Первый барбизонец
Природа родной Франции вдохновляла Руссо. Он пускался в долгие путешествия по стране. Нетребовательный к пище и удобству ночлега, довольствуясь самым малым, художник проходил пешком десятки километров, изучая и наблюдая небо, землю, леса, поля и реки. Поначалу он еще интересовался людьми, писал их, известная ранняя картина — «Рынок в Нормандии» (начало 1830-х годов). Но даже здесь уже проглядывала четкая направленность: если город, то не столичный, шумный, а тихий провинциальный. Как и все его последователи, Руссо был искренним певцом обыденности
Позже всем его вниманием завладела природа, и только природа, человек стал почти случайным гостем на его полотнах. Природа стала практически единственной музой Теодора, о ней он говорил: «Сила, и прежде всего сила»
В природе он искал мощь, стихию.
Одна из картин, которые можно назвать манифестом творчества Руссо, — «Вид в окрестностях Гранвилля» (1833). Отказавшись от кулис, обрамлявших классические пейзажи, живописец словно открыл картину для зрителя, дав ей глубину и перспективу, словно приглашая не смотреть со стороны, а погрузиться, зайти в картину, чтобы дотронуться рукой до земли и деревьев.
Теодор Руссо «Вид в окрестностях Гранвиля» (1833)
Руссо пробовал выставляться в Парижском салоне. Но если первая попытка была успешной — его пейзаж, изображавший природу Оверни, получил признание, — то затем его картины одна за другой были отвергнуты. Так, например, «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (1835) назвали примитивным по сюжету и недостойным выставки. И Теодор погрузился в творчество, уже не ища общественного признания. В 1848 году он окончательно переехал в Барбизон, где купил дом, двери которого всегда были открыты для его товарищей по искусству.
Примечания и ссылки
- , стр. 8
- , стр. 12
- , стр. 15–16
- ↑ и .
- , стр. 18-19
- , стр. 26–27
- , стр. 28-29, 45.
- , стр. 37
- , стр. 49,53
- , стр. 55-76
- Томас Шлессер, Вселенная без человека , Париж, Хазан, 2016, стр. 54-55 .
- , Курбе и импрессионизм , Милан, Музей Орнана / Silvana Editoriale, 2016, с. 110 .
- (в) , в музее Метрополитен (доступ на 4 июня 2021 ) .
- «Руссо, пропавший зять», В: Мишель Перро , Жорж Санд в Ноане. Дом художника , Париж, Ле Сёй, 2018.
- ↑ и Эмиль Мишель , « Теодор Руссо и художники Барбисона », Revue des Deux Mondes ,1905 г., стр. 152–184 ( читать онлайн , консультация 2 февраля 2020 г. ).
- Его дело исчезло из Большой канцелярии, несомненно, уничтожено в 1871 году (см. ).
- (in) на Frick Collection (доступ 4 июня 2021 г. ) .
- .
- .
- проверено 8 ноября 2016 г. ) .
- .
- .
- .
- «Руссо, Теодор», В: Жанин Байи-Херцберг , Словарь гравюры во Франции 1830-1950 , Париж, AMG-Flammarion, 1985, с. 292 .
Произведение искусства
Публичные коллекции
Выход из леса в Фонтенбло, заходящее солнце (1850-1851), Париж , Лувр .
Указанные работы выполнены маслом на холсте, если не указано иное:
- Испания
Мадрид , музей Тиссена-Борнемисы , угольная хижина в лесу Фонтенбло , ок. 1855 г., 34,2 × 42,1 см .
- Соединенные Штаты
Художественный музей Далласа : La Hutte du charbonnier , 1850, 80 × 100 см .
- Франция
-
Шантильи , музей Конде :
- Сумерки в Солони ;
- Нормандские фермы ;
- Пейзаж .
- Клермон-Ферран , Художественный музей Роджера-Кийо .
-
Дижон , Музей изящных искусств :
- Пейзаж в большом небе , ок. 1830-1835, дерево, масло, 8,5 × 14,4 см ;
- Вид на Монблан с холма Фосиль , 1834 г., бумага, масло, холст, 19,5 × 40 см ;
- Пейзаж в Барбизоне , кв. 1850 г., дерево, масло, 6,5 × 12,5 см ;
- Закат , около 1860 г., дерево, масло, 14 × 9 см .
- Фонтенбло : Сумерки на равнине Шайи , около 1845 года.
- Гренобль , Музей Гренобля : пруд и опушка леса , 1860-1865 гг.
-
Париж :
-
Лувр :
- Каштановый переулок , 1849;
- Выход из леса в Фонтенбло, заходящее солнце , 1850–1851, 142 × 197 см ;
- Болото в Ландах , 1852 г .;
- Весна 1852 г., 41,5 × 53,5 см ;
- Les Chênes d’Apremont , 1850-1852, 64 × 100 см .
- Ле Ражер , без даты, перо и коричневые туши, тушь, акварель, гуашь на пергаменте, 19,8 × 28 см .
- Музей Орсе : Маршрут в лесу Фонтенбло , 1860-1865 гг.
-
Лувр :
-
Страсбург , Музей изящных искусств :
- Этюд «Камни и деревья» , 1829, 53 × 70 см ;
- Этюд стволов деревьев , 1833, 46 × 61 см .
- Россия
-
Санкт-Петербург , Эрмитаж :
- Рынок в Нормандии , 1845-1848 гг., 29 × 38 см ;
- Пейзаж с Картманом , 1860-1862 гг., 38 × 52 см .
Гравюры
Le Cerisier de la Plante a Biau (1855), клише-верр , Вашингтон , Национальная художественная галерея .
Руссо создавал оригинальные офорты и клише-верр . Он попробовал себя в акватинты в 1831 году , по совету Селестена Нантей , а затем три попытки между 1836 и 1842. воодушевлена Hédouin , новая попытка породила в 1861 году к изданию в печати , Le Chêne — де — рок (отказался в the Salon), укушенный кислотой Феликсом Бракмондом и несомненно предназначенный для Gazette des beaux-arts . В 1862 году он вырезал на стекле клише по просьбе зятя владельца гостиницы «Ганн» .
Зов природы
В год, когда наполеоновская Франция вела войну с Россией, в Париже в семье зажиточного портного из Юры родился мальчик, которого назвали Пьером Этьеном Теодором. Хотя отец к живописи никакого отношения не имел, у сына был хороший шанс унаследовать артистичность натуры от материнской родни, среди которой были и художники, и скульпторы. И он этот шанс не упустил.
Теодор Руссо «Вид на Барбизон» (ок. 1850)
Одной из первых поездок по стране для будущего основателя барбизонской школы стало небольшое путешествие в гористую провинцию Франш-Конте. Дикая природа, столь радикально отличавшаяся от родного Парижа, просто ошеломила Теодора. Именно там, среди лесов и пологих, но величественных горных склонов, он и принял решение стать художником.
Первые уроки живописи Теодор получил от одного из двоюродных братьев — Филиппа Руссо, учившегося у Антуана
Жана Гро и Жана Виктора Бертена. Их пути разошлись, и довольно быстро. Филипп оставил пейзаж ради анималистики, работал с натюрмортом, но особой известности так и не обрел.
Теодор начал брать уроки у По де Сен-Мартена в Компьене, в пятнадцать лет перешел к Жану Шарлю Ремону, у которого проучился два года. Кроме того, юноша посещал школу изящных искусств, в Париже, где его наставником стал Гийом Гийон-Летьер. Прилежный ученик, Руссо старался усвоить все, чему его могли научить. Но все яснее понимал, как чужд ему классический пейзаж. В 1828 году Руссо начал работать самостоятельно, все чаще выезжая на пленэр в Фонтенбло и Компьень.
Иконография и потомство
Анри Шапу , Теодор Руссо и Жан-Франсуа Милле (1884), бронзовый барельеф, Барбизон , лес Фонтенбло .
- Анри Шапу , Теодор Руссо и Жан-Франсуа Милле , 1884, бронзовый барельеф, украшающий скалу в лесу Фонтенбло в Барбизоне ( отливка Barbedienne ).
- Луи Анри Левассер (1853-1934), Теодор Руссо , каменный бюст, Париж , Люксембургский сад , фасад оранжереи.
Теперь присоединенный к ведомственному музею Барбизонской школы (мемориальная доска), амбар превратился в часовню, колокольня которой была спроектирована Шарлем Милле, сыном известного художника, а сад преобразован в общественную площадь со статуей Галлия у памятника мертвым скульптора Эрнеста Огюста Ревийона (1854-1937).