Сатурн, пожирающий своего сына. 1636
Жуткая картина Рубенса, изображающая Сатурна (Кроноса по греческим мифологиям), пожирающего своего сына, вызывает у зрителя оторопь и настоящий ужас. По преданиям, Сатурну пророчили смерть от руки своего сына, с тех пор он пожирал каждого своего отпрыска. Художник словно застал за этим занятием древнего бога. Искажённое личико младенца от страшного укуса своего родителя источает боль, и, кажется, что слышен его крик. Реалистичность происходящего, зеленовато-синие тона картины делают её воистину страшной, от которой бегут мурашки по телу. Только настоящий мастер может вызвать подобные ощущения у зрителя от картины.
17
Отцелюбие римлянки (масло, холст 140×180 см). 1612
Сюжет этой картины почерпнут из античных текстов. За основу взята легенда о поступке преданной дочери Перо. Попав в тюрьму, старый Кимон голодал, и чтобы спасти отца, дочь пробралась в темницу и накормила его своим грудным молоком. Это так поразило и умилило тюремщиков, что старик был отпущен на свободу, а дочь помилована.
Мимо такого сюжета Рубенс пройти не мог, и результатом его трудов стало великолепное по колориту и композиции полотно. Ярко-алое платье Перо символизирует жизнь и милосердие.
Благодаря императрице Екатерины II, которая купила полотно Рубенса в период своего царствования, этот шедевр хранится в Государственном Эрмитаже.
3
Литература
- На русском языке
- Бенуа А. Н. Путеводитель по картинной галерее Императорского Эрмитажа / А. Н. Бенуа; Послесл. Ю. К. Золотов. — 2-е изд., доп. — М. : Изобразительное искусство, 1997. — 304 с. — ISBN 5-85200-213-5.
- Лебедянский М. С. Портреты Рубенса / М. С. Лебедянский. — М. : Изобразительное искусство, 1991. — 192 с. — ISBN 5-85200-123-6.
- Левинсон-Лессинг В. Ф. История Картинной галереи Эрмитажа (1764-1917) / Предисл. Б. Б. Пиотровского ; Вступ. ст. Н. Н. Никулина. — 2-е изд., испр. и доп. — Л. : Искусство, 1986. — С. 75. — 423, с. — OCLC .
- Шмидт Д. А. Рубенс и Иорданс : Путеводитель / Проф. Д.А.Шмидт ; Гос. Эрмитаж. Карт. галерея. — Л. : Ком. популяризации худож. изд. при Гос. акад. истории материал. культуры, 1926. — С. 14. — 30 с.
- На других языках
- Jaffé M. Rubens : catalogo completo : / Michael Jaffé ; traduzione di Germano Mulazzani. — Milano : Rizzoli, 1989. — P. 282. — 397 p. — ISBN 881725701X. — OCLC .
Даниил в яме со львами. 1616
Ветхозаветная книга Даниила рассказывает о том, как библейский герой был осуждён проводить ночь в логове львов за поклонение Богу, а не персидскому царю Дарию. Здесь изображено следующее утро, когда Даниил благодарит Бога за то, что он пережил ночь благополучно. Для богословов образ Даниила, освобождённого из пещеры, символизировал воскресение Христа из гроба.
Рубенс мастерски сочетал реализм и театральность, чтобы оказать сильное эмоциональное воздействие. Например, несколько львов смотрят прямо на зрителя, создавая предположение, что зритель находится в том же пространстве, что и львы, и поэтому, подобно Даниилу, испытывает ту же угрозу, что и дикие хищники. Эта непосредственность усиливается тем фактом, что звери изображены в натуральную величину на огромном холсте и изображены с убедительным реализмом. Дополняет эту правдивость драматическое освещение и преувеличенная эмоциональность молитвенной позы Даниила.
6
Творчество Питера Пауля Рубенса
Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608). В Рим он был приглашён своим братом, библиотекарем при ватиканском кардинале Асканио Колонна. В Риме Рубенс выполнил алтарь для церкви Санта-Мария-ин-Валичелла и для монастыря ораторианского ордена в Фермо. Возвращение в Антверпен было связано со смертью матери.Здесь он открыл просторную мастерскую, в которой работали подмастерья, выстроил себе прекрасный особняк, который постепенно наполнялся картинами, статуями и произведениями декоративно-прикладного и ювелирного искусства.
Дом Рубенса в Антверпене
В творчестве Рубенса этого периода, кроме картин с эпизодами библейской истории, стали чаще появляться сюжеты из античной мифологии («Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа»).
П. Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)
В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. В этом сюжете Рубенс проявил свои возможности художника в изображении пластики человеческих тел.Сильными руками юноши подхватывают нагих женщин, чтобы посадить их на коней. Светлые тела обнажённых золотоволосых женщин искусно сопоставлены с загорелыми фигурами тёмнокудрых мужчин. Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Композиционные решения Рубенса всегда отличаются разнообразием, а богатство красок и жестов на его картинах всегда впечатляют. Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы.Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни.В 1610-е гг. Рубенс начал работу над новыми для фламандской живописи жанрами – охотничьими сценами, в которых показана динамика движения.
П. Рубенс «Охота на гиппопотама» (1618)
В 1622 г. вдовствующая королева Мария Медичи вызвала Рубенса в Париж, чтобы он заполнил картинами из её жизни два длинных перехода в новом Люксембургском дворце.
П. Рубенс. Галерея Медичи в Лувре
За два года он создал 24 полотна (21 картина из жизни королевы и 3 портрета). Впоследствии эти картины были перенесены в Лувр.
П. Рубенс «Коронация Марии Медичи» (1625)
В 1628 г. король Филипп IV пригласил Рубенса в Мадрид, чтобы тот смог увидеть богатейшее собрание произведений своего кумира Тициана, а также копировать их. В 1629 г. Рубенс выполнил и роль дипломата – ему было поручено отправиться в Лондон для проведения мирных переговоров с Карлом I, что он исполнил с блеском. В Лондоне Рубенс покрыл потолок зала банкетов Уайтхолльского дворца аллегориями из жизни отца монарха, Якова I. За эти заслуги король возвёл художника в рыцари, а Кембриджский университет произвёл его в почётные доктора.В поздний период творчества Рубенса всё больше стали привлекать пейзажи. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Жизнь в сельской местности приблизила Рубенса к природе, и к жизни крестьян, которых он стал изображать.
П. Рубенс «Кермесса» (1638)
Картина изображает разудалую стихию народного праздника. Этот сюжет в Голландии называют «сельский праздник» или «ярмарочное гулянье в Нидерландах». У Питера Брейгеля Старшего также есть полотно на эту тему, но Рубенс перещеголял его бо́льшим накалом страстей и массовостью.
Питер Брейгель Старший «Кермесса»
В последние годы жизни Рубенс страдал от подагры, ему было тяжело работать. В 1640 г. он скончался.
Персей и Андромеда (масло, масло 99×139 см). 1622
Государственный Эрмитаж обладает воистину уникальным шедевром Питера Рубенса «Персей и Андромеда». Эта картина изображает кульминационный момент подвига Персея, когда он уже убил чудовище и освобождает прекрасную Андромеду. Андромеда изображена обнажённой, в знаменитом «рубенсовском» стиле. Её пышное, великолепное тело словно сияет на тёмном фоне. Из темноты к ней протягивает руку Персей, за ним — его крылатый конь Пегас. Поверженное чудовище, открыв пасть, лежит у ног героя. В руках Персея щит с головой Горгоны. Это она помогла Персею повергнуть чудовище.
Мастерство Рубенса видно в мельчайших деталях. Волнистые мазки на крупе лошади создают форму и придают шкуре натуральности. Безумное выражение лица Горгоны добавляет картине драматизма. Безупречный герой в римских латах награждается лавровым венком самой богиней победы Никой. Радостные Амуры суетятся у ног героев, а нежный румянец на щеках Андромеды предвещает чувства зарождающейся любви.
11
Три грации (масло, дерево 221×181 см). 1623
Одна из самых известных картин «Три грации» не перестаёт удивлять наших современников, ведь по современным представлениям, грации должны быть изящными, воздушными и безупречными. Рубенс изображает женщин согласно канонам и представлением о красоте своего времени — реальных, из крови и плоти, так как создал их Господь. Рубенс был верующим человеком, и считал, что нет ничего зазорного в изображении наготы человеческого тела. Нагота граций абсолютно лишена пошлости, но эротична и прекрасна. Именно потому, что пышное тело обладает необычайной живописностью, Рубенс с огромным наслаждением писал чуть полноватых женщин, и восхищался каждой ямочкой и складочкой на их божественных телах. Эта картина — настоящий гимн женщине.
С этой картиной Рубенс никогда не расставался, и только после его смерти она была куплена испанским королём Филиппом IV. Как жалко, что most-beauty не может показать вам эту работу без мозайки в некоторых местах, ведь действительно, здесь нет ничего неприличного. Но обязательства перед партнёрами заставляют нас замазывать всю красоту обнажённого тела.
12
Избиение невинных (Избиение младенцев)(масло, размер холста 142×182 см). 1610
После путешествия в Италию в 1607–1608 гг., вдохновившись работами мастеров ренессанса, Питер Рубенс написал серию грандиозных работ на библейскую тематику. Одним из шедевров этой серии является потрясающая картина «Избиение невинных». Это самое мощное по динамизму и трагизму изображение библейского сюжета об избиении младенцев по приказу царя Ирода.
Безжалостные воины с мечами буквально раздирают несчастных детей. Матери пытаются сопротивляться, но бесполезно. Трупами детей усыпана улица города. Защищая свою дочь и внука, пожилая женщина голыми руками схватила острый меч, но грязная кровавая рука убийцы схватила её за лицо и бросает на землю. Смотреть на эту картину без содрогания невозможно. Питер Рубенс показал весь ужас и сумасшествие этого страшного события.
2
Примечания
- , с. 175.
- , p. : «The Vienna drawing, on which another portrait of the girl in the Hermitage, Leningrad (again not autograph), is based, was later annotated “Sael dochter van de Infante tod Brussel” (the Infanta’s maid of honor in Brussels».
- ↑
- , с. 189.
- ↑ , с. 192.
- ↑ , с. 45.
- , с. 79.
- , p. 324.
- ↑
- , p. 275.
- , p. 181.
- ↑ , s. 75.
- ↑ , p. 231.
- (англ.). Sotheby’s. Дата обращения: 30 января 2013.
- ↑ , p. 246.
- ↑ , с. 173.
- ↑ , с. 106.
- , с. 235.
- ↑ , p. 244.
- ↑
- , s. 75.
- , p. 8.
- , с. 176.
- , p. : «A small portrait of Clara Serena Rubens was listed in the estate of her grandfather Jan Brant in 1639. Although that work is described as being painted on panel, it might be identified with the present one, which, according to a seal dated 1656 on the back, must have been glued to the new wooden support before that date».
- , p. 45.
- (англ.) (недоступная ссылка). Hermitage official site. Дата обращения: 30 января 2013.
- ↑
- , с. 384.
- , p. 138.
- , с. 174.
- , с. 190.
- , с. 51.
- ↑ , с. 61.
- ↑ , с. 193.
- , с. 71.
- (недоступная ссылка)
- .
- , с. 383.
- , с. 147.
- (англ.). Дата обращения: 30 января 2013.
Влияние и значение
Картина является одним из самых популярных экспонатов современного музея Эрмитаж (экспозиция фламандской живописи, зал 247) и рекомендована к просмотру в каталогах. Она приведена в учебниках в качестве образца техники живописи и передачи цвета.
Картине посвятил стихотворение Андрей Дементьев («Смотрю на портрет камеристки…»). По мотивам истории, связанной с созданием портрета, планировал написать повесть Константин Паустовский, но не успел претворить свои планы в жизнь.
В связи с 400-летием со дня рождения Рубенса в 1977 году во многих странах были выпущены юбилейные серии марок, в том числе посвящённые портретам детей художника. В СССР «Камеристке» были посвящены марка и конверт первого дня. Марки на ту же тему вышли и в других странах: Болгарии, Мадагаскаре и Монако.
Союз Земли и Воды (масло, холст 222×180 см). 1618
Это аллегорическое монументальное полотно было написано в честь исторического события — долгожданного снятия осады Голландии и выхода страны к морю. Современные искусствоведы эту аллегорию объясняют как союз двух стихий и начал — Земли и Воды, Женщины и Мужчины. Этот союз вечен, и ни один не может существовать без другого. Композиционное решение картины построено по принципу пирамиды. Богиня, представляющая Землю — яркое светлое пятно на картине. Её за руку держит грозный Нептун, представляющий Воду. Он повёрнут лицом к богине, и спиной к зрителю. Мощные мышцы загорелой спины играют под действием света и тени. Внизу полотна, у ног Земли и Воды плещутся тритоны и возвещают об этом событии, дуя в морские раковины.
10
История создания и идентификация модели
Специалисты датируют портрет камеристки приблизительно 1623—1626 годами. Достоверно история его создания не известна, существуют лишь общие соображения искусствоведов. Картина написана в поздний период творчества художника — состоявшегося мастера монументальных полотен, руководителя большой художественной мастерской. Производство картин тогда было поставлено на поток: мастер делал набросок картины, а заканчивали её уже ученики. Главы крупнейших европейских государств почитали за честь заказать картину у фламандца. Рубенсу сопутствовала слава; в 1624 году король Испании даровал ему дворянство. Рубенс был востребован не только как живописец, но и как высокопоставленный дипломат при дворе инфанты. В то же время в личной жизни Рубенс переживает трагедию за трагедией.
21 марта 1611 года в семье Питера Пауля Рубенса и Изабеллы Брант появилась перворождённая дочь Клара Серена. Изабелла Клара Евгения могла быть крёстной матерью ребенка, на что указывает заимствование имени и титула (серениссима) суверена . В 1623 году в 12-летнем возрасте Клара Серена скончалась после болезни. В 1625 году умер близкий друг и единомышленник Ян Брейгель Старший. В 1626 году во время эпидемии чумы ушла из жизни супруга художника Изабелла Брант. Рубенс тяжело переживал эти утраты. В письме другу Пьеру Дюпуи (en) он написал по поводу смерти жены: «…мне будет весьма трудно отделить мою скорбь от воспоминания, которое я должен вечно хранить о дорогом и превыше всего чтимом существе». В этот же период жизни Рубенсом (или его учениками) создана целая серия портретов, изображающих одну и ту же модель в разном возрасте.
Не осталось работ Рубенса, позволяющих однозначно идентифицировать внешность его дочери. Сохранилась сильно обрезанная и незаконченная картина из коллекции Лихтенштейнской галереи, которую называют детским портретом Клары Серены (иногда «Портрет дочери художника») на основе явного сходства с Изабеллой Брант. Она датирована примерно 1616—1618 годами. Ещё один набросок — девочка, очень похожая на Клару Серену, — принадлежал Метрополитен-музею в Нью-Йорке до 2013 года, когда он был продан на аукционе в «Сотбис» частному лицу; позднее набросок был передан на долгосрочное хранение сначала в коллекцию князя Лихтенштейнского, а затем в Дом Рубенса в Антверпене; отнесённый на аукционе 2013 года к рубенсовской школе, набросок был признан подлинной работой Рубенса по итогам проведённой реставрации. Этюд Рубенса из коллекции Альбертины (Вена) изображает ту же модель. По нездоровому виду девочки можно предположить, что дочь художника (если это она) изображена на этюде уже больной, то есть около 1623 года. Идентичность моделей на венском этюде и на эрмитажном портрете не оставляет сомнений —та же внешность, схожее платье, та же причёска и выбившаяся прядь волос. Подпись к венскому этюду поверху на старофламандском гласит «Sael doegter van de Infante tot Brussel». Это можно перевести как: «придворная дама инфанты Брюссельской». В нижнем правом углу венский этюд подписан P P Rubens, и его авторство несомненно, но вопрос, кто надписал этюд и кто модель, остаётся спорным. Некоторые источники утверждают, что подпись неизвестного происхождения (Шарле, Хельд), Другие (Алпатов) считают, что картина подписана именно Рубенсом. Эскиз хранился вместе с другими фамильными портретами семьи Рубенсов, поэтому родственные отношения с изображённой на нём моделью вполне возможны. Как бы то ни было, по венскому этюду и получила своё название «камеристка», так как сама картина не несёт на себе никакой подписи и никак не была поименована в каталогах.
Явное сходство с «камеристкой» можно заметить и в облике первой супруги художника. Это заметно на автопортрете с Изабеллой Брант, где ей около 18 лет, а также в позднем наброске. Валентин Янин высказал предположение о том, что на портрете — идеализированное изображение Изабеллы Брант в молодости. Есть версия, что это могла быть и безымянная любовница художника (Герман Кнакфус). Указывая на то, что Рубенс вновь и вновь возвращался к этому образу, историки делали вывод о связи семейного или личного характера. Впрочем, атрибуция во всех картинах этого своеобразного «семейного» цикла вызывает сомнения.
Описание и техника
Картина представляет собой погрудный портрет девушки, выполненный маслом на дереве. Для лучшей сохранности дубовая основа паркетирована. Модель одета по испанской моде в строгое тёмное платье с белым гофрированным воротником. Тонкий слой масла почти не скрывает голубую тонировку грунта, нанесённую характерными для Рубенса широкими диагональными, несколько грубоватыми мазками. Имеются следы трещин и старой записи по трещинам. Рентгенограмма портрета показала авторское изменение формы серёжки, заметное также невооружённым взглядом. Работа не подписана автором.
Сдержанный колорит картины построен на переходе от тёмного платья, почти сливающегося с коричневым фоном, к тёплым краскам лица с преобладанием жемчужно-серебристых тонов. Картина создана по принципу алла прима, в доминирующей технике лессировки. Просвечивающий сквозь тонкие мазки грунт придаёт облику модели лёгкость. Рефлекс от пастозно отрисованного белого воротника-фрезы освещает лицо девушки и всю композицию
Используя несколько архаичное построение портрета по старофламандским канонам (тесная рамка, минимум аксессуаров, строгий фон), автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Большие светло-зелёные глаза и выбившиеся пряди белокурых волос придают особое звучание композиции
Чуть болезненный румянец и едва заметная улыбка на губах сообщают портрету интимный характер. Взгляд девушки направлен слегка в сторону от зрителя. Пропорция расположения глаз на портрете соответствует золотому сечению.
Восприятие
В отличие от своих современников — Веласкеса, Вермеера или Рембрандта — Рубенс не считался мастером психологического портрета. Эжен Фромантен вообще считал Рубенса слишком темпераментным художником, не способным к неспешному анализу, требуемому для погружения во внутренний мир человека. Немецкий художник и писатель Герман Кнакфус писал о том, что портреты считались самой слабой стороной его дарования, и Рубенсу лучше удавалось передать чисто фотографическое сходство.
Галерея образов близких и родных выделяется в творчестве фламандца, разительно отличаясь от картин на библейские темы и парадных портретов венценосных особ. Изображения Изабеллы Брант, Елены Фоурмен, детей художника узнаваемы родственной теплотой и интимным настроением. Михаил Алпатов провёл параллель с картинами Валентина Серова, у которого также различаются помпезные великосветские картины и портреты близких и родных людей. Виктор Лазарев отмечал: «Обладающая теплотой жемчуга и прозрачностью хрусталя карнация („камеристки“) написана с таким гениальным мастерством, что даже у Рубенса этот замечательный портрет стоит несколько особняком».
Формально «Камеристка» соответствует традиции барочного придворного портрета той эпохи — человека знатного и исполненного собственного достоинства. В отличие от своего ученика Ван-Дейка, Рубенс не уделял пристального внимания одежде модели, передаче текстуры ткани и складок, столь важных для торжественного портрета. Однако в случае с «Камеристкой» строгое платье и эффектный воротник, золотая цепочка — всё это неразрывно связано с образом девушки и немного взрослит её, что органично дополняет композицию. Картина словно освещена изнутри, в ней выгодно используется хроматический контраст между просветлёнными участками и тенями на лице, которые кажутся не серыми, а голубоватыми. Мастерство Рубенса-живописца проявляется в цветопередаче, в изысканности линий головы модели, изящном овале и чертах лица, являющих особый тип северной женской красоты. Благодаря тонкому письму, картина не статична; она пронизана волнистым движением, заключённым в посадке модели, разлёте ресниц, лёгкой улыбке.
Девушка, изображённая на картине, едва перешла черту между юностью и зрелостью. Во внешности камеристки есть ещё что-то неустоявшееся и девичье, некое смятение чувств. Изящный переход от юности к зрелости, просвечивающий сквозь облик модели, едва заметная грустная нотка во взгляде приоткрывают внутренний мир придворной дамы. При более пристальном взгляде надменность во взгляде пропадает, и возникает ранимая и чувствительная натура. Это настроение подчёркивается и очень тонким слоем краски, едва закрывающим грунт. Юрий Нагибин сравнил «Камеристку» с «Дамой с горностаем» — на первый взгляд такая же кроткая и незащищённая натура, скрывающая за собой все тайны королевского двора. Глубину дарования Рубенса здесь можно сравнить с исполнительским мастерством Веласкеса и Вермеера. Однако, в отличие от них, автор достигает своей цели без жестокой моральной двусмысленности и гротескного изображения, срывающего покровы. Рубенс изображает облик целостно и последовательно, не теряя её женское естество, приближаясь в своём портрете к идеалу человеческой личности.