Несколько слов о художнике
Алексей Петрович Антропов, русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в России художников, начавших писать светские портреты.
Он родился 14 (25) марта 1716 г. в Санкт-Петербурге в семье солдата лейб-гвардии Семёновского полка, бывшего по совместительству также слесарным и инструментальным мастером сначала при Оружейном дворе, а затем при Канцелярии от строений.
С 1732 г. Алексей обучался в Канцелярии от строений. При этой канцелярии юный Алексей Антропов состоял сначала в качестве ученика, а потом и в роли подмастерья в «живописной команде». Его педагогами были такие знаменитые живописцы, как Луи Каравак, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Пьетро Ротари.
В 1742 г. Антропов уже в качестве художника стал участвовать в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве. В Петербурге же он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе, участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, под руководством Дж. Валериани работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти Антропов создаёт декорации для Оперного дома.
В 1752 г. он получает самостоятельный заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», только что построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Франческо Растрелли. Наиболее значительна из его росписей собора монументальная «Тайная вечеря» — запрестольный алтарный образ.
«Гренадёр в фижмах»
Влиятельнейшая статс-дама при дворе Анастасия Михайловна Измайлова была дочерью петровского камергера Нарышкина и женой генерала-майора Измайлова. Она родилась в 1703-м году. Следовательно, на момент написания портрета, если взять за дату 1759 год, ей было около 56-ти лет. Для того времени этот женский возраст более чем почтенный.
Но Анастасия Михайловна явно не пренебрегает дамскими ухищрениями ради красоты и молодости. Её лицо густо набелено и покрыто основательным слоем румян, волосы напудрены, брови густо насурьмлены. Как и сама императрица Елизавета, её подруга упорно не желает сдаваться старости. А плотно сжатые губы и волевой подбородок говорят об упрямстве и цельности натуры. «Гренадёр в фижмах» – такое у низкоголосой и властной генеральши Измайловой было прозвище при дворе.
Камерный портрет
Портрет статс-дамы Измайловой принято считать не парадным, а камерным, ибо на нём нет никаких обязательных для торжественного портрета элементов статусного интерьера
Этому Алексей Антропов тоже научился у Ротари, знаменитого «мастера головок», — писать портретируемых на нейтральном тёмном фоне, сосредоточивая всё внимание именно на лице героини, на его индивидуальности и значительности
Но в «Портрете А.М. Измайловой» интересны и декоративные детали, которые художник заимствовал у искусства рококо. Речь идёт о завязанном под двойным подбородком ярко-розовом банте, который контрастирует с глубокой синевой платья, и розе кремового цвета на атласной ленте. Ну, и не могу не повториться про огромный орден, бриллиантовый наградной знак с изображением императрицы, атрибут статс-дамы.
Антропов намеренно пишет его подробно и выпукло, придвигает к нижнему краю полотна. Он словно приближает украшение к зрителю, выпячивает его, демонстрируя, насколько хорошо научился передавать блеск и роскошь ювелирных украшений средствами живописи.
Антропов Алексей Петрович (1716-1795). Продолжение
Своего рода экзаменом на звание
портретиста стало для Антропова изображение в 1759 г. статс-дамы
Анастасии Михайловны Измайловой. Эта работа художника заслужила
похвалу Ротари и
принесла Антропову славу одного из лучших русских портретистов,
повышение жалованья и чин подпоручика.
Вслед за этим полотном художник в течение последующих двух лет
создал целую галерею замечательных портретов, в том числе
архиепископа С.Кулябки, княгини Т.А.Трубецкой, духовника
императрицы Ф.Я.Дубянского и других.
Среди мужских камерных портретов работы Антропова следует
отметить «Портрет казацкого атамана Ф. И. Краснощёкова». Герой
Семилетней войны, полный энергии и жизненной силы, изображен в
манере, характерной для украинских портретов XVIII столетия, что
неудивительно, так как Антропов провел в Малороссии несколько
лет и, безусловно, был знаком со своеобразным искусством местных
портретистов.
В конце 1759г., по протекции фаворита Елизаветы Петровны,
образованного вельможи И.И.Шувалова , Антропов был принят в
качестве живописного мастера в Московский университет, при
котором предполагалось сперва учредить и Академию художеств.
Но так как это не состоялось, тот же Шувалов помог художнику в
1761 г. получить назначение в святейший правительствующий Синод
на место надзирателя за живописцами и иконописцами. В его
обязанности входило писать и поправлять иконы, исполнять
портреты, рисовать чертежи внутреннего убранства церквей, а
также обучать новых мастеров.
В 1762г. Алексей Петрович был занят изображением Петра III, царствовавшего
не более полугода и даже не удостоившегося коронации. Зато его
парадных портретов одним только Антроповым было исполнено
несколько, не считая эскиза, который в художественном отношении
стоит гораздо выше. Вообще живописец нередко повторял свои
работы, внося некоторые изменения. Так было и с портретом
Ф.Я.Дубянского и другими.
К торжествам, посвященным вступлению на престол императрицы
Екатерины II в том же 1762 г., художник вместе с подмастерьем
(Д.Левицким) подготовил 8 портретов ее величества для
триумфальных ворот, поставленных в разных частях города.
Ещё один портрет государыни
Антропов написал для Троице-Сергиевой лавры и впоследствии не
раз возвращался к образам царской семьи и близких к ним лиц,
исполняя заказы Синода «для поднесения высочайшим особам». В
большинстве своем эти работы были копиями с собственных
оригиналов или картин других мастеров.
Пребывание Антропова в Москве, выполнявшего многочисленные
заказные портреты, затянулось до середины 1763г. Когда же
художник вернулся в Петербург, оказалось, что свою должность при
Синоде он практически потерял. Предприняв отчаянную попытку
определиться «к одним портретным делам» в ведомство придворной
конторы и не получив на то «милостивого соизволения», Алексей
Петрович был вынужден вновь хлопотать о восстановлении в штате
Синода. Но только к концу 1765 г. его хлопоты увенчались
успехом, и Антропов был окончательно утвержден в прежней
должности с выплатой всего причитавшегося ему жалованья.
В 1765 г. у Антропова было 8 учеников, позже в его доме постоянно
проживала большая группа воспитанников, которых он обучал
самостоятельно; многие из них остались неизвестными, однако двое не
только прославили своего учителя, но и вошли в историю русского
искусства — это Д.Г.Левицкий и
П.С.Дрождин.
В самом конце 1789 г. на первой странице «Санкт-Петербургских
ведомостей» появилось объявление Антропова об открытии частного
училища во флигеле его собственного дома, где уже в первый год
занималось 119 человек. Постепенно училище расширялось, а после
смерти художника и его жены, по завещанию Алексея Петровича,
разместилось в самом двухэтажном доме художника. Просуществовав еще
многие годы, оно явилось своеобразным памятником замечательному
русскому живописцу.
Антропов скончался от горячки в Петербурге и был
похоронен в Александро-Невской лавре. Надгробная плита на его
могиле сохранилась до наших дней. На ней надпись:
«В надежде воскресения погребен на месте сем раб Божий
коллежский асессор и живописи художник Алексей Петрович
Антропов. Родился 1716 г. марта 14 дня. Скончался 1795 года июня
12 дня. Жития его было 79 лет 2 месяца и 28 дней».
Ярлыки
-
«Вирсавия»
(1) -
«Даная»
(1) -
«Девочка с персиками»
(1) -
«Девушка освещенная солнцем»
(1) -
«Кружевница»
(1) -
«Ночной дозор»
(1) -
«Пётр на смертном ложе»
(1) -
«Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
(1) -
«Последний день Помпеи»
(1) -
18 век
(9) -
Академия хкдожеств
(1) -
Академия художеств
(1) -
Александр Македонский
(2) -
Алексей Петрович Антропов
(2) -
амулеты
(1) -
анималист
(1) -
анималистический жанр
(1) -
Антон Лосенко
(1) -
Анубис
(1) -
Апеллес
(1) -
архитектура
(1) -
барокко
(2) -
богиня Хатхор
(1) -
Брюллов К.П. Автопортрет
(1) -
Брюллов Карл
(1) -
Бурлаки
(1) -
бытовой жанр
(1) -
В.А. Тропинин
(1) -
Валентин Серов
(4) -
Василий Андреевич Тропинин
(1) -
Великий сфинкс
(1) -
Виргилиус Эриксен
(1) -
Вишняков Иван
(1) -
Гентский алтарь
(1) -
Георг Кристов Гроот
(1) -
Геродот
(2) -
Гертье Диркс
(1) -
Гиза
(1) -
Гор
(1) -
Горький
(1) -
графиня Юлия Самойлова
(1) -
грифоны
(1) -
Губерт ван Эйк
(2) -
Д.Г. Левицкий
(1) -
Дашур
(1) -
Джордж Стаббс
(1) -
Джосер
(2) -
Древний Египет
(8) -
Египет
(1) -
Екатерина II
(1) -
Елизавета Петровна
(1) -
Ермолова
(1) -
Женский портрет 18 века
(1) -
живописец Иван Аргунов
(1) -
живопись
(3) -
Живопись Нидерландов
(1) -
Живопись Нидерландов 15 века
(2) -
жизнь и творчество
(1) -
И. Е. Репин
(2) -
И.Е. Репин «Царевна Софья»
(1) -
И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
(1) -
Иван Аргунов
(2) -
Иван Никитин
(3) -
идущие вброд
(1) -
изображение Мадонны
(1) -
изображения лошадей
(1) -
Икона «Ангел Златые власы»
(1) -
Илья Репин
(1) -
Имхотеп
(1) -
интимный портрет
(1) -
Иоганн Фридрих Гроот
(1) -
Исаак Ильич Левитан
(1) -
искусство портрета
(1) -
историческая живопись
(1) -
исторические картины
(1) -
исторический жанр
(1) -
история жизни и любви Рембрандта и Саскии
(1) -
история создания Русского музея
(1) -
К.Е. Маковский
(1) -
канопы
(1) -
Каравакк
(1) -
Карл Брюллов
(2) -
картина «Бурлаки на Волге»
(1) -
картина «Воскрешение дочери Иаира»
(1) -
классицизм
(1) -
классицизм. Карло Расстрели
(1) -
конный монумент
(1) -
Константин Тон
(1) -
Коровин
(1) -
Красная пирамида
(1) -
крепостной художник
(2) -
критический реализм
(1) -
Левитан
(1) -
Левицкий
(1) -
Ломаная пирамида
(1) -
Лоренс Альма-Тадема
(1) -
Луи Токке
(1) -
М.И. Козловский
(1) -
Мазини
(1) -
Мари Анн Колло
(1) -
Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
(1) -
Медный всадник
(1) -
Медум
(1) -
Мемфис
(1) -
Микерин
(1) -
Михаил Микешин
(1) -
мумия
(1) -
набережная
(1) -
Наполеон Бонапарт.
(1) -
натюрморт
(1) -
Невский проспект
(1) -
немес
(1) -
Нидерланды
(4) -
Никитин Иван
(1) -
О. А. Кипренский
(1) -
острохарактерные народные типажи
(1) -
Павел Федотов
(1) -
памятник А.С. Пушкину
(1) -
памятник Екатерине Великой
(1) -
парадные портреты
(1) -
парадный портрет
(1) -
парадный портрет Петра III
(1) -
пейзаж
(1) -
Пётр III
(1) -
пирамида
(1) -
пирамида Микерина
(1) -
пирамида Хеопса.
(1) -
пирамида Хефрена
(1) -
Пирамиды
(3) -
площадь Искусств
(1) -
поздний академизм
(1) -
Портрет
(1) -
портрет А.С. Пушкина
(1) -
портрет графини М.А. Румянцевой
(1) -
портрет Е.С. Авдулиной
(1) -
портрет Иды Рубинштейн
(1) -
портрет императрицы Елизаветы Петровны
(1) -
портрет Сары Фермор
(1) -
портрет статс-дамы А.М. Измайловой
(1) -
Портрет супругов Арнольфини
(1) -
портретист
(2) -
портреты
(2) -
портреты Екатерины II
(1) -
портреты Петра I
(1) -
портреты Саскии
(1) -
портреты светских красавиц
(1) -
портреты смольнянок
(1) -
прерафаэлиты
(1) -
приветствие
(1) -
придворный живописец
(1) -
реализм
(2) -
Рембрандт ван Рейн
(2) -
Репин И.Е.
(2) -
Риччи Себастьяно
(1) -
Рождество Христово
(1) -
рококо
(4) -
Рокотов
(1) -
романтизм
(2) -
русский классицизм
(1) -
Русский музей в СПб
(2) -
русский пейзаж
(1) -
русский реализм
(1) -
Санкт-Петербург
(3) -
саркофаг
(2) -
Саския ван Эйленбюрх
(1) -
Северное возрождение
(2) -
Северное возрождение.
(1) -
сентиментализм
(1) -
сердаб
(1) -
Серов Валентин
(2) -
скарабей
(1) -
скульптор М.К. Аникушин.
(1) -
скульптура
(2) -
Снофру
(2) -
список литературы
(1) -
строительство пирамиды
(1) -
сфинксы
(1) -
Таманьо
(1) -
Титус ван Рейн
(1) -
учеба в Академии художеств
(1) -
Ф.С. Журавлёв
(1) -
фараон
(4) -
фараон Хеопс
(1) -
фараоны четвёртой династии
(1) -
Хеб-сед
(1) -
Хендрикье Стоффельс
(1) -
Хеопс
(4) -
Хефрен
(1) -
Химеун
(1) -
Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
(1) -
Хуфу
(1) -
Чемесов
(1) -
Чудеса света
(1) -
Шаляпин
(1) -
Этьен Фальконе
(1) -
Юсуповы
(1) -
Ян ван Эйк
(4) -
Ян ван Эйк — портретист
(1) -
XIX век
(2) -
XV век
(4) -
XVIII век
(2)