«богатыри» виктора васнецова

Описание, сюжет и символы картины «Богатыри»

Васнецов считается признанным мастером изображения фольклорных и былинных сюжетов, но его богатыри стали одним из самых известных творений. Одни только размеры полотна являются поистине впечатляющими – 295 на 446 см. Главным замыслом художника стало изображение силы и мощи русских героев, что всегда готовы отразить нападение врага.

В своём письме к Чистякову художник описывал своё произведение так:

В своём воображении при создании «Богатырей» Васнецов воскресил былинные образы самых знаменитых персонажей, что известны каждому русскому человеку. У художника не было стремления изобразить конкретный эпизод из древних преданий или исторический момент.

Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри», 1881-1898 г.Картина находится в Третьяковской галерее, Москва, Россия

Напротив, Васнецов постарался обобщить в образах своих богатырей силу и твёрдость духа всего русского народа. Илья, Добрыня и Алёша являются лишь отчасти былинными персонажами, их главное предназначение – отражение могущества всей Руси.

Как известно из преданий, об этих трёх богатырях рассказывалось в разные времена, а потому встретиться так, являясь практически ровесниками, они могли лишь на картине Васнецова. Все три героя картины – очень разные:

Илья Муромец воплощает физическую силу и мудрость самого старшего из богатырей

Добрыня Никитич привлекает к себе внимание живостью взгляда – сразу ясно, что перед нами находчивый и смелый человек. Алёша Попович, самый младший из богатырей, – явно считается метким стрелком

На боку его лошади заметны гусли, а значит, именно он любит развлекать товарищей своей музыкой во время привала.

Илья Муромец, фрагмент картины «Богатыри»

Не менее интересны и особые “скрытые” символы картины Васнецова «Богатыри», которые замечаешь лишь после детального просмотра. Пейзаж представлен исполинскими деревьями и юными сосенками – это отражает преемственность поколений. Герои стоят на фоне темнеющего неба – возможно, оно “сообщает” нам о приближении противника. Однако в небесах заметны просветы, а значит, победа неизменно будет на стороне правды и добра.

Сын Виктора Васнецова, Алексей, вспоминал о работе отца:

Виктор Васнецов на фоне картины «Богатыри», 1898 год

Живописец действительно вложил все свои силы и мастерство в этот шедевр, который я бы назвала не просто прекрасным, а вдохновляющим. Глядя на «Богатырей» Васнецова, невольно чувствуешь гордость за прошлое своей страны, за силу духа, полученную от предков, за готовность противостоять любым испытаниям – как делали наши предки-”богатыри” в далёкие времена.

«Прощание Олега с конем» (1899)

Эта работа создана как иллюстрация к известному нам по школьной программе стиху Пушкина. Узнав от волхва о том, что смерть ему принесет верный конь Олег решает с ним расстаться, именно это горькое прощание родных душ изобразил Васнецов. Очень трогательное и душевное зрелище — воин в кольчуге и с мечем на боку прильнул к коню со слезами на глазах, а конь белогривый, словно чувствуя разлуку, нагнул свою голову и загрустил вместе с хозяином. Как всегда, картины Васнецова очень красочны, глубоки и точны. Смотреть на них — одно удовольствие.

К слову, на нашем сайте most-beauty.ru Вы можете посмотреть на фото самых красивых пород лошадей в мире.

15

«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)

Эту историческую битву мы знаем еще со школьной скамьи благодаря «Повести временных лет» и Нестору Летописцу, который записал исторический ход тех древних событий в своей летописи, слух о которых дошел и до нас. Любитель русской живописи и фольклора Виктор Васнецов не смог обойти эту тему, ведь защищая свою территорию и честь, богатыри не боялись ни мощного врага грозного войска половского, ни смерти, что не может не восхищать современного человека. Именно смерть является главным сюжетом картины. Автор возвышает ее в глазах зрителя тем самым говоря о том, что умереть, защищая свою Родину, детей и жен — это настоящая честь и гордость.

5

2 вариант

Виктор Васнецов был великим художником, который писал сюжеты не только с фольклора и народа. Он имел духовное образование и хорошо разбирался в религиозных тематиках. Поэтому, его пригласили расписать стены Владимирского собора в Киеве. С того момента В.Васнецов стал еще и иконописцем, ознакомленным с четкими канонами и символизмом святых образов.

Знаменитый художник написал несколько работ, посвященных библейским сюжетам. Например, В.Васнецов создал шедевры с глубоким смыслом и каноническими познаниями «Бог Саваоф», «Христос Вседержитель», «Богоматерь с младенцем» и другие. Одной с таких картин-икон стало и его полотно «Единородный сын. Слово Божие».

Эта работа исполнена очень профессионально, следуя четким правилам иконописи. Васнецов использовал облик близок к Христу Пантократору. В центре полотна изображен в юном обличии сам Иисус Христос. Он одет в белоснежное одеяние, от которого исходит неведомый свет. Это подчеркивает его священность и божественность. Лицо Иисуса художник передал слегка «человечным», немного отклоняясь от церковных ликов, лишенных эмоций. А удивленный взгляд изображенного отходит немного в сторону, что нехарактерно для икон. Ведь считается, что на святых образах глаза должны смотреть в самое нутро человека, вызывая покаяние и смирение. В руках Христа развернутый сверток со святыми письменами и большой крест. Такой

Фигура Иисуса окружена двойной мандорлой ‒ ярким кругом, что символизирует сияние славы господней. В случаи В.Васнецова, мандорла состоит с 2 кругов: светло-желтого и голубого. Именно голубой цвет чаще всего используют для священного изображения мандорлы. Часто к этому символическому приему прибегал А.Рублев.

Стоит отметить, что вокруг Иисуса Христа располагается тетраморф ‒ аллегорическое изображение 4 апостолов: Лука ‒ бык, Иоанн ‒ орел, Матвей ‒ ангел, Марк ‒ лев. Их призвание ‒ защищать трон божий и райское спокойствие. Они постают в теплой и жемчужной гамме. А вокруг плывут прозрачные голубые облака, что похожи больше на спокойное и погожее море. Надо сказать, что в отечественной иконографии образы апостолов в виде животных давно запрещалось рисовать. Такой символический прием использовали только в старообрядческих изображениях.

Знаменитый холст, размером 70 на 138 см, написанный маслом, хранится в Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Описание картины:

Единородный сын Слово Божие — Васнецов Виктор Михайлович. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1885 – 1886. Холст, масло    В этом полотне нашло отражение глубокое знание Васнецовым Библии, ведь художник учился в духовной семинарии. На эскизе изображен Иисус Христос в облике юноши, окруженный Тетраморфом.

Это существо с четырьмя обликами и крыльями, которое упоминается в видениях пророка Иезекииля. Тетраморф возникает и в Апокалипсисе Иоанна Богослова, где он имеет облик четырех существ – человека, быка, орла и льва. Они призваны на защиту четырех краев божьего трона и райских пределов.

   В более поздние времена Тетраморфа стали ассоциировать с евангелистами (Лука – бык, Марк – лев, Матфей – ангел и Иоанн – орел). На полотне Васнецова юного Христа, несущего людям слово божие, поддерживают четыре символических изображения евангелистов на фоне легких облачков и далекого сияния светила.

   Цветовая гамма эскиза очень нежная и воздушная, отражающая небесную голубизну

Белые одеяния Христа делают его фигуру буквально светящейся, а почти симметричная композиция фиксирует внимание смотрящего на его лице. Удивляет отклонение от канонического образа Иисуса – он не глядит перед собой, как на иконах, проникая взором в душу стоящего перед изображением

Его взгляд отведен в сторону. Священные животные Тетраморфа выполнены в мягких, жемчужных цветах.

   Что интересно, символические изображения евангелистов в виде животных было разрешено только в старообрядчестве.

Другие картины Васнецова

Витязь на распутье Три богатыря Аленушка Сирин и Алконост Иван-царевич на Сером Волке Ковер-самолет Богатырь С квартиры на квартиру Книжная лавочка Военная телеграмма Преферанс Снегурочка После побоища Игоря Святославича с половцами Царь Иван Васильевич Грозный Три царевны подземного царства Гамаюн Бог Саваоф Несмеяна-царевна Царевна-Лягушка Богоматерь с младенцем Христос Вседержитель Богатырский галоп Нестор-летописец

«Царевна-лягушка» (1918)

На картине этой изображена никто иная, как сама Василиса Премудрая. Она же и есть заколдованная царевна-лягушка, которая демонстрирует батюшке-царю свои волшебные возможности. Эта чудесная картина является иллюстрацией к сказке А.С. Пушкина «Царевна-лягушка» и выполнена она очень умело. Глядя на это изображение, все мы знаем, что произойдет дальше. Прекрасная девушка в изумрудном платье, извиваясь в танце, махнет левой рукой и сотворит озеро, а когда взмахнет правой, на озере появятся два прелестных белых лебедя. Жаль, что мы не видим лицо Василисы, а только ее грациозный стан и шикарные густые волосы, но по лицам гусляров и их подтанцовывающим движениям можно понять, что они восхищаются ее красотой. На картине также изображен быт, яства и музыкальные инструменты, характерные данному периоду.

Персонажи шедевра – натурщики и прототипы

Раньше герои преданий считались вымышленными, но исследования историков показали, что за эпосом скрываются вполне реальные люди. В частности, «настоящий» Илья Муромец родился в г. Муроме (Владимирская обл. России) в XII ст. Сначала он носил прозвание «Чоботок», но после тяжёлого ранения принял постриг под именем Илия. Останки силача похоронили в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. его причислили к лику святых. Изучив мощи, учёные установили, что богатырь страдал от проблем с позвоночником и даже реконструировали его внешность – это высокий (около 182 см) мужчина с развитой мускулатурой.

Художник долго искал человека, с которого он мог бы написать Илью Муромца. Он зарисовывал крестьянина Ивана Петрова, кузнеца из помещичьей усадьбы Абрамцево, ломового извозчика, встреченного около Крымского моста в Москве.

Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год

Алёша Попович – младший из трёх храбрецов. В былинах его образ довольно противоречив – воин отличается находчивостью и хитроумием, но в то же время хвастливостью, лукавством и коварством. В реальности витязь Александр Попович был ростовским боярином, «храбром» (лучшим бойцом) Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, вместе с которым и погиб в битве под Калкой в 1223 г.

Натурщиком же для полотна стал младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова Андрей. Впервые мальчик позировал живописцу, когда ему ещё не исполнилось 13 лет. По картине Васнецова легко уловить весёлый, благодушный, искренний характер юноши.

Андрей Саввич Мамонтов, младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова

Добрыня Никитич – умный и образованный «служилый» князя, то есть соратник правителя, которому тот поручает самые сложные и опасные задачи. Его исторический прототип – воевода Добрыня, дядя Владимира Красное Солнышко. А внешность богатыря скопирована… с самого Виктора Михайловича! Впрочем, некоторые исследователи считают, что это собирательный образ всего семейства Васнецовых.

Прототипом Добрыни считают собирательный образ всего семейства Васнецовых

Благодаря трудолюбию и старательности художника панно вышло не только красочным и привлекательным, но и достоверным – всё, от одежды воинов и их оружия до сбруи коней в точности соответствует археологическим находкам того периода. Именно поэтому полотно до сих пор пользуется такой популярностью – зал Государственной Третьяковской галереи, где оно находится, постоянно посещают экскурсии, репродукции шедевра есть во многих домах и учреждениях, а ученики средних классов даже пишут сочинение по картине!

Единородный сын Слово Божие

Виктор Васнецов «Единородный сын Слово Божие» (1885 — 1896) Холст, масло. 70 x 138 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия 

Слово Божие — Второе Лицо (Ипостась) Святой Троицы, воплотившееся в Иисусе Христе. 

Святая Троица есть единосущное Божество, в трех Лицах (Ипостасях) — Отца, Сына и Святого Духа. Бог Отец есть Божественный Ум, Бог Сын — Божественное Слово, сопребывающее нераздельно со Святым Духом. Слово Божие — Слово Божественного Ума, Которое присуще Ему извечно, Которым Он создал все мироздание. 

О Слове Божьем сказано в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).

Слово Божие — «Свет Отца, Слово великого Ума, превосходящий всякое слово, Высший Свет высочайшего Света, Единородный Сын, Образ Бессмертного Отца и Печать Безначального, Сияющий вместе с великим Духом, добрый Царь, Правитель мира, Податель жизни, Создатель всего, что есть и будет», — говорит св. Григорий Богослов.

Слово Божие именуется Единородным Сыном Божьим, поскольку Оно в вечности рождается Божественным Умом, Богом-Отцом, «поскольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, то есть Отца» (св. Максим Исповедник). 

Слово Божие Своим бытием предшествует творению всего существующего, «не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова», — говорит св. Максим Исповедник. Словом Божьим создан весь мир: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:4).

Григорий Богослов. 

На Предвечном Совете Св. Троицы принято решение о воплощении Слова Божьего, предначертано принятие Им человеческого естества. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца», — говорит Иоанн Богослов (Ин. 1:14).

В Воплотившемся Божьем Слове — Богочеловеке Иисусе Христе, Который есть Бог и Слово Отца, по сущности обитает вся полнота Божества телесно (Кол.2:9). Приняв человеческую природу, Божественное Слово соединило тварное и Нетварное естество, открыв уверовавшему в Него человеку путь к обожению.

«Для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий — Сыном Человеческим, — говорит Ириней, — чтобы человек, соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался сыном Божиим».

«Ковер-самолет» (1880)

Все мы в детстве мечтали попасть в сказку, прокатиться на ковре-самолете, да отведать лакомый кусочек из скатерти-самобранки. Ведь в этом волшебном мире сбываются все заветные желания, чего не скажешь о суровой реальности, где часто всё так мрачно и непредсказуемо. Именно эту мысль хотел донести нам, художник, когда создавал свою очередную сказочную картину под названием «Ковер-самолет». На красивом ковре-самолете над рекою летит Иван-богатырь, да не один, а с жар-птицей, подаренной ему Бабой Ягой. Он спокоен и уверен в себе, ждут его новые приключения, а ведь в сказке по-другому нельзя.

6

Тайны пейзажа

Помимо трёх основных, на картине есть и ещё один живой образ. Это – пейзаж. Васнецов сумел передать тревогу не только выражением лиц своих героев, но и оттенками природы. Всё вокруг словно слилось в замершем созерцании трёх беглецов, а сам лес искренне сопереживает им.

Под волчьими лапами виднеется болото, а вокруг – вековые деревья, что создают мрачное ощущение тяжести. Однако не стоит отчаиваться. Тем же приёмом “говорящего” пейзажа Васнецов говорит, что нельзя терять надежду. На картине можно заметить цветущую яблоню и раскрывшиеся кувшинки. Эти цветы символизируют счастье и любовь.

Живописец словно погружает нас в настоящую сказку, где есть место переживаниям, бедствиям и тревогам, однако добро неизменно одерживает победу, а в мир возвращаются свет и радость.

Деревья, фрагмент картины

Почему картина «Иван-царевич на Сером Волке» кажется настолько волшебной, притягательной? Мне кажется, секрет Виктора Васнецова сложен и прост одновременно. Потрясающее мастерство и опыт художника помогли ему использовать эмоциональные контрасты, что затрагивают любого человека, взглянувшего на это творение.

Суровость Ивана-царевича, нежность и покорность Елены Прекрасной, тёмные тона природы и свет распускающихся цветов и, конечно, динамика бега Волка — всё это дарит нам сказку, написанную маслом.

О мастере

Виктор Васнецов появился на свет в 1848 году в семье священника. Интерес к живописи стал проявлять ещё в юности. С разрешения отца он оставил обучение в духовной семинарии, после чего уехал в Санкт-Петербург, где стал профессионально учиться мастерству художника. Васнецов несколько раз выезжал за границу, в России же был известен как передвижник (представитель передвижных выставок).

Если изначально большинство картин Васнецова раскрывали бытовые сюжеты, то со временем живописец перешёл к былинно-сказочной тематике. Я хочу отметить, что среди русских художников сложно найти такого же мастера передачи фольклора, старинных преданий и былин, как Виктор Васнецов. Благодаря долгой кропотливой работе ему удалось создать неповторимый “васнецовский” стиль, который невозможно не узнать.

Николай Дмитриевич Кузнецов «Портрет В. М. Васнецова», 1891 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Православные работы русского художника Виктора Васнецова

Христос-Вседержитель, 1885-1896Виктор Васнецов. Отечествие (Отечество), 1907Бог Саваоф. 1885-1896

Спаситель. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения в Петербурге. 1901Христос Вседержитель. Мозаика главного иконостаса храма Спаса-на-Крови. Выполнена по оригиналу Виктора Михайловича ВаснецоваЕдинородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора

Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899

Богородица Владимирского собораБогородица Владимирского собора. Эскиз, 1893-1895 Богоматерь, 1887. Бумага, уголь.Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургБогоматерь с младенцемБогоматерь с младенцем. Васнецов В.М. Храм Спаса-на-КровиМозаика «О тебе радуется Благодатная» по эскизу В. Васнецова.Гусь-Хрустальный. 1902 г. Мастерская Фролова.Блаженство рая. 1885-1896Искушение Евы змием. 1885-1896Вход Господень в ИерусалимСпаситель в терновом венце, 1906Распятие Христа. 1902Распятый Иисус Христос. 1885-1896Распятие ХристаСнятие с креста. 1888-1901Плащаница, 1901Сошествие во ад, 1896-1904ВоскресениеМария Магдалина. Эскиз мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте, 1899Мария МагдалинаВсадники Апокалипсиса, 1887Страшный суд. 1885-1896Страшный суд, 1904Архангел Михаил повергает дьявола, 1914Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)Коленопреклоненный Архангел Михаил, 1885-1893Святой Ангел со светильником, 1885-1896Ангел Божий, 1908СерафимСерафимыЭскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.Русские святые, 1885-1896Святой Георгий Победоносец, 1919Крещение князя Владимира в Царьграде, 1885-1893Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.Святой Алипий Живописец, 1885-1893Княгиня Евдокия, 1885-1893Святая княгиня Ольга, 1885-1893Святой Нестор-летописец, 1885-1893Святой Андрей Боголюбский, 1885-1896Святой Александр Невский, 1885-1893Сергий Радонежский, 1882Могила Владимира Грингмута. Крест-памятник по рисунку Виктора Васнецова (1907).(Владимир Андреевич Грингмут (также Вадим и Вальдемар Грингмут); 3 марта (15 марта) 1851 — 28 сентября (11 октября) 1907 — русский политический деятель праворадикального толка, один из основателей и главных идеологов черносотенного движения.)Памятник великому князю Сергею Александровичу.(Великий Князь Сергей Александрович (29 апреля (11 мая) 1857 Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор. Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы революционера Каляева.Памятник великому князю Сергею Александровичу — памятник в Московском Кремле освящённый 2 апреля 1908 года на месте убийства Великого Князя Сергея Александровича. Располагался недалеко от Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала. Автор памятника В. М. Васнецов. 1 мая 1918 года памятник был снесён при непосредственном участии В. И. Ленина.)Книга русской скорби (обложка, 1910)

«Иван царевич на сером волке» — сочинения, 6 класс

Вариант 1

Эта картина посвящена народной сказке об Иване-царевиче и Сером волке. В.М. Васнецов не раз прибегал к сюжетам сказок, изображая главных героев тех или иных произведений “Снегурочка”, “Баян”. На этот раз художник хотел показать спасение Ивана и Елены Прекрасной от злого царя.

Герои мчатся верхом на Сером волке сквозь темный лес. Даже лес изображен так, как будто он хочет им помешать, и подчиняется он только царю. Мощные дубы с темными стволами делают атмосферу и без того мрачной и тоскливой. Волк бежит с огромной скоростью и ему уже тяжело дышать.

Иван-царевич одет в дорогую одежду. Он задумчиво смотрит в сторону, как будто опасается гнева злого преследователя. Иван с нежностью обнимает Елену Прекрасную, которая склонила голову ему на плечо и сложила руки на колени, она уже совсем обессилела. Ее лицо печальное и грустное, девушка все еще не верит в свое спасение.

В глаза сразу же бросается цветущая яблоня. На фоне темного леса ее белые цветы выглядят как символ надежды и светлого будущего. Ивану и Елене удалось сбежать от злого царя и теперь у них впереди только самое хорошее. Серый волк бежит из последних сил, зная, что именно от него зависит их спасение. Если бы не он, Ивану-царевичу вряд ли удалось спасти свою возлюбленную. Художник своей картиной показал, что вера в лучшее должна присутствовать в жизни человека.

Вариант 2

Картина Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» не что иное, как иллюстрация на древнюю повесть «Иван-царевич и Серый Волк». Сама задумка берет начало в период работы автора во Владимирском соборе.

Сам сюжет картины говорит о преодолении трудного пути, который обрушился на Ивана-царевича через нарушение запретов. Глядя на картину, видно, что Иван несется через темный густой лес. На переднем плане автор расположил болото с кувшинками лилиями, старую покосившуюся яблоню еще с цветущими ветками. Возможно, этим самым он хотел показать надежду на лучшее. Среди всех тусклых и темных красок взгляд сразу находит светлое пятно Елены Прекрасной в объятиях Царевича. Они, сидя на Сером Волке, убегают сквозь темный лес от злого царя.

Иван-царевич изображен в красивой царской одежде. Гордо и уверенно он сидит на волке, его взгляд устремлен вдаль, а в глазах можно увидеть веру в спасение. Нежно, но в то же время сильно он, прижимая к себе Елену чувствуя ответственность за ее спасение и судьбу. На лице Елены Прекрасной изображены одновременно и испуг за их будущее и покорность судьбе и своему спасителю. Руки ее как бы бессильно упали на колени, а голова лежит на надежном плече Ивана-Царевича.

На заднем плане изображены стволы мощные вековых дубов. Цвет его более темный и отражает страх и опасность. Фигура волка показывает, насколько быстро они убегают от возможного преследования. Также невозможно не заметить, что на фоне темного леса волк имеет более светлые и теплые тона. Я думаю, автор этим самым хотел донести к нам идею того, что все, что не делается во спасение и справедливость есть правильным. И всегда должна быть вера и надежда в лучшее.

Описание картины «Иван-царевич на Сером Волке»

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» одним своим названием открывает суть. Её основой стала русская сказка, где главным действующим лицом выступает Иван-царевич. Эпизод из неё мы видим на полотне.

Центральными персонажами выступают царевич и царевна, что убегают от погони. Их верный соратник, Серый Волк, мчится вперёд. Его фигура делает картину невероятно динамичной, “живой”. Кажется, что вот-вот всё оживёт, а могучий зверь пронесётся мимо нас. Каждый из персонажей мастерски изображён автором.

Посмотрите на лицо Ивана-царевича. Он напряжённо вглядывается в лес, понимая, что в любой момент из темноты чащи могут появиться преследователи. Несмотря на тревогу, он крепко держит Елену Прекрасную.

Даже не зная названия картины, можно безошибочно понять, что перед нами – юноша знатного происхождения. На нём – дорогой кафтан, расшитый золотом и серебром, красные сапоги с рисунком, шапка, отороченная мехом. За спиной царевича виднеется меч в ножнах, и не возникает сомнений, что при наихудшем исходе он будет биться до последнего, защищая царевну.

Образы Елены Прекрасной и Ивана-царевича, фрагмент картины

В объятиях царевича – Елена Прекрасная. Девушка одновременно напряжена и смиренна. В её лице читается тревога, однако руки свободно (можно даже сказать – безвольно) сложены на коленях. Этот незначительный элемент показывает нам полное доверие девушки своему спасителю.

Но самый интересный образ – Волк. Этот помощник пары влюблённых показан уставшим, но готовым отчаянно бороться за спасение своих товарищей. Понятно, что он мчится с огромной скоростью – чувствуется напряжение в лапах, видны мощные сухожилия и мышцы. Тем не менее, зверь явно тратит все силы на то, чтобы уйти от погони: его язык вывалился, а уши прижаты к голове.

Образ Волка, фрагмент картины

Картины Виктора Васнецова

Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876

Васнецов Виктор. Аленушка. 1881

Васнецов Виктор. Ковер-самолет. Конец 1870-х

Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1879 –1881

Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896.

Виктор Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889

Виктор Васнецов.  Три богатыря. 1881-1898

Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882

Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880

Виктор Васнецов. Снегурочка. 1899

Виктор Васнецов. Богатырь. 1920

Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896

Виктор Васнецов. Крещение Руси. Фреска во Владимирском соборе Киева

Виктор Васнецов. Крещение великого князя Владимира. 1885-1896

Виктор Васнецов. Саваоф, Господь-бог. 1885-1896

Виктор Васнецов. Песнь князя Олега. 1899

Виктор Васнецов. Спаситель. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения (Спас-на-крови) в Петербурге. 1901

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: