↑ А А Фёдоров-Давыдов, 1937, с 16
- ↑ Ф С Мальцева, 1984, с 153
- ↑ 12 Ф С Мальцева, 1999, с 29
- ↑ В М Скляренко Жизнь и творчество Федора Васильева, часть 2 HTML tphvru Проверено 6 июня 2020 Архивировано из первоисточника 18 мая 2013
- ↑ Ф С Мальцева, 1999, с 31
- ↑ 12 Ф Дюженко, 1973, с 33
- ↑ 123 Н Н Новоуспенский, 1991, с 62
- ↑ 12 А П Боткина, 1993, с 124
- ↑ Ф А Васильев 1850—1873 — Оттепель HTML nearyouru Проверено 6 июня 2020 Архивировано из первоисточника 18 мая 2013
- ↑ 12 Ф С Мальцева, 1984, с 151
- ↑ Каталог ГРМ, 1980, с 70, № 960
- ↑ Васильев Ф А Оттепель 1871 HTML Русский музей — виртуальный филиал — yawwwvirtualrmspbru Проверено 6 июня 2020 Архивировано из первоисточника 18 мая 2013
- ↑ Ф С Мальцева, 1984, с 164—165
- ↑ Ф С Мальцева, 1984, с 171
- ↑ Е А Матвеева, 2009, с 31
- ↑ В С Манин, 2001, с 202
- ↑ Ф С Мальцева, 1984, с 160
- ↑ М И Ткач, 2002, с 60—61
- ↑ 12 Каталог ГТГ, т 4, кн 1, 2001, с 101, № 158
- ↑ Н Н Новоуспенский, 1991, с 153, № 92
- ↑ Васильев Федор Александрович — Зима, 1871 HTML wwwart-catalogru Проверено 2 июня 2016
- ↑ Ф А Васильев — Оттепель Этюд HTML wwwrmuseumru Проверено 2 июня 2016
- ↑ Ф С Мальцева, 1984, с 153—154
- ↑ Пермская государственная художественная галерея / В А Кулаков — Москва: Изобразительное искусство, 1976 — 184 с
- ↑ Каталог ГТГ, т 4, кн 1, 2001, с 101, № 159
- ↑ И Н Крамской, 1988, с 146
- ↑ 12 Ф С Мальцева, 1984, с 162
- ↑ А А Фёдоров-Давыдов, 1937, с 41
- ↑ А А Фёдоров-Давыдов, 1986, с 41
- ↑ Б В Асафьев, 1966
Подробная инструкция
Чтобы не запутаться в сложных деталях, разберемся подробно о том, как нарисовать Титаник поэтапно. Начнем с корпуса, но с которого будет направлен вправо. Пароход будет длинным. Справа его ограничивает высокий нос, слева граница с легким изгибом, в этой части он будет уже. Сверху можем начать зарисовывать поручни.
В центре, но ближе к левой части начинаем выстраивать вверх этажи парохода.
Над ними высятся колонны труб. Их должно быть пять, а их высота располагается на одной линии. Спереди добавляем антенну.
Темной ручкой или черным фломастером наводим все границы, параллельно детализируя элементы. В конце парохода рисуем шпиль с флагом. Но труб делаем четыре, зарисовывая темным цветом их верхушки. Для реалистичности добавляем волны.
Художественное решение
Импрессионистические приемы той самой «живописи настроения», которую обязательно упоминают, говоря о полотнах Васильева, автор использует и в этом произведении. Автор изображает не столько объекты, сколько обволакивающий их свет и воздух. Благодаря этому очертания предельно реалистичны, подвижны, выразительны. Пространство полотна делится на две части – земля и небо. В центре высокое дерево, на котором обрывается теряющийся в сизой глубине перелесок, и вылившийся из подтаявшего водоема ручей зрительно создают крест, вбирающий вертикаль и горизонталь. Нежно переходящие друг в друга тона объединяют надрывную красоту пейзажа, каркающие звуки ворон, тихое журчание талого снега в одну могучую симфонию величия и беззащитности, которую так проницательно понял и мастерски изобразил Ф. Васильев. «Оттепель» чрезвычайно высоко оценил друг и учитель художника Иван Крамской, назвав ее сильной, дерзкой, полной большого поэтического содержания и решительно новой работой.
Внешняя политика 1953-1964 гг.
Основой внешней политики правительства Хрущёва стал тезис о мирном сосуществовании социалистической и капиталистической систем. В этот период Советский Союз выступил с рядом мирных инициатив. В частности, в сентябре 1959 года на Генеральной ассамблее ООН Хрущёв сделал заявление о всеобщем и полном разоружении в 4 этапа, представив программу, рассчитанную на 4 года. Но не нашёл отклика на Западе.
Это событие произошло в рамках 2-недельного визита советского руководителя в США. Хрущёв во второй раз провёл переговоры с президентом Соединённых Штатов Эйзенхауэром (первые были в 1955 году в Женеве); ряд встреч с американцами самого разного общественного положения. В июне 1961 года в Вене он единственный раз встречался с президентом Джоном Кеннеди.
В этот период пошатнулись позиции СССР в «дружественных социалистических» государствах. В 1956 году Советский Союз был вынужден ввести войска в Венгрию, чтобы подавить вспыхнувшее там антикоммунистическое восстание. Произошло обострение отношений с Албанией и Китаем, руководство которых выступило против антисталинского курса, взятого Хрущёвым.
>> 1606-1610. Василий Шуйский. Историческое сочинение
В 1961 году была возведена Берлинская стена, ставшая символом «холодной войны». В 1962 году, в ответ на размещение ядерных ракет США в Турции, СССР разместил свои ядерные ракеты на Кубе. Это привело к Карибскому кризису, поставившему мир на грань полномасштабной войны.
Также в данный период СССР значительно усилил своё влияние в странах «третьего мира». Таких, как Индия, Камбоджа, Египет, Непал, Алжир.
«Оттепель» и реформы Н. С. Хрущева
После правления Сталина и его смерти к власти пришел Никита Хрущев.
Сразу же потребовалось принятие новых реформ:
- Демократизация внутренней политики государства. От своих прежних постов были отстранены и осуждены приспешники Иосифа Сталина.
- Падение сталинского культа личности, разоблачение его преступлений против советского народа.
- Уничтожение ГУЛАГа, выход политзаключенных на свободу. Снятие с них всех обвинений.
- Реформа в судебной и политической системах. Больше прав и свобод было предоставлено гражданам и республикам в отдельности.
- Экономическая реформа, в результате которой повысился уровень социальной обеспеченности, зарплат. Поддерживалась аграрная реформа, уменьшались налоги.
- Реформы в науке и технике помогли развитию промышленности.
- Градостроительная реформа, в ходе которой были построены новые многоэтажные дома, создавались новые города с развитой инфраструктурой. Увеличилось число рабочих мест и зарплаты.
- Реформы в образовании. В 1958 г. был принят закон об обязательном восьмилетнем образовании. Открылось более 50 новых вузов по всей стране, которые после своего первого выпуска подготовили больше 2 млн. квалифицированных специалистов.
Реформы хрущевской эпохи дали каждому гражданину возможность внести свой вклад в развитие общества. Это время было первой попыткой реформации общества СССР. Не все задачи удалось осуществить в политической и социальной сфере. Однако старт был дан.
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Фёдор Васильев родился 10 февраля 1850 года в городе Гатчине (ныне Ленинградская область) в семье мелкого почтового чиновника из Петербурга.
В двенадцатилетнем возрасте был отдан на службу в главный почтамт, где получал 3 рубля жалованья в месяц. С раннего детства проявлял способности и интерес к рисованию.
Бросил службу и поступил на учёбу в Рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге (1865—1868), в это время он совмещал занятия в школе по вечерам с работой у реставратора из Академии художеств П. К. Соколова. К окончанию учёбы Васильев вошёл в среду известных художников, особенно сблизился с Крамским и Шишкиным. Важным событием в этот период для юного художника стала его поездка на остров Валаам, где вместе с И. И. Шишкиным он проработал более пяти месяцев: с июня до поздней осени 1867 года.
В 1869 году состоялась поездка Васильева в Тамбовскую губернию, в имение графа П. С. Строганова село Знаменское (летом), и на Украину, тоже в имение П. С. Строганова, село Хотень (осенью). Эти поездки сыграли благоприятную роль в развитии самобытного таланта художника. В 1870 году Васильев вместе с художниками И. Репиным и Е. Макаровым предпринял поездку по Волге. Плыли по великой реке от Твери до Саратова, а творческую квартиру устроили в окрестностях самарского Ставрополя, напротив Жигулей.
Масса впечатлений и множество рисунков от этого волжского лета послужило основой для ряда картин, наиболее значимые из которых — «Вид на Волге. Барки» и «Волжские лагуны». По возвращении из поездки Васильев создаёт «Оттепель». Картина сразу стала событием русской художественной жизни. Её авторское повторение, в более тёплых тонах чем первый вариант, было показано на всемирной выставке 1872 г. в Лондоне.
Во время работы над картиной «Оттепель», зимой 1870 года, Васильев сильно простудился, у него обнаружился туберкулёз. По предложению графа П. С. Строганова художник провёл лето 1871 года в его имениях в Харьковской и Воронежской губерниях, но так и не вылечился. Общество поощрения художеств дало ему средства для поездки в Крым (ещё до отъезда Васильев был зачислен вольноопределяющимся учеником Академии художеств и получил звание художника первой степени с условием выдержать экзамен из научного курса). В Крыму Васильев провёл последние два года своей жизни.
В этот период он создаёт множество рисунков (карандаш, акварель, сепия) и картин. Центральное произведение о крымской природе — большая картина «В Крымских горах» (1873 г., Третьяковская галерея). В Крыму Васильев написал и значительные картины посвящённые природе севера: «Утро», «Заброшенная мельница», «Болото в лесу. Осень», «Мокрый луг» (1872, Третьяковская галерея). Художник работал много и напряжённо, порой в ущерб лечению. Это не способствовало выздоровлению и привело к трагическому концу.
Ф. А. Васильев скончался 24 сентября (6 октября) 1873 года в Ялте. Могила находится там же, на Поликуровском кладбище.
Описание картины Васильева Оттепель
Фёдор Александрович Васильев – известный русский художник, который как никто может показать красивое в некрасивом. Кажется, что такое нельзя совместить. А этот художник мог. Такой по своему описанию и является картина «Оттепель».
Картина Фёдора Александровича выглядит темной, мрачной и унылой. Зритель видит, как белоснежный покров земли превращается в грязь и слякоть. А тучи стремительно затягивают небо плотной пеленой темно-синих цветов.
Но какая же красота таится в этой картине. Ведь растаявший снег, превратившийся в грязь, низко летающие птицы над полями – всё говорит о скором приходе весны. Зима уступает место весне, плавно направляясь далеко-далеко к горизонту. Так и приходят на ум строчки Федора Ивановича Тютчева и Афанасия Афанасьевича Фета о надвигающейся весне, которой вся природа дает дорогу.
Весны заждались все: деревья, стоящие на заднем плане с остатками инея, ветхая избушка, расположенная по правую сторону и, конечно же, маленькая девочка, показывающая дедушке куда-то далеко. Может и там, за границами картины потекли ручьи, шумя и звеня.
На картине нет ни одного яркого оттенка, но чувствуется теплота, исходящая, должно быть от маленькой девочки, смеющейся и искренне ждущей весну. Цвета, которые мы наблюдает в основном темные и безрадостные
Особенное внимание стоит обратить на задний фон, который убаюкивает всю природу. Но стоит лишь поднять взгляд в верхний правый угол, как можно увидеть то самое наступление тепла, которым пропитана вся картина
Как много он вселяет надежды в окружающую среду.
А в середине картины птицы, уже не просто летающие в небе, а опустившиеся на землю, начинают искать пропитание, будто чувствуя, что вот-вот из земли полезут жучки и червяки.
Кажется, будто художник, писавший эту картину, передает свое унылое настроение или же усталость от такого мрачного времени года. Но и название у этой картины непростое. «Оттепель». В этом слове так и таится слово «тепло», которое вот-вот настигнет всех жителей этой деревни.
Картина Фёдора Александровича стала знаменита очень быстро и известна по сей день. Вот именно так удается великому художнику изображать красивое в некрасивом.
4 класс
Итоги
Несмотря на открытую политику против сталинизма, Хрущев не решался искоренить тоталитаризм полностью. В стране, как и раньше, господствовала единственная коммунистическая партия. Несмотря на заметные улучшения в экономической сфере, политика хрущевского периода носила поверхностный характер.
Власть не готова была полностью отказаться от пережитков прошлой политической системы. Это сыграло отрицательную роль и отразилось на самом Хрущеве, против которого в 1964 г. назрел заговор, и в результате ему пришлось подать в отставку.