Портрет статс-дамы графини марии андреевны румянцевой

Несколько слов о художнике

Алексей Петрович Антропов, русский живописец, представитель стиля барокко, один из первых в России художников, начавших писать светские портреты.

Он родился 14 (25) марта 1716 г. в Санкт-Петербурге в семье солдата лейб-гвардии Семёновского полка, бывшего по совместительству также слесарным и инструментальным мастером сначала при Оружейном дворе, а затем при Канцелярии от строений.

С 1732 г. Алексей обучался в Канцелярии от строений. При этой канцелярии юный Алексей Антропов состоял сначала в качестве ученика, а потом и в роли подмастерья в «живописной команде». Его педагогами были такие знаменитые живописцы, как Луи Каравак, Андрей Матвеев, Иван Вишняков, Пьетро Ротари.

В 1742 г. Антропов уже в качестве художника стал участвовать в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве. В Петербурге же он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе, участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, под руководством Дж. Валериани работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти Антропов создаёт декорации для Оперного дома.

В 1752 г. он получает самостоятельный заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», только что построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Франческо Растрелли. Наиболее значительна из его росписей собора монументальная «Тайная вечеря» — запрестольный алтарный образ.

«Гренадёр в фижмах»

Влиятельнейшая статс-дама при дворе Анастасия Михайловна Измайлова была дочерью петровского камергера Нарышкина и женой генерала-майора Измайлова. Она родилась в 1703-м году. Следовательно, на момент написания портрета, если взять за дату 1759 год, ей было около 56-ти лет. Для того времени этот женский возраст более чем почтенный.

Но Анастасия Михайловна явно не пренебрегает дамскими ухищрениями ради красоты и молодости. Её лицо густо набелено и покрыто основательным слоем румян, волосы напудрены, брови густо насурьмлены. Как и сама императрица Елизавета, её подруга упорно не желает сдаваться старости. А плотно сжатые губы и волевой подбородок говорят об упрямстве и цельности натуры. «Гренадёр в фижмах» – такое у низкоголосой и властной генеральши Измайловой было прозвище при дворе.

Камерный портрет

Портрет статс-дамы Измайловой принято считать не парадным, а камерным, ибо на нём нет никаких обязательных для торжественного портрета элементов статусного интерьера

Этому Алексей Антропов тоже научился у Ротари, знаменитого «мастера головок», — писать портретируемых на нейтральном тёмном фоне, сосредоточивая всё внимание именно на лице героини, на его индивидуальности и значительности

Но в «Портрете А.М. Измайловой» интересны и декоративные детали, которые художник заимствовал у искусства рококо. Речь идёт о завязанном под двойным подбородком ярко-розовом банте, который контрастирует с глубокой синевой платья, и розе кремового цвета на атласной ленте. Ну, и не могу не повториться про огромный орден, бриллиантовый наградной знак с изображением императрицы, атрибут статс-дамы.

Антропов намеренно пишет его подробно и выпукло, придвигает к нижнему краю полотна. Он словно приближает украшение к зрителю, выпячивает его, демонстрируя, насколько хорошо научился передавать блеск и роскошь ювелирных украшений средствами живописи.

Антропов Алексей Петрович (1716-1795). Продолжение

Своего рода экзаменом на звание
портретиста стало для Антропова изображение в 1759 г. статс-дамы
Анастасии Михайловны Измайловой. Эта работа художника заслужила
похвалу Ротари и
принесла Антропову славу одного из лучших русских портретистов,
повышение жалованья и чин подпоручика.
Вслед за этим полотном художник в течение последующих двух лет
создал целую галерею замечательных портретов, в том числе
архиепископа С.Кулябки, княгини Т.А.Трубецкой, духовника
императрицы Ф.Я.Дубянского и других.
Среди мужских камерных портретов работы Антропова следует
отметить «Портрет казацкого атамана Ф. И. Краснощёкова». Герой
Семилетней войны, полный энергии и жизненной силы, изображен в
манере, характерной для украинских портретов XVIII столетия, что
неудивительно, так как Антропов провел в Малороссии несколько
лет и, безусловно, был знаком со своеобразным искусством местных
портретистов.
 
В конце 1759г., по протекции фаворита Елизаветы Петровны,
образованного вельможи И.И.Шувалова , Антропов был принят в
качестве живописного мастера в Московский университет, при
котором предполагалось сперва учредить и Академию художеств.
Но так как это не состоялось, тот же Шувалов помог художнику в
1761 г. получить назначение в святейший правительствующий Синод
на место надзирателя за живописцами и иконописцами. В его
обязанности входило писать и поправлять иконы, исполнять
портреты, рисовать чертежи внутреннего убранства церквей, а
также обучать новых мастеров.
 В 1762г. Алексей Петрович был занят изображением Петра III, царствовавшего
не более полугода и даже не удостоившегося коронации. Зато его
парадных портретов одним только Антроповым было исполнено
несколько, не считая эскиза, который в художественном отношении
стоит гораздо выше. Вообще живописец нередко повторял свои
работы, внося некоторые изменения. Так было и с портретом
Ф.Я.Дубянского и другими.
К торжествам, посвященным вступлению на престол императрицы
Екатерины II в том же 1762 г., художник вместе с подмастерьем
(Д.Левицким) подготовил 8 портретов ее величества для
триумфальных ворот, поставленных в разных частях города.
 Ещё один портрет государыни
Антропов написал для Троице-Сергиевой лавры и впоследствии не
раз возвращался к образам царской семьи и близких к ним лиц,
исполняя заказы Синода «для поднесения высочайшим особам». В
большинстве своем эти работы были копиями с собственных
оригиналов или картин других мастеров.
 
Пребывание Антропова в Москве, выполнявшего многочисленные
заказные портреты, затянулось до середины 1763г. Когда же
художник вернулся в Петербург, оказалось, что свою должность при
Синоде он практически потерял. Предприняв отчаянную попытку
определиться «к одним портретным делам» в ведомство придворной
конторы и не получив на то «милостивого соизволения», Алексей
Петрович был вынужден вновь хлопотать о восстановлении в штате
Синода. Но только к концу 1765 г. его хлопоты увенчались
успехом, и Антропов был окончательно утвержден в прежней
должности с выплатой всего причитавшегося ему жалованья.

В 1765 г. у Антропова было 8 учеников, позже в его доме постоянно
проживала большая группа воспитанников, которых он обучал
самостоятельно; многие из них остались неизвестными, однако двое не
только прославили своего учителя, но и вошли в историю русского
искусства — это Д.Г.Левицкий и
П.С.Дрождин.
В самом конце 1789 г. на первой странице «Санкт-Петербургских
ведомостей» появилось объявление Антропова об открытии частного
училища во флигеле его собственного дома, где уже в первый год
занималось 119 человек. Постепенно училище расширялось, а после
смерти художника и его жены, по завещанию Алексея Петровича,
разместилось в самом двухэтажном доме художника. Просуществовав еще
многие годы, оно явилось своеобразным памятником замечательному
русскому живописцу.

Антропов скончался от горячки в Петербурге и был
похоронен в Александро-Невской лавре. Надгробная плита на его
могиле сохранилась до наших дней. На ней надпись:
«В надежде воскресения погребен на месте сем раб Божий
коллежский асессор и живописи художник Алексей Петрович
Антропов. Родился 1716 г. марта 14 дня. Скончался 1795 года июня
12 дня. Жития его было 79 лет 2 месяца и 28 дней».

Ярлыки

  • «Вирсавия»
    (1)
  • «Даная»
    (1)
  • «Девочка с персиками»
    (1)
  • «Девушка освещенная солнцем»
    (1)
  • «Кружевница»
    (1)
  • «Ночной дозор»
    (1)
  • «Пётр на смертном ложе»
    (1)
  • «Портрет неизвестной в тёмно-голубом платье»
    (1)
  • «Последний день Помпеи»
    (1)
  • 18 век
    (9)
  • Академия хкдожеств
    (1)
  • Академия художеств
    (1)
  • Александр Македонский
    (2)
  • Алексей Петрович Антропов
    (2)
  • амулеты
    (1)
  • анималист
    (1)
  • анималистический жанр
    (1)
  • Антон Лосенко
    (1)
  • Анубис
    (1)
  • Апеллес
    (1)
  • архитектура
    (1)
  • барокко
    (2)
  • богиня Хатхор
    (1)
  • Брюллов К.П. Автопортрет
    (1)
  • Брюллов Карл
    (1)
  • Бурлаки
    (1)
  • бытовой жанр
    (1)
  • В.А. Тропинин
    (1)
  • Валентин Серов
    (4)
  • Василий Андреевич Тропинин
    (1)
  • Великий сфинкс
    (1)
  • Виргилиус Эриксен
    (1)
  • Вишняков Иван
    (1)
  • Гентский алтарь
    (1)
  • Георг Кристов Гроот
    (1)
  • Геродот
    (2)
  • Гертье Диркс
    (1)
  • Гиза
    (1)
  • Гор
    (1)
  • Горький
    (1)
  • графиня Юлия Самойлова
    (1)
  • грифоны
    (1)
  • Губерт ван Эйк
    (2)
  • Д.Г. Левицкий
    (1)
  • Дашур
    (1)
  • Джордж Стаббс
    (1)
  • Джосер
    (2)
  • Древний Египет
    (8)
  • Египет
    (1)
  • Екатерина II
    (1)
  • Елизавета Петровна
    (1)
  • Ермолова
    (1)
  • Женский портрет 18 века
    (1)
  • живописец Иван Аргунов
    (1)
  • живопись
    (3)
  • Живопись Нидерландов
    (1)
  • Живопись Нидерландов 15 века
    (2)
  • жизнь и творчество
    (1)
  • И. Е. Репин
    (2)
  • И.Е. Репин «Царевна Софья»
    (1)
  • И.Е. Репин за границей. «Садко в подводном царстве»
    (1)
  • Иван Аргунов
    (2)
  • Иван Никитин
    (3)
  • идущие вброд
    (1)
  • изображение Мадонны
    (1)
  • изображения лошадей
    (1)
  • Икона «Ангел Златые власы»
    (1)
  • Илья Репин
    (1)
  • Имхотеп
    (1)
  • интимный портрет
    (1)
  • Иоганн Фридрих Гроот
    (1)
  • Исаак Ильич Левитан
    (1)
  • искусство портрета
    (1)
  • историческая живопись
    (1)
  • исторические картины
    (1)
  • исторический жанр
    (1)
  • история жизни и любви Рембрандта и Саскии
    (1)
  • история создания Русского музея
    (1)
  • К.Е. Маковский
    (1)
  • канопы
    (1)
  • Каравакк
    (1)
  • Карл Брюллов
    (2)
  • картина «Бурлаки на Волге»
    (1)
  • картина «Воскрешение дочери Иаира»
    (1)
  • классицизм
    (1)
  • классицизм. Карло Расстрели
    (1)
  • конный монумент
    (1)
  • Константин Тон
    (1)
  • Коровин
    (1)
  • Красная пирамида
    (1)
  • крепостной художник
    (2)
  • критический реализм
    (1)
  • Левитан
    (1)
  • Левицкий
    (1)
  • Ломаная пирамида
    (1)
  • Лоренс Альма-Тадема
    (1)
  • Луи Токке
    (1)
  • М.И. Козловский
    (1)
  • Мазини
    (1)
  • Мари Анн Колло
    (1)
  • Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен
    (1)
  • Медный всадник
    (1)
  • Медум
    (1)
  • Мемфис
    (1)
  • Микерин
    (1)
  • Михаил Микешин
    (1)
  • мумия
    (1)
  • набережная
    (1)
  • Наполеон Бонапарт.
    (1)
  • натюрморт
    (1)
  • Невский проспект
    (1)
  • немес
    (1)
  • Нидерланды
    (4)
  • Никитин Иван
    (1)
  • О. А. Кипренский
    (1)
  • острохарактерные народные типажи
    (1)
  • Павел Федотов
    (1)
  • памятник А.С. Пушкину
    (1)
  • памятник Екатерине Великой
    (1)
  • парадные портреты
    (1)
  • парадный портрет
    (1)
  • парадный портрет Петра III
    (1)
  • пейзаж
    (1)
  • Пётр III
    (1)
  • пирамида
    (1)
  • пирамида Микерина
    (1)
  • пирамида Хеопса.
    (1)
  • пирамида Хефрена
    (1)
  • Пирамиды
    (3)
  • площадь Искусств
    (1)
  • поздний академизм
    (1)
  • Портрет
    (1)
  • портрет А.С. Пушкина
    (1)
  • портрет графини М.А. Румянцевой
    (1)
  • портрет Е.С. Авдулиной
    (1)
  • портрет Иды Рубинштейн
    (1)
  • портрет императрицы Елизаветы Петровны
    (1)
  • портрет Сары Фермор
    (1)
  • портрет статс-дамы А.М. Измайловой
    (1)
  • Портрет супругов Арнольфини
    (1)
  • портретист
    (2)
  • портреты
    (2)
  • портреты Екатерины II
    (1)
  • портреты Петра I
    (1)
  • портреты Саскии
    (1)
  • портреты светских красавиц
    (1)
  • портреты смольнянок
    (1)
  • прерафаэлиты
    (1)
  • приветствие
    (1)
  • придворный живописец
    (1)
  • реализм
    (2)
  • Рембрандт ван Рейн
    (2)
  • Репин И.Е.
    (2)
  • Риччи Себастьяно
    (1)
  • Рождество Христово
    (1)
  • рококо
    (4)
  • Рокотов
    (1)
  • романтизм
    (2)
  • русский классицизм
    (1)
  • Русский музей в СПб
    (2)
  • русский пейзаж
    (1)
  • русский реализм
    (1)
  • Санкт-Петербург
    (3)
  • саркофаг
    (2)
  • Саския ван Эйленбюрх
    (1)
  • Северное возрождение
    (2)
  • Северное возрождение.
    (1)
  • сентиментализм
    (1)
  • сердаб
    (1)
  • Серов Валентин
    (2)
  • скарабей
    (1)
  • скульптор М.К. Аникушин.
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Снофру
    (2)
  • список литературы
    (1)
  • строительство пирамиды
    (1)
  • сфинксы
    (1)
  • Таманьо
    (1)
  • Титус ван Рейн
    (1)
  • учеба в Академии художеств
    (1)
  • Ф.С. Журавлёв
    (1)
  • фараон
    (4)
  • фараон Хеопс
    (1)
  • фараоны четвёртой династии
    (1)
  • Хеб-сед
    (1)
  • Хендрикье Стоффельс
    (1)
  • Хеопс
    (4)
  • Хефрен
    (1)
  • Химеун
    (1)
  • Хкдожник-баталист В.В. Верещагин
    (1)
  • Хуфу
    (1)
  • Чемесов
    (1)
  • Чудеса света
    (1)
  • Шаляпин
    (1)
  • Этьен Фальконе
    (1)
  • Юсуповы
    (1)
  • Ян ван Эйк
    (4)
  • Ян ван Эйк — портретист
    (1)
  • XIX век
    (2)
  • XV век
    (4)
  • XVIII век
    (2)
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: