Описание, сюжет и символы картины «Богатыри»
Васнецов считается признанным мастером изображения фольклорных и былинных сюжетов, но его богатыри стали одним из самых известных творений. Одни только размеры полотна являются поистине впечатляющими – 295 на 446 см. Главным замыслом художника стало изображение силы и мощи русских героев, что всегда готовы отразить нападение врага.
В своём письме к Чистякову художник описывал своё произведение так:
В своём воображении при создании «Богатырей» Васнецов воскресил былинные образы самых знаменитых персонажей, что известны каждому русскому человеку. У художника не было стремления изобразить конкретный эпизод из древних преданий или исторический момент.
Виктор Михайлович Васнецов «Богатыри», 1881-1898 г.Картина находится в Третьяковской галерее, Москва, Россия
Напротив, Васнецов постарался обобщить в образах своих богатырей силу и твёрдость духа всего русского народа. Илья, Добрыня и Алёша являются лишь отчасти былинными персонажами, их главное предназначение – отражение могущества всей Руси.
Как известно из преданий, об этих трёх богатырях рассказывалось в разные времена, а потому встретиться так, являясь практически ровесниками, они могли лишь на картине Васнецова. Все три героя картины – очень разные:
Илья Муромец воплощает физическую силу и мудрость самого старшего из богатырей
Добрыня Никитич привлекает к себе внимание живостью взгляда – сразу ясно, что перед нами находчивый и смелый человек. Алёша Попович, самый младший из богатырей, – явно считается метким стрелком
На боку его лошади заметны гусли, а значит, именно он любит развлекать товарищей своей музыкой во время привала.
Илья Муромец, фрагмент картины «Богатыри»
Не менее интересны и особые “скрытые” символы картины Васнецова «Богатыри», которые замечаешь лишь после детального просмотра. Пейзаж представлен исполинскими деревьями и юными сосенками – это отражает преемственность поколений. Герои стоят на фоне темнеющего неба – возможно, оно “сообщает” нам о приближении противника. Однако в небесах заметны просветы, а значит, победа неизменно будет на стороне правды и добра.
Сын Виктора Васнецова, Алексей, вспоминал о работе отца:
Виктор Васнецов на фоне картины «Богатыри», 1898 год
Живописец действительно вложил все свои силы и мастерство в этот шедевр, который я бы назвала не просто прекрасным, а вдохновляющим. Глядя на «Богатырей» Васнецова, невольно чувствуешь гордость за прошлое своей страны, за силу духа, полученную от предков, за готовность противостоять любым испытаниям – как делали наши предки-”богатыри” в далёкие времена.
«Прощание Олега с конем» (1899)
Эта работа создана как иллюстрация к известному нам по школьной программе стиху Пушкина. Узнав от волхва о том, что смерть ему принесет верный конь Олег решает с ним расстаться, именно это горькое прощание родных душ изобразил Васнецов. Очень трогательное и душевное зрелище — воин в кольчуге и с мечем на боку прильнул к коню со слезами на глазах, а конь белогривый, словно чувствуя разлуку, нагнул свою голову и загрустил вместе с хозяином. Как всегда, картины Васнецова очень красочны, глубоки и точны. Смотреть на них — одно удовольствие.
К слову, на нашем сайте most-beauty.ru Вы можете посмотреть на фото самых красивых пород лошадей в мире.
15
«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880)
Эту историческую битву мы знаем еще со школьной скамьи благодаря «Повести временных лет» и Нестору Летописцу, который записал исторический ход тех древних событий в своей летописи, слух о которых дошел и до нас. Любитель русской живописи и фольклора Виктор Васнецов не смог обойти эту тему, ведь защищая свою территорию и честь, богатыри не боялись ни мощного врага грозного войска половского, ни смерти, что не может не восхищать современного человека. Именно смерть является главным сюжетом картины. Автор возвышает ее в глазах зрителя тем самым говоря о том, что умереть, защищая свою Родину, детей и жен — это настоящая честь и гордость.
5
2 вариант
Виктор Васнецов был великим художником, который писал сюжеты не только с фольклора и народа. Он имел духовное образование и хорошо разбирался в религиозных тематиках. Поэтому, его пригласили расписать стены Владимирского собора в Киеве. С того момента В.Васнецов стал еще и иконописцем, ознакомленным с четкими канонами и символизмом святых образов.
Знаменитый художник написал несколько работ, посвященных библейским сюжетам. Например, В.Васнецов создал шедевры с глубоким смыслом и каноническими познаниями «Бог Саваоф», «Христос Вседержитель», «Богоматерь с младенцем» и другие. Одной с таких картин-икон стало и его полотно «Единородный сын. Слово Божие».
Эта работа исполнена очень профессионально, следуя четким правилам иконописи. Васнецов использовал облик близок к Христу Пантократору. В центре полотна изображен в юном обличии сам Иисус Христос. Он одет в белоснежное одеяние, от которого исходит неведомый свет. Это подчеркивает его священность и божественность. Лицо Иисуса художник передал слегка «человечным», немного отклоняясь от церковных ликов, лишенных эмоций. А удивленный взгляд изображенного отходит немного в сторону, что нехарактерно для икон. Ведь считается, что на святых образах глаза должны смотреть в самое нутро человека, вызывая покаяние и смирение. В руках Христа развернутый сверток со святыми письменами и большой крест. Такой
Фигура Иисуса окружена двойной мандорлой ‒ ярким кругом, что символизирует сияние славы господней. В случаи В.Васнецова, мандорла состоит с 2 кругов: светло-желтого и голубого. Именно голубой цвет чаще всего используют для священного изображения мандорлы. Часто к этому символическому приему прибегал А.Рублев.
Стоит отметить, что вокруг Иисуса Христа располагается тетраморф ‒ аллегорическое изображение 4 апостолов: Лука ‒ бык, Иоанн ‒ орел, Матвей ‒ ангел, Марк ‒ лев. Их призвание ‒ защищать трон божий и райское спокойствие. Они постают в теплой и жемчужной гамме. А вокруг плывут прозрачные голубые облака, что похожи больше на спокойное и погожее море. Надо сказать, что в отечественной иконографии образы апостолов в виде животных давно запрещалось рисовать. Такой символический прием использовали только в старообрядческих изображениях.
Знаменитый холст, размером 70 на 138 см, написанный маслом, хранится в Государственной Третьяковской галереи в Москве.
Описание картины:
Единородный сын Слово Божие — Васнецов Виктор Михайлович. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. 1885 – 1886. Холст, масло В этом полотне нашло отражение глубокое знание Васнецовым Библии, ведь художник учился в духовной семинарии. На эскизе изображен Иисус Христос в облике юноши, окруженный Тетраморфом.
Это существо с четырьмя обликами и крыльями, которое упоминается в видениях пророка Иезекииля. Тетраморф возникает и в Апокалипсисе Иоанна Богослова, где он имеет облик четырех существ – человека, быка, орла и льва. Они призваны на защиту четырех краев божьего трона и райских пределов.
В более поздние времена Тетраморфа стали ассоциировать с евангелистами (Лука – бык, Марк – лев, Матфей – ангел и Иоанн – орел). На полотне Васнецова юного Христа, несущего людям слово божие, поддерживают четыре символических изображения евангелистов на фоне легких облачков и далекого сияния светила.
Цветовая гамма эскиза очень нежная и воздушная, отражающая небесную голубизну
Белые одеяния Христа делают его фигуру буквально светящейся, а почти симметричная композиция фиксирует внимание смотрящего на его лице. Удивляет отклонение от канонического образа Иисуса – он не глядит перед собой, как на иконах, проникая взором в душу стоящего перед изображением
Его взгляд отведен в сторону. Священные животные Тетраморфа выполнены в мягких, жемчужных цветах.
Что интересно, символические изображения евангелистов в виде животных было разрешено только в старообрядчестве.
Другие картины Васнецова
Витязь на распутье Три богатыря Аленушка Сирин и Алконост Иван-царевич на Сером Волке Ковер-самолет Богатырь С квартиры на квартиру Книжная лавочка Военная телеграмма Преферанс Снегурочка После побоища Игоря Святославича с половцами Царь Иван Васильевич Грозный Три царевны подземного царства Гамаюн Бог Саваоф Несмеяна-царевна Царевна-Лягушка Богоматерь с младенцем Христос Вседержитель Богатырский галоп Нестор-летописец
«Царевна-лягушка» (1918)
На картине этой изображена никто иная, как сама Василиса Премудрая. Она же и есть заколдованная царевна-лягушка, которая демонстрирует батюшке-царю свои волшебные возможности. Эта чудесная картина является иллюстрацией к сказке А.С. Пушкина «Царевна-лягушка» и выполнена она очень умело. Глядя на это изображение, все мы знаем, что произойдет дальше. Прекрасная девушка в изумрудном платье, извиваясь в танце, махнет левой рукой и сотворит озеро, а когда взмахнет правой, на озере появятся два прелестных белых лебедя. Жаль, что мы не видим лицо Василисы, а только ее грациозный стан и шикарные густые волосы, но по лицам гусляров и их подтанцовывающим движениям можно понять, что они восхищаются ее красотой. На картине также изображен быт, яства и музыкальные инструменты, характерные данному периоду.
Персонажи шедевра – натурщики и прототипы
Раньше герои преданий считались вымышленными, но исследования историков показали, что за эпосом скрываются вполне реальные люди. В частности, «настоящий» Илья Муромец родился в г. Муроме (Владимирская обл. России) в XII ст. Сначала он носил прозвание «Чоботок», но после тяжёлого ранения принял постриг под именем Илия. Останки силача похоронили в Киево-Печерской лавре, а в 1643 г. его причислили к лику святых. Изучив мощи, учёные установили, что богатырь страдал от проблем с позвоночником и даже реконструировали его внешность – это высокий (около 182 см) мужчина с развитой мускулатурой.
Художник долго искал человека, с которого он мог бы написать Илью Муромца. Он зарисовывал крестьянина Ивана Петрова, кузнеца из помещичьей усадьбы Абрамцево, ломового извозчика, встреченного около Крымского моста в Москве.
![]()
Иван Петров, крестьянин Владимирской губернии Этюд Виктора Васнецова для картины «Богатыри». 1883 год
Алёша Попович – младший из трёх храбрецов. В былинах его образ довольно противоречив – воин отличается находчивостью и хитроумием, но в то же время хвастливостью, лукавством и коварством. В реальности витязь Александр Попович был ростовским боярином, «храбром» (лучшим бойцом) Всеволода Большого Гнезда, Константина Всеволодовича и Мстислава Старого, вместе с которым и погиб в битве под Калкой в 1223 г.
Натурщиком же для полотна стал младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова Андрей. Впервые мальчик позировал живописцу, когда ему ещё не исполнилось 13 лет. По картине Васнецова легко уловить весёлый, благодушный, искренний характер юноши.
![]()
Андрей Саввич Мамонтов, младший сын мецената и промышленника Саввы Мамонтова
Добрыня Никитич – умный и образованный «служилый» князя, то есть соратник правителя, которому тот поручает самые сложные и опасные задачи. Его исторический прототип – воевода Добрыня, дядя Владимира Красное Солнышко. А внешность богатыря скопирована… с самого Виктора Михайловича! Впрочем, некоторые исследователи считают, что это собирательный образ всего семейства Васнецовых.
![]()
Прототипом Добрыни считают собирательный образ всего семейства Васнецовых
Благодаря трудолюбию и старательности художника панно вышло не только красочным и привлекательным, но и достоверным – всё, от одежды воинов и их оружия до сбруи коней в точности соответствует археологическим находкам того периода. Именно поэтому полотно до сих пор пользуется такой популярностью – зал Государственной Третьяковской галереи, где оно находится, постоянно посещают экскурсии, репродукции шедевра есть во многих домах и учреждениях, а ученики средних классов даже пишут сочинение по картине!
Единородный сын Слово Божие
Виктор Васнецов «Единородный сын Слово Божие» (1885 — 1896) Холст, масло. 70 x 138 см Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Слово Божие — Второе Лицо (Ипостась) Святой Троицы, воплотившееся в Иисусе Христе.
Святая Троица есть единосущное Божество, в трех Лицах (Ипостасях) — Отца, Сына и Святого Духа. Бог Отец есть Божественный Ум, Бог Сын — Божественное Слово, сопребывающее нераздельно со Святым Духом. Слово Божие — Слово Божественного Ума, Которое присуще Ему извечно, Которым Он создал все мироздание.
О Слове Божьем сказано в Евангелии от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).
Слово Божие — «Свет Отца, Слово великого Ума, превосходящий всякое слово, Высший Свет высочайшего Света, Единородный Сын, Образ Бессмертного Отца и Печать Безначального, Сияющий вместе с великим Духом, добрый Царь, Правитель мира, Податель жизни, Создатель всего, что есть и будет», — говорит св. Григорий Богослов.
Слово Божие именуется Единородным Сыном Божьим, поскольку Оно в вечности рождается Божественным Умом, Богом-Отцом, «поскольку имеет рождающий Его Ум, существующий сущностным образом, то есть Отца» (св. Максим Исповедник).
Слово Божие Своим бытием предшествует творению всего существующего, «не было, нет и не будет слова, которое выше этого Слова», — говорит св. Максим Исповедник. Словом Божьим создан весь мир: «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:4).
Григорий Богослов.
На Предвечном Совете Св. Троицы принято решение о воплощении Слова Божьего, предначертано принятие Им человеческого естества. «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца», — говорит Иоанн Богослов (Ин. 1:14).
В Воплотившемся Божьем Слове — Богочеловеке Иисусе Христе, Который есть Бог и Слово Отца, по сущности обитает вся полнота Божества телесно (Кол.2:9). Приняв человеческую природу, Божественное Слово соединило тварное и Нетварное естество, открыв уверовавшему в Него человеку путь к обожению.
«Для того Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий — Сыном Человеческим, — говорит Ириней, — чтобы человек, соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался сыном Божиим».
«Ковер-самолет» (1880)
Все мы в детстве мечтали попасть в сказку, прокатиться на ковре-самолете, да отведать лакомый кусочек из скатерти-самобранки. Ведь в этом волшебном мире сбываются все заветные желания, чего не скажешь о суровой реальности, где часто всё так мрачно и непредсказуемо. Именно эту мысль хотел донести нам, художник, когда создавал свою очередную сказочную картину под названием «Ковер-самолет». На красивом ковре-самолете над рекою летит Иван-богатырь, да не один, а с жар-птицей, подаренной ему Бабой Ягой. Он спокоен и уверен в себе, ждут его новые приключения, а ведь в сказке по-другому нельзя.
6
Тайны пейзажа
Помимо трёх основных, на картине есть и ещё один живой образ. Это – пейзаж. Васнецов сумел передать тревогу не только выражением лиц своих героев, но и оттенками природы. Всё вокруг словно слилось в замершем созерцании трёх беглецов, а сам лес искренне сопереживает им.
Под волчьими лапами виднеется болото, а вокруг – вековые деревья, что создают мрачное ощущение тяжести. Однако не стоит отчаиваться. Тем же приёмом “говорящего” пейзажа Васнецов говорит, что нельзя терять надежду. На картине можно заметить цветущую яблоню и раскрывшиеся кувшинки. Эти цветы символизируют счастье и любовь.
Живописец словно погружает нас в настоящую сказку, где есть место переживаниям, бедствиям и тревогам, однако добро неизменно одерживает победу, а в мир возвращаются свет и радость.
Деревья, фрагмент картины
Почему картина «Иван-царевич на Сером Волке» кажется настолько волшебной, притягательной? Мне кажется, секрет Виктора Васнецова сложен и прост одновременно. Потрясающее мастерство и опыт художника помогли ему использовать эмоциональные контрасты, что затрагивают любого человека, взглянувшего на это творение.
Суровость Ивана-царевича, нежность и покорность Елены Прекрасной, тёмные тона природы и свет распускающихся цветов и, конечно, динамика бега Волка — всё это дарит нам сказку, написанную маслом.
О мастере
Виктор Васнецов появился на свет в 1848 году в семье священника. Интерес к живописи стал проявлять ещё в юности. С разрешения отца он оставил обучение в духовной семинарии, после чего уехал в Санкт-Петербург, где стал профессионально учиться мастерству художника. Васнецов несколько раз выезжал за границу, в России же был известен как передвижник (представитель передвижных выставок).
Если изначально большинство картин Васнецова раскрывали бытовые сюжеты, то со временем живописец перешёл к былинно-сказочной тематике. Я хочу отметить, что среди русских художников сложно найти такого же мастера передачи фольклора, старинных преданий и былин, как Виктор Васнецов. Благодаря долгой кропотливой работе ему удалось создать неповторимый “васнецовский” стиль, который невозможно не узнать.
Николай Дмитриевич Кузнецов «Портрет В. М. Васнецова», 1891 годМестонахождение: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Православные работы русского художника Виктора Васнецова
Христос-Вседержитель, 1885-1896
Виктор Васнецов. Отечествие (Отечество), 1907
Бог Саваоф. 1885-1896
![]()
Спаситель. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения в Петербурге. 1901Христос Вседержитель. Мозаика главного иконостаса храма Спаса-на-Крови. Выполнена по оригиналу Виктора Михайловича ВаснецоваЕдинородный Сыне и Словесе Божий. Росписи Владимирского собора
![]()
Богоматерь Одигитрия. Эскиз алтарной мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте. 1899
![]()
Богородица Владимирского собораБогородица Владимирского собора. Эскиз, 1893-1895 Богоматерь, 1887. Бумага, уголь.Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургБогоматерь с младенцемБогоматерь с младенцем. Васнецов В.М. Храм Спаса-на-КровиМозаика «О тебе радуется Благодатная» по эскизу В. Васнецова.Гусь-Хрустальный. 1902 г. Мастерская Фролова.Блаженство рая. 1885-1896Искушение Евы змием. 1885-1896Вход Господень в ИерусалимСпаситель в терновом венце, 1906Распятие Христа. 1902Распятый Иисус Христос. 1885-1896Распятие ХристаСнятие с креста. 1888-1901Плащаница, 1901Сошествие во ад, 1896-1904ВоскресениеМария Магдалина. Эскиз мозаики церкви Марии Магдалины в Дармштадте, 1899Мария МагдалинаВсадники Апокалипсиса, 1887Страшный суд. 1885-1896Страшный суд, 1904Архангел Михаил повергает дьявола, 1914Радость праведных о Господе. Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996Радость праведных о Господе. Триптих, (левая часть)Радость праведных о Господе. Триптих, (центральная часть)Коленопреклоненный Архангел Михаил, 1885-1893Святой Ангел со светильником, 1885-1896Ангел Божий, 1908СерафимСерафимыЭскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893Эскизы орнаментов росписи Владимирского собора, 1885-1893Святые отцы. Роспись алтарной части собора святого Владимира в Киеве. Конец 1880-х гг.Русские святые, 1885-1896Святой Георгий Победоносец, 1919Крещение князя Владимира в Царьграде, 1885-1893Крещение Руси. Фреска работы В. М. Васнецова в киевском Владимирском соборе. 1896Богоматерь с Младенцем на престоле. 1885-1893 г.Святой Алипий Живописец, 1885-1893Княгиня Евдокия, 1885-1893Святая княгиня Ольга, 1885-1893Святой Нестор-летописец, 1885-1893Святой Андрей Боголюбский, 1885-1896Святой Александр Невский, 1885-1893Сергий Радонежский, 1882Могила Владимира Грингмута. Крест-памятник по рисунку Виктора Васнецова (1907).(Владимир Андреевич Грингмут (также Вадим и Вальдемар Грингмут); 3 марта (15 марта) 1851 — 28 сентября (11 октября) 1907 — русский политический деятель праворадикального толка, один из основателей и главных идеологов черносотенного движения.)Памятник великому князю Сергею Александровичу.(Великий Князь Сергей Александрович (29 апреля (11 мая) 1857 Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор. Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы революционера Каляева.Памятник великому князю Сергею Александровичу — памятник в Московском Кремле освящённый 2 апреля 1908 года на месте убийства Великого Князя Сергея Александровича. Располагался недалеко от Никольской башни, между зданиями Сената и Арсенала. Автор памятника В. М. Васнецов. 1 мая 1918 года памятник был снесён при непосредственном участии В. И. Ленина.)Книга русской скорби (обложка, 1910)
«Иван царевич на сером волке» — сочинения, 6 класс
Вариант 1
Эта картина посвящена народной сказке об Иване-царевиче и Сером волке. В.М. Васнецов не раз прибегал к сюжетам сказок, изображая главных героев тех или иных произведений “Снегурочка”, “Баян”. На этот раз художник хотел показать спасение Ивана и Елены Прекрасной от злого царя.
Герои мчатся верхом на Сером волке сквозь темный лес. Даже лес изображен так, как будто он хочет им помешать, и подчиняется он только царю. Мощные дубы с темными стволами делают атмосферу и без того мрачной и тоскливой. Волк бежит с огромной скоростью и ему уже тяжело дышать.
Иван-царевич одет в дорогую одежду. Он задумчиво смотрит в сторону, как будто опасается гнева злого преследователя. Иван с нежностью обнимает Елену Прекрасную, которая склонила голову ему на плечо и сложила руки на колени, она уже совсем обессилела. Ее лицо печальное и грустное, девушка все еще не верит в свое спасение.
В глаза сразу же бросается цветущая яблоня. На фоне темного леса ее белые цветы выглядят как символ надежды и светлого будущего. Ивану и Елене удалось сбежать от злого царя и теперь у них впереди только самое хорошее. Серый волк бежит из последних сил, зная, что именно от него зависит их спасение. Если бы не он, Ивану-царевичу вряд ли удалось спасти свою возлюбленную. Художник своей картиной показал, что вера в лучшее должна присутствовать в жизни человека.
Вариант 2
Картина Виктора Михайловича Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» не что иное, как иллюстрация на древнюю повесть «Иван-царевич и Серый Волк». Сама задумка берет начало в период работы автора во Владимирском соборе.
Сам сюжет картины говорит о преодолении трудного пути, который обрушился на Ивана-царевича через нарушение запретов. Глядя на картину, видно, что Иван несется через темный густой лес. На переднем плане автор расположил болото с кувшинками лилиями, старую покосившуюся яблоню еще с цветущими ветками. Возможно, этим самым он хотел показать надежду на лучшее. Среди всех тусклых и темных красок взгляд сразу находит светлое пятно Елены Прекрасной в объятиях Царевича. Они, сидя на Сером Волке, убегают сквозь темный лес от злого царя.
Иван-царевич изображен в красивой царской одежде. Гордо и уверенно он сидит на волке, его взгляд устремлен вдаль, а в глазах можно увидеть веру в спасение. Нежно, но в то же время сильно он, прижимая к себе Елену чувствуя ответственность за ее спасение и судьбу. На лице Елены Прекрасной изображены одновременно и испуг за их будущее и покорность судьбе и своему спасителю. Руки ее как бы бессильно упали на колени, а голова лежит на надежном плече Ивана-Царевича.
На заднем плане изображены стволы мощные вековых дубов. Цвет его более темный и отражает страх и опасность. Фигура волка показывает, насколько быстро они убегают от возможного преследования. Также невозможно не заметить, что на фоне темного леса волк имеет более светлые и теплые тона. Я думаю, автор этим самым хотел донести к нам идею того, что все, что не делается во спасение и справедливость есть правильным. И всегда должна быть вера и надежда в лучшее.
Описание картины «Иван-царевич на Сером Волке»
Картина «Иван-царевич на Сером Волке» одним своим названием открывает суть. Её основой стала русская сказка, где главным действующим лицом выступает Иван-царевич. Эпизод из неё мы видим на полотне.
Центральными персонажами выступают царевич и царевна, что убегают от погони. Их верный соратник, Серый Волк, мчится вперёд. Его фигура делает картину невероятно динамичной, “живой”. Кажется, что вот-вот всё оживёт, а могучий зверь пронесётся мимо нас. Каждый из персонажей мастерски изображён автором.
Посмотрите на лицо Ивана-царевича. Он напряжённо вглядывается в лес, понимая, что в любой момент из темноты чащи могут появиться преследователи. Несмотря на тревогу, он крепко держит Елену Прекрасную.
Даже не зная названия картины, можно безошибочно понять, что перед нами – юноша знатного происхождения. На нём – дорогой кафтан, расшитый золотом и серебром, красные сапоги с рисунком, шапка, отороченная мехом. За спиной царевича виднеется меч в ножнах, и не возникает сомнений, что при наихудшем исходе он будет биться до последнего, защищая царевну.
Образы Елены Прекрасной и Ивана-царевича, фрагмент картины
В объятиях царевича – Елена Прекрасная. Девушка одновременно напряжена и смиренна. В её лице читается тревога, однако руки свободно (можно даже сказать – безвольно) сложены на коленях. Этот незначительный элемент показывает нам полное доверие девушки своему спасителю.
Но самый интересный образ – Волк. Этот помощник пары влюблённых показан уставшим, но готовым отчаянно бороться за спасение своих товарищей. Понятно, что он мчится с огромной скоростью – чувствуется напряжение в лапах, видны мощные сухожилия и мышцы. Тем не менее, зверь явно тратит все силы на то, чтобы уйти от погони: его язык вывалился, а уши прижаты к голове.
Образ Волка, фрагмент картины
Картины Виктора Васнецова
Виктор Васнецов. С квартиры на квартиру. 1876
Васнецов Виктор. Аленушка. 1881
Васнецов Виктор. Ковер-самолет. Конец 1870-х
Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1879 –1881
![]()
Виктор Васнецов. Сирин и Алконост. Песнь радости и печали. 1896.
Виктор Васнецов. Иван Царевич на сером волке. 1889
Виктор Васнецов. Три богатыря. 1881-1898
Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882
Виктор Васнецов. После побоища Игоря Святославича с половцами. 1880
Виктор Васнецов. Снегурочка. 1899
Виктор Васнецов. Богатырь. 1920
Виктор Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896
Виктор Васнецов. Крещение Руси. Фреска во Владимирском соборе Киева
Виктор Васнецов. Крещение великого князя Владимира. 1885-1896
Виктор Васнецов. Саваоф, Господь-бог. 1885-1896
Виктор Васнецов. Песнь князя Олега. 1899
Виктор Васнецов. Спаситель. Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения (Спас-на-крови) в Петербурге. 1901
