Биография художника константина маковского

Основной сюжет картины

Небольшое по размерам полотно показывает обозревателю один день из жизни дворянской семьи, решившей покинуть улицы пыльного города ради отдыха на летней даче. Знойный полдень не стал для них преградой на пути к речке. В тени густых деревьев они скрываются от солнца и зноя, коротая время до обеда за рыбалкой и дружным общением.

В центре можно увидеть деревянную скамейку, на которой расположилась гувернантка с маленькой семилетней девочкой. Они активно рассматривают и читают книгу. Гувернантка то и дело прикрывает юную госпожу от солнца большим зонтом.

Рядом с речкой стоят братья маленькой девочки. Ребенок помладше заинтересован в рыбалке и пытается поймать свой первый улов при помощи самодельной удочки. А старший брат явно утомился от зноя и бесплодной рыбной ловли. Он присел на скамью и облокотился о ее спинку. Старшая сестра пытается утешить ребенка, положив бережно руку на его плечо. Параллельно она заглядывает в книгу.

При написании картины «В жаркий день» Владимир Егорович Маковский использовал игру красок для передачи солнечного света. Яркая зелень говорит о знойной летней поре. Блики солнечных лучей так и прыгают по древесной листве. При этом ощущается неподвижность водоема, что и приводит к скуке мальчишек. Нет и намека на ветерок, поэтому тень и зонты явно не спасают от жары.

https://youtube.com/watch?v=M3d01tAAqig

Творчество

В начале 1870-х Владимир Маковский зарабатывал созданием иллюстраций для журналов, росписью иконостасов, плафонов, ваз. Это позволяло обеспечить близких. Его авторству принадлежит произведение «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», на создание которого Владимира Егоровича вдохновил рассказ «Бежин луг» Ивана Тургенева.

Картина принесла создателю медаль имени Виже-Лебрен, а также статус классного художника I степени. Последнее предполагало возможность получения дворянского титула, материального вознаграждения и поездку в Европу на обучение.

Полотно «Игра в бабки» привлекло к Маковскому интерес со стороны мецената Павла Третьякова. Картина была приобретена им для галереи, что стало своеобразным признанием таланта живописца.

Картина Владимира Маковского «Крах банка»

В 1870 году мастер в числе 15 других представителей искусства подписал устав Товарищества передвижных художественных выставок. В компании единомышленников он пытался облегчить реализацию плодов творчества и развитие интереса к искусству со стороны общественности. Поначалу художник просто состоял в товариществе, а затем оказался в его правлении.

В творческой биографии автора превалировали жанровые работы, основной сутью которых становилось описание житейских сцен. К числу юмористических творений относятся изображения с участием купцов, чиновников и мещан. Яркими примерами такого формата стали «В приемной у доктора», «Тихонько от жены».

В 1873 году увидела свет картина «Любители соловьиного пения», благодаря которой Маковский стал академиком живописи и получил финансовое вознаграждение. Полотна автора были представлены за рубежом. Они участвовали в экспозиции Всемирной выставки, проводившейся в Вене.

Спустя время юмор ушел из произведений Владимира Егоровича Маковского. Его сменила социальная тематика. Портфолио художника пополнилось портретами нищих и случайных прохожих. Сочувствие революционерам автор выразил в работах «Осужденный», «Крах банка» и «Ожидание». В полотнах живописец делал ставку не на описываемое действие, а на переживания персонажей, передавая драматизм ситуации посредством их эмоций.

Лейтмотивом творчества художника оставались изображения жанровых сцен с участием детей. В 1881 году появилась картина «В жаркий день», написанная в стиле реализма, присущего Маковскому. Вскоре художник-передвижник начал создавать произведения на крестьянскую тематику. К таким относилось, например, «Свидание».

Занятия живописью и работу над акварелями мастер совмещал с изготовлением гравюр на металле. В 1887 году свет увидел альбом из 12 работ, описывавший быт украинских крестьян. Тогда же художник занялся церковной росписью. В храме Христа Спасителя, расположенном в Харьковской губернии, мастер создал фрески и расписал иконостас. В сотворчестве с Илларионом Прянишниковым Маковский подготовил «Севастопольский альбом» с изображениями на тему Крымской войны.

Картина Владимира Маковского «Свидание»

В 1892-м живописец получил должность профессора Императорской академии художеств и спустя 2 года перебрался из Москвы в Санкт-Петербург. В Северной столице он открыл собственную мастерскую, а в 1895-м стал ректором Высшего художественного училища.

Революция 1905–1907 годов вдохновила деятеля искусства на создание тематических произведений. Но автор скрывал их от общественности, боясь увольнения из академии. В этот период живописец часто путешествовал, представляя авторские выставки. В 1915-м широко отмечалось 50-летие творческой деятельности Маковского.

С приходом к власти большевиков Владимира Егоровича уволили с занимаемой должности, но предоставили регулярную пенсию. В 1918-м на выставке передвижников были представлены произведения Маковского на революционную тематику.

Личная жизнь

Маковский был личностью обаятельной и жизнелюбивой. Талантливый, веселый и благодушный, он был любимцем женщин и баловнем судьбы, а потому личная жизнь его складывалась бурно. Интересен факт, что первую дочь Наталью художник нажил еще до брака. Несмотря на то, что жила и воспитывалась девочка в семье отца, дворянского звания она не получила. Первый брак Константина оказался недолгим: он женился на актрисе Елене Бурковой в 1866 году, а 6 лет спустя супруга умерла от чахотки. Не прожил и года родившийся в браке сын Владимир.

Год спустя 35-летний вдовец встретил на балу 15-летнюю красавицу Юлию Леткову и едва дождался ее совершеннолетия, чтобы жениться на обворожительной брюнетке, которая стала героиней множества его работ. Счастливый брак продлился 20 лет, и в нем родились трое детей, Сергей, Елена и Владимир. В творчестве Маковского их портреты также занимают значительное место.

Картина Константина Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Несмотря на то, что дом художника был полной чашей, где присутствовала атмосфера любви, радости и искусства, в 1898 году состоялся развод. Причиной стала новая любовь Константина Егоровича, встреченная им в Париже в 1891-м. Мария Матавтина была моложе художника на 30 лет, что не помешало их страстному роману, плодом которого стал внебрачный сын Константин. Юлия Павловна не простила мужу измену, и тот ушел жить к новой возлюбленной, ставшей после развода официальной женой. К тому моменту у пары родились уже трое детей, а после заключения союза в семье появился сын Николай.

С прежней семьей Маковский оборвал связи, поскольку бывшая супруга была против его общения с детьми, к тому же требовала у живописца солидную сумму на их содержание. Страсти и романы поглощали много внимания и сил художника, который признавался:

Личная жизнь. Первый брак

Константин Маковский был мужчиной горячим, женщин он любил. Женился трижды. Первый раз в 27 лет. Его женой стала театральная актриса Елена Буркова. Слаженный союз с ней напоминал Константину семью, в которой он вырос сам. Объединённые взаимной любовью и общими интересами, молодые часто собирали дома известных представителей богемы, особенно сблизились с композиторами из «Могучей кучки». Елена была чуткой, понимающей женщиной, как данность приняла ситуацию, что в семье Маковских живёт внебрачная дочь мужа – Татинька. Надо отдать должное Константину Егоровичу, он никогда не отказывался от своих детей, поддерживал, позже, в 1877 году узаконил своё отцовство и в отношении этой девочки. Родившийся у Елены в 1871 году сын умер в младенчестве, спустя пару лет от туберкулёза скончалась супруга.

Артель художников и Передвижники

Не получив диплома, но зато умея прекрасно рисовать, Константин присоединился сначала к артели художников. В это время появляются жанровые картины Маковского: «Вдова», «Продавец сельди». Только темный колорит картин объединяет Маковского с передвижниками.

Так, его «Маленькие шарманщики», братик с сестричкой, розовощекие и милые, которым очень неуютно на холодной зимней улице, все же не вызывают горестного сочувствия.

Художник так любил жизнь, что «униженные и оскорбленные», придавленные жизнью персонажи у него на полотнах преображались в прелестных и симпатичных героев.

Несколькими годами позже появятся картины Маковского: «Наставление матери», «Разговоры по хозяйству». А одной известнейшей картине этого периода, которая находится в ГТГ, мы сейчас дадим описание.

Пейзаж и дополнительные детали

Дети пришли скоротать время в обед и наловить много рыбы. С правой стороны виднее островок водоема, заросший камышом и ряской. Темная вода почти неподвижна. Это говорит о том, что погода безветренная и действительно знойная. На картине можно увидеть и другие, не менее важные элементы, о которых можно упомянуть при написании сочинения или рассказа «В жаркий день» (Маковский):

  1. Застывший в воде поплавок, говорящий об отсутствии активного клева, ведь такое время совершенно не подходит для рыбалки.
  2. Большое, но пустующее ведро. Видно, что дети рассчитывали на богатый улов, но их надежды не оправдались.
  3. Баночка с червями, тоскливо стоящая на лавочке рядом с мальчиком.
  4. Густая крона деревьев, закрывающая собой небо, но не спасающая от жары у водоема.

Небольшой размер произведения (всего 24х32 см) позволил создать художнику эффект присутствия. Мастер бытовой живописи прославился тем, что умел проникать во внутренний мир создаваемых им картинных персонажей. Это прослеживается и в этой работе. Он тонко передал мазками движения героев, оттенки отношений между членами семьи, индивидуальные реакции на знойную погоду и жаркое лето.

Отлично Маковскому удавались и пейзажи. Все пространство залито солнечными лучами, и даже старое поваленное дерево, закрывающее своей кроной лавочку, не спасает детей от жары. Берег водоема покрыт сочной зеленой травой. Сквозь изумрудный ковер кое-где просматриваются белых мелких цветов.

Правдоподобные образы людей гармонируют с реалистичным пейзажем. В картине отчетливо просматривается наблюдательность художника и большой опыт.

Известные произведения Маковского Владимира Егоровича

Картина «Ночное» написана в 1879 году, находится в Государственном Русском музее, в Санкт-Петербурге. Тема создания картины возникла по мотивам рассказа Тургенева «Бежин луг». Творчество Тургенева было очень близко Маковскому. Но картина не является иллюстрацией рассказа. Поэтические образы крестьянских детей отображены во всём творчестве русского художника.

На полотне мы видим семерых крестьянских мальчиков и девочку. Один мальчик что-то рассказывает, остальные с интересом слушают. Дети изображены на фоне раннего летнего утра, вдали пасущихся лошадей – тургеневские черты.

Картина «На бульваре» написана в 1886-1887 годах, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Сюжет картины раскрывает проблему отъезда крестьян на заработки в город, когда глава семьи покидал постарелых родителей и жену с детьми. Так рушился жизненный уклад русских деревень.

Перед зрителем молодая пара на улице, больше им негде увидеться

Молодой муж, ставший вполне городским, играет на гармошке, словно бы не обращает внимание на проблемы приехавшей жены. Она сидит согнувшись от печали и безысходности

Творчество

Казалось, что Маковскому все дается слишком легко. Ему не приходилось трудом и потом зарабатывать на хлеб, но по иронии он стал самым высокооплачиваемым художником своего времени. Успехом и спросом пользовались картины живописца, который с одинаковым успехом создавал монументальные исторические полотна и камерные лирические портреты. Попадаются в наследии Константина Егоровича и редкие натюрморты, которые демонстрируют универсальность его дарования.

Однако наибольшей известностью пользуются изображения «Боярышень» — идеализированный взгляд на народных красавиц, изображенных в традиционном русском убранстве. К этому циклу относятся работы «За чаем», «У околицы», «Молодая боярыня», «Чарка меду».

Картина Константина Маковского «За чаем»

Маковский любил создавать портреты в историческом антураже, а также писал полотна по мотивам известных событий и сюжетов: «Смерть Ивана Грозного», «Воззвание Кузьмы Минина» («Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»), «Убийство Федора Годунова в 1605 году», «Иван Сусанин».

Он входил в сообщество художников-передвижников, однако критики рассматривали его творчество как предательство демократических идей товарищей. Полотна живописца были пышными, колоритными, но при этом в них усматривали поверхностность. А тот оказался необычайно плодовитым, обойдя по количеству работ такого рекордсмена, как маринист Иван Айвазовский. И все же имя Маковского в первую очередь всплывает при воспоминании о трогательной картине «Дети, бегущие от грозы», созданной им в 1872 году.

Образ жизни

Константин Егорович Маковский жизнь любил. Он окружил себя роскошью, о которой русские художники и не мечтали. При этом характерно, что не всегда проявлял вкус, приобретая антиквариат, которым увлекался. Бывало, легко загорался при виде красивых вещей и мог в азарте спустить кучу денег, в погоне за которыми затем брался за любые заказы, лишь бы они щедро оплачивались. Также характерно, что к работе художник относился очень ответственно, не допускал никакой халтуры – все картины мастера написаны с полной отдачей. Лёгкость, сияние, живой блеск и красноречие деталей во всех произведениях Маковского. Но всё же современники находили, за что его упрекать, работы часто критиковались, назывались поверхностными и слишком идеализированными – лёгкость достижения успеха, громадное богатство и царственная роскошь жизни художника были костью в горле у русской публики.

Центральные персонажи

В центре композиции, обозреватель оригинала произведения или репродукции видит пятерых детей разного возраста. Каждый из них занят своим делом, но в лицах и действиях четко прослеживается, что подобные занятия не доставляют отдыхающим большого удовольствия. Отдельного внимания заслуживают сами персонажи, их образы, реалистично переданное настроение, делающие картину Маковского «В жаркий день» максимально живой и органичной:

  1. Девочка лет семи, смотрящая в книгу. По слегка приоткрытому рту становится понятно, что она читает что-то вслух. На ней надето платье темно-синего цвета, украшенное нарядным белоснежным фартуком. Образ героини дополняют красные чулки и соломенная летняя шляпка.
  2. Гувернантка, наряд который больше напоминает тогдашние одежды пастушек. На ней надето голубое длинное платье с многочисленными рюшами. В руках служанка держит зонтик, спасающий маленькую девочку от солнца.
  3. Младший брат, предположительно, гимназист (как и старший). Это можно понять, глядя на светлую подпоясанную форму и высокие коричневые сапоги. Он стоит у берега, держит удочку, сделанную своими руками, и пытается поймать хоть одну рыбку. От солнца мальчика защищает небольшой головной убор с козырьком.
  4. Старший мальчик уже утомился от бесплодной рыбалки, поэтому без особого интереса продолжает удить самодельными снастями, сидя на деревянной лавочке. Он облокотился о спинку, так как ребенку действительно жарко, ведь солнце ослепляет глаза.
  5. Позади гимназиста стоит старшая сестра, одетая в красно-синий наряд. Ее волосы аккуратно собраны. Она пытается заглянуть в книгу сестры и бережно поглаживает брата по плечу, словно пытается сказать, что скоро они уже пойдут домой, но нужно немного потерпеть.

По другой версии, рядом с маленькой девочкой находится не гувернантка, а ее мама, так бережно она прижимает малышку к своему плечу. Сам же автор картины никогда не говорил, кто именно изображен на полотне.

Картины художника Владимира Егоровича Маковского

Посещение бедных

Две матери. Мать приёмная и родная

Опять они ссорятся (Повар и кухарка)

Утренний чай

Любители соловьев

Варка варенья

Оправданная

Беседа. Идеалист-практик и материалист-теоретик

В избе лесника

Приезд учительницы в деревню

Выбор приданого

Перед объяснением

Первый фрак

Чаепитие

Наём прислуги

Литературные чтения

В ожидании аудиенции

В жаркий день

Игра в бабки

На бульваре

Трудное пробуждение

Пастушки

В ресторане

В гостях

К венцу (Прощание)

В таверне

Девушки, освещённые солнцем

Без хозяина

Молебен на Пасху

Ночлежный дом в Москве

Толкучий рынок

Разговор в солнечный день

Прачка

Собственный выбор

Маковский стремится к другому признанию – в светских кругах и за щедрое вознаграждение. Он всё чаще получает заказы от аристократов и знаменитостей на портреты, начинает выставлять свои произведения отдельно от собратьев по кисти. А побывав за границей в середине 1870-х, окончательно сформировал для себя направление работы, которое удовлетворяло бы его по всем параметрам: живопись, известность и деньги. Работу свою он оценивал очень высоко. Примером может послужить курьёзный случай с заказом московского предпринимателя Пороховщикова полотна «Славянские композиторы». Маковский запросил 25 тысяч рублей, а Репин в итоге исполнил за полторы тысячи. Даже Павел Третьяков редко покупал картины Маковского. Да, великолепные, но слишком дорогие, считал он.

Третья любовь. Последние годы жизни

На выставке в Париже в 1889 году любитель женщин и покоритель их сердец познакомился с Марией Матавтиной, которая была моложе Юлии на 10 лет. Завязались отношения, через некоторое время Мария родила Константину сына, причём назвала его в честь обожаемого мужчины Костей. Наверное, это впечатлило художника, и он ничего не стал скрывать от жены, та подала на развод. Пока длился изматывающий для художника бракоразводный процесс (в моральном и материальном плане), у Марии родилось ещё двое детей, а после оформления официального брака с Маковским, в 1900 году, четвёртый ребёнок. Счастливый ли был этот союз художника? По воспоминаниям Сергея, его сына от Юлии, Маковский, тогда уже пожилой и не совсем здоровый, был не удовлетворён жизнью с третьей женой, не доволен её отношением и воспитанием детей. Но возможно Сергей так говорил, потому что, по собственному признанию, не простил отца за то, что он покинул семью. По другим источникам, в распаде второго брака виновата сама Юлия, излишне меркантильная и капризная, из-за чего Маковскому и не хотелось возвращаться домой из Парижа… Как бы там ни было, с Марией художник узаконил всех детей – эту семью он также обожал, много писал. Чудесные картины – очевидное доказательство его любви. Счастье, длившееся 17 лет, оборвалось в 1915 году в трагическом дорожном происшествии: извозчик коляски, в которой сидел Маковский, не удержал лошадь, испугавшуюся звона трамвая, тогда ещё редкого на улицах. Пожилого художника выбросило из перевернувшейся коляски. Травмы оказались не совместимы с жизнью.

Описание картины

Прежде чем писать картину, Маковский рассаживал позирующих «гостей» и каждому объяснял, что он должен делать и как себя вести. Невеста, не то убитая горем, не то очень смущенная происходящим действием объединения двух боярских родов, совсем поникла и с трепетом ждет поцелуя жениха. Он взял ее за руку и нежно пытается повернуть к себе. А рядом сваха, которая находится слева от новобрачной, пытается помочь преодолеть девушке смущение. В центре стола сидит молодая боярышня, которая недобро посматривает на жениха и невесту. Возможно, что именно ей сейчас хочется быть в роли молодой.

Картина писалась с явным расчетом на зарубежного зрителя, для которого жизнь Московии была полной экзотикой.

«Дети, бегущие от грозы», 1872 год

Находясь на этюдах в Тамбовской губернии, художник познакомился с местной детворой. Особенно ему приглянулась одна из глазастых девчушек. Он договорился, что она придет позировать для портрета. Однако девочка в назначенное время не пришла.

Ребятишки рассказали Константину Егоровичу, что вместе с младшим братиком она пошла за грибами. Их застигла гроза, и девочка, переходя болотце, упала в него и сильно вымокла, а после этого захворала. Вот тогда художник и представил себе ситуацию, какую мы видим на полотне «Дети, бегущие от грозы».

По ветхим дощечкам, проложенным над заросшим ручейком на первом плане, бежит с тревожным лицом девочка. На ее спине сидит совсем маленький белокурый братик, за спасение которого девчушка чувствует ответственность. Они оба напуганы тем, что приближается гроза, что небо темнеет, что задувает сильный холодный ветер, а впереди нет никакого укрытия и до деревни еще далеко.

Используя темное колористическое решение, художник показывает, что надвигается ненастье и испуг детей. Но просветы в небе, желтеющее пшеничное поле создают впечатление, что все скоро пройдет, и благодаря этому картина не производит мрачного, гнетущего впечатления. К. Маковский сумел передать черты детских характеров: страх в чертах беловолосого мальчугана и его уверенность, что вместе с сестренкой с ним ничего плохого не случится. У девочки в глазах читается не только испуг, но и ответственность за маленького братика.

Оба персонажа получились у автора обаятельными, добрыми и невинными. Зритель уверен, что они успеют добежать до дома и ничего плохого с ними не случится.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: