Скандальный художник барокко микеланджело караваджо

Техника и стиль

Живописный язык Микеланджело Меризи да Караваджо — это резкие светотеневые контрасты, грубая натура, скульптурность форм, эффектные ракурсы. Персонажи полотен взяты непосредственно из жизни: даже когда мастер кисти рисовал религиозные сцены, он изображал обычных мужчин и женщин с морщинистыми лицами и одетых в лохмотья.

Давид с головой Голиафа

Творческий подход к библейским сюжетам, а также гиперреалистичный стиль внесли Караваджо в список наиболее общепризнанных европейских мастеров. Без сомнения, художник был гением и намного опередил свое время, впервые применив технику «кьяроскуро» (в переводе с итальянского «светотень»)

«Караваджистское тенебросо» позволяет акцентировать внимание на тех частях картины, которые мастер считал главными

Он презирал других художников и писал исключительно с натуры. Однако пристальный взгляд на картины гениального бунтаря показывает, что он не был застрахован от стилистического влияния других мастеров. Даже этот скандалист и драчун не смог устоять перед соблазном почерпнуть вдохновение из уроков великих живописцев.

Усекновение главы Иоанна Крестителя

Особенности его творчества выдают влияние итальянских мастеров, в том числе Джованни Джироламо Савольдо, Моретто да Брешиа, Тициана и Леонардо да Винчи, а также уроженца Германии Дюрера. Влияние гения эпохи Возрождения Микеланджело ясно прослеживается в картине «Призвание апостола Матфея».

С его беспрецедентным натурализмом и безошибочным талантом передавать игру света и тьмы бунтарь произвел революцию в искусстве. Сегодня он считается одним из самых поразительно современных мастеров.

Джудит обезглавливает Олоферна

Караваджо написал себя в ряде своих работ, но наиболее выразительно он выглядит на картине 1594 года «Больной Вакх». Художник создал автопортрет сразу после тяжелой болезни, предположительно малярии. Молодой бог виноделия, внешне очень похожий на автора, кажется худым, бледным измождённым.

Смерть

Последние годы своей жизни он провел в изгнании. В наказание за убийство художнику был объявлен смертный приговор. Он бежал в Неаполь, где прятался в домах знатных семейств. После этого мастер оказался на Мальте. Откуда решил возвратиться в Вечный город, так как Папа Римский даровал ему прощение.

Больной Вакх

Караваджо умер в Порто-Эрколе 15 августа 1610 года после того, как его ссадили с судна из-за тяжелой лихорадки. Художник был похоронен в общей могиле. В течение многих лет точная причина смерти итальянца была окутана тайной. Но в 2010 году группа ученых, изучавших его останки, обнаружила, что в костях содержался высокий уровень свинца, достаточный, чтобы вызвать сильнейшую интоксикацию.

Молитва как паломнический экстаз

Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. Франциск Ассизский. «Экстаз св. Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти. Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Франциску. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. Франциска, как бедного странника, как паломника. У него грубая ряса, дыра на плече. Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, поэтому он держит в руках череп.

Анализ произведения

Джованни Пьетро Беллори, искусствовед, историк и автор монументального труда «Жизнь современных художников, скульпторов и архитекторов» (1642 год), описывая ранний период творчества Караваджо, говорил, что молодой живописец часто использовал зеркало, когда трудился над автопортретами небольшого размера. Первой такой работой была картина, изображающая Вакха с гроздьями винограда, написанная с большим старанием, но в довольно сдержанной манере. Предположительно, произведение было создано в период, когда Караваджо закончил обучение и практику в мастерской Кавалера д’Арпино.

Некоторые исследователи также допускают, что описание картины, сделанное Беллори, возможно, относится к другому одноименному произведению. Речь идет об аналогичной работе «Вакх», которая хранится в галерее Уффици во Флоренции.

Художественная манера позволяла считать, что произведение принадлежало кисти римского художника Джованни Бальоне, и относилось к 1593 – 1594 годам. Портрет юного бога виноделия, написанный на холсте, маслом, также входил в коллекцию Кавалера д’Арпино, позже по приказу папы римского Павла V картина была конфискована.

Трудно сопоставить традиционное представление о Вакхе, боге виноделия с образом, созданным Караваджо. В интерпретации художника голова молодого олимпийца украшена пышным венком из плюща. Это растение, несомненно, считалось священным во многих культурах. Тем не менее, Вакх обычно изображался с венком из виноградных листьев, иногда в него были вплетены ветви плюща.

В связи с этим, попытки искусствоведов назвать картину Караваджо «Сатир», как это, например, было сделано в 1790 году, во время инвентаризации произведений, входящих в художественную коллекцию галереи Боргезе, не кажутся беспочвенными. Известно, что венок из плюща был одним из атрибутов внешности жизнерадостных божественных существ, обитавших в лесах. Версия о том, что художник пытался изобразить вовсе не мифологического Вакха, объясняет специфический цвет кожи героя. При этом, Роберто Лонги, историк искусства, изучавший творчество Караваджо, утверждает, что такая особенность появилась лишь из-за признаков болезни художника, писавшего автопортрет с собственного зеркального отражения. Как известно, мастер трудился над произведением не оправившись полностью от желтой лихорадки (малярии).

Джулио Манчини (1558-1630), автор историко-биографического труда о жизни художников-современников, писал о том, что Караваджо серьезно пострадал от удара лошади, вставшей на дыбы, из-за чего он попал в монастырскую больницу при церкви Санта-Мария делла Консолационе. Исследователь также утверждает, что картина «Больной Вакх», скорее всего, относится к периоду, когда молодой живописец работал в мастерской Кавалера д’Арпино. В герое произведения можно рассмотреть черты возвышенного поэта, образ которого был заимствован Караваджо из невероятно популярной в то время «Книги эмблем», написанной Джованни Андреа Альчато. Литературным прототипом был бледный юноша, носивший венок из плюща.

Ранние годы

Микеланджело Меризи родился 29 сентября 1571 года в деревне Караваджо (отсюда пошло его прозвище). Художник вырос между тихим поселением в Ломбардии и шумным городом Миланом, где работал его отец, каменщик Фермо Меризи. Несмотря на низкий социальный статус, семья будущего мастера кисти была вхожа в дом влиятельного сеньора Франческо Сфорца да Караваджо.

Гадалка

В августе 1576 года Микеланджело Меризи было пять лет. В это время бубонная чума опустошила большую часть Европы. Милан также пострадал от вспышки болезни. Хотя художник и его семья пытались спастись от эпидемии в сельской местности, уже к октябрю 1577 года отец Микеланджело, его дедушка с бабушкой, дядя умерли от чумы. Мать будущего художника угасла от этой же болезни четыре года спустя.

Показать таблицу

Историческая справка
Годы жизни 29 сентября 1571 — 18 июля 1610
Страна Италия
Жанр Портреты, жанровая живопись
Стиль Барокко
Сюжеты Портреты, история, мифология, религия, натюрморты

В возрасте двенадцати лет Микеланджело Меризи переезжает в Милан и начинает обучение в мастерской старого живописца Симоне Петерцано. Этот период стал для живописца хорошей жизненной школой. Микеланджело Меризи научился здесь не только уверенно владеть кистью, но и ловко орудовать ножом и шпагой.

Вакх

Предположительно в 1588 году юноша без гроша в кармане попадает в Рим. Там, чтобы прокормиться, живописец перебивается случайными заработками, помогая другим гораздо менее талантливым художникам. Совершенно нищий Меризи писал небольшие жанровые сцены, портреты и натюрморты, чтобы заработать хоть какие-нибудь деньги. Первые его известные картины датируются 1592 годом. Композиции художника становились все более сложными.

Полотна Караваджо вскоре привлекли внимание кардинала Франческо дель Монте. Влиятельный господин пригласил его ко двору и даже поселил в собственном доме

С этого момента карьера живописца в Вечном городе быстро пошла в гору. Молодой художник в полной мере пользовался благосклонностью кардинала и его связями, чтобы получить заказы от самых щедрых покровителей и коллекционеров.

«Поцелуй Иуды»

Эта картина была написана в 1602 году. На первый взгляд,это полотно никак не сочетается с библейскими описаниями, как мы их себе представляли — например, стражники одеты в рыцарские средневековые доспехи, которых, как известно, в описываемое время еще не сущесвовало. Однако у Караваджо всегда было свое видение того или иного события, изображенного на картине. Она рассказывает о последних мгновениях свободной жизни Иисуса Христа, когда предатель Иуда с помощью поцелуя указывает стражникам на Спасителя. Картину, как и все прочие работы Караваджо, отличает удивительный реализм в мельчайших деталях — мимика, морщины, даже грязь под ногтями.

Личная жизнь

Художник никогда не состоял в браке. Мужчина предпочитал рисовать обнаженных юношей, а не женщин. При этом большая часть его ранних работ изображала пухленьких симпатичных мальчиков в образе ангелов или лютнистов. Большинство юношей рисовались полуголыми, их чресла едва прикрывала красиво задрапированная ткань.

Святой Матфей и Ангел

А позы, которые принимали модели, дышали чувственностью и гедонизмом. В ряде работ художника фигурирует его помощник по имени Чекко. Людская молва причисляла мастера к приверженцам однополой любви. А в XX веке художника даже назвали гей-иконой. Хотя официальных доказательств того, что Караваджо предпочитал мужчин, не было.

Судьба художника

О личности художника сохранились противоречивые данные. Это объясняется и тем, что серьёзных биографов у Караваджо не было, и тем, что он был импульсивным открытым, а потому казалось, что в его характере сошлись лёд и пламя. Современники говорили о нём, как импульсивном, вспыльчивом, прямолинейном, открытом, чувствительном человеке.

«Обращение Савла», 1601 г. Караваджо. (Санта-Мария-дель-Пополо, Рим)

Как и многие итальянские художники Микеланджело Меризи, который родился в день Святого Михаила, был прозван по местности, где он появился на свет. Кстати, часть исследователей полагает, что родом он из Милана, а не из коммуны Караваджо.

Первым учителем Меризи был Симоне Петерцано, который брал уроки живописи у Тициана. Вместе они проехали по многим городам Италии, чтобы познакомиться с работами великих итальянцев. У Петерцано же Караваджо обучился анатомии и химии, без которой было невозможно в то время получить нужные краски.

Самостоятельная карьера Караваджо началась поздно. В 20 лет он приехал в Рим, не имея за плечами выдающихся работ, тогда как в то время художники начинали в 12−13 лет. Однако уже в первой монументальной работе он выступил как новатор и провокатор. Для Девы Марии могла позировать проститутка с внебрачным ребёнком, у апостолов могли быть немытые ноги. Шулеры, разбойники, цыганки — всех этих персонажей Караваджо видел сам, открывая для себя дно Рима.

Это произвело впечатление на современников, и к нему выстроились в очередь с заказами. Караваджо не боялся помещать героев спиной к зрителю — создавалось впечатление, что они выходят за пределы рамы и включают наблюдателей в свои сцены.

За темноту полотен художника называли подвальным — и были недалеки от истины. Первое время самостоятельной карьеры живописец работал в погребе, где единственным источником света была открытая дверь. Возможно, это обстоятельство могло навести художника на то световое решение, которое он разовьёт.

На многих полотнах нарушены пропорции и перспектива. Исследователи полагают, что это объясняется использованием камеры обскура или зеркал. Но не исключено и то, что гениальность Караваджо позволяла ему обходиться без специальных трюков.

Для Меризи не было второстепенных деталей на полотне. Портрет и натюрморт были равнозначны, он писал их с одинаковой страстью. Поэтому Караваджо называют основоположником натюрморта как особого жанра.

Немало упоминаний о гомосексуальности Караваджо. В качестве аргумента в пользу этой гипотезы приводят портреты подмастерья Марио Минитти. Однако известно, что у живописца были неоднократно отношения с девушками, а чувственность, с которой он изображал красивых молодых юношей, — вероятно, не столько его художественный приём, сколько ответ предпочтениям заказчиков, которые как раз действительно любили и юношей, и мальчиков.

Караваджо почти не расставался со шпагой, что неоднократно было причиной повышенного внимания полиции. В конечном итоге эта привычка сыграла против него: во время азартной игры в мяч Меризи убил своего соперника Рануччо Томассони — своего рода криминального авторитета, тесно связанного с властью. За это преступление художник был объявлен папой вне закона, что означало, что каждый встречный мог его убить, голову отправить в Ватикан и получить за это вознаграждение.

Последние 4 года Караваджо скитался по итальянским городам. «Его смерть была недостойной, как и его жизнь», — напишет один из современников Караваджо, кстати, тоже художник и, по всей видимости, конкурент и завистник. Как в действительности умер Микеланджело Меризи, неизвестно. Сохранились сведения, что в 1610 году он получил прощение папы и отправился в Рим, чтобы лично убедиться в этом и вернуться к прежней жизни в Вечном городе. Но до Рима он так и не добрался: где, как и почему он умер неизвестно.

Вскоре после кончины Караваджо многие из его работ были изъяты из церквей — контрреформация объявила его картины ересью. Только в середине 20-го века живописец был вновь открыт широкой публике.

Биография

Будущий живописец родился в столице моды Милане (конечно, тогда он еще не был столицей) 29 сентября 1571 года. Его отец был архитектором (или выражаясь более простым языком, строителем). Когда юному Микеланджело исполнилось 5 лет, произошла трагедия — от чумы умерли отец и дед. Мать, спасаясь от смерти, переехала с детьми из Милана в городок Караваджо неподалеку (некоторые биографы склоняются к мнению, что художник родился именно там, откуда и получил свою фамилию- из Караваджо была родом его мать).

После смерти отца для семьи наступили трудные времена — при жизни глава семьи работал на маркиза Франческо Сфорца и получал отличное жалование. Теперь же детям приходилось как-то добывать деньги самостоятельно. Этот период жизни будущего художника был и остается до сих пор тайной — не сохранилось ни одного источника, рассказывающего о детстве Микеланджело.

Когда ему исполнилось 13 лет, юноша поступает в ученики к мастеру Симону Петерцано, который считался учеником самого Тициана. Там Караваджо научился живописи и приобрел свой собственный стиль в написании картин. Однако, самые первые картины не сохранились. 1592 год отметился еще одной трагедией — умерла мать. Оставшееся наследство было поделено между детьми — самим Караваджо, его тремя братьями и сестрой. На эти деньги он отправляется в Рим. Надо сказать, что уже в конце 1580-х годов он начинает попадать в различные криминальные истории, отличается вспыльчивым нравом и вздорным характером, которые не раз приводили его за решетку. В Риме все это безобразие продолжилось.

Жизнь в Вечном городе поначалу складывалась трудно — не было возможности найти работу, жилье. Но Караваджо повезло — его принял под свое покровительство известный живописец Чезаре Д Арпино, который взял молодого таланта в свою мастерскую и поручил писать натюрморты. Однако юноша не теряет времени даром и рисует свои собственные полотна — как раз в мастерской Арпино были написаны «Больной Вакх» и «Мальчик с корзиной фруктов». В первых своих «римских» работах художник ориентировался на великих живописцев того времени — Да Винчи, Тициана, Джорджоне. В 1593 году он познакомился с голландским художником Яном Брейгелем старшим. Вообще, стоит сказать, что эта мастерская оказала незаменимую услугу Караваджо — он познакомился со многими меценатами, художниками и просто завел полезные знакомства, которые ему пригодились в будущем.

Поначалу его картины отличались одной деталью — на них изображались только одиночные герои. Начиная с 1594 года, Караваджо создает уже мультифигурные картины — например, «Шулеры» и «гадалка». В большинстве случаев моделью для картин выступал он сам или его ученик, Марио Миннити, с которым он познакомился также в мастерской Чезаре.

В те годы в живописи доминировал маньеризм, но Караваджо, как всегда,бросил вызов устоям художественного общества и стал рисовать картины, полные реализма, не просто высокопоставленных людей, а простых граждан с улицы — торговцев, мошенников, прохожих. Под конец 1590- х годов Караваджо берет под свое покровительство кардинал Франческо Де ла Монте. Художник уходит из мастерской учителя и начинает свой собственный путь и создает одну из своих самых знаменитых картин – «юноша с лютней».

Приложения

Список используемой литературы

  • Андре Берн-Жоффруа , Le Dossier Caravage: Психология атрибуции и психология искусства , Париж, Фламмарион, колл.  «Чемпионы искусств»,2010 г.( 1- е  изд., Выпуск 1959 г., полночь) ( ISBN  978-2-0812-4083-4 ), переиздание, аннотированное Арно Брежоном де Лавернье (сборник «Идеи и исследования») в 1999 году, затем обновленное для издания 2010 года.
  • Лоран Болар , Караваджо , Файярд ,2010 г., 282  с. .
  • Франческа Каппеллетти ( перевод  с итальянского Центром международных лингвистических исследований), Le Caravage et les caravagesques , Париж, Le Figaro, колл.  «Великие мастера искусства»,2008 г., 335  с. ( ISBN  978-2-8105-0023-9 ).
  • Sybille Ebert-Schifferer ( перевод  с немецкого Виржини де Бермон и Жан-Леон Мюллер), Караваджо , Париж, Хазанские издания ,2009 г., 319  с. , 32 см ( ISBN  978-2-7541-0399-2 ).
  • Хосе Фреш , Ле Караваджо: Художник и убийца , Париж, Галлимар ,1995 г., 159  с. ( ISBN  978-2-07-043913-3 ).
  • (ru) Эндрю Грэм-Диксон, Караваджо: жизнь священная и профанная , Лондон, Аллен Лейн,2010 г.( перепечатка  2011 г.), xxviii-514  с. , 25 см .
  • Жиль Ламбер , Караваджо , Кельн / Париж, Ташен ,2004 г., 96  с. ( ISBN  978-3-8365-2380-6 ).
  • (ru) Хелен Лэнгдон , Караваджо : жизнь, Боулдер, Westview Press,2000 г.( 1- е  изд. 1998 г.), 436  с. ( ISBN  0-8133-3794-1 ).
  • Екатерина Пуглиси ( перевод  с английского — Канал Дени-Армана), Караваджо , Париж, Éditions Phaidon ,2005 г.( Repr.  2007), 1 — е  изд. , 448  с. , 26 см ( ISBN  978-0-7148-9995-4 ).Оригинал на английском языке: (en) Catherine Puglisi, Caravaggio , London, Phaidon Press Limited,1998 г.( Репр.  2000, 2003 и 2010 гг.), 1- е  изд. , 448  с. , 25 см ( ISBN  978-0-7148-3416-0 ).
  • Жерар-Жюльен Сальви , Le Caravage , Gallimard, колл.  «Фолио биографии»,2008 г., 317  с. ( ISBN  978-2-07-034131-3 ).
  • (ru) Джон Т. Спайк, Караваджо , Нью-Йорк, Abbeville Press,2010 г.( 1 — е  изд. 2001), 623  с. .

Место в работе

Повторяющийся тип стола

Больные Вакй легко усваиваются к набору первых работ производятся около 1593-1594 и которые представляют молодые коричневые мальчик, вьющийся, обрамленные на талии и связанные с элементами натюрморта (плоды, листы), в светском лечении. Или мифологический . Их размеры очень похожи: все это так называемые « станковые  » картины  . Определенные элементы будут пересекаться с большей частью более поздних работ Караваджо, в частности, обработка , которая исходит слева и оставляет темный, нечеткий, даже полностью черный фон. Комментаторы без колебаний превозносят эту первую серию картин, которые, хотя еще не достигли значительного успеха великих римских работ будущего, свидетельствуют, как пишет Витторио Сгарби , о «новом языке , свободном и иконографии». что до него никто не посмел » .

Ветер новизны

Включение натюрморта на передний план было новинкой для римского художественного мира 1590-х годов.

По мнению Катерины Пуглиси , историка искусства, эти первые картины уводят молодого художника в сторону от художественного течения того времени

Она объясняет, что самая яркая новинка заключается в важном месте натюрморта  : Караваджо имел примечательную черту — для того времени — « на равных одновременно к цветам, фруктам, цветам, овощам и персонажи ». Хотя натюрморт довольно часто встречается в современной ломбардской живописи , он необычен для римской публики; и иконографическая и натуралистическая обработка, которую сделал Караваджо, отделяет его от художественной практики момента

Таким образом, изображение листьев и плодов на картине Вакха примечательно для того времени; для Грэхема-Диксона он даже свидетельствует о «  тревожном пафосе » в своем упрощенном виде на холодной, голой каменной плите. Ее коллега-историк искусства Хелен Лэнгдон также отмечает этот сокращенный и изолированный натюрморт, в котором она видит призыв к натурализму в противоположность жесткой риторике римской художественной среды; но она считает, что это также натурализм модели, который представляет собой художественный вызов, потому что Бахус здесь уже не древний бог вина, поэзии или веселья, а больной ребенок, выходящий с улиц Рима с грязными и расшатанными ногтями. замаскированный под антиквариат. Сибилла Эберт-Шифферер суммирует в одной формуле возможный проект молодого Караваджо, изображающего себя Вакхом: возможно, мы должны наконец увидеть в нем «форму изобретательной рекламы самого себя» , равно как и свидетельство ломбардского натурализма. художник вносит свой вклад в римский художественный мир.

«Медуза»

Это, пожалуй, одно из наиболее известных полотен Караваджо.

Она была написана примерно в 1597 году и была выполнена в двух экземплярах — на холсте. Картина предназначалась в подарок герцогу Тосканскому, чтобы он натянул это полотно на щит (даже сама картина выполнена в форме круга).

Изображение на полотне отрубленной головы медузы Горгоны поражает воображение — агония последних секунд жизни отражена в уже мертвых глазах, но все еще несущих погибель (согласно мифам, Горгона обращала в камень все живое одним лишь взглядом).

Великолепные произведения не остудили суровый нрав художника — он продолжал попадать в неприятности и сидеть в тюрьме, пока в 1606 году не убил человека.

Опасаясь пожизненного срока или казни, он бежал из Рима, но надеялся на помилование, а пока писал картины. Художник скончался от малярии в 1610 году на 40 году жизни

Его полотна продолжают радовать глаз и привлекать внимание своими уникальными красками и техникой написания

Влияние Караваджо на мир искусства

Творческая манера Караваджо оказала непосредственное влияние на сложение течения караваджизма — самостоятельного направления в европейском искусстве 17 века. Для караваджизма характерны демократизм образной системы, повышенное чувство реальной предметности, материальности изображения, активная роль светотеневых контрастов в живописно-пластическом решении картины, монументализация жанрово-бытовых мотивов. В Италии, где тенденции караваджизма сохраняли свою актуальность до конца 17 века и особенно сказались в живописи Рима, Генуи и Неаполя, наиболее сильное и оригинальное истолкование наследие Караваджо получило в творчестве итальянского художника Орацио Джентилески и его дочери Артемизии.

Ни один крупный живописец того времени не прошел мимо увлечения караваджизмом, явившимся важным этапом на пути европейского реалистического искусства. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др.), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Через этап караваджизма прошли Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт ван Рейн, Жорж де Латур. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector