Эдгар-дега.рф

Балет и танцовщицы

Тяжелую работу балерин, упорные, изматывающие репетиции, чаще чем празднество спектакля изображал Дега в пастелях и рисунках. Не царицы сцены, а усталые ее поденщицы смотрят с полотен мастера. Струящийся свет рампы, полупрозрачный ореол балетных пачек с резким контрастом — сильные, даже грубые мускулистые ноги, простолюдные лица “нимф” и “сильфид”.

Отношение Дега к “богиням сцены”, его даже насмешливое восхощение ими звучит и в сонетах:

Эдгар Дега.Звезда. Танцовщица на сцене.1878 г.Эдгар Дега.Зеленая танцовщица.1879 г.

Картина “Голубые танцовщицы”

Худенькими девочками с торчащими лопатками на спине прибегают танцовщицы Дега на сцену, и торжественные заученные улыбки уже начинают играть на их личиках. И хотя профессиональные навыки часто подчиняют себе индивидуальность моделей, художник никогда не подчеркивает их калечащее влияние на человека, деформирующее его личность. Свет рампы, звуки музыки одухотворяют танцовщиц, движения балерин становятся не вульгарными, а пленительными. Загадочно темнеют глаза. Легкие, колеблющиеся, нервные штрихи пастели мерцают и искрятся.

Художник подчиняется колдовству сцены, восхищаясь красотой зрелища, возникающего перед ним. И забывает, что “создают цариц лишь грим да расстоянье”. Рука мастера рождает шедевр, поражающий тончайшей гармонией линий, цвета, света и жестов. Речь идет о “Голубых танцовщицах”, которые являются гордостью собрания Государственного музея А.С.Пушкина (г.Москва).

Эдгар Дега. Голубые танцовщицы. 1897 г.

История одного шедевра: «Голубые танцовщицы» Дега

Сюжет

Четыре балерины кружатся в танце. Мы не знаем, что это за партия. Не знаем мы и того, находятся они на сцене или в классе, выполняя упражнения. Есть версия, что Дега изобразил одну модель в разных ракурсах, стараясь передать образ кружащейся танцовщицы.

«Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение», — признавался Дега, когда его в очередной раз называли поклонником танцовщиц.

Их невесомые полупрозрачные фигурки предстают на картинах то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха.

Логично было бы заподозрить Дега в сексуальной связи художника с танцовщицами, однако никаких свидетельств об этом не сохранилось, как и об отношениях художника с женщинами или с кем-либо еще.

Урок танцев (1873−1875)

Чтобы придать краскам особое «звучание», Дега придумал обрабатывать картины паром — пастель размягчалась и её можно было растушевывать. А чтобы заставить пастель «светиться», художник растворял ее горячей водой и наносил на холст, как масляную краску.

Контекст

Каждое произведение Дега при кажущейся воздушности — результат длительных наблюдений и кропотливой работы. Экспромт был категорически несовместим с перфекционизмом художника. Наблюдательность и феноменальная зрительная память позволяли ему с поразительной точностью улавливать нюансы, создающие ощущение мгновенного и случайного.

К концу сеанса модели Дега всегда были не только смертельно уставшими от долгого позирования. Они были еще и размечены полосками, которые помогали художнику выверять пропорции.

Абсент, 1876

Важно

Вдохновение же художник черпал в театрах, опере, кафешантанах. Последние были крайне популярны в Париже на протяжении последней трети XIX века — до появления кинематографа. Эти заведения встречались всюду и были ориентированы на клиентов с разным достатком.

Демократичность и вульгарность кафешантанов притягивали Дега. Его забавляли фрики, которых можно было встретить там: чревовещательницы, крестьянки, сентиментальные дамочки и т. п.

Здесь, под светом электрических фонарей, Дега находил новые способы для передачи привычного — к чему, собственно, и стремились импрессионисты.

Судьба художника

Эдгар Дега был старшим сыном в аристократической семье. Чтобы скрыть свое благородное происхождение, он изменил свою фамилию де Га на более простую — Дега.

Не нуждаясь в деньгах, начинающий художник предпочитал писать ради искусства и тратить бесконечные часы на доработку. Была даже шутка, что заставить Дега закончить полотно можно только одним способом — отняв у него картину. По части перфекционизма Эдгар был маньяком. Во время обучения он так тщательно копировал работы старых мастеров в Лувре, что оригинал был трудно отличим от штудии.

Автопортрет, 1854−1855

Дега дружил с импрессионистами. Он не разделял многое из их принципов, но сходился с ними в одном из основополагающих для стиля: сюжеты брались из повседневности. Пленэрам Дега предпочитал театр, оперу и кафешантаны. В искусственном освещении заведений Дега часами наблюдал за тем, как движутся люди.

После смерти отца в 1870-х у семьи возникли проблемы с деньгами. Впервые Дега начал продавать свои картины и участвовать в выставках. Но как только он наладил клиентскую базу, художник отказался от экспозиции своих работ, предпочитая продавать их через нескольких торговых агентов.

Последние 10 лет Дега почти не писал. Он жил одиноко в своей холостяцкой квартире, окруженный холстами, антиквариатом и коврами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector