Происхождение и детство
Родился 31 мая 1862 года в Уфе в религиозно-патриархальной купеческой семье. Из восьми детей оставалась одна девочка, когда появился на свет очень слабенький Миша. Родители готовились к худшему, но мальчик, к счастью, выжил. Мария Михайловна, дочь купца Ростовцева из Ельца, и Василий Иванович, человек прямой и уважаемый в обществе, родители Михаила, жили дружно. Отец занимался торговлей, но больше по долгу, чем по призванию. Любил читать, увлекался историей. Поэтому, хоть и надеялся передать сыну семейное дело, всё же поддерживал его гуманитарные увлечения и интерес к рисованию – мальчик с детства проявлял чуткое отношение к природе и художественное дарование.
Процедура
Если решение принято и благословение духовника получено, женщина может начинать процедуру подготовки к монашеству. Прежде всего, нужно решить имущественные, юридические и семейные дела (кому передать недвижимость, документы, питомцев), уладить все вопросы с родственниками и всеми, кто зависит от вас и привязан к вам
Важно – женатых и замужних в монашество не принимают. Любой опытный и разумный священник скажет вам, что, если человек состоит в благополучных семейных отношениях и желает при этом принять монашество, вполне вероятно, он идёт по неверному пути и ему не стоит этого делать
Если же женщина одна и имеет несовершеннолетних детей, то вопрос о монашестве тоже лучше отложить на потом. Многие делают ошибку, уводя детей за собой в монастырь из благочестивых соображений, однако стоит помнить, что монашество – дело исключительно добровольное и не стоит делать ребёнка заложником своих решений. Это может принести далеко не благочестивые плоды.
После того, как благословение получено и улажены дела, следует поехать в обитель для разговора с настоятельницей. Обычные документы, которые необходимы для монастыря – паспорт, автобиография, справку о смерти мужа, если женщина вдова, прошение о принятии в обитель. Обычно, постриг разрешается тем, кто уже достиг тридцатилетнего возраста. Если женщина оставляет в миру несовершеннолетних детей (что нежелательно), нужно будет свидетельство об опеке.
Сразу по прибытии в монастырь принять постриг нельзя – как правило, положен испытательный период сроком от трёх до пяти лет. В этот период женщина проходит определённые этапы жизни в обители. Сначала она становится трудницей. На этом этапе нужно будет выполнять всякую поручаемую ей работу (стирка, уборка, сельскохозяйственные работы, готовка и другие). Плюс – посещение богослужений. Обычно этот этап длится три года и именно в это время человек решает – оставаться ли ему в монастыре или нет. Если женщина решает остаться, она становится послушницей – то есть тем, кто готовится принять постриг. Для этого пишется прошение на имя игуменьи монастыря. Послушницы носят чёрный подрясник, как символ предстоящего монашества. Помимо физического труда и молитв, послушницы ещё и морально готовятся к более серьёзному аскетическому подвигу. Длительность этого этапа определяется индивидуально и в этот период ещё можно принять решение об уходе из монастыря. Если же настоятельница и послушница понимают, что женщина готова к постригу, и желание монашества у неё укрепилось, игуменья пишет прошение на имя архиерея и женщина принимает постриг. Вместе с постригом женщина принимает новое имя и даёт несколько обетов: обет послушания (отказ от своеволия), обет безбрачия (отказ от половой жизни), обет нестяжания (отказ от собственности) . Помимо этого, монахиня обязуется принять на себя непрестанный молитвенный подвиг.
Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»
Полотна Михаила Нестерова полны искренности, правдоподобия и некой нравственной чистоты. Смотря на его работы, человек обретает гармонию с самим собой, морально и физически успокаивается.
Образ старца, изображенный на холсте не придуман. Он писал старика с монаха Гордея из Троице-Сергиевой лавры. Художник случайно встретил служителя церкви и не смог более забыть его по-детски искренней улыбки, адресованной ему, прохожему
Позже Нестеров упоминал, что внимание привлек и взгляд старца, бездонный, глубокий, искренний, являющийся отражением такой же чистой и безграничной души
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Зритель попадает на опушку леса и случайно встречает странника. Тот чуть наклонил голову и будто пытается расслышать то, что шепчет ему рябина, трава, растущая по обе стороны тропинки. Лицо старца светится подлинным счастьем.
Глаза наполнены добротой и даже тихим восхищением. Он безгранично рад первым снежинкам, легкому морозу, первым приготовлением природы к зимнему сну. Природа впадает в некое смирение и тишину, подобно тому, как живет пустынник.
Года, не жалея, сгорбили спину старика, но он будто не замечает ушедших лет, суеты внешнего мира. Он живет гармонично с окружением, ему хорошо быть таким, какой он есть. Одет старец предельно просто. Ему не нужно тащить за собой множество вещей. Ведь все, что необходимо для жизни, дарует ему природа: это еда и кров.
Новой здесь оказалась не только манера подачи пустынника, но и окружающий его пейзаж, такой же тихий и одухотворенный. Зритель не встречает ярких пятен, движения, он серый и пустой из-за надвигающихся холодов, но при этом непревзойдённо поэтичный.
В обилии коричневых и сероватых тонов полотна заметно влияние живописи передвижников, но все же это уже воплощение никем не повторенного личного мира Святой Руси Нестерова.
На заднем фоне художник изобразил огромную тихую реку и поредевший лес. Кажется, что это те самые места, которые художник изобразит позже на картине «Осенний пейзаж».
Художнику удалось показать нерушимое единство человека и природы. Покоем и гармонией веет от полотна. И это состояние предается зрителям, заполняя их души светлой радостью.
Кому можно, а кому нельзя постричься в монахини?
Важно знать некоторые формальности, если вы хотите стать монахиней. Ведь в некоторых случаях вам будут вынуждены отказать
В каких именно?
- Если вы состоите в официальном браке. В монастырь не принимают людей, имеющих счастливые семейные отношения (да и вряд ли у них возникнет такое желание).
- Если вы одиноки, но у вас есть несовершеннолетние дети. По правилам русской православной церкви, недопустимо брать с собой детей в обитель, ведь монашество – представляет собой только добровольное решение человека. Оно не может быть никем навязано.
- Если у вас имеются нерешённые проблемы семейного, имущественного или юридического характера.
Как правило, постричься в монахини можно женщине по достижении возраста тридцати лет. Если же у неё остаются несовершеннолетние дети, то потребуется оформить свидетельство про их опёку.
Помните, что постриг в монахини – весьма серьёзный и ответственный шаг, люди не приходят к нему просто так, руководствуясь сиюминутными мотивами. Решение посвятить себя Богу должно быть тщательно обдуманно и пройти испытание временем. Только тогда его можно считать правильным.
Популярные сочинения
- Лучший день в школе — сочинение Лучший день в школе у каждого определяется по собственным критериям. Мой наступил в момент первого входа в стены школы. 1 сентября в семь лет стало чем-то невероятным
- Сочинение Описание картины Опять двойка Решетникова для 7 класса Рассмотрим знаменитую картину художника Фёдора Решетникова «Опять двойка». Самый главный герой, мальчик, который стоит в центре просторной комнаты.
- Сочинение-описание картины Вилли Джеймса Кот на окне (4 класс) На картине Вилли Джеймса Кот на окне я вижу обычную жизненную ситуацию. В каждом доме, в котором есть коты можно наблюдать, как наши домашние животные сидят на подоконнике и смотрят на окно.
Русский аристократический обычай
Лицевой летописный свод: «В том же году были постриги у князя Михаила Ярославича Тверского сыну его Дмитрию». На Руси существовал обычай первого стрижения волос у детей мужского пола — по́стриг
(устар.пострег ). Сначала он практиковался в семьях великих и удельных князей, а потом и знатных бояр и дворян.
Постриг совершался через три, четыре и более лет по рождении, с чтением особой молитвы, в церкви, для чего туда приводил «духовного сына» крёстный отец. Об этом обряде сообщают и польские хронисты Галл Аноним и Викентий Кадлубек; последний говорит, что постриг «рождал духовное свойство́, и мать постригаемого считалась названной сестрой постригающего».
Татищев пишет, что ещё в его время некоторые знатные люди держались этого древнего обычая и что дети переходили после пострига из рук женских в руки мужские. Иногда князья-родители сами совершали постриг и после того сажали постриженного на коня, в присутствии епископа, бояр и народа. У князей обряд этот сопровождался обыкновенно пиром.
Фёдор Успенский указывает:
Ритуальное состригание первых волос осуждалось христианской церковью, однако, считалось обязательным выстригание прядей в крестильном обряде и при пострижении в монахи.
Произведения живописи кисти Нестерова
В галерее художника сотни картин. Некричащие и ненавязчивые, тихие и мудрые, они овладевают сердцами постепенно, спокойно и навсегда остаются в них.
Наиболее известны:
- «Христова невеста» (1887;
- «Пустынник» (1889);
- «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890);
- «На горах» (1896);
- «Святая Русь» (1901-1906);
- «Два лада» (1905);
- «Портрет дочери» (1906);
- «Душа народа» или «На Руси» (1915-1916);
- «Весна-красна» (1922);
- «Портрет Ивана Павлова» (1935).
Многим картинам Нестерова уже более 100 лет. Они просвещают и звучат, будят чистые помыслы и взращивают патриотизм. Они действительно живые.
«Видение отроку Варфоломею» художника Нестерова
«Святая русь» – взгляд М.Нестерова в начале ХХ века
Биография Михаила Ларионова
Михаил Васильевич Нестеров » Картины, живопись » Великий постриг. 1898
Великий постриг. 1898
Картина была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Он испытал, по его словам, «молниеносную любовь». В Кисловодске он встретился с девушкой, — она была певицей и выступала с гастролями в местной опере, — и был захвачен не красотой ее, а чем-то глубоко скрытым, тайной внутренней жизни. «Через веселую остроумную речь сквозил ум и какая-то далекая печаль. В глазах эта печаль иногда переходила в тоску, в напряженную думу…» — вспоминал Нестеров. Вскоре они уже не могли существовать друг без друга. Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Свое глубокое горе Нестеров излил в картине «Великий постриг». Тема ее — реквием по несбывшейся любви. Он написал старообрядческий скит, затерявшийся в лесной глуши, — такие он видел на родине и в окрестностях Троице-Сергиевой лавры. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики — кельи монахинь. Здесь же церковь, часовенка. По узкой улице движется медленная процессия, длинная вереница женщин разных возрастов, одетых в черные монашеские рясы. Впереди — юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Это композиционный и эмоциональный центр картины — девушка, юная, чистая, кроткая, с глубокой печалью в сердце. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Можно только гадать, несчастная ли любовь причина их ухода из мира или просто отвращение к его грязи и пошлости. За девушками следует старуха с девочкой. Первая — воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Далее две монахини почтительно и не без подобострастия поддерживают властную и красивую игуменью. Композиция строится на перекличке вертикалей, черных, белых, тянущихся к небу как стройный хорал. Высокое мастерство декоративного решения целого соединяется здесь с умением выразить лирико-драматический настрой, подобный музыкальному. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого.назаддалее
Воспоминания Михаила Нестерова:
«Кто не знает, что воспоминания, мемуары — удел старости: она живет прошедшим, подернутым дымкой времен минувших. И это придает им особый аромат цветов, забытых в давно прочитанной книге жизни. В предлагаемых очерках, в некоторых воспоминаниях о людях, об их деяниях, о том, о чем люди когда-то думали-гадали, прочитавший очерки, быть может, найдет немало субъективного, но иначе оно и быть не может, так как моей задачей и не было вести протокольную запись виденного, услышанного, и в очерках своих я говорю так, как понимаю, чувствую, нисколько не претендуя на непогрешимость…» читать полностью »
Путешествия Михаила Нестерова:
«Путь до Вены совершил я в постоянном напряженном внимании. Все казалось мне дивно интересным, и я переживал виденное с жадностью молодости. Города, сначала Галиции, а потом самой Австрии мне казались в первую поездку иными, чем потом. Я помнил, что силы надо беречь для Италии и умышленно многое пропускал из поля зрения. В Вену приехал к вечеру. Мост через Дунай со статуями, храмы, дворцы, весь характер города меня захватили своей новизной. Чтобы поделиться своими первыми впечатлениями у меня не было ничего, кроме почтовой бумаги, и я в тот же вечер написал обо всем виденном в Уфу…» читать полностью »
Биография Михаила Нестерова:
Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далекой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве. Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться. Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым… читать полностью »
Учёба и первый успех: Уфа, Москва
До 12 лет Михаил учился в мужской гимназии на родине. По решению семьи в 1874 году отправился в Москву для поступления в техническое училище, но провалил экзамены. Был принят в реальное училище К.П. Воскресенского, молодое, но уже именитое столичное учебное заведение с расширенной программой изучения точных наук.
По рекомендации самого Воскресенского, директора и опытного педагога, который обратил внимание на наклонности Михаила, Нестеров в 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Первыми наставниками начинающего художника стали Сорокин П.С., Прянишников И.М
Особенное влияние на становление Нестерова как художника оказал любимый им преподаватель В.Г. Перов. В Училище была практика проводить выставки работ учеников, в них принимал участие и юный Нестеров с интересными жанровыми работами бытовой тематики. Биография Михаила Васильевича Нестерова, художника, позже принятого в Товарищество передвижников, началась с картин: «Снежки», «Домашний арест», «Экзамен в сельской школе», «В ожидании поезда», «Знаток» и «Жертва приятелей». Сегодня они выставляются в Третьяковской галерее.
Серьёзное творчество
Как встреча с Марией вдохновила художника на усердные занятия и рисование, так её смерть подвигла его на создание череды женских образов, поэтически-печальных и удивительно похожих на безвременно ушедшую супругу. Тоска живописца по любимой выливалась в лирических и одухотворённых пейзажах, где каждый чахлый стволик и бледные цветки, тихие воды и замершие травы гармонично сливались с эмоциями героев. Сопереживание и скорбь на картинах выказывали душевное состояние художника.
Трагедия дала мощный импульс развитию таланта живописца, самобытность которого проявилась в первой большой работе. Картина «Пустынник» в 1889 году стала экспонатом Передвижной выставки и принесла автору славу. Осматривая выставку перед открытием, Пётр Третьяков был восхищён нестеровской работой и сразу купил картину.
Сочинение по картине Нестерова «Пустынник»
Полотна Михаила Нестерова полны искренности, правдоподобия и некой нравственной чистоты. Смотря на его работы, человек обретает гармонию с самим собой, морально и физически успокаивается.
Самой его умиротворенной картиной, буквально заражающей смотрящего на нее тишиной и покоем, можно определенно точно назвать его «Пустынника». Эта работа создавалась с 1888 по 1889 года. Она является одним из ранних полотен художника, но при этом первой значительной работой.
Именно эта картина раскрыла самобытность Нестерова, его непревзойденное умение передавать собственные чувства, гармонично вплетая их в изображение природы и людей.
Тема, к которой обратился художник, была далеко не новой.
О религии, затворничестве, выборе жизненного пути размышляли в своих работах многие поэты и писатели, художники и скульпторы. Но у всех них образ пустынника принимал некую официальную оценку либо описывался слишком критически, с укором за то, что человек выбрал уход от мирской жизни и всех ее забот.
Образ старца, изображенный на холсте не придуман. Он писал старика с монаха Гордея из Троице-Сергиевой лавры. Художник случайно встретил служителя церкви и не смог более забыть его по-детски искренней улыбки, адресованной ему, прохожему
Позже Нестеров упоминал, что внимание привлек и взгляд старца, бездонный, глубокий, искренний, являющийся отражением такой же чистой и безграничной души
Зритель попадает на опушку леса и случайно встречает странника. Тот чуть наклонил голову и будто пытается расслышать то, что шепчет ему рябина, трава, растущая по обе стороны тропинки. Лицо старца светится подлинным счастьем.
Глаза наполнены добротой и даже тихим восхищением. Он безгранично рад первым снежинкам, легкому морозу, первым приготовлением природы к зимнему сну. Природа впадает в некое смирение и тишину, подобно тому, как живет пустынник.
Новой здесь оказалась не только манера подачи пустынника, но и окружающий его пейзаж, такой же тихий и одухотворенный. Зритель не встречает ярких пятен, движения, он серый и пустой из-за надвигающихся холодов, но при этом непревзойдённо поэтичный.
Глазу зрителя видны редкая елка и красная рябина – главные герои пейзажей Нестерова. Автор воспринимал их исключительно как живых, как главных составляющих русской природы.
В обилии коричневых и сероватых тонов полотна заметно влияние живописи передвижников, но все же это уже воплощение никем не повторенного личного мира Святой Руси Нестерова.
Заказать сочинение
На заднем фоне художник изобразил огромную тихую реку и поредевший лес. Кажется, что это те самые места, которые художник изобразит позже на картине «Осенний пейзаж».
Художнику удалось показать нерушимое единство человека и природы. Покоем и гармонией веет от полотна. И это состояние предается зрителям, заполняя их души светлой радостью.
Великая картина художника Михаила Нестерова
В 1890 году художник закончил писать картину «Видение отроку Варфоломею». Полотно написано на сюжет «Жития преподобного Сергия». Нужно сказать, что картина вызвала самые разные отзывы (в том числе и критические), но стала сенсацией XVIII Передвижной выставке и была приобретена Третьяковым.
Видение отроку Варфоломею
До самого конца своей жизни Нестеров был убежден, что «Видение отроку Варфоломею» — это лучшее, что удалось ему создать.
Полотно стало первым в целой серии работ, которые художник посвятил Сергею Радонежскому – образ святого волновал живописца на протяжении всей жизни.
Случилось так, что «Отрока Варфоломея» увидел профессор Старцев, который руководил росписью Владимирского собора в Киеве. И был просто поражен талантом художника. Старцев нашел художника и предложил Нестерову работу по росписи собора. Нужно сказать, что Михаил Васильевич долго колебался, но предложение принял. И ещё 22 года, с огромным удовольствием, расписывал церкви и реставрировал иконы.
Для изучения традиций византийской живописи художник отправился в путешествие, посетил Константинополь, Равенну, Рим и Палермо. Работа по росписи храмов принесла художнику огромную известность и, что греха таить, большое количество заказов. Однако, сам художник был редко доволен своей работой – человек глубоко и искренне верующий, он очень критично относился к этому роду своей творческой деятельности. Всегда присутствовало желание сделать больше и лучше.
Работа в храмах сильно повлияла на творчество живописца – появилась целая религиозная тема «Святая Русь». В 1895 году Нестеров закончил полотно «Под благовест» (авторское название «Монахи»).
В 1901 году, желая глубже узнать и прочувствовать мир русских монастырей, Михаил Васильевич отправляется на белое море в Соловецкий монастырь. Итогом этого путешествия стала целая серия картин: «Соловки», «Мечтатели», «Тихая жизнь», «Молчание», «Обитель Соловецкая» «Лисичка» и другие.
Лисичка
Отцы пустынники и жёны непорочны
Молчание
На горе
Нужно сказать, что в своих «православных» работах живописец не изображал ни архиереев церкви, ни пышных церковных праздников, ни золотого внутреннего убранства храмов.
Сергей Дурылин писал:
В 1902 году Нестеров решил показать публике ещё не законченную работу «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы». Пришедшая на показ картины Екатерина Петровна Васильева через несколько месяцев стала второй женой Нестерова.
В 1905 году художник вступил в «Союз русского народа», более известный советским людям, как «Чёрная сотня». Что побудило его на этот шаг? Может быть, живописца так напугала кровавая смута Красной Пресни?
В этот же период художник написал целую серию картин о горестной судьбе русской женщины и вере в Бога. Такая «любовь-жаль», где чуткая и ранимая женская душа, которая одарила своим светом недостойного и смогла найти свой покой только за стенами старообрядческого скита. Картины: «Великий постриг», «Две сестры», «За Волгой», «Одинокие», «Думы».
Великий постриг
За Волгой
Послушницы на берегу реки
Будучи человеком православным, Нестеров испытывал особое почтение и трепет к старообрядчеству, как к вере более старой, более русской.
И всего одна картина в творчестве художника рассказывает о любви счастливой – «Два лада». Картина написана в 1905 году и рассказывает о счастье первой любви, которая так созвучна молодой и яркой весне.
Два лада
Последней предреволюционной работой художника стала «Душа народа». Картина-размышление.
Душа народа
Вот, что говорил о ней сам живописец:
Октябрьская революция просто перевернула жизнь художника – семья Нестеровых уехала на Кавказ, потом был Армавир, где художник тяжело заболел и долгое время не мог работать. Нестеровы вернулись в Москву только в 1920 году.
В послереволюционный период Михаил Васильевич начал писать портреты. Это и портрет жены, портреты членов семьи, близких друзей, людей творческих. Основная масса – это женские портреты.
Амазонка. Потрет дочери
Портрет Екатерины Петровны Нестеровой
Особо следует отметить работу «Девушка у пруда».
Девушка у пруда
Вот что о портрете сказал Максим Горький:
В 1938 году Нестеров был арестован и провел несколько недель в тюрьме. Арестован (и расстрелян) был зять художника, а любимая дочь попала в лагеря из которых вернулась на костылях.
Юность преподобного Сергия
В 1941 году за портрет И.П. Павлова художнику была присвоена Сталинская премия.
Последней работой художника стала «Осень в деревне» (1942 год).
А в октябре 1942 года художника не стало. Нам же осталось его творческое наследие с вечно живым «Отроком Варфоломеем».
Святая Русь
Сочинение по картине Нестерова Пустынник
Картина Михаила Васильевича Нестерова «Пустынник» была написана художником в 1888-1889 гг. Она принесла ему известность в широких кругах и позволила встать в один ряд с великими творцами той эпохи.
На полотне можно увидеть ту целостность человека и природы, которая также была представлена и в дальнейших его работах. Несмотря на собственную уникальную атмосферу, в произведении четко прослеживается фирменный стиль художника.
Глядя на картину, в голове возникает вопрос: Насколько глубока связь человека с природой?
Его лицо обрамляет седая борода, в руке трость, а на лице легкая улыбка. Одинокая елка уже почти зачахла, а гроздья красной рябины вот-вот опадут. Хоть погода холодная и серая, старец всё равно идет вперёд и упивается этим временем года, атмосферой уединения и тишины.
Он знает, что скоро осенняя палитра сменится суровой белоснежной зимой.
Образ отшельника прост и понятен: неровно выточенная трость, промокшие лапти, длинные, тронутые временем волосы, и взгляд, в котором читаются мудрость и одухотворённость. Складывается впечатление, что этот старый человек перенес много испытаний, но всегда продолжал верить.
И, в конечном итоге, его выбором стал отказ от мирских забот и воссоединение с матерью-природой. Улыбка скитальца говорит нам, что он по-настоящему счастлив.
На картине «Пустынник» преобладают довольно мрачные тона. Но когда всматриваешься в сам пейзаж, то осознаешь, что автор намеренно хотел подчеркнуть особую атмосферу поздней осени. Всё это, в сочетании с одухотворённым образом мудрого скитальца, передает умиротворенное настроение картины, показывает глубокую связь человека и природы.
Популярные сегодня темы
- Сочинение по картине Последний день Помпеи БрюлловаНа данном полотне преобладают тёмные мрачные цвета: коричневый, чёрный, грязно-жёлтый. Кроваво красное небо не предвещает ничего хорошего. Сам вулкан не виден зрителям. Его угрожающие очертания чернеют на заднем плане.
- Сочинение описание по картине Неаполитанский залив в лунном свете АйвазовскогоКартина появилась на свет в 1843 году, Иван Айвазовский написал ее в солнечной Италии. Неаполитанский залив – часть Тирренского моря, что располагается на западе страны.
- Сочинение по картине Сурикова Степан Разин 6 классСуриков Василий Иванович начал писать картину Степан Разин в 1900 году. Сразу после представления полотна публике, картина имела огромный успех. Это 6-ти метровое полотно, отражающее суть исторического эпизода
- Сочинение по картине Мясоедова Страдная пора. Косцы 5 и 6 классКартина Григория Григорьевича Мясоедова «Косцы» рассказывает нам о жизни простого русского народа в 19 веке. Здесь изображена страдная летняя пора, когда на поле уже созрел урожай зерна
- Сочинение по картине Серова Девушка, освещенная солнцем 6 классКартина «девушка, освещенная солнцем» была написана Валерием Серовым в 1888 году, летом в усадьбе своих родственников. На портрете изображена двоюродная сестра художника Мария Симовичь, чьё изображение стало так популярным и известным
Великий постриг
Живописец оставил нам тип русской который по праву зовут «нестеровским». Невольно ловишь себя на мысли, что мужского типа он не создал. Мало того. Вглядываясь написанные Нестеровым в дореволюционную пору, замечаешь, что его женские образы художественно убедительнее, чем мужские. Там, где Нестеров стремится создать идеал мужчины, он, как правило, слащав и сусален. В картинах «Юность преподобного Сергия» (1892—1897), «Труды святого Сергия», «Мечтатели» (1903), «Лисичка» (1914) юноши и старцы навязчиво благостны и в чем-то фальшивы. Насквозь театрален и фальшив со святителями в «Святой Руси». Исключение из этого ряда, пожалуй, «Пустынник», более непосредственно увиденный в и непритязательный по своей сути.
В таких произведениях, как «Под благовест» (1895), художника выручает почти натурная, притом сознательно заостренная характерность персонажей. В споре между героями картины «За Волгой» Нестеров на стороне героини.
Образ купца, единственный в его творчестве, оказался психологически однозначным, почти плакатным. Выходец из купеческой семьи, Нестеров не мог не отдать должное «широте натуры» своего удалого молодца, но сердце его более чутко прислушивается к думам печально склонившей голову девицы.
Характеры, живущие не по расчету и умыслу, а по велению сердца, были ближе натуре художника. Песнь его души естественнее и непринужденнее «ложилась» именно на женский голос.
Стоит вспомнить «Христову невесту», 1887 и 1913 годов, «Великий постриг» (1897—1898), «Думы» (1900), «Лето» (1905), «Родину Аксаковых» и другие работы, чтобы убедиться: женские образы Нестерова глубже, полнокровнее и поэтичнее мужских. По сравнению с ними, мужские кажутся вымученными и предвзятыми.
Можно сказать, что первые — в творчестве художника — более эмоциональны, вторые более рассудочны. Любопытно, что отрок Варфоломей написан Нестеровым с девочки. В Русском музее хранится этюд девушки для «Юности преподобного Сергия».
Думается, это различие не случайно. Не выражает ли оно противоречие между проповедью художника и его живой натурой?
Ни на одном из своих автопортретов Нестеров не напоминает благостного отшельника — созерцателя, отрешенного от жизни. Напротив, он зезде внутренне активен, горд, страстен. Исследователи уже отмечали, что по характеру художник не похож на своих героев. Друг художника А. А.
Турыгин писал о Нестерове: «В обыкновенной, повседневной жизни он человек чрезвычайно энергичный, до крайности подвижной, зеегда бодрый, умеющий быть и серьезным и веселым…». В своих письмах Нестеров отнюдь не предстает отрешенным от мира и его суеты.
Он жаден до новостей и неустанно просит сообщать ему «про войну и мир, управу государей». Особенно его интересуют области «подведомственные 9 музам». Он весьма небезразличен к тому, что думают о нем его друзья и недруги! Он практически расчетлив и хорошо знает законы художественного рынка.
Приняв в своем искусстве на себя роль проповедника, Нестеров был предан избранной идее. Но значит ли это, что его служение всегда совпадало с его влечением? Рассудок художника был более «дисциплинированным», и его легче было убедить, чем чувство. И то, к чему влекло его чувство, подчас не вполне согласовывалось с проповедью благостного умиления и отрешенности от жизни.
Религиозная направленность в живописи
У Нестерова картины портретного жанра куда лучше получались, чем исторические иллюстрации. Будучи молодым, он пытался найти свою нишу в творчестве. И ему это удалось. Много путешествовал, изучал французское и византийское художественное искусство.
Любовь к природе помогла создать свой нестеровский стиль исполнения, поэтический и живописный. Оформление множества храмов (Спаса-на-крови в Петербурге, Владимирского в Киеве, Александра Невского в Абастумани) дало автору полное удовлетворение. Роспись носила величественный характер, мощь и энергетика передавалась в каждом штрихе. Михаил Нестеров, картины которого имели историко-религиозную направленность, получил признание и достиг успеха в мире искусства.
Семья художника была глубоко верующая. Со своей женой, Марией Мартыновской, Нестеров познакомился в Уфе. Они поженились и переехали жить в Москву. Родители были против этого брака, но молодых было не остановить. Прожили они в браке всего один год. Мария умерла после родов, но оставила после себя дочь Ольгу, которая в дальнейшем неоднократно позировала своему отцу. После смерти жены он хотел уйти в монастырь и служить Богу. Страшное горе повлияло на дальнейшую жизнь и творчество Нестерова. Картины, написанные им после ухода жены, выражали эмоции, пережитые им. Заставляли думать о личной трагедии и открывать душу. Его любовь к Марии изображена на холсте: «Христова невеста».
Автор попытался воскресить ускользающий образ, передать всю глубину человеческой жизни. Известное выражение «нестеровская девушка» (прототипом ее стала именно Мария Мартыновская) дошло и до наших дней. Идеал женственности, чистоты и красоты, отображённый на его холстах, не утратил своей актуальности.