Список сивилл[ | ]
Имя | Изображение | География | Описание | Известные пророчества |
Территория Древней Греции: | ||||
Дельфийская (Артемия) | г. Дельфы | Имела моложавый вид, в руках носила лавровую ветвь, оплетала голову своими волосами. Жила до Троянской войны. Упоминается в «Строматах » Климента Александрийского. | ||
Фригийская (Лампуса) | г. Анкира | Имела старческий вид, в руке всегда носила обнажённый меч. Происходила из рода греческого прорицателя Калханта, участника Троянской войны. | ||
Колофонская | ||||
Эритрейская (Герофила или Самия) | Эритрея | Её родителями считали Аполлона и Ламию. В руках она носила обнаженный меч, опираясь на него, и круглое яблоко, красивое как звезды, которое она бросала себе под ноги. По преданиям, жила за 483 года до падения Трои. | Согласно древней легенде, эритрейская сивилла предсказала, что Рим будет разрушен перитиями. | |
Самосская (Фито или Самонефа) | о.Самос | Жила во II тысячелетии до н. э., ходила в разноцветной одежде, нося в руках книгу и терновый венец. | ||
Делосская | о.Делос | |||
Троянская (Геллеспонтская) | г.Троя | Жила в VI веке до н. э. во времена персидского царя Кира и афинского политика Солона. В руках она носила колосья пшеницы. | Падение Константинополя | |
Территория Древнего Востока: | ||||
Персидская , Вавилонская (Самбефа) | Персия | Жила в XIII веке до н. э., имела моложавый вид, ходила в золотых одеждах. Описана у Иустина в его «Слове к язычникам ». Место её жительства определено так: «Стоит древний храм языческий, и потом озеро, которое называется Аверн. Около него по левую сторону стоит гора. В той горе просторная пещера… Там, как говорят, жила сивилла » | Ей приписывают 24 книги пророчеств. Среди них есть о делах Александра Великого, о Иисусе Христе. Её пророчества относят к 1248 году до н. э.. | |
Халдейская | ||||
Египетская (Агриппа, или Тараксандра) | Египет | В руках своих она всегда носила книгу, возраста была среднего, ходила в красной одежде. О сивилле сообщает Климент Александрийский в своем «Слове к язычникам ». | Разрушение Эфесского храма и храмов Исиды и Сераписа в Египте. Есть пророчества о воплощении Иисуса Христа. | |
Палестинская (Еврейская, Сабская) | Сирия | Павсаний называет Сивиллой Сабской пророчицу, жившую с евреями за пределами Палестины, в Сирийских горах. Римский софист III века Элиан называл её Еврейской Сивиллой .Феофил Антиохийский пишет, что у евреев неоднократно появлялись сивиллы, подобные греческим.
Сивилла Сабская часто отождествляется с царицей Савской. |
Пророчество о Животворящем Кресте | |
Территория Древнего Рима: | ||||
Кумская | Кумы | «Сивиллины книги» | ||
Тибуртинская (Альбунея) | Италия | Жила во времена императора Августа. В руках носила масличную ветвь. | «Золотая легенда» упоминает её общение с Октавианом Августом по вопросу о наречении его Богом. Она явила ему на небе образ Богородицы с младенцем на руках, и Октавиан отказался от принятия такого титула. Также ею предсказано разрушение храма Януса в Риме. | |
Киммерийская (Кармента) | Италия (гора Кармал), около оз. Аверн | Носила в руках цветок розы. Евандр, основатель храма Пана, так называемого Луперкиона, был её сыном. | Пророчество, что мир будет существовать 6000 лет (летоисчисление неизвестно) |
БРОСАЮЩАЯ В ТРЕПЕТ СИЛА
Говоря о силе воздействия работ Микеланджело, его современники часто употребляли слово «terribilita», что можно перевести как приводящая в трепет. Прошедшие с тех пор века ничего в этом смысле не изменили.
Больше всего поражает художественный универсализм Микеланджело. Он создавал одинаково гениальные произведения в области живописи, скульптуры и архитектуры. Кроме того, Микеланджело известен как превосходный рисовальщик и глубокий поэт.
Его характер и склад мысли можно представить по пятистам дошедшим до нас письмам художника и многочисленным отзывам современников.
Абсолютно все мемуаристы сходятся в том, что жизнь Микеланджело была без остатка посвящена работе. Вспоминают, что он даже спать ложился в башмаках и одежде, не желая тратить время на раздевание и одевание. Очень часто за весь день он ограничивался одним куском хлеба, который съедал прямо во время работы.
Микеланджело оставался равнодушен к внешним атрибутам успеха, но при этом очень гордился своим аристократическим происхождением. Его кредо — художник должен быть, прежде всего, творцом, а уж потом крепким ремесленником. К собственному творчеству он относился предельно эмоционально. Так, крушение планов, связанных с возведением усыпальницы Юлия II, повергло Микеланджело в глубокую депрессию. «В этой усыпальнице я похоронил всю свою юность», — с печалью писал он в 1542 году. Художник отличался недоверчивостью и подозрительностью, был вспыльчив и несдержан в речах. Он отваживался перечить самому Юлию II. Но со своими родственниками и друзьями Микеланджело был неизменно нежен, щедр и внимателен.
Нам довольно много известно о жизни Микеланджело. Вместе с тем есть в ней и «белые пятна». Непонятно, например, где, как и когда он столь блестяще овладел художественной техникой. В ученики к Доменико Гирландайо Микеланджело поступил в 1488 году, в возрасте 13 лет, то есть на несколько лет позже, чем это было принято. Странным выглядит то, что юный художник не платил за обучение, но сам получал заработную плату. Это даёт основание полагать, что к этому моменту он уже обладал определёнными навыками. Позже Микеланджело вообще отрицал учёбу у Гирландайо, предпочитая называть свой талант богоданным и тем самым мифологизируя его.
Но если даже в живописи Гирландайо мог быть учителем Микеланджело, то совершенно неясно, где Микеланджело овладел приёмами резьбы по мрамору. Бертольдо ди Джованни, у которого он учился в «академии» Медичи, был специалистом по бронзе, но эту технику Микеланджело использовал крайне редко. Тем не менее, уже первые его скульптуры принесли ему славу несравненного и ювелирно-точного мастера.
БИТВА ПРИ КАШИНЕ
Когда Леонардо да Винчи и Микеланджело получили заказ на батальные картины для Палаццо Веккьо во Флоренции, каждый из них стал искать наиболее выигрышный сюжет. Леонардо, как никто, умел изображать лошадей, поэтому он выбрал для своей картины сцену кавалерийской стычки. Микеланджело же славился изображением обнажённой мужской натуры, поэтому он решил писать флорентийских солдат, застигнутых пизанцами врасплох на берегу реки во время купания. Этот сюжет позволил Микеланджело изобразить фигуры в самых причудливых позах. Полноразмерный картон, сделанный Микеланджело к этой картине, был одобрен. К сожалению, от него ничего не осталось. Но сохранившаяся копия центральной части (Подготовительный этюд к картине «Битва при Кашине») даёт представление о замысле картины. Уцелел также ряд этюдов к «Битве при Кашине» — среди них и «Этюд фигуры к картине «Битва при Кашине».
В литературе
Г. Мемлинг. Сивилла Самбета. 1480. Дерево, масло. Нидерланды (Фландрия). Брюгге. Музей Мемлинга Величавый образ сивиллы, созданный Вергилием в VI песне «Энеиды
», многочисленные упоминания о сивиллах у римских писателей (Тит Ливий, Варрон) и в особенности ссылки на них у христианских апологетов (Лактанций), все это способствует сохранению предания о сивиллах и Сивилиных книгах в литературе христианского средневековья (англо-нормандская обработка XII века, старофранцузские «Dits prophétiques des Sibylles », XV век) вплоть до Ренессанса, закрепившего образ сивилл в непревзойденных формах изобразительного искусства (Микеланджело).
МАСШТАБНЫЕ ПРОЕКТЫ
При этом Микеланджело всегда стремился к масштабным проектам, поэтому его любимой живописной техникой всю жизнь оставалась фреска. Микеланджело не любил жанровой и орнаментальной живописи и не жаловал современных ему фломандских художников. Их работы, по его словам, могли понравиться только женщинам или людям, ничего не смыслящим в гармонии. «Живопись фламандцев, — говорил художник, — расчитана исключительно на внешнее восприятие… Их картины кажутся грубо сложенными из кирпичей и раствора и сделаны без понимания основ искусства, без симметрии и пропорции, без должного отбора предметов и, наконец, без тени таланта».
Сам Микеланджело всегда выбирал исключительно серьёзные темы, связанные с изображением человеческих (и, прежде всего, обнажённых мужских) тел. Джорджо Вазари писал: «Этот удивительный художник всегда изыскивает возможность запечатлеть прекрасное по пропорциям и формам человеческое тело в самых разнообразных позах, позволяющих передать великое множество душевных чувств и переживаний».
Сивиллы в христианстве
Предсказания сивилл, истолкованные как пророчества о воплощении Христа, получили у христианских богословов положительную оценку с первых веков христианства. Иустин Философ в середине II века в своей первой Апологии пишет:
Евсевий Кесарийский относил к сивиллам Мириам — сестру Моисея, которая в Библии именуется пророчицей (Исх. 15:20).
Эритрейская сивилла предсказала приход Христа. Её своими глазами видел Трималхион.
Уже в IV веке в христианской среде было широко распространено представление об особом мистическом смысле «Четвертой эклоги» Вергилия, написанной в честь рождения сына у друга и покровителя, поэта Поллиона; с этим событием, как писал Вергилий, Сивилла Кумская якобы связывала начало новой эры справедливости и изобилия. В христианском предании это пророчество толковали как предсказание рождения Иисуса.
Работа Микеланджело Буонарроти и «Страшный суд»
Почему для создания внутреннего убранства пригласили именно Микеланджело Буонарроти, искусствоведы гадают до сих пор – ведь Микеланджело считается именно скульптором, а не художником. Но факт остается фактом – практически все фрески на сводах капеллы принадлежат великому живописцу.
Папа Юлий II специально пригласил Микеланджело для росписи стен и потолка. Но встреча имеет свою предысторию. Юлий II планировал, чтобы капелла служила впоследствии его гробницей, и именно этот вопрос он изначально обсуждал с Микеланджело. Но после того, как Папа отказался оплатить поставку мрамора для статуй, Микеланджело покинул Рим. Вернулся он после неоднократных просьб Папы, приступив к работе над фресками, и вопрос о гробнице больше не поднимался.
Работы по росписи сводов капеллы длились без малого 5 лет, с 1508 по конец 1512 года. Когда на стены был нанесен завершающий мазок краски, перед всеми предстала вся библейская история, от сотворения мира до времен великого потопа.
Этот заказ стал своеобразным вызовом для Мастера. Мало того, что объем работы предстоял колоссальный, она имела свои нюансы. Например, потолок Сикстинской капеллы сводчатый, и поэтому фигуры сюжетной росписи Микеланджело нужно было изобразить так, чтобы пропорции оказались не нарушены и смотрелись правдоподобно. Всего в росписи на потолке насчитали 343 фигуры – это величайший пример монументальной живописи.
Кстати, именно благодаря Микеланджело был создан новый тип подвесных строительных лесов, которые и по сей день используются при росписи храмов. Леса сконструированы таким образом, чтобы они не касались уже расписанных стен, и при этом не мешали ходу служб в храме.
Но работа Микеланджело не закончилась с освящением капеллы. В 1534 году мастер вернулся сюда снова – для работы над фреской «Страшный суд» по заказу понтифика (Климента, а после его смерти — Павла III). Создание фрески было завершено в 1541 году.
При работе над фреской мастер поступился канонами своего времени. Так, Иисус изображен без бороды, ангелы лишены крыльев, а святые изображены нагими. Просто описание картины не позволит полноценно понять, что изобразил Микеланджело в «Страшном суде» Сикстинской капеллы, поэтому взгляните на фото фрагмента росписи.
Примечателен тот факт, что на одной из фресок, в частности изображающей «Мученичество святого Варфоломея», Микеланджело придал Варфоломею собственные черты. А вот в роли царя Миноса, имеющего ослиные уши, Микеланджело изобразил самого злостного критика своих работ – Бьяджо да Чезена.
А на этом фото изображено «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле, тоже созданное Микеланджело.
Работа продвигалась медленно из-за состояния здоровья мастера: ему приходилось подолгу стоять в неудобных позах, запрокинув голову, при этом частички краски и пыли попадали художнику в глаза и уши. Несмотря на то, что состояние здоровья и многочисленные инфекции сказывались на скорости работ, Микеланджело не допустил к фреске ни одного своего помощника, выполняя все работы самостоятельно.
Больше полезного и интересного о знаменитой Сикстинской капелле вы можете увидеть в этом видеоролике:
https://youtube.com/watch?v=7DaK0UzEAGE
«Страшный суд»
В 1534 году, почти через четверть века после окончания росписи свода Сикстинской капеллы, Микеланджело (по заказу папы Климента VII) приступил к работе над одной из самых грандиозных фресок за всю историю мировой живописи — «Страшным судом».
В это время он был уже далеко не молод — великому мастеру шел 60-й год. Он выглядел сморщившимся, сгорбленным, усталым. У него ломило суставы, болели зубы, донимали мигрени и невралгия. Шесть лет понадобилось Микеланджело, чтобы завершить свое творение.
И вот в последний октябрьский день 1541 года высшее духовенство и приглашенные миряне собрались в Сикстинской капелле, чтобы присутствовать при открытии новой фрески алтарной стены. Напряженное ожидание и потрясение увиденным были столь велики, а всеобщее нервное возбуждение так накалило атмосферу, что папа (уже Павел III) с благоговейным ужасом упал перед фреской на колени, умоляя Бога не вспоминать о его грехах в день Страшного суда.
Работа художника вызвала яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. Еще при жизни Микеланджело папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Карафой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой. Когда Микеланджело узнал об этом, он сказал: «Передайте папе, что это дело маленькое, и уладить его легко. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Понял ли папа всю глубину иронической колкости художника, неизвестно, но соответствующее приказание отдал. И вновь в Сикстинской капелле были сооружены строительные леса, на которые с красками и кистями взобрался живописец Даниэле да Вольтерра. Он трудился долго и усердно, ведь предстояло пририсовать немало всевозможных драпировок. За свою работу он еще при жизни получил прозвище «брачетоне», которое буквально означает «оштаненный», «исподнишник». С этим прозвищем его имя навсегда осталось связанным в истории.
В 1596 году другой папа, Климент VIII, хотел вообще сбить весь «Страшный суд». Только заступничеством художников из Римской академии Святого Луки удалось убедить понтифика не совершать столь варварского акта. Долго еще продолжались злоключения «Страшного суда», которые нанесли фреске большой урон. Но прошли века, забылись имена хулителей и врагов великого Микеланджело, а нетленные работы его остаются вечными.
Работы художника
Дельфийская сивилла
Вдоль каждой стороны свода Сикстинской капеллы расположены гигантские фигуры ветхозаветных пророков, чередующиеся с такими же по размеру фигурами прорицательниц. Дельфийская сивилла была первой и самой удавшейся из них. Её поза, с торжественно поднятой рукой, напоминает фигуру Девы Марии с тондо Дони. После недавней реставрации свода великолепие картины ещё более подчёркнуто восстановленными в первоначальной свежести цветами росписи.
Распятие святого Петра
«Распятие св. Петра» стало последней картиной Микеланджело. Пётр был приговорён в Риме к смертной казни приблизительно в 64 году новой эры, во время правления императора Нерона, ярого преследователя христиан. Апостол попросил распять себя головой вниз, считая, что недостоин принять ту же самую смерть, что и Христос. Это обстоятельство затруднило жизнь многим художникам. Микеланджело же блестяще решил эту проблему, показав Петра перед воздвижением креста.
Святое семейство
«Тондо» — так называют круглые по форме картину или рельеф. Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Тондо Дони — единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника, исполненных на дереве. Рассматривая её сложную композицию, зрители чаще всего восхищаются выдающимся мастерством Микеланджело-рисовальщика. Некоторые критики находят работу слишком резкой по цвету.
Страшный суд
Эта огромная фреска (самая большая в то время картина в мире) была заказана папой Павлом III. Она занимает всю восточную стену Сикстинской капеллы и содержит более 300 фигур, представляющих картину Страшного суда. Восставших из могил мертвецов судит окружённый святыми Христос, рядом с которым сидит его мать. Говорят, что, увидев фреску, папа Павел III упал перед ней на колени.
О работе:
Этот шедевр внутри шедевра стал одним из символов всего западноевропейского искусства. Джорджо Вазари описывал Адама как фигуру, «чьи тело и поза, в которой оно находится, кажутся созданными самим Творцом, а не кистью простого смертного».
Прекрасно сложенный Адам ещё остаётся неподвижным, лишённым жизненной энергии, а в небе, приближаясь к Адаму, парит в окружении ангелов величественная фигура Бога-Отца. Рука Адама безвольно лежит на колене. Творец протягивает длань, чтобы вдохнуть в своё создание искру божественного Духа, и почти касается своим вытянутым пальцем Адама. Именно «почти». Между пальцами Адама и Бога сохраняется крохотный промежуток, придающий картине невероятное напряжение. Возникающий при этом зрительный эффект можно сравнить с электрическим разрядом. Нам кажется, что божественная энергия вот-вот «пробьёт» сквозь воздух, наполнив собой тело первого человека.
«Сотворение Адама» представляет собой часть росписи свода Сикстинской капеллы. Вся работа (при минимальном участии помощников) продлилась немногим более двух лет, уместившись в промежутке между 1508 и 1512 годами.
Когда Микеланджело получил от папы Юлия II заказ на фреску для Сикстинской капеллы, её свод своим оформлением ничем не отличался от сводов большинства тогдашних церквей. Он был просто усыпан блестящими крапинками звёзд на синем фоне. Юлий II предлагал написать между арками фигуры двенадцати апостолов, а сам потолок покрыть «подходящим орнаментом». Но Микеланджело поступил по-своему.
Искусство росписи потолков известно с древних времен, но постепенно оно оказалось забыто. Интерес к нему возродился только в конце XV века. Первую такую роспись создал в Мантуе Андреа Мантенья, как бы разомкнув внутреннее пространство помещения. Для этого он использовал перспективу «sotto in su» (смотреть снизу вверх), при которой все фигуры парят в пространстве над зрителем.
Сикстинская капелла расписана способом «буон фреско». Последовательность действий тут такова — на поверхность вначале переносится рисунок, а в дальнейшем он покрывается краской, нанесённой непосредственно по влажной штукатурке. Прежде чем наносить краску, к влажной штукатурке прикладывали картоны (полноразмерные рисунки), переводя таким образом изображение на рабочую поверхность. Картон либо прокаливали по контурам рисунка, чтобы затем соединить полученные точки темным мелом, либо обводили контуры рисунка стило.
Книги с предсказаниями сивилл[ | ]
Основная статья: Книги Сивилл
Сивиллины книги
Так называемые «Сивиллины книги
», состоявшие, как считается, из предсказаний кумской сивиллы, играли большую роль в общественной жизни римского государства.
История появления этих книг в Риме такова: предсказания были записаны на пальмовых листьях[источник не указан 3936 дней
] и составили девять книг. По сообщению Дионисия Галикарнасского сивилла, явившись в Рим, предложила царю Тарквинию Гордому (или Тарквинию Приску) купить у неё эти книги за огромную цену (по Варрону, за 300 золотых филиппов), а когда он отказался, сожгла три из них. Затем она предложила ему купить оставшиеся шесть за ту же цену и, вновь получив отказ, сожгла ещё три книги. Тогда царь по совету авгуров купил уцелевшие книги за первоначальную цену. Здесь примечательно то, что монеты филиппы названы в честь царя, жившего на два столетия позднее Тарквиния, что лишний раз доказывает дар пророчества у Сивиллы.«Сивилла», картина Веласкеса
Позже к этим книгам были добавлены прорицания тибуртинской и других сивилл. «Сивиллины книги
» хранились особой жреческой коллегией в храме Юпитера на Капитолийском холме в каменном ящике. Книги играли большую роль в религиозной жизни римлян. К ним обращались за советами в критические моменты политической и частной жизни.
В 83 году до н. э. книги сгорели, но были восстановлены при Августе и Тиберии, вновь составленный текст был пересмотрен при императоре Августе в 12 году. Вновь составленные книги находились в храме Аполлона на Палатинском холме.
В 405 году, уже в христианскую эру, они были сожжены по приказу Стилихона (правителя Западной Римской империи).
Продолжатель Феофана, описывая царствование императора Льва V Армянина (813—820 годы), сообщает, что он боялся одного предсказания, грозившего ему смертью:
Содержание сивиллиных книг представляло собой причудливое смешение греко-римских, этрусских, иудейских и христианских воззрений и верований. Сохранившиеся 12 Сивиллиных книг относятся ко II веку до н. э. — II веку н. э. и являются источником по истории иудейской и христианских религий — поздней компиляцией.
Предсказания сивиллиных книг
Под влиянием сивилл были введены новые обряды и культы новых божеств; толкователями изречений сивилл были жрецы.
- В 293 году до н. э. во время эпидемии чумы в Риме в Сивиллиных книгах обнаружили указание, что эпидемия прекратится, если в Рим привезут статую бога Эскулапа из асклепейона в Эпидавре; и в 291 году до н. э. на одном из островов Тибра (Тиберина) был основан храм Эскулапа.
- В 204 году до н. э. подобным образом из Малой Азии был перевезён чёрный камень, почитаемый фетиш Кибелы, Богини-Матери.
Пророчества Сивиллы, поэмы, написанные от лица языческой прорицательницы Сивиллы. Составители их призывают язычников обратиться к Единому Богу, обличают идолопоклонство, зло и нечестие. Иудейским авторам принадлежат III, IV и V части книги. Датируются временем между I веком до н. э. и I веком н. э.
Роспись свода Сикстинской капеллы работы Микеланджело
Конфликтуя с правителями Флоренции и опасаясь агрессии со стороны Османской империи, Сикст IV задумывал перестройку часовни Апостольского дворца как неприступную крепость. В ходе проводившейся с 1475 по 1483 годы реконструкции предыдущего здания, толщина его стен была значительно увеличена. Старый фундамент, не выдержав нагрузки, несколько просел, в результате чего весной 1504 года на своде часовни образовалась большая трещина, испортив предыдущую роспись, сделанную Пирматтео Лауро да Амелия. Службы в папской часовне были приостановлены и ее закрыли для посещений.
В апреле 1506 года возглавивший папский престол Юлий II направил Микеланджело Буонарроти письмо, приглашая его сделать новую роспись потолка Сикстинской капеллы. Тем самым понтифик хотел загладить конфликт, возникший со скульптором из-за интриг, заблокировавших работу мастера над грандиозной мраморной скульптурой, которую он начал делать для будущего надгробия Папы.
Это интересно
Подозревая, что столь масштабный проект был предложен окружением понтифика с целью дискредитации его как художника, Микеланджело, тем не менее, согласился. В своей работе, начатой в 1508г, он ограничился росписью основной темы – изображением на своде фигур двенадцати апостолов, как это и было предусмотрено в заключенном контракте. Считая себя больше скульптором, чем художником, Буонарроти даже вернул Юлию II причитавшееся ему вознаграждение, отказавшись от дальнейшего продолжения столь масштабного проекта.
В качестве компромисса, Папа предложил Микеланджело сделать роспись потолка библейскими сценами по его собственному усмотрению. Результатом вынужденной сделки стала громадных размеров фреска Сикстинской капеллы, площадью 512 квадратных метров, на которой художник разместил более 300 фигур. За основную тему им были взяты сюжеты из истории человечества до рождения Христа, описываемые в Книге Бытия. 31 октября 1512 года Папа Юлий II торжественно открыл фрески свода Сикстинской капеллы на всеобщее обозрение.
Свод Сикстинской капеллы. Откройте в новой вкладке, чтобы увидеть фреску Микеланджело в большом разрешении.
Страшный суд
Тема знаменитой алтарной фрески — страшный суд после второго пришествия Христа на Землю. Размер этой картины грандиозный — 12 метров на 13 метров 70 см. Только Микеланджело был под силу такой масштаб! Его пригласили расписать алтарь, но, только через двадцать пять лет после окончания росписи потолка он приступил к работе, которая продлилась целых четыре года!
Здесь гений Микеланджело достиг своей непревзойдённой вершины. В верхней части фрески в центре изображён Христос и Мария. Христос вершит праведный суд — отделяет праведников от грешников. Праведники остаются на небесах, а грешники летят вниз, в преисподнюю. У ног Христа святой Варфоломей держит содранную с человека кожу. Предполагается, что лицо этого несчастного — автопортрет Микеланджело. Он изобразил себя падшим грешником, который недостоин Царствия Небесного.
Где находится Сикстинская капелла? В каком городе можно увидеть шедевр Микеланджело?
Желая снискать репутацию мецената, покровителя искусств (а заодно и пополнить казну), католическая церковь открыла для посетителей многие из своих дворцов и сокровищниц. Сикстинскую капеллу, подобно многим другим музеям Ватикана, может посетить любой желающий. Все, что потребуется, — это двадцать евро за билет. Ну и, разумеется, сначала нужно попасть в Рим, ведь именно в этом городе находится папская столица со всеми ее достопримечательностями.
Но неправильно было бы думать, будто Сикстинская капелла – это только музей. До сих пор в этом здании проводятся важные заседания кардиналов, главнейшее из которых – конклав – собирается после смерти очередного Папы Римского, чтобы избрать его преемника.