Дубы в лесу Фонтенбло, Теодор Руссо, 1855

Первый барбизонец

Природа родной Франции вдохновляла Руссо. Он пускался в долгие путешествия по стране. Нетребовательный к пище и удобству ночлега, довольствуясь самым малым, художник проходил пешком десятки километров, изучая и наблюдая небо, землю, леса, поля и реки. Поначалу он еще интересовался людьми, писал их, известная ранняя картина — «Рынок в Нормандии» (начало 1830-х годов). Но даже здесь уже проглядывала четкая направленность: если город, то не столичный, шумный, а тихий провинциальный. Как и все его последователи, Руссо был искренним певцом обыденности

Позже всем его вниманием завладела природа, и только природа, человек стал почти случайным гостем на его полотнах. Природа стала практически единственной музой Теодора, о ней он говорил: «Сила, и прежде всего сила»

В природе он искал мощь, стихию.

Одна из картин, которые можно назвать манифестом творчества Руссо, — «Вид в окрестностях Гранвилля» (1833). Отказавшись от кулис, обрамлявших классические пейзажи, живописец словно открыл картину для зрителя, дав ей глубину и перспективу, словно приглашая не смотреть со стороны, а погрузиться, зайти в картину, чтобы дотронуться рукой до земли и деревьев.


Теодор Руссо «Вид в окрестностях Гранвиля» (1833)

Руссо пробовал выставляться в Парижском салоне. Но если первая попытка была успешной — его пейзаж, изображавший природу Оверни, получил признание, — то затем его картины одна за другой были отвергнуты. Так, например, «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (1835) назвали примитивным по сюжету и недостойным выставки. И Теодор погрузился в творчество, уже не ища общественного признания. В 1848 году он окончательно переехал в Барбизон, где купил дом, двери которого всегда были открыты для его товарищей по искусству.

Примечания и ссылки

  1. , стр.  8
  2. , стр.  12
  3. , стр.  15–16
  4. ↑ и .
  5. , стр.  18-19
  6. , стр.  26–27
  7. , стр.  28-29, 45.
  8. , стр.  37
  9. , стр.  49,53
  10. , стр.  55-76
  11. Томас Шлессер, Вселенная без человека , Париж, Хазан, 2016, стр.  54-55 .
  12. , Курбе и импрессионизм , Милан, Музей Орнана / Silvana Editoriale, 2016, с.  110 .
  13. (в) , в музее Метрополитен (доступ на 4 июня 2021 ) .
  14. «Руссо, пропавший зять», В: Мишель Перро , Жорж Санд в Ноане. Дом художника , Париж, Ле Сёй, 2018.
  15. ↑ и Эмиль Мишель , «  Теодор Руссо и художники Барбисона  », Revue des Deux Mondes ,1905 г., стр.  152–184 ( читать онлайн , консультация 2 февраля 2020 г. ).
  16. Его дело исчезло из Большой канцелярии, несомненно, уничтожено в 1871 году (см. ).
  17. (in) на Frick Collection (доступ 4 июня 2021 г. ) .
  18. .
  19. .
  20. проверено 8 ноября 2016 г. ) .
  21. .
  22. .
  23. .
  24. «Руссо, Теодор», В: Жанин Байи-Херцберг , Словарь гравюры во Франции 1830-1950 , Париж, AMG-Flammarion, 1985, с.  292 .

Произведение искусства

Публичные коллекции

Выход из леса в Фонтенбло, заходящее солнце (1850-1851), Париж , Лувр .

Указанные работы выполнены маслом на холсте, если не указано иное:

Испания

Мадрид , музей Тиссена-Борнемисы , угольная хижина в лесу Фонтенбло , ок. 1855 г., 34,2 × 42,1  см .

Соединенные Штаты

Художественный музей Далласа  : La Hutte du charbonnier , 1850, 80 × 100  см .

Франция
  • Шантильи , музей Конде  :
    • Сумерки в Солони  ;
    • Нормандские фермы  ;
    • Пейзаж .
  • Клермон-Ферран , Художественный музей Роджера-Кийо .
  • Дижон , Музей изящных искусств  :
    • Пейзаж в большом небе , ок. 1830-1835, дерево, масло, 8,5 × 14,4  см  ;
    • Вид на Монблан с холма Фосиль , 1834 г., бумага, масло, холст, 19,5 × 40  см  ;
    • Пейзаж в Барбизоне , кв. 1850 г., дерево, масло, 6,5 × 12,5  см  ;
    • Закат , около 1860 г., дерево, масло, 14 × 9  см .
  • Фонтенбло  : Сумерки на равнине Шайи , около 1845 года.
  • Гренобль , Музей Гренобля  : пруд и опушка леса , 1860-1865 гг.
  • Париж  :
    • Лувр  :
      • Каштановый переулок , 1849;
      • Выход из леса в Фонтенбло, заходящее солнце , 1850–1851, 142 × 197  см  ;
      • Болото в Ландах , 1852 г .;
      • Весна 1852 г., 41,5 × 53,5  см  ;
      • Les Chênes d’Apremont , 1850-1852, 64 × 100  см .
      • Ле Ражер , без даты, перо и коричневые туши, тушь, акварель, гуашь на пергаменте, 19,8 × 28  см .
    • Музей Орсе  : Маршрут в лесу Фонтенбло , 1860-1865 гг.
  • Страсбург , Музей изящных искусств  :
    • Этюд «Камни и деревья» , 1829, 53 × 70  см  ;
    • Этюд стволов деревьев , 1833, 46 × 61  см .
Россия
  • Санкт-Петербург , Эрмитаж  :
    • Рынок в Нормандии , 1845-1848 гг., 29 × 38  см  ;
    • Пейзаж с Картманом , 1860-1862 гг., 38 × 52  см .

Гравюры

Le Cerisier de la Plante a Biau (1855), клише-верр , Вашингтон , Национальная художественная галерея .

Руссо создавал оригинальные офорты и клише-верр . Он попробовал себя в акватинты в 1831 году , по совету Селестена Нантей , а затем три попытки между 1836 и 1842. воодушевлена Hédouin , новая попытка породила в 1861 году к изданию в печати , Le Chêne — де — рок (отказался в the Salon), укушенный кислотой Феликсом Бракмондом и несомненно предназначенный для Gazette des beaux-arts . В 1862 году он вырезал на стекле клише по просьбе зятя владельца гостиницы «Ганн» .

Зов природы

В год, когда наполеоновская Франция вела войну с Россией, в Париже в семье зажиточного портного из Юры родился мальчик, которого назвали Пьером Этьеном Теодором. Хотя отец к живописи никакого отношения не имел, у сына был хороший шанс унаследовать артистичность натуры от материнской родни, среди которой были и художники, и скульпторы. И он этот шанс не упустил.


Теодор Руссо «Вид на Барбизон» (ок. 1850)

Одной из первых поездок по стране для будущего основателя барбизонской школы стало небольшое путешествие в гористую провинцию Франш-Конте. Дикая природа, столь радикально отличавшаяся от родного Парижа, просто ошеломила Теодора. Именно там, среди лесов и пологих, но величественных горных склонов, он и принял решение стать художником.

Первые уроки живописи Теодор получил от одного из двоюродных братьев — Филиппа Руссо, учившегося у Антуана

Жана Гро и Жана Виктора Бертена. Их пути разошлись, и довольно быстро. Филипп оставил пейзаж ради анималистики, работал с натюрмортом, но особой известности так и не обрел.

Теодор начал брать уроки у По де Сен-Мартена в Компьене, в пятнадцать лет перешел к Жану Шарлю Ремону, у которого проучился два года. Кроме того, юноша посещал школу изящных искусств, в Париже, где его наставником стал Гийом Гийон-Летьер. Прилежный ученик, Руссо старался усвоить все, чему его могли научить. Но все яснее понимал, как чужд ему классический пейзаж. В 1828 году Руссо начал работать самостоятельно, все чаще выезжая на пленэр в Фонтенбло и Компьень.

Иконография и потомство

Анри Шапу , Теодор Руссо и Жан-Франсуа Милле (1884), бронзовый барельеф, Барбизон , лес Фонтенбло .

  • Анри Шапу , Теодор Руссо и Жан-Франсуа Милле , 1884, бронзовый барельеф, украшающий скалу в лесу Фонтенбло в Барбизоне ( отливка Barbedienne ).
  • Луи Анри Левассер (1853-1934), Теодор Руссо , каменный бюст, Париж , Люксембургский сад , фасад оранжереи.

Теперь присоединенный к ведомственному музею Барбизонской школы (мемориальная доска), амбар превратился в часовню, колокольня которой была спроектирована Шарлем Милле, сыном известного художника, а сад преобразован в общественную площадь со статуей Галлия у памятника мертвым скульптора Эрнеста Огюста Ревийона (1854-1937).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: