Детство в Витебске. Семья
Мовша Хацкелевич (имя при рождении) родился 6 июля 1887 года в бедном еврейском квартале на окраине Витебска. Этот дом на Песковатиках – так назывался район – сейчас дом-музей Марка Шагала. Тогда рядом были тюрьма, психбольница, поэтому при первой возможности семья переехала в другой район, где вокруг, по воспоминаниям Марка, располагались церкви, синагоги, лавки, заборы, старые постройки, «как на фресках Джотто». Отец Хацкель Мордухович Шагал с детства был определён своим отцом и дедом Марка, учителем в хедере, в рассыльные к торговцу селёдкой. Так здесь и остался на десятилетия рабочим и приказчиком. Мать Фейга-Ита Менделевна Чернина, маленькая активная женщина, без конца затевала перестройки, какие-то новшества, открыла бакалейную лавку, заботилась о многочисленных родных. В семье один за другим родилось восемь детей, Марк был старшим. Детство его прошло в окружении занятых делами и вечно хлопочущих дедушек, бабушек, тётушек, дядей да многочисленных приятелей, с которыми бегал на речку и играл в домино и городки.
Сюжет
Марк и Белла летят над Витебском. Конечно, первое, что приходит в голову при взгляде на полотно, — полет есть метафора любви, которая окрыляет героев и возносит их над повседневностью (представленной в виде городского пейзажа с козой и мужиком со спущенными штанами).
Но полет — это и течение времени, где герои, подхваченные воздушными потоками, бессильны перед историческими обстоятельствами. Это и воспоминания, мечты, в которые погружены Марк и Белла. Это и состояние: созерцание, не участие, отстраненность.
Витебск здесь — такой же полноправный участник сюжета, как и Марк с Беллой, как и коза с мужиком. В зависимости от трактовки полета, образ города также приобретает разные грани. Это и город как таковой, с его суетой и повседневными заботами. Это и метафора жизни, происходящих событий. Это и некий фон, на котором ярче выступают тезисы о том, что самые главные вещи — не вещи. Это и ларец воспоминаний о детстве, юности и взрослых годах (ведь Витебск — родной Шагалу город, куда он неоднократно возвращался).
Витебск в первой четверти XX века. (wikipedia.com)
О персонажах на полотне, по-честному, нельзя говорить «двое». То, как их изобразил художник, напоминает историю о половинках, которые ищут друг друга и, если повезет, находят. Поэтому у них по одной руке, мужской корпус как бы перетекает в женский, ноги переплетены практически до состояния единения. Опять же, трактовать это можно и на физическом, и на метафизическом уровнях.
Творчество и известные произведения Марка Шагала
Марк Шагал прожил длинную жизнь, творческий стержень которой заключался в неразрывном сплетении его национального самоощущения и природного дарования. На веку Шагала менялись эпохи, власти, страны и континенты. Неизменной оставалась только жажда творчества. Нет точных данных о количестве работ художника, как и полного их каталога, но мастером создано просто огромное количество произведений в уникальном стиле.
Самые известные картины:
- «Я и деревня» (1911),
- «Париж через окно» (1913),
- «Над городом» (1914-1918),
- «День рождения» (1915),
- «Уличный скрипач» (1912-1913),
- «Влюблённые» (1928),
- «Белое распятие» (1938),
- «Три свечи» (1938-1940),
- «Невеста» (1950),
- «Букет цветов» (1982) …
Листая работы Шагала, действительно не перестаёшь удивляться своеобразной экзотике видения действительности и странной фантазии автора. Какое счастье для миллионов любителей нетривиальной живописи, что маленький еврейский мальчик из Витебска сумел расправить крылья в Париже и взлететь над всем миром, став самым экстравагантным и оригинальным художником ХХ века.
Марк Шагал, любовь «Прогулка»
Полёт Шагала «Над городом»
Марк Ротко, биография мастера, обманчивая простота его картин
Контекст
Марк Шагал был художником-однолюбом. Да, женат он был не единожды. Но практически на всех полотнах женские образы вдохновлены одной прекрасной дамой — Бертой (Беллой) Розенфельд.
Шагал пишет Беллу. (m-chagall.ru)
Познакомились они в 1909 году. Для него это был практически солнечный удар, если бы определение придумывал Бунин. «С ней должен быть я — вдруг озаряет меня! Она молчит, я тоже. Она смотрит — о, её глаза! — я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы, и она знает обо мне всё: моё детство, мою теперешнюю жизнь, и что со мной будет; как будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел её в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа», — пишет Шагал в книге «Моя жизнь». К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями.
Картина «Над городом» писалась в годы революции, которая, по словам самого Шагала, взволновала его «зрелищем динамического порыва, пронизывавшего ее до глубины». Этот порыв помог взлететь героям не только этой картины художника, но и других, например, «Прогулка».
«Прогулка», Марк Шагал, 1918 год. (wikipedia.com)
Творчество с 1960-х и последние годы Шагала
С 1960 года Шагала интересует в основном монументальное искусство (мозаики, витражи), а также скульптура, керамика и гравюры. С этого времени правительства Израиля, Америки, многих европейских стран делают заказы по оформлению официальных зданий, храмов и синагог. Он расписывает плафон парижской Гранд Опера, создаёт великолепные большие панно в Метрополитен-опера в Нью-Йорке, пишет холсты и эскизы костюмов и масок для театра, украшает здание Национального банка в Чикаго мозаикой…
В Ницце для Шагала строят дом с просторной мастерской, в него художник переезжает в 1966 году.
В 1973 году по предложению Советского Союза в Третьяковской галерее была организована выставка Шагала. Мастер приехал с визитом в Москву и Ленинград, передал в дар несколько работ. От посещения Витебска отказался.
В 1977 году Марк Захарович Шагал получил высшую награду Франции – Большой крест Почётного легиона. В честь этого события, а также 90-летия мастера и вразрез существующим правилам (выставлять художественные и исторические реликвии) в Лувре состоялась грандиозная выставка работ именитого художника.
Умер Шагал 28 марта 1985 года во французской провинции Сен-Поль-де-Ванс, покоится на местном кладбище.
Снова на родине
После успеха за границей художник отправился домой. Шло лето 1914 года. Встреча с родными и Беллой затянулась по причине начавшейся войны. Следующим летом сыграли свадьбу, а в 1916 году родилась Ида, любимая и единственная дочь и биограф своего отца. Последующие события в России развивались стремительно, ежегодно перенося художника на новые места. После революции, которая вначале воодушевила Шагала, он возглавил комиссариат по делам искусств в родной Витебской губернии, результатом стало открытие в городе в 1919 году художественного училища. В следующем году Марк уже в Москве, оформляет Еврейский камерный театр. В 1921 году художник преподаёт в еврейской школе-колонии для беспризорников. Авангард на первых ролях, и Шагал как будто счастлив. Но его всё чаще не понимают и обвиняют в том, что он не хочет меняться. В противовес слову «новатор» цепляют на Шагала обидное «староватор». Возводятся новые рамки и границы для искусства, Шагала эта ситуация душит.
Париж
Тем временем Бакст собрался с театром Дягилева в Париж. Набравшись смелости, Марк напросился с ним в качестве помощника декоратора. И в мае 1911 года на стипендию от известного депутата Винавера Максима Моисеевича, деятеля еврейского национального возрождения, Марк поехал в Париж. Кстати, именно здесь он перефразировал своё имя, стал представляться Марком. Кипучая художественная жизнь захватила его: интересные знакомства с художниками и поэтами, учёба, работа. Он влюбился в этот прекрасный город. Всё свободное время – в Лувре. Простор и непринуждённость – никаких рамок и требований, пиши, как видишь и чувствуешь! Кисть его стала послушна лишь внутренним импульсам – счастье для художника.
Осенью 1912 года Шагал – участник Осеннего салона. Тогда уже доминировал кубизм. По отзывам критиков, работы Марка Шагала, также иррациональные, тем не менее выгодно отличались от непонятных полотен в зале кубистов. 1913 год начался с первой персональной выставки Шагала в Париже, затем в Берлине.