Благовещение святой Анне
Джотто. Благовещение святой Анне. 1303-1305 гг. Капелла Скровеньи в Падуе, Италия На фреске “Благовещение святой Анне” героиня получает благую весть от ангела. Уже немолодая женщина сможет зачать и родить девочку. Будущую святую Марию.
Впервые люди Средневековья увидели стареющее лицо. Настоящее. До этого святые кому за 50 изображались схематично, без особых признаков старости. Джотто тем самым приближается к правдивости жизни. Отходя от иконнописной символичности.
Слева: неизвестный сербский мастер. Икона “Святая Анна с младенцем Марией”. 14 век. Загорский музей-заповедник, г. Сергиев-Посад, Россия. Справа: Джотто. Святая Анна.
Джотто первым преодолел плоскостность фигур. Он придаёт своим героям объём и вес. Чего вы не увидите у его предшественников.
Посмотрите на фигуру служанки, которая прядёт под лестницей. Это уже изображение живого человека. Мы видим ее объемность. Одно колено женщина отодвинула в сторону. А складки одежды вторят этому движению.
Это необычайно реалистично. Сравните ее хотя бы со святой Марией на иконе Гвидо да Сиена. Насколько ее складки символичны. Насколько фигура святой плоская. Хотя эти работы отделяет друг от друга всего пара десятилетий.
Слева: Джотто. Благовещение святой Анне. Фрагмент. Справа: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия
Ещё один интересный момент. Герои изображены в интерьере. Мы видим бытовые подробности их жизни. Полка, сундук, скамья. До Джотто в интерьере людей не изображали. А ведь это делает изображение ещё более реалистичным.
Энергетика и напряжённость
Всегда о Джотто говорят с некой иронией: «Что открыл Джотто?». Например, в «Амаркорде» у Феллини, когда в школе учительница по искусству спрашивает о том, что создал Джотто, ученики хором кричат: «Перспективу». Это очень смешно. Ведь никакой перспективы Джотто не создал. Это неправильное утверждение. Он не перспективу создал, а другое пространство картины, где под пространством следует понимать действие, разворачивающееся перед зрителем.
Взгляните на фреску «Поцелуй Иуды». Там толпа народа. И эта толпа вошла в ночи. По тёмному небу факелы, горящие вправо и влево. Вы чувствуете движение на фоне неба. По тёмному небу эти огни, языки пламени колеблются, вы ощущаете волнение и наэлектризованность толпы. Что интересно в массовке? То, что она отнюдь не индифферентна. В этой массовке, если посмотреть внимательно, разработан почти каждый участник. Там есть просто невероятно переданные состояния.
Творчество и слава
Джотто заработал прекрасную репутацию, теперь репутация работает на него. Он много путешествует по всей Италии, пишет по заказу короля Неаполя, банкиров Флоренции, знати Милана, аретинских церквей и даже для Папы римского.
Вымысел или правда, но известно, что Папа, подыскивая мастеров для работы в Вечном городе, прослышал о необыкновенном мастере Джотто и послал к нему своих гонцов. Они потребовали от уже именитого и уверенного в себе художника подтверждений – рисунков, по которым можно было бы судить о мастерстве живописца. Остроумный художник взял кисть, макнул её в красную краску, локоть приставил к боку, затем ловко, одним движением изобразил идеальную окружность. И спокойно добавил, что больше никаких подтверждений не будет. Весёлый итальянский народ тут же придумал пословицу, которой характеризовались простофили: «Ты даже круглее, чем джоттовское О».
Репутация Джотто шагнула и за пределы Италии – он побывал во Франции.
P.S.
Джотто опередил своё время. Он был человеком Возрождения. Но творил почти на 2 столетия раньше.
Можно предположить, что из-за своего новаторства Джотто был непонятым, нищим гением. Это не так. Люди толпами приходили смотреть на его фрески. Современники ценили и уважали его. И щедро платили ему.
Просто они не могли ещё до конца осознать его реформы и подхватить его знамя. Это сделают их потомки. О которых читайте в статье “Художники Эпохи Возрождения. 6 великих итальянских мастеров”.
***
Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.
Перейти на главную страницу
Придание библейским персонажам телесности
Биограф итальянских художников Джорджо Вазари сообщает нам легенду, бытовавшую в то время: Джотто был учеником художника Чимабуэ. И в музее Уффици рядом висят две картины, две Мадонны — Мадонна Чимабуэ и Мадонна Джотто.
Когда вы смотрите на обеих Мадонн и сравниваете их, даже если вы ничего не знаете об искусстве, вы видите разницу не только между двумя художниками, но и между двумя эпохами, между двумя совершенно разными принципами. Вы видите абсолютную разницу. Вы понимаете, что они совершенно по-разному воспринимают этот мир.
Картины Чимабуэ необыкновенно изысканны, изящны, можно сказать, что он — художник не просто византийский, средневековый, а готический. Его Мадонна бесплотна, изумительно красива, декоративна. Долгие пальцы, длинные руки не держат младенца, а делают знак того, что они его держат. Лицо её передает принятый в византийской живописи восточный канон: узкое лицо, долгие глаза, тоненький нос, печаль в глазах.
Это плоская бесплотная каноническая условная живопись иконы, лика. Не лица, не типа личности, а лика.
А рядом висит икона, или, скажем, уже картина, Джотто. На троне, инкрустированном, красивом троне, в стиле, который только тогда был принят, только тогда входил в моду. Такая инкрустация мрамором. Сидит женщина широкоплечая, мощная, молодая, с румянцем во всю щёку. Крепко держит руками младенца. Прекрасная белая рубашка. Тело подчеркивает её мощь. И она спокойно смотрит на нас. В лице её нет страданий. Оно полно высокого человеческого достоинства и покоя. Это уже не Мадонна, не икона Богородицы. Это Мадонна в итальянском позднем смысле и понимании этого сюжета. То есть это и Мария, и Прекрасная дама.
Можно с уверенностью сказать, что то, что сделал Джотто в живописи, продержалось в европейском изобразительном искусстве до импрессионизма. Именно Джотто создал то, что на современном языке называется композицией. Что такое композиция? Это то, как видит художник сюжет, то, как он как он его себе представляет. Он выступает в роли свидетеля, участника события. Он создаёт иллюзию, будто бы лично там присутствовал.
Встреча у золотых ворот.
Джотто. Встреча у золотых ворот. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия Будущие родители святой Марии, Иоаким и Анна встретились у золотых ворот. Муж без слов понял, что хочет ему поведать жена. В порыве нежных чувств двое уже немолодых людей целуются.
Джотто показал нежные интимные чувства людей очень выразительно. До Джотто такой искренности чувств вы не найдёте. Настолько объятия супругов нежны. Настолько трогателен их поцелуй.
Джотто. Встреча у золотых ворот. Фрагмент. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Обратите внимания, что Иоаким и Анна находятся не в центре. Они смещены влево. В центре – женщины в чёрном и белом. Возможно, они символичны. Мол, рядом с счастьем всегда ходит горе. Ведь все мы знаем, какую мучительную утрату придётся перенести их дочери Марии.
Здесь мы можем смело утверждать, что Джотто первым создал композицию. Ему эта сцена виделась именно так. Он вкладывал определённый смысл в то, чтобы второстепенные фигуры поместить в центре.
До Джотто понятия композиции просто не существовало. И средневековый мастер поместил бы супругов ровно по середине.
Миниатюра “Встреча у золотых ворот”. Минологий Василия II. 10 век. Хранится в Ватиканской библиотеке, Ватикан
Как разрушили и восстановили Ватиканскую пьету
«Оплакивание Христа» входит в число самых обсуждаемых жемчужин Ватикана. К сожалению, такой уровень популярности сулит не только хорошее. Самым известным инцидентом с Ватиканской пьетой является уже упомянутое ранее нападение геолога, который возомнил себя господом. Ему удалось отбить несколько десятков кусков от «Оплакивания Христа», после чего акт вандализма был пресечен охраной музея Ватикана.
В результате нападавший повредил лик Богородицы, задел покрывало и руку Христа. Отдельные кусочки работы исчезли безвозвратно, однако большую часть собрали силами священников Ватикана и простых туристов. По результатам реставрации скульптура «Оплакивание Христа» получила изначальный вид.
Работы по восстановлению шедевра также состоялись после не совсем удачных транспортировок. Перемещение в Ватикан завершилось повреждением пальцев Марии. К счастью, специалисты сделали все возможное, чтобы творение Микеланджело предстало таким, каким его создал автор столетия назад.
Во избежание будущих происшествий было решено защитить Ватиканскую пьету с помощью закаленного стекла. Для удобства смотрящих работу установили на возвышении и добавили едва заметную подсветку. Ныне сотни туристов ежедневно осматривают чудо Ватикана, придуманное и реализованное Микеланджело.
Захоронение и наследие
По словам Вазари, Джотто был похоронен в соборе Флоренции, слева от входа, на месте, отмеченном белой мраморной доской. По другим данным, он был похоронен в церкви Санта-Репарата . Очевидно противоречивые сообщения объясняются тем фактом, что останки Санта-Репарата находятся прямо под собором, и церковь продолжала использоваться, в то время как строительство собора продолжалось в начале 14 века.
Во время раскопок в 1970-х годах кости были обнаружены под мощением Санта-Репарата в месте, близком к месту, указанному Вазари, но без опознавательных знаков ни на одном из уровней. Судебно-медицинская экспертиза костей, проведенная антропологом Франческо Маллегни и группой экспертов в 2000 году, выявила некоторые доказательства, которые, казалось, подтверждали, что это кости художника (в частности, ряд химических веществ, включая и свинец , которые обычно встречаются в красках, который кости поглотили). Кости принадлежали очень низкому человеку, чуть более четырех футов ростом, который, возможно, страдал формой врожденной карликовости . Это подтверждает традицию церкви Санта-Кроче, согласно которой карлик, изображенный на одной из фресок, является автопортретом Джотто. С другой стороны, человек в белой шляпе, который появляется на Страшном суде в Падуе, также считается портретом Джотто. Внешний вид этого человека противоречит образу Санта-Кроче в плане роста.
Судебно-медицинская реконструкция скелета в Санта-Реперата показала невысокого роста человека с очень большой головой, большим крючковатым носом и одним глазом, более выдающимся, чем другой. Кости шеи свидетельствовали о том, что мужчина много времени проводил с запрокинутой головой. Передние зубы изношены таким образом, что часто держат щетку между зубами. На момент смерти мужчине было около 70 лет. В то время как итальянские исследователи были убеждены, что тело принадлежало Джотто и его с честью перезахоронили возле могилы Филиппо Брунеллески , другие были настроены весьма скептически. Франклин Токер, профессор истории искусств Питтсбургского университета, присутствовавший на первых раскопках в 1970 году, говорит, что это, вероятно, «кости какого-то толстого мясника».
Шедевр да Винчи из Петербурга
В Эрмитаже экспонируется произведение «Мадонна Литта», которое имело прежде название «Мадонна с младенцем» (1491 г.). На холсте мы видим совсем молодую женщину, изображенную на фоне темной стены и двух симметричных арочных окон. Она грудью кормит ребенка и с нежной, чуть заметной улыбкой смотрит на сына. Колорит благороден и построен на сочетании красного, синего и золотого. Младенец одной рукой держит грудь матери, а в другой щегла, который являлся символом души христианина.
На этом мы заканчиваем рассмотрение картины «Мадонна с младенцем» Леонардо Да Винчи. Описание ее сделано выше.
Поздние работы и смерть
Гравюра по портрету Данте работы Джотто
В 1328 алтарных из Барончеллих часовен , Сант — Кроче, Флоренция , была завершена. Ранее приписываемый Джотто, теперь считается, что это в основном работа его помощников, в том числе Таддео Гадди , который позже расписал часовню фресками. В следующем году Джотто был вызван королем Робертом Анжуйским в Неаполь, где он оставался с группой учеников до 1333 года. Немногое из неаполитанских работ Джотто сохранилось: фрагмент фрески с изображением Оплакивания Христа в церкви Санта-Кьяра и Прославленный Мужчины , которые нарисованы на окнах Санта — Барбаре капелле Castel Nuovo , которые обычно приписывают его ученикам. В 1332 году король Роберт назвал его «первым придворным художником» с годовой пенсией. Также в этот период времени, по словам Вазари, Джотто написал серию о Библии; сцены из Книги Откровений были основаны на идеях Данте.
После Неаполя Джотто некоторое время оставался в Болонье , где написал полиптих для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели и, согласно некоторым источникам, утраченное украшение капеллы в замке кардинала Легата. В 1334 году Джотто был назначен главным архитектором Флорентийского собора . Он спроектировал колокольню, известную как колокольня Джотто , начатую 18 июля 1334 года. Она не была полностью завершена по его проекту. До 1337 года он был в Милане с Аззоне Висконти , но никаких следов его работ в городе не осталось. Его последняя известная работа была сделана с помощью помощников: украшение капеллы Подеста в Барджелло , Флоренция.
В последние годы жизни Джотто подружился с Боккаччо и Саккетти, которые рассказали о нем в своих рассказах. Саккетти рассказал об инциденте, когда гражданское лицо поручило Джотто нарисовать щит своим гербом ; Джотто вместо этого нарисовал щит «вооруженный до зубов», в комплекте с мечом, копьем, кинжалом и доспехами. Он сказал этому человеку: «Пойдите в мир немного, прежде чем говорить об оружии, как если бы вы были герцогом Баварии», и в ответ был подан в суд. Джотто подал встречный иск и выиграл два флорина. В Божественной комедии , Данте признает величие его живой современник словами художника в Чистилище (XI, 94-96): «Чимабуэ полагал , что он держал в поле / В живописи, и теперь Джотто имеет крик, / Так слава первого не известна ». Джотто умер в январе 1337 года.