Буонаротти микеланджело: картины и их описание

«Персидская сивилла»

Персидская сивилла проживала на Востоке. Ее имя было Самбета. Также ее называли Вавилонской прорицательницей. Упоминается она в источниках XIII века до н.э. 1248 год стал годом пророчеств, которые сивилла черпала в своих 24 книгах. Утверждают, что ее предсказания касались жизни Иисуса Христа. Кроме того, она упоминала Александра Великого и многих других легендарных личностей. Предсказания выражены стихами, имеющими двойной смысл. От этого их сложно однозначно трактовать.

Современники Персидской сивиллы пишут, что она была облачена в золотые одежды. У нее был располагающий моложавый вид. Микеланджело, картины которого всегда имеют более глубокий смысл, представил ее в пожилом возрасте

Сивилла почти отвернулась от зрителя, все ее внимание обращено к книге. В изображении преобладают насыщенные и яркие тона

Они подчеркивают богатство, добротность и великолепное качество одеяний.

Список сивилл[ | ]

Имя Изображение География Описание Известные пророчества
Территория Древней Греции:
Дельфийская (Артемия) г. Дельфы Имела моложавый вид, в руках носила лавровую ветвь, оплетала голову своими волосами. Жила до Троянской войны. Упоминается в «Строматах » Климента Александрийского.
Фригийская (Лампуса) г. Анкира Имела старческий вид, в руке всегда носила обнажённый меч. Происходила из рода греческого прорицателя Калханта, участника Троянской войны.
Колофонская
Эритрейская (Герофила или Самия) Эритрея Её родителями считали Аполлона и Ламию. В руках она носила обнаженный меч, опираясь на него, и круглое яблоко, красивое как звезды, которое она бросала себе под ноги. По преданиям, жила за 483 года до падения Трои. Согласно древней легенде, эритрейская сивилла предсказала, что Рим будет разрушен перитиями.
Самосская (Фито или Самонефа) о.Самос Жила во II тысячелетии до н. э., ходила в разноцветной одежде, нося в руках книгу и терновый венец.
Делосская о.Делос
Троянская (Геллеспонтская) г.Троя Жила в VI веке до н. э. во времена персидского царя Кира и афинского политика Солона. В руках она носила колосья пшеницы. Падение Константинополя
Территория Древнего Востока:
Персидская , Вавилонская (Самбефа) Персия Жила в XIII веке до н. э., имела моложавый вид, ходила в золотых одеждах. Описана у Иустина в его «Слове к язычникам ». Место её жительства определено так: «Стоит древний храм языческий, и потом озеро, которое называется Аверн. Около него по левую сторону стоит гора. В той горе просторная пещера… Там, как говорят, жила сивилла » Ей приписывают 24 книги пророчеств. Среди них есть о делах Александра Великого, о Иисусе Христе. Её пророчества относят к 1248 году до н. э..
Халдейская
Египетская (Агриппа, или Тараксандра) Египет В руках своих она всегда носила книгу, возраста была среднего, ходила в красной одежде. О сивилле сообщает Климент Александрийский в своем «Слове к язычникам ». Разрушение Эфесского храма и храмов Исиды и Сераписа в Египте. Есть пророчества о воплощении Иисуса Христа.
Палестинская (Еврейская, Сабская) Сирия Павсаний называет Сивиллой Сабской пророчицу, жившую с евреями за пределами Палестины, в Сирийских горах. Римский софист III века Элиан называл её Еврейской Сивиллой .Феофил Антиохийский пишет, что у евреев неоднократно появлялись сивиллы, подобные греческим.

Сивилла Сабская часто отождествляется с царицей Савской.

Пророчество о Животворящем Кресте
Территория Древнего Рима:
Кумская Кумы «Сивиллины книги»
Тибуртинская (Альбунея) Италия Жила во времена императора Августа. В руках носила масличную ветвь. «Золотая легенда» упоминает её общение с Октавианом Августом по вопросу о наречении его Богом. Она явила ему на небе образ Богородицы с младенцем на руках, и Октавиан отказался от принятия такого титула. Также ею предсказано разрушение храма Януса в Риме.
Киммерийская (Кармента) Италия (гора Кармал), около оз. Аверн Носила в руках цветок розы. Евандр, основатель храма Пана, так называемого Луперкиона, был её сыном. Пророчество, что мир будет существовать 6000 лет (летоисчисление неизвестно)

Начало работы над Сикстинской капеллой

Папа Юлий II задумал создать для себя грандиозную гробницу. Поручил он эту работу Микеланджело. 1605 год был нелегким для них обоих. Скульптор уже начал работу, но позже узнал, что папа отказывается оплачивать счета. Это задело мастера, поэтому он самовольно покинул Рим и вернулся во Флоренцию. Долгие переговоры завершились прощением Микеланджело. И в 1608 году началась роспись потолка Сикстинской капеллы.

Работать над росписью было большим подвигом. 600 квадратных метров были оформлены за четыре года. Грандиознейший цикл композиций на темы Ветхого Завета родился из-под руки Микеланджело. Картины, изображения на стенах поражают идейной, образной стороной и пластической выразительностью форм. Обнаженное человеческое тело имеет особое значение. Через разнообразные позы, движения, положения выражается невероятное количество идей и чувств, которые обуревали художника.

Статьи по Теме

  • Микеланджело
  • Список произведений Микеланджело
  • Высокое Возрождение
  • Потолок Сикстинской капеллы
  • Римский ренессанс

Микеланджело (1475-1564)

Болонья и Сиена Ангел  · Святой Петроний  · Святой Прокула  · Святой Павел  · Святой Петр  · Святой Пий
Мужские персонажи Вакх  · Давид  · Моисей  · Кристо делла Минерва  · Аполлон  · Мальчик, сидящий  на корточках · Гений победы  · Брут
Рабская серия Мятежный раб  · Умирающий раб  · Молодой раб  · Бородатый раб  · Атласский раб  · Пробуждение раба
Части времени Рассвет  · Сумерки  · День  · Ночь
Женские персонажи Рахиль  · Леа  · Мадонна Брюгге  · Мадонна Медичи
Пьета Пьета Святого Петра в Риме  · Пьета Бандини  · Палестрина Пьета  · Пьета Ронданини
Фрески Потолок Сикстинской капеллы  • Дельфийская сивилла  • Сивилла Кума  • Ливийская сивилла  • Персидская сивилла  • Игнуди  • Сотворение звезд и растений  • Сотворение Адама  • Опьянение Ноя  • Ионас  • Последний суд  • Обращение святого Павел  • Мученичество святого Петра
Таблицы и рисунки Муки святого Антония  • Мадонна Манчестерская  • Погребение  • Тондо Дони  • Эпифания  • Пьета с двумя путти
Архитектура Сагрестия Нуова  • Библиотека Лаврентия  • Капитолий Рима  • Палаццо Фарнезе  • Собор Святого Петра в Риме  • Сан-Джованни-деи-Фьорентини  • Санта-Мария-дельи-Анджели  • Порта Пиа
Спонсоры Лоран Медичи  • Юлий II  • Климент VII  • Павел III  • Пий IV
Антураж Бертольдо ди Джованни  • Доменико Гирландайо  • Себастьяно дель Пьомбо  • Бастиано да Сангалло  • Виттория Колонна  • Томмазо деи Кавальери  • Гаспар Бесерра  • Асканио Кондиви
Авторы ( XX — го и XXI — го  века) Даниэль Арассе  • Джулио Карло Арган  • Марсель Брион  • Антонио Форчеллино  • Поль Жоаннидес  • Жиль Нере  • Шарль Сала  • Джон Спайк  • Шарль де Толне  • Алессандро Веццози  • Франк Зёлльнер
  • Портал живописи
  • Портал искусств
  • Портал эпохи Возрождения
  • Портал Ватикана

Личная жизнь

Доподлинно неизвестно, были у Микеланджело близкие отношения с его пассиями или нет, но гомосексуальная природа его влечения сквозит во многих поэтических произведениях маэстро.

Многие их сонетов и мадригалов он в возрасте 57 лет посвятил 23-летнему Томмазо деи Кавальери (Tommaso Dei Cavalieri). Многие их совместные поэтические произведения говорят о взаимной и трогательной любви друг к другу.

В 1542 г. Микеланджело повстречал Чеккино де Браччи (Cecchino de Bracci), который скончался в 1543 г. Маэстро был так опечален потерей друга, что написал цикл из 48 сонет, воспевающих скорбь и печаль по невосполнимой утрате.

Один из позирующих Микеланджело юношей, Фебо ди Поджио (Febo di Poggio), постоянно просил деньги, подарки и украшения у мастера взамен на ответную любовь, получив за это прозвище «маленький шантажист».

Второй юноша, Жерардо Перини (Gherardo Perini), также позирующий скульптору, не постеснялся воспользоваться благосклонностью Микеланджело и попросту обворовал своего поклонника.

На закате лет скульптор ощутил прекрасное чувство привязанности и к представительнице женского пола, – вдове и поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой был знаком уже более 40 лет. Их переписка представляет собой знаменательный памятник эпохи Микеланджело.

Страшный суд

Тема знаменитой алтарной фрески — страшный суд после второго пришествия Христа на Землю. Размер этой картины грандиозный — 12 метров на 13 метров 70 см. Только Микеланджело был под силу такой масштаб! Его пригласили расписать алтарь, но, только через двадцать пять лет после окончания росписи потолка он приступил к работе, которая продлилась целых четыре года!

Здесь гений Микеланджело достиг своей непревзойдённой вершины. В верхней части фрески в центре изображён Христос и Мария. Христос вершит праведный суд — отделяет праведников от грешников. Праведники остаются на небесах, а грешники летят вниз, в преисподнюю. У ног Христа святой Варфоломей держит содранную с человека кожу. Предполагается, что лицо этого несчастного — автопортрет Микеланджело. Он изобразил себя падшим грешником, который недостоин Царствия Небесного.

Потолок Сикстинской капеллы

Потолок Сикстинской капеллы занимает площадь более 500 квадратных метров. Микеланджело изобразил только на нем более 300 фигур. По центру располагаются 9 сцен из Книги Бытия. Они разделены на три группы:

  1. Божье сотворение земли.
  2. Божье сотворение рода человеческого и его падение.
  3. Сущность человечества в лице Ноя и его семьи.

Потолок поддерживают паруса, на которых изображены 12 женщин и мужчин, предсказывающих пришествие Иисуса Христа: 7 пророков Израиля и 5 сивилл (прорицательницы античного мира).

Ложные элементы (ребра, карнизы, пилястры), которые выполнены в технике тромплей, подчеркивают линию изгиба свода. Десять ребер пересекают полоток, деля его на зоны, в каждой из которых описано главное повествование цикла.

Плафон огибается карнизом. Последний акцентирует линию сопряжения криволинейной и горизонтальной поверхностей свода. Таким образом, библейские сцены отделяются от фигур пророков и сивилл, а также предков Христа.

«Сотворение Адама»

Картина Микеланджело «Сотворение Адама» — безусловно, один из самых известных фрагментов потолка Сикстинской капеллы.

Множество людей, которые имеют разное отношение к искусству, в один голос утверждают, что между властной дланью Саваофа и безвольной, трепещущей кистью Адама можно практически увидеть поток живительной силы. Эти почти соприкоснувшиеся руки представляют собой единство материального и духовного, земного и небесного.

Эта картина Микеланджело, руки на которой столь символичны, целиком пронизана энергией. А как только пальцы соприкоснутся, акт сотворения завершится.

Примечания

  1. Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.430-431, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.291-293
  2. De Pyth. orac. — Об оракулах «пифии», 6
  3. Лактанций. Божественные установления I 6, 7
  4. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.235
  5. Платон. Феаг 124d, Федр 244b; Аристофан. Мир 1095, 1116
  6. Плутарх. Застольные беседы V 2, 1
  7. Климент Александрийский, «Строматы»
  8. Евмел. Коринфиака, фр.8 Бернабе, см.комм.
  9. Плутарх. О том, что пифия более не прорицает стихами 9
  10. Павсаний, X 12, 1-3
  11. Павсаний. Описание Эллады X 12, 1
  12. 12 Мифы народов мира, т.2., с.430
  13. Гигин. Мифы 128
  14. Павсаний. Описание Эллады X 12, 5-6
  15. Николай Дамасский. История, фр.67 Якоби
  16. Павсаний. Описание Эллады X 12, 2-3
  17. Климент. Строматы I 108, 1
  18. Страбон. География XIV 1, 34 (стр.645); Климент. Строматы I 108, 3
  19. Павсаний. Описание Эллады X 12, 7
  20. Лактанций. Божественные установления I 6, 9
  21. Первый Ватиканский мифограф II 51, 2-4
  22. Овидий. Метаморфозы XIV 130—153
  23. Вергилий. Энеида VI 10
  24. Ликофрон. Александра 1255; Дионисий Галикарнасский. Римские древности I 55, 4
  25. Иустин Философ. Апологии
  26. Августин. О граде Божием XVIII 23
  27. Петроний. Сатирикон 48
  28. Николай Спафарий Книга о сивиллах
  29. Ривка Клюгер. Царица Савская в Библии и легендах Архивировано 30 октября 2007 года.
  30. Феофил Антиохийский. Послания к Автолику
  31. «Явление Сивиллы императору Августу». Картина Париса Бордоне в собрании ГМИИ им. А.С.Пушкина. Каталог
  32. Дионисий Галикарнасский. Римские древности IV 62, 2; Авл Геллий. Аттические ночи I 19, 2
  33. Лактанций. Божественные установления I 6, 10, из Варрона
  34. Об обращении римлян к «книгам судеб» см. у Ливия, III, 10; V, 3,X, 47, XXI, 62; XXII, 1, 9; XXIX, 10, XXXVI, 37.
  35. Продолжатель Феофана. «Жизнеописания византийских царей» (Книга I. Лев V
  36. БСЭ. Эскулап
  37. А.Мень. На пороге Нового Завета. Гл.23. Эллинизм в Риме
  38. Произведение в разных источниках атрибутировано как «Портрет дамы» или «Портрет молодой дамы»; между тем, табличка в верхнй части гласит: Sibylla Sambetha quae et Persica, an: Ante Christ: nat: 2040 (Сивилла Самбетская, сиречь Персидская, года от Рождества Христова 2040)
  39. А.Мень. На пороге Нового Завета. От эпохи Александра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. Гл.22. Этруски, сивилла, Карфаген

Описание и стиль

Деталь.

Персидская Сивилла — часть серии Провидцев , помещенная на больших архитектурных тронах, установленных на ножках. Каждый из них примыкает несколько молодых ассистентов и проводится в большом мраморном кресле, между двумя подошвами с фальшивыми горельефами из путти , расположенное попарно, в различных положениях. Их имя написано (в данном случае ПЕРСИХА ) на картуше, которую держит путто , расположенном под платформой у основания трона.

Персидская предсказательница представлена Микеланджело, как Сивилла из Кумы , как пожилая женщина , которая, согнувшись под большим ударом , испытывает трудность расшифровки книги пророчеств , которые она держит близко к глазам руками. Могущественная. Она поворачивается лицом к стене, лицо и грудь в тени, а ее правая рука и ноги ярко освещены.

Позади нее наполовину скрыты два херувима; первый покрыт красным плащом. Яркие цвета платьев сивиллы добавляют блеска фигуре, которая больше выделяется на фоне множества складок драпировки. Цветовая гармония между морской зеленью и розовым лососем сдержанная и элегантная. С анатомической точки зрения женщина обладает мощным и геркулесовым строением: как и все женщины, воспроизведенные Микеланджело, у нее типичная для ее поэтики мужская мускулатура, центральной темой которой является обнаженное мужское тело в движении.

Сивиллы в христианстве

Предсказания сивилл, истолкованные как пророчества о воплощении Христа, получили у христианских богословов положительную оценку с первых веков христианства. Иустин Философ в середине II века в своей первой Апологии пишет:

Евсевий Кесарийский относил к сивиллам Мириам — сестру Моисея, которая в Библии именуется пророчицей (Исх. 15:20).

Эритрейская сивилла предсказала приход Христа. Её своими глазами видел Трималхион.

Уже в IV веке в христианской среде было широко распространено представление об особом мистическом смысле «Четвертой эклоги» Вергилия, написанной в честь рождения сына у друга и покровителя, поэта Поллиона; с этим событием, как писал Вергилий, Сивилла Кумская якобы связывала начало новой эры справедливости и изобилия. В христианском предании это пророчество толковали как предсказание рождения Иисуса.

Описание картины «Ливийская сивилла»

Ливийская сивилла является воплощением красоты, вечного движения живого и мудрости. На первый взгляд кажется, что фигуры сивиллы мощная, но Микеланджело наделил ее особенной пластикой и грацией. Кажется, что она сейчас повернется к зрителю и покажет фолиант. Безусловно, в книге — Слово Божие.

Изначально сивилла была странствующей прорицательницей. Она предсказывала недалекое будущее, судьбу всем желающим.

Несмотря на свой образ жизни, Ливийская сивилла довольно категорично относилась к идолам. Она призывала отказаться от служения языческим богам.

Древние первоисточники указывают, что прорицательница была родом из Ливии. Кожа ее была черна, рост — средний. В руке девушка всегда держала ветвь масленичного дерева.

Книги с предсказаниями сивилл[ | ]

Основная статья: Книги Сивилл

Сивиллины книги

Так называемые «Сивиллины книги

», состоявшие, как считается, из предсказаний кумской сивиллы, играли большую роль в общественной жизни римского государства.

История появления этих книг в Риме такова: предсказания были записаны на пальмовых листьях[источник не указан 3936 дней

] и составили девять книг. По сообщению Дионисия Галикарнасского сивилла, явившись в Рим, предложила царю Тарквинию Гордому (или Тарквинию Приску) купить у неё эти книги за огромную цену (по Варрону, за 300 золотых филиппов), а когда он отказался, сожгла три из них. Затем она предложила ему купить оставшиеся шесть за ту же цену и, вновь получив отказ, сожгла ещё три книги. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги за первоначальную цену. Здесь примечательно то, что монеты филиппы названы в честь царя, жившего на два столетия позднее Тарквиния, что лишний раз доказывает дар пророчества у Сивиллы.«Сивилла», картина Веласкеса

Позже к этим книгам были добавлены прорицания тибуртинской и других сивилл. «Сивиллины книги

» хранились особой жреческой коллегией в храме Юпитера на Капитолийском холме в каменном ящике. Книги играли большую роль в религиозной жизни римлян. К ним обращались за советами в критические моменты политической и частной жизни.

В 83 году до н. э. книги сгорели, но были восстановлены при Августе и Тиберии, вновь составленный текст был пересмотрен при императоре Августе в 12 году. Вновь составленные книги находились в храме Аполлона на Палатинском холме.

В 405 году, уже в христианскую эру, они были сожжены по приказу Стилихона (правителя Западной Римской империи).

Продолжатель Феофана, описывая царствование императора Льва V Армянина (813—820 годы), сообщает, что он боялся одного предсказания, грозившего ему смертью:

Содержание сивиллиных книг представляло собой причудливое смешение греко-римских, этрусских, иудейских и христианских воззрений и верований. Сохранившиеся 12 Сивиллиных книг относятся ко II веку до н. э. — II веку н. э. и являются источником по истории иудейской и христианских религий — поздней компиляцией.

Предсказания сивиллиных книг

Под влиянием сивилл были введены новые обряды и культы новых божеств; толкователями изречений сивилл были жрецы.

  • В 293 году до н. э. во время эпидемии чумы в Риме в Сивиллиных книгах обнаружили указание, что эпидемия прекратится, если в Рим привезут статую бога Эскулапа из асклепейона в Эпидавре; и в 291 году до н. э. на одном из островов Тибра (Тиберина) был основан храм Эскулапа.
  • В 204 году до н. э. подобным образом из Малой Азии был перевезён чёрный камень, почитаемый фетиш Кибелы, Богини-Матери.

Пророчества Сивиллы, поэмы, написанные от лица языческой прорицательницы Сивиллы. Составители их призывают язычников обратиться к Единому Богу, обличают идолопоклонство, зло и нечестие. Иудейским авторам принадлежат III, IV и V части книги. Датируются временем между I веком до н. э. и I веком н. э.

Интересные факты

  1. Талант Микеланджело проявлялся в том, что он видел свои работы еще до их создания. Мастер лично выбирал куски мрамора для будущих скульптур и сам занимался их транспортировкой до мастерской. Он всегда хранил и берег необработанные глыбы как уже готовые шедевры.
  2. Будущий «Давид», представший перед Микеланджело огромным куском мрамора, оказался той скульптурой, от которой отказались уже два предыдущих мастера. В течение 3-х лет маэстро работал над шедевром, представив в 1504 г. обнаженного «Давида» публике.
  3. В 17-летнем возрасте Микеланджело поссорился с 20-летним Пьетро Торриджано (PietroTorrigiano), тоже художником, который в драке сумел сломать нос своему сопернику. С тех пор на всех изображениях скульптора он представлен с изуродованным лицом.
  4. «Пьета» в базилике Святого Петра так сильно впечатляет зрителей, что на нее неоднократно покушались личности с нестабильной психикой. В 1972 г. австралийский геолог Ласло Тот (Laszlo Toth) совершил акт вандализма, нанеся скульптуре 15 ударов молотком. После этого «Пьету» поместили за стекло.
  5. Любимая скульптурная композиция автора Пьета «Оплакивание Христа» оказалась единственной подписанной работой. Когда шедевр представили в базилике Святого Петра, люди начали высказывать предположения, что его создателем является Кристофоро Солари (Cristoforo Solari). Тогда Микеланджело, пробравшись ночью в собор, выбил на складках одежды Богоматери «Микеланджело Буонаротти флорентинец изваял», но впоследствии он жалел о проявленной гордости, больше никогда не подписывая свои произведения.
  6. Во время работы над «Страшным судом» мастер случайно упал с высоких лесов, сильно повредив ногу. Он увидел в этом плохое знамение и не захотел больше работать. Художник заперся в комнате, никого туда не пуская и решив умереть. Но знаменитый доктор и друг Микеланджело – Баччо Ронтини (Baccio Rontini) пожелал вылечить своенравного упрямца, а поскольку двери перед ним не открылись, с большим трудом пробрался в дом через погреб. Врач заставил Буонарроти принять лекарства и помог ему выздороветь.
  7. Сила искусства мастера с течением времени только набирает силу. За последние 4 года больше сотни человек обратились за медицинской помощью после посещения залов с выставленными работами Микеланджело. Особенно впечатляет зрителей статуя обнаженного «Давида», перед которой неоднократно люди теряли сознание. Они жаловались на потерю ориентации, головокружение, апатию и тошноту. Медики госпиталя «Санта-Мария-Нуова» («Santa Maria Nuova») называют подобное эмоциональное состояние «синдром Давида».

Архитектура

Вторую половину жизни Микеланджело все чаще стал обращаться к архитектуре. Маэстро при строительстве архитектурных памятников эпохи Возрождения успешно рушил старые каноны, вложив в работу весь накопленный годами багаж знаний и умений.

Базилика Святого Лаврентия

В «Базилике Святого Лаврентия» («Basilica di San Lorenzo») Микеланджело работал не только над надгробиями Медичи. Церковь, построенную в 393 г. при реконструкции в XV веке дополнили Старой Сакристией по проекту Филиппо Брунелле́ски (Filippo Brunelleschi).

Позднее Микеланджело стал автором проекта Новой Сакристии, пристроенной с другой стороны церкви. В 1524 г. по заказу Климента VII (Clemens PP. VII) архитектор спроектировал и построил здание библиотеки Лауренциана (Biblioteca Medicea Laurenziana) с южной стороны церкви. Сложная лестница, полы и потолки, окна и скамьи – каждая мелочь была тщательно продумана автором.

Ворота Пиа

«Порта Пиа» («Porta Pia») – ворота на северо-востоке стены Аврелиана (Mura aureliane) в Риме на античной Номентанской дороге (Via Nomentana). Микеланджело сделал три проекта, из которых заказчик папа Пий IV (Pius PP. IV) одобрил наименее затратный вариант, где фасад напоминал занавес театра.

Автор не дожил до окончания строительства ворот. После того как в 1851 г. ворота частично были разрушены молнией, папа Пий IX (Pius PP. IX) приказал их реконструировать, изменив первоначальный внешний облик строения.

Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири

Титулярная базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (Basilica di Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) расположена на римской площади Республики (Piazza della Repubblica) и возведена в честь Богоматери, святых великомучеников и божьих ангелов. Папа Пий IV поручил разработку плана строительства Микеланджело в 1561 г. Автор проекта не дожил до завершения работ, которое пришлось на 1566 г.

В литературе


Г. Мемлинг. Сивилла Самбета. 1480. Дерево, масло. Нидерланды (Фландрия). Брюгге. Музей Мемлинга Величавый образ сивиллы, созданный Вергилием в VI песне «Энеиды

», многочисленные упоминания о сивиллах у римских писателей (Тит Ливий, Варрон) и в особенности ссылки на них у христианских апологетов (Лактанций), все это способствует сохранению предания о сивиллах и Сивилиных книгах в литературе христианского средневековья (англо-нормандская обработка XII века, старофранцузские «Dits prophétiques des Sibylles », XV век) вплоть до Ренессанса, закрепившего образ сивилл в непревзойденных формах изобразительного искусства (Микеланджело).

«Страшный суд»

Шесть лет (с 1534 по 1541) мастер вновь трудился в Сикстинской капелле. «Страшный суд», картина Микеланджело, — самая большая фреска эпохи Возрождения.

Центральная фигура — Христос, который творит суд и восстанавливает справедливость. Он в центре вихревого движения. Он больше не посланец мира, милосердный и мирный. Он стал Верховным Судьей, грозным и устрашающим. Правую руку Христос поднял в грозном жесте, вынося окончательный приговор, который разделит воскресших на праведников и грешников. Эта воздетая рука становится динамическим центром всей композиции. Кажется, что она приводит в бурное движение тела праведников и грешников.

Если душа каждого человека в движении, то фигура Иисуса Христа недвижна и устойчива. Его жесты олицетворяют силу, возмездие и мощь. Мадонна не в силах смотреть на страдания людей, поэтому она отворачивается. А вверху картины ангелы несут атрибуты Страстей Христовых.

Среди Апостолов стоит Адам, первый в роде человеческом. Также здесь находится и святой Петр — основатель христианства. Во взглядах апостолов читается грозное требование возмездия в отношении грешников. В руки их вложил орудия пыток Микеланджело.

Картины фрески изображают святых мучеников вокруг Христа: Святой Лаврентий, Святой Себастьян и Святой Варфоломей, который демонстрирует содранную кожу.

Здесь много и других святых. Они стараются быть ближе ко Христу. Толпа со святыми ликует и радуется предстоящему блаженству, которыми наградил их Господь.

Семь ангелов трубят. Все смотрящие на них испытывают ужас. Те, кого Господь спасает, сразу же восходят и воскресают. Из могил восстают умершие, поднимаются скелеты. Какой-то мужчина от ужаса закрывает глаза руками. За ним пришел сам дьявол, который тащит его вниз.

«Отделение Света от Тьмы»

Картины Микеланджело Буонарроти с названиями поражают воображение. Невозможно представить, что чувствовал гений, когда создавал подобный шедевр.

Создавая фреску «Отделение Света от Тьмы», Микеланджело хотел, чтобы от нее исходила мощная энергия. Центром сюжета является Саваоф, который и есть эта невероятная энергия. Бог создал небесные светила, Свет и Тьму. Затем он решил отделить их друг от друга.

Саваоф парит в пустом пространстве и наделяет его космическими телами. Облекает их в материи и сущности. Все это он творит при помощи своей божественной энергии и, безусловно, высшей и великой любви.

Буонаротти неслучайно представляет Высший Разум в облике человека. Возможно, мастер утверждает, что люди также способны отделить в себе свет от тьмы, создав таким образом духовную Вселенную, которая наполнена миром, любовью и пониманием.

Изучая картины Микеланджело, фото которых сейчас всем доступны, человек начинает осознавать истинный масштаб творчества этого мастера.

«Потоп»

В начале работы не был уверен в своих силах Микеланджело Буонарроти. Картины, фрески капеллы были созданы после того, как мастер написал «Потоп».

Боясь приступить к работе, Микеланджело задействовал искусных мастеров фрески из Флоренции. Но через некоторое время отправил их обратно, так как не был удовлетворен их работой.

«Потоп», как и многие другие картины Микеланджело (с названиями, как можем заметить, у гения проблем не возникало — они как нельзя лучше передают суть каждого полотна и фрагмента), был местом исследования природы человека, его поступков под влиянием бедствий, несчастий, катастроф, его реакции на все. И несколько фрагментов сложились в одну фреску, на которой разворачивается трагедия.

На переднем плане представлена группа людей, пытающаяся спастись на пока еще существующем клочке суши. Они похожи на стадо испуганных овец.

Какой-то мужчина надеется отсрочить гибель — свою и своей возлюбленной. Маленький мальчик прячется за мать, которая, похоже, отдалась Судьбе. Юноша надеется избежать смерти на дереве. Другая группа укрывается куском холста, надеясь спрятаться от потока дождя.

Беспокойные волны пока еще удерживают лодку, в которой люди борются за место. На заднем плане виднеется Ковчег. Несколько человек колотят в стены, надеясь, что их спасут.

По-разному изобразил персонажей Микеланджело. Картины, составляющие одну фреску, демонстрируют разные эмоции людей. Одни пытаются поймать последний шанс. Другие стремятся помочь близким. Кто-то готов принести в жертву соседа, лишь бы спастись самому. Но каждого волнует один вопрос: «За что я должен погибнуть?» Но Бог уже молчит…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: