Музейное объединение «художественная культура русского севера» картины айвазовского

Экономика

Архангельск — крупный научный и промышленный центр северо-запада России — края, богатого природными ресурсами: лесными, рыбными; имеются месторождения алмазов, нефти, бокситов. Здесь сосредоточены предприятия лесоперерабатывающей, лесохимической, целлюлозно-бумажной (Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат), рыбной, микробиологической промышленности, машиностроения (Соломбальский машиностроительный завод).

В городе зарегистрировано 7700 предприятий, 2200 из них крупных и средних. Ведущая роль в промышленности принадлежит лесной отрасли. Лесопромышленные предприятия выпускают свыше 40 % общего объёма продукции, производимой в городе. Лес, бумага, картон, целлюлоза, а также рыба до сих пор остаются основой торговли Архангельска с другими регионами России и странами Запада.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по обрабатывающим производствам за 2009 год 12,0 млрд рублей. Основной поставщик тепло- и электроэнергии — Архангельская ТЭЦ.

[править] Коллекция

Обширное собрание Архангельского музея изобразительных искусств включает несколько самостоятельных коллекций.


Крестовский Я. Натюрморт с топором. 1966. Архангельский музей изобразительных искусств.

Коллекция древнерусского искусства включает произведения XIV — начала XX вв. Это деревянная скульптура и и мелкая пластика, произведения северной иконописи и декоративно-прикладного искусства, представляющие такие центры Русского Севера, как Холмогоры, Сольвычегодск, Каргополь, Соловецкий монастырь. Коллекция сформировалась в ходе многолетнего обследования и изучения памятников архитектуры на территории Архангельской области. В коллекции древнерусской живописи представлены произведения XIV-XХ веков.

Коллекция русской светской живописи XVIII — начала ХХ веков представлена произведениями Ф. Рокотова, К. Брюллова, И. Айвазовского, И. Крамского, И. Шишкина и других.

В обширной коллекции советского искусства выделяются работы архангельских художников, а также мастеров ленинградской и московской школ живописи. Так, ленинградская школа представлена произведениями К. С. Петрова-Водкина, А. Н. Самохвалова, Е. Е. Моисеенко, Н. И. Альтмана, Р. Р. Френца, Я. И. Крестовского, П. Т. Фомина, М. С. Копейкина, С. М. Гершова, В. С. Сварога, Н. Ф. Лапшина, А. С. Папикяна, Л. В. Пакулиной, Е. П. Антиповой, В. К. Тетерина, Ю. Н. Тулина и других.

Фонды и коллекции

В экспозиции собраны около 120 гражданских и церковных построек, объединенных в своего рода поселения районов Архангельского севера: Каргопольско – Онежского, Мезенского, Двинского, Пинежского. В планах музея экспозиции Поморского и Важского регионов. Среди построек — крестьянские, купеческие избы, амбары, колодцы, изгороди, ветряные мельницы и многое другое.

Самые ранние экспонаты: колокольня села Кулига Дракованова  XVI в. , Вознесенская церковь села Кушерека и Георгиевская церковь села Вершина XVII в.

Кроме того, в оперативном управлении музея находятся памятники архитектуры, расположенные на своей исторической родине. Это Никольская церковь, 1584 г. (с. Лявля) и редчайший трехчастный храмовый ансамбль XVIII-XIX вв. (с. Нёнокса): Троицкая церковь 1729 г., Никольская церковь 1765 г., колокольня 1834 г.

Музей обладает крупнейшим в России собранием деревянных ветряных мельниц, механизм одной из них (из д. Калгачиха) восстановлен и ежегодно демонстрирует помол зерна на празднике хлеба. Интерес  представляют и интерьерные экспозиции, погружающие в атмосферу истинной старины. Здесь работают народные мастера, проводят мастер-классы и открывая секреты ремесла.

В историко-заповедной зоне «Старый Архангельск» находятся музейные комплексы «Усадьба М.Т. Куницыной» и «Дом коммерческого собрания» (Марфин дом). Главная их задача – организация образовательной, выставочной, просветительской и информационной деятельности музея. В усадебном доме открыт «Интерьер городского дома начала ХХ века: кабинет» – типичный интерьер кабинета, характерный для архангельских домов среднего класса.

Образовательная программа

Экскурсии по выставке «Иван Шишкин» (12+) в декабре 2019 года:

4,11 декабря  в 18.00

1,7,8,14,15 декабря  в  12.00, 14.00, 16.00

14 декабря в 13.00. Дети говорят об искусстве. Экскурсия «Иван Шишкин»  от юных экскурсоводов музейно-образовательного проекта «Муза»

Внимание! Экскурсии проводятся при приобретении входного билета в музей для группы от 5 человек

8 декабря , 13.00. Мастер-класс «Рисуем как Шишкин» для детей и взрослых. Проводит художник Королёва Кристина. 12+ (Запись на мастер-класс закрыта в связи с полной комплектацией группы)

ИВАН ШИШКИН – ДЕТЯМ

1 декабря, 13.00. «Рисуем как Шишкин». Экскурсия для детей с творческой мастерской для детей и взрослых.  Занятие проводит музейный педагог.Количество мест ограничено. 6+.

8 декабря, 13.00. «Лесной чародей». Детская интерактивная экскурсия по выставке. 6+

15 декабря. 13.00. «Рисуем как Шишкин». Экскурсия для детей с творческой мастерской для детей и взрослых. Занятие проводит музейный педагог.Количество мест ограничено. 6+.

Иван Шишкин – детям. Программа для организованных групп детей по предварительным заявкам

«Лесной чародей». Интерактивная экскурсия для учащихся 1-4 классов

«Рисуем как Шишкин»

Экскурсия с творческой мастерской для учащихся 1-7 классов Внимание! Только по понедельникам и пятницам

Виртуальная экскурсия «Путешествие в «шишкинский» лес» по произведениям Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу», «Рожь, «Дубровая роща» и др. (Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал»)  для учащихся 1-7 классов

«От картины к России». Интерактивная экскурсия для учащихся 5-7 классов

«Иван Шишкин: художник или фотограф?». Интерактивная экскурсия для учащихся 8-11 классов

Обязательна предварительная запись на экскурсии и занятия по тел. (8182) 65-35-34

О выставке

 

 

 Фотограф: Любовь Смирнова

 В музее изобразительных искусств впервые представлена коллекция рукописных книг Русского Севера XVI–XX веков из собрания Музейного Объединения.

В собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура русского Севера»  хранятся более шестисот рукописных и печатных памятников, шестьдесят девять из которых рукописные. Эта уникальная коллекция книг XV–XX вв. собиралась сотрудниками и хранителями музея на протяжении нескольких десятилетий. Книги были привезены из экспедиций музея в районы Архангельской области, также были приобретены от частных лиц.

Основная часть рукописей – это сборники с житиями, молитвами, с толкованиями заповедей и молитв, сборники для богослужебного пения с крюковой и линейной нотописью. В фондах музея находятся также духовно-назидательные сборники, созданные старообрядцами в этот период.  

Памятники письменности, с которыми можно познакомиться на выставке, объединены одной темой – церковная реформа XVII века. Взаимоотношения представителей официальной церкви и старообрядцев, всю сложность и подоплеку их идейной борьбы позволяют лучше понять полемические книги «Увет духовный» архиепископа Афанасия Холмогорского и «Поморские ответы» Андрея Денисова. Обе книги написаны красивым ровным полууставом и богато оформлены.

Самый ранний рукописный памятник музейной коллекции – Прóлог. Рукопись поступила в фонды музея в 1973 г. из экспедиции в Каргопольский район. Музейный Прóлог по своему составу относится к сентябрьской половине: в него включены краткие жития всех почитаемых на Руси и в славянских странах православных святых и мучеников, рассказы о важнейших церковных праздниках с сентября по февраль. Пролог написан в конце XV века на севере Руси, о чем свидетельствует языковые и художественные особенности рукописи.

Несколько памятников письменности, представленных на выставке, – старообрядческие сборники, которые включают в себя выписки из разных церковных книг и произведений переводной литературы: нравоучительные повести из книг «Великое Зерцало» и «Альфа и Омега», статьи из патериков и Пролога, выписки из Евангелий от Матфея и Луки, из сочинений отцов церкви. Рассказы неоднородны по своему размеру: есть небольшие притчи, есть развернутые повести в несколько страниц. Наиболее распространенный вид рассказа – небольшое повествование, занимающее страницу. Ко всем повестям прилагаются иллюстрации, большие по объему повести проиллюстрированы несколькими миниатюрами. Контур миниатюр тонко прорисован чернилами и раскрашен акварелью.

Среди старообрядческих сборников выделяется апокрифический  сборник «Страсти Христовы», повествующий о последних днях земной жизни Иисуса Христа, его распятии, Воскресении и схождении во ад.

На выставке можно познакомиться с двумя уникальными рукописями конца XVIII  века и второй половины XIX века, обе книги богато иллюстрированы миниатюрами, оформляющими каждую главу книги.

В музейном собрании рукописей хранится несколько певческих книг, в которых богослужебные тексты дополнены крюковыми нотами. Дошедшие до нас крюковые книги включают полный текст песнопений, которые соответствуют молитвенному общению с Богом по ритму, характеру, продолжительности. Это Ирмологий и Октоих, Обиходник, Праздники, певческие сборники. Памятник письменности «Праздники» оформлен красивым поморским орнаментом, мотивы которого связаны с природными элементами северного края: в стилизованных вазах ягоды малины, черники, брусники, колонны обвиты побегами смородиновых листьев, чайки с веточками ягод в клюве.

Северная рукописная книга является важной частью русской духовной литературы, эта книга вобрала в себя лучшие образцы русской и византийской средневековой литературы и культуры.  . Художественное оформление выставки —  Григорьев Алексей Семенович

Художественное оформление выставки —  Григорьев Алексей Семенович.

Стоимость входных билетов в музей:

Полный (взрослые, иностранные граждане) — 200 рублей

Льготный:пенсионеры — 100 рублей; дошкольники, школьники — 70 рублей

Музей изобразительных искусств, пл. Ленина,2

Часы работы: 10.00 – 17.00. Касса до 16.15

Выходной – вторник

При посещении выставки наличие средств индивидуальной защиты (защитной маски) ОБЯЗАТЕЛЬНО, также приветствуется бесконтактная форма оплаты (терминал).

Количество посетителей залов ограничено до особых распоряжений.

Давайте соблюдать расстояние между друг другом, но сокращать дистанцию с искусством!

Тел. для справок +7(8182) 65-35-34, 65-36-16

История создания

Название музею дал находящийся неподалеку населенный пункт, где в XII-XIV вв. проживало угро-финское племя корелы, а известность принесла редкая коллекция собранных из удаленных уголков Архангельской области и бережно сохраняемых уникальных памятников деревянного зодчества XVI-XIX вв., представляющих безусловную архитектурно-художественную, этнографическую и историческую ценность, отражающую особенности построек области и вершину плотницкого искусства. Культовые постройки комплекса (церкви, частовни, колокольни) являются эталоном деревянной архитектуры.

Музей «Малые Корелы» является членом Ассоциации европейских музеем под открытым небом, Указом Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 года № 1112 включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, в 2012 году удостоен региональной общественной награды «Достояние Севера» в номинации «Предприятия непроизводственной сферы».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: