Картина «тройка» в.г. перова: история создания и описание

LiveInternetLiveInternet

Тройка (Ученики мастеровые везут воду). В. Перов, 1866 год. | Фото: 900igr.net.«Тройка (Ученики мастеровые везут воду)» — невероятно эмоциональное полотно, созданное русским художником Василием Перовым. Трое деток, запряженные в сани, обреченно тянут огромную бочку с водой. Очень часто картину приводят в пример, говоря о нелегкой крестьянской судьбе. Вот только создание этой картины стало настоящим горем для обычной деревенской женщины.

Василий Григорьевич Перов — российский живописец XIX века. | Фото: filipoc.ru.

Василий Перов

уже долго работал над картиной. Была написана большая ее часть, не хватало только центрального персонажа, художник не мог найти нужный типаж. Однажды Перов прогуливался в окрестностях Тверской заставы и рассматривал лица мастеровых, которые после празднования Пасхи возвращались из деревень обратно в город на работу. Тут-то и увидел художник мальчика, который будет в последствие приковывать взгляды зрителей к его картине. Он был родом из Рязанской губернии и шел с матерью в Троице-Сергиеву лавру. Художник, возбужденный от того, что нашел «того самого», стал эмоционально упрашивать женщину разрешить ему нарисовать портрет сына. Испуганная женщина не понимала в чем дело и попыталась ускорить шаг. Тут Перов предложил ей пройти в его мастерскую и пообещал ночлег, т. к. узнал, что путникам негде остановиться.

Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Фрагменты картины В. Перова.

В мастерской художник показал женщине неоконченную картину. Она испугалась еще больше, мол, грех это – людей рисовать: одни от этого чахнут, а другие умирают. Перов уговаривал ее, как мог. Он приводил в пример царей, архиереев, позировавших художникам. В конце концов, женщина согласилась. Пока Перов писал портрет мальчика, мать рассказывала о своей нелегкой доле. Ее звали тетушкой Марьей. Муж и дети умерли, остался лишь один Васенька. Она в нем души не чаяла. На следующий день путники ушли, а художник вдохновлено заканчивал свое полотно. Оно получилось настолько проникновенным, что тут же было приобретено Павлом Михайловичем Третьяковым и выставлено в галерее.

Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Третьяковская галерея. | Фото: rsvpu.ru.

Четыре года спустя на пороге мастерской Перова снова появилась тетушка Марья. Вот только была она без Васеньки. Женщина в слезах рассказала, что ее сынок за год до этого заболел оспой и умер. Позже Перов написал, что Марья не винила его в смерти мальчика, но его самого не оставляло чувство вины за произошедшее. Тетушка Марья сказала, что проработала всю зиму, продала все, что у нее было, лишь бы купить картину, где изображен ее сынок. Василий Перов ответил, что картина продана, но на нее можно посмотреть. Он отвел женщину в галерею к Третьякову. Увидев картину, женщина упала на колени и зарыдала. «Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый!» — причитала она.

Тройка (Ученики мастеровые везут воду). Фрагмент картины В. Перова. | Фото: alchevskpravoslavniy.ru.

Лица власти: сатира, обличение

У жертв, вызывающих сострадание, есть обидчики, и они обладают отчет­ливыми социальными физиономиями. Достается помещикам, торгующим людьми, купцам и чиновникам, измывающимся над безответным собратом. Но больше всего сатирических и обличительных красок выпадает на долю представителей духовенства — от гротескного протодьякона на купеческих именинах до пьяного попа на крестном ходе. В картинах 1860-х годов столкновение положительных и отрицательных героев часто происходит назидательно-наглядно: позднее такие лобовые трактовки постепенно исчезнут и интонации картин станут сложнее.

Пейзажи: хмурые дни, бесконечные равнины, переходные состояния природы, открытие пленэра

До передвижников русский пейзаж редко бывал вполне русским: в нем преобладали чужие (чаще всего итальянские) мотивы и романтический набор красот: лунные ночи, закаты и рассветы, морские шторма и прочее. А в 1870-е годы, когда художники этой генерации впервые заинтересовались пейзажем, в фокусе, напротив, оказалось отечественное как нарочито бедное: размытые дождем дороги, неосвоенный простор, серое небо (особняком здесь стоит Шишкин с его любовью к изобильным хвойным лесам и прочему ландшафтному богатырству). Преобладающее время года — совсем ранняя, еще почти зимняя весна или пасмурная осень — плохая погода, впрочем, давала возможность применить пленэрные навыки. Преобладающая компо­зиция — горизонтальный разворот поля, болота или чахлого перелеска. Но уже в 1880-е годы у Саврасова, Левитана, Поленова и их учеников видовой и метео­рологический ассортимент пейзажей в значительной степени расширится. 

Натурщики

Автор произведения долго искал натурщиков для своей работы. Для фигур девочки и крайнего левого мальчика он их нашел. А вот для изображения центрального героя художник никак не мог «присмотреть» подходящего ребенка. Картина «Тройка» уже была написана более, чем наполовину, когда Перов встретил однажды на улице крестьянку с сыном, которые шли из рязанской деревни в монастырь. Когда он увидел мальчика, то сразу понял, что это именно та центральная фигура, которой не достает на полотне. Разговорившись с женщиной, мастер узнал, что зовут ее тетушкой Марьей, а ее сына — Васей. Судьба ее нелегка. Она похоронила всех своих детей и мужа, умерших от болезней и нужды. Двенадцатилетний Вася – ее единственная надежда и утешение. Выслушав горькую историю, Перов предложил женщине нарисовать ее сына. Та согласилась. Так на картине появился новый персонаж.

Выразительные средства

Картина имеет простой сюжет, но он несет большое эмоциональное напряжение. Для его описания художник использует сложные художественные средства:

  1. Единую тональность, передающую холод и чувство одиночества. Если на переднем плане присутствуют теплые оттенки, ближе к горизонту изображение становится более темным и холодным.
  2. Желтый цвет в виде небольших вкраплений и отдельных пятен. Окна кабака светятся тусклым желтым цветом. Он перекликается с цветом желтого неба, освещенного последними лучами солнца. Скоро темнота окутает весь город и скроет от взглядов дома, людей и сани. Теплые, на первый взгляд, оттенки не согревают, а несут тревогу и некоторую болезненность.
  3. Окружающее пространство написано широкими мазками. Для него автор использует темно-серые и коричневые цвета. Такой выбор палитры только усиливает ощущение тоски и делает картину печальной.

Полотно является наиболее зрелым и совершенным по художественному исполнению и описанным образам произведением Перова. На картине изображен один эпизод крестьянской жизни, глядя на который, зритель ощущает беспросветную нужду и тяжесть жизни крестьян в царской России.

Хоровые картины: народ как множество

Термин «хоровая картина» употребляется по отношению к большим полотнам, представляющим некое людское множество; в корпусе передвижнических работ они обретают популярность примерно с середины 1870-х годов. Картин­ными ситуациями, где в качестве коллективного героя присутствует «весь народ», могут быть сцены труда или проводов в армию, а также ярмарки и церковные праздники. И как раз в последних изгнанная, казалось бы, цветность палитры вновь обретает права. С одной стороны, это мотивировано апелляцией к национальному как положительному: тема русской красоты и русской стихии ярко проявится позднее, в творчестве живописцев следую­щих поколений — например, у Андрея Рябушкина или Филиппа Малявина. С другой же стороны, молебны и крестные шествия занимали значительное место в народной жизни — и здесь следование правде отчасти могло вступать в конфликт с антиклерикальными настроениями многих художников, обра­щавшихся к этой теме.

Бунтари

В 1870–80-е, реагируя на все более накаляющуюся общественную ситуацию — «хождение в народ», цареубийство, народовольческие процессы, — передвиж­ническое искусство, всегда чуткое к социальному, находит новых персона­жей — бунтарей. «Беглый» Савицкого, «Узник», «Осужденный» и «Оправдан­ная» Владимира Маковского, революционный цикл Репина, «Заключенный», «Всюду жизнь» Ярошенко и так далее. Явно сочувствуя своим героям, худож­ники все же в основном избегают крупных планов и слишком пристальных ракурсов (сочувствие сопряжено с опаской): образы такого рода не претендуют на типичность. 

Тройка

Одна из тем, которая присутствует на многих полотнах Василия Перова — тяжелая жизнь детей, и картина «Тройка» является ярким тому примером. На ней изображено трое детей в возрасте примерно 9-13 лет, которые впряглись в большие салазки с большой обледеневшей бочкой, наполненной водой. Дети из последних сил пытаются вытащить салазки на пригорок, борясь с порывами ледяного ветра, их лица измождены и печальны; кажется, будто мальчик в черном пальто вот-вот упадет без сознания. Улица, по которой движется эта мрачная процессия, пуста, лишь вдалеке виднеется спина случайного прохожего да несколько черных птиц, кружащих в серой вьюге. Вся картина выполнена в темных оттенках, которые подчеркивают трагичность сюжета. В описании картины Василия Перова «Тройка» можно прочесть, что, работая над будущим полотном, живописец создал два эскиза, один из которых сохранился до наших дней. Портал «Артхив» предлагает вам познакомиться с наброском к шедевру В.Г.Перова. Если сравнить его с готовой картиной, становится заметно, что художник существенно изменил облик своих персонажей, а также внес некоторые коррективы в композицию.

Набрасывая эскиз, Перов уделял особое внимание детским персонажам. Всей душой сострадая нелегкому положению подневольных крестьянских детей, он стремился вызвать у зрителя не только жалость, но и сочувствие

С этой целью он использовал весь арсенал доступных ему художественных средств: на эскизе мы видим, что истощенные детские лица прорисованы с особой тщательностью, граничащей с китчем. Впоследствии, выписывая детские персонажи на полотне, художник несколько смягчил их черты: готовая картина Василия Перова «Тройка» демонстрирует зрителям миловидные лица детей с выражением муки на них. На детях надето рваное тряпье, которое плохо защищает от холодного ветра, а обувь велика и затрудняет движения.

Процесс создания предварительного описания-эскиза был важен для Василия Перова: его картина «Тройка» являлась частью грандиозного замысла живописца, решившего посвятить свое творчество теме тяжелого существования простых людей. Художник тщательно отбирал кандидатуры натурщиков, которые соответствовали бы его замыслу, однако если модели для девочки и крайнего мальчика отыскались довольно быстро, то с центральным персонажем Перову долго не везло.

Наконец, однажды на улице он увидел мальчика, шедшего с матерью-крестьянкой, и уговорил мать разрешить сыну позировать. Спустя несколько лет она пришла в дом Перова и рассказала, что ее сын умер после болезни. Женщина хотела купить полотно в память о своем сыне, однако картину Василия Перова «Тройка» уже приобрел для своей коллекции П.Третьяков. Чтобы утешить мать, Перов написал для нее портрет сына в подарок.

Эскиз к известной картине В.Г.Перова хранится в Петербургском Русском музее. В 1999 году он вместе с перовской картиной «Бобыль-гитарист» был похищен злоумышленником, однако спустя некоторое время усилиями правоохранительных органов оба экспоната были возвращены музею.

Сочинение-описание Тройка Перова

Перов Василий Григорьевич русский художник в жанре пейзаж. Все свое детство его семья была в разъездах. В 20 лет Василий Григорьевич поступает в Москву. Там он учится в школе живописи и ваяния. Будущий художник хорошо учился, искусство давалось ему легко. Перова за время учебы награждали медалями за эскизы. Так же он бывал и за границей, но свое вдохновение он получал только будучи в России. За всю свою жизнь (художник прожил 48 лет), он написал большое количество прекрасных работ. Одна из таких работ это картина «Тройка». Данная картина написана художником в 1866 году. Ею художник хотел показать народу тяжелый детский труд того времени.

В то время семьям с детьми жилось очень тяжело, так как родители не могли прокормить их. Тогда им приходилось отдавать своих детей в помощники мастерам в город. Родители надеялись, что так их дите будет иметь право на жизнь. Помещик выделял ребенку жилье и еду, но мало кто представлял какую непосильную работу, выполняли дети. Да, их действительно кормили, и у них была крыша над головой. Но еще солнце не всходило, а им нужно было идти и работать. Большинство не выживало в таких условиях.

Своей картиной художник хотел показать именно эти трагические моменты жизни. На полотне изображены дети, которые тянут повозку с водой и кто-то сзади помогает толкать вперед.

В картине преобладают мрачные и серые тона. Глядя на бедных детей, хочется плакать. Страшно представить как им сейчас тяжело. Повозку тянут два мальчика и одно девочка. Они изо всех сил тянут ее на бугор. Шеи их распахнуты, а на улице зима и мороз. Посмотрите на снег. Даже он в картине не белый, он серый. Художник хотел передать такой цветовой гаммой все настроение картины. Что нет ничего светлого в жизни детей.

Они тянут повозку с водой через весь город

Обратите внимание, что ни на одном здании художник не изобразил окон или дверей. Этим он хотел показать безысходность детишек

Вдалеке, ближе к горизонту, виднеются птицы и все небо затянуто туманом. Скорее всего, это ранее утро. Помещик разбудил детей, что бы они притянули воды с реки. Впереди них бежит дворовой пес. Но даже он не приносит картине радость. Взгляните на тяжелые лица детей. Они изморены. Возможно, ребята еще даже не ели.

Страшное время было. У детей не было детства. С малых лет они были прислугой и рабами. Самое страшное, что большинство детишек долго не протягивали в таком темпе жизни и погибали.

4 класс Занков, 6 класс обществознание

Среда обитания: кабак, ночлежный дом, неправедный суд

Герои картин толпятся перед зданием мирового суда, у острога, кабака или ночлежного дома. Городская натура у передвижников практически не бывает собственно городской: в ней не просто нет никаких урбанистических примет, но и отобрана она путем своего рода отрицательной селекции — только та, которая враждебна персонажам или пагубна для них. Уникальный случай — картина Перова «Последний кабак у заставы», где, вопреки обычной в подоб­ных сюжетах повествовательности, трактовка темы предвосхищает будущий экспрессионизм: сани, лошади, фигура женщины, ждущей мужа, теряются в живописном сумраке, прорываемом лишь зловещим желтым светом окон питейного заведения.

Советы школьникам при написании сочинения

При описании картины Перова «Тройка» нельзя не обратить внимание на тяжелую эксплуатацию детского труда. В 1866 году люди еще не знали автомобилей

Передвигаться им помогали лошади, оптимальное количество которых в повозке равнялось трем. Лошадь в центре называли коренником, а животных по бокам — присяжными. В картине Перова особая упряжка. На лошадях здесь решили сэкономить и впрягли в повозку детей (учеников мастеровых с незавидной судьбой).

Готовясь к эссе по картине, ребятам следует ознакомиться с жизнью простого народа во второй половине XIX века. В этом окажут помощь исторические источники, Википедия, а также произведения А. П. Чехова «Ванька», Н. А. Некрасова «Плач детей» и Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик». Хорошо справиться с литературной работой помогут ответы на такие вопросы:

  1. Какие мысли и чувства вызвала картина?
  2. Какова причина, по которой Перов отразил на полотне непростую жизненную ситуацию?
  3. Что за время года на холсте?
  4. Какими автор изобразил детей, что выражают их лица?
  5. Кто помогает детям в их нелегком труде?
  6. Какие оттенки красок преобладают на полотне, почему так решил мастер?
  7. Есть ли влияние серости зимнего утра на общее впечатление, которое возникает при взгляде на полотно?
  8. О чем рассказывает картина, на какие мысли наводит?

Используемые слова

Отлично написать работу поможет орфографическая подготовка, умение подбирать синонимы, использовать средства выразительности. Чем глубже школьник изучит характер эпохи, которую хотел изобразить художник, тем более достоверно и глубоко сможет передать отношение к картине в своем литературном труде. При описании персонажей и событий можно руководствоваться следующей подсказкой:

  • лица детей — утомленные, усталые, полусонные, страдальческие, добрые и нежные, но измученные;
  • одежда — ветхая, рваная, с чужого плеча;
  • дорога — грязная, скользкая, непростая, заснеженная;
  • бочка — тяжелая, обледенелая, огромная, грязная;
  • стены монастыря (крепости) — мрачные, каменные, неприветливые, суровые;
  • удаляющийся прохожий — невнимательный, безжалостный;
  • помощник — прохожий, который очень хочет помочь ребятам, но он слишком слаб;
  • собака — сердитая, свободная;
  • птицы — улетающие, тревожные.

https://youtube.com/watch?v=R9Zt2neQhMg

Краткий план

Предварительная подготовка к работе включает написание плана. При следовании ему школьник может максимально подробно описать картину и выразить свое отношение к ней. Обязательно следует включить следующие пункты:

  1. Время года на картине, погода, ноша ребят. — Пик зимы и непомерная ноша (обледенелая бочка).
  2. Что можно сказать о ребятах, их настроении, кто им помогает? — Страдание на лицах, пытается помочь прохожий (ему можно придумать имя — Григорий, Иван или любое другое).
  3. О чем заставляет задуматься холст? Какие вызывает чувства у детей? — О том, какое тяжелое детство было у их сверстников полтора века назад.

Картина «Тройка»: описание

Данное произведение было написано автором в 1866 году. Это было сложное для России время. Крепостное право уже отменили, но это не поправило бедственного положения русского крестьянства. Жизнь его по-прежнему была нищей и обездоленной. Многих мастеров искусства тогда волновала тема социального неравенства, бесправия и бедноты крестьян, принуждения платить «слезинкой ребенка» за некие жизненные блага.

Это и отразил в своей картине художник. В центре нее изображены трое детей (учеников мастеровых), везущих огромную обледенелую бочку воды. Это два мальчика и девочка. На дворе зима, смеркается, на дороге – гололедица. Резкий холодный ветер раздувает их плохонькую одежонку. Выливающаяся из бочки вода тут же превращается в сосульки. Как холодно детям, должно быть, в такой мороз!.. Видно, что они совершенно выбились из сил. Какой-то добрый человек помогает им втащить бочку на пригорок. Повозку сопровождает собака, которая бежит немного справа перед детьми. Картина написана в мрачных серо-коричневых тонах. Даже снег вокруг темный. Тем самым мастер желал показать зрителю всю серость, безысходность и ужас ситуации, когда малолетние дети вынуждены выполнять такую черную работу. Обстановку также нагнетает заледенелая пустынная улица. С чем ассоциируются герои картины у зрителей? Само название ее говорит о том, что труд этих ребятишек можно сравнить с работой лошадей. У публики рассматриваемое произведение вызывает острую жалость к бедным деткам, на долю которых выпала такая нелегкая участь.

Описание полотна

На полотне отсутствует большое количество персонажей и пестрые краски. Сюжет раскрывается за счет драматизма и обобщения. В работе художник показал жизнь бедного человека и невозможность изменить существование к лучшему. На картине изображена окраина небольшого провинциального городка. Вдали виднеются столбы городских ворот с двуглавыми орлами и зимняя дорога со следами полозьев, уходящая далеко за горизонт. От картины веет холодом и безысходностью.

На переднем плане художник изобразил крестьянские сани. Запряженные лошади медленно жуют сено. Рядом стоит небольшая черная собака, которая ждет, когда откроются двери и покажется ее хозяин.

В санях сидит закутанная в платок молодая крестьянка. Одинокая женская фигурка съежилась от холода. Женщина терпелива и покорна в своем ожидании. Образ вызывает щемящую тоску и скорбь от тяжелой доли, приводящей людей в поисках забвения в кабак. Картина имеет единственный источник освещения — тусклые замерзшие окна неприглядных домишек.

Художник позволяет зрителю самостоятельно представить происходящее действие. Крестьяне, приехавшие на заработки в город, возвращаются домой. Они остановились в кабаке, где пропивают заработанные деньги. Символично название питейного заведения — «Расставание». Перов выбрал его неслучайно. Кабак у заставы — символ расставания с верой в лучшее и надеждой на счастливую жизнь. Вдали виднеется церковь и силуэты городских строений.

Значительную часть полотна занимает дорога. Для автора она является символом жизни простого человека. Она, как и вся жизнь бедняка, проходит между кабаком и церковью. Покрытый снегом путь теряется из виду. Зритель не видит его продолжения. Только одинокие сани вдалеке скрываются из виду, увозя домой путника.

Общее настроение художник передает с помощью изображения снега. Он становится основной деталью картины. На переднем плане снег яркий. Он как будто предлагает задержаться и внимательно рассмотреть полотно. Вдали снежный покров четко очерчивает границу видимого пространства, лишая его бескрайности.

Несколько слов об авторе полотна

Картина «Тройка» — это, пожалуй, одно из самых эмоциональных и известных произведений художника Василия Григорьевича Перова. Он родился в городе Тобольске. Когда его родители переехали в Нижегородскую губернию, будущий великий мастер поступил на обучение в Арзамасское уездное училище. Там же он с перерывами учился в художественной школе, закончить которою Василию так и не удалось. Зато позже будущий художник получил образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. За свою жизнь мастер написал множество замечательных картин. Среди них такие работы, как «Приезд станового», «Мальчик-мастеровой», «Плач Ярославны» и многие другие.

Жанр и история создания

Социальное неравенство, внутренняя мораль и нравственность — главные темы, которые поднимал в своем творчестве Василий Григорьевич Перов. «Последний кабак у заставы» — картина, показывающая тяжелую долю и безысходность простого человека, не стала исключением.

Картина близка по духу к другим работам живописца:

  • «Мальчик-мастеровой»;
  • «Тройка»;
  • «Проводы покойника».

Они вызывают у зрителя сочувствие и сострадание к тяжелой доле бедняка. Картину «Последний кабак у дороги» Перов написал в 1868 году. Она представляет собой жанровую сцену из жизни простого человека. На полотне не видно конфликта или динамичного сюжета. Происходящее статично. Оно только вызывает широкую гамму чувств: безысходность, тоску и грусть, которые долго не покидают зрителя.

Описание картины «Тройка»

На переднем плане холста изображены трое детей в одной упряжке. По краям мальчик и девочка, примерно одногодки. В центре – подросток, года на два постарше. Ребята тянут за собой на санях огромную бочку с водой, которая нависает горой над бедной троицей.

Лица выписаны фронтально. Робкие, усталые, беззащитные, они обращены к зрителю. Однако каждый персонаж смотрит в свою сторону. Мальчик слева, кажется, вот-вот упадет от изнеможения: мышечные жилки на его детской шее по-взрослому напряглись, взгляд потух. Девочка справа прикрыла глаза веками – то ли от леденящего ветра, то ли от безнадежности. Она напоминает юную библейскую страдалицу. И только в центральном герое еще чувствуется некая целеустремленность, желание довести непосильное дело до конца.

Бегущая рядом дворняга также не выказывает игривого расположения духа. Оскал на ее морде – посильный протест непогоде и своей бездомности. Дети одеты и обуты в дырявые родительские обноски. Они никак не защищают тело и душу от леденящего зимнего ветра. О нестерпимом холоде красноречиво свидетельствуют застывшие по краям бочки сосульки.

Фигура взрослого мужчины, подталкивающего сани, только усугубляет неадекватность детских усилий от возложенной на них ноши. Дети измотаны. На их лицах проступают отчаяние и безысходность.

Картина выполнена в блеклых, темных тонах. Даже снег на полотне серый и грязный. Одни специалисты предполагают, что действие происходит ранним утром, другие – на закате дня. Но все сходятся во мнении, что будь то утро или вечер, в любом случае, они одинаково беспросветные. От «Тройки» Перова веет пронизывающим холодком даже сегодня, в теплом зале Третьяковки.

Перов В.Г. «Тройка» («Ученики мастеровые везут воду»)

Зал 17

Картина Василия Перова «Тройка» не оставит равнодушным ни одного зрителя. Жалость и сострадание, возмущение несправедливостью и невозможность как-то помочь детям, — эти чувства испытает любой человек, увидевший картину.

На полотне Перова мы видим, как девочка и два мальчика, выбиваясь из последних сил, везут бочку воды. Ветер пронизывает насквозь их ветхую одежду. Мороз, пролитая вода тут же превращается в сосульки. Жалостливый прохожий помогает детям преодолеть пригорок, покрытый коркой льда. Впереди бежит собака, но и она не прибавляет радости происходящему. Картина написана в серо-коричневых тонах, тем самым автор хотел передать серость и низость того бездушного времени.

Картина написана в 1866 году и хотя к этому времени крепостное право было уже отменено, положение крестьян оставалось бедственным. Большинство из них жило в нищете, голодало, а детский труд использовался повсеместно.

Название работы «Тройка» вызывает мысль о тройке лошадей и невольно добавляет драматичности в картину. Действительно, трое изможденных детишек, запряженных в повозку, подобно тройке лошадей, в ужасных условиях выполняют тяжелую непосильную физическую работу.

Другое название картины — «Ученики мастеровые везут воду». Отдать детей в город, к мастеровому, считалось большой удачей. Но часто мастеровые нагружали детей непосильной работой. Именно такой случай и изобразил художник.

Василий Перов очень тщательно подбирал натурщиков. Девочку и мальчика, изображенного с края, Перов нашел сразу. А вот мальчика, нарисованного в центре композиции, ему долго пришлось искать.

Как-то раз он встретил женщину с сыном 10–12 лет, подходившего для картины, которую уже наполовину написал художник. Женщину звали Марьей, она рассказала, что ее муж и все дети, кроме Васи, умерли и вся ее надежда была только на единственного оставшегося ребенка. С разрешения матери художник изобразил мальчика в центре композиции.

Через несколько лет Марья нашла Перова и рассказала ему, что Вася заболел и умер. Она продала всё, что у нее было и собрала немного денег. Марья умоляла художника продать ей картину.

К тому времени полотно находилось в Третьяковской галерее и выкупить его было невозможно. В память о сыне Василий Перов написал для матери портрет Васи.

Своей картиной «Тройка» Василий Перов обращает внимание общества на судьбу обездоленных детей, поднимает вопрос о неравенстве, бесправии и бедноте крестьян

Основная идея

Автор картины «Тройка» здесь обращается к теме детского труда в России тех лет. Сейчас нам сложно представить ситуацию, когда это было вполне законным и абсолютно нормальным, с точки зрения существовавшего тогда строя, явлением. Сколько же горечи и боли в названии произведения! Нам более привычно называть тройками группу резвых лошадей, несущихся с большой скоростью по широким бескрайним просторам России. А тут бедные и измученные дети, вынужденные тянуть непосильную ношу в морозный день. Многие городские мастеровые тогда нагружали своих учеников подобной тяжелой работой. Дети в таких адских условиях часто болели и умирали. Глядя на картину, можно живо представить себе всю безысходность ситуации

Именно на это хотел обратить внимание общества художник. Произведение никого не оставит равнодушным, заставит быть добрее к людям и не позволит пройти мимо и не увидеть рядом с собой обездоленности и нищеты

Знакомство с картиной

Описание картины «Тройка» следует проводить после знакомства с ситуацией, изображенной художником. Наступило раннее зимнее утро, которое поражает серостью и беспросветностью. Город еще только освобождается от оков сна, а по заснеженной улице трое ребятишек тянут большую бочку. Их разбудили ни свет ни заря и отправили за водой. Она выливается из бочки, попадает на одежду и быстро замерзает. Это приносит измученным детям дополнительные страдания.

На картине трое ребят 8—12 лет. На их измученных лицах отражаются все тяготы, присущие работе учеников мастеровых. Промозглый ветер раздувает прохудившуюся одежонку. Мальчику слева особенно тяжело

Возможно, он неважно себя чувствует из-за простуды или тяжело болен. В те времена детская смертность от чахотки, вызванной морозом и повышенной влажностью, была не редкостью.

Сзади взрослый человек помогает ребятам, толкая бочку. Впереди бежит дворняжка. Очевидно, что она знает детей и хочет оказать им поддержку. Она скалится на сумеречное утро, пронизывающий холод и снег под ногами, словно желает защитить друзей от трудностей и лишений.

Окружающий «тройку» пейзаж угнетает своей безысходностью и серостью. Нечетко и размыто изображены монастырские стены и силуэт мужчины, который помогает детям катить бочку. Мрачные краски полотна акцентируют черные птицы на заднем плане. Возможно, это вороны. Их крики и колокольный звон — единственное, что сопровождает детей унылым серым утром.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Музеи мира
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: